Санта-мария-дель-фьоре

Баптистерий Сан-Джованни

Неотъемлемой частью соборного комплекса является и восьмиугольный баптистерий (крестильня) Сан-Джованни, хотя это старинное здание появилось на Соборной площади задолго до самого храма. Он был возведен в начале XII ст. на месте древнеримского языческого храма.

В этом приземистом восьмиугольном здании, выполненном в романском стиле, особый интерес вызывает:

  • «золотой» купол – расписан ликами святых и библейскими сценами (византийская мозаика);
  • южные врата – самые старые ворота баптистерия, украшенные барельефами с изображением Основных добродетелей, а также Иоанна Крестителя (XIII-XV ст.);
  • Врата рая – удивительные восточные двери, оформлением которых занимался молодой скульптор Лоренцо Гиберти, бережно воспроизводя истории из библии на каждой из десяти позолоченных табличек (именно на столько частей было разделено позолоченное полотно врат).

Кроме того, в нем вплоть до XIX столетия совершалось таинство крещения. Именно здесь были приобщены к католичеству многие исторические личности, среди которых можно смело назвать Данте и Медичи.

Примечания и ссылки

  1. Guida all’Italia , vol.  3, Оскар Мондадори, Верона, 1971, стр.  148 .
  2. Франклин Токер, Баптистерий под баптистерием Флоренции , Лондон, 1976 г. — Выдержка из: The Art Bulletin, 58 (1976).
  3. Семья римских мастеров мрамора, сочетающая узоры из маленьких кусков мрамора и больших кусков камня.
  4. В романской архитектуре небольшая эдикула, помещенная перед порталом церкви и состоящая из двух колонн, часто опирается на статуи лежащих львов (стилофоров) и поддерживает цилиндрический свод.
  5. двойные окна, оканчивающиеся точкой.
  6. душа только что умершей Богородицы.
  7. Самый важный торговый и банковский дом Флоренции XIV века , связанный с ткачами.
  8. Изображение Славы в ее материальности. По-итальянски мандорла — миндаль Эд.
  9. Роджер Аим, Филиппо Брунеллески. Купол Флоренции, парадигма проекта , Éditions Hermann,2010 г., стр.  52
  10. Роджер Аим, Филиппо Брунеллески. Купол Флоренции, парадигма проекта , Éditions Hermann,2010 г., стр.  58
  11. Андре Шастель , Великий атлас мировой архитектуры , Альбин Мишель,девятнадцать восемьдесят один, стр.  270
  12. Клод Миньо, Даниэль Рабро и Софи Бахар, История искусства , Фламмарион,1996 г., стр.  38
  13. Карел Vereycken, «  Разблокирование Тайны Флоренции Купол  » Fusion , п о  93Май — июнь 2003 г.
  14. Марк Лефрансуа, Необычные истории шедевров , Городское издание,2013, стр.  201
  15. См., Среди прочего, работу по этому вопросу шевалье де Лувилля .

Купол

От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.

Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.

Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.

Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.

Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.

В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.

Колокольня Джотто

В храмовый комплекс входит и отдельно стоящее здание, именуемое кампанилой Джотто (яркий представитель флорентийской готики треченто).

Достаточно подняться на эту колокольню, чтобы подняться над Флоренцией, словно птице. Но, далеко не каждый сумеет преодолеть все 414 ступени, ведущие на смотровую площадку, находящуюся более чем в 80 метрах над землей. Ведь здесь нет лифта.

Хотя  колокольня и носит имя Джотто, при нем возвели лишь первый ее ярус (1334-1337 гг.). Строительством последующих ярусов  занимались уже другие именитые тосканские зодчие – Андреа Пизано и Франческо Таленти продолжили дело рук великого архитектора, но завершил его Нери ди Фиораванти.

Так, кампанила обзавелась:

  • мраморными композициями;
  • изящными арочными окнами, придающими 85-метровому сооружению визуальную легкость;
  • чудесными барельефами;
  • статуями пророков, размещенных в нишах первого яруса;
  • шестигранными «медальонами», расписанными на библейский лад;
  • семью колоколами, символизирующими человеческое совершенство (установлены на вершине башни).

Богатое убранство прямоугольной колокольни не позволяет пройти мимо…

Следует отметить, что первоначальное предназначение колокольни Джотто было скорее декоративным – не предполагалось ее ежедневное использование. При этом само строительство было поставлено под угрозу, как и все тосканское население, в результате разбушевавшейся чумы (1348…1350 гг.).

Как ориентироваться в храме

Вообще, сейчас будет краткая экскурсия по применению. Большинств христианских храмов имеют форму креста, и Дуомо-ди-Фиренце – не исключение. Как правило, вход в храм – через один из главных порталов. Преимущественно их либо один, либо три.

Внутри длинное помещение до противоположной стены – это неф. Главное пространство храма, где собираются верующие во время богослужений – преимущественно перед алтарем либо у хоров.

Неф упирается в дальнюю стену, которая чаще всего имеет закругленную форму. Это апсида. Иногда в апсиде расположены капеллы.

Капеллы часто идут и по обе стороны нефа.

Наконец, два рукава креста, которые пересекают нефы, – это трансепты. Все.

История сборки

История постройки Флорентийского собора такова:

  • 1294 г. – строительство собора одобрено, выбран проект великого Арнольфо ди Камбио. Собор был спроектирован в итальянском готическом стиле, как базилика с тремя нефами и огромным восьмиугольным куполом. Ди Камбио планировал построить невиданный гигантский купол, но даже его увеличили в более поздние времена.
  • 9 сентября 1296 г. – заложен камень в фундамент.
  • 1296 г. – около 1310 г. – строительство под руководством ди Камбио.
  • Около 1310 – 1331 гг. – после смерти ди Камбио работы замедляются.
  • 1331 г. – останки святого Зенобия найдены в старом Флорентийском соборе. Святой Зенобий был первым епископом Флоренции (337 – 417). Сообщается, что он воскресил нескольких мертвых людей, в том числе ребенка, которого переехала телега. Эта находка воспринимается как чудо и служит толчком к возобновлению активного строительства собора.
  • 1334 – 1337 – великий Джотто ди Бондоне назначается руководителем строительных работ. Работы были продолжены по оригинальному проекту ди Камбио. Джотто спроектировал и построил красивую кампанилу рядом с собором.
  • 1337 – 1348 – после смерти Джотто работы принимает его помощник Андреа Пизано.
  • 1348 г. – во Флоренцию приходит Черная смерть, умирает половина жителей города. Пизано умирает, предположительно от чумы. Работы были остановлены, а смерть многих художников и их покровителей замедлила развитие искусства в Италии. Многие произведения искусства, последовавшие за эпидемией, демонстрируют апокалиптические темы, гротескные фигуры.
  • 1349 (1351) – 1364 – возобновлено строительство под руководством Франческо Таленти. Он завершил колокольню, начал реконструкцию, чтобы сделать Флорентийский собор больше, но, в конце концов, был уволен после долгой критики и жалоб. Построена нижняя часть фасада.

  • 1364 – 1370 – Джованни ди Лапо Гини становится новым руководителем строительных работ и расширяет размер запланированного купола с 36 до 41 м.
  • 1367 г. – Нери ди Фиораванте предлагает интересные структурные нововведения, знаменующие переход от готического стиля к новому образу мышления в архитектуре – стилю будущего Возрождения. Он предлагает дизайн, позволяющий избежать использования контрфорсов – традиционных деталей готической архитектуры. Итальянские архитекторы не любили контрфорсы, и использование этой архитектурной детали было запрещено во Флоренции. Фиораванте и его коллеги предлагают построить купол такого же размера, как купол Пантеона в Риме. Знания о технологии его возведения теряются – но архитекторы уверены, что рано или поздно они будут найдены.
  • 1380 г. – неф собора построен после сноса старого собора Санта-Репарата.
  • 1419 г. – объявлен конкурс на возведение купола Флорентийского собора. В соревновании принимают участие два инженера – Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески, давние соперники. Брунеллески побеждает. Джорджио Вазари писал, что одна из задач конкурирующих архитекторов заключалась в том, чтобы изготовить яйцо, которое бы стояло вертикально на мраморной плите. Брунеллески просто ударил одним концом яйца – и оставил его стоять на мраморной тарелке.
  • 1420 – 1436 гг. – строительство купола Брунеллески. Он использует множество блестящих инноваций, преодолевая разнообразные проблемы и достигая новых высот в строительной инженерии, которые не были превзойдены на протяжении столетий.
  • 25 марта 1436 г. – освящение собора.

  • 1436 – 1469 – построен большой фонарь с медным шаром на вершине купола, уже после смерти Брунеллески в 1446 году. Возможно, молодой Леонардо да Винчи работает над ним в качестве подмастерья. Да Винчи очень впечатлен чертежами машин Брунеллески и делает некоторые наброски, чтобы запомнить эти конструкции.
  • 1568 – 1579 гг. – внутренняя часть купола покрыта одной из самых больших фресок в мире.
  • 1587 – 1588 гг. – недостроенный фасад собора снят, как полностью устаревший. Конкурсы на новый дизайн терпят поражение, и собор остается «голым» до XIX века.
  • 1864 – 1887 гг. – проводится новый конкурс на строительство фасада. Неоготический дизайн Эмилио де Фабриса побеждает, и работы завершаются после его смерти Луиджи дель Моро.

Орсанмикеле

Церковь Орсанмикеле необычна не только по своей форме, но и по своему назначению: в течение двух столетий, с XIV по XVI века, Орсанмикеле выполняла одновременно две функции: храма и зернового хранилища.

После того как на средства, пожертвованные выжившими после эпидемии чумы, был заказан табернакль из мрамора, рынок перенесли в другое место и первый этаж целиком передали во владение церкви.

С XIV по XVI вв. Орсанмикеле одновременно была и храмом и зернохранилищем

Спустя некоторое время церковь Орсанмикеле стала местом паломничества для ремесленников. Цеховые гильдии нанимали знаменитейших художников своего времени (Донателло, Гиберти, Вероккьо), чтобы установить в нишах внешних стен фигуры своих святых покровителей.

  • Часы работы: Вт-пт: 10:00-17:00, Сб-вс: 10:00:17:00, Пн – выходной день.
  • Билеты: Вход свободный

Интерьер

Интерьер собора выполнен в лучших традициях итальянского готического зодчества. Изящно-величественный вид придается стрельчатыми сводами в нефах, множеством арок и галерей, высотой стен, декорированных пилястрами

При входе останавливается внимание на чудесном мраморном полу. Подняв глаза вверх, посетители восхищаются фресками 15 века на своде с выдающимися уроженцами города, среди которых образы Данте и Джотто

Еще выше — на куполе, изумляют пятиярусные росписи со сценами Страшного суда в центре, жизнеописаниями Христа, Богоматери, заказчика фресок Козимо I и мастеров, расписывавших купол – Дзукуари и Визави с семьями. Общая площадь росписей составила 3600 м², что сравнимо с половиной футбольного поля. Рассмотреть их вблизи можно поднявшись к куполу по лестнице, выходящей на специальные балконы, откуда хорошо замечательно видны все детали.

Невозможно не любоваться искусными витражами Дуомо на арках нефов, трансептах и барабане, отображающими деяния святых и великомучеников. Заслуживает внимания огромная настенная фреска, выполненная художником Паоло Уччело, изображающая памятник флорентийскому военачальнику Джону Хоквуду. Еще одна достопримечательность, созданная гением Уччело в 1443 году — уникальные часы со стрелками, движущимися в обратном порядке, отмеряющими время до Страшного Суда. Почти 7 веков эти часы регламентировали жизнь флорентинцев, сообщая боем в 24 удара об окончании работ.

Витраж над входом

Я очень люблю готические розетки в храмах. Розетки флорентийского Дуомо не входит в число моих любимцев, но они и не готические.

Главная розетка посвящена вознесению Марии (Николо ди Пьеро).

Всего в храме 44 витража, все датируются 14–15 веками. Это самая монументальная витражная программа во всей Италии.

Еще один интересный артефакт тут же над центральным порталом: часы со стрелками, которые вращаются в обратном направлении. Часы предназначаются для литургического использования и являются практически единственным работающим механизмом, показывающим так называемое итальянское время.

Любопытства

На площади Дуомо есть белая мраморная доска, расположенная на мостовой вдоль апсиды собора и обозначающая место, где гроза вызвала шторм.16 февраля 1600 г.падение большого шара, работа в позолоченной меди плавили Андреа дель Верроккьо , который весил 4,368  фунтов, то есть 1,980 кг, который был помещен в верхней части фонаря на купола на куполе , так как 1468.

Глобус, катившийся с вершины купола вдоль белых колонн, упал точно в то место, которое теперь обозначено мемориальной доской, нанеся некоторый ущерб собору. Два года спустя, по приказу герцога Фердинанда I эр де Медичи , импозантная золотой шар был дан в месте, откуда, и благодаря изобретению в громоотвод , она больше не боится атмосферных возмущений.

Архитектура

Величественное строение собора выделяется на площади грандиозными размерами и красотой фасада. Храм площадью 8300 кв.м, при ширине 90 метров и длине 153 метров, не кажется массивным сооружением. Поражает ощущение, будто он парит над землей. Стены высотой 45 метров, увенчанные 42-метровым в диаметре куполом с фонарной башней и крестом, возвысили Дуомо от основания до кончика креста на 114 метров. После охватившего изумления величественностью собора, невозможно оторвать глаз от божественной красоты фасада.

Фасад

Богато декорированный экстерьер фасада выглядит изящно и колоритно. Отделка, выполненная с использованием вертикальных и горизонтальных мраморных панелей, восхищает игрой сочетания зеленого мрамора из Прато, розового из Мареммы и белого из Карарры, вызывающей ассоциации с итальянским флагом.

На фоне цветовой гаммы фасада ярко выделяются скульптурные композиции, привлекающие внимание на подходе к храму. Роскошным дополнением фасада служит вид прямоугольной колокольни, в нишах которой разместились статуи и шестигранные медальоны, иллюстрирующие сцены из Библии

На стрельчатых арках фасада изображены фрески, повествующие о земной жизни Девы Марии.

Центральный вход

Экстерьер центрального входа главного фасада признан шедевром неоготической архитектуры. Бронзовые врата, служащие входом, искусно оформлены горельефными сюжетами, иллюстрирующими жизнеописание Богородицы. Над вратами притягивает взгляд барельеф Богородицы, сидящей на троне с младенцем Иисусом и окружившими ее 12 апостолами. Над порталом со статуями фасад украшен большим узорным окно-розой, окаймленным рельефными медальонами, запечатлевшими почетных горожан. Арку над центральным входом украсила фреска, изображающая Мадонну, держащую лилию в руках.

Склеп

Соборный склеп — крипта, расположенная под алтарем с оставшимися от разрушенной церкви Санта-Репарата фрагментами, остатками древнеримских мозаичных полов, настенными мозаиками и фресками XIV века. Получить представление, как выглядела церковь Санта-Репарата, можно осмотрев ее макет. Здесь похоронены в саркофагах флорентийские священнослужители и архитекторы, причастные к возведению храма: проектировщик собора Арнольфо ди Камбио, зодчий кампанилы Джотто и создавший купол Филиппо Бруннелески и Джованни Медичи. Сюда приходят поклониться священной реликвии, находящейся в бронзовой раке – мощам Зиновия Флорентийского, по преданиям обладающих силой воскрешения мертвых.

График работы и стоимость посещения

С понедельника по среду собор работает с 10:30 до 17:00, в четверг до 15:30, в субботу до 16:45, а в воскресенье с 13:30 до 18:00. Вход в собор свободный. Смотровая площадка открыта ежедневно с 10:30 до 19:00, в субботу до 16:40. Музей работает по такому же графику. Единый билет на посещение музея, баптистерия, смотровых площадок на колокольне и на куполе — 18 EUR. Билет действителен 6 дней после покупки и 24 часа после первого использования. Не смущайтесь очередью у главного входа, ведь за посещение самого собора платы не берут, смело устраивайтесь в хвост длинной вереницы желающих попасть внутрь.

Веб-сайт: www.ilgrandemuseodelduomo.it

Цены на странице указаны на июль 2021 г.

Баптистерий

Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…

Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти

Копии.

Позже, увидев врата Гиберти, Микеланджело был настолько впечатлен творением своего предшественника, что назвал их вратами Рая. Интересно, что в начале 19 века на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге установили копию врат Рая.

Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».

Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?

Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.

Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,

а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.

Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.

Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.

Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.

I. Источники о Ферраро-Флорентийском Соборе и структура последнего.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где была подписана Флорентийская уния. До нас дошло четыре варианта описания истории Собора, оставленные очевидцами:

(А) Слово Дорофея, митр. Митилинского;

(B) Объемное описание истории собора, сделанное Сильвестром Сиропулом. Он в 1437 г. стал великим экклесиархом Константинопольской Церкви и в этом звании участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора;

(C) Труды Марка Евгеника, митрополита Эфесского;

(D) Описание истории собора Горацио Джустиниани – со стороны Римской Церкви.

Но так как Дорофей (А) хотя и грек, но был активным униатом, а Горацио (D) – сам священнослужитель Римской Церкви и, разумеется, смотрел на собор «глазами латинян», то у нас остаются только свидетельства Марка Эфесского (C) и объемный труд, собственно «история» в подлинном смысле слова, автором коего являете Сильвестр Сиропул (B), который впоследствии был одним из патриархов Константинополя (с именем Софроний I) в османский период.

Ниже мы сосредоточимся на воспоминании Сильвестра, так как он, во-первых, хороший хронист, а во-вторых, не сторонник Унии. Воспоминания этого участника Собора имеют глобальное значение. Он показывает всю противоречивость не только латинской позиции, но и греческой. Как нерешительно греки приступали к спорам по богословским вопросам. В споре о «Символе Веры» они заняли заведомо проигрышную позицию и латинян в этом вопросе были правыми и с богословской, и с исторической стороны

Кстати, именно Сиропул позволил обратить внимание на некоторые противоречивые черты характера Марка Эфесского

Столпы латинского богословия, представленные на данном Соборе: Юлиан Цезарини, Николай Альбергати, испанский богослов Хуан де Торквемада, знаменитый богослов фра Иоанн Рагусский.

В самом начале Собора в Ферраре Юлиан Чезарини указал на четыре основные различия: Filioque – Опресноки – Чистилище – Папство (Сиропул

5:15, причем, как мы увидим далее из вступительного слова Марка Эфесского, он то как раз сам по себе феномен папства изначально проблемой не считал). В этом русле собор и двигался. Причем из порядка ответов греков видно, что последние считали вопросы о Filioque и Опресноках более значимыми, чем вопросы о чистилище и власти папы. Первые два вопроса греки уже считали решенными, а два вторых – «спорными и не относящимися напрямую к догматам веры». Но так же на соборе «параллельно» касались вопросов Нетварных Энергий, Эпиклезы.

Ни по одному из вопросов при собеседованиях греки не пришли к результатам, выраженным в убедительных доказательствах. Т.е. греки просто «настаивали на святоотеческой древности», игнорируя возможность богословского развития вопроса.

Латиняне сразу подметили, что греки, «берясь за тему и вступая в прения, отказывались от заключения и вступали в спор по следующему вопросу» (Сиропул

, 7: 23). При этом греки себя мнили «убеждающей и обвиняющей стороной» (Сиропул , 8:1). И даже настроенный против латинян Сиропул признает, что «наши были всецело во власти самопревозношения и хвастовства» (Сиропул , 10: 28).

Греки чувствовали свою нищету (как в области образования, так и в искусстве вести полемику). Поэтому они постоянно саботировали диалоги, что латиняне вполне справедливо им ставили в вину (Сиропул

8: 24-25)

Сам Сиропул высказал важное положение о необходимости научно-критического изучения источников противоположной стороны, но и сам же признал отсутствие у греков какой-либо возможности заняться изучением источников и дать положительную или отрицательную оценку латинских источников касательно их подлинности (Сиропул 9:7)

Но и латиняне «перегибали» по причине аналогичного невежества относительно греческой традиции. Так латиняне требовали от греков, чтобы те отказались от эпиклезы в Евхаристии, считая ее «поздней вставкой» в святоотеческие тексты (Сиропул

10: 2-3).

Ферраро-Флорентийский Собор действительно отличался – по процедуре

– от других Вселенских Соборов древности. На последних была не только живая дискуссия, но и своя «генеральная линия». Однако количество там никакого значения не имело. Да, там могли «заткнуть» голос убедительного противника, но «победа» над противником выставлялась результатом дискуссии, а не результатом «убеждения большинства». Во Флоренции же император стал грекам диктовать линию поведения, навязывая определенные результаты под видом «согласия большинства» (Сиропул 8:11).

Вселенские Соборы сначала в империи созывал император, а папы даже не присутствовали лично. Но во Флоренции византийцы столкнулись с неведомым им явлением: Теперь, оказывается, Церковь сама созывает Соборы и даже без ведома императора (Сиропул

10:4).

Переговоры

В ходе собраний активно проявлял себя Марк, митрополит Эфесский и представитель патриарха Иерусалима. Марк отказывался делать уступки папе. В октябре 1438 года собор был открыт, несмотря на то что западные властители на него не явились.

Самым спорным вопросом стало исхождение Святого Духа от Сына, было немало расхождений касательно поправок, внесенных некогда Латинской церковью в Никейский символ. В то время как западные священники утверждали, что не искажали символ, а лишь раскрывали его изначальную суть. В таком духе прошло 15 заседаний. Некоторые греческие священники, включая Марка Эфесского, так и не отступали. Тогда папа уменьшил их содержание.

Снаружи

Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?

Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.

Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).

Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):

Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.

В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.

В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!

Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).

Архитектура собора

  1. Символ Флоренции. Грандиозный купол собора, покрытый темно-красной черепицей и связанный мощными белыми ребрами, будто царит над городом. Творение Брунеллески утвердило превосходство Флоренции над городами-соперниками – Пизовй, Сиеной и Луккой.
  2. Фонарь. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс – круглое отверстие в вершине купола – и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
  3. Высокий купол. Впечатляющая высота купола, еще более увеличенная барабаном, потребовала профиля, который направил бы давление вертикально на опорную конструкцию. Барабан купола был дополнительно укреплен железными скобами.
  4. Ребра. В дополнении к 8 мощным ребрам, выступающим над поверхностью сегментов на 4 метра, в конструкции купола скрыты еще 16 ребер, лучами расходящиеся от центра.
  5. Многогранный купол. Проект отличали оригинальное конструктивное решение и продуманная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся купол с многогранным куполом из 8 сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. Древнеримская кирпичная кладка «в елку» и концентрическое расположение каменных блоков позволили впервые отказаться от кружал (временных деревянных помостов), которые невозможно было поставить при такой высоте и огромной ширине пролета.
  6. Укрепленный купол. Жесткость конструкции внутренней оболочки из камня и кирпича обеспечивают ребра, связанные рядами опоясывающих каменных колец. Внешняя оболочка купола выполняла роль защитного слоя.
  7. Каменные блоки. в основании купола размещены каменные блоки – перемычки между внешней и внутренней оболочками. На выступающих шипах крепился деревянный помост, на котором работали строители.
  8. Кампанила. Строительство кампанилы, или колокольни (1334-59 гг.), было начато Джотто и закончено уже после его смерти А. Пизано и Ф. Таленти. Стройная 4-ярусная квадратная башня высотой 84 метра украшена готическими окнами и лишена опорных столбов.
  9. Апсиды. В 1421 году площадь здания, крестообразного в плане, как все готические соборы, была увеличена за счет пристройки апсиды в форме полувосьмигранника. В апсидах разместились капеллы.
  10. Мраморные инкрустация. Разноцветные полосы мраморной облицовки и линии выступающих карнизов подчеркивают в облике собора горизонтальные членения – в противовес вертикальным, преобладающим в готической архитектуре Северной Европы.

Часы работы и билеты

Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.

Тем, кто собирается во Флоренцию на Святой неделе, стоит заранее уточнить режим его работы. На Новый год, Рождество, Крещение и Пасху собор закрыт.

На смотровую площадку купола можно попасть с 8:30 до 19 ч, по субботам – до 16:40. Кампанила открыта с 8:30 до 18:50, баптистерий – с 8:15 до 10:15 и с 11:15 до 19:30.

Вход непосредственно в собор свободный, но лучше осмотреть сразу весь архитектурный ансамбль площади Дуомо, включая баптистерий, колокольню и раскопки Санта-Репараты.

Единый билет можно приобрести онлайн, и он действителен в течение 3 дней с момента посещения первого из объектов комплекса.

Базилика Сан-Лоренцо

Старую ризницу Базилики Сан-Лоренцо украшают фрески Донателло, сохранившиеся вопреки нескольким реконструкциям. Помимо Донателло над художественным оформлением храма работали Вероккио и Микеланджело.

Первые упоминания о базилике Сан-Лоренцо относятся к IV веку, однако своим нынешним обликом церковь обязана семье Медичи, по заказу которой началось  обновление святыни под руководством Филиппо Бруннелески.

Архитектору было не суждено завершить свой проект: Джованни Медичи скончался, а вместе с ним прервалось и финансирование строительства.

Завершал реконструкцию спустя 12 лет другой архитектор Микелоццо де Баротоломео по заказу Козимо Медичи.

Базилика стала усыпальницей для всех членов семьи Медичи

Именно Козимо Медичи был первым представителем своего семейства, которого похоронили в подземной части базилики, ставшей впоследствии усыпальницей для всех членов семьи Медичи. Здесь похоронен и Лоренцо Великолепный — его гробница размещена в новой ризнице.

  • Часы работы: Пн-сб: 10:00-17:00
  • Вс: 13:30-17:30 (с марта по октябрь; закрыта по вс с ноября по февраль)
  • Билеты:  Взрослый – € 5.

Фреска в куполе

Брунеллески предложил покрыть внутреннюю часть купола золотом, чтобы максимально использовать свет, проникающий через фонарь. Но это не было реализовано, и теперь купол покрыт изображением Страшного суда площадью 3600 м. Эта фреска была начата Джорджо Вазари (создание настоящей фрески на мокрой штукатурке) и Фредерико Цуккари (работа на сухой штукатурке) в 1568 году и закончена к 1579 году. Художественное качество этой гигантской фрески неодинаково – разные художники работали в разных частях здания. Предположительно это одна из самых больших фресок в мире, которую, возможно, превзошли фрески Сигирии, Шри-Ланка.

Историческая обстановка

Лучше оценить значение Ферраро-флорентийского собора 1438-1439 гг. поможет ознакомление с бытовавшей тогда обстановкой в мире. В 15-м веке Византия активно подвергалась завоеваниям турок. Правительство страны старалось найти помощь среди западных стран, в том числе у пап.

Именно по этой причине последние императоры Византии нередко приезжали на Запад. Но последний не спешил помогать.

Тогда Иоанн VIII Палеолог (1425-1448 гг.), осознавая шаткое положение страны, неизбежный ее конец под натиском захватчиков, решился на последний отчаянный шаг – он предложил объединить церкви взамен на помощь Запада. По этой причине и начались переговоры с папой римским. Последний ответил согласием.

Было решено провести собор, где представители православия и католичества решили бы вопрос об объединении под началом Западной церкви. Следующим шагом было убеждение западных властителей оказать Византии помощь. После долгих переговоров было решено подписать Ферраро-флорентийскую унию. Папа согласился лично оплатить проезд и содержать всех прибывших сюда православных священников.

Когда в 1437 году в Феррару отправился император Иоанн Палеолог с епископами, русским митрополитом Исидором, все прибывшие столкнулись с достаточно жесткой политикой папы. Он выдвинул требование о том, чтобы константинопольский патриарх Иосиф целовал по латинскому обычаю туфлю папы. Однако Иосиф отказался. До открытия собора состоялось немало совещаний между отцами по поводу всевозможных разногласий.

Базилика Санто-Спирито

Базилика Санто-Спирито стала одним из последних проектов знаменитого флорентийского архитектора Филиппо Брунеллески.

Здесь хранится несколько важных работ художников и скульпторов XV-XVI веков — юного Микеланджело, Донателло, Бронзино, Перуджино, а также почти утраченная фреска Андреа Орканьи «Тайная вечеря».

Строительство базилики было задумано еще в то время, когда здесь находился монастырь августинского ордена — важный культурный центр города, на территории которого расположились школа, столовая для нищих и библиотека, частично переданная по наследству от Джованни Бокаччо.

Внутреннее убранство церкви украшают работы великих мастеров XV-XVI вв.

Но в 1471 году монастырь сгорел, а завершение начатой Брунеллески и достроенной его последователями церкви растянулось еще на пару десятилетий.

Фасад оставался неоформленным вплоть до XVIII века, когда было принято решение заштукатурить стены без привнесения декоративных элементов.  Одно из старых окон внутреннего фасада украшает работа Пьетро Перуджино «Троицын день».

В ризнице базилики Святого Духа хранится выполненное из дерева 17-летним Микеланджело «Распятие», а также алтарная картина «Святой Фиакр, исцеляющий больных» работы Бронзино.

Планировка базилики напоминает ранневизантийские храмы

В бывшей монастырской трапезной, где сегодня находится музей средневекового искусства Фонда Сальваторе Романо, можно увидеть остатки редчайшего для периода поздней готики религиозного произведения — верхнюю часть фрески «Тайная вечеря» Андреа Орканьи.

  • Часы работы: Пн-вс: 10:00-12:30 и 16:00-18:00
  • Выходной день – среда
  • Билеты: Вход свободный
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector