Церковь санта мария делла салюте

Санта-Мария-делла-Салюте: внешний облик и внутреннее убранство

Как замечают некоторые архитекторы, церковь Санта-Мария-делла-Салюте внешне выглядит очень изящно, впрочем, как и большинство зданий Венеции. Она представляет собой восьмигранное строение, выполненное в стиле Барокко, с центральным белым куполом-полусферой, установленным на, так называемый, барабан с пятнадцатью ребрами, в котором видны парные окна в обрамлении арок. Кроме этого, на Базилике построен еще один купол небольшого размера. Весь фасад строения украшен многочисленными декоративными элементами: тимпанами, пилястрами и скульптурами (архангела Михаила, Иоанна Предтечи и Девы Марии).

Оказавшись внутри храма, первое, на что обращает внимание практически каждый турист, это огромное внутренне пространство церкви, высокие колонны, постепенно переходящие в пилястры и поддерживающие купол. К слову, высота купола составляет 60 метров

Притягивает внимание путешественников и мраморный пол, выложенный концентрическими кругами, и расположенные по периметру базилики шесть капелл. Конечно же, центральное место собора Санта-Марии дела Салюте занимает алтарь. На нем изображена Мадонна с младенцем, это работа является творением первого архитектора Лонгена. Левее можно увидеть аллегорическое изображение самой Венеции, а справа — Девы Марии, изгоняющей чуму из города на воде. Над алтарем размещена икона Мадонны делла Салюте (Богоматерь-целительница), которую специально для венецианской церкви привезли из Базилики Святого Тита, расположенной на острове Крит.

Вид на главный вход с площади перед собором

В стенах собора Санта-Марии-делла-Салюте хранится картина, написанная Тинторетто «Брак в Кане», датируемая 1561-м годом. Также есть алтарные образа, принадлежащие итальянскому живописцу Луке Джордано. Это всем известные росписи «Рождество», «Вознесение» и «Введение Девы Марии в храм». Хотелось бы заметить, что внутреннее убранство собора Санта-Мария делла Салюте это, в основном – живописные картины. Так, кроме уже вышеперечисленных, на стенах храма имеются картины Тициана, на которых итальянец изобразил евангелистов. Невозможно пройти мимо полотен, написанных величайшими художниками на библейские сюжеты. Это «Сошествие Святого Духа», «Жертвоприношение Авраама», «Давид, убивающий Голиафа» и «Каин и Авель».

Легенда церкви Санта Мария дель Пополо

По одному из преданий города Рима, церковь Святой Марии del Popolo появилась на этом месте «благодаря» Нерону, точнее призраку ужасного императора. Легенда гласит так: давным-давно, в далекие средние века в районе площади дель Пополо стал появляться призрак Нерона, внося смуту и страх в людские души.

Церковь Святой Марии дель Пополо на пьяцца дель Пополо в Риме

Поговаривали, что именно здесь был похоронен жестокий император, оставшийся в памяти предков лишь как гонитель христиан, сжегший великий город. Чаще всего признак ненасытного Нерона видели на ореховом дереве, растущем на площади. Паника, нагоняемая жутким призраком, заставила народ обратиться к Папе Пасхалию-II за помощью и защитой. И, вот в одну ночей 1099 года привиделась Папе Римскому во сне Пресвятая Дева Мария, повелевавшая срубить это дерево. Пасхалий-II это исполнил в точности, и как уверяют, собственноручно.

Статуя Христа в церкви Санта Мария дель Пополо

На этом же месте он нашел человеческие кости, которые выбросил в Тибр, а на этом месте приказал воздвигнуть часовню в честь Девы Марии, чьим покровительством Рим избавился от кошмарного призрака Нерона. Кроме того, как раз к этому времени крестоносцы в очередной раз освободили Иерусалим, что явилось дополнительным основанием для восхваления Девы Марии.

Фасад церкви Санта Мария дель Пополо

Народная молва утверждает, что для этой часовни деньги на строительство собирали всем миром, именно поэтому и площадь, и одноименная церковь названы «del Popolo», то есть «народные».

Архитектура и внутреннее убранство собора

Санта-Мария-делла-Салюте поражает своим внушительным размером и изысканной архитектурой, выполненной в стиле барокко. Базилику отделяют от воды Гранд-канала мраморные ступени невысокой лестницы. Конструкция храма довольно необычная для традиционного зодчества религиозной Венеции. Восьмиугольное здание увенчано огромным медным куполом высотой 60 метров, который опирается на большие столбы, окружённые шестью капеллами. Издали сооружение выглядит очень грандиозно. Днём под лучами солнца мрамор сияет, а ночью стены отражают воды канала. С южной стороны церкви сделана пристройка, образующая апсид, в которой расположен главный алтарь. Его венчает купол только меньшего размера. Позади сооружения высятся две колокольни.

Между рёбрами многогранной кровли находятся 15 арочных окон, благодаря которым внутренний объём храма днём наполняется светом. Фасад собора украшен карнизом, контрфорсами, колоннами, барельефами и беломраморными статуями. Главный вход в храм построен в виде триумфальной арки, окаймлённой скульптурами Богородицы, архангела Михаила, Иоанна Предтечи, ветхозаветных царей и пророков.

Просторный и светлый внутренний зал оформлен арочными перекрытиями, которые поддерживаются пилястрами. Роскошное внутреннее убранство поражает своим величием и красотой. Пол покрыт мраморной плиткой, образующей замысловатые концентрические круги. Главной концепцией святилища является насыщенное декорирование капелл художественными панно, изображающие религиозные сюжеты, скульптурами и колоннами с барельефами на помосте.

Основная религиозная композиция собора находится в главном алтаре. Здесь установлена икона «Мадонна дела Салюте», вывезенная с острова Крит в 1670 году во время войны Венецианской республики с Турцией. Образ заключён в мраморное обрамление. Над иконой расположены небольшие статуи, создающие собой сюжетную линию в аллегоричной форме. Венецию символизирует молодая девушка, которая взывает о помощи Мадонну с ребёнком на руках. Справа от них можно увидеть пожилую женщину в лохмотьях, олицетворяющую чуму, которая стремглав убегает от маленького ангела. Данную скульптурную композицию создал известный мастер Джусто Лекур в 1674 году.

Базилика восхищает обилием произведений великого венецианского живописца Вечеллио Тициана. Его изумительные полотна на библейские темы украшают свод огромной ризницы. Это такие картины, как: «Каин и Авель», «Давид и Голиаф», «Жертвоприношение Авраама». Особого внимания заслуживает один из самых ранних его шедевров, написанный в 1510 году — «Святой Марк на престоле». Художник талантливо изобразил сцену мольбы врачей, обращённой к апостолу Марку, о спасении от чумы святых Роха и Себастьяна, являющимися покровителями тяжелобольных людей. Главное панно Тициана, которое украшает святыню — «Сошествие Святого Духа на апостолов». Картина расположена в главном алтаре.

Базилика хранит три уникальных алтарных образа работы неаполитанца Луки Джордано: «Вознесение Девы Марии», «Рождество пресвятой Богородицы», «Введение Девы Марии в храм». Данные росписи он создавал по собственным фантазиям за довольно-таки короткие сроки, за что получил прозвище «Лука, работающий быстро»

Искусная работа Якопа Тинторетто «Брак в Кане Галилейской» непременно привлечёт внимание посетителей храма. Полотно описывает брачный пир по мотивам евангельского сюжета

На заднем плане картины во главе стола восседает Христос, превративший воду в вино. Художник выдвигает вперёд образы водоносов, которые обслуживают гостей.

Архитектура[править | править код]

В XII в. на этом месте стояла небольшая церковь. Папа Сикст IV повелел в 1482 году её расширить, а папа Александр VII пригласил архитектора Пьетро да Кортона создать новый фасад. Архитектор создал в 1655—1657 годах выдающуюся композицию в стиле барокко: полуциркульную колоннаду на ступенчатом подиуме с неравномерно поставленными, слегка сдвоенными колоннами. При взгляде с улицы, в ракурсе, аритмичность колонн усиливается, создавая истинно барочное впечатление. В верхней части фасада также по-барочному контрастно сочетаются выпуклые и вогнутые поверхности, колонны и пилястры, треугольный и лучковый фронтоны. Однако самое замечательное — клуатр небольшого монастыря, возникшего при церкви под тем же названием. Внутренний двор монастыря Санта Мария делла Паче был создан в 1504 году Донато Браманте. Это одна из ранних работ выдающегося мастера, основоположника архитектуры римского классицизма XVI века. Клуатр имеет отдельный вход с западной стороны церкви. идеальные пропорции создают ощущение тихой гармонии и покоя. Нижний ярус оформлен аркадами с пилястрами; верхний — чередующимися через одну колоннами и пилонами ионического ордера. Каждая колонна верхнего яруса соответствует средней оси арки нижнего. Это создаёт сложный полифонический ритм, не нарушающий, однако, общей гармонии композиции .

План интерьера необычен. Он включает короткий прямоугольный неф и октогональный хор. Арку первой капеллы справа от входа — капеллы Киджи (итал. Capella Chigi) — украшает фреска работы Рафаэля, созданная в 1514 году по заказу банкира Агостино Киджи. Композиция представляет четырёх сивилл: (Кумскую, Персидскую, Фригийскую и Тибуртинскую) в окружении ангелов. В фигурах сивилл очевидно влияние росписей Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана, которые изучал в это время Рафаэль.

Бесплатные церкви

Я упоминала, что в Венеции около 150 церквей. Десятая часть из них входит в список Хорус. Что же с другими?

Большинство из них бесплатные, и тоже хранят шедевры венецианских мастеров. Некоторые из них  поразительные.

Каждая церковь снабжена табличкой, где, помимо названия церкви и времени ее основания, перечислены художники, чьими работами она украшена.

Вот табличка на церкви Святого Пантелеймона

Обратите внимание на перечень художников

Посмотрите на знаменитый свод церкви Сан-Панталоне. Художник Фумиани на плоской поверхности потолка создал эффект большого объема, распахнутого ввысь. Этот свод он расписывал 24 года. В самом конце, когда работа была почти закончена, художник сорвался с лесов и разбился. Вот такая судьба!

Фрески на потолке в церкви Святого Пантелеймона

Так что, если нет лишних денег на Хорус-пасс или мало времени, для первого раза вполне можно ограничиться бесплатными церквями.

Вот какие из бесплатных церквей я порекомендовала бы посетить:

В первую очередь – собор Святого Марка. Да, он абсолютно бесплатен, но тут надо подстраиваться под службы. Вход в собор то с левого портала, то с неприметной дверцы за левым углом. Некоторые охранники пускают посетителей и во время службы. Если при вас рюкзачок, то его надо будет сдать (охранник укажет, куда).

А что за большая очередь к центральному входу в собор Сан-Марко? А это на Лоджию Кавалли, открытую верхнюю галерею собора (там, где стоит квадрига) и в музей собора. То есть сразу от центрального портала идет подъем по крутой лестнице на галерею (а вовсе не в сам собор). По дороге вас обилечивают (вход на галерею и в музей стоит 5 евро), и вы выходите наружу, к медным коням.

Безусловно, побывать там стоит. С лоджии открывается замечательный вид на площадь Сан-Марко. Можно вблизи рассмотреть мозаики над порталами.

Музей небольшой. К тому же вы увидите собор сверху.

Собор Сан-Марко с верхней галереи

Так что при случае сходите. Тем не менее, кто-то вполне может удовольствоваться посещением только собора, без музея и галереи. Особенно если на галерею большая очередь.

Церковь Сан-Заккария. Ослепительно прекрасна. Единственная в своем роде. Стены ее расписаны с пола до потолка — вы словно оказываетесь внутри богато украшенного ларца.

Впрочем, здесь тоже есть платная часть – за полтора евро вы можете посмотреть еще две часовни (самые ранние) и спуститься в крипту, где находятся захоронения 8-ми дожей. Сходите.

Купол одной из часовень

Однако главное богатство церкви – шедевр Джованни Беллини «Мадонна с младенцем» — выставлен на всеобщее обозрение (с левой стороны, по центру).

Церковь Мадонна дель Орто. Находится в стороне от туристических троп, в районе Каннареджо, но советую ее все же отыскать.

Красивый внешний облик – красный кирпич словно обвязан по контуру белым кружевом.

Внутри — великолепные, полные экспрессии и внутреннего напряжения работы Тинторетто.

«Введение Девы Марии во храм» Тинторетто

В этой церкви Тинторетто был крещен, в ней он и похоронен.

Есть здесь картина Тициана «Товий и ангел».

«Товий и ангел» Тициана

Сан-Тровазо – эту церковь я бы выделила за «атмосферу» окружения. Прямо-таки кусочек деревни посреди города (заходить строго со стороны набережной Заттере)

Церковь Санта Мария делла Салюте – не скажу, что внутри она такая же потрясающая, как снаружи. Но ее трудно миновать. Эта восьмиугольная в плане церковь так монументально стоит в конце Гранд-Канала, что поневоле притягиваешься. При церкви есть музей (4 евро).

В церкви есть 4 картины Тициана

Фрагмент «Сошествие Святого Духа на апостолов» Тициана

История [ править ]

Начиная с лета 1630 года на Венецию обрушилась волна чумы , и до 1631 года погибла почти треть населения. В городе погибло 46 000 человек, тогда как в лагунах их было намного больше, около 94 000 человек. Неоднократные демонстрации причастия, а также молитвы и шествия в церквях, посвященных Сан-Рокко и Сан-Лоренцо Джустиниани, не смогли остановить эпидемию. Повторяя архитектурный ответ на предыдущее нападение чумы (1575–1576 гг.), Когда Палладио попросили спроектировать церковь Реденторе , Венецианский сенат 22 октября 1630 г. постановил построить новую церковь. Он должен был быть посвящен не просто «чуме» или святому покровителю, а Деве Марии , которая по многим причинам считалась защитницей Республики.

Санта-Мария-делла-Салюте на Гранд-канале

Воспроизвести медиа
Морская прогулка по Гранд-каналу мимо Санта-Мария-делла-Салюте.

Также было решено, что Сенат будет посещать церковь каждый год. 21 ноября отмечается праздник Сретения Богородицы, известный как Festa della Madonna della Salute , городские официальные лица проходят парадом от Сан-Марко до Салюта для благодарственной службы за избавление от чумы. Это включало пересечение Большого канала по специально построенному понтонному мосту и до сих пор является важным событием в Венеции.

Желание создать подходящий памятник в месте, обеспечивающем легкий доступ для процессий с площади Сан-Марко, привело сенаторов к выбору нынешнего места из восьми возможных. Это место было выбрано частично из-за его связи с Сан-Джорджо , Сан-Марко и Иль Реденторе, с которыми он образует дугу. Salute , символизирует благочестие города, стоит рядом с рустованный одного рассказа таможни или Догана да Мар , эмблема своей морской торговли, а также недалеко от общественного центра города. Спор с патриархом, владельцем церкви и семинарии на этом месте, был разрешен, и к 1631 году начался снос некоторых построек. Вероятно, дипломат Паоло Сарпи и ДожНиколо Контарини разделял намерение связать церковь с орденом, менее тесно связанным с патриархатом, и в конечном итоге Сомаскские отцы, орден, основанный недалеко от Бергамо венецианским дворянином Джеромом Эмилиани , были приглашены для управления церковью. [ необходима цитата ]

Был проведен конкурс на проектирование здания. Из одиннадцати представленных работ (включая проекты Алессандро Варотари , Маттео Игноли и Бертео Белли) только два были выбраны для финального раунда. Архитектор Бальдассаре Лонгена был выбран для проектирования новой церкви. Окончательно он был завершен в 1681 году, за год до смерти Лонгены. Другой проект для выхода в финальный раунд был разработан Антонио Смеральди ( il Fracao) и Замбаттиста Рубертини. Из до сих пор сохранившихся предложений первоначальные планы Белли и Смеральди были обычными линейными церквями контрреформации, напоминающими Redentore и San Giorgio Maggiore Палладио, а планы Варотари представляли собой схематичную геометрическую абстракцию. Предложением Лонгены был конкретный архитектурный план с подробным описанием структуры и затрат. Он написал:

Позже в меморандуме он написал: «Во-первых, это девственная работа, никогда прежде не виданная, любопытная, достойная и прекрасная, выполненная в виде круглого памятника, которого никогда не видели, и никогда прежде не изобретали, ни вообще, ни отчасти в других церквях этого самого безмятежного города, как и мой конкурент ( il Fracao ), будучи бедным изобретателем, сделал это в своих интересах ».

«Салют», хотя и является во многих отношениях новым, все же показывает влияние палладианского классицизма и куполов Венеции. Венецианский сенат проголосовал 66 за, 29 против при 2 воздержавшихся, чтобы утвердить дизайн 26-летнего Лонгена. В то время как Лонгена считал эту структуру похожей на корону, декоративное круглое здание больше походило на реликварий , киборий и вышитую перевернутую чашу, которая укрывает благочестие города. [ необходима цитата ]

орган

Орган был построен в 1782/83 от органа строителя Франческо Dacci и переработан в начале 19 — го века органа строителя Джакомо Баззани. В приборе 23 регистра на два мануала. Верхнее руководство (Organo primo) имеет 59 клавиш, нижнее руководство (Organo secondo) 30 клавиш. Педали прикреплены и надежно соединены с первой инструкцией, где регистры педали также созданы. Особенностью является регистр «Тамбуро», который активируется отдельной кнопкой педали.

I Органо Примо C, D, E, F — d 3
Voce Umana
Флауто в VIII (B / D)
Труба (B / D)
Флауто в XII (B / D)
Корнетта (D)
Руководители (B / D)
Оттава
(Продолжение)
Quintadecima
Дециманона
Vigesimaseconda
Вигесимасеста
Вигесиманона
Trigesimaterza
Trigesimasesta
Педаль C, D, E, F — h
Контраббасси
Оттава
Duodecima
Quintadecima
Тромбоны
II Органо Секондо a –d 3
Voce Umana
Руководители
Корно Инглезе
Флауто в VIII

История строительства собора

В XVII веке население Венеции подверглось нашествию чумы. Медицина средневековой Европы ещё не познала природу микробной палочки, вызывающей эту болезнь, поэтому венецианцы предполагали, что всему виной отравленный воздух. Основными мерами защиты от чумы являлись карантинные лагеря для кораблей, стоящих на рейде в лагуне, а также маски с длинными носами. Такие методы защиты от инфекции носили чисто психологический характер и не приносили эффекта. Ужасная пандемия унесла более 100 000 человеческих жизней.

Многие считали, что кошмарная инфекция это небесная кара, посланная наказать венецианцев за людские грехи. Согласно преданию, правительство Венецианской республики от безысходности и отчаяния дало обет пресвятой Деве Марии. Было обещано, что если она поможет избавить Венецию от страшной болезни, то в честь неё будет воздвигнут величественный собор. В результате произошло чудо — чума отступила. Для высшей знати наступил час выполнить свои обязательства, данные небесным силам.

Большой Совет во главе с дожем Николо Контарини провели конкурс на лучший проект будущего храма. Автором шедевра был избран выдающийся зодчий того времени – Бальдассаре Лонген. Молодой архитектор с энтузиазмом приступил к возведению необыкновенной церкви. Перед ним поставили задачу построить достаточно вместительную святыню, чтобы члены привилегированных общин, богатые купцы и простые венецианцы могли поклониться и помолиться. Главная идея архитектора заключалась в том, чтобы храм был увенчан огромным куполом. Таким образом, предполагалось показать, как Дева Мария защищает Венецию этой полусферой от чумы.

Основной проблемой для строителей была ограниченность участка, где планировалось возведение церкви. По замыслу зодчего основание святыни должна быть в форме восьмиугольника, чтобы вместить наибольшее количество прихожан. Слабый грунт требовал дополнительного укрепления. Для упрочнения оседающей почвы установили более миллиона деревянных свай. Известняк и кирпичи, покрытые мраморной стружкой, являлись основным кладочным материалом на строительство храма. Возведение церкви длилось на протяжении полувека. Зодчий Лонген не дожил до официального освящения базилики. Стройка окончательно была завершена в конце 1681 года.

I. Источники о Ферраро-Флорентийском Соборе и структура последнего.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где была подписана Флорентийская уния. До нас дошло четыре варианта описания истории Собора, оставленные очевидцами:

(А) Слово Дорофея, митр. Митилинского;

(B) Объемное описание истории собора, сделанное Сильвестром Сиропулом. Он в 1437 г. стал великим экклесиархом Константинопольской Церкви и в этом звании участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора;

(C) Труды Марка Евгеника, митрополита Эфесского;

(D) Описание истории собора Горацио Джустиниани – со стороны Римской Церкви.

Но так как Дорофей (А) хотя и грек, но был активным униатом, а Горацио (D) – сам священнослужитель Римской Церкви и, разумеется, смотрел на собор «глазами латинян», то у нас остаются только свидетельства Марка Эфесского (C) и объемный труд, собственно «история» в подлинном смысле слова, автором коего являете Сильвестр Сиропул (B), который впоследствии был одним из патриархов Константинополя (с именем Софроний I) в османский период.

Ниже мы сосредоточимся на воспоминании Сильвестра, так как он, во-первых, хороший хронист, а во-вторых, не сторонник Унии. Воспоминания этого участника Собора имеют глобальное значение. Он показывает всю противоречивость не только латинской позиции, но и греческой. Как нерешительно греки приступали к спорам по богословским вопросам. В споре о «Символе Веры» они заняли заведомо проигрышную позицию и латинян в этом вопросе были правыми и с богословской, и с исторической стороны

Кстати, именно Сиропул позволил обратить внимание на некоторые противоречивые черты характера Марка Эфесского

Столпы латинского богословия, представленные на данном Соборе: Юлиан Цезарини, Николай Альбергати, испанский богослов Хуан де Торквемада, знаменитый богослов фра Иоанн Рагусский.

В самом начале Собора в Ферраре Юлиан Чезарини указал на четыре основные различия: Filioque – Опресноки – Чистилище – Папство (Сиропул

5:15, причем, как мы увидим далее из вступительного слова Марка Эфесского, он то как раз сам по себе феномен папства изначально проблемой не считал). В этом русле собор и двигался. Причем из порядка ответов греков видно, что последние считали вопросы о Filioque и Опресноках более значимыми, чем вопросы о чистилище и власти папы. Первые два вопроса греки уже считали решенными, а два вторых – «спорными и не относящимися напрямую к догматам веры». Но так же на соборе «параллельно» касались вопросов Нетварных Энергий, Эпиклезы.

Ни по одному из вопросов при собеседованиях греки не пришли к результатам, выраженным в убедительных доказательствах. Т.е. греки просто «настаивали на святоотеческой древности», игнорируя возможность богословского развития вопроса.

Латиняне сразу подметили, что греки, «берясь за тему и вступая в прения, отказывались от заключения и вступали в спор по следующему вопросу» (Сиропул

, 7: 23). При этом греки себя мнили «убеждающей и обвиняющей стороной» (Сиропул , 8:1). И даже настроенный против латинян Сиропул признает, что «наши были всецело во власти самопревозношения и хвастовства» (Сиропул , 10: 28).

Греки чувствовали свою нищету (как в области образования, так и в искусстве вести полемику). Поэтому они постоянно саботировали диалоги, что латиняне вполне справедливо им ставили в вину (Сиропул

8: 24-25)

Сам Сиропул высказал важное положение о необходимости научно-критического изучения источников противоположной стороны, но и сам же признал отсутствие у греков какой-либо возможности заняться изучением источников и дать положительную или отрицательную оценку латинских источников касательно их подлинности (Сиропул 9:7)

Но и латиняне «перегибали» по причине аналогичного невежества относительно греческой традиции. Так латиняне требовали от греков, чтобы те отказались от эпиклезы в Евхаристии, считая ее «поздней вставкой» в святоотеческие тексты (Сиропул

10: 2-3).

Ферраро-Флорентийский Собор действительно отличался – по процедуре

– от других Вселенских Соборов древности. На последних была не только живая дискуссия, но и своя «генеральная линия». Однако количество там никакого значения не имело. Да, там могли «заткнуть» голос убедительного противника, но «победа» над противником выставлялась результатом дискуссии, а не результатом «убеждения большинства». Во Флоренции же император стал грекам диктовать линию поведения, навязывая определенные результаты под видом «согласия большинства» (Сиропул 8:11).

Вселенские Соборы сначала в империи созывал император, а папы даже не присутствовали лично. Но во Флоренции византийцы столкнулись с неведомым им явлением: Теперь, оказывается, Церковь сама созывает Соборы и даже без ведома императора (Сиропул

10:4).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector