Церковь фрауэнкирхе в дрездене (frauenkirche dresden)

Органы

Нынешние органы были построены в 1993-1994 годах Георгом Янном . Большой орган (1994) в западной галерее имеет 95 остановок (140 рядов, 7165 труб), на которых можно играть с двух общих консолей с четырьмя ручными управлениями (трекер-консоль за отделением Rückpositiv и вторая подвижная электрическая консоль внизу. хоровая галерея). Хор «Орган» (1993 г.) расположен на галерее в правом нефе, рядом с алтарной лестницей. Он имеет 36 остановок (53 ранга) и может воспроизводиться с консоли с тремя ручными трекерами, а также с двух основных консолей в западной галерее. Оба органа вместе содержат 131 ступень (193 ряда, 9833 трубы) и являются крупнейшим органным ансамблем Мюнхена. На органах часто играют во время ежедневных литургических служб, а также их можно услышать во время ежегодных концертов в соборе с начала июля до середины сентября.

Фрауэнкирхе

Одним из символов Мюнхена является главный собор города — Фрауэнкирхе. Силуэт Фрауэнкирхе стал визитной карточкой Мюнхена и четко виден на любой панорамной фотографии Мюнхена.

Над всем городом возвышается громада из красного кирпича с высокой двускатной крышей, покрытой ярко-красной черепицей, и двумя башнями-близнецами, увенчанными зелеными луковками – Собор Пресвятой Девы Марии, коротко называемый Frauenkirche. Он расположен в двух кварталах от Мариенплатц, выходя фасадом на Фрауэнплатц.

Этот собор не только является символом Мюнхена, но и в огромной степени сдерживает буйные фантазии местных гениев архитектуры, заставляя их творить в рамках установившихся традиций, сохраняя сложившийся веками патриархальный вид города. Дело в том, что в 2004 году был проведен референдум мюнхенских бюргеров, по результатам которого было принято решение о запрете строительства в городе зданий выше башен Фрауэнкирхе, высота которых около 99 метров. Точнее, по имеющимся данным, северная башня имеет высоту 98,57 м, а южная – 98,45 м, то есть на 12 см ниже. То есть, строительство всяческих стеклобетонных гигантов — кукурузных початков и прочих голиафов – в Мюнхене исключено.

Собор, шедевр поздней немецкой готики, был построен из кирпича на фундаменте более ранней капеллы Девы Марии за 20 лет архитектором Йоргом фон Хальсбахом. Первый камень в основание церкви был заложен в 1468 году герцогом Сигизмундом и епископом Йоханнесом Тульбеком. В основном строительство закончили к 1488 году. Пышная церемония освящения состоялась в 1494 году. В 1525 году мастер Ротталер соорудил на башнях собора луковки.


Слева – южная, справа – северная башни Фрауенкирхе

В те времена в Мюнхене проживало всего 13000 человек. Но здание проектировалось для размещения 20000 прихожан. Работали на перспективу. В наше время на установленных для удобства молящихся деревянных лавках могут разместиться одновременно до 4000 человек.

Размеры собора просто поражают, это самый большой готический собор Южной Германии: длина 109 м, ширина 41,5 м, высота 55 м, высота тридцати окон 20 м. Но внутри собора не ощущается огромность пространства, потому что 22 поддерживающие крышу колонны, расположенные близко друг к другу, создают иллюзию внутренних стен, отделяющих боковые нефы. Из боковых окон, почти невидимых за плотно стоящими колоннами, свет струится словно ниоткуда, очерчивая силуэты колонн, строгий интерьер, все пространство устремленного вверх, к небесам среднего нефа собора, создавая эффект бесконечной дороги к Богу.



Фрауэнкирхе — Средний неф собора Фрауенкирхе.

С 1821 года Фрауенкирхе – главный кафедральный собор Мюнхена и архиепископата Мюнхен – Фрайзинг.

В соборе находится кенотаф (надгробный памятник над пустой могилой) императора Людвига IV Баварского. Он украшен династической символикой Виттельсбахов и скульптурами – фигурами рыцарей, преклонивших колено и держащих значки с именами Карла Великого, Людовика Благочестивого, Карла Толстого, Людовика IV. Рядом стоят герцоги Баварские Альбрехт V и Вильгельм V.

В полу собора имеется высеченный в камне отпечаток ноги, встав на который человек не видит ни одного окна. По легенде архитектор так боялся трудностей строительства, что призвал в помощники самого черта. Тот потребовал соорудить церковь без окон в надежде, что в темный храм никто не будет приходить. Но после завершения строительства люди пришли в храм на молитву. Черт потребовал объяснений. Тогда архитектор пригласил черта прийти в собор и самому убедиться в отсутствии окон, а когда тот пришел, поставил его на то самое место, с которого черт действительно не увидел ни одного окна. Но церковь была освещена солнечным светом, струящимся как бы ниоткуда. Черт так разозлился на хитрость архитектора, что топнул ногой, оставив след, и испарился навеки.

Здание Фрауенкирхе сильно пострадало во время Второй мировой войны, но было полностью восстановлено.

[rating title=»Цена/качество» value=»5″ range=»5″]

История

Общий вид Мюнхена из Нюрнбергской хроники, Фрауэнкирхе в центре

План старый и новый Frauenkirche

Романская церковь была добавлена рядом с первым кольцом города стен в 12 — м века, заменив прежнее позднероманское здание. Эта новая церковь служила вторым городским приходом после старой церкви Альтер Петра . Современное здание в стиле поздней готики по заказу герцога Сигизмунда и жителей Мюнхена было возведено в 15 веке.

Собор был построен всего за 20 лет Йоргом фон Хальсбахом . Поскольку поблизости не было каменной ямы и по другим финансовым причинам, в качестве строительного материала был выбран кирпич. Строительство началось в 1468 году, и когда в 1479 году денежные средства были исчерпаны, папа Сикст IV предоставил снисхождение .

Фрауэнкирхе вечером

Две башни, каждая из которых составляет чуть более 98 метров (323 фута), были построены в 1488 году, а церковь была освящена в 1494 году. Планировалось построить высокие ажурные шпили, типичные для готического стиля, но с учетом финансовых трудностей. В то время планы реализовать не удалось. До 1525 года башни оставались недостроенными.

Немецкий историк Хартманн Шедель напечатал вид Мюнхена, включая недостроенные башни, в своей знаменитой Нюрнбергской хронике , также известной как «Мировая хроника Шеделя». Наконец, поскольку дождевая вода регулярно проникала через временную крышу потолков башни, строительство башен было завершено в 1525 году, хотя и с использованием более экономичной конструкции. Этот новый дизайн был смоделирован после Купола Скалы в Иерусалиме , который сам был смоделирован с поздневизантийской архитектуры и ошибочно считался оригинальным храмом Соломона . В результате купола на каждой башне сделали церковь отличительной достопримечательностью Мюнхена.

Здание имеет объем около 200 000 м³ и изначально вмещало 20 000 стоячих людей. Позже были введены церковные скамейки для простых людей. Учитывая, что в конце пятнадцатого века в Мюнхене было всего 13000 жителей и уже существовала приходская церковь в Альтер-Петре, весьма примечательно, что в городе была возведена вторая церковь такого масштаба.

Собор серьезно пострадал на поздних этапах Второй мировой войны . После крыша церкви обрушилась, одна из башен сильно пострадала, а большинство незаменимых исторических артефактов церкви, хранившихся внутри, были потеряны — либо разрушены самими бомбардировками, либо удалены вместе с обломками. Вскоре после войны началась многоступенчатая реставрация. Завершающий этап реставрации завершился в 1994 году.

Содействие реконструкции и финансированию [ править ]

Защищенные структурные фрагменты хранятся и каталогизируются, сентябрь 1999 г.

В последние месяцы Второй мировой войны жители выразили желание восстановить церковь. Однако из-за политических обстоятельств в Восточной Германии реконструкция остановилась. Куча руин была сохранена в качестве военного мемориала во внутреннем городе Дрездена, как прямая копия руин собора Ковентри , который был разрушен немецкой бомбардировкой в ​​1940 году, а также служит военным мемориалом в Соединенном Королевстве . Из-за продолжающегося разрушения руин руководство Дрездена решило в 1985 году (после того, как оперный театр Земпера был окончательно завершен), после завершения реконструкции Дрезденского замка восстановить церковь Богоматери .

Воссоединение Германии , принес новую жизнь в планы реконструкции. В 1989 году группа энтузиастов из 14 человек во главе с Людвигом Гюттлером , известным дрезденским музыкантом, сформировала Гражданскую инициативу. Год спустя из этой группы вышло Общество содействия восстановлению церкви Богоматери, которое начало агрессивную частную кампанию по сбору средств. Организация выросла до более чем 5000 членов в Германии и 20 других странах. Был сформирован ряд немецких вспомогательных групп, а также три рекламные организации за рубежом.

Проект набирал обороты. Пока сотни архитекторов, искусствоведов и инженеров сортируют тысячи камней, идентифицируют и маркируют каждый для повторного использования в новой структуре, другие работали над сбором денег. IBM предоставила ключевой элемент, заключив контракт с RTI International, некоммерческим исследовательским институтом в Research Triangle Park NC, на создание интерактивного представления Церкви в виртуальной реальности. VR собирала большие и маленькие пожертвования, помогая сделать проект возможным.

Гюнтер Блобель , американец немецкого происхождения, еще мальчиком увидел церковь Богоматери, когда его семья беженцев укрылась в городе недалеко от Дрездена за несколько дней до того, как город подвергся бомбардировке. В 1994 году он стал основателем и президентом некоммерческой организации « Друзья Дрездена, Inc. », американской организации, занимающейся поддержкой реконструкции, реставрации и сохранения художественного и архитектурного наследия Дрездена. В 1999 году Блобель получил Нобелевскую премию по медицине и пожертвовал всю сумму своих премиальных денег (почти 1 миллион долларов США) организации по восстановлению Дрездена, восстановлению Фрауэнкирхе и строительству новой синагоги . Это было самое крупное индивидуальное пожертвование проекту.

Восстановленный интерьер

В Великобритании Дрезденский трест имеет принца Эдуарда, герцога Кентского в качестве королевского покровителя и епископа Ковентри среди своих кураторов. Доктор Пол Острейхер , почетный каноник собора Ковентри и основатель Dresden Trust, писал: «Церковь для Дрездена — это то же самое, что церковь Святого Павла для Лондона». (Имеется в виду собор Святого Павла .) Дополнительные организации включают французскую ассоциацию Frauenkirche Paris и швейцарскую Verein Schweizer Freunde der Frauenkirch.

Восстановление церкви обошлось в 180 миллионов евро. Dresdner Bank профинансировал более половины затрат на реконструкцию посредством «кампании донорских сертификатов», собрав почти 70 миллионов евро после 1995 года. Сам банк внес более семи миллионов евро, в том числе более одного миллиона пожертвований его сотрудников. За прошедшие годы были проданы тысячи часов, содержащих крошечные фрагменты камня церкви Богородицы, а также специально напечатанные медали. Один спонсор собрал почти 2,3 миллиона евро за счет символической продажи отдельных церковных камней.

Собранные средства были переданы «Фонду Фрауэнкирхе Дрездена», реконструкция которого была поддержана государством Саксония , городом Дрезденом и евангелическо-лютеранской церковью Саксонии .

Новый золотой крест башни был официально профинансирован «британцами и Домом Виндзоров». Он был изготовлен британской серебряной компанией Grant Macdonald, главным мастером которой был Алан Смит, отец которого был одним из пилотов бомбардировщиков, ответственных за разрушение церкви.

История [ править ]

Дрезденский рынок с Фрауэнкирхе (картина Бернардо Беллотто 1749–1751 гг. )

Церковь, посвященная Богоматери (Kirche zu unser Liebfrauen), была впервые построена в 11 веке в романском стиле за пределами городских стен и окружена кладбищем. Фрауэнкирхе была резиденцией протоиерея в Мейсенской епархии до Реформации, когда она стала протестантской церковью. Эта первая Фрауэнкирхе была снесена в 1727 году и заменена новой, более крупной церковью с большей вместимостью. Фрауэнкирхе была перестроена гражданами в лютеранскую ( протестантскую ) приходскую церковь . Несмотря на то, Саксонии «S курфюрста , Фридрих Август I , были преобразованы в католичествочтобы стать королем Польши , он поддержал строительство, которое не только придало впечатляющему куполу городской пейзаж Дрездена, но и убедило саксонцев, что их правитель не собирается навязывать им принцип cuius regio, eius Religio .

Первоначальная церковь в стиле барокко была построена между 1726 и 1743 годами по проекту городского архитектора Дрездена Джорджа Бера , который не дожил до завершения своей величайшей работы. Отличительный дизайн церкви Бэром уловил новый дух протестантской литургии , поместив алтарь , кафедру и купель прямо по центру на виду у всей общины .

В 1736 году знаменитый производитель органов Готфрид Зильберманн построил для церкви инструмент с тремя ручками и 43 ступенями. Орган был освящен 25 ноября, а 1 декабря Иоганн Себастьян Бах дал сольный концерт на инструменте.

Самой отличительной особенностью церкви был необычный высокий купол высотой 96 метров (315 футов), названный die Steinerne Glocke или «Каменный колокол». Инженерный подвиг, сопоставимый с куполом Микеланджело для базилики Святого Петра в Риме , купол из песчаника Фрауэнкирхе весом 12 000 тонн стоял высоко, опираясь на восемь тонких опор. Несмотря на первоначальные сомнения, купол оказался чрезвычайно устойчивым. Свидетели в 1760 году рассказали, что купол был поражен более чем 100 пушечными ядрами, выпущенными прусской армией во главе с Фридрихом II во время Семилетней войны . Снаряды отскочили, и церковь уцелела.

Вид Дрездена при лунном свете (1839 г.) Йохана Кристиана Даля, показывающий Фрауэнкирхе, возвышающуюся над горизонтом

Завершенная церковь придала Дрездену характерный силуэт, запечатленный на знаменитых картинах Бернардо Беллотто , племянника художника Каналетто (также известного под тем же именем), и в Дрездене при лунном свете (1839) норвежского художника Йохана Кристиана Даля .

В 1849 году церковь оказалась в центре революционных волнений, известных как Майское восстание . Он был окружен баррикадами, и бои длились несколько дней, прежде чем те повстанцы, которые еще не сбежали, были собраны в церкви и арестованы.

Более 200 лет купол в форме колокола возвышался над горизонтом старого Дрездена, доминируя над городом.

Среди захоронений Генрих Шютц и Джордж Бэр .

История

Предшественницей собора была одноимённая церковь, которая существовала на этом месте с XI века и много раз перестраивалась. К 1722 году эта церковь обветшала так, что для безопасности с неё даже сняли колокола. Новый храм возводил по своему проекту архитектор Георг Бер (нем. George Bähr). Монументальное 95-метровое сооружение, рассчитанное на 3500 мест и увенчанное громадным куполом, отличалось элегантной внешней простотой и великолепным внутренним убранством.

В годы Второй мировой войны церковь была полностью разрушена в ходе бомбардировок Дрездена англо-американской авиацией 13 февраля 1945 года. Власти ГДР при недостатке финансовых средств приняли решение не восстанавливать, а оставить её как напоминание потомкам о произошедшем.

В 1989 году было положено начало движению «Акция-Фрауэнкирхе» по восстановлению церкви из руин. Движение оформилось в общество «Гражданская инициатива по восстановлению Фрауэнкирхе». Группа заинтересованных граждан во главе со всемирно известным дирижёром и трубачом Людвигом Гюттлером призвала начать сбор средств на восстановление церкви.

Восстановление собора по историческим чертежам началось лишь после объединения Германии. В январе 1993 года в Дрездене в районе разрушенной церкви начались археологические работы. Первый камень в фундамент был положен 27 мая 1994 года. Непосредственное строительство-восстановление здания собора началось в 1996 году. Рядом с восстанавливаемой церковью установили деревянную колоколенку с единственным уцелевшим колоколом Фрауэнкирхе, который входил в набор из четырёх колоколов 1732 года.

Из книги: Виктор Коршиков. «Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только»:

Венчающий церковь крест был изготовлен в Англии сыном пилота, участвовавшего в бомбардировке Дрездена. Он имеет неофициальное название Versöhnungskreuz — «крест примирения».

Торжественное открытие Фрауэнкирхе состоялось в 2005 году. На церемонии присутствовали президент Германии Хорст Кёлер, канцлер ФРГ Герхард Шрёдер, герцог Кентский, послы Великобритании, США и Франции. Церемонию освящения здания проводил епископ Евангелическо-лютеранской церкви Саксонии Йохен Боль.

Использованные при восстановлении сохранившиеся оригинальные камни выделяются чёрными пятнами на фоне светлого фасада.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

Внешний вид и внутреннее убранство

Сегодняшний собор почти наполовину состоит из оригинальных фрагментов – они темнее, поэтому выделяются на фоне новых камней, которые со временем сменят цвет и не будут больше отличаться от старых. А вот для перестройки купола использовались только новые материалы, потому что оригинальные камни слишком пострадали.

Как мы уже говорили, церковный алтарь создан в стиле барокко. Отреставрированный алтарь на 80% состоит из первозданных элементов, которые чудесным образом сохранились. Скульптуры для его украшения были выполнены Бенжамином Томэ (1682-1751) и Иоганном Кристианом Файге (1689-1751). В центре композиции изображен Христос, молящийся в Гефсиманском саду. С правой стороны виднеется Иерусалим и уснувшие ученики, а издалека уже движутся римские воины. Над головой Иисуса летает ангел, держащий в руках крест – символ грядущей смерти Христа. Композицию сверху обозревает «глаз провидения» или Божье око – глаз, заключенный в треугольник, окруженной облаками, что присуще барочной эпохе.

В алтаре представлены также другие Библейские персонажи: слева художник поместил апостола Павла с книгой и мечом в руках, справа – Аарона с кадильницей, ближе к центру – апостола Филиппа с крестом. Над ними летают ангелы, держащие в руках связанные пшеничные колоски и виноградные лозы – символы причастия. Органично объединен с алтарем орган, созданный известным органным мастером Зильберманом.

Росписью купола занимался художник Кристоф Ветцель. Для того чтобы восстановить исторические роспись, пришлось использовать архивные документы. Правда, документация сильно пострадала, поэтому трудно было быть уверенным, что цвета на фотографиях совпадают с оригинальными. Для достоверности художник и архитектор еще изучали записи свидетельств современников, касающихся церковных росписей аналогичного периода.

Reconstruction

View of the north side of the Frauenkirche in 2006. Note the differences between the original and new elements of reconstruction.

The Dresden Frauenkirche in April 2008.

Frauenkirche interior

Using the original 1720s plans used by builder Georg Bähr, reconstruction finally began in January 1993, under the direction of church architect and engineer Eberhard Burger. The foundation stone was laid in 1994, the crypt was completed in 1996, and the inner cupola in 2000.

As far as possible, the church—except for its dome—was rebuilt using original material and plans, with the help of modern technology. The heap of rubble was documented and carried off stone by stone. The approximate original position of each stone could be determined from its position in the heap. Every usable piece was measured and cataloged. A computer imaging program that could move the stones three-dimensionally around the screen in various configurations was used to help architects find where the original stones sat and how they fit together.

Of the millions of stones used in the rebuilding, more than 8,500 original stones were salvaged from the original church and approximately 3,800 reused in the reconstruction. As the older stones are covered with a darker patina due to fire damage and weathering, the difference between old and new stones will be clearly visible for a number of years after reconstruction.

Two thousand pieces of the original altar were cleaned and incorporated into the new structure.

The builders relied on thousands of old photographs, memories of worshippers, and church officials and crumbling old purchase orders detailing the quality of the mortar or pigments of the paint. As in the eighteenth century, copious quantities of eggs were used to make the color that provides the interior its almost luminescent glow.

When it came time to duplicate the oak doors of the entrance, the builders had only vague descriptions of the detailed carving. Because people, especially wedding parties, often posed for photos outside the church doors, they issued an appeal for old photographs and the response—which included entire wedding albums—allowed artisans to recreate the original doors.

The new gilded orb and cross on top of the dome was forged by Grant Macdonald Silversmiths in London using the original eighteenth century techniques as much as possible. It was constructed by Alan Smith, a British goldsmith from London whose father, Frank, was a member of one of the aircrews who took part in the bombing of Dresden. Before traveling to Dresden, the cross was exhibited for five years in churches across the United Kingdom, including Coventry Cathedral, Liverpool Cathedral, St Giles Cathedral in Edinburgh and St. Paul’s Cathedral in London. In February 2000, the cross was ceremonially handed over by The Duke of Kent, to be placed on the top of the dome a few days after the 60th commemoration of D-Day on June 22, 2004. The external structure of the Frauenkirche was completed. For the first time since the war, the completed dome and its gilded cross grace Dresden’s skyline as in centuries prior. The cross that once topped the dome, now twisted and charred, stands to the right of the new altar.

Seven new bells were cast for the church. They rang for the first time for the Pentecost celebration in 2003.

The decision was made not to reproduce a replica of the Silbermann organ. The decision resulted in the Dresden organ dispute («Dresdner Orgelstreit»), that was partially based on the misunderstanding that the new organ would be entirely «modern.» A 4,873 pipe organ was built by Daniel Kern of Strasbourg, France, and completed in April 2005. The Kern organ contains all the stops which were on the stoplist of the Silbermann organ and tries to reconstruct them. Additional stops also are included, especially a fourth swell manual in the symphonic nineteenth century style which is apt for the organ literature composed after the baroque period.

A bronze statue of reformer and theologian Martin Luther, which survived the bombings, has been restored and again stands in front of the church. It is the work of sculptor Adolf von Donndorf from 1885.

The intensive efforts to rebuild this world famous landmark were completed in 2005, one year earlier than originally planned, and in time for the 800-year anniversary of the city of Dresden in 2006. The church was reconsecrated with a festive service one day before Reformation Day.

Promoting reconstruction and funding

Cataloged fragments of the Frauenkirche ruins, September 1999.

Intentions to rebuild the church began during the last months of World War II. However, due to political circumstances in the German Democratic Republic, the reconstruction was put on hold. The heap of ruins was conserved as a war memorial within the inner city of Dresden, as a direct counterpart to the ruins of Coventry Cathedral, which was destroyed by German bombing in 1940 and also serves as a war memorial in England. Because of the continuing decay of the ruins, Dresden decided in 1985 to rebuild the Frauenkirche, after the completion of the reconstruction of the Dresden Castle.

After the reunification of Germany, efforts were revived. In 1989, a 14-member group of enthusiasts headed by Ludwig Güttler, a noted Dresden musician, formed a Citizens’ Initiative. From that group emerged a year later «The Society to Promote the Reconstruction of the Frauenkirche,» which began an aggressive private fund-raising campaign. The organization grew to over 5,000 members in Germany and 20 other countries. A string of German auxiliary groups were formed, and three promotional organizations were created abroad.

The project gathered momentum. As hundreds of architects, art historians, and engineers sorted the thousands of stones, identifying and labeling each for reuse in the new structure. Others worked to raise money.

Günter Blobel, a German-born American, saw the original Frauenkirche as a child when his refugee family took shelter in a town just outside of Dresden days before the city was bombed. In 1994, he became the founder and president of the nonprofit «Friends of Dresden, Inc.,» a United States organization dedicated to supporting the reconstruction, restoration and preservation of Dresden’s artistic and architectural legacy. In 1999, Blobel won the Nobel Prize for medicine and donated the entire amount of his award money (nearly US$1 million) to the organization for the restoration of Dresden, to the rebuilding of the Frauenkirche and the building of a new synagogue. It was the single largest individual donation to the project.

In Britain, the Dresden Trust has the Duke of Kent as its royal patron and the Bishop of Coventry among its curators. Dr. Paul Oestreicher, a canon emeritus of Coventry Cathedral and a founder of the Dresden Trust, wrote «The church is to Dresden what St. Paul’s is to London.» Additional organizations include France’s Association Frauenkirche Paris, and Switzerland’s Verein Schweizer Freunde der Frauenkirch, among others.

Rebuilding the Frauenkirche cost €180 million (£122 million / US$217 million). Dresdner Bank financed more than half of the reconstruction costs via a «donor certificates campaign,» collecting almost €70 million after 1995. The bank itself contributed more than seven million euros, including more than one million donated by its employees. Over the years, thousands of watches containing tiny fragments of Frauenkirche stone were sold, as were specially printed medals. One sponsor raised nearly €2.3 million (US$2.75 million) through symbolic sales of individual church stones.

Funds raised were turned over to the «Frauenkirche Foundation Dresden,» the actual rebuilder, backed by the State of Saxony, the city of Dresden, and the Evangelical Lutheran Church of Saxony.

Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

След дьявола

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Механические часы

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Раскопки и покаяние

Ещё на этапе раскопок, в 1993 году, среди руин обнаружили старый купольный крест — израненный, многострадальный. Его не стали устанавливать на купол, а как святыню и память поместили внутри.

Новый крест высотой 8 метров для Фрауэнкирхе изготовил Алан Смит, англичанин, чей отец в 1945 году бомбил Дрезден. Крест передал городу герцог Кентский, покровитель британской благотворительной ассоциации. В 2004 году, 22 июня, перед глазами 60 тысяч горожан и гостей, крест установили на купол Фрауэнкирхе — как символ примирения, дружбы. С той поры у него тоже появилось название — «крест примирения» — Versöhnungskreuz.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector