Санта-мария-дель-фьоре флоренция

Склеп Святого Репарата

Раскопки в 1965—1973 годах выявили остатки древней базилики Санта Репарата.Она имела три нефа, колоннады, которые окружали центральный зал, и область поклонения. Santa Reparata прослужила до 1379.

Здесь обнаружены остатки четырех храмов. Это многочисленные фрагменты стен и полов домов римской «Florentia». Пол из разноцветной мозаики заслуживает восхищения. Особый символ — павлин бессмертия — один из немногих изобразительных элементов, сохранившихся на нем.

Флорентийская фреска работы живописца Джотто середины XIV века украшает полукруглую стену. Здесь вы увидите многочисленные надгробия. Среди них — Ландо Януса, капеллана Санта Репарата, который умер в 1353 году, и Николая Squarcialupi из рода Медичи, умершего в 1352. В ходе раскопок была найдена могила Филиппо Брунеллески. Однако, нет никаких следов захоронений Джотто, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, которые также, по традиции, похоронены здесь.

Архитектура

Величественное строение собора выделяется на площади грандиозными размерами и красотой фасада. Храм площадью 8300 кв.м, при ширине 90 метров и длине 153 метров, не кажется массивным сооружением. Поражает ощущение, будто он парит над землей. Стены высотой 45 метров, увенчанные 42-метровым в диаметре куполом с фонарной башней и крестом, возвысили Дуомо от основания до кончика креста на 114 метров. После охватившего изумления величественностью собора, невозможно оторвать глаз от божественной красоты фасада.

Фасад

Богато декорированный экстерьер фасада выглядит изящно и колоритно. Отделка, выполненная с использованием вертикальных и горизонтальных мраморных панелей, восхищает игрой сочетания зеленого мрамора из Прато, розового из Мареммы и белого из Карарры, вызывающей ассоциации с итальянским флагом.

На фоне цветовой гаммы фасада ярко выделяются скульптурные композиции, привлекающие внимание на подходе к храму. Роскошным дополнением фасада служит вид прямоугольной колокольни, в нишах которой разместились статуи и шестигранные медальоны, иллюстрирующие сцены из Библии

На стрельчатых арках фасада изображены фрески, повествующие о земной жизни Девы Марии.

Центральный вход

Экстерьер центрального входа главного фасада признан шедевром неоготической архитектуры. Бронзовые врата, служащие входом, искусно оформлены горельефными сюжетами, иллюстрирующими жизнеописание Богородицы. Над вратами притягивает взгляд барельеф Богородицы, сидящей на троне с младенцем Иисусом и окружившими ее 12 апостолами. Над порталом со статуями фасад украшен большим узорным окно-розой, окаймленным рельефными медальонами, запечатлевшими почетных горожан. Арку над центральным входом украсила фреска, изображающая Мадонну, держащую лилию в руках.

Склеп

Соборный склеп — крипта, расположенная под алтарем с оставшимися от разрушенной церкви Санта-Репарата фрагментами, остатками древнеримских мозаичных полов, настенными мозаиками и фресками XIV века. Получить представление, как выглядела церковь Санта-Репарата, можно осмотрев ее макет. Здесь похоронены в саркофагах флорентийские священнослужители и архитекторы, причастные к возведению храма: проектировщик собора Арнольфо ди Камбио, зодчий кампанилы Джотто и создавший купол Филиппо Бруннелески и Джованни Медичи. Сюда приходят поклониться священной реликвии, находящейся в бронзовой раке – мощам Зиновия Флорентийского, по преданиям обладающих силой воскрешения мертвых.

Баптистерий

Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…

Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти

Копии.

Позже, увидев врата Гиберти, Микеланджело был настолько впечатлен творением своего предшественника, что назвал их вратами Рая. Интересно, что в начале 19 века на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге установили копию врат Рая.

Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».

Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?

Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.

Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,

а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.

Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.

Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.

Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.

Фрески купола Брунеллески

Лучший способ полюбоваться куполом, подняться на 463 ступени (лифта нет). Тропа идет внутри купола и позволяет вам видеть красивые фрески Джорджо Вазари. К сожалению, он не успел закончить работу. После его смерти она была завершена Федерико Зуккари, его учеником, в 1579 году. Фрески реставрированы полностью в 1996 году. Продолжая подниматься, вы попадете на специальную площадку на вершине купола Санта Мария дель Фьоре. Вид на Флоренцию отсюда удивительный

Кроме фресок обратите внимание и на витражи

Обратите внимание на фрески купола. Это цикл фресок Джорджо Вазари на тему «Страшного суда»

В 1572 г. Козимо I Медичи заказал Вазари роспись купола. Теологическую программу фрески составил Vincenzo Borghini. Фигуры сгруппированы в пять рядов, по восемь секторов в каждом. Вверху вокруг фонаря изображены 24 старца (8 хорошо видны, остальные выглядывают из-за спины передних) и 4 животных из Апокалипсиса, окруживших Престол; ниже ангелы с орудиями Страстей Господних; святые и искупленные; олицетворение даров Святого Духа; ад. В восточной части изображен Христос с Богородицей и Крестителем, под ними — теологические добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), аллегорические фигуры Времени и Триумфа церкви.

Подьем на сам купол иногда очень экстремальный. К сожалению состояние купола Брунеллески далеко от идеального. Поэтому спешите посмотреть на это чудо, пока не началась крупная реставрация.

Его творческий метод заключался в том, что в качестве модуля использовался диаметр колонны, план строился на основе квадрата. Высота колонн и пилястр зависела от диаметра ствола, высота арки — от ширины межколон и т. д. При таком подходе части каждого здания становились соразмерными и соподчиненными, что придавало постройкам художественную цельность и монументальность. Но в отличие от нашего времени эпоха Брунеллески еще не знала планов и рисунков с точным обозначением размеров (это появилось после 1470 года). Поэтому работа все равно во многом оставалась интуитивной, рукотворной, требовала активного участия самого архитектора в строительном процессе, его немалых инженерных способностей и подчас знаний и навыков каменщика. Возведение здания было живым и органичным процессом.

И уже на выходе все могут увидеть те изобретения, которые Брунеллески разработал во время работы над куполом. Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе. Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти).

Колокольня Джотто

В храмовый комплекс входит и отдельно стоящее здание, именуемое кампанилой Джотто (яркий представитель флорентийской готики треченто).

Достаточно подняться на эту колокольню, чтобы подняться над Флоренцией, словно птице. Но, далеко не каждый сумеет преодолеть все 414 ступени, ведущие на смотровую площадку, находящуюся более чем в 80 метрах над землей. Ведь здесь нет лифта.

Хотя  колокольня и носит имя Джотто, при нем возвели лишь первый ее ярус (1334-1337 гг.). Строительством последующих ярусов  занимались уже другие именитые тосканские зодчие – Андреа Пизано и Франческо Таленти продолжили дело рук великого архитектора, но завершил его Нери ди Фиораванти.

Так, кампанила обзавелась:

  • мраморными композициями;
  • изящными арочными окнами, придающими 85-метровому сооружению визуальную легкость;
  • чудесными барельефами;
  • статуями пророков, размещенных в нишах первого яруса;
  • шестигранными «медальонами», расписанными на библейский лад;
  • семью колоколами, символизирующими человеческое совершенство (установлены на вершине башни).

Богатое убранство прямоугольной колокольни не позволяет пройти мимо…

Следует отметить, что первоначальное предназначение колокольни Джотто было скорее декоративным – не предполагалось ее ежедневное использование. При этом само строительство было поставлено под угрозу, как и все тосканское население, в результате разбушевавшейся чумы (1348…1350 гг.).

Астрономия в соборе

Наблюдение летнего солнцестояния 21 июня 2012 г.

Астроном Паоло Тосканелли (который помог Брунеллески с расчетами для строительства купола) в 1468 году установил первый современный гномон , сделав круглое отверстие в куполе собора Флоренции, которое, давая большое изображение и Сеть Солнца на линии меридиана , проведенной полосой мрамора на тротуаре, используется для определения точек солнцестояния , вариаций эклиптики и для корректировки таблиц альфонсов .

Инструмент этого типа существовал в баптистерии Святого Иоанна с 1000-х годов (отверстие было с тех пор закрыто), но в 1474 году астроном Паоло Тосканелли воспользовался дополнительной работой над куполом, чтобы установить этот бронзовый глобус с отверстием. 4 сантиметра в диаметре, что давало идеальное изображение звезды. Изучая взаимосвязь между высотой и диаметром дыры, он получил подлинное изображение Солнца- точечного отверстия , то есть в уменьшенном виде, позволяющее визуализировать солнечные пятна , продвижение затмений и даже редкие проходы Венеры между солнцем. и земля .

Самым важным применением гномона в то время было стабилизация солнцестояния , то есть максимальной годовой высоты, достигаемой солнцем в полдень, и, следовательно, продолжительности самого года. Эти и другие аналогичные наблюдения, например, сделанные в 1510 году и начертанные мраморным диском, расположенным на мостовой часовни Кроче в правой апсиде собора, позволили убедить Папу Григория XIII в необходимости реформы. календаря путем согласования солнечной даты с официальной датой, что привело к созданию григорианского календаря в 1582 году ( переход от юлианского календаря к григорианскому календарю ).

В последующие столетия этот инструмент использовался для более амбициозных экспериментов, например, в 1754 году астрономом Леонардо Хименесом из великокняжеского двора, который намеревался изучить, изменяется ли наклон оси земного времени. это было предметом горячих споров среди астрономов того времени. Его наблюдения по сравнению с наблюдениями 1510 года были обнадеживающими; повторяющиеся на протяжении многих лет, они позволили ему вычислить значение наклона эклиптики , которое, кроме того, имеет отношение к текущим данным. Именно он проследил бронзовую линию меридиана, расположенную на мостовой часовни Ла Кроче (в которой находится глобус Тосканелли). После своей смерти он оставил доход заведению кафедры экспериментальной астрономии, которое стало первым ядром обсерватории Ксименьяно . Несколько десятилетий спустя гномон Святой Марии де Флер устарел как из-за изобретения более точных средств наблюдения, так и из-за того, что было замечено, что измерения искажались небольшими движениями купола из-за колебаний внешней температуры.

В настоящее время эти наблюдения приобрели исторический и туристический характер и происходят каждый год. 21 июняв 12 часов дня по солнечному времени (13 часов по законному времени). Из-за строительных лесов это не могло состояться ни в 2005, ни в 2006 году.

Примечания и ссылки

  1. Guida all’Italia , vol.  3, Оскар Мондадори, Верона, 1971, стр.  148 .
  2. Франклин Токер, Баптистерий под баптистерием Флоренции , Лондон, 1976 г. — Выдержка из: The Art Bulletin, 58 (1976).
  3. Семья римских мастеров мрамора, сочетающая узоры из маленьких кусков мрамора и больших кусков камня.
  4. В романской архитектуре небольшая эдикула, помещенная перед порталом церкви и состоящая из двух колонн, часто опирается на статуи лежащих львов (стилофоров) и поддерживает цилиндрический свод.
  5. двойные окна, оканчивающиеся точкой.
  6. душа только что умершей Богородицы.
  7. Самый важный торговый и банковский дом Флоренции XIV века , связанный с ткачами.
  8. Изображение Славы в ее материальности. По-итальянски мандорла — миндаль Эд.
  9. Роджер Аим, Филиппо Брунеллески. Купол Флоренции, парадигма проекта , Éditions Hermann,2010 г., стр.  52
  10. Роджер Аим, Филиппо Брунеллески. Купол Флоренции, парадигма проекта , Éditions Hermann,2010 г., стр.  58
  11. Андре Шастель , Великий атлас мировой архитектуры , Альбин Мишель,девятнадцать восемьдесят один, стр.  270
  12. Клод Миньо, Даниэль Рабро и Софи Бахар, История искусства , Фламмарион,1996 г., стр.  38
  13. Карел Vereycken, «  Разблокирование Тайны Флоренции Купол  » Fusion , п о  93Май — июнь 2003 г.
  14. Марк Лефрансуа, Необычные истории шедевров , Городское издание,2013, стр.  201
  15. См., Среди прочего, работу по этому вопросу шевалье де Лувилля .

История сборки

История постройки Флорентийского собора такова:

  • 1294 г. – строительство собора одобрено, выбран проект великого Арнольфо ди Камбио. Собор был спроектирован в итальянском готическом стиле, как базилика с тремя нефами и огромным восьмиугольным куполом. Ди Камбио планировал построить невиданный гигантский купол, но даже его увеличили в более поздние времена.
  • 9 сентября 1296 г. – заложен камень в фундамент.
  • 1296 г. – около 1310 г. – строительство под руководством ди Камбио.
  • Около 1310 – 1331 гг. – после смерти ди Камбио работы замедляются.
  • 1331 г. – останки святого Зенобия найдены в старом Флорентийском соборе. Святой Зенобий был первым епископом Флоренции (337 – 417). Сообщается, что он воскресил нескольких мертвых людей, в том числе ребенка, которого переехала телега. Эта находка воспринимается как чудо и служит толчком к возобновлению активного строительства собора.
  • 1334 – 1337 – великий Джотто ди Бондоне назначается руководителем строительных работ. Работы были продолжены по оригинальному проекту ди Камбио. Джотто спроектировал и построил красивую кампанилу рядом с собором.
  • 1337 – 1348 – после смерти Джотто работы принимает его помощник Андреа Пизано.
  • 1348 г. – во Флоренцию приходит Черная смерть, умирает половина жителей города. Пизано умирает, предположительно от чумы. Работы были остановлены, а смерть многих художников и их покровителей замедлила развитие искусства в Италии. Многие произведения искусства, последовавшие за эпидемией, демонстрируют апокалиптические темы, гротескные фигуры.
  • 1349 (1351) – 1364 – возобновлено строительство под руководством Франческо Таленти. Он завершил колокольню, начал реконструкцию, чтобы сделать Флорентийский собор больше, но, в конце концов, был уволен после долгой критики и жалоб. Построена нижняя часть фасада.

  • 1364 – 1370 – Джованни ди Лапо Гини становится новым руководителем строительных работ и расширяет размер запланированного купола с 36 до 41 м.
  • 1367 г. – Нери ди Фиораванте предлагает интересные структурные нововведения, знаменующие переход от готического стиля к новому образу мышления в архитектуре – стилю будущего Возрождения. Он предлагает дизайн, позволяющий избежать использования контрфорсов – традиционных деталей готической архитектуры. Итальянские архитекторы не любили контрфорсы, и использование этой архитектурной детали было запрещено во Флоренции. Фиораванте и его коллеги предлагают построить купол такого же размера, как купол Пантеона в Риме. Знания о технологии его возведения теряются – но архитекторы уверены, что рано или поздно они будут найдены.
  • 1380 г. – неф собора построен после сноса старого собора Санта-Репарата.
  • 1419 г. – объявлен конкурс на возведение купола Флорентийского собора. В соревновании принимают участие два инженера – Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески, давние соперники. Брунеллески побеждает. Джорджио Вазари писал, что одна из задач конкурирующих архитекторов заключалась в том, чтобы изготовить яйцо, которое бы стояло вертикально на мраморной плите. Брунеллески просто ударил одним концом яйца – и оставил его стоять на мраморной тарелке.
  • 1420 – 1436 гг. – строительство купола Брунеллески. Он использует множество блестящих инноваций, преодолевая разнообразные проблемы и достигая новых высот в строительной инженерии, которые не были превзойдены на протяжении столетий.
  • 25 марта 1436 г. – освящение собора.

  • 1436 – 1469 – построен большой фонарь с медным шаром на вершине купола, уже после смерти Брунеллески в 1446 году. Возможно, молодой Леонардо да Винчи работает над ним в качестве подмастерья. Да Винчи очень впечатлен чертежами машин Брунеллески и делает некоторые наброски, чтобы запомнить эти конструкции.
  • 1568 – 1579 гг. – внутренняя часть купола покрыта одной из самых больших фресок в мире.
  • 1587 – 1588 гг. – недостроенный фасад собора снят, как полностью устаревший. Конкурсы на новый дизайн терпят поражение, и собор остается «голым» до XIX века.
  • 1864 – 1887 гг. – проводится новый конкурс на строительство фасада. Неоготический дизайн Эмилио де Фабриса побеждает, и работы завершаются после его смерти Луиджи дель Моро.

Скульптурные работы

Создание скульптурных произведений относится к раннему этапу творчества Брунеллески. Не все творения удалось сохранить. Так, например, изваяние Марии Магдалины, выполненное из дерева для украшения церкви Санто-Спирито (basilica di Santa Maria del Santo Spirito), сгорело в страшном пожаре 1471 года.

Особого внимания заслуживает работа «Распятие» в базилике Санта-Мария-Новелла (basilica di Santa Maria Novella), относящаяся примерно к 1410 году.

Чувственная, утонченная фигура Спасителя была создана, по приданию, в результате творческого спора с лучшим другом Брунеллески, Донателло (Donatello).

Самым известным скульптурным творением считается бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака» (1401 год), выполненный для конкурса мастеров, претендующих на оформление дверей баптистерия Сан-Джованни (battistero di San Giovanni).

Произведение отличается оригинальностью, реалистичностью и свободой композиционного решения. Несмотря на то, что Филиппо не выиграл конкурс, бронзовый рельеф был признан работой, заслуживающей наивысших оценок. Ценители искусства могут увидеть его в Национальном музее Барджелло во Флоренции (Museo nazionale del Bargello).

Купол

От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.

Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.

Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.

Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.

Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.

В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.

Как добраться

Так как собор находится в центре города, его сможет найти любой турист, достаточно спросить дорогу у первого встречного. Если пользоваться общественным транспортом, поможет любой водитель — как минимум, скажет, куда идет автобус.

Ника

10

Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018

Ника

Список основных художников-исполнителей

  • Фабио Бурботтони (1820–1902): интерьер собора до его реставрации.
  • Баччо Бандинелли  : барельеф на ограде алтаря (сейчас хранится и виден в Museo dell’Opera del Duomo во Флоренции )
  • Тино ди Камайно  : надгробный памятник Антонио д’Орсо
  • Бенедетто и Джулиано да Майано  : распятие и панно ризницы, бюсты знаменитых флорентийцев
  • Андреа дель Кастаньо  : фрески конной статуи Никколо да Толентино на стенах правого нефа, рисунки витражей и розеток.
  • Лука делла Роббиа  : бронзовые барельефы с изображением Воскресения и Вознесения на дверях ризницы, работа в ризнице с Микелоццо  : кантория (перенесена в Museo dell’Opera del Duomo во Флоренции )
  • Нанни ди Банко  : барельеф Успения Пресвятой Богородицы , внешний фасад, южная сторона
  • Доменико ди Микелино  : Данте Алигьери держит Божественную комедию , стена справа
  • Донателло  : голова пророка и сивиллы , южная внешняя стена, кантория (сейчас находится в музее Opera del Duomo); рисунок у витражей коронации Богородицы
  • Лоренцо Гиберти  : рисунок для витражей в нефе, арка Святого Зеноба во Флоренции
  • Давиде Гирландайо  : Мозаики Благовещения на внешней стороне Южного портала
  • Микеланджело  : Святой Матфей , незаконченное произведение для хора (на сегодняшний день в Galleria dell’Accademia во Флоренции ); Пьета (сейчас в музее Opera del Duomo)
  • Микелоццо  : работа над дверью ризницы с Лукой делла Роббиа
  • Паоло Уччелло  : украшение часов на контрфасаде, фреска конного памятника сэру Джону Хоквуду на правой стене; дизайны на 2 розетки
  • Джорджо Вазари и Федериго Цуккаро  : фрески Страшного суда , интерьер купола

I. Источники о Ферраро-Флорентийском Соборе и структура последнего.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где была подписана Флорентийская уния. До нас дошло четыре варианта описания истории Собора, оставленные очевидцами:

(А) Слово Дорофея, митр. Митилинского;

(B) Объемное описание истории собора, сделанное Сильвестром Сиропулом. Он в 1437 г. стал великим экклесиархом Константинопольской Церкви и в этом звании участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора;

(C) Труды Марка Евгеника, митрополита Эфесского;

(D) Описание истории собора Горацио Джустиниани – со стороны Римской Церкви.

Но так как Дорофей (А) хотя и грек, но был активным униатом, а Горацио (D) – сам священнослужитель Римской Церкви и, разумеется, смотрел на собор «глазами латинян», то у нас остаются только свидетельства Марка Эфесского (C) и объемный труд, собственно «история» в подлинном смысле слова, автором коего являете Сильвестр Сиропул (B), который впоследствии был одним из патриархов Константинополя (с именем Софроний I) в османский период.

Ниже мы сосредоточимся на воспоминании Сильвестра, так как он, во-первых, хороший хронист, а во-вторых, не сторонник Унии. Воспоминания этого участника Собора имеют глобальное значение. Он показывает всю противоречивость не только латинской позиции, но и греческой. Как нерешительно греки приступали к спорам по богословским вопросам. В споре о «Символе Веры» они заняли заведомо проигрышную позицию и латинян в этом вопросе были правыми и с богословской, и с исторической стороны

Кстати, именно Сиропул позволил обратить внимание на некоторые противоречивые черты характера Марка Эфесского

Столпы латинского богословия, представленные на данном Соборе: Юлиан Цезарини, Николай Альбергати, испанский богослов Хуан де Торквемада, знаменитый богослов фра Иоанн Рагусский.

В самом начале Собора в Ферраре Юлиан Чезарини указал на четыре основные различия: Filioque – Опресноки – Чистилище – Папство (Сиропул

5:15, причем, как мы увидим далее из вступительного слова Марка Эфесского, он то как раз сам по себе феномен папства изначально проблемой не считал). В этом русле собор и двигался. Причем из порядка ответов греков видно, что последние считали вопросы о Filioque и Опресноках более значимыми, чем вопросы о чистилище и власти папы. Первые два вопроса греки уже считали решенными, а два вторых – «спорными и не относящимися напрямую к догматам веры». Но так же на соборе «параллельно» касались вопросов Нетварных Энергий, Эпиклезы.

Ни по одному из вопросов при собеседованиях греки не пришли к результатам, выраженным в убедительных доказательствах. Т.е. греки просто «настаивали на святоотеческой древности», игнорируя возможность богословского развития вопроса.

Латиняне сразу подметили, что греки, «берясь за тему и вступая в прения, отказывались от заключения и вступали в спор по следующему вопросу» (Сиропул

, 7: 23). При этом греки себя мнили «убеждающей и обвиняющей стороной» (Сиропул , 8:1). И даже настроенный против латинян Сиропул признает, что «наши были всецело во власти самопревозношения и хвастовства» (Сиропул , 10: 28).

Греки чувствовали свою нищету (как в области образования, так и в искусстве вести полемику). Поэтому они постоянно саботировали диалоги, что латиняне вполне справедливо им ставили в вину (Сиропул

8: 24-25)

Сам Сиропул высказал важное положение о необходимости научно-критического изучения источников противоположной стороны, но и сам же признал отсутствие у греков какой-либо возможности заняться изучением источников и дать положительную или отрицательную оценку латинских источников касательно их подлинности (Сиропул 9:7)

Но и латиняне «перегибали» по причине аналогичного невежества относительно греческой традиции. Так латиняне требовали от греков, чтобы те отказались от эпиклезы в Евхаристии, считая ее «поздней вставкой» в святоотеческие тексты (Сиропул

10: 2-3).

Ферраро-Флорентийский Собор действительно отличался – по процедуре

– от других Вселенских Соборов древности. На последних была не только живая дискуссия, но и своя «генеральная линия». Однако количество там никакого значения не имело. Да, там могли «заткнуть» голос убедительного противника, но «победа» над противником выставлялась результатом дискуссии, а не результатом «убеждения большинства». Во Флоренции же император стал грекам диктовать линию поведения, навязывая определенные результаты под видом «согласия большинства» (Сиропул 8:11).

Вселенские Соборы сначала в империи созывал император, а папы даже не присутствовали лично. Но во Флоренции византийцы столкнулись с неведомым им явлением: Теперь, оказывается, Церковь сама созывает Соборы и даже без ведома императора (Сиропул

10:4).

Время работы и цены на билеты

Ознакомиться с интерьером Дуомо получится:

  • в летний период: с понедельника по среду и пятницу с 10.30 до 17.00. По четвергам – до 15.30, по субботам до 16.45 и по воскресным дням с 13.30 до 18.00.
  • в осенне-зимний период – с 10.00 до 16.00.

Вход в собор свободный.

Остальные достопримечательности соборного комплекса удобно посещать, купив Единый билет за 18 €, действительный 72 часа. Пройти в любую достопримечательность по комплексному билету можно только 1 раз.

На смотровую площадку колокольни можно подняться каждый день с 10.30 до 19.00 и только в субботу до 16.45 – летом и с 8.15 до 19.00 в осенне-зимнее время. Билет стоит 6 €.

Подъем к куполу стоимостью 8 Є открывается с 8.30 и длится до 17.30.

Посмотреть раритеты и реликвии музея можно ежедневно с 9.00 до 20.00 летом и до 19.00 осенью и зимой, а по воскресным дням до 13.45. Музей не работает только по первым вторникам каждого месяца. Стоимость билета совмещенного с посещением баптистерия – 11€.

Пройти отдельно в баптистерий можно всего за 3€. С 8.15 до 18.30. Билеты удобно покупать на официальном сайте Дуомо, распечатав его. На месте приобретают билет в Centro Arte e Cultura, расположенном напротив баптистерия.

Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436)

К концу XIII века благодаря деятельности флорентийских торговцев шерстью и банкиров город разбогател и небольшой собор Санта-Репарата
построенный в честь святой, которую особенно почитали во Флоренции, так как в ее день была одержана победа над варварами, рядом с Баптистерием Сан Джованни,
уже не отражал нового статуса города и стал слишком тесной для быстро растущего торгового города;
раскопки остатков зтой церкви можно увидеть внутри собора.
Влиятельные купцы Флоренции решили построить новый кафедральный собор
и посвятить Богородице, а назвали – «Собор Святой Марии с цветком» (Santa Maria del Fiore), ведь и имя самой Флоренции означает «цветущая».

Собор Санта Мария дель Фьоре был заложен в 1296 г.
Проект нового собора был весьма дорогостоящим, но все же городские власти и процветающие гильдии суконщиков и ткачей решили взять на себя расходы,
но строительство оказалось не только дорогим, но и очень долгим.

Строительство Собора поручили Арнольфо ди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору рубежа XIII—XIV столетий Арнольфо ди Камбио (около 1240—1302),
который годом раньше уже начал работу над церковью Санта Кроче (1295-1383), а в 1298 году он же приступил к проектированию Палаццо Веккьо.
В архитектуре этой францисканской церкви сказались новые строительные идеи, наиболее ярко проявившиеся в зодчестве Флоренции.
Необычным для готики является единство залитого светом пространства основного корпуса храма, благодаря ширине пролетов и легкости опор, в противоположность традиционно готическим формам хоров.
Еще более смелые новшества ввел Арнольфо в проект собора Санта Мария дель Фьоре,
используя в своем проекте элементы как норманнской, так и готической архитектуры.

Первыми были построены широкий центральный неф, боковые нефы и восьмиугольный барабан в восточной части собора.
Но в 1302 году Арнольфо ди Камбио скончался.
После смерти главного архитектора Дуомо Арнольфо ди Камбио работы были приостановлены почти на тридцать лет.
Строительство возобновилось лишь в 1334 году с назначением на должность главного архитектора собора великого флорентийского художника Проторенессанса Джотто ди Бондоне.
Но Джотто сосредоточил все свои силы на колокольне — кампанилле. Он скончался в 1337 году, так и не завершив строительство колокольни, вошедшей в историю под названием Кампанила Джотто,
она была окончательно завершена около 1359 года одним из крупнейших флорентийских архитекторов XIV века Франческо Таленти.
Вновь возобновленное в 1355 году строительство сбора за десять лет позволило дорасти зданию до сводов.
Вскоре главный архитектор снова сменился, и собор более чем через сто лет с момента основания был почти достроен.

Когда дело дошло до самой сложной части строительства — купола, венчающего восьмигранник, выяснились ошибки в расчетах, ведь разные части здания возводились в разное время разными поколениями мастеров.
Предлагалось частично разобрать старое здание и построить заново, собирались компетентыне комиссии, был проведен референдум, в котором мог принять участие каждый флорнетиец.
Положение осложнялось еще и тем, что городские власти отказались финансировать возведение деревянных лесов и подмостков для работы строителей.

Колуччо Салутати описал вид Флоренции конца треченто: «Поднимемся на гору, с которой можно хорошо видеть каждую щель нашего города Флоренции. Поднимемся и взглянем вниз на городские стены, вздымающиеся к небесам, на величественные башни, на обширные церкви, на великолепные дворцы… Наш Собор удивительной работы; если он когда-нибудь будет закончен, то ни одно здание, созданное человеческими руками, не сможет с ним сравниться: строительство его стоило больших денег и большого труда, сейчас оно доведено уже до четвертого яруса: красоту собора увеличивает прекрасная колокольня. Ничто не может быть более нарядно выложено мрамором, более искусно расписано и украшено орнаментом. Но собор строится слишком долго и, кажется, в конце концов превратится в безобразные руины: скоро придется не только достраивать его, но и ремонтировать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector