Что такое пролив? определение и классификация

Как открыл самый широкий пролив на планете?

В 1578 году корабль Дрейка мчался по во время огромного шторма. Целью путешествия был однако у природы были другие планы. Штормовой ураган понес корабль пирата в открытое море, мимо того места, куда он направлялся, чтобы впоследствии совершить кругосветное мореплавание. Хотя на самом деле эта поездка представляла собой захватнический рейд по испанским колониям на берегах Тихого океана.

Великие часто совершаются поневоле, в основном в поисках несметных сокровищ, драгоценных металлов и камней, а также рабской силы и заморских деликатесов. Именно таким образом был открыт самый широкий межконтинентальный пролив, получивший название в честь титулованного пирата.

Лишь одному судну из шести удалось остаться на плаву, и уцелевший корабль с названием «Пеликан» отнесло течением в южном направлении прямиком в Тихий океан. По случаю спасения Дрейк изменил название судна на «Золотая лань», и оно благополучно добралось после учиненного разбоя и мародерства на тихоокеанском побережье, полное нагруженными сокровищами.

Пролив Лонга (146 км)

Между островом Врангеля и Евразией находится пролив Лонга, который одновременно соединяет Чукотское и Восточно-Сибирское моря. По его акватории проходит условная линия перемены дат. Назван пролив в честь Томаса Лонга – американского китобоя, который стал первооткрывателем острова Врангеля. Находящийся в Заполярье пролив почти всегда покрыт льдами, но тем не менее, через него проходит северный морской путь. Но навигация здесь крайне тяжёлая из-за мощных торосов, поэтому она осуществляется только в короткие летние месяцы. Чтобы обеспечить круглогодичное судоходство, потребовалось бы много ледоколов, что оказалось нерентабельно. В основном по проливу Лонга ходят суда, которые обеспечивают районы крайнего Севера товарами первой необходимости.

Пролив Дрейка: обычаи и традиции

С и островом Горн связаны некоторые традиции и обычаи среди мореплавателей. Наиболее популярным из них считается приказ английской королевы, согласно которому после первого удачного преодоления данного маршрута морякам полагалась серьга из меди, после второго — из серебра, и если пролив был покорен трижды, то в ухе мореплавателя уже красовалась золотая сережка. Наряду с многими привилегиями, которые давали им право на бесплатную выпивку, их еще стали называть «морскими волками», что считалось довольно престижным в то время.

С тех пор эта водная преграда была преодолена не один десяток раз. Например, знаменитый путешественник из России Федор Конюхов благополучно пересек этот опасный участок аж целых 6 раз, последний из которых он совершил в 2010 году. Следуя древним обычаям, ему бы за это полагалось 2 золотые серьги и почетное звание.

Климат

Поскольку Черное море обладает среднеконтинентальным расположением, климат здесь в большей степени континентальный. Он характеризуется редкими осадками, жарким летом и холодной зимой. Но такая погода свойственна не всем участкам. Поскольку на юге Крыма и на черноморском побережье Кавказа расположены горы, они защищают водоем от холодного ветра, из-за чего в этих областях наблюдается средиземноморский климат. А на юго-востоке Туапсе царствует влажный субтропический.

Интересный факт: если на территории Черного моря начинается плохая погода, в большинстве случаев в этом виноват Атлантический океан, откуда приходят различные циклоны.

На северо-восточном побережье Черного моря располагается Новороссийская область. На ее территории горы обладают небольшой высотой. Из-за этого они не сдерживают холодный ветер, который без проблем добирается до водоема. Зато с юго-запада идут теплые потоки. Летом над Черным морем располагается отрог Азорского антициклона. В связи с этими факторами, на большей части водоема зимой наблюдается теплая влажная погода, а летом жаркая и сухая.

Берег Черного моря зимой

Зимой средняя температура на севере Черного моря обычно колеблется в диапазоне от -3 до -1 градусов Цельсия, однако из-за определенных факторов может опускаться до – 10. Осадки выпадают редко. На южных территориях в период с декабря по февраль температура практически никогда не падает ниже + 5.

Летом в северной части водоема температура чаще всего находится в диапазоне от +23 до +25 градусов Цельсия. На южных территориях она может достигать +37. Самым жарким считается побережье Кавказа, где средняя температура в течение года составляет +17 градусов.

Фото Черного моря с берегов Крыма

Существенное влияние на изменение климата в южной части Черного моря оказывают Понтийские горы. Они не пропускают теплый ветер, движущийся с юга, однако когда до этих территорий доходят северные воздушные массы, они уже успевают нагреться и вобрать в себя большое количество влаги. Из-за этого на юге Черного моря царит субтропический климат. Зимой средняя температура составляет +7 градусов Цельсия, а летом +23.

Интересный факт: несмотря на то, что эти территории являются южными, температура здесь редко превышает +30 градусов Цельсия.

Больше всего осадков выпадает на землях Кавказа. Здесь их количество может доходить до 1500 мм за год. Зато на северо-западе они являются редкостью – лишь 300 мм в год. Облака над Черным морем – частое явление. Их можно наблюдать на протяжении 200-220 суток в году.

В зимнее время вода на поверхности Черного моря не замерзает, поскольку ее температура не опускается ниже +7 градусов Цельсия. Лишь на протяжении долгих суровых морозов на севере может образоваться припай, но такое случается раз в 20-30 лет.

Экологические проблемы

В 19 веке в этих местах среди моряков была широко распространена охота на китов для добывания их жира и щетины. Вследствие чего их количество было резко снижено до критического, сейчас действует запрет на китобойный промысел.

Воды сильно загрязнены из-за использования и выброса:

  • огромного количества нефти в залив в 2010 г.;
  • отходов производств;
  • городского мусора;
  • радиоактивных веществ со станций, ядов.

Это не только загрязняет воду, ухудшает биосферу и убивает все живое в воде, но ровно в той же степени влияет на загрязнение окружающей среды в городах, потребление продуктов с содержанием всех этих веществ.

Переходы

Босфорский мост , первый мост через пролив Босфор, завершен в 1973 году.

Мост Фатих Султан Мехмет , второй переход, построенный в 1988 году, вид со стороны Румельского замка на Босфоре.

Мост Явуза Султана Селима , третий и последний переход, состоялся в сентябре 2016 года. Мост был открыт 26 августа 2016 года.

Морской

Воды Босфора ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным лицам.

По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами . Между его северными границами в Румели Фенери и Анадолу Фенери и его южными границами в Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инджибурну Фенери есть многочисленные опасные точки для крупномасштабного морского судоходства, которые требуют резких поворотов и управления визуальными препятствиями. Известно, что участок между мысом Кандилли и Ашияном требует изменения курса на 45 градусов в месте, где течение может достигать 7-8 узлов (3,6-4,1 м / с). Южнее, у Еникёй , необходимое изменение курса — 80 градусов. Смешивать эти сложные изменения в траектории, задние и передние смотровые линии на Кандилли и Yeniköy также полностью заблокированы до и во время курса изменения, что делает его невозможным для судов , приближающиеся со стороны противоположной видеть вокруг этих изгибов. Риски, связанные с географическим положением, еще больше увеличиваются из-за интенсивного паромного сообщения через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города. Таким образом, на этом критическом морском пути присутствуют все опасности и препятствия, характерные для узких водных путей.

В 2011 году правительство Турции обсуждало создание крупномасштабного проекта канала длиной примерно 80 километров (50 миль), который проходит с севера на юг через западные окраины провинции Стамбул в качестве второго водного пути между Черным морем и Мраморным морем, с целью снижения риска. в проливе Босфор. Этот проект Kanal İstanbul в настоящее время продолжает обсуждаться.

Земля

Два подвесных моста и вантовый мост пересекают Босфор. Первый из них, Мост мучеников 15 июля , имеет длину 1074 м (3524 фута) и был завершен в 1973 году. Второй мост , названный Мост Фатих Султан Мехмет (Босфор II) , имеет длину 1090 м (3576 футов) и был завершен. в 1988 году примерно в 5 км к северу от первого моста. Первый мост через Босфор является частью автомагистрали O1 , а мост Фатиха Султана Мехмета — частью трансъевропейской автомагистрали . Третий мост , мост Султана Селима Явуза , имеет длину 2164 м (7100 футов) и был завершен в 2016 году. Он расположен недалеко от северной оконечности Босфора, между деревнями Гарипче на европейской стороне и Пойразкой на азиатской стороне, поскольку часть «Северной Мраморной автомагистрали», интегрированная с существующей прибрежной магистралью Черного моря и позволяющая транзитным транспортным средствам обходить городское движение.

Имя Дата открытия Дизайн Общая длина Ширина Рост Самый длинный промежуток Оформление ниже Переулки
15 июля Мост мучеников 30 октября 1973 г. Подвесной мост 1,560 м (5,118 футов) 33,4 м (110 футов) 165 м (541 футов) 1,074 м (3,524 футов) 64 м (210 футов) 6 полос автострады O1
Мост Фатих Султан Мехмет 1988 г. Подвесной мост 1510 м (4950 футов) 39 м (128 футов) 105 м (344 футов) 1090 м (3580 футов) 64 м (210 футов) 8 полос автострады O2
Мост Султана Селима Явуза 26 августа 2016 г. Гибридный вантовый, подвесной мост 2164 м (7100 футов) 58,4 м (192 футов) 322 м (1056 футов) 1408 м (4619 футов) 8 полос автомагистрали O7 и 1 двухпутная железная дорога

Подводная лодка

Проект Мармарай , включающий подводный железнодорожный туннель длиной 13,7 км (8,5 миль) , был открыт 29 октября 2013 года. Примерно 1400 м (4593 фута) туннеля проходит под проливом на глубине около 55 м (180 футов).

Подводный водопроводный туннель длиной 5 551 м (18 212 футов), названный Босфорским водным туннелем , был построен в 2012 году для перекачки воды из ручья Мелен в провинции Дюздже (к востоку от пролива Босфор, в северо-западной Анатолии ) в Европейская сторона Стамбула, расстояние 185 км (115 миль).

Евразия Туннель является 5,4 км (3,4 мили) подводных шоссе туннеля, пересекая пролив Босфора для движения транспортных средств, между Казлычешмом и Göztepe . Строительство началось в феврале 2011 года и было открыто 20 декабря 2016 года.

До 4 подводных волоконно-оптических линий ( MedNautilus и, возможно, другие) подходят к Стамбулу, идя из Средиземного моря через Дарданеллы.

Магелланов пролив (2,2 км)

Одним из самых длинных судоходных проливов мира стал Магелланов пролив, который разделяет южные земли материка Южная Америка и архипелага Огненная земля. Одновременно им соединены два самых больших океана – Тихий и Атлантический. Лишь восточная оконечность пролива принадлежит Аргентине, а остальные берега находятся под контролем Чили.
Магелланов пролив весьма живописен своими скалами и ледниками. Впервые по нему прошёл знаменитый португалец Фернан Магеллан в 1520 году во время первого в истории человечества кругосветного путешествия. Именно Магеллан нашёл то место, где встречаются два океана. На прохождение пролива ему понадобилось более месяца, зато он не потерял в этом опасном месте ни одного корабля, и долгое время оставался единственным счастливчиком, кому это удавалось. В ряде мест Магелланов пролив имеет небольшую ширину, это ещё усугубляют постоянные в этих местах штормы и ветры, коварные течения и острые подводные скалы, что делает навигацию по Магелланову проливу почти русской рулеткой.
Людям долгое время приходилось пользоваться недружелюбным Магеллановым проливом, пока не появилась гораздо более удобная альтернатива – Панамский канал. Но и в наше время довольно много судов огибают Южную Америку с юга.

Беломорско-Балтийский канал (Россия)

Идея проложить канал между Белым и Балтийским морями пришла в голову Петру I во время Северной войны, однако построен и введен в эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал был только в 1930-х гг. Он соединил Белое море с Онежским озером, а через него по Свири, Ладоге и Неве — с Балтийским морем. Длина Беломорско-Балтийского водного пути от Онежского озера до Белого моря составляет 227 км.

На канале 19 шлюзов, преодоление которых дарит особое впечатление. Пройти по Беломорско-Балтийскому каналу можно, если отправиться в водное путешествие из Санкт-Петербурга в Петрозаводск. Беломорско-Балтийский канал строили заключенные ГУЛАГа. Каждый подневольный рабочий назывался заключенным каналоармейцем, сокращенно ЗК, от чего произошло жаргонное слово «зек».

Заливы

Бискайский залив

Занимает 223 тыс кв. км и ограничен западными берегами Франции и Испании. Нередко используется иное название – Кантабрийское море. Максимальная глубина водоема составляет 4735 м, а средняя равна 1715 м. Известен тем, что на его дне покоится советская подлодка К-8, на борт которой до сих пор находятся ядерные торпеды.

Финский залив

Расположен на востоке Балтийского моря и имеет акваторию площадью 29,5 тыс кв. км. В наиболее глубокой точке глубина доходит до 121 м. Длина водоема составляет 420 км, а ширина меняется от 70 до 130 км. Средняя глубина составляет 38 м, а максимальная доходит до 121 м. На побережье залива стоит бывшая столица России Санкт-Петербург, а также действующие столицы Финляндии (Хельсинки) и Эстонии (Таллин).

Ботнический залив

Занимает северную часть Балтийского моря площадью 117 тыс кв. километров. Длина залива превышает 700 км, а ширина в самом широком месте равна 240 км. Особенностью водоема является постепенное снижение его солености в северном направлении, поэтому в северной части акватории залива водятся пресноводные рыбы.

Венецианский залив

На севере Адриатического моря расположен залив, названный в честь города Венеции. Выход к нему имеет не только Италия, но и Хорватия со Словенией. Средняя глубина водоема составляет 34 м. Площадь залива составляет всего 6800 кв. км, а средняя ширина не превышает 95 км.

Валенсийский залив

Омывает восточный берег Испании в районе, где расположен город Валенсия. Его глубина доходит до 500 м, а ширина, измеренная от мыса Нао до мыса Тортоса, составляет 144 км. Залив врезается в Пиренейский полуостров на 43 км. Площадь водоема примерно равна 5 тыс кв. км.

Лионский залив

Омывает южный, то есть средиземноморский берег Франции. Его акватория имеет площадь почти в 24 тыс кв. километров. Длина водоема равна 93 км, а максимальная ширина доходит до 245 км. В некоторых метах глубина превышает 1000 м. Самый крупный порт – Марсель.

Генуэзский залив

С запада омывает основание Апеннинского полуостров. Итальянский берег в этом регионе называют Ривьерой. У входа ширина залива не превышает 96 км, а длина водоема примерно равна 30 км. Самым крупным портом на побережье является город Генуя.

Мне нравитсяНе нравится

Аденский, Персидский и Святого Лаврентия

Аденский залив является частью Аравийского моря, входящего в состав Индийского океана. На карте он располагается между полуостровами Сомали и Аравийским. Глубина вод в среднем равна 3680 м. Отличительной чертой залива является яркое свечение водной поверхности. Эти воды богаты планктоном, который является пищей для молодых тигровых акул. Так как побережье является одним из самых горячих мест на планете, то здесь проживает мало животных.

А вот о водных обитателях этого сказать нельзя. В теплой воде хорошо себя чувствуют скаты, дельфины, черепахи, актинии и много видов рыб. Кроме этого, на дне можно найти немало затонувших кораблей разных исторических периодов. Их останки покоятся в многочисленных гротах.

Залив святого Лаврентия входит в состав Атлантического океана и расположен на востоке Канады. От океана он отделен островами Кейп-Бретон и Ньюфаундленд. Его площадь равна 249 000 км2. Средняя глубина составляет 141 м, а максимальная равна 538 м. Зимой воды залива покрывает толстый слой льда и даже летом часто встречаются айсберги. Так как в заливе святого Лаврентия обитает большое количество видов рыбы, то местные жители занимаются в основном рыболовством.

Площадь Персидского залива равна 239 тысячам км 2. Он является одним из самых больших в Евразии и принадлежит нескольким государствам (международный). Средняя глубина местных вод не превышает 50 м, а максимальная — 102. Это один из самых мелководных заливов на планете. Зимой температура воды составляет порядка 17 градусов, а летом прогревается до 32 градусов.

Персидский известен большими запасами нефти и является частью Средиземного моря. Также здесь обитает горбатый дельфин. Этот вид дельфиновых наименее изучен. Кроме этого, местные воды являются «местом жительства» единственного млекопитающего семейства сирен — дюгоня.

Проливы и заливы субконтинента

Гудзонов залив расположен на северо-востоке Канады и считается внутренним морем. Он соединяется Ледовитым океаном через залив Фукс и имеет площадь 1.23 млн км2, с глубиной до 258 м. Самый теплый водоем субконтинента — Мексиканский залив, площадью 1.6 км2 граничит с юго-западной частью североамериканской территории и относится к внутренним водам Атлантического.

Залив Аляска омывает южное побережье Аляски. Прибрежная линия залива пересеченная, с множеством островов, образующих архипелаг Александра в честь российского императора, который стал инициатором продажи полуострова американцам.

Залив святого Лаврентия омывает восточные берега субконтинента, в районе, где одноименная река впадает в Атлантику. Он считается наибольшим судоходным эстуарием в мире с площадью в 263 тыс. км2.

Берингов пролив образует морскую границу между евразийским и североамериканским континентами, а также между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. Ширина водораздела достигает 86 км. Считается, что 11000 лет назад тут не существовало воды, а был Берингов перешеек, по которому первопроходцы попали в Америку из Евразии, основали в тех местах коренные поселения.

Пролив Шелихова — еще одно из многочисленных названий на карте континента, говорящее об участии России в освоении этой территории. Он назван в честь Григория Шелихова, основоположника Российско-американской компании, занимавшейся освоением Севера. Водоем изолирует полуостров Аляска от 2-х островов — Кадьяк и Афогнак, находящихся южнее.

Осмотр достопримечательностей

У Босфора есть 620 прибрежных домов ( ялы ), построенных в период Османской империи вдоль европейских и азиатских берегов пролива. Османские дворцы , такие как дворец Топкапы , Дворец Долмабахче , Йылдыз дворец , Чыраган , Feriye Дворцов , Бейлербей дворец , Кючюксу , Ыхламур , Хатидже дворца султана , Adile дворца султана и Хедиве находятся в пределах его зрения. Здания и достопримечательности в пределах зрения включают Собор Святой Софии , Собор Святой Ирины , мечеть султана Ахмеда , мечеть Йени , Кылыч Мечеть Али Паши , мечеть Nusretiye , Мечеть Долмабахче , Ортакёй , Ускудар мечеть Mihrimah Султан , мечеть Ени Valide , Девичья башня , Галата башня , румелийским Замок , Анатолийское замок , Йорос , Selimiye Казармы , Сабанджи музей , Садберк Ханым музей , Стамбул Музей современного искусства , Borusan Музей современного искусства , Топхане -i Amire Музей Мимара Синана изобразительных искусств университета , Галатасарай университет , Босфорский университет , Роберт колледж , Kabataş Высшая школа , Kuleli Military средней школы .

Два очка в Стамбуле имеет большинство общественных паромов , которые пересекают пролив: от Eminönü (Паромы дока в Богазе Искелесите пирс) на историческом полуостров Стамбула в возле Черного моря , зигзаги и вызов кратко несколько раз в румелийском и Анатолийские стороны города. На центральных пирсах короче, обычная поездка на одном из общественных паромов.

Частные паромы ходят между Ускюдаром и Бешикташем или Кабаташем в городе. Немногочисленные известные географические опасности умножаются на паромное сообщение через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города, особенно для крупнейших судов.

Морские катамараны предлагают высокоскоростные пригородные перевозки между европейским и азиатским берегами Босфора, но они останавливаются в меньшем количестве портов и пирсов по сравнению с общественными паромами. Как общественные паромы, так и морские автобусы также обеспечивают пригородные перевозки между Босфором и Принцевыми островами в Мраморном море .

Есть также туристические аттракционы, доступные в различных местах вдоль побережья Босфора. Цены варьируются в зависимости от типа поездки, в некоторых из них во время поездки звучит громкая популярная музыка.

Панамский канал

Фото:Wikimedia/Stan Shebs

Длина — 81,6 км, в том числе 65,2 км пересечения суши и 16,4 км по морскому каналу с углублением дна по Панамской и Лимонской бухтам (для прохода судов к глубокой воде), общая ширина — 150 м, глубина — 12 м.

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществленных человечеством.

Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и во всем мире, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение.

Благодаря Панамскому каналу больше не нужно огибать Южную Америку, и морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.

После ввода в 2016 г. дополнительных новых, более объемных шлюзов появился дополнительный стандарт «Новый Панамакс» на более крупные суда.

Ежегодно по каналу проходят свыше 14 тыс. судов, перевозящих такие товары, как растительное масло, жиры, замороженную пищу, химикаты, нефтехимикаты, запчасти, зерновые.

B

  • Баб-эль-Мандеб — соединяет Красное море с Аденским заливом / Аравийским морем.
  • Баб Искендер — между Йеменом на Аравийском полуострове и Джибути в Африке.
  • Пролив Балабак — между Палаван , Филиппинами и Борнео.
  • Балийский пролив — между индонезийскими островами Ява и Бали.
  • Балтийский пролив — между Вислинским заливом и Гданьским заливом
  • Пролив Бангка — между Суматрой и островом Бангка (также: Banca, Banka)
  • Пролив Бэнкс — между островом Кейп-Бэррен / островом Кларк и Тасманией.
  • Канал Баши — между Мавудис (также называемым островом Ями), Филиппины и островом Орхидей , Тайвань.
  • Басиланский пролив — между Минданао , Филиппины и Базиланом , Филиппины .
  • Бассов пролив — между материковой Австралией и Тасманией.
  • Канал Бигля — Огненная Земля
  • Пролив Бель-Айл — между Ньюфаундлендом и материковой Канадой.
  • Берингов пролив — между Азией и Северной Америкой
  • Boca Chica Pass — исторический пролив между Мексиканским заливом и Южной бухтой в Лагуна — Мадре
  • Бохайский пролив — между Бохайским морем и Желтым морем.
  • Пролив Бохол — он же пролив Себу
  • Пролив Бонифачо — между Корсикой и Сардинией
  • Босфор — между Европой и Азией
  • Бугенвильский пролив (Индонезия) — между Вайгео и островами Каве.
  • Бугенвильский пролив (Соломоновы острова) — между островом Бугенвиль и островом Шуазель.
  • Граничный перевал — между Британской Колумбией и штатом Вашингтон.
  • Пролив Брансфилд — между Южными Шетландскими островами и Антарктическим полуостровом.
  • Канал Бунго — между Кюсю и Сикоку в Японии.
  • Перевал Буриас — между полуостровом Бикол и островом Буриас

D

  • Канал Далкауэ — между островом Кинчао и островом Чилоэ
  • Далко Пассаж — Пьюджет-Саунд
  • Дампьер пролив (Индонезия) — между полуостровом Бердс- Хед и островами Раджа Ампат.
  • Дампьер пролив (Папуа-Новая Гвинея) — между Новой Британией и островом Умбой
  • Датские проливы — в совокупности обозначают датские проливы Оресунн , пояс Фемарн , Малый пояс и Большой пояс между Скандинавией и Ютландией.
  • Дарданеллы — между Европой и Азией
  • Пролив Дэвиса — между Баффиновым островом и Гренландией.
  • Пропуск обмана — Пьюджет-Саунд
  • Датский пролив — между Гренландией и Исландией
  • Пассаж Ла Дезирад — Гваделупа
  • Река Детройт — между озером Сент-Клер и озером Эри / и провинцией Онтарио , Канада, и штатом Мичиган , США (слово «détroit» по-французски означает «пролив»)
  • Диксон Энтранс — между Аляской и Британской Колумбией
  • Дельфин и пролив Юнион — между Северо-Западными территориями и островом Виктория.
  • Проход Доминики — между Доминикой и Гваделупой
  • Дуврский пролив — самая узкая часть Ла-Манша между Великобританией и Францией.
  • Пасть Дракона ( Бокас-дель-Драгон ) — между Тринидадом и Венесуэлой
  • Пролив Дрейка — между Южной Америкой и Антарктидой.

S

  • Пролив Сэджвина — он же пролив Питта (Индонезия)
  • Канал Сен-Бартелеми — между Сен-Бартелеми и Сен-Мартен
  • Река Сент-Клер — между озером Гурон и озером Сент-Клер / и провинцией Онтарио , Канада, и штатом Мичиган , США.
  • Канал Святого Георгия — между Ирландией и Уэльсом
  • Канал Святого Георгия — между Новой Британией и Новой Ирландией на архипелаге Бисмарка.
  • Канал Сент-Люсия — между Мартиникой и Сент-Люсией
  • Река Сент-Мэрис — между озером Верхнее и озером Гурон / и провинцией Онтарио , Канада, и штатом Мичиган , США.
  • Сент-Винсент Пассаж — между Сент-Винсентом и Сент-Люсией
  • Les Saintes Passage — Гваделупа
  • Река Саконнет — между островом Аквиднек и Тивертоном и Литтл Комптон, Род-Айленд .
  • Пролив Сан-Бернардино — между Лусоном и Самаром на Филиппинах.
  • Пролив Сан-Хуанико — между островами Самар и Лейте на Филиппинах.
  • Скапа-Флоу — между несколькими Оркнейскими островами.
  • Пролив Селе (также известный как пролив Галова, пролив Мести) — между Салавати и Новой Гвинеей.
  • Змеиная пасть (Boca de la Serpiente) — между Тринидадом и Венесуэлой.
  • Пролив Шеликоф — между материковой Аляской и островом Кадьяк.
  • Пассаж Сибуту — между Борнео и архипелагом Сулу.
  • Сицилийский пролив — между Сицилией и Африкой
  • Сингапурский пролив — между Сингапуром и Индонезией ( Суматра )
  • Скагеррак — отделяет Данию от Норвегии и Швеции
  • Смит-Саунд — между островом Элсмир и Гренландией
  • Solent — между острове Уайт и южной части Великобритании
  • Звук или Эресунн — между Данией и Швецией
  • Южный Кваркен — между Финскими Аландскими островами и Швецией.
  • Соевый пролив или пролив Ла-Перуз — отделяющий Сахалин (Карафуто) от Хоккайдо
  • Канал Сула — соединяет залив Албай с Тихим океаном.
  • Пролив Сумба — между Флоресом и Сумбой , Индонезия
  • Зондский пролив — между Суматрой и Явой
  • Пролив Суригао — между островами Лейте и Минданао на Филиппинах.
  • Пролив Суванни (доисторический) — также известный как желоб залива
  • Свинесунд — между Норвегией и Швецией
  • Суэйл — между островом Шеппи и югом Великобритании.

Малый Бельт (500 м)

Под звание «самый узкий пролив в мире» вполне подходит Малый Бельт, который отделяет расположенные на востоке острова Эрё и Фюн от расположенного на западе полуострова Ютландия и острова Альс. Балтийское море через него соединяется с проливом Каттегат. Тянется Малый Бельт на 125 километров, меняя ширину от 500 метров до 28 километров, его фарватер имеет максимальную глубину 75 м, а минимальная равна 12 м. В особо суровые зимы в местах, где нет сильных течений, он замерзает.
Через него переброшена пара автомобильных мостов: старый и новый, по которым проложена международная трасса от Гамбурга через Копенгаген до Стокгольма, а также железнодорожный с тем же направлением. Новый мост имеет зимний подогрев, чтобы не допустить его обледенения. Кельтское слово «бельт» означает «море» или «вода». Такое название носят ещё два пролива, как и пролив Зунд соединяющие Каттегат с Балтийским морем. В южной части Малого Бельта достаточно глубокий фарватер шириной 7 км, но суда всё же редко им пользуются из-за наличия сильных течений и сложной навигации по извилистому проливу. Если военные суда третьих стран хотят пройти через этот пролив, необходимо за 8 дней уведомить об этом правительство Дании.

История

Будучи таким уникальным проливом, многие задаются вопросом: а как образовался пролив Босфор? Как известно, пролив образовался примерно 7600 лет назад. Изначально уровень Чёрного и Мраморного морей был гораздо ниже, нежели в наши дни, и они не были связаны между собой. В конце последнего ледникового периода произошло таяние крупных масс льда и снега, тогда уровень воды в обоих водоёмах значительно повысился. Сильный поток воды за несколько дней пробил себе дорогу из одного моря в другое, образовав тем самым пролив.

Поскольку пролив является единственным проходом между Чёрным морем и Средиземным морем, Босфор имеет огромное значение в торговле и военном деле. Контроль над проливом был целью нескольких конфликтов, в частности Русско-турецкой войны, а также нападения союзных держав на Дарданеллы в ходе Первой мировой войны.

olgazav59

Во времена древнегреческих, персидских, римских и византийских эпох греческий город-государство Афины в V веке до н. э. поддерживал отношения с городами, которые контролировали проливы, такими как Византий. Персидский царь Дарий I Великий пытался подчинить скифов и переправился через Босфор, а затем направился к реке Дунай. Вся армия пересекла пролив по самодельному мосту. Спустя некоторое количество лет во время вторжения Ксеркса I в. Грецию, через пролив Дарданеллы был построен аналогичный самодельный мост.

Во времена Османской империи Константинополь был завоеван, а османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары в 1393 году и Румелихисары в 1451 году, готовясь к основной битве и к установлению контроля над Босфором. Завоевание Константинополя в 1453 году является тем событием, которое положило конец Средневековью и начало ренессанса и эпохи открытий.

olgazav59

Во время своего расцвета между XVI и XVIII веками Османская империя использовала стратегическое значение Босфора, чтобы установить контроль над территорией Чёрного моря. Как результат, уже несколько международных договоров регулировали проход судов на территории пролива. По одному договору проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав, по другому договору должно было произойти закрытие турецких проливов для любых военных кораблей. Уже после Первой мировой войны Севрский договор позволил установить границы и сделать его международной территорией под контролем Лиги Наций.

В соответствии с Лозаннским договором в 1923 году проливы вернули Турции, при этом иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. Впоследствии режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года, согласно которой Турция сама могла ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими. Во время Второй мировой войны до февраля 1945 года проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, но часть немецких судов могли проходить транзитом.

С началом XXI века турецкие проливы получили максимально важное значение для нефтяной промышленности. Российская нефть начала экспортироваться в огромном количестве в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы

И по сей день значимость пролива Босфора высокая и значима.

olgazav59

История изучения

Изучение Черного моря началось в IV веке до нашей эры, когда греки основали на его территориях колонии. Они и нарисовали первые карты местности. На удивление, грекам удалось довольно точно описать размеры водоема и его глубину. Также они смогли правильно разместить реки на картах.

В VI-VII вв по Черному морю начали плавать южные славяне. Также по нему осуществлялся поход на Константинополь, состоявшийся в 907-ом году. С тех пор славяне начали активно покорять водоем.

Петр I у Черного моря

В XVI-XVII вв по Черному морю ходили суда запорожских и донских казаков. В годы правления Петра Великого (1682 – 1725) по его указу началось серьезное изучение водоема картографами. Было составлено немало подробных карт местности.

В 1820-х годах началось изучение флоры и фауны Черного моря. Исследователи собирали данные об имеющихся в водоеме живых существах и водорослях. Тогда и была получена большая часть сведений о море и его особенностях. И с тех пор изучение практически не прекращается. Регулярно ученые совершают интересные открытия и обнаруживают новые виды существ, проживающих на этой территории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector