Колизей

Колизей, которого нет

После кончины тирана на трон взошел военачальник Тит Флавий Веспасиан, основатель династии Флавиев, правивших римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец Нерона и заложить здесь фундамент для будущего Колизея – амфитеатра, предназначенного для развлечения народа Рима.

Веспасиан хотел преподнести гражданам Рима подарок и показать, что новая императорская династия заботится о них. Люди, помня о страшных годах правления Нерона, обрадовались и уверовали в нового императора.

Строительство Колизея

В 72 году на месте пруда Золотого дома Нерона заложили амфитеатр, на строительство которого привели 100 тысяч рабов, захваченных в войне с Иудеей. После 8 лет изнурительных круглосуточных работ в 80 году Колизей освещен сыном Веспасиана, императором Титом.

Рабы выполняли тяжелую работу, не требующую знаний – добывали травертин (ценный мрамор для строительства), доставляли на место, обрабатывали и поднимали наверх. Над оформлением Колизея трудились скульпторы, художники, инженеры, декораторы.

Помимо травертина использовали кирпич, бетон, вулканический туф. Кирпич и бетон – для внутренних перекрытий и перегородок, туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция здания

Колизей сооружен в форме гигантского эллипса, два полукольца, соединенные в форме овала, дали зданию название «двойной амфитеатр». Площадь арены 85 на 53 м. Здание амфитеатра поражает размерами. Сооружение 50 м в высоту (12-этажный дом), 189 м в длину и 156 м в ширину, площадь которого сопоставима с размерами 3 футбольных полей, – огромнейший амфитеатр античности.

Гениальное инженерное решение: фундамент толщиной 13 метров держит на себе арочную конструкцию из 240 арок, придающих зданию воздушный, легкий вид. Над арками нижнего яруса – арки среднего и верхнего ярусов по 7 метров каждая. Пролеты арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса, украшались статуями и полуколоннами. Стены – из бетона и кирпича из терракота, которого потребовалось один миллион штук.

Каркас Колизея – из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены. Над стенами – зрительные ряды. Над верхними рядами – навес по периметру амфитеатра с 240 мачтами и канатами, с помощью которых несколько тысяч обученных матросов натягивали громадный тент (веларий), заменявший потолок, защищая зрителей от дождя или палящего солнца. С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором и украшен статуями.

Места для зрителей

По периметру сооружения – 80 равномерно расположенных входов, за счет чего зрители заполняли и покидали Колизей за 10 минут. Входы украшали мраморные статуи богов и знатных горожан. Четыре входа предназначались для знатных особ. Центральный вход – для императора и свиты. 76 лестниц и коридоров располагались так, что представители одного сословия не встречались с другим.

Натиск толпы, стремящейся попасть внутрь, сдерживали ограждения: граждан Рима пускали в Колизей бесплатно, поэтому зрители заполняли амфитеатр до отказа. Здесь же раздавали бесплатную еду – императорская власть хлебом и зрелищами поддерживала авторитет.

Зрители рассаживались на сидениях шириной 35 см, расположенных в три яруса, строго по социальному признаку. Специальное место, возвышающееся над всеми (подиум), отводилось для императора, восседающего на троне под балдахином. Здесь же сидели члены императорской семьи, весталки (жрицы) и сенаторы.

В первом ярусе – городские власти, знатные горожане, всадники (сословие в древнем Риме). На втором ярусе – места для римских граждан – мужчин. Третий ярус занимали бедняки.

Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали. Император Домициан построил четвертый ярус без мест для сидения. Здесь стояли бедные женщины и рабы. Актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам запрещалось посещать Колизей.

Архитектура Колизея

Вместительность Колизея была рассчитана на 50 тысяч зрителей. Имея форму эллипса, диаметр его овала составляет 188 м и 156 м, а высота насчитывает 50 м. Это сооружение было действительно самым масштабным в истории античного мира.

Фото: Nicola Forenza / Shutterstock.com

По данным ученых, актуальный Колизей – это только третья часть от прежнего амфитеатра. И 50 000 зрителей могли разместиться в начале нашей эры в этом амфитеатре совершенно свободно, при этом еще 18 000 посетителей располагались стоя.

Строительный материал

Облицовка фасада была осуществлена травертином, как и многие строения Древнего Рима. Из этого природного известняка выполнены основные концентрические и радиальные стены строения.

Добыча травертина велась рядом с Тиволи, который находится в 35 км от Рима. Первичной обработкой и доставкой камня занимались пленные, а окончательную обработку осуществляли уже римские мастера. Конечно, качество обработки этого строительного материала подручными материалами в 1 веке нашей эры удивляет до сих пор.

Соединение блоков производилось с помощью специальных железных скоб. Общее количество металла, потраченное на эти скобы – около 300 тонн.

К сожалению, в Средневековье многие железные конструкции вытащили местные мастера, поэтому сегодня на их месте можно увидеть большие дыры. Конструкция Колизея из-за этого сильно пострадала, но тем не менее, величайшее сооружение всех времен до настоящего времени сохраняет свою форму.

Помимо травертина, также использовались кирпич, бетон и вулканический туф для строительства амфитеатра. Так, кирпич и бетон применялись для внутренних перекрытий и перегородок, а туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция

Конструктивно Колизей состоит из 240 больших арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса. Стены сооружения выполнены из бетона и кирпича из терракоты. Общее количество терракотового камня, которое потребовалось для амфитеатра, – около 1 млн штук.

Каркас Колизея состоит из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены, а также 7 концентрических стен, выстроенных по окружности арены. Непосредственно над этими стенами располагались зрительские ряды. Концентрические стены с внешней стороны состоят из четырех ярусов, причем в первых трех ярусах выполнены арки высотой 7 метров каждая.

Входы в Колизей

Еще одно новшество, используемое при строительство амфитеатра, — равномерное расположение большого количества входов по периметру сооружения. Этот прием применяют и в современное время при возведении спортивных комплексов. Именно за счет этого зрители могли пройти и покинуть Колизей всего за 10 минут.

Помимо 76 входов для обычных граждан, существовало еще 4 входа для знатных особ. Из этих 76 ходов также 14 предназначалось для всадников. Входы для граждан были отмечены порядковым номером. Центральный выход с севера предназначался специально для императора и сопровождающей его свиты.

Для посещения амфитеатра в Древнем Риме нужно было купить билет (табел) с номером ряда и места. К своим местам зрители проходили по вомиториям (vomitorium), которые находились под трибунами. По ним также можно было быстро выйти из Колизея в случае эвакуации.

Система лестниц и коридоров была хорошо продумана, так что это исключало давку и возможность встречи представителя одного сословия с другим.

Сведения об обработке персональных данных

8.1. Оператор обрабатывает персональные данные на законной и справедливой основе для выполнения возложенных законодательством функций, полномочий и обязанностей, осуществления прав и законных интересов Оператора, работников Оператора и третьих лиц.

8.2. Оператор получает персональные данные непосредственно у субъектов персональных данных.

8.3. Оператор обрабатывает персональные данные автоматизированным и неавтоматизированным способами, с использованием средств вычислительной техники и без использования таких средств.

8.4. Действия по обработке персональных данных включают сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение.

8.5. Базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, находятся на территории Российской Федерации.

8.6. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Такая обработка персональных данных осуществляется только на основании договора, заключенного между Оператором и третьим лицом, в котором должны быть определены:

  • перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться третьим лицом, осуществляющим обработку персональных данных;
  • цели обработки персональных данных;
  • обязанности третьего лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать их безопасность при обработке, а также требования к защите обрабатываемых персональных данных.

С пляжа – в амфитеатр

Наш отель Spice Hotel & SPA 5* располагался в Белеке. Программа пребывания была очень насыщена: мы приехали учиться, и уроки были каждый день. Но в один день появилось свободное время, которое мы с огромным удовольствием посвятили изучению достопримечательностей Турции.

Было решено съездить в турецкий город Миры Ликийские (современное название: Демре), где находится много необычных объектов: как очень древних, так и более современных, но тоже интересных для посещения.

Как обычно, экскурсии стоили весьма дорого, поэтому решили отправиться в путешествие на арендованной машине. Подробнее о прокате автомобиля, о маршруте следования, о том, что встретилось по дороге, можно прочитать здесь.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • Alemannisch
  • አማርኛ
  • Aragonés
  • العربية
  • مصرى
  • অসমীয়া
  • Asturianu
  • Azərbaycanca
  • تۆرکجه
  • Башҡортса
  • Boarisch
  • Žemaitėška
  • Bikol Central
  • Беларуская
  • Беларуская (тарашкевіца)
  • Български
  • भोजपुरी
  • বাংলা
  • Brezhoneg
  • Bosanski
  • Català
  • Нохчийн
  • Cebuano
  • کوردی
  • Čeština
  • Cymraeg
  • Dansk
  • Deutsch
  • Zazaki
  • Ελληνικά
  • Emiliàn e rumagnòl
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Føroyskt
  • Français
  • Frysk
  • Gaeilge
  • Kriyòl gwiyannen
  • Galego
  • Avañe’ẽ
  • ગુજરાતી
  • עברית
  • हिन्दी
  • Fiji Hindi
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Արեւմտահայերէն
  • Interlingua
  • Bahasa Indonesia
  • Íslenska
  • Italiano
  • 日本語
  • Jawa
  • ქართული
  • Kabɩyɛ
  • Қазақша
  • 한국어
  • Kurdî
  • Кыргызча
  • Latina
  • Lëtzebuergesch
  • Lingua Franca Nova
  • Ligure
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • मैथिली
  • Malagasy
  • Македонски
  • മലയാളം
  • Монгол
  • ꯃꯤꯇꯩ ꯂꯣꯟ
  • मराठी
  • Bahasa Melayu
  • Malti
  • မြန်မာဘာသာ
  • Dorerin Naoero
  • नेपाली
  • नेपाल भाषा
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Occitan
  • ଓଡ଼ିଆ
  • ਪੰਜਾਬੀ
  • Polski
  • Piemontèis
  • پنجابی
  • Português
  • Runa Simi
  • Română
  • Русиньскый
  • Sicilianu
  • Scots
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Shqip
  • Српски / srpski
  • Seeltersk
  • Sunda
  • Svenska
  • Kiswahili
  • தமிழ்
  • తెలుగు
  • ไทย
  • Tagalog
  • Türkçe
  • Татарча/tatarça
  • Twi
  • ئۇيغۇرچە / Uyghurche
  • Українська
  • اردو
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Vepsän kel’
  • Tiếng Việt
  • Winaray
  • 吴语
  • მარგალური
  • ייִדיש
  • Zeêuws
  • 中文
  • Bân-lâm-gú
  • 粵語

Интересные факты

Некоторые занимательные факты о великом Колизее могут быть неизвестны даже опытным экскурсоводам:

Торжества в честь открытия Колизея длились 14 недель и включали спортивные состязания, бои гладиаторов и пышные театральные постановки. В 1-й день открытия в амфитеатре, по разным данным, были убиты от 5 до 9 тыс. диких животных.

Всего за время существования Колизея на арене погибли 300 тыс. человек и 10 млн. диких животных.

В Древнем Риме просто пойти и приобрести билеты в Колизей было невозможно, места бронировались за различными гильдиями, союзами, объединениями, либо требовалось специальное приглашение от влиятельного лица.

Парадная форма одежды была обязательной, например, мужчины должны были носить тоги. На трибунах запрещалось пить вино. Нарушить этот запрет мог разве всесильный император.

Судя по данным раскопок, в частности, проведенных и в Колизее, гладиаторы были вегетарианцами, но не из идеологических соображений.

Обильная растительная пища (ячменные лепешки, хлеб, бобы, овощи, корнеплоды) позволяли им нарастить жировую прослойку, служившую дополнительной защитой во время битв.

Ввиду далеко не блестящей сохранности, «дублером» Колизея в фильмах нередко выступает более миниатюрный, но куда лучше сохранившийся тунисский амфитеатр Эль-Джем. Он «подменял» своего римского собрата в фильме «Гладиатор».

Колизей вошел в список 7-ми новых чудес света. В этом списке он единственный представитель европейской цивилизации.

Некогда залитый кровью, теперь Колизей воплощает гуманистические ценности новой Европы. Обычно его подсветка белая, но с 2000 г. порой меняется на желтую – это значит, что где-то в мире какому-то заключенному заменили смертную казнь иной мерой наказания.

В самой Италии смертная казнь не применялась с 1947 г., хотя официально отменили ее только в 2009 г. (в религиозном государстве Ватикане – в 1969 г., даже для тех, кто покушался на Папу).

Тайна имени

В начале он назывался Амфитеатр Флавиев (Anfiteatro Flavio), потому что был построен императорами Веспасианом и Титом из династии Флавиев. Название «Колизей» появилось только в средние века: самая популярная теория гласит, что имя «Колоссео» амфитеатр получил из-за того, что он был построен рядом с «Колоссом» Нерона, статуей, которая находилась в нескольких метрах от амфитеатра. Другие говорят, что название происходит от его расположения, потому что амфитеатр был построен на холме, где когда-то стоял храм Изиды (Collis Isei).

О происхождении названия «Колизея» ходит и интересная легенда: когда-то на месте Колизея существовал языческий храм, где поклонялись дьяволу. И в конце каждой церемонии священники спрашивали последователей: COLIS EUM? (Ты его любишь? В смысле, дьявола). 

Памятник истории

Но вернемся в турецкий колизей. Сложно вообразить, что камни, по которым мы ходим, появились здесь во 2 веке нашей эры.

Амфитеатр, состоящий из 35 рядов, мог вместить минимум 10 тысяч человек.

Он полукруглой формы, как аналогичные греческие сооружения, а вот некоторые элементы римских амфитеатров в нем отсутствуют (высокие дальние ряды, разделение мест для знати и простолюдинов). Тем не менее, принято Колизей в Турции называть греко-римским.

Но мы нашли в партере отдельные «кресла» для важных гостей и даже попробовали представить себя на их месте. 

Очень хорошо сохранились арочные своды,

которые очень оживляет зелень.

А кое-где среди камней можно заметить цветы, которые непонятным образом даже цветут.

Много сохранилось оконных проемов, тоже теперь украшенных цветами.

Фото амфитеатра Турции у нас получилось очень много. Но ни одно из них не может передать масштабность и грандиозность сооружения.

Странно думать, что когда-то здесь вместо путешественников, щелкающих камерами и телефонами, ходили актеры. Ведь амфитеатр в Демре был славен своими театральными представлениями.

А еще тут устраивались публичные суды и казни и даже проводились церемонии жертвоприношения. А по некоторым данным на арене организовывали гладиаторские бои!

Амфитеатр не раз приходилось восстанавливать из-за стихийных бедствий. После разрушительного землетрясения в 12 веке нашей эры он и вовсе оказался почти полностью погребен под вековыми речными наносами. Но его очистили и восстановили максимально достоверно к оригиналу.

Кто спас Колизей от полного разрушения

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. Его многочисленные аркады были облюбованы ремесленными мастерскими. Некоторое время он использовался как жилищный комплекс и даже кладбище. В XIII в. могущественная римская аристократическая семья Франджипани превратила Колизей в укрепленный феодальный замок.

Колизей в Средние века

Позже Колизей был превращен в гигантскую каменоломню: камень травертин и мрамор из амфитеатра использовался для строительства церквей, мостов, домов аристократических семей и даже здания канцелярии Римского папы.

Вдобавок мощное землетрясение 847 г. серьезно повредило южную часть Колизея. В итоге до наших дней сохранился лишь остов грандиозного амфитеатра. Но могло не быть и этого. От полного разрушения Колизей спас Папа Бенедикт XIV. Он освятил древний амфитеатр в память о ранних христианах, умерших здесь мученической смертью. Тогда же появился и крест, выбитый в камне, который можно увидеть в Колизее до сих пор.

Бенедикт XIV

Колизей до сих пор тесно связан с Римской католической церковью. По сложившейся традиции на Страстную пятницу около 9 вечера в римском Колизее начинается богослужение «Крестного пути» (Via Crucis), воссоздающее в памяти христиан основные моменты страданий крестного пути Иисуса Христа. Богослужение «Крестного пути», возглавляемое Папой, представляет собой факельное шествие, состоящее из 14 стояний (эпизодов последнего дня земной жизни Христа, от осуждения на смерть до погребения), во время каждого из которых произносится молитва.

Как добраться до Колизея

Чаще всего международные авиарейсы приземляются в аэропорт Leonardo da Vinci, который все итальянцы называют Фьюмичино. Он расположен в 20 км от самого Рима, но это маленькое расстояние не так уж просто преодолеть, учитывая интенсивность дорожного движения по направлению к столице Италии.

Очень часто туристы едут из аэропорта в город на поезде, который отправляется от одного из терминалов. Стоимость билета составляет 14 евро, а поездка занимает около 35 минут. Но в этом случае стоит учитывать, что вы доберётесь лишь до городского вокзала, от которого придётся ехать к отелю на другом виде транспорта.

Если же вы едете большой компанией, логичнее всего будет взять такси возле стен аэропорта. Это белые автомобили с подписью «Comune di Roma», которые являются собственностью города, а значит, имеют фиксированные тарифы. Минимальная стоимость поездки составляет 40€, а далее зависит от расположения отеля.

Дорога к Колизею

Кроме того, несколько автобусных компаний осуществляют регулярные рейсы от аэропорта к различным частям города. Стоимость поездки на таком транспорте может варьироваться от 9€ до 20€, поэтому стоит заранее ознакомиться с прайсом на сайте интересующей компании.

После того как вы наконец-то окажетесь в Риме, добраться до Колизея не составит большого труда. Величественный амфитеатр находится на одноименной станции метро Colosseo в самом центре города. Стоимость билета составляет 1€ и даёт возможность передвигаться подземным транспортом на протяжении 75 минут.

Номера автобусов, идущих до Колизея: 60, 75, 81, 85, 117, 175, 271, 571, 673, 810, 850. Также ходит трамвай №3.

Адрес: Piazza del Colosseo.

Интересные факты

Декорации боев и использование первого лифта в истории

Внутри арены Колизея и подвальных помещений действовала первая в истории система лифтов. Чередующиеся коридоры подземных туннелей были четко закреплены за отдельными людьми — декораторами, которые выстраивали смертельное шоу для римских аристократов.

Женские бои

В 63 г. н. э. императором Нероном был выпущен указ, о разрешении участвовать в гладиаторских боях женщинам — римлянкам, мечтающим попасть на арену и приобрести славу. Поццуоли превратил в гладиаторов и несвободных рабынь (эфиопок). После 89 г. н. э. в сражениях начинают участвовать карлики.

Поклонение дьяволу

Официальное название «Амфитеатр Флавиев» позднее сменилось на «Колизей», в честь 35 метровой бронзовой статуи Нерона, так считается. Существует другая версия, менее известная. До XIV в. античная арена использовалась язычниками для идолопоклонничества, и была местом проведения магических ритуалов во имя сатаны. Согласно этой версии, название «Колизей» произошло от краткого латинского «Colis Eum?», что означает «Служите вы Ему?», то есть дьяволу.

На 15 метров ниже

Земля возле «театра смерти» Древнего Рима находится на том же уровне, как и 2600 лет назад. Ежегодно прирост отложений составляет 76 миллиметров. Поэтому уровень нового города выше окрестностей Колизея на 8-15 метров. Обходя его, стоит помнить, что именно по этим камням ступали гладиаторы Древнего Рима, по этим дорогам проезжали императоры на колесницах.

Стоимость постройки

Неизвестна точная сумма, которую потратили на строительство Колизея. Доподлинно известно, что ресурсы черпались из продаж военных трофеев, рабов. В 1756 г. были проведены примерные расчеты стоимости внешней стены. Если пересчитывать на современные деньги, то сумма составляет 45 млн €. И это только небольшая часть полной стоимости. Сложно представить, сколько средств было вложено в строительство Колизея.

Съемки в Голливуде

Фрагмент фильма

Колизей был местом съемок большого количества кинолент. В 2000 г. в свет вышел голливудский исторический фильм «Гладиатор», принесший большую известность римской достопримечательности, которая резко увеличила поток туристов.

Колизей был частично восстановлен

В 2013 г. миллиардер Диего Делла Валле вкладывает 33 млрд долларов на восстановление Колизея:

  • очистку мрамора;
  • реконструкцию кирпичных стен;
  • строительство туристического центра и кафе.

Итальянское Министерство культуры одобрило план по восстановлению амфитеатра до его состояния XVIII в. Планировалось накрыть подземные тоннели, заменить металлические перила и восстановить арки. Частичная реставрация Колизея завершена в январе 2016 г.

Реставрация амфитеатра

Колизей сегодня

Сейчас амфитеатр находится под охраной властей. В конце 20 века провели частичную реставрацию. Однакоо ритм города, вибрация от транспорта и естественные природные явления наносят непоправимый вред зданию (которому, напомним, около 2000 лет).

Северная сторона внешней стены – это то, что осталось от первоначального Колизея. Здесь сохранилась 31 из 80 входов.

Заметные треугольные кирпичные клинья на каждом конце оставшейся стены – это современная конструкция, построенная в начале 19-го века, чтобы укрепить стену. Остальная часть современного внешнего облика Колизея на самом деле является оригинальной.

Власти страны провели большую реставрацию Колизея. Работы начались в 2013 году. На восстановление потратили около 25 миллионов евро. Конечно же, в абсолютно первоначальный вид амфитеатр не привели, но основательно почистили и облагородили. После реставрационных работ площадь, доступная для посещения, увеличилась на 25%. В январе 2016 года работы завершились и Колизей вновь стал принимать туристов.

Колизей в ходе реконструкции

График работы

Колизей открыт каждый день круглый год, за исключением 1 января и 25 декабря.

Часы работы (билетная касса закрывается за час до закрытия Колизея):

  • с 8:30 до 1 часа до захода солнца (исключение: Страстная пятница с 8:30 до 14:00, 2 июня 13:30 — 19:15)
  • 2 января по 15 февраля — с 8:00 до 16:30
  • 16 февраля по 15 марта — с 8:30 до 17:00
  • 16 марта по последнюю субботу марта — с 8:30 до 17:30
  • с последнего воскресенья марта до 31 августа — с 8:30 до 19:15
  • 1 сентября по 30 сентября — с 8:30 до 19:00
  • с 1 октября до последнего воскресенья октября — 8:30 до 18:30
  • с последнего воскресенья октября по 31 декабря — с 8:30 до 16:30

Стоимость посещения – 12 евро. Для граждан евросоюза в возрасте от 17 до 25 лет и учителей – 7 евро.

Можно попасть в Колизей бесплатно. Предусмотрен бесплатный вход для всех в первое воскресенье месяца. Бесплатно пропускают и детей до 17 лет.

По воскресеньям движение транспорта в районе Колизея запрещено.

Колизей после реставрации

Как добраться

Так как достопримечательность находится в центре города, то добраться до неё не составит труда.

  • Метро. Линия «В», станция «Colosseo». Линия «А» станция «Manzoni», далее пешком около 1200 метров или 2 остановки на трамвае №3
  • Автобус. Вам понадобятся линии 51, 75, 85, 87 и 118
  • Трамвай №3
  • Такси. Ну тут комментарии излишни, так как все таксисты Рима знают, где находится Колизей.

Фасад

Фасад Колизея красив, он состоит из 4 уровней, первые три открываются аркадами. Нижние – более 7 м в высоту и 4,2 м в ширину, а те, что на втором и третьем этажах, – 6,45 м в высоту и все еще 4,2 м в ширину. Постоянная ширины позволяет не иметь никакого сдвига от одной стадии к другой.

На первом этаже аркады пронумерованы от 1 до 76, потому что 4 из них специальные, это главные входы.

Эти главные входы были оборудованы статуей и имели декоры лучшего качества, чем другие.Арки полукруглые, то есть вершина представляет собой правильную кривую, она образует полукруг.

Каждая аркада отделена от следующей полуколонной, то есть стеной с одним концом полусферической формы (снаружи, конечно).

В верхней части колонн систематически присутствуют типичные украшения античности, но они варьируются в зависимости от уровней:Первый этаж: дорическийПервый этаж: ионныйВторой этаж: КоринфскийДорический стиль-самый простой, самый изысканный. Колонны имеют 20 вертикальных ребер, а капители не украшены.

Ионический стиль состоит из 24 ребер, а капители украшены свитками. Коринфский стиль, он соответствует барокко, это стиль, перегруженный листьями стилизованных деревьев.

Использование этих трех стилей, вероятно, свидетельствует о желании производителя подчеркнуть художественные эволюции, известные в античности.Четыре уровня отделены друг от друга каменным полом, открывающимся снаружи выступающим карнизом без декора.Четвертый уровень-особенный. Внешне он не имеет арок, это всего лишь прямая стена, пронизанная небольшими прямоугольными окнами через равные промежутки, фактически обе аркады нижних уровней. В архитектуре мы называем его чердаком.

Чердак использовался для выставления больших декоративных щитов, очень похожих на выставочную стену.

На вершине Колизея есть довольно большой карниз, который огибает его. В нем было проделано 240 отверстий (некоторые из них сохранились и по сей день).

Под каждым из них находится небольшой колокольчик, примерно в 1,5 м от карниза. Он служил опорой для мачт, выступающих из вершины. Эти мачты проходили через отверстия и были несъемными.

Веревки были натянуты, чтобы открыть или закрыть теневую ткань, велариум.Фасад-самая красивая часть Колизея, хотя большая его часть была разрушена, несмотря на возмущение, которое он получил.

Знаменитые амфитеатры Италии

Арена ди Верона

Piazza Bra, 1, Verona. Регион: Венето

Актёр балета Роберто Болле перед выступлением на Арена ди Вероне

Амфитеатр возведен в 30 году нашей эры — он старше римского собрата. По сей день используется по прямому назначению — развлекать людей. Нет, речь не о гладиаторских боях (хотя и ряженых гладиаторов, позирующих за умеренную сумму для фото, вы здесь встретите). В тёплое время года Арена ди Верона — самый большой оперный театр мира под открытым небом. И популярный — ежегодно постановки посещают до 600 тыс. зрителей.

Осмотреть Арену ди Верона изнутри можно самостоятельно. Билеты приобретаются на месте.

Что касается оперного сезона, в этом году он длится с 13 июня по 5 сентября. Цены на билеты стартуют от 20 евро.

Регулярно будут давать оперы «Травиата», «Аида», «Сельская честь», музыкальный концерт «Девятая Симфония» Бетховена, выступит балет Роберто Болле и др. Следить за расписанием, точными ценами и покупать билеты на представления лучше на официальном сайте: arena.it.

Амфитеатр Флавия в Поццуоли

Corso Nicola Terracciano, 75, Pozzuoli. Регион: Кампания

Хорошо сохранившиеся подземелья арены в Поццули

Эта арена построена в конце I века нашей эры. Не самая большая (лишь третья по величине после Римского Колизея и амфитеатра в Капуе) и не самая хорошо сохранившаяся. Так почему именно эта достопримечательность в окрестностях Неаполя так привлекает туристов? Самое ценное здесь скрывается под землёй. Ни в одном древнеримском амфитеатре, дошедшем до наших дней, нет подземных коридоров в таком добротном состоянии как в Поццуоли.

Прогуливаясь по ним, можно составить впечатление о том, как проводились кровавые выступления на арене много веков назад. Сохранились даже специальные механизмы и люки, через которые вверх поднимали бойцов и животных ради эффектного появления перед публикой.

Входные билеты: полный — 4 евро, младше 18 лет — . Комбинированный билет: 8 евро. В него входит осмотр не только Арены Флавия, но и всей исторической зоны Поццуоли (археологический музей Кампи Флегрей, археологическая зона Байи, раскопки древнегреческой колонии Кума). Действителен два дня.

Амфитеатр в Лечче

Piazza Sant’Oronzo, 42, Lecce. Регион: Апулия

Амфитеатр имеет классическую форму эллипса. Но чтобы открыть его полностью, пришлось бы снести часть площади, успевшую стать исторической.

Древнеримская арена II века нашей эры постройки оказалась вписанной в современную городскую застройку и… отлично там себя чувствует. Появилась эта достопримечательность на карте Лечче только в начале XX века, после проведённых раскопок. До этого момента все как-то успели подзабыть, что много веков назад здесь находился амфитеатр. И вот благодаря археологическим работам, прямо посреди центральной площади города приоткрылось чудесное окошко в Древний Рим. В туннеле под ареной сохранились даже надписи на латыни и детали декора.

В тёплое время года здесь кипит жизнь: проходят концерты (часто — бесплатные), музыкальные фестивали, спектакли и модные показы, собираются болельщики местного футбольного клуба «Лечче».

За просмотр с площади Сант-Оронцо денег не берут. Спуститься в арену можно только во время мероприятий.

Квадратный колизей в Риме

Quadrato della Concordia, 3, Roma. Регион: Лацио

В Квадратном Колизее Муссолини всё как в лучших домах — анфилады из арок и статуи античной тематики.

Конечно, это не амфитеатр, а полноценное здание, причём, практически современное — возведено в 1942 году. Зовётся оно «Дворец итальянской цивилизации», но в быту — Квадратный Колизей. Вы не найдёте информации об этом строении в стандартных туристических справочниках. И это не удивительно — итальянцы вообще стесняются упоминаний о целом квартале, где расположен Дворец. Всё дело в том, что это едва ли не самый грандиозный памятник фашистской архитектуры.

Строился по личному приказу Муссолини ко Всемирной Европейской Выставке. Уничтожать это наследие не спешат, но и особо не афишируют его существование. Многие и не догадываются о наличии в Риме целых двух Колизеев: древнего и современного. Да, облик последнего не случаен: общеизвестно, что Великий Дуче фанател от всего древнеримского. Ну а в итоге получилось… что получилось.

«Фашистский квартал» расположен далеко от центра Рима, но доступ сюда бесплатный, как и в любой другой городской квартал.

Колизей

Амфитеатр Флавия, более известный как Колизей, был первым большим постоянным амфитеатром в Риме. До него, в эпоху Юлиев-Клавдиев (27 г. до н.э. — 68 г. н.э.), в городе было только два деревянных строения. Колизей начали строить по инициативе императора Веспасиана в 72 г. н.э., на месте искусственного озера Золотого дома Нерона в восточной части Римского форума. Строительство амфитеатра было очень искусно организовано, поэтому на него ушло всего десять лет. Известно, что римляне в этом деле были мастерами — строительные работы шли по очень жесткому графику и были разделены на четыре согласованные между собой строительные площадки.

Модель имперского Рима. Рим, Музей римской цивилизации

По традиции, название Колизей было связано с названием близлежащей статуи Нерона, которая из-за своих огромных размеров была известна как «колосс» (с лат. colosso — «великан», «гигант»). На самом деле, вполне возможно, что название связано с размером самого амфитеатра, который сам по себе огромен и могуч.

Строительство Колизея было завершено императором Титом, сыном и преемником Веспасиана, который добавил третий и четвертый ярусы, торжественно открыв его в окончательном варианте в 80 году нашей эры. В тот год Тит организовал сто дней игр, как тогда называли бои, во время которых погибло около 2000 гладиаторов и 9000 животных. Дальнейшие изменения в Колизее были сделаны по инициативе императора Домициана, добавившего подземные ходы. Такое дополнение в структуру колизея позволило лучше управлять организацией боев, но, в то же время, прекратило постановки навмахий, симуляций морских сражений, которые требовали затопления арены.

Модель императорского Рима с Колизеем. Рим, Музей римской цивилизации

Уже в VI веке сооружение было заброшено и стало использоваться в качестве каменоломни для строительства. Одним словом, началось его осознанное и систематическое разрушение, которое завершилось лишь в 1675 году, когда амфитеатр был признан памятником христианских мучеников, казнённых здесь во времена становления христианства.

План

Как и все амфитеатры, Колизей имеет эллиптический план, периметр которого достигает 527 метров, а оси — 187,5 и 156,5 метров. Одна арена, внутри, имеет размер 86 × 54 м, общей площадью 3,357 м². Арена в центре, где проходили выступления, окружена каменными ярусами, в которых находились места для зрителей.

В этих ярусах было 68 000 сидячих мест и 5 000 стоячих. Зрители могли использовать в общей сложности 80 арочных входов, каждый из которых был пронумерован. Четыре из них были предназначены для магистратов, должностных лиц Древнего Рима, весталок, жриц богини Весты, пользовавшихся особым уважением) и почетных гостей, одна для императора и еще четыре — служебных, для колесниц.

Амфитеатр Флавия или Колизей. План

Возрождение театра

От того, чтобы вообще исчезнуть с земли, Колизей спасла репутация священного места, где встретили свою судьбу христианские мученики. Но результаты современных исторических исследований говорят о том, что факт христианского жертвоприношения в стенах амфитеатра — не больше чем миф.

Полное разрушение прекратилось в 1749 году, когда Колизей был признан общественной церковью по распоряжению папы Бенедикта XIV. Посреди арены установили крест огромного размера, а вокруг него – алтари.

Стены когда-то огромного Колизея не только оставили в покое, но и начали постепенно восстанавливать. С тех пор мероприятия по реконструкции продолжаются с небольшими перерывами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector