Римский колизей — символ величия «вечного города»
Содержание:
- Примечания[править | править код]
- Архитектура, внешний и внутренний вид
- Как получить максимум впечатлений от посещения
- Посетить Колизей в Риме:
- Как добраться до места битв гладиаторов?
- История Колизея
- Что общего между кладбищем, селитрой и Колизеем?
- История строительства
- Описание Колизея
- Знаменитые амфитеатры Италии
- История создания Колизея в Риме
- Вторая жизнь амфитеатра
- 7 интересных фактов о Колизее в Риме
- Сохранение и туризм
Примечания[править | править код]
- , с. 5.
- Фёдорова Е. В. Знаменитые города Италии. Рим. Флоренция. Венеция. Памятники истории и культуры. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — С.52
- Villavecchia R. Rome. Geneva-Paris-Hamburg, 1963. Pp. 112—113
- , с. 32.
- .
- ↑ , с. 34.
- .
- Cass. Dio lxxviii.25.
- Claridge, Amanda. Rome: An Oxford Archaeological Guide (англ.). — First. — Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 1998, 1998. — P. 276—282. — ISBN 0-19-288003-9.
- Ф. Грегоровиус. История города Рима в Средние века. Кн. 2, гл. 2.2 (стр. 108 по рус. изд. 2008 г.).
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 января 2013.
- ↑
- Devoti L. Circhi e Stadi di Roma Antica. — Roma Tascabile, 2019. — P.17
- . The Catholic Encyclopedia. New Advent. Дата обращения: 2 августа 2006.
- Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой. 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М.: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9.
Архитектура, внешний и внутренний вид
Амфитеатр Флавиев выполнен в форме эллипса. Большая ось — 188 м, малая — 156 м. Стены имеют высоту 48-50 м. Вместимость Колизея была колоссальной. Он вмещал от 50 тыс. до 87 тыс. человек.
Укрепленный железными сваями травертинский камень с общим весом в 300 т, придает прочность Колизею уже 2 тыс. лет. В средние века, когда железо ценилось, большая часть строения была нарушена из-за воровства, что привело к обрушению. Туф и кирпич вывернуты. Колизей, архитектура которого была разрушена, потерял былое величие.
Монета с изображением амфитеатра
Три яруса арок внешней части строения, между которыми располагаются полуколонны, выполнены в тосканском, ионическом, коринфском стилях. О первозданном обличии Колизея можно судить только по его изображению на монетах, согласно которым в среднем и верхнем ярусах, в пролетах арок, стояли статуи божественных покровителей латинян. Над арками возвышается архитектурный аттик, который украшен пилястрами, принадлежащими к коринфскому ордеру.
Четыре входа амфитеатра располагались по оконечностям большой и малой осей эллипса. Для императора предназначались двое ворот, оставшиеся использовались для увеселительных шествий перед началом гладиаторских боев, для загона хищных животных. Гости входили через оставшиеся 76 арок нижнего этажа и в течение 10 минут могли расположиться по своим местам.
Структура размещения зрителей
Дополнительная информация! Идея о большом количестве входов была унаследована. Большинство цирковых арен, театров и кинотеатров в настоящее время устроены подобным образом.
Социальный статус служил проводником на определенное место. Ложи знати были расположены над местами императора и имели лучший обзор, чем у мест выше. За ними располагались трибуны для римских воителей. Уровень выше включал места для зажиточных римлян. Немного дальше располагались обычные люди.
Император Домициан позаботился о том, чтобы бедные жители Рима и женщины могли увидеть бои. Он приказал построить над Колизеем галерею, состоящую из стоячих мест для бедняков. Конструкция амфитеатра была устроена так, что во время непогоды его накрывал тканевый непромокаемый купол.
Защита от непогоды
Как получить максимум впечатлений от посещения
Главная проблема при посещении Колизея в том, что вы рискуете не понять красоты амфитеатра и он останется для вас просто «грудой камня».
Поэтому есть 3 варианта, которые помогут с решением этой проблемы: индивидуальные экскурсии, групповые экскурсии и аудиогиды.
Конечно, можно самостоятельно прогуляться по Риму, но эмоций от этого будет немного. Я, например, получаю впечатления в исторических местах только от осознания какое мощное это место, и что именно здесь происходило.
Первый вариант: индивидуальные экскурсии — самый интересный вариант, так вы точно получите максимум. Экскурсии рекомендую бронировать у команды Italy4travel. Так вы работаете напрямую и не переплачиваете агенствам и платформам.
Выбрать экскурсии и забронировать
Второй вариант: групповые экскурсии. Не рекомендую этот формат, так как получается не сильно дешевле индивидуальных, зато время на организацию сборы и сам маршрут укороченный и достаточно скучен. Но, безусловно есть те, кому нравится.
Третий вариант: Аудиогид. Продаётся при входе в Колизей за 5-6 евро, есть бесплатный аудиогид, но он довольно небольшой, поэтому может показаться маловато.
Посетить Колизей в Риме:
Колизей — один из самых посещаемых памятников в Италии, так что очереди на вход тут ОГРОМНЫЕ! Можно их избежать, купив билет онлайн. И тут это действительно того стоит!
Время работы колизея:
- Открытие — 8:30
- Закрытие:
- с последнего воскресенья октября по 15 февраля: последний вход15:30 и выход 16:30,
- с 16 февраля по 15 марта: последний вход 16:00 и выход 17:00;
- с 16 марта в последнюю субботу марта: последний вход 16:30, последний выход 17:30
- с последнего воскресенья марта по 31 августа: последний вход 18:15, закрытие 19:15
- с 1 сентября по 30 сентября: последний вход 18:00 , выход 19:00;
- с 1 октября в последнюю субботу октября: последний вход с 17:30, выход 18:30.
- Закрыто 1 января 1 мая и 25 декабря
Билеты в Колизей Рима:
Билет можно также приобрести в кассах Палатина по адресу Via di San Gregorio n. 30, или Piazza Santa Maria Nova 53 (200 метров от Колизея); билет также включает посещение Римского Форума и Палатина.
- Полный тариф: 12,00 €
- Льготный тариф: 7,50€, для резидентов ЕС в возрасте от 18 до 24 лет, а также для учителей Европейского Союза;
Бронирование билетов онлайн:
- заказ билетов: +2.00 €.
- Тел +39.06.39967700 (понедельник-пятница 9-18, суббота 9-14)
- Coopculture
Строительство Колизея
Строительство Колизея начал в 72 гoду Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на мecте пруда в садах Зoлoтого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 гoду импepатор Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, кoтopые продолжались в течение 100 дней. На арене Колизея в Риме погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втopом сыне Веспасиана Домициане.
Архитектура Колизея
В плaнe Колизей представляет собой эллипс, общая длина eгo стeн — 527 м. Стeны высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних — аркады с полуколоннами разных ордеров: на пepвом ярусе мы видим тосканский ордер, на втopом — ионический, на тpeтьем — коринфский.
Трибуны, кoтopые могли вмecтить до 50 000 человeк, разделены на 80 секторов, с отдельными вxoдами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать мecта, чтo позволяло избегать давки. Специальный тент, велариум, крепежи для кoтopого частично сохpaнились на верхнем ярусе, защищал зрителей от непогoды.
В цeнтpе римского колизея нaxoдится арена для боев, окруженная четырехметровой стeной. Пол арены практически не сохpaнился, и блaгoдapя этoму мoжнo yвидeть сложную двухуровневую систему подземных туннелей. Здecь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали cвoeго выхода на арену.
История Колизея в Риме
В Средние вeка Колизей использовался как феодaльный замок. С XII вeка амфитеатр стaл для гopoда каменоломней: из каменных блоков были пoстpoeны двадцать три дoма для знaтных римлян, в XIV—XV вeках — шесть церквей, в 1495 гoду из материала Колизея пocтроили папскую канцелярию, в XVI вeке — мосты, в 1704 гoду камень использовали для пocтройки гавани. Наконец, в 1749 гoду папа Бенедикт IV освятил амфитеатр в память о мучениках-xpиcтианах, убитых на eгo арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтoжения. Oднaкo совpeменные историки все чаще высказывают сомнения в том, чтo в Колизее погибали xpиcтиане, во всяком случае, упоминания об этoм пoявляются только с XVII вeка.
Главная > Италия > Рим > Посмотреть > Достопримечательности Рима
Как добраться до места битв гладиаторов?
В первую очередь, отправляясь в Рим, любой турист задумается об открытии визы и покупке билетов.
Получение визы в Италию — процесс относительно простой, требующий стандартный набор документов. В посольстве перед собеседованием затребуют анкету, копию заграничного и обычного паспортов, два фото и свидетельство о браке или разводе. Также нужно подготовить справку с работы о доходах за последние полгода или справку из высшего учебного заведения. Не забудьте сделать копию билетов в обе стороны. И будьте готовы оплатить консульский сбор. Для взрослых он составит 65 евро, а для детей, пенсионеров и неработающих студентов до 21 года — 25 евро. Виза вам обойдется приблизительно в 120 евро, а время оформления — от 10 календарных дней.
Чтобы ваш отдых был максимально комфортным, учтите несколько советов.
Колизей расписание составил весьма своеобразно: туристический центр работает с 9 утра, а закрывается за час до захода солнца, в зависимости от времени года.
Видео — Прогулка по Колизею
Чтоб купить билет, желательно приходить с утра. Поскольку ожидание покупки билетов затягивается в среднем до 1-2 часов. Опытные туристы советуют приобретать билеты в кассе находящегося напротив Римского Форума. Билет един, но здесь очереди значительно меньше.
Билет стоит 12 евро, а для детей до 18 лет вход бесплатный. С момента покупки билет является действительным два дня, но зайти в Колизей по нему разрешается единожды. Также с этим пропускным документом вы можете посетить Палатинский холм и Римский Форум.
Есть и другой вариант: по приезду в Рим можно купить карту Roma Pass, которая предоставит вам сразу несколько позитивных моментов. Она является своеобразным проездным на 3 дня, а так же позволит бесплатно посетить два любых музея Рима и послужит скидочным купоном в сам Колизей.
По приезду в амфитеатр, нужно быть готовым к столпотворению. Конечно, вдоль арены можно пройтись и самостоятельно. Но лучше воспользоваться услугами гида — это куда познавательнее, к тому же, очереди туристических групп продвигаются быстрее. Гида не обязательно заказывать в турагентстве — их достаточно возле касс и стен театра. Так же будьте готовы, что туалеты и фонтанчики с питьевой водой находятся на противоположной стороне Колизея — у выхода. Так что придётся потерпеть.
Туристов не пускают на все ярусы театра и к гипогеуму. Но даже со смотровых площадок можно сполна насладиться величием Колизея .
История Колизея
Колизей видел много исторических эпох и продолжает видеть до сих пор.
Цель создания Колизея состояла в том,чтобы провести сражения гладиаторов на месте, достойном славы таких боев, которые до этого были проведены Нероном. Строительство крупнейшего амфитеатра Римской империи, было начато императором Веспасианом в 72 году нашей эры, а закончено его сыном Титом в 80 году нашей эры.
Затем император Домициан реконструировал сооружение, добавив подземных помещений для гладиаторов и животных, а так же пристроил четвертый ярус для большей вместительности людей. В 217 году верхнее крыльцо Колизея полностью сгорело из-за удара молнии, а спектакли в течение следующих пяти лет должны были быть в Цирке Максимусе.
Это объясняет характерную форму, которая сделала ее известной во всем мире. От 250 до 252гг. и в 320 году пожары сильно повредили здание. Впоследствии произошло также катастрофическое землетрясение в сентябре 1349 года, которое разрушило значительную часть стен и внешних арок амфитеатра.
На протяжении всей истории Римской империи в Колизее проходили реставрационные работы из-за пожаров и землетрясений.
Примечание! Среди наиболее важных — это Антонино Пио, Элиогабало и Алессандро Северо, а также другие реставрации 443г по 523г. Колизей использовался почти 500 лет, а последние игры отмечались в 6 веке.
Строительство
Огромный амфитеатр был возведен на востоке от Римского форума, на месте искусственного озера в центре Рима, в комплексе, который состоял из Золотого дома Нерона и его статуи, которая в последствие и дала название зданию.
В строительстве участвовали сотни тысяч рабов, а также профессиональные строители, архитекторы, скульпторы. Здание должно быть величественным и помпезным.
Для того чтобы укрепить фундамент строителям пришлось сделать очень сложную дренажную систему: раскопать вглубь до 14 метров и сделать цементирование почти 13 метров.
Древний Рим
Колизей использовался для показа боев гладиаторов и охотничьих сцен с необычными и свирепыми животными. Императоры увеселяли публику подобными играми для увеличения своей популярности. Игры были символом престижа и власти. Они проводились от нескольких недель до нескольких месяцев.
Эти борцы были пленниками, военнопленными или осужденными преступниками. Недостатка в мужчинах, которые рискуя своей жизнью, хотели получить известность и популярность, не было. Репутация чемпионов была действительно замечательной, публика восторженно их принимала и следовала за ними с большой страстью.
Игры после окончания строительства Колизея продолжались сто дней и в них было убито 5000 человек и 9000 животных. Также в Колизее предполагались такие мероприятия, как травля зверей на арене, где использовались в основном животные, привозимые из Африки, и еще для казни, когда убивали осужденных.
Также происходили бои между животными, например, они были связаны между собой цепями бык и слон, или другие крупные животными, в то время их дразнили длинными стержнями, призывая их бороться.
Полезно знать! Эксплуатация экзотических животных, таких как тигры, во всех наиболее важных амфитеатрах Империи вызвала реальное истощение дикой природы в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Арена была открыта для людей бесплатно.
Средневековье
После падения Римской империи Колизей пережил период упадка. Он был восстановлен в средние века, а затем использовался как замок и крепость. Здесь совершались различные религиозные церемонии. Затем его часто использовали в качестве карьера для хранения строительных материалов, а потом как каменоломню.
Колизей растаскивали. Из частей его были построены аристократические дома и церкви. Колизей использовался как бесплатный строительный материал. Непрерывные грабежи закончилось в восемнадцатом веке.
Новое время
В настоящее время Колизей является самым крупным туристическим центром в Риме, и тысячи туристов ежегодно попадают на арену. Внутри на верхнем этаже есть музей, посвященный греческому богу Эросу а также там проводятся различные интересные временные выставки.
Наконец, не надо забывать, что в Страстную пятницу Крестный путь под председательством папы начинается именно отсюда.
Сегодня Колизей является местом поклонения христиан тому, что многие люди были убиты внутри него в период преследования. Сейчас открыты для посещения и подземные помещения, в которых когда то были гладиаторы и клетки с животными.
Внутри ощущается дух истории и событий, которые последовали за ней. Это уникальный памятник, который римская империя сделала потомкам. Место для всех любителей искусства и истории. Здесь также проводятся концерты мировых звезд.
Что общего между кладбищем, селитрой и Колизеем?
На протяжении следующих веков в арках амфитеатра Флавио располагались ремесленники, лавочники, отшельники. К концу 6 века к театру была пристроена часовня, а арена использовалась для захоронений.
Позже Колизей был крепостью для знатных римских родов, боровшихся за власть. В конце концов они вынуждены были передать его императору Генриху VII. А тот, в свою очередь, римскому сенату и народу. После этого арену использовали ещё короткое время для боёв быков.
На закате римской империи, город Рим опустел. Одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, Колизей, был заброшен. Мощное землятресение в 1349 году разрушило южную часть здания и оно превратилось в источник строительных материалов для Венецианского дворца, для дворца Канцелярии (Cancelleria), для палаццо-Фарнезе — лучшего образца ренессансного стиля в Риме. Спустя годы, папа Климент IX превратил театр в фабрику для добывания селитры.
Только в XVIII столетии Бенедикт XIV взял его под свою защиту, как место пыток многих христианских мучеников. Следующие годы папы заботились о сохранности уцелевших частей и даже пытались восстанавливать некоторые детали.
В 21 веке Колизей вошёл в список «7 новых чудес света», составление которого организовал Бернар Вебер. Выборы проходили через SMS, телефон и интернет.
Двухминутное видео даёт представление о грандиозности этого памятника архитектуры Древнего Рима.
Колизей Рима находится под охраной. Там, где было возможно, обломки вставлены на прежние места. На арене провели раскопки и открыли подвальные помещения. Невзгоды и тяготы, которые лишили Колизей внешней и внутренней отделки, только добавили сурового величия руинам. Благодаря этому, приходит ясное понимание его архитектуры.
Таким был Колизей Рима в начале нашей эры. Фото реконструированной модели.
История строительства
Вид на Колизей с севера показывает различный порядок колонн, используемых в аркадах на отдельных уровнях.
Фасад над входной зоной
Панорама интерьера с северо-запада с видом на пол реконструированной арены
Первый каменный амфитеатр в Риме был 29 г. до н. Э. Хр. Открыл амфитеатр Статилиуса Тельца . До тех пор, пока он не был уничтожен Великим римским пожаром в 64 году нашей эры, он стоял на Марсовом поле и не должен был существенно отличаться от амфитеатров за пределами Рима. После пожара император Нерон не только построил деревянную замену на том же месте, но и заложил новый дворцовый комплекс Domus Aurea на южном склоне холма Эсквилин . Сады Золотого дома также включали более позднее расположение Колизея в долине между холмами Оппиус (часть Эсквилинского холма) и Палатинским холмом .
Около 72 лет, через несколько лет после падения Нерона, его преемник Веспасиан , завоевавший власть в кровопролитной гражданской войне, демонстративно вернул эту территорию римской общественности. Там он построил новый каменный амфитеатр за несколько лет, который не только превзошел предыдущее здание Неро на Марсфельде, но и все предыдущие арены , чтобы повысить известность новой правящей династии Флавианцев . После реконструкции надписи на здании Колизея, его строительство финансировалось, в частности, из трофеев еврейской войны , среди прочего, за счет храмовых сокровищ Иерусалима, которые были разграблены в 70 году .
Здание, которое изначально должно было быть трехэтажным, было почти завершено, когда Веспасиан умер в 79 году. Он состоял из трех рядов аркад, по 80 арок в каждом, расположенных одна над другой. В пассажах были структурированы половинами колонн: те , на первом этаже в дорическом , те , на втором этаже в ионическом и тех , на третьем этаже в коринфском ордере . Якобы по просьбе сына и преемника Веспасиана Тита к трем круглым арочным этажам был добавлен четвертый этаж, который не был пронизан аркадами, а сделан массивным и пронизанным только прямоугольными оконными нишами. Внешние стены Колизея были сделаны из римского травертина , но внутри использовались более дешевый кирпич и туф .
По словам историка Кассиуса Дио , после его завершения в 80 году Колизей был открыт со 100-дневными играми, включая гладиаторские бои, реконструированные морские сражения и травлю животных, в ходе которых на арене было убито 5000 животных.
Описание Колизея
Структура
Структура амфитеатра была очень сложной. Большое количество травертиновых блоков, составляли ее основную структуру.
А так же она состояла из множества лестниц и сводчатых коридоров, через которые люди могли получить доступ к различным этажам и он был настолько хорошо разработан, что 50 тысяч человек могли легко и быстро покинуть театр или наполнить его. В здании было 80 различных входов и выходов.
Арена и внутренний вид
Внутренние конструкции были построены из туфа, кирпича и бетона. Эллиптическая арена имеет размеры 86 на 54 и окружена со всех сторон трибунами. Ряды для зрителей были разделены: нижние ступени были мраморными и предназначались для высшего общества.
Последние ступени были для бедных. Амфитеатр мог разместить около 50000 зрителей. Под песчаным слоем и досками арены были два подземных этажа, состоящие из коридоров и лестниц, клеток с животными, оружием которое использовалось в бою.
Гладиаторы также могли подняться на арену с помощью специальных подъемников. Все устройства, которые были размещены на арене, позволили создать исключительные шоу с выходами, исчезновениями, специальными эффектами, чтобы вызвать озноб у зрителей.
Под ареной была сделана сложная водяная система по идее императора Домициана, предназначенная для морских шоу.
Внешний вид
Колизей — огромное овальное здание, 189 метров в длину, 156 метров в высоту, 48 метров в высоту. Говорят, что это здание является образцом для современных стадионов, учитывая его изобретательность.
Во времена Римской империи Колизей имел покрытие первоначально из парусной ткани, которая потом была заменена на более легкий лен. Это «покрывало» служило для защиты людей от солнца или непогоды. Мощная структура амфитеатра имеет впечатляющий вид. Он имеет несколько этажей с множественными арочными проемами.
Наружные и несущие конструкции были построены из травертина. Только 100 000 кубических метров травертина использовались для наружной стены.
Отметим! Фасад состоит из четырех частей. Три нижних формируются из 80 дуг на столбах с чисто декоративных деталями, четвертый образует сплошную стену с колоннами, расположенными близко друг к другу. Каждый этаж имел свой стиль — тосканский, Джонинский и Коринфский, в то время как последний имеет неопределенный стиль, заложенный в 16-м веке как составленный.
Знаменитые амфитеатры Италии
Арена ди Верона
Piazza Bra, 1, Verona. Регион: Венето
Актёр балета Роберто Болле перед выступлением на Арена ди Вероне
Амфитеатр возведен в 30 году нашей эры — он старше римского собрата. По сей день используется по прямому назначению — развлекать людей. Нет, речь не о гладиаторских боях (хотя и ряженых гладиаторов, позирующих за умеренную сумму для фото, вы здесь встретите). В тёплое время года Арена ди Верона — самый большой оперный театр мира под открытым небом. И популярный — ежегодно постановки посещают до 600 тыс. зрителей.
Осмотреть Арену ди Верона изнутри можно самостоятельно. Билеты приобретаются на месте.
Что касается оперного сезона, в этом году он длится с 13 июня по 5 сентября. Цены на билеты стартуют от 20 евро.
Регулярно будут давать оперы «Травиата», «Аида», «Сельская честь», музыкальный концерт «Девятая Симфония» Бетховена, выступит балет Роберто Болле и др. Следить за расписанием, точными ценами и покупать билеты на представления лучше на официальном сайте: arena.it.
Амфитеатр Флавия в Поццуоли
Corso Nicola Terracciano, 75, Pozzuoli. Регион: Кампания
Хорошо сохранившиеся подземелья арены в Поццули
Эта арена построена в конце I века нашей эры. Не самая большая (лишь третья по величине после Римского Колизея и амфитеатра в Капуе) и не самая хорошо сохранившаяся. Так почему именно эта достопримечательность в окрестностях Неаполя так привлекает туристов? Самое ценное здесь скрывается под землёй. Ни в одном древнеримском амфитеатре, дошедшем до наших дней, нет подземных коридоров в таком добротном состоянии как в Поццуоли.
Прогуливаясь по ним, можно составить впечатление о том, как проводились кровавые выступления на арене много веков назад. Сохранились даже специальные механизмы и люки, через которые вверх поднимали бойцов и животных ради эффектного появления перед публикой.
Входные билеты: полный — 4 евро, младше 18 лет — . Комбинированный билет: 8 евро. В него входит осмотр не только Арены Флавия, но и всей исторической зоны Поццуоли (археологический музей Кампи Флегрей, археологическая зона Байи, раскопки древнегреческой колонии Кума). Действителен два дня.
Амфитеатр в Лечче
Piazza Sant’Oronzo, 42, Lecce. Регион: Апулия
Амфитеатр имеет классическую форму эллипса. Но чтобы открыть его полностью, пришлось бы снести часть площади, успевшую стать исторической.
Древнеримская арена II века нашей эры постройки оказалась вписанной в современную городскую застройку и… отлично там себя чувствует. Появилась эта достопримечательность на карте Лечче только в начале XX века, после проведённых раскопок. До этого момента все как-то успели подзабыть, что много веков назад здесь находился амфитеатр. И вот благодаря археологическим работам, прямо посреди центральной площади города приоткрылось чудесное окошко в Древний Рим. В туннеле под ареной сохранились даже надписи на латыни и детали декора.
В тёплое время года здесь кипит жизнь: проходят концерты (часто — бесплатные), музыкальные фестивали, спектакли и модные показы, собираются болельщики местного футбольного клуба «Лечче».
За просмотр с площади Сант-Оронцо денег не берут. Спуститься в арену можно только во время мероприятий.
Квадратный колизей в Риме
Quadrato della Concordia, 3, Roma. Регион: Лацио
В Квадратном Колизее Муссолини всё как в лучших домах — анфилады из арок и статуи античной тематики.
Конечно, это не амфитеатр, а полноценное здание, причём, практически современное — возведено в 1942 году. Зовётся оно «Дворец итальянской цивилизации», но в быту — Квадратный Колизей. Вы не найдёте информации об этом строении в стандартных туристических справочниках. И это не удивительно — итальянцы вообще стесняются упоминаний о целом квартале, где расположен Дворец. Всё дело в том, что это едва ли не самый грандиозный памятник фашистской архитектуры.
Строился по личному приказу Муссолини ко Всемирной Европейской Выставке. Уничтожать это наследие не спешат, но и особо не афишируют его существование. Многие и не догадываются о наличии в Риме целых двух Колизеев: древнего и современного. Да, облик последнего не случаен: общеизвестно, что Великий Дуче фанател от всего древнеримского. Ну а в итоге получилось… что получилось.
«Фашистский квартал» расположен далеко от центра Рима, но доступ сюда бесплатный, как и в любой другой городской квартал.
История создания Колизея в Риме
История амфитеатра крайне интересна, потому что это было не обычное строительство достопримечательности для увеселения народа, у этого места есть целая предыстория.
Предыстория строительства
Всё началось с правления императора Нерона. В первую половину царствования правитель показал себя с отличной стороны по отношению к народу. Он уменьшил налоги с 4,5% до 2,5%, успешно боролся с коррупцией и часто устраивал увеселительные мероприятия.
Но всё изменилось во вторую половину правления: Нерон после смерти своего наставника озлобился, наступил период деспотии и произвола. Начались гонения христиан, сотни необоснованных казней, а апогеем стал Великий пожар Рима в 64 году н. э.
К. Пилоти «Нерон смотрит на горящий Рим»
Если вкратце, то этот пожар полностью опустошил 4 из 14 кварталов Рима и нанёс огромный ущерб ещё 7. Тогда и поползли слухи о том, что это Нерон приказал сделать поджог.
Всё дело в том, что император давно хотел построить дворец в самом центре Рима, но там уже стояли жилые дома, лавки и исторические здания. Люди были против того, чтобы всё сносить, а пожар сильно помог бы императору.
К тому же за несколько дней до пожара Нерон уехал в городок Анций в 60 километрах от Рима.
Выглядело это очень подозрительно, а через несколько лет император всё-таки заложил дворец, который хотел возвести, но не закончил строительство до конца.
Дворец получил название «Золотой дом Нерона»
А не завершил из-за восстания против него.
Восстановление Рима после пожара, строительство дворца для Нерона, чума, которая прошла по городу в те годы – эти события буквально уничтожили веру народа в императора.
В 68 году н. э. поднялось восстание и, после неудачных попыток его остановить, Нерон покончил жизнь самоубийством.
Строительство Колизея в Риме
Спустя почти 2 лет гражданской войны на трон взошёл военачальник Тит Флавий Веспасиан. Одним из первых указов Веспасиана был разрушить дворец Нерона и построить то, что успокоит разгневанный народ – никому не нужны были новые восстания.
Этим успокоителем и стал Колизей.
Амфитеатр заложили в 72 году на месте, где располагался пруд Золотого дома Нерона. Для строительства привлекли 100 тысяч рабов, захваченных после войны с Иудеей. Кстати, именно в этой войне Веспасиан разрушил Иерусалимский храм, от которой осталась знаменитая Стена Плача.
Колизей строили 8 лет, с 72 по 80 год н. э.
Откуда появилось название Колизея
Первоначальное название было амфитеатр Флавиев в честь династии императоров Флавиев, которые заложили и построили Великую арену. Так его именовали больше 6 веков.
Современное название Колизей получил только в VIII веке. Наиболее правдивая теория гласит, что люди называли арену в честь 35-метровой скульптуры императора Нерона, выполненная в виде бога Солнца – Гелиоса.
Такая же статуя Гелиоса была среди 7 чудес Света, это был Колосс Родосский.
Отсюда и пошло: Colosso (Колосс) → Colosseo (Колизей).
Сегодня статуя давно исчезла, и никто не знает где она.
Зато сейчас возле амфитеатра можно увидеть первоначальный постамент статуи Нерона
Вторая жизнь амфитеатра
И лишь в середине XVIII ст. это чудо древнего мира получило шанс на возрождение: папа Бенедикт XIV в память о замученных христианах, что нашли здесь свою кончину, решил установить на арене огромный крест, а вокруг него – ряд алтарей, которые бы напоминали про муки и смерть Иисуса Христа, таким образом, бывшая арена смерти была превращена в самый настоящий храм. Современные учёные утверждают, что согласно последним исследованиям, мнение о том, что здесь казнили христиан, не соответствует действительности и является мифом.
Уже через столетие крест и алтари были удалены, но о сохранности одного из величайших памятников архитектуры Италии заботиться не перестали: укрепили стены, грозившие падением, отремонтировали несколько внутренних лестниц.
В наше время реставрационные работы продолжаются и уникальный памятник архитектуры с каждым годом всё больше и больше рассказывает людям о былом величие. А потому к этой достопримечательности древнего мира, отыскав её на карте, со всех сторон света съезжаются люди посмотреть на чудо света, ставшее символом Италии, о котором местные жители говорят, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим.
7 интересных фактов о Колизее в Риме
Об амфитеатре можно говорить очень долго, но я выбрал 7 самых любопытных фактов, которые будут действительно интересны.
1. Посещение римского Колизея было совершенно бесплатно
В Колизей могли прийти 50 000 человек и никто не платил за это ни монеты. Однако были своеобразные билеты.
Зрители получали пронумерованные глиняные таблички в качестве билетов. На них указывался соответствующий раздел и ряд, куда они садились, в зависимости от их социального статуса. Ни за какие деньги раб не мог сесть среди знати.
Чем ближе к арене – тем выше статус зрителя. Но не все посещали арену. Некоторым горожанам было запрещено здесь появляться, например, бывшим гладиаторам, актерам и могильщикам.
Чтобы пройти внутрь архитекторы предусмотрели 76 входов для зрителей, все они были пронумерованы. Эти цифры можно увидеть и сегодня.
Ещё 4 входа были рассчитаны для императора и других важных особ. Эта система из 80 входов помогала амфитеатру пропускать горожан очень быстро, так что не было никаких давок и скоплений людей.
2. Не все события и игры заканчивались смертью
В Колизее составляли ежедневный график мероприятий, например:
- Утром устраивали шоу с животными;
- К вечеру проводили гладиаторские бои, но не всегда бились насмерть. Просто боролись или если дрались с оружием, то не добивали других гладиаторов;
- Также здесь проводили военные парады, когда одерживали крупную победу над внешними врагами;
- Устраивали музыкальные фестивали, показывали фокусы, собирались на песнопения, шутили, раздавали еду бездомным;
- Организовывали спортивные соревнования.
Это напоминает современные стадионы, которые легко трансформируются и для футбола, и для концерта, и для катка, и для любых других мероприятий.
3. Колизей накрывался огромным тентом
Римляне не хотели останавливать представление из-за палящего солнца или непогоды, поэтому решили натягивать амфитеатр тентом. Но только представьте величину тента при размерах арены!
Для натягивания таких огромных полотен использовались целые корабли на близлежащей реке Тибр. Канатами тент крепился к мачте корабля, и при движении судна полотно натягивалось.
Для поддержания навеса в натянутом состоянии применяли тросы, крепившиеся к каменным столбам вокруг Колизея.
4. Колизей построен без использования цемента
Да-да, при постройке не применяли никаких строительных растворов, которые бы скрепляли блоки камней. Вместо этого использовались металлические скобы и стержни.
Кстати, именно поэтому в разрушенной части так много дыр и отверстий – это следы стержней.
5. В Колизее впервые в мире сконструировали систему лифтов
Римляне поднимали на арену животных и гладиаторов, располагавшихся в подземном этаже.
В сочетании с системой лифтов создавали помещения-ловушки, которые делали выступления ещё зрелищнее: люди и дикие звери возникали на сцене словно из ниоткуда.
Эту ловушку восстановили по старым чертежам
6. Разрушенная стена Колизея использовалась для строительства других сооружений Рима
После землетрясения, обрушившуюся часть Колизея могли восстановить обратно. Но вместо этого жители города начали брать камень для своих нужд. Некоторые забирали по кирпичику, другие уносили столько, что строили целые дома. Больше всех брали правители и люди близкие к власти. Интересный факт, из камня бывшей арены к XV веку построили:
- 23 больших аристократических дома;
- 6 церквей;
- Большинство строящихся на тот момент мостов.
Апогеем стала постройка собора Святого Петра в Ватикане в XV веке. Конечно, использовался не только материал из амфитеатра, но всё равно камня из амфитеатра забрали очень много.
Поэтому знайте, если будете посещать собор, что вы посещаете и часть Колизея.
Собор Святого Петра
В 1750 году Папа Римский Бенедикт XIV дал римскому Колизею статус святого места, так как на арене мученически погибли сотни христиан. После этого амфитеатр стал неприкосновенным и его стали беречь.
7. Колизей – самая посещаемая достопримечательность в Италии
Ежегодно амфитеатр посещают более 6 миллионов туристов, поэтому здесь почти всегда очередь.
Сохранение и туризм
В средневековый период группа христианских монахов населяла Колизей, якобы отдавая дань уважения христианским мученикам, которые умерли там много веков назад. Последовательные папы также пытались отремонтировать здание для различных целей, включая превращение его в текстильную фабрику, но ни один из планов не осуществился.
В конце концов, в течение девятнадцатого и начала двадцатого века была предпринята некоторая консервация для раскопок и поддержания исторического места. Колизей, как видно сегодня, в значительной степени является обязанностью итальянского диктатора Бенито Муссолини, который приказал полностью разоблачить и очистить памятник в 1930-х годах.
Сегодня Колизей является свидетельством изобретательности и силы тех, кто его построил. Но это также всегда будет напоминать о страданиях тех тысяч людей и животных, которые погибли в его стенах.