Пролив босфор

К делу привлечены армяне и грузины

Так что претензии наша страна вскоре предъявила, причём в лучших традициях сталинской политики: с одной стороны, СССР считался единым государством, а с другой — сюрприз, сюрприз! — советские республики, оказывается, могут проводить собственную внешнюю политику и даже иметь представительство в ООН.

В данном случае для внешнеполитической атаки выбрали Армению и Грузию.

В июле 1945 года к Сталину почти одновременно обратились первый секретарь компартии Армении Г. Арутюнян и — неслыханное дело — католикос всех армян Геворг VI.

Увидев, как делят территории, воспрянули и грузины. Они говорили, что и грузинские земли совершенно несправедливо попали под турецкую власть. Так что давно пора потребовать их назад.

Забавно, но между Арменией и Грузией немедленно возникли противоречия. Оказалось, их территориальные претензии пересекаются. В результате глава грузинского внешнеполитического ведомства Г. Кикнадзе даже начал жаловаться Лаврентию Берии, что армянам достанется слишком много.

Стратегическое значение

Босфор — единственный путь для Болгарии , Грузии , Румынии , России (юго-западная часть) и Украины к Средиземному морю и другим морям. Суверенитет над проливами также является важным вопросом для прибрежных стран, помимо Турции .

Хотя это лишь одна из естественных границ, разделяющих материковые части Европы и Азии , наиболее известным из них является пролив Босфор. Поскольку это благоприятный регион с точки зрения климата и географических условий, на протяжении веков он играл большую роль в качестве населенного пункта. Город Стамбул , разделенный проливом Босфор, — один из немногих межконтинентальных городов в мире.

Даже если Турция не имеет права получать пошлины с кораблей, проходящих через пролив, военные Турции обладают широкими полномочиями в соответствии с Конвенцией Монтрё . В настоящее время (2021 г.) Командование Босфора расположено на берегу Босфора, а военные корабли, связанные с Командованием, стоят на якоре в водах Босфора.

Расположенный на полуострове на пересечении Черного моря, Босфора и Мраморного моря, Стамбул был одним из самых защищенных и трудных для завоевания городов на протяжении веков, с первых римских времен до Османской империи и до наших дней.

«А есть ли у нас план, мистер Фикс?»

Случай вскоре представился.

В 1875 году начались очередные восстания славян в Османской империи. Сначала запылали Босния и Герцеговина, потом войну Турции объявили Сербия и Черногория. В этой ситуации началась череда переговоров между Германией, Австрией и Россией, на которых Бисмарк предложил буквально следующее: Берлин поддержит Петербург в случае осложнений с Англией, но непременное условие, которое ставит германский канцлер, — Россия должна договориться с Веной по дележу Балкан. Если Австрия и Россия достигнут подобной договорённости, то все три страны выступят в Восточном вопросе единым фронтом и русские могут не беспокоиться за фланги.

Летом 1876 года Вена и Петербург договорились, что по результатам войны Австро-Венгрия может оккупировать Боснию, Герцеговину и, возможно, часть турецкой Хорватии, — Россия не будет этому противодействовать и признает территориальные приобретения австрийцев. Петербург же получает в свою зону влияния Румынию, Болгарию, Фессалию и зону Проливов.

Однако… Крымская оказала на российское руководство глубокое влияние. И ещё на этом этапе Горчаков выдал совершенно непонятное:Константинополь с соответствующим районом должен быть нейтрализован и превращён в свободный порт под защитой и опекой Англии по примеру Ионических островов». Горчаков сильно боялся реакции Европы на такие смелые действия. Как тут не вспомнить Бисмарка? Последний произнёс примерно в это же время чеканную фразу:Когда Англия и Франция говорят сообща, то под именем Европы разумеют самих себя и как бы забывают о существовании других держав. Я знаю Россию, знаю Англию, знаю ту державу, к которой обращаюсь, но решительно не знаю того, что любят обозначать неясным термином Европа».

На ту же тему Ликбез: за что мы воевали с Османской империей?

К чести Петербурга, военное руководство и царь быстро одёрнули главу внешней политики и занялись подготовкой войны. План, составленный главой военного министерства Милютиным и главой Главного штаба Обручевым, предполагал блицкриг. Предлагалось форсировать Дунай в районе Систово(ныне Свиштов), против четырёхугольника крепостей Силистрия-Шумла-Варна-Рущук, поставить мощный заслон из двух корпусов(60 тысяч человек), отрезав крепости от основной части турецких войск, и развивать наступление за Балканский хребет. В случае подхода армии Осман-паши из Сербии(район Видина) — также выставить заслон в районе Плевны и Никополя, дабы удержать переправы в Систово и обеспечить себе связь с Россией.

Расчёт был следующим: турецкая армия между Балканским хребтом и Константинополем не превышала 13 тысяч человек, на направление же главного удара Россия должна была ввести 60 тысяч человек. Ещё 120 тысяч обеспечивали фланги. Война, по подсчётам Обручева, должна была занять три-четыре месяца.

Таким образом, теперь Проливы предполагалось штурмовать и занять атакой не с моря, а с суши. Прямо по сухопутной стратегии — дойдя пешком от Дуная до Стамбула.

После падения Плевны русские вышли на стратегический простор, взяли Адрианополь и подошли к Константинополю. Двенадцатого декабря 1877 года Османская империя обратилась к великим державам с просьбой о посредничестве в мирных переговорах.

Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года, художник — Н. Дмитриев-Оренбургский

К этому моменту до Константинополя оставалось каких-нибудь 70 км.

На ту же тему Албанская лига: игры патриотов в Османской империи

Взять Константинополь русские могли тогда легко. Солдаты ждали приказа главнокомандующего с часу на час. Но главнокомандующий со дня на день ждал, что прикажут из Петербурга: брать или не брать?

В один из тех дней Верещагин ворвался к главнокомандующему и кричал:Оборвите телеграфные проволоки, поручите это мне — я их все порву, немыслимо заключать мир иначе, как в Константинополе!» Из Петербурга же пришла телеграмма — Константинополь не брать.

Военные эксперты резонно отмечали тогда, что командующий русской армией великий князь Николай Николаевич должен был последовать примеру знаменитого Евгения Савойского, который в 1708 году проявил то, что Наполеон называлмудрым непослушанием»: подступив к Мантуе и получив приказ не брать крепость, Евгений сунул приказ в карман, взял Мантую, а потом доложил, что приказ был получен post factum.

Кремль даёт «задний ход»

Желая непременно добиться своего, Сталин решил турок немного попугать — чтобы сделать их более сговорчивыми. На Кавказ прибывают дополнительные воинские контингенты, усиливается советский Черноморский флот. Однако шантаж Турции возможным открытием военных действий встретил жёсткую и консолидированную позицию Запада. Американцы дали понять, что не остановятся перед нападением на СССР в случае, если русские попытаются захватить проливы силой. Тогда же начинают разрабатываться самые первые американские планы ядерной войны с Советским Союзом. Поняв, что шантаж не сработал и что угроза третьей мировой войны становится вполне реальной, Сталин дал задний ход. В данной ситуации это было единственно разумное решение. «Хорошо, что вовремя отступили», — вспоминал впоследствии Молотов. В общем, в вопросе проливов великодержавные стремления Сталина привели совершенно к обратному результату: не к усилению советской позиции на Чёрном море, а к её ослаблению. Напуганные «захватническими планами русских», турки бросились в объятия НАТО (в феврале 1952 года Турция вступила в альянс) и даже разместили на своей территории американские ракеты (их убрали лишь после знаменитого Карибского кризиса 1962 года).

Геополитический центр Европы

Вопрос Черноморских проливов во все времена являлся важнейшим направлением российской внешней политики, в котором России традиционно противостояли западные державы и Турция. Начиная с XIX века, постоянно предпринимались попытки урегулировать порядок пользования проливами мировыми державами, с переменным успехом для каждой из сторон.

Основным бенефициаром от подобной ситуации оставалась Великобритания, которая, не являясь черноморской державой, тем не менее выстраивала свои геополитические интересы в регионе – во многом за счет Турции и остальных черноморских держав. Что касается России, то она последовательно защищала не только свои интересы, но и суверенитет Турции (в частности, на Лозаннской конференции 1922 года, когда само существование турецкого государства было под вопросом).

В 1936 году статус проливов был наконец урегулирован Конвенцией Монтре, которая восстановила суверенитет Турции над Черноморскими проливами, а также гарантировала особые права черноморских государств в части использования проливов. Таким образом была отвергнута британская идея уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, получив под таким предлогом значительное военное преимущество.

Рассмотрим основные положения конвенции Монтре, касающиеся регулирования прохода через проливы торговых и военных судов черноморских и иных держав в мирное и военное время.

Статья 2 Конвенции признает право свободного прохода торговых судов всех стран через Проливы как в мирное, так и в военное время. При этом статья 6 Конвенции содержит условие, что если Турция сочтет себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, право свободного прохода также сохраняется — но с условием, что суда должны входить в Проливы днем, а проход должен будет совершаться по пути, указываемому турецкими властями.

География

Как морской водный путь , Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточного Средиземноморья , Балканы , Ближний Восток и Западную Евразию и, в частности, соединяют Эгейское море с Мраморным морем . Мраморное море далее соединяется с Черным морем через Босфор , а Эгейское море далее соединяется со Средиземным морем . Таким образом, Дарданеллы обеспечивают морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал , что делает его важным международным водным путем, в частности, для прохода товаров, прибывающих в него. из России .

Пролив расположен примерно на .

Современная морфология

Длина пролива 61 километр (38 миль), ширина от 1,2 до 6 километров (0,7-3,7 мили), средняя глубина 55 метров (180 футов) с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну. , рядом с Чанаккале . Через пролив проходят два основных течения: поверхностное течение течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, а более соленое подводное течение течет в противоположном направлении.

Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на речную. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.

«Дружеская Турция»

Сталин неоднократно обсуждал проблему турецких проливов на встрече с союзниками по антигитлеровской коалиции. По мнению советского лидера, Конвенция 1936 года о статусе проливов, согласно которой Турция на период военных действий могла закрывать морские пути для судов воюющих иностранных государств, требовала незамедлительного пересмотра. В ходе Тегеранской конференции, проходившей в ноябре 1943 года, Черчилль и Рузвельт на словах поддержали идею Сталина.

Однако уже после окончания войны Запад поменял свою позицию в отношении СССР. Так, Черчилль 22 июня 1945 года в своей знаменитой Фултонской речи произнес: «Турция и Персия глубоко обеспокоены и озабочены по поводу претензий, которые к ним предъявляются, и того давления, которому они подвергаются со стороны правительства Москвы». Перемены в международной политике почувствовали и в Анкаре, которая, опираясь на Лондон и Вашингтон, стала гораздо смелее отстаивать свои права.

Американский историк Эдуард Марк убежден, что попытка советского вмешательства в турецкие дела подтолкнула Соединенные Штаты к разработке планов по нанесению ядерных ударов по территории СССР. Это, по словам Марка, заставило Кремль отказаться от военной операции против Турции. В качестве подтверждения своей версии американский историк приводит слова Молотова по поводу турецкого кризиса: «Хорошо, что вовремя отступили». В течение последующих нескольких лет Турция наряду Германией получала от США финансовую и военную помощь, а в феврале 1952 года она стала полноправным членом НАТО.

Современные опасности пролива Босфор

Крупные суда проходят вдоль по проливу, перемещаясь между Черным и Средиземным морями, конкурируя с ними, многочисленные паромы пересекают пролив поперек передвигаясь от одной половинами города к другой на противоположном берегу. Кораблей – много.

Сейчас пролив имеет международный статус. Согласно статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов ежедневно через пролив Босфор Стамбул проходят примерно 155 судов. Из них 28 судов – танкеры, шесть из них имеют общую длину более 200 метров. Они перевозят опасные вещества, такие, как сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее. С каждым годом плотный поток танкеров, груженных русской, казахской и азербайджанской нефтью.

А это у турецких официальных лиц вызывает серьезные опасения.

Босфор это не просто узкий канал, это один из самых сложных водных путей, с крутыми поворотами и течением со скоростью шесть-семь километров в час. В марте и апреле на капризном проливе бывают сильные туманы, а в зимние месяцы случаются и бури.

Неправильный маневр или технический сбой на борту могут привести к ужасающей катастрофе: разливу нефти, взрыву или пожару. А ведь на побережье с обеих сторон к проливу жмутся примыкают переполненные поселения, да и сам огромный город раскинулся на берегах Босфора.

14 марта 1994 года 66 822-тонный-кипрский танкер Нассия, груженные нефтью в Новороссийске, столкнулся с кипрским судном у входа в Босфор в Черное море. В возникшем пожаре погибли 29 человек из экипажа Нассия, разорваны танки судна, везшего 19 миллионов галлонов сырой нефти, которая разлилась. Пролив Босфор был закрыт для судоходства в течение недели, ущерб составил около 1 млрд долларов. А сейчас регулярно курсируют через турецкие проливы танкеры в четыре раза больше, чем в Нассия.

Есть ли какая-то возможность уберечься от потенциальных аварийных ситуаций? Конечно. Выход в строительстве трубопроводов в обход турецких проливов. Турция чрезвычайно в этом заинтересована в таких проектах и предпринимает значительные усилия для их реализации. К примеру, открытый в мае 2006 трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан уже значительно сократил движение танкеров.

Подступиться к проливам

К концу Второй мировой войны у СССР накопилось к Турции немало претензий. Многие исследователи уверены, что Москва имела и основания, и возможности, чтобы решить турецкий вопрос в свою пользу, то есть возвратить утраченные территории Российской империи и установить контроль над проливами.

Бывший подполковник КГБ Игорь Атаманенко утверждает, что на совещании Политбюро, состоявшемся сразу после Ялтинской конференции (4–11 февраля 1945 г.), Сталин четко заявил о необходимости вернуть в состав СССР армянские территории, захваченные в свое время Турцией. Атаманенко ссылается на рассказ легендарного разведчика Геворка Вартаняна, который в свою очередь слышал его из уст своего отца разведчика-нелегала Андрея Вартаняна, близкого к партийной элите.

По словам Атаманенко, Сталин настаивал на присоединении к советской Армении всей Карской области с плодороднейшими землями Армянского нагорья. Вождь рассчитывал, что сил трех армий будет достаточно, чтобы совершить победоносный марш-бросок от иранской границы до Стамбула, освободив тем самым территории, которые входили в состав России до 1917 года. «Пора положить конец разграблению нашего братского народа!» – воодушевлял собравшихся верховный главнокомандующий.

Вторая претензия Сталина к Турции касалась проливов. Вождь сетовал на то, что Анкара превратила Черноморскую акваторию в свое внутреннее море, полностью перекрыв Советскому Союзу проход через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. При этом проливами беспрепятственно пользовались немецкие и итальянские суда, доставлявшие много проблем Черноморскому флоту. Проливы, по мнению главы СССР, должны были полностью перейти под советский контроль. Как говорит Атаманенко, Сталин не просто задумывал коренное переустройство Турции, но и рассчитывал на возвращение Стамбулу его исторического названия – Царьград. Он отдал распоряжение Президиуму заняться этими вопросами.

Ветеран ВОВ, бывший разведчик Виктор Власов также уверен, что советское руководство в последние месяцы войны собиралось установить контроль над проливами. Власов лично участвовал в разработке операции по захвату Босфора с прилегающей прибрежной зоной. Сухопутные войска при поддержке авиации должны были атаковать Турцию с территории Ирана. На все отводилось не более трех дней. Однако в самый последний момент операция была отменена, так как о ней узнала американская разведка, сообщает Власов.

О готовившейся войне Советского Союза с Турцией свидетельствует множество фактов. В частности, в начале декабря 1945 года в советской печати появилось постановление Совнаркома СССР о начале репатриации турецких армян в Советскую Армению, а накануне нового 1946 года в газетах была опубликована статья грузинских академиков под заголовком «О наших законных претензиях к Турции», в которой авторы призывали мировую общественность содействовать передаче СССР «земель предков». Кроме того, в советском Закавказье и Болгарии на протяжении всего 1945 года наблюдались активные маневры советских войск.

Зачем нужны Проливы?

Этот вопрос очень часто возникает, когда начинается обсуждение по той или иной исторической развилке.

Во-первых, их захват, по сути, давал России возможность серьёзной экономии на военных расходах. Смотрите сами. Если занят и укреплён хотя бы Северный Босфор, то не нужно содержать Черноморский флот — Чёрное море становится внутренним русским морем по типу Каспийского, — не надо тратиться на строительство и содержание черноморских крепостей, а все усилия можно бросить на укрепление Босфора.

Траты России на Черноморский флот в николаевскую эпоху составляли в разные периоды от трёх до семи миллионов рублей. Содержание и перестройка крепостей на Чёрном море оценивались уже в восьмизначные суммы, то есть в десятки миллионов ежегодно.

Согласитесь — серьёзная экономия.

Если же Россия захватывала и Босфор, и Дарданеллы, то она получала две подобные позиции, которые именно в силу географии(о ней детальный разговор пойдёт чуть ниже) были практически неприступными.

Во-вторых, с начала XIX века всё большую важность для России приобретал экспорт зерна и хлеба через Чёрное море. На ту же тему Пять шагов к мечте: как Россия пыталась завладеть Босфором и Дарданеллами

На ту же тему Пять шагов к мечте: как Россия пыталась завладеть Босфором и Дарданеллами

Ещё в 1830-х годах основная доля вывозимого зерна проходила через Балтику и Белое море. В период с 1830 по 1834 годысеверный экспорт» составил 1 919 000 четвертей зерна, аюжный» — 868 000 четвертей, или 31 процент от всего экспорта. Однако через 20 лет ситуация поменялась. В 1851–1853 годах через Чёрное море вывозили уже 4 894 000 четвертей, или 64,5% всего российского экспорта. То есть поставка основного российского экспортного товара через Чёрное море стала теперь важнее даже Балтики и Белого моря. Именно поэтому вопрос о Проливах становился главнейшим в политике государства. Ведь Османская империя в случае любой войны — с Россией или нет — закрывала проход торговых судов по Проливам, и русские купцы и промышленники начинали терпеть ужасные убытки.

Таким образом, обладание Босфором и Дарданеллами для России было обусловлено не только военными соображениями, но и экономическими.

Была и третья причина — далеко не последняя, а тоже довольно важная, особенно в ту эпоху. Почти весь XIX век население вокруг Босфора и Дарданелл было преимущественно немусульманским. Даже в Стамбуле — столице Османской империи — титульная нация(османы) составляла только 36,1%, а большинство населения(более 46%) были греками. Так что захват Проливов ставил бы Россию в глазах христиан как страну, которая защищает христианство не только словом, но и делом.

И вашим и нашим

Турция всегда дорожила своими проливами. В 1930-е годы она заручилась поддержкой Франции, чтобы обезопасить себя от имперских планов фашисткой Италии, которая стремилась установить господство в Средиземноморском регионе, как во времена Древнего Рима. Ключевое для Турции событие произошло летом 1936 года, когда была подписана Конвенция Монтрё, обозначившая суверенитет Анкары над Босфором и Дарданеллами.

После того как Германия в июне 1940 года захватила Францию, Турция быстро переориентировалась на нового партнера, которому в случае необходимости предоставляла возможность выхода в Черное море. Пропуская немецкие военные корабли, Турция нарушала конвенцию. И чтобы создавать видимость соблюдения международного права, германский флот через проливы шел под торговыми флагами, однако к берегам СССР он подходил с совершенно другими намерениями.

Находясь под протекторатом Германии, Турция стала вынашивать планы нападения на Советский Союз. И предлог для этого нашелся. В октябре 1942 года в Анкаре заявили, что не могут оставаться безразличными к судьбам 40 миллионов тюрков, проживающих на территории Советского Союза. Турецкая армия начала на кавказской границе маневры в надежде спровоцировать СССР. К середине 1943 года Турция сосредоточила там 24 дивизии. Москва была вынуждена перебросить значительные силы в район Закавказья, хотя они были нужны на более важных участках фронта.

Пролив Дарданеллы сегодня

Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:

  • Торговым судам всех государств разрешён проход как в мирное время, так и при военном положении.
  • Страны черноморского бассейна могут проходить на военных судах любого класса, другие страны – только на надводных кораблях небольшого размера.
  • В случае вступления Турции в войну, ей отдан приоритет принятия решения о пропуске боевых судов любой страны мира.
  • При начале военных действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.

Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.

В шаге от войны

В августе наркомат иностранных дел обобщил требования к Турции, обозначив претензии в размере 26 тысяч кв. км. Из них 20,5 тыс. должны были отойти Армении, а остальные — Грузии.

Уверенность советского правительства в успехе была столь велика, что ноябрьское заседание Политбюро поддержало решение о давлении на турок. В феврале 1946 года власти даже утвердили мероприятия по переселению армян на возвращённые территории. Был назначен и глава будущего Карского обкома компартии Армении.

Однако турки держались твёрдо. Они обратились за помощью к США и Великобритании. И те немедленно отреагировали.

Сначала посол США в СССР Дж. Кеннан, а затем Черчилль в Фултоне заявили: западный мир должен противостоять советской угрозе.

А на советские уговоры и угрозы турки никак не поддавались. В апреле 1946-го в Стамбул пришёл американский линкорМиссури», явно говоривший о серьёзности заявлений западных дипломатов.

Напуганные советской угрозой лидеры НАТО буквально распахнули двери блока перед Турцией. Уже в 1952 году турки вступили в альянс, а военные базы США появились на их территориях даже чуть раньше.

После смерти Сталина советское руководство попыталось дать задний ход. Правительство заявляло: СССР отказывается от территориальных претензий к Турции и требований пересмотра статуса проливов. Но было уже слишком поздно.

Проблемы с Турцией преследовали СССР вплоть до 1961 года, когда Карибский кризис поставил весь мир на грань глобальной атомной катастрофы. Непродуманные последствия решений, принятых на волне упоения победами над Германией…

Кашу, заваренную Сталиным, пришлось расхлёбывать Хрущёву.Нет, взяли ноту специальную написали, что мы расторгаем договор о дружбе, и плюнули в морду туркам… Это глупо, — говорил он. — Однако мы потеряли дружескую Турцию и теперь имеем американские базы на юге, которые держат под обстрелом наш юг…».

Босфор и Дарданеллы

Названия этих проливов всегда стоят в одном ряду. Босфор разделяет Европу и Малую Азию, тем самым соединяя Мраморное и Чёрное моря. Длина составляет 30 км, ширина – от 0,7 до 3,7 км. Вместе с Дарданеллой Босфор является одним из звеньев водного маршрута, соединяющего Средиземное море открытого типа с закрытым Чёрным.

Расстояние между проливами – 190 км. Морское судно, следующее из Чёрного моря, сначала заходит в Босфор, по обе стороны которого раскинулся Стамбул. Далее пересекается Мраморное море, и сквозь Дарданеллы корабль попадает в Эгейское море, которое, в свою очередь, является восточной составляющей Средиземного. И в древние времена, и в настоящем эта территория имеет высокую значимость и неоднократно являлась поводом для крупномасштабных войн.

Военные корабли и право Турции на закрытие проливов

Что касается режима прохода военных кораблей, то он различен в отношении черноморских и нечерноморских государств.

Черноморские державы вправе проводить через проливы в мирное время (при условии предварительного уведомления властей Турции) любые свои военные корабли.

Для военных кораблей нечерноморских держав Конвенция устанавливает ограничения по классу, разрешая проход через Проливы мелким надводным кораблям, небольшим боевым и вспомогательным судам. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15 000 тонн. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не может превышать 30 000 тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 000 тонн в случае увеличения численности ВМФ черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.

Ключевыми положениями Конвенции являются права Турции на закрытие проливов в военное время.

Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. В случае, если Турция участвует в войне, а также если она посчитает себя «находящейся под угрозой непосредственной военной опасности», ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

Таким образом, Турция имеет право закрыть проливы только в случае официального объявления ей войны (со всеми вытекающими последствиями), либо в случае прямой военной угрозы.

Понятие «непосредственной военной опасности» Конвенцией не раскрывается и связано с конкретной ситуацией.

Например, согласно Военной доктрине РФ, военная опасность — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. Таким образом, очевидно, что ключевое понятие – это непосредственность военной угрозы: она должна быть явно выражена и не может носить гипотетический характер.

Следует также отметить, что необоснованное закрытие проливов, согласно статье 21 Конвенции, может быть отменено Советом Лиги Наций (в настоящее время его функции переданы ООН), если он большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованны, и если большинство стран, подписавших Конвенцию, с этим согласятся.

Конвенция Монтре и жертва, ставшая хищником

Очевидно, что в настоящее время эффективность ряда норм Конвенции вызывает вопросы.

Подводные камни Конвенции Монтре видел Советский Союз, который после окончания Великой Отечественной Войны стремился гарантировать свою безопасность в Черном море – учитывая враждебную позицию Турции, готовившей «удар в спину», пока СССР сражался с нацистской Германией.

На Потсдамской конференции, которая решала вопросы послевоенного мироустройства, Молотов заявил, что «СССР не может считать правильной Конвенцию, заключенную в Монтре», потребовав ее пересмотра и предоставления СССР военно-морской базы в проливах и возвращение Советскому Союзу территорий в Армении и Грузии. Как говорил тогда Сталин, Турция, поддерживаемая Англией, «держит за горло большое государство, и не дает ему прохода».

В протоколе Берлинской конференции трех союзных держав было сказано: «Конвенция о Проливах, заключенная в Монтре, должна быть пересмотрена как не отвечающая условиям настоящего времени…данный вопрос будет темой непосредственных переговоров между каждым из трех Правительств и Турецким Правительством».

В последующем СССР продолжал отстаивать жесткую позицию по проливам, выдвинув требования к Турции об исключительном контроле проливов черноморскими державами. Претензии к Турции были сняты только после смерти Сталина, который не успел реализовать свои черноморские планы.

Западные историки любят говорить, что якобы именно «враждебные» действия СССР повлекли вступление Турции (ставшей «жертвой давления») в НАТО.

Однако, как мы видим из дальнейшего развития событий, «жертва» за короткое время превратилась в хищника, почувствовавшего вкус крови.

Была осуществлена беспрецедентная агрессия в отношении Греции и Кипра, лишившегося значительной части своей территории – за что Турция не понесла никакого наказания и даже отказалась выполнять решение ЕСПЧ о компенсациях изгнанным жителям Кипра. Турция стала забывать о многих ранее принятых на себя международных обязательствах, претендуя на восстановление «имперского» статуса, игнорируя интересы других стран и допуская военную агрессию.

История наглядно показывает, что подобные притязания заканчиваются плачевно. Это следует помнить и в связи с законным правом России пользоваться проливами, оплаченным кровью наших солдат. России есть чем поддержать выполнение Конвенции Монтре, защитив тем самым свои важнейшие геополитические интересы.

Новости Сирии: Боевая сводка 26-27 ноября – обновляется

Осмотр достопримечательностей

У Босфора есть 620 прибрежных домов ( ялы ), построенных в период Османской империи вдоль европейских и азиатских берегов пролива. Османские дворцы , такие как дворец Топкапы , Дворец Долмабахче , Йылдыз дворец , Чыраган , Feriye Дворцов , Бейлербей дворец , Кючюксу , Ыхламур , Хатидже дворца султана , Adile дворца султана и Хедиве находятся в пределах его зрения. Здания и достопримечательности в пределах зрения включают Собор Святой Софии , Собор Святой Ирины , мечеть султана Ахмеда , мечеть Йени , Кылыч Мечеть Али Паши , мечеть Nusretiye , Мечеть Долмабахче , Ортакёй , Ускудар мечеть Mihrimah Султан , мечеть Ени Valide , Девичья башня , Галата башня , румелийским Замок , Анатолийское замок , Йорос , Selimiye Казармы , Сабанджи музей , Садберк Ханым музей , Стамбул Музей современного искусства , Borusan Музей современного искусства , Топхане -i Amire Музей Мимара Синана изобразительных искусств университета , Галатасарай университет , Босфорский университет , Роберт колледж , Kabataş Высшая школа , Kuleli Military средней школы .

Два очка в Стамбуле имеет большинство общественных паромов , которые пересекают пролив: от Eminönü (Паромы дока в Богазе Искелесите пирс) на историческом полуостров Стамбула в возле Черного моря , зигзаги и вызов кратко несколько раз в румелийском и Анатолийские стороны города. На центральных пирсах короче, обычная поездка на одном из общественных паромов.

Частные паромы ходят между Ускюдаром и Бешикташем или Кабаташем в городе. Немногочисленные известные географические опасности умножаются на паромное сообщение через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города, особенно для крупнейших судов.

Морские катамараны предлагают высокоскоростные пригородные перевозки между европейским и азиатским берегами Босфора, но они останавливаются в меньшем количестве портов и пирсов по сравнению с общественными паромами. Как общественные паромы, так и морские автобусы также обеспечивают пригородные перевозки между Босфором и Принцевыми островами в Мраморном море .

Есть также туристические аттракционы, доступные в различных местах вдоль побережья Босфора. Цены варьируются в зависимости от типа поездки, в некоторых из них во время поездки звучит громкая популярная музыка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector