Базилика санта-мария-маджоре в риме (basilica di santa maria maggiore)

История базилики

Папская базилика Santa Maria Maggiore была образована в раннехристианскую эпоху. История ее сооружения за давностью лет преобразовалась в прекрасную легенду. Римскому епископу Либерию, небом был послан удивительный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и наказала построить храм на том месте, где на заре пойдет снег. С приходом нового дня папе римскому сообщили, что белоснежным одеялом был укрыт Эсквилинский холм (от латинского Mons Esquilinus) Рима.

  1. В 352 году нашей эры был положен первый камень базилики.
  2. В 5-м столетии храм был ощутимо расширен и реконструирован по рапоряжению папы Сикста III.
  3. Как раз тогда базилика была посвящена Божьей матери. Проходили столетия, встававшие у власти епископы прибавляли  церкви шика и живописности, завозили в храм новые реликвии.
  4. В 14-м столетии над трехнефной базиликой поднялась колокольня в высоту 75 м.
  5. Папа Григорий XI способствовал возведению колокольной башни вскоре по возвращения из Авиньона (Avignone). Один из 5-и колоколов звонит точно в 21.00 вечера, чтоб усилить веру возносящих молитвы.

Современный фасад здания – сочетание романского и барочного стилей. Завершающим важным элементом внешнего декора стала пристройка монументальной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) в течение 18-го века занимавшийся внутренним убранством храма, заключительным аккордом сделал облагораживание внешнего облика.

Песня о Santa Maria Maggiore

Эта базилика – место редчайшее, потрясающие шедевры искусства тут гармонично перевиваются с духовным миром. Очутиться под сводами древнейшей христианской базилики было совершенно достаточно для молдавского композитора Петра Теодоровича (Петрэ Теодорович). Финальным из его произведений стала композиция «Римская полночь». Созданная совместно с автором Николаем Зиновьевым данная песня не раз завоевывала сердца слушателей.

Печальное, наполненное ностальгией, произведение исполнял актер и певец Александр Михайлов, «Санта-Мария-Маджоре» в 1997 году пришлась по душе и молодому болгарскому певцу Филиппу Киркорову.

Интерьер

Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.

В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.

Капелла Киджи

Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.

Работы Караваджо в капелле Черази

Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, Караваджо (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».

«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).

Пинтуриккьо в капелле делла Ровере

Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).

Другие капеллы

Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).

История

Первый камень в фундамент Санта-Мария-Маджоре заложили в далеком 352 году нашей эры. За давностью времен о создании святыни не сохранилось почти никаких данных. Около века спустя здание начали перестраивать и расширять — так повелел папа Сикст III накануне Эфесского собора. Все последующие епископы стремились внести в Санта Марию что-то свое, в частности, реликвии. Когда закончилось известное Авиньонское пленение пап, Григорий XI повелел возвести 75-метровую колокольню.

75-метровая колокольня, воздвигнутая по повелению папы Григория XI

Интересно: последние изменения во внешнем облике здания относятся к 18-ому веку, когда Фердинандо Фуга достроил лоджию с портиком. Архитектурный стиль святыни — это помесь романского и барокко.

О месте Базилика Санта Мария Маджоре

Великолепным храмом Санта Мария Маджоре гордится всё католическое сообщество Рима, ведь это не простая церковь, которых великое множество в столице Италии, а папская базилика, которых насчитывается всего четыре. Такие храмы, особо отмеченные главой Римской церкви, окутаны легендами и тайной, что ежегодно привлекает к ним паломников и туристов со всего света. Необыкновенна и история возведения. Однажды архиепископу Либерию приснилась  Дева Мария, повелела построить в её часть церковь на том месте, где назавтра выпадет снег. Проснувшись, служитель начал спрашивать у изумленных горожан, не выпал ли снег, что очень удивляло римлян, учитывая, что летний снегопад в столице – редчайшее явление. Однако один зажиточный купец, Джованни Патрицио, сообщил епископу, что ему приснился такой же сон. Вместе они обнаружили, что снегом засыпан весь холм Эсквилия, и, в 352, заложили первый камень в основание здания. Благодаря этой истории, церковь получила второе имя «Божьей Матери на снегу». Интересно, что эта удивительная базилика не давала покоя ни одному папе. Каждый пытался внести нечто свое в её внешний вид. Со временем это стало доброй традицией. В 440 Сикст реконструировал здание, сделав его более укрепленным, а в 1377 здесь появилась высочайшая колокольня города, чья высота составляет 75 м. В 1740 достроили парадный фасад с балконом, где удалось сохранить фрески 14 века. Украшением экстерьера являются колонны, пилястры и мозаика, изображающая подробности сна Либерия. Войдя внутрь, путешественник окунется в атмосферу раннехристианской церкви: интерьер и фрески сохранились в отличном состоянии. Они датируются 5 веком, как и красочные мозаики, считающиеся самыми древними в Риме. На них изображены картины, иллюстрирующие жизнь Иисуса Христа и евангелистов, ветхозаветные сцены и апостолы. Здесь находятся почитаемые святыни: мощи святого Матфея и часть яслей Спасителя. А 15 августа сам папа проводит богослужение, приуроченное ко Дню Успения Богородицы.Как добраться? Собор расположен напротив вокзала «Термини», рядом с одноименной станцией метро и остановкой «Ковур».Сколько стоит? Базилика Санта Мария Маджоре открыта ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Её посещение бесплатно. Также все желающие могут посетить мессу, однако прибыть нужно заранее.

Интерьер

Самые дорогие, священные для верующих объекты базилики, на которые следует обратить внимание: несколько фрагментов ясель, колыбели младенца Христа, икона “Спасение римского народа” и мощи Левия Матфея. Базилика является местом захоронения архитектора Джованни Бернини, пап Пия Y, Клемента YIII, Клемента Y, Павла Y, Сикста Y и Полины Бонапарт

О внутреннем помещении можно сказать – великолепно, грандиозно, торжественно! Интерьер базилики, в отличие от внешней его части, изменился мало со дня строительства. При возведении здания использовались разные стили, не идущие в диссонанс друг с другом. В глубине помещения расположена арка с оригинальной мозаикой, изображающая сцены из жизни Христа и апостолов Петра и Павла, сохранилась с Y века.

Фрески сохранили яркость и чистоту красок. Далее можно увидеть Папский алтарь – именно здесь Папа проводит службу в День Успения 15 августа. Под алтарем Вифлеемская крипта, в ней хранится ларец с фрагментами ясель Иисуса. В течение года паломник может издали посмотреть на реликвию, а открывается доступ в сочельник и день Рождества.

Чтобы посетители смогли увидеть реликвию и поклониться ей, одна стенка изготовлена из хрусталя. Мозаики нефа изготовлена при правлении понтифика Сикста III, считается, что она выполнена местными мастерами. В центральном нефе картины изображают сцены из Ветхого Завета. Свод нефа поддерживают 36 колонн, четыре колонны держат громадный балдахин, где находится саркофаг с мощами Матфея – священной реликвий католиков.

Стена лоджии украшает мозаика XIII столетия, на которой изображен сон Папы Либерия – появление Девы Марии. Лоджия называется “Ложа Благословения”, с этого места Папа благословляет верующих в праздничные дни. Потолок украшен прямоугольными углублениями, отделанные золотом, которые называются кессонами, создается впечатление золотистых сот.

Старинные мозаики сохранились не везде, некоторые пострадали, их заменили в XIII веке. Великолепен пол базилики, выложенный сложным геометрическим рисунком. Для него использовали разноцветный мрамор ценных сортов. Техника называется “косматеко”. Названа так по имени создателей техники – Космати. Некоторые искусствоведы считают, что именно представители этой семьи складывали рисунок пола.

Баптистерий

Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839). На алтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610)

Баптистерий и барельеф работы Пьетро Бернини на алтарной стене

В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.

Что посмотреть

Фото золотого потолка и мраморного пола в церкви Санта-Мария-Маджоре

Главные святыни церкви придется поискать. Если обратить свой взор чуть ниже папского алтаря, можно заметить ясли, которые якобы принадлежали самому младенцу Иисусу.

Ясли, якобы принадлежавшие младенцу Иисусу

Также в церкви хранится икона «Спасение народа римского». Она считается самой почитаемой в городе.

В церкви хранится очень почитаемая икона «Спасение народа римского»

При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма.

При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма

Три капеллы церкви – это еще одна местная гордость. Сикстинская была создана по заказу папы Сикста V. В соответствии с его замыслом стены расписаны сценами на тематику Рождества Христова. В капелле похоронен сам папа, а также Пий V и известный скульптор Бернини.

Сикстинская капелла, в которой похоронены папа Сикст V, Пий V и скульптор Бернини

Паолинская капелла (или Боргезе) зеркально отражает Сикстинскую. Она появилась в 18 веке по инициативе Павла V, урожденного Камилио Боргезе. Кроме него здесь упокоился Климент VIII. Украшает капеллу икона Мадонны Солюс Популли Романи.

Паолинская капелла (или Боргезе), в которой похоронены Павел V (урожденный Камилио Боргезе) и Климент VIII

Наименее роскошной выглядит капелла Сфорца, однако первое впечатление обманчиво. Есть версия, что она создавалась в соответствии с эскизами великого Микеланджело Буонарроти.

Капелла Сфорца возможно создавалась по эскизам Микеланджело Буонарроти

Стоит обратить внимание и на орган, который папа Пий XII заказал в 1952 году. Инструмент рук мастеров Машони заменил старый аналог 18 века

Примечательно, что его предшественник «жив» и по сей день. Он находится в церкви Алифорни.

Орган в церкви Санта-Мария-Маджре — работа мастеров Машони

В подвальном помещении церкви также расположен музей, посвященный папскому собору. В нем собраны предметы, имеющие связь с самой базиликой и ее святыми покровителями. Частью экспозиции являются и атрибуты власти Папы, предметы изобразительного искусства, статуи.

Церковь внутри

Слева от алтаря находится знаменитая работа Микеланджело «Христос около Креста».

Первоначально великий скульптор изобразил Христа нагим, однако священники сочли такой натурализм чрезмерным и велели накинуть на бедра Иисуса бронзовую повязку.

В церкви также находятся работы:

  • Сангалло
  • Романо
  • гробницы нескольких пап
  • гробница св. Екатерины Сиенской (1347–1380), которая являлась пророчицей и духовидицей покровительницы Италии, убедившей римских пап вернуться из авиньонского пленения.

Особо стоит отметить капеллу Карафы, расположенную справа от алтаря.

Она названа в честь папы-инквизитора Павла IV Карафы – автора «Индекса запрещенных книг».

Капелла украшена гармоничной балюстрадой и ангелочками работы Андреа Вероккьо.

Также здесь находятся шедевры Ф. Липпи: «Вознесение Богоматери» и «Апофеоз Фомы Аквинского».

Все интересное о соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме

Начнем с названия: Санта-Мария – это в честь Богородицы, а вот Маджоре – означает «большая», ведь она не только является одной из самых больших по величине, но и не уступает по важности и посещаемости. Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре позволяет представить, какими были раннехристиянские церкви и соборы

В то же время она обладает совершенными пропорциями, торжественностью и гармониею. Особого внимания заслуживают мозаики, которые являются главным украшением церкви. У входа вы увидите мозаику «Чудо со снегом», которая датируется 13 столетием и повествует об истории, которая подвигла на сооружение храма. В центральном нефе можно увидеть целые сюжеты из Ветхого Завета. Всего их 36 и все они сохранились в первозданном виде

Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре позволяет представить, какими были раннехристиянские церкви и соборы. В то же время она обладает совершенными пропорциями, торжественностью и гармониею. Особого внимания заслуживают мозаики, которые являются главным украшением церкви. У входа вы увидите мозаику «Чудо со снегом», которая датируется 13 столетием и повествует об истории, которая подвигла на сооружение храма. В центральном нефе можно увидеть целые сюжеты из Ветхого Завета. Всего их 36 и все они сохранились в первозданном виде.

Триумфальная арка украшена мозаиками, сюжет которых брался из Нового завета. Алтарь папы оформлен балдахином, а его стойки сооружены из старинных колон. Если вы поднимете голову вверх, вы будете пленены потолком, который соорудил да Сангалло. Он выполнен из дерева, а украшен золотом первой партии, которое специально привезли с Перу. Пол сделан из мрамора разных цветов, который выложен таким образом, что можно увидеть разные геометрические фигуры.

Отдельно стоит остановиться на капеллах, которых в церкви Санта-Мария-Маджоре три.

  • Первая и самая известная – это Сикстинская капелла, которая отличается изысканным декором и богатым оформлением. Здесь находится статуя Сикста V работы Вальсольдо, а также захоронен Бернини.
  • Вторая капелла – Паолинская — еще более роскошная. Здесь покоятся Павел V и Климент VIII. Также здесь находится икона Мадонны, которую, за легендами, начал рисовать апостол Лука, а «закончили ангелы».
  • Третья капелла, возможно работы Микеланджело – это капелла Сфорца.

Орган собора — это произведение семьи Машони, которое было создано в 1955 году. В то же время старый орган перенесли в церковь Алифорни, а новый поместили на его место. Обязательно сверните в правый неф, где хранится надгробие кардинала Родригеса. С 13 столетия его тело и душа покоятся в этом месте.

Реликвией этой церкви является часть яслей, где родился Иисус. Они представляют собой пять частей кормушки, где после рождения лежал Иисус. Только 25 декабря можно зайти в этот реликварий и увидеть их собственными глазами.

Перед входом в собор стоит 15-метровая колонна со скульптурой Девы Марии. Ее соорудили в 1614 году в знак благодарности за избавление от чумы. Над проектом колоны трудился француз Бертло. Также в церкви есть свой музей, который расположен с правой стороны от алтаря. Вы можете зайти туда и увидеть много интересного из истории этой базилики, к примеру, развалины, тротуары в мозаике, скважины, проходы и арки.

Единственное, что отличает эту церковь от традиционных, так это то, что восковые свечки заменили электрическими. Поэтому чтобы зажечь такую свечку, надо бросить монетку в специальный проем около выбранной иконы.

Слоник Бернини

Перед церковью стоит мраморный слоник, на спине которого укреплен древнеегипетский обелиск (VI в. до н.э.). После покорения Египта Цезарем, обелиск привезли в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Затем след обелиска затерялся. В 1665 году его случайно нашли монахи-доминиканцы. Папа Александр VII решил установить вновь обретенный памятник у этой церкви.

Бернини планировал сделать основание обелиска в виде слоника, однако архитектор Феррата не поверил расчетам Бернини и на всякий случай подставил под брюхо слоника массивный блок, прикрыв его сверху попоной. Увидев это, Бернини так разгневался, что хотел отказаться от авторства.

На постаменте выбито посвящение Папе Александру VII, который реорганизовал Римский университет и подарил ему библиотеку, названную Александрийской.

История строительства

Крупнейший католический храм Рима — после собора Св. Петра

Строительство базилики Санта-Мария-Маджоре было начато в середине четвертого века нашей эры. Здесь, как и у большинства исторических памятников Рима, не обошлось без легенды. Согласно которой место для постройки церкви было указано Девой Марией пришедшей к папе Римскому Либерию во сне.

Узнать это место было не трудно, ибо по предсказанию Божьей Матери на том месте будет лежать снег. На следующее утро, действительно на одном из холмов Рима, а именно, на холме Эсквилин лежал снег. Возможно, этот факт и не очень-то удивил бы папу и жителей Рима, произойди это событие зимой, но на календаре было 5 августа 352 года.

И это не все чудеса Санта-Мария-Маджоре. Оказалось, что в ту же ночь такой же сон видел и богатый горожанин Рима Джованни Патрицио, которому Мария велела пожертвовать деньги на строительство церкви, возводимой на месте, отмеченном снегом.

В 440 году папа Сикст III решил воздвигнуть на месте церкви базилику. Со времени возведения базилики, ее несколько раз переименовывали. Изначально ее назвали Санта-Мария-Снежная, отмечая предсказанный Марией и выпавший на этом месте снег. Потом она была переименована в Санта-Мария-Либериана, связав тем самым, постройку церкви, с именем папы Либерия.

Когда в базилику привезли одну из главных ее реликвий — фрагменты колыбели Иисуса, ее стали называть Санта-Мария-Пресепе (с яслями). И только позже, когда базилика обрела законченный вид и действительно стала крупнейшей Базиликой, посвященной Деве Марии, она стала носить имя Санта-Мария-Маджоре.

Баптистерий

Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839).

На заалтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610).

В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.

Интерьер

Санта-Мария-ин-Арачели имеет внушительные размеры (40 м в ширину и 85 м в дину) и классическую структуру романской базилики с невероятно красивым интерьером.

Латинский крест в плане образуют три длинных нефа и немного выступающий вправо трансепт (старая церковь), за которым находится прямоугольная апсида с главным алтарём и хором, а также четыре часовни (по две от алтаря) и ризница.

Ряды великолепных изолированных часовен расположены вдоль боковых проходов — девять слева и восемь справа.

На стыке главного нефа и трансепта, вход в который предваряет высокая арка, от ранней церкви сохранился амвон из полихромного мрамора, созданный в XII в. мастером из Ананьи Лоренцо Космати (Lorenzo Cosmati) и его сыном Якопо.

В центральном проходе слева находится ещё один амвон, вырезанный из дерева в XVII в., предположительно, по эскизу Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).

Колонны

Центральный неф отделён от боковых 22 римскими колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Они были извлечены из руин античных храмов и отличаются по цвету, стилю и даже по высоте, что объясняет разный уровень баз у основания колонн.

Античные элементы архитектуры придают христианскому храму особенную изюминку и отсылают к легендарной истории основания Санта-Мария-ин-Арачели. Возможно среди древних колонн, есть те, что находились в храмах Юноны Монеты или Юпитера Капитолийского.

Латинская надпись на третьей колонне левого нефа указывает на то, что она «из комнаты Августа», в которой императору явилась Дева Мария. Более того, отверстие в этой колонне, как утверждает легенда, – это след от божественного луча, в озарении которого предстала Богородица.

Четвёртая колонна слева стала частью небольшой часовни, построенной в XVIII в. по проекту архитектора Джероламо Фаби (Gerolamo Fabi)

Так получилось, что фреска XV в., украшавшая колонну, привлекала к себе внимание большого количества верующих, которые хотели помолиться изображению Мадонны с Младенцем

Алтарная роспись, относящаяся к школе Витербо, известна как Мадонна дель Рифуджио (Madonna del Rifugio).

Пол

В Базилике сохранился мозаичный пол из белого мрамора и цветного камня, выполненный во второй половине XIII в. в стиле косматеско. Его рисунок, напоминающий ковёр, в XIV – XV вв. был разбавлен многочисленными надгробными плитами, что внесло некоторый беспорядок в общий орнамент.

Явные повреждения были нанесены напольному покрытию храма и копытами лошадей, которые находились здесь во время французской оккупации в XVIII в. Не стоит забывать, что за более чем семь веков по старинным плитам прошли миллионы людей, оставив свой вполне зримый след.

Потолок

В XVI в. базилику Санта-Мария-ин-Арачели украсил деревянный кессонный потолок – шедевр, созданный в 1572–1575 гг. группой мастеров во главе со знаменитым французским резчиком по дереву Фламинио Буланже. Потолок был заказан городским сенатом и папой Пием V в ознаменование победы Рима над турками в битве при Лепанто в 1571 году.

В стенах базилики прошла торжественная месса в день триумфального шествия адмирала папского флота Маркантонио II Колонна (Marcantonio II Colonna) – главного героя военных событий.

Сложная резьба по дереву, щедро припудренная золотом и кое-где тронутая сочным цветом, представляет сплетение исторических и мифологических повествований.

В центре потолка, в оболочке огромного медальона, предстаёт Мадонна с младенцем на руках. Именно в таком образе по замыслу художника увидел её во время пророчества сивиллы Август. На одной оси с изображением Богородицы находятся гербы Римского сената, а также папы Пия V, при котором началось строительство потолка, и папы Григория XIII, при котором оно завершилось.

Нетипичным для христианской церкви стали барельефы с военными трофеями и перевёрнутым полумесяцем, которые символизировали победу христианства над террором экспансионизма Османской империи. Аналогичный по оформлению потолок имеет и трансепт базилики, на который посетители почему-то обращают чуть меньше внимания.

Своеобразным квестом для туристов становится поиск в деревянном барельефе потолка изображения Римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Этот великолепный мотив существует!

Фасад базилики Санта Мария Маджоре

Современный фасад базилики был возведен в 1741-1743 гг. Первый камень в его основание был заложен 4 марта 1741 года папой Бенедиктом XIV, который поручил архитектору Фердинандо Фуга перестроить предыдущий, предусмотрев в нем лоджию для благословения паломников, собиравшихся на площади.

Базилика Санта Мария Маджоре

Портик из пяти аркад на нижнем этаже и три арки в верхней лоджии скрывают сегодня уникальную мозаику XIII века предыдущего фасада, выполненную Филиппо Русути между 1288 и 1297 годами.

Мозаики лоджии Филиппо Русути, 1288-1297

Древнее мозаичное украшение иллюстрирует легенду о происхождении базилики Санта Мария Маджоре, описывая сцены явления Девы Марии, которые вдохновили Папу Либерия на строительство новой церкви. Эту единственную подписанную работу Филиппо Русути можно увидеть только при посещении базилики в экскурсионном туре в сопровождении гида.

Скульптуры верхней части фасада базилики Санта Мария Маджоре

Возведение нового фасада было окончательно завершено к Юбилейному 1750 году. Его увенчала статуя Мадонны с ребенком на руках, как будто парящая в небесах, в окружении скульптурных фигур святых понтификов, а также епископов Карла Борромео и Благословенного Николо Альбергати.

Лестница

Она появилась в 1348 году и стала подарком Богородице от жителей города, которые сами собрали средства и материалы для её строительства. Считается, что именно чудотворная икона Мадонна Арачели (Madonna d’Ara Coeli) спасла Рим от бубонной чумы 1346–1353 гг., которая стала самой смертоносной пандемией в истории человечества, забравшей около 200 млн. жизней.

После того как святыню обнесли вокруг Рима, чума отступила, унеся при этом не так много душ, как в других городах. Об этом событии напоминает мемориальная доска, размещённая на фасаде церкви слева от главного входа.

Лестница выложена из останков античного храма Сераписа в Квиринале (Tempio di Serapide del Quirinale) и имеет 124 ступени, на поверхности которых до сих пор кое-где сохранился резной узор. В прошлом паломники и бездомные нищие часто устраивались на ночлег прямо на ступенях лестницы, принимая такую возможность, как благодать.

Открыл лестницу и торжественно первым по ней прошёл Кола ди Риенцо (Cola di Rienzo) – итальянский учёный и народный трибун, который уже в середине XIV в. боролся за свержение папства и объединение Италии. По иронии судьбы он был казнён у подножия той же лестницы, где впоследствии расставались с жизнью и другие осуждённые на смерть узники. Справа у подножия лестницы, где сохранился небольшой сад, стоит памятник, посвящённый герою Средневековья, выполненный в XIX в. известным итальянским скульптором Джироламо Мазини (Girolamo Masini).

Вокруг мраморной лестницы, ведущей к базилике, существует несколько поверий. Считается, что бесплодные женщины, взобравшись к храму по лестнице на коленях, смогут вымолить долгожданного ребёнка, а грешники – получить отпущение всех грехов.

Не без юмора, римляне верят, что если преодолеть таким же способом подъём к храму в полночь, читая псалом 130 (De Profundis), то обязательно повезёт в лотерее.

Исторические факты и легенда

По свидетельствам древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского, изложенным в его трудах «Римские древности», на самом высоком из семи холмов Рима – на Эсквилине, в 375 году до н.э. был возведен храм, посвященный богине Юноне, защитнице всех женщин и матерей. Несмотря на то, что в 190г. до н.э. он был частично разрушен ударившей в него молнией, на протяжении последующих нескольких сотен лет Храм Юноны Лусины (лат. Junonis Lucinae) являлся местом поклонения божеству, оправления языческих культов и проведения праздников – Матроналий, ежегодно отмечавшихся 1 марта.

С распространением в римской империи новой христианской веры, в середине IV века н.э. Папа Либерий (310-366гг.), почитая Пресвятую Деву Марию, заказал построить на том же месте церковь. С историей ее возведения связана легенда, которую вам расскажет 39rim.ru и каждый житель Рима.

Это интересно!

Согласно преданию, в ночь с 4 на 5 августа 358 года благородному богатому патрицию Джованни, который на протяжении многих лет вместе со своей женой просили Богородицу послать им ребенка, во сне явилась Богоматерь.
Мадонна велела построить церковь в том месте, где на следующее утро он найдет снег, и молиться в ней о ниспослании детей. Супруги отправились к папе Либерию, чтобы рассказать о ночном видении, и узнали, что у него был такой же сон. Утром холм Эсквилин был обелен тонким слоем снега, по которому Папа очертил место, где должна быть возведена базилика. Она была построена за счет благочестивых супругов и первоначально называлась либерийской базиликой Санта Мария делла Неве (Basilica di Santa Maria della Neve). Эта история показалось бы не такой уж и необычной, если не учитывать тот факт, что снег выпал рано утром 5 августа в тот период, когда в Риме стоит несносная жара.

Спустя несколько десятилетий и вскоре, после проведенного в июне 431 года Третьего Вселенского собора (известного как Совет Эфеса), на котором был принят догмат о божественном материнстве Девы Марии, Папа Сикст III велел построить церковь, посвященную культу Богородицы. Однако до сих пор неизвестно, была ли она абсолютно новой церковью или же восстановленной Либерийской.

Базилика Санта Мария Маджоре. (Girolamo Francino, 1588)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector