Пролив босфор: описание, особенности, интересные факты и расположение
Содержание:
- История Босфора
- Навигация
- Гостиницы с видом на пролив
- Мосты и тоннели
- Исторические сведения
- Географическое расположение и авария на Босфоре
- Подводные туннели
- Прогулки и круизы по Босфору
- Достопримечательности
- Отели Стамбула на берегу Босфора
- История Моста через Босфор
- Достопримечательности на берегах Босфора
- Дарданеллы. Интересные факты
- Переходы
- История
- Где находится пролив Босфор на карте мира
- Примечания
- Значение
- Полезные рекомендации
История Босфора
Мы выяснили, где находится пролив Босфор. Теперь поговорим о его истории. Со времен десятилетней Троянской войны, которая, по мнению историков, проходила в период XIII-XII веков до нашего летоисчисления, Босфор был причиной многих международных военных конфликтов.
После завоевания Стамбула Османской империей в 1453 году турецкие правители на берегах пролива возводили разнообразные укрепления в виде крепостей, вилл и резиденций.
В конце XVII столетия Российская империя закрепилась на побережьях Черного и Азовского морей. В это время и возникла проблема, связанная с проливом Босфор.
Основная причина была в том, что побережье Босфора относилось к Турции, и на протяжении многих веков турецкое правительство в одностороннем порядке решало вопрос о проходе российских кораблей из Черного моря в Средиземное. Это положение было причиной вооруженных конфликтов между Турцией и Россией.
В 1774 году в деревне Кючук-Кайнарджа (сейчас это территория Болгарии) был подписан мирный договор, на основании которого императрица Екатерина II завершила шестилетнюю войну с Турцией (1768-1774) и российские корабли получили право свободного прохода через пролив в Средиземное море. Примечательно, что, согласно договору, Россия могла создать теперь свой Черноморский флот.
После завершения военных действий Первой мировой войны, Босфор становится нейтральной зоной под контролем первой международной организации – Лиги Наций. Сейчас пролив Босфор считается «открытым морем» для всех стран мира. Но Турция сохранила за собой право ограничивать прохождение через него кораблей стран, которые не входят в Черноморскую зону и проход военных кораблей любого государства в мирное время.
Навигация
Варианты
expanded
collapsed
expanded
collapsed
Ещё
expanded
collapsed
expanded
collapsed
На других языках
- Afrikaans
- አማርኛ
- Aragonés
- Ænglisc
- العربية
- مصرى
- Asturianu
- Azərbaycanca
- Башҡортса
- Беларуская
- Беларуская (тарашкевіца)
- Български
- বাংলা
- Brezhoneg
- Bosanski
- Буряад
- Català
- Нохчийн
- Cebuano
- Čeština
- Чӑвашла
- Cymraeg
- Dansk
- Deutsch
- Ελληνικά
- English
- Esperanto
- Español
- Eesti
- Euskara
- Estremeñu
- فارسی
- Suomi
- Français
- Nordfriisk
- Frysk
- Gaeilge
- Gagauz
- Gàidhlig
- Galego
- Avañe’ẽ
- עברית
- हिन्दी
- Hrvatski
- Hornjoserbsce
- Magyar
- Հայերեն
- Interlingua
- Bahasa Indonesia
- Íslenska
- Italiano
- 日本語
- Jawa
- ქართული
- Qaraqalpaqsha
- Қазақша
- 한국어
- Kurdî
- Кыргызча
- Latina
- Ladino
- Lëtzebuergesch
- Limburgs
- Lombard
- Lietuvių
- Latviešu
- Македонски
- മലയാളം
- Монгол
- मराठी
- Bahasa Melayu
- مازِرونی
- Plattdüütsch
- नेपाल भाषा
- Nederlands
- Norsk nynorsk
- Norsk bokmål
- Occitan
- Polski
- پنجابی
- Português
- Română
- Русиньскый
- Sardu
- Sicilianu
- Scots
- Srpskohrvatski / српскохрватски
- Simple English
- Slovenčina
- Slovenščina
- Soomaaliga
- Shqip
- Српски / srpski
- Sunda
- Svenska
- Kiswahili
- தமிழ்
- ไทย
- Türkçe
- Татарча/tatarça
- Українська
- اردو
- Oʻzbekcha/ўзбекча
- Tiếng Việt
- West-Vlams
- Winaray
- 吴语
- მარგალური
- ייִדיש
- 中文
- 粵語
Гостиницы с видом на пролив
The Ritz Carlton Istanbul 5*
Возле пролива расположилось несколько десятков отелей, которые могут похвастаться роскошным панорамным видом на Босфор. Здесь можно найти как роскошные апартаменты, так и более бюджетный варианты:
- Ритс Карлтон Истанбул Босфор. Предлагают номера от 130 долларов в сутки. При отеле работает ресторан, где представлены блюда мировой кухни, а также есть отдельное меню для детей.
- Свиссотел Босфор Истанбул. Является одним из самых дорогостоящих вариантов, где цены на проживание в номерах начинаются от 170 долларов в сутки.
- Нордстен Галата. Гостиница находится в старом здании около Галатской башни. Имеются номера по демократичным ценам – от 80 долларов в сутки. Питаться можно в ресторане на открытой террасе или любоваться заливом.
- Хилтон Гарден Ин. Находится на холмистой вершине в районе Бейоглу. В пешей доступности находятся старинные памятники, а также популярное ночное заведение, где очень любит проводить время молодежь. Стандартный двухместный номер будет стоить 40-70 долларов.
- Дабл Три бай Хилтон Истанбул-Мода. Предлагает комфортные условия в районе Кадыкей. Комната на двоих будет стоить от 40 долларов.
- Кальон Хотел Истанбул. Находится в районе Фатих на набережной. Из окон номеров можно любоваться не только Босфорским проливом, а также Мраморным морем. В пешей доступности находится храм Святой Софии и прочие исторические сооружения. Цены на двухместные номера начинаются от 70 долларов.
Мосты и тоннели
Здесь исторически соединены два континента – Азия и Европа. Мосты подземный тоннель Мармарай под водами пролива соединяют Европу и Азию. Первый мост, что был здесь построен, называется Босфорским. Его торжественное открытие состоялось в 1973 году в честь 50-ти летнего юбилея Турецкой Республики. Протяженность моста составила 1565 метров, ширина – 32, высота – 65. Для пешеходов, к сожалению, мост закрыт, поскольку он предназначен исключительно для автотранспорта и отдельных пешеходных дорожек на нем нет. Единственный день в году, когда любой желающий может оказаться на мосту, — это Стамбульский межконтинентальный марафон. В 2016 году Босфорский мост был переименован, и с тех пор он носит гордое название «Мост мучеников 15 июля» в честь погибших героев во время госпереворота.
Еще один живописный мост, Мост Султана Мехмеда Фатиха, был сооружен в том месте, где пролив имеет наименьшую ширину (660 метров). Его открытие состоялось в 1988 году в честь 535-летия завоевания Стамбула. Его длина составила 1505 метров, ширина – 40, высота – 65. Особую живописную красоту оба моста получают в вечернее и ночное время суток, когда загорается тысячи ламп. Такое освещение навевает исключительно романтические и любовные настроения. Такая эстетическая красота видна за несколько километров.
Полезные ссылки
Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?
Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales
Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана
Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru
Строительство подводного железнодорожного тоннеля Мармарай длилось почти десять лет. Связано это со сложностью подземных работ, которые не давали завершиться строительству раньше. Тоннель строили с 2004 по 2013 год, его длина составила 9,9 км, длина подводной части – 1,5 км.
Евразийский тоннель введен в эксплуатацию в 2016 года. Его длина – 5350 метров, причем 3350 из них расположены под водами пролива. Его максимально глубокая точка расположена в 105 метрах ниже поверхности земли, а общая протяженность с учетом подъездных путей составила 14,5 км. Этот тоннель построили для обслуживания авто и микроавтобусов.
Мост Султана Селима Грозного строился довольно быстро, всего за три года. С 2013 по 2016 годы велось активное строительство моста. Здесь расположены 8 автомобильных полос и 2 железнодорожные ветки. Мост значительно разгрузил транспортные потоки в этой области.
Исторические сведения
Византия и Греция
Босфорский пролив на карте
Появление пролива относят к 5 столетию до нашей эры. Углубление рельефа стало наполняться водами растаявшего ледника, после чего Черное и Средиземное моря соединились. Босфор появился всего за несколько дней, почти разделив скальные материковые породы. Такое явление многие связывают с возможными землетрясениями.
- Мореплаватели времен античности были первыми, кого заинтересовал пролив, и которые начали его детальное изучение. В 7 столетии до нашей эры на известном мысе в южном направлении был построен город Византий.
- Местное население в основном было занято сельским хозяйством и рыбалкой. В городе была установлена башня, из которой была проложена цепь через Босфор на другую сторону.
- Спустя тысячелетие здесь появился известный город Константинополь.
Часто задаваемые вопросы
В какое время лучше планировать поездку к Босфору? Самым подходящим временем является период с мая до октября.
Османская империя
Дворец Топкапы
Завершающим событием Средневековья стало вторжение османов в Константинополь в середине 10 столетия. Османы брали золото с морских суден, проплывающих по проливу. Россия желала иметь беспрепятственный доступ к проливу в результате чего возникали конфликты с империей.
Во второй половине 18 столетия жители начали обустраивать территорию:
- строились замки;
- благоустраивались парковые зоны;
- выделялись пляжи, которые именовали морскими банями.
Турция
Судоходство
С появлением Турецкой республики в истории Босфора началась новая глава. Она взяла пролив под свой контроль. Проход через Босфор стал доступен всем суднам.
- Сегодня пролив играет значимую роль в транспортировке нефти, которую на танкерах перевозят в Америку и европейские страны.
- Нередко случаются пожары и столкновения кораблей, перевозящих нефть, что связано с неблагоприятной экологической обстановкой.
Часто задаваемые вопросы
Есть ли поблизости пролива гостиницы? Рядом с проливом и на набережной построено множество отелей, где можно остановиться.
Географическое расположение и авария на Босфоре
Босфор находится на пересечении двух миров, он объединяет Черное море с Мраморным.
Течения этого пролива идут наперекор друг другу, воды из Черного моря, более теплые и менее опасные, протекают на поверхности водной толщи.
Глубоко под водой из Мраморного моря идут агрессивные потоки морской стихии в обратную сторону, они гораздо сильнее и мощнее верхних течений.
Управлять большими суднами в Босфорском проливе могут только профессионалы своего дела.
Сложные пересечения течений привели к тому, что из-за неопытности руководства состава корабля с 19 млн. тонн нефти в 1994 г., Нассия столкнулся с составом другого судна, вследствие чего вся нефть была разлита в пролив.
Погибло много человек из экипажа Нассии, огромный ущерб природе нанесла сырая нефть, которую убрать очень сложно.
Целую неделю пролив был закрыт для передвижения кораблей и паромов, Турция потеряла за это время около 1 млрд. долларов.
После данного случая правительство страны всерьёз стало беспокоиться о будущих возможных ущербах для государства и экологической ситуации в целом.
Нынешние судна, которые занимаются перевозкой опасных химических веществ и строительных материалов, в несколько раз превышают размеры Нассии, если подобная трагедия случится с одним из современных кораблей, последствия могут быть непоправимыми.
Для того, чтобы обезопасить Турцию и население соседних государств от возможных катастроф, правительство активно продвигает проекты по строительству трубопроводов в обход пролива Босфор.
Эффективность данного способа перемещения сырьевых продуктов окупается в полной мере и гораздо выше, чем переправление с помощью кораблей, однако требует дополнительных затрат и длительного времени на строительство.
По официальной статистике более 155 судов имеют право переправлять грузы через Босфор.
Наиболее узкая протяженность между берегами всего 700 метров, только умелые капитаны могут справиться с управлением в таких условиях.
Подводные туннели
Строительство туннеля Marmaray
Стамбул расположился не только на двух побережьях Босфора, но еще и на двух континентах. В городе еще с давних времен проходили торговые пути между Европой и Азией. Именно поэтому в Стамбуле часто возникали транспортные проблемы и споры.
Мармарай
Электрический поезд Marmaray
Путепровод предназначен для пригородного электрического поезда, который проложен из одной части Стамбула в другую. Это позволяет пассажирам намного быстрее преодолеть пролив.
- Строительные работы продолжались более десяти лет.
- На них было выделено более 3 млрд долларов из местного бюджета. Не обошлось без дополнительных расходов, связанных с присоединением новых путей, в размере 1,3 млрд долларов.
- Впервые идея о строительство тоннеля появилась еще в 15 столетии вовремя правление Султана Абдул-Меджидома. Но на то время катастрофически не хватало денежных средств и инновационных технологий.
- В результате разработкой и реализацией проекта занималась японская компания. Тоннель возводился с тем учетом, что он сможет уцелеть даже при самых мощных землетрясениях.
Характеристики:
- протяженность ветки – 13,5 километров;
- время в пути – 35 минут;
- глубина – 55 метров от уровня воды.
На побережье возведено несколько станций, которые делают проект максимально завершенным. За сутки туннель может принять около полутора миллионов пассажиров.
Евразия
План-схема туннеля “Евразия”
После появления подводных железнодорожных путей появилась новая идея касаемо строительства тоннеля для автомобильного транспорта.
- Он начал свою работу относительно недавно, а на строительные работы ушло всего 3 года.
- Для возведения потребовалось около полутора миллиарда долларов.
- Проектировочные строительные работы были доверены корейским и турецким фирмам.
Новая подводная ветка является самой широкой и глубокой, а также способна выдерживать даже самые мощные стихийные бедствия. Путь имеет два яруса:
- первый для легковых авто;
- второй для микроавтобусов.
При этом имеются строгие ограничения на максимальную скорость до 70 км в ч. Протяженность тоннеля составляет 5,5 километров, на преодоление которых уйдет не более 15 минут.
Прогулки и круизы по Босфору
Причал Кабаташ
Если есть желание как можно лучше узнать и осмотреть пролив, то стоит заказать прогулку или круиз в сопровождении опытного экскурсовода. Отправиться в тур можно о многих причалов, расположенных в центре Стамбула:
- Ускюдур;
- Кабаташ;
- Авджилар;
- Ортакей.
От подобного путешествия туристы получат незабываемые эмоции. Во время морской поездки можно любоваться красотами города, раскинувшегося по обеим сторонам.
Большой тур
Это один из самых популярных туров, который по времени занимает чуть больше 5 часов.
- Маршрут проложен от Эминеню до моста султана Селима. За детей до 6 лет платить не нужно, а для ребенка в возрасте 6-12 лет билеты продаются с 50% скидкой.
- Отправление катеров запланировано с 10 утра до обеда, а возвращаются они не ранее 16.00.
- В выходные дни поздних туров не предусмотрено.
Также имеются Лунные программы с отправлением около 6 часов вечера. Такой вариант позволяет насладиться красотами вечернего и ночного города, освещающегося сотнями огней.
Короткий тур
Продолжительность поездки занимает около часа. В программу включено посещение двух мостов и осмотр живописных окрестностей в районе причалов.
Общественный морской транспорт
По Босфору курсируют роскошные катера, которые следуют по заранее установленному маршруту, отправляются и прибывают по определенному времени. Часть таких паромов обслуживают туристов в любое время дня и ночи, в то время как другие работают только во время большого наплыва отдыхающих и пассажиров.
Удобство общественного морского транспорта заключается в том, что можно встать на любом причале, прогуляться по окрестностям и осмотреть достояния, после чего дождаться следующего парома и отправиться к другому месту назначения. Такая поездка выйдет гораздо дешевле, чем путешествие от туристического агентства.
Достопримечательности
Значительная часть населения Стамбула сосредоточена по обоим берегам пролива Босфор. По водам регулярно осуществляют рейсы корабли, катера, пароходы, яхты и портовые суда. Чтобы лично убедиться в неописуемой красоте пролива, рекомендуем совершить экскурсию на одном из прогулочных катеров или же в крайнем случае воспользоваться услугами рейсового городского корабля. Многие из достопримечательностей пролива захочется увидеть на максимально близком расстоянии, а подплыть к ним близко можно только на водных видах транспорта.
Девичья башня. Там, где Босфор сливается с Мраморным морем, скромно расположился маленький остров, окруженный скалами. Здесь и высится Девичья башня, которая когда-то выполняла сторожевые и сигнальные функции. Долгое время для туристов посещение башни было запрещено, однако после реставрации 1999 года ситуация изменилась. Теперь любой желающий может ознакомиться с устройством башни и даже забраться на смотровую площадку. Внизу открыт бар и ресторан. Катера сюда отходят от причалов Кабаташ и Юскюдар.
Отели Стамбула на берегу Босфора
Многие отели в Стамбуле имеют номера или шикарные террасы с видом на Босфор, но не так много стоят прямо на берегу. Босфорские отели расположенные на берегу пролива находятся в основном в стамбульском районе Бешикташ. Это самые дорогие и самые шикарные отели в которых обычно останавливаются именитые гости Стамбула – президенты, шейхи, кинозвезды и крупные бизнесмены.
По обе стороны пролива можно найти и немало самых разнообразных ресторанов, причем как дорогих, где обычно можно встретить звезд шоу-бизнеса, так и обычных закусочных, которые будут по кошельку любому туристу. Также работает немало и национальных ресторанов, где можно отведать традиционную турецкую кухню. А что может быть лучше обеда на террасе ресторана с видом на Босфор, где вы сможете отведать самые разнообразные блюда и напитки.
Отели Стамбула >>> | Экскурсии в Стамбуле >>> |
Трансферы в Стамбуле >>> | Авиабилеты в Стамбул >>> |
История Моста через Босфор
А если же обратиться не к мифологии, а к подлинным историческим сведениям, то мост через пролив первый построил Дарий. И если эта цифра не имеет преувеличений, то Дарий через пролив Босфор по временному мосту смог переправить семисоттысячную армию. Временный мост представлял собой вереницу плотов, которые перекидывались с корабля на корабль.
Право же возведения современного моста через Босфор судьба предопределила Турецкой Республике. Сегодняшние турки очень гордятся этим сооружением, и когда начиналась его строительство, многие говорили, что, скорее всего, мост просто испортит очарование Босфора и вместе с этим силуэт самого города. Однако мост, построенный в одном из красивейших городов мира, среди выдающихся исторических памятников, точно так же, как его дворцы и мечети, сумел мелодично вписаться в извилины знаменитых холмов.
За трудными и долгими поисками была достигнута величественная простота моста в благородстве её скромности. Именно ею и отличается мост через Босфор от нуворишской безвкусицы Хилтона, Шератона и Интерконтиненталя, которые высятся монументами лубочности, ломая городские горизонты.
Достопримечательности на берегах Босфора
Мечеть Ортакёй (Ortaköy camii)
Значение Босфора сложно переоценить, он незаменим для международного транспортного сообщения. Цифры впечатляют: через пролив в день проходят 150 крупных судов, не считая небольших лодок и паромов. Это и круизные теплоходы, танкеры, перевозящие нефть, грузовые суда. Незаменим Босфор для функционирования мирового военно-промышленного комплекса. Подводные лодки, военные катера, авианосцы: обычные участники активного морского движения в проливе Босфор.
Наличие подводных течений, крутых поворотов, нестабильных погодных условий: туманов, бурь и активного движения грозит опасностями. Обычно суда сопровождают буксиры, управляемые опытными лоцманами из гильдии турецких мореплавателей.
Приехать в Стамбул и не совершить морскую прогулку, значит, не увидеть и не понять прекрасный старинный город. К услугам местного населения и туристов прогулочные кораблики, рейсовые катера (вапуры), входящие в транспортно-пассажирскую систему города. Это и яхты, теплоходы, лодки разных классов.
Девичья башня (Kız Kulesi)
Путешествие по проливу Босфор откроет интересные исторические места:
- Девичья башня (Kız Kulesi) явится взору в азиатском районе Стамбула. Расположено историческое строение на небольшом естественном островке, в месте, где Босфор объединяется с Мраморным морем;
- Дворцовые комплексы турецких правителей: дворец Топкапы (Topkapı sarayı) и дворец Долмабахче (Dolmabahçe sarayı), Бейлербеи (Beylerbeyi sarayı) и дворец Чыраган (Çırağan Palace) расположены у самой морской глади, на берегах пролива. В этих местах построены роскошные отели известных сетей, например, Four Seasons at the Bosphorus;
- Крепости Анадолу Хисары (Anadolu Hisarı) и Румели Хисары (Rumeli Hisarı) удивят своим величественным видом в месте, где пролив значительно сужен.
- Бухта Золотой Рог (Haliç). Место в европейской части знаменитого города, давшее начало важнейшим историческим событиям. Здесь Мраморное море воссоединяется с Босфором, а в 7 веке до н.э. начал свое существование город Византий, ставший спустя время по велению Константина Великого Новым Римом, а потом центром мировой культуры – Константинополем.
Его необычный вид и аромат перенесут посетителей небольших кафе во времена, когда на берегах Босфора красовался великий Константинополь, а к его пристаням пришвартовывались купеческие суда, привозившие разнообразные товары из самых разных уголков мира.
Дарданеллы. Интересные факты
А вот занимательные факты о проливе Дарданеллы.
- В 1810 году английский поэт Джордж Байрон переплыл Дарданеллы, и тем самым повторил подвиг древнегреческого героя Леандра, который каждую ночь переплывал пролив, чтобы встретиться со своей возлюбленной Герой, жившей на противоположном берегу. В 2010 году в честь этого события состоялся массовый заплыв по маршруту поэта протяженностью в 1,7 км, а с учетом сноса по течению – 5 км.
- Во время Второй мировой войны Турция не вступала в военные действия (нейтралитет). В это время Дарданеллы был закрыт для всех воюющих стран.
- Правительство Турции призывает пересмотреть соглашение, подписанное в Монре в 1936 году.
- Это связано с увеличением в последнее время аварий танкеров с нефтяной продукцией, которая в случае повреждения корабля загрязняет воды пролива.
- В 2011 году турецким археологом Растимом Асланом во время раскопок на территории древнего города Канаккале, на дне пролива было обнаружено поселение, существовавшее примерно 5 тысяч лет тому назад.
- Берега Дарданеллы имеют крутой извилистый рельеф. Это геологи объясняют тем, что в древности на месте пролива было русло реки, которое затопили воды Эгейского моря в результате понижения части суши, относительно уровня водяной оболочки Земли.
Переходы
Босфорский мост , первый мост через пролив Босфор, завершен в 1973 году.
Мост Фатих Султан Мехмет , второй переход, построенный в 1988 году, вид со стороны Румельского замка на Босфоре.
Мост Явуза Султана Селима , третий и последний переход, состоялся в сентябре 2016 года. Мост был открыт 26 августа 2016 года.
Морской
Воды Босфора ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным лицам.
По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами . Между его северными границами в Румели Фенери и Анадолу Фенери и его южными границами в Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инджибурну Фенери есть многочисленные опасные точки для крупномасштабного морского судоходства, которые требуют резких поворотов и управления визуальными препятствиями. Известно, что участок между мысом Кандилли и Ашияном требует изменения курса на 45 градусов в месте, где течение может достигать 7-8 узлов (3,6-4,1 м / с). Южнее, у Еникёй , необходимое изменение курса — 80 градусов. Смешивать эти сложные изменения в траектории, задние и передние смотровые линии на Кандилли и Yeniköy также полностью заблокированы до и во время курса изменения, что делает его невозможным для судов , приближающиеся со стороны противоположной видеть вокруг этих изгибов. Риски, связанные с географическим положением, еще больше увеличиваются из-за интенсивного паромного сообщения через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города. Таким образом, на этом критическом морском пути присутствуют все опасности и препятствия, характерные для узких водных путей.
В 2011 году правительство Турции обсуждало создание крупномасштабного проекта канала длиной примерно 80 километров (50 миль), который проходит с севера на юг через западные окраины провинции Стамбул в качестве второго водного пути между Черным морем и Мраморным морем, с целью снижения риска. в проливе Босфор. Этот проект Kanal İstanbul в настоящее время продолжает обсуждаться.
Земля
Два подвесных моста и вантовый мост пересекают Босфор. Первый из них, Мост мучеников 15 июля , имеет длину 1074 м (3524 фута) и был завершен в 1973 году. Второй мост , названный Мост Фатих Султан Мехмет (Босфор II) , имеет длину 1090 м (3576 футов) и был завершен. в 1988 году примерно в 5 км к северу от первого моста. Первый мост через Босфор является частью автомагистрали O1 , а мост Фатиха Султана Мехмета — частью трансъевропейской автомагистрали . Третий мост , мост Султана Селима Явуза , имеет длину 2164 м (7100 футов) и был завершен в 2016 году. Он расположен недалеко от северной оконечности Босфора, между деревнями Гарипче на европейской стороне и Пойразкой на азиатской стороне, поскольку часть «Северной Мраморной автомагистрали», интегрированная с существующей прибрежной магистралью Черного моря и позволяющая транзитным транспортным средствам обходить городское движение.
Имя | Дата открытия | Дизайн | Общая длина | Ширина | Рост | Самый длинный промежуток | Оформление ниже | Переулки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
15 июля Мост мучеников | 30 октября 1973 г. | Подвесной мост | 1,560 м (5,118 футов) | 33,4 м (110 футов) | 165 м (541 футов) | 1,074 м (3,524 футов) | 64 м (210 футов) | 6 полос автострады O1 |
Мост Фатих Султан Мехмет | 1988 г. | Подвесной мост | 1510 м (4950 футов) | 39 м (128 футов) | 105 м (344 футов) | 1090 м (3580 футов) | 64 м (210 футов) | 8 полос автострады O2 |
Мост Султана Селима Явуза | 26 августа 2016 г. | Гибридный вантовый, подвесной мост | 2164 м (7100 футов) | 58,4 м (192 футов) | 322 м (1056 футов) | 1408 м (4619 футов) | 8 полос автомагистрали O7 и 1 двухпутная железная дорога |
Подводная лодка
Проект Мармарай , включающий подводный железнодорожный туннель длиной 13,7 км (8,5 миль) , был открыт 29 октября 2013 года. Примерно 1400 м (4593 фута) туннеля проходит под проливом на глубине около 55 м (180 футов).
Подводный водопроводный туннель длиной 5 551 м (18 212 футов), названный Босфорским водным туннелем , был построен в 2012 году для перекачки воды из ручья Мелен в провинции Дюздже (к востоку от пролива Босфор, в северо-западной Анатолии ) в Европейская сторона Стамбула, расстояние 185 км (115 миль).
Евразия Туннель является 5,4 км (3,4 мили) подводных шоссе туннеля, пересекая пролив Босфора для движения транспортных средств, между Казлычешмом и Göztepe . Строительство началось в феврале 2011 года и было открыто 20 декабря 2016 года.
До 4 подводных волоконно-оптических линий ( MedNautilus и, возможно, другие) подходят к Стамбулу, идя из Средиземного моря через Дарданеллы.
История
Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.
Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)
Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.
Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.
Османская эпоха (1453—1922)
29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.
В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».
Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.
После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.
Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)
В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.
Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.
В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.
Где находится пролив Босфор на карте мира
Вот карта, смотрите, где находится пролив Босфор на карте мира, Стамбул же расположен по обе его стороны.
30-километровая извилистая трещина пролива Босфор, соединяющего Черное море с Мраморным и далее со Средиземным, имеет глубину от 30 до 80 метров, а максимальная же ширина его не превышает 4 километров.
Стамбул место соединения противоположностей, и пролив Босфор под стать ему. И в нем два противоположных течения: то, что ближе к поверхности, несет воды из темной пучины Черного моря в акваторию Мраморного, а в глубине, наоборот, водная толща из Мраморного моря перемещается в Черное. Причем нижний поток гораздо более сильный, чем верхний.
Через Босфор перекинуты два моста. Первый из них, называется Босфорским. С момента его завершения в 1973 году по нему ежедневно с одного континента на другой проезжает почти 200.000 автомобилей. Он – самый известный ориентир Стамбула. Общая длина этого подвесного моста 1560 метров. Второй мост носит имя султана Мехмеда Завоевателя, его длина чуть меньше – 1510 метров, он завершен был в 1988 году. Чудовищно огромные, днем они выглядят изящными тонкими нитями, протянутыми от одного берега к другому, а по ночам сияют под звездным небом огнями всех цветов радуги. В планах строительство еще одного восьми полосного моста.
Примечания
- Босфор // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Кравчук П. А. Рекорды природы. — Л.: Эрудит, 1993. — 216 с. — 60 000 экз. — ISBN 5-7707-2044-1., с. 22
- Босфор // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Гриневецкий С. Р., Зонн И. С., Жильцов С. С. Черноморская энциклопедия. — М.: Международные отношения, 2006. — 94 с.
- (недоступная ссылка). MIDSHIPS.RU. — Морской Каталог-Справочник. Дата обращения: 26 февраля 2013.
- . geosfera.info. Дата обращения: 11 декабря 2018.
- Босфор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Панченко Ю. П. . Вестник морского государственного университета. Серия Судовождение (2009). Дата обращения: 26 февраля 2013.
- . www.korabel.ru. Дата обращения: 11 декабря 2018.
- (недоступная ссылка). www.marmaray.com. Дата обращения: 11 декабря 2018.
- . www.dailysabah.com. Дата обращения: 11 декабря 2018., December 18, 2016.
- . Workmall.com (24 марта 2007). Дата обращения: 8 июня 2010.
- . Robert Cutler (28 марта 1999). Дата обращения: 8 июня 2010.
- . www.nce.co.uk (20 апреля 2011). Дата обращения: 10 сентября 2020.
- Marfeldt, Birgitte. . ing.dk (29 апреля 2011). Дата обращения: 10 сентября 2020.
Значение
Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, странам Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.
Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6 узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период. Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10 узлов. За проход проливами взимается маячный сбор в сумме около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна.
Решение проблемы проходимости и загруженности пролива предполагается путём строительства судоходного Стамбульского канала к западу от Стамбула длиной от 50 до 100 км.
Полезные рекомендации
Прогулка по Босфору
Путешествие по Босфору лучше совершать, когда нет штормов. В это время катера и паромы не устраивают туры. Нестабильное состояние моря начинается с начала осени, но самый пик приходится на январь. В первой половине весны часто бывает туманная погода, из-за чего ухудшается обзор на окрестности.
При планировании поездки в Стамбул и к проливу Босфор, стоит взять на заметку следующий полезные советы:
- Перед планируемым туром рекомендуется заранее ознакомиться с прогнозом погоды и взять с собой теплые вещи. Даже в прохладную погоду не стоит отказываться от поездки с детьми. Многие паромы кроме верхней открытой палубы имеют также нижнюю закрытую, где имеются обзорные иллюминаторы.
- Обязательно нужно взять с собой фотоаппарат либо телефон с хорошей камерой, чтобы сделать красивые фото и видео, а также записать рассказ экскурсовода.
- Если человек склонен к укачиванию на морском транспорте, то лучше всего остановиться на поездке вдоль берега на машине либо общественном транспорте.
- По возможности обязательно стоит побывать на пляжах Принцевых островов. Здесь и взрослые, и дети смогут вдоволь накупаться в чистой и прозрачной воде, позагорать, сделать красивые фото, прогуляться по берегу и полюбоваться пейзажами.
- На обоих побережьях работает множество отелей разного класса, где можно остановиться на несколько дней или весь отпуск.
Поделиться своими впечатлениями можно на ResortTurkey.
Чем для вас привлекателен пролив Босфора?
Морскими круизами
0%
Достопримечательностями 0%
Пляжным отдыхом 0%
Окружающими пейзажами
0%
Проголосовало:
Яндекс Новости |
Google Новости |