Русские босфор и дарданеллы: упущенный шанс николая i
Содержание:
- География
- Маршрут по ущелью Дарданеллы
- Мосты и тоннели
- Силы сторон
- «А есть ли у нас план, мистер Фикс?»
- Заливы Евразии
- Переходы [ править ]
- Достопримечательности рядом с Босфором и Дарданеллами
- Природная противоречивость
- Результаты и историческое значение войны
- Зачем нужны Проливы?
- География [ править ]
- Полуостров Галлиполи
География
Как морской водный путь, Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточное Средиземноморье, то Балканы, то Ближний Восток, и Западная Евразия, и, в частности, соединяет Эгейское море к Мраморное море. Мармара далее соединяется с Черное море через Босфор, а Aegean далее ссылается на Средиземноморье. Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал, что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров, прибывающих из Россия.
Пролив расположен примерно на .
Современная морфология
Длина пролива 61 км (38 миль) и ширина от 1,2 до 6 км (0,7-3,7 миль), в среднем 55 метров (180 футов) в глубину с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну, в ряд Чанаккале. Через пролив проходят два основных течения: поверхностный ток течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, и более соленая подводное течение течет в обратном направлении.
Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на форму реки. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.
Маршрут по ущелью Дарданеллы
Выйти на туристический маршрут по ущелью можно как из села Бровничи, которое находится в верховьях реки Тигровая, так и со стороны Хмельницкого. Путь несложный, его осиливают и семьи с детьми
Главные требования — правильная обувь и осторожность на каменистых склонах. А трекинговые палки значительно облегчат поход
Со стороны села Бровничи пеший маршрут начинается от моста через реку. Здесь же находится и большой стенд с кратким описанием особенностей природной локации и подробной картой тропы. Путь пролегает по левому берегу реки и финиширует у села Хмельницкое.
Заблудиться на маршруте невозможно — окрестности хорошо просматриваются, к тому же тропа имеет маркировку и указатели. Общая протяженность маршрута порядка 5 км, ходовое время — около 1–1,5 ч. Частью дорога идет по открытой местности, а частью сменяется лесной тропинкой.
Таня Собакина
Есть участки с довольно крутыми подъемами. Они встречаются на ответвлениях, ведущих к необычным природным локациям — каменным столбам и колоритным останцам.
Чтобы выйти на тропу из Хмельницкого, нужно пройти (или проехать) через все село до заброшенного строения на его окраине. На развилке повернуть направо в сторону базы отдыха под названием «Ущелье Дарданеллы». Указатель начала маршрута, который расположен недалеко от базы, укажет верное направление движения.
Любители водных видов спорта также не оставили ущелье Дарданеллы без внимания. В апреле—мае река Тигровая становится особенно полноводной. Из покладистой речки, лениво несущей свои воды по долине, она превращается в бурлящий мутный поток, с обилием перекатов, прижимов и прочих препятствий. В этот период по ней устраивают сплавы на рафтах 1 и 2 категории сложности.
Эля Косницкая
Мосты и тоннели
Здесь исторически соединены два континента – Азия и Европа. Мосты подземный тоннель Мармарай под водами пролива соединяют Европу и Азию. Первый мост, что был здесь построен, называется Босфорским. Его торжественное открытие состоялось в 1973 году в честь 50-ти летнего юбилея Турецкой Республики. Протяженность моста составила 1565 метров, ширина – 32, высота – 65. Для пешеходов, к сожалению, мост закрыт, поскольку он предназначен исключительно для автотранспорта и отдельных пешеходных дорожек на нем нет. Единственный день в году, когда любой желающий может оказаться на мосту, — это Стамбульский межконтинентальный марафон. В 2016 году Босфорский мост был переименован, и с тех пор он носит гордое название «Мост мучеников 15 июля» в честь погибших героев во время госпереворота.
Еще один живописный мост, Мост Султана Мехмеда Фатиха, был сооружен в том месте, где пролив имеет наименьшую ширину (660 метров). Его открытие состоялось в 1988 году в честь 535-летия завоевания Стамбула. Его длина составила 1505 метров, ширина – 40, высота – 65. Особую живописную красоту оба моста получают в вечернее и ночное время суток, когда загорается тысячи ламп. Такое освещение навевает исключительно романтические и любовные настроения. Такая эстетическая красота видна за несколько километров.
Полезные ссылки
Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?
Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales
Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана
Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru
Строительство подводного железнодорожного тоннеля Мармарай длилось почти десять лет. Связано это со сложностью подземных работ, которые не давали завершиться строительству раньше. Тоннель строили с 2004 по 2013 год, его длина составила 9,9 км, длина подводной части – 1,5 км.
Евразийский тоннель введен в эксплуатацию в 2016 года. Его длина – 5350 метров, причем 3350 из них расположены под водами пролива. Его максимально глубокая точка расположена в 105 метрах ниже поверхности земли, а общая протяженность с учетом подъездных путей составила 14,5 км. Этот тоннель построили для обслуживания авто и микроавтобусов.
Мост Султана Селима Грозного строился довольно быстро, всего за три года. С 2013 по 2016 годы велось активное строительство моста. Здесь расположены 8 автомобильных полос и 2 железнодорожные ветки. Мост значительно разгрузил транспортные потоки в этой области.
Силы сторон
С одной стороны — ситуация Крымской повторилась. С другой — Австрия не собиралась вступать в войну. В связи с этим не лишним будет узнать — а могла ли Англия в одиночку вступить в противоборство с Российской империей и имела ли она шансы на победу?
Итак, численность британской армии на 1878 год — 134 тысячи человек, включая сюда 24000 артиллеристов и 2900 сапёров. Однако британские солдаты были раскиданы по миру в многочисленных колониях империи. Сами англичане оценивали возможность переброски в зону проливов не более 36000 человек при 60 орудиях. Причём для этой переброски, по признанию самих британцев, им понадобилось бы не менее пяти месяцев.
На февраль 1878 года турецкие войска, по разным оценкам, составляли лишь 22-28 тысяч штыков, причём качество этих войск было просто плачевным.
У России на острие главного удара на тот момент было сосредоточено 72 тысячи человек, а всего на Балканском театре военных действий — 170-190 тысяч штыков и сабель. То есть, даже объединившись, англичане и турки оставались в меньшинстве.
Мог ли помочь Англии её флот? Вспомним о трудности действий флота в Проливах: сильное течение в Босфоре мешало бы британским вымпелам войти в Чёрное море. Эскадра Хорнби(восемь броненосцев) — это фактически самые новые и самые сильные корабли. Всё остальное — уже просто устаревшие броненосцы и мониторы с сомнительной мореходностью. В то же самое время против гипотетической экспедиции в Балтику Германия и Россия могли выставить отличнейшие броненосные фрегаты типаПройссен» иКёниг Вильгельм», имевшие на вооружении 240-мм крупповские пушки, броненосецПётр Великий», пять броненосных фрегатов, прилично защищённые батареи типаНе тронь меня» и шесть броненосных лодок типаАдмирал» иРусалка». Это не считая береговых батарей.
БроненосецКёниг Вильгельм»(источник фото) На ту же тему Брат за брата: русские добровольцы на сербско-турецкой войне 1876 года
Интересна также оценка и самого Хорнби в период Восточного кризиса. Второго февраля 1878 года он писал главе британского МИД графу Дерби:мы должны помнить, что Россия в 1878 очень отличается от России в 1854»;у нас на суше не будет союзников, исключая, возможно, иррегулярные турецкие войска…».
Особо Хорнби взволновал тот факт, что одним из условий русского ультиматума, обращённого к Турции, был пункт о передаче России всего турецкого флота, в котором было четыре броненосца. Эти корабли плюс береговые батареи(которые, по мнению адмирала, уже были давно установлены русскими) делали задачу прорыва эскадры к Константинополю труднореализуемой. В конце концов, русские могли нашпиговать Босфор и Дарданеллы минами, что полностью бы обесценило силу эскадры.
Даже допустим следующий вариант: английские корабли счастливо миновали узости Проливов и вошли в Чёрное море. А что дальше? Где они будут брать уголь и боеприпасы? Как будут снабжаться? Получалось, что без поддержки на суше действия флота в Проливах — это путь в мышеловку.
Двадцать пятого января 1878 года британцы осторожно двинулись в Чанак-кале, но после пары выстрелов из крепости Чанак быстро отвернули назад и вернулась в Безикскую бухту
Это происшествие позволило одному американскому репортёру опубликовать шуточное объявление:Срочно! Важно! На переходе из Дарданелл в Мраморное море потерялась британская эскадра. Нашедшим просьба срочно сообщить в Лондон, на Даунинг-стрит
Вознаграждение гарантируется!».
Таким образом, на момент февраля 1878 года Британии(без сильного сухопутного союзника) нечего было противопоставить России.
«А есть ли у нас план, мистер Фикс?»
Случай вскоре представился.
В 1875 году начались очередные восстания славян в Османской империи. Сначала запылали Босния и Герцеговина, потом войну Турции объявили Сербия и Черногория. В этой ситуации началась череда переговоров между Германией, Австрией и Россией, на которых Бисмарк предложил буквально следующее: Берлин поддержит Петербург в случае осложнений с Англией, но непременное условие, которое ставит германский канцлер, — Россия должна договориться с Веной по дележу Балкан. Если Австрия и Россия достигнут подобной договорённости, то все три страны выступят в Восточном вопросе единым фронтом и русские могут не беспокоиться за фланги.
Летом 1876 года Вена и Петербург договорились, что по результатам войны Австро-Венгрия может оккупировать Боснию, Герцеговину и, возможно, часть турецкой Хорватии, — Россия не будет этому противодействовать и признает территориальные приобретения австрийцев. Петербург же получает в свою зону влияния Румынию, Болгарию, Фессалию и зону Проливов.
Однако… Крымская оказала на российское руководство глубокое влияние. И ещё на этом этапе Горчаков выдал совершенно непонятное:Константинополь с соответствующим районом должен быть нейтрализован и превращён в свободный порт под защитой и опекой Англии по примеру Ионических островов». Горчаков сильно боялся реакции Европы на такие смелые действия. Как тут не вспомнить Бисмарка? Последний произнёс примерно в это же время чеканную фразу:Когда Англия и Франция говорят сообща, то под именем Европы разумеют самих себя и как бы забывают о существовании других держав. Я знаю Россию, знаю Англию, знаю ту державу, к которой обращаюсь, но решительно не знаю того, что любят обозначать неясным термином Европа».
На ту же тему Ликбез: за что мы воевали с Османской империей?
К чести Петербурга, военное руководство и царь быстро одёрнули главу внешней политики и занялись подготовкой войны. План, составленный главой военного министерства Милютиным и главой Главного штаба Обручевым, предполагал блицкриг. Предлагалось форсировать Дунай в районе Систово(ныне Свиштов), против четырёхугольника крепостей Силистрия-Шумла-Варна-Рущук, поставить мощный заслон из двух корпусов(60 тысяч человек), отрезав крепости от основной части турецких войск, и развивать наступление за Балканский хребет. В случае подхода армии Осман-паши из Сербии(район Видина) — также выставить заслон в районе Плевны и Никополя, дабы удержать переправы в Систово и обеспечить себе связь с Россией.
Расчёт был следующим: турецкая армия между Балканским хребтом и Константинополем не превышала 13 тысяч человек, на направление же главного удара Россия должна была ввести 60 тысяч человек. Ещё 120 тысяч обеспечивали фланги. Война, по подсчётам Обручева, должна была занять три-четыре месяца.
Таким образом, теперь Проливы предполагалось штурмовать и занять атакой не с моря, а с суши. Прямо по сухопутной стратегии — дойдя пешком от Дуная до Стамбула.
После падения Плевны русские вышли на стратегический простор, взяли Адрианополь и подошли к Константинополю. Двенадцатого декабря 1877 года Османская империя обратилась к великим державам с просьбой о посредничестве в мирных переговорах.
Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года, художник — Н. Дмитриев-Оренбургский
К этому моменту до Константинополя оставалось каких-нибудь 70 км.
На ту же тему Албанская лига: игры патриотов в Османской империи
Взять Константинополь русские могли тогда легко. Солдаты ждали приказа главнокомандующего с часу на час. Но главнокомандующий со дня на день ждал, что прикажут из Петербурга: брать или не брать?
В один из тех дней Верещагин ворвался к главнокомандующему и кричал:Оборвите телеграфные проволоки, поручите это мне — я их все порву, немыслимо заключать мир иначе, как в Константинополе!» Из Петербурга же пришла телеграмма — Константинополь не брать.
Военные эксперты резонно отмечали тогда, что командующий русской армией великий князь Николай Николаевич должен был последовать примеру знаменитого Евгения Савойского, который в 1708 году проявил то, что Наполеон называлмудрым непослушанием»: подступив к Мантуе и получив приказ не брать крепость, Евгений сунул приказ в карман, взял Мантую, а потом доложил, что приказ был получен post factum.
Заливы Евразии
Бискайский залив
Омывает атлантическое побережье двух стран – Франции и Испании. Название водоема возникло от провинции Бискайя, входящей в состав испанского государства. Его площадь около 223 тыс кв. км, а максимальная глубина составляет 5120 м. В Испании часто используют другое название – Кантабрийское море.
Финский залив
Находится на востоке Балтийского моря. Имеет площадь 29500 кв. км. Длина водоема около 420 км, а ширина меняется от 70 до 130 км. На его побережье расположены столицы Финляндии и Эстонии (Хельсинки и Таллин), а также бывшая российская столица Санкт-Петербург. В XVIII веке также использовалось название Кронштадтский залив.
Ранее наплыв воды из акватории Финского залива приводил к постоянным наводнениям в Санкт-Петербурге, однако в 2011 году был достроен комплекс сооружений, которые защищают Северную столицу от этих волн.
Залив имеет огромное экономическое значение. Он активно используется для морской торговли, также именно на его берегу начинается газопровод «Северный поток».
Ботнический залив
Самый большой залив Балтийского моря, расположенный в его северной части. Отделяет западный берег Финляндии от восточного берега Швеции. Его площадь превышает 117 тыс кв. км, а максимальная глубина равняется 295 м. Южная граница залива проходит по Аландским островам. Соленость воды в водоеме непостоянна и резко падает на его севере. В результате у северных берегов залива обитают пресноводные рыбы.
Персидский залив
Омывает с востока Аравийский полуострова, а с юга – побережье Ирана и Ирака. Некоторым арабским странам не нравится нынешнее название водоема, и они предпочитают термин «Арабское залив». Его площадь равна 239 тыс кв. км, а средняя глубина составляет 36 м. В водоем впадают воды рек Тигр и Евфрат, которые перед этим сливаются в одну реку под названием Шатт-эль-Араб.
Шельф залива необычайно богат нефтью и газом, в частности, здесь находится крупнейшее в мире газовое месторождение Парс, разделенное на северную часть, принадлежащую Катару, и южную часть под контролем Ирана. Запасы месторождения оцениваются в 45 триллионов куб. метров газа, а также в 45 миллиардов баррелей нефти.
Оманский залив
Разделяет Персидский залив и Аравийское море. Омывает берега четырех государств – Иран, Пакистан, Оман, ОАЭ. Его длина составляет 450 км, а ширина доходит до 330 км. Наибольшая глубина равна 3694 м.
Бенгальский залив
Огромный водоем площадью более 2,1 млн кв. км. Это самый большой залив в Мировом океане. Омывает восточный берег полуострова Индостан и западный берег Мьянмы. Рядом с городом Кокс-Базар расположен пляж длиной 120 км, что также является рекордом. Именно в этот залив впадает священная индийская река Ганг. Самые крупные города на побережье водоема – Калькутта, Янгон, Читтатонга, Вишакхапатнама, Ченнаи.
Сиамский залив
Его естественными границами выступают Малайский полуостров и Индокитай. Площадь залива – 320 тыс кв. км. Максимальная глубина равна 80 м. Благоприятный климат позволил прибрежным государствам сделать туризм одним из основных источников своего дохода.
Залив Шелихова
Водоем относится к Охотскому морю и омывает западный берег Камчатского полуострова. Его длина составляет 650 км, а ширина меняется в пределах от 130 до 300 км. Скован льдами с декабря до мая. Здесь отмечаются очень высокие приливы, достигающие высоты в 14 м. В связи с этим существуют проекты строительства в заливе, в частности, на Пенжинской губе, приливной электростанции, которая может стать самой крупной электростанцией в мире. Её мощность может достигнуть 87 ГВт.
Бохайский залив
Омывает северное побережье Китая. Длина водоема равна 280 км. Его естественными границами являются Шаньдуньский и Ляодуньский полуостров. Крупнейшая река, впадающая в водоем – Хуанхэ.
Залив связан с Желтым морем Бохайским проливом, чья ширина составляет 90 км. Под его дном Китай планирует построить тоннель, который станет самым длинным на планете. Стоимость строительства оценивается в 32 миллиарда долларов.
Мне нравится2Не нравится
Переходы [ править ]
Мост Чанаккале 1915 года через пролив Дарданеллы, соединяющий Европу и Азию, после завершения строительства станет самым длинным подвесным мостом в мире .
Морской
Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным организациям.
По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами .
Земля
В настоящее время автомобильные переходы через пролив отсутствуют. Однако в рамках запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог правительство Турции рассматривает возможность строительства подвесного моста между Сарычаем (район провинции Чанаккале ) на азиатской стороне и Килитбахиром на европейской стороне в самой узкой части. пролива. В марте 2017 года началось строительство моста Чанаккале 1915 года между городами Гелиболу и Лапсеки .
Подводное море
Две подводные кабельные системы, передающие электроэнергию напряжением 400 кВ, соединяют Дарданеллы, питающие запад и восток Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первый, расположенный в северо-восточной части пролива, был подан в апреле 2015 года и ведет 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока на 3,9 км через море. Второй, находящийся где-то посередине пролива, еще строился в июне 2016 года и имеет очень похожие данные.
Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus, и приземляющиеся в Афинах , Сицилии и других местах.
Достопримечательности рядом с Босфором и Дарданеллами
Проливы Босфор и Дарданеллы на карте мира – место не только географическое, но и историческое.
На него оказали влияние множество культур:
- Древнегреческая.
- Древнеримская.
- Византийская.
- Южнославянская.
- Культуры народов Азии.
- Османская.
Кроме того, в разное время здесь господствовало 4 религиозных течения:
- Язычество.
- Православное христианство.
- Католическое христианство.
- Ислам.
Одной из главных достопримечательностей Босфора является бухта «Золотой рог». Это узкий залив изогнутой в виде рога формы, разделяющий Стамбул на восточную и западную части. В этом месте была основана колония Византий, выросшая в город с населением в несколько миллионов человек.
В византийские годы бухта перекрывалась ромеями — огромной железной цепью, не пускавшей флот неприятеля к Константинополю. Ныне это людное туристическое место, считающееся красивейшей частью города. На европейской части Стамбула расположился дворец Долмабахче. Он строился в 1842-1853гг для султана Абдул-Меджида I, а с 1984 г по настоящее время является музеем.
Что представляет собой дворец Долмабахче, можно узнать из этого видео:
Гордостью византийского архитектурного зодчества, сохранившегося до наших дней, является Собор Святой Софии или Айя-София. Первый собор был построен в 324 г, но был разрушен, и при Юстиниане I в 532-537 гг. здание было возведено вновь. Именно оно и сохранилось до наших дней.
До 1453 г. это был главный храм православного мира, но с падением тысячелетней империи здание было переделано турками-османами в мечеть, коей и оставалась до 1935 года, когда здание было преобразовано в музей. Находится собор в районе Фатих, недалеко от парка Султанахмет Аркеоложи, куда можно добраться на трамвае или маршрутках.
Уникальный памятник архитектуры — Султанахмет или Голубая Мечеть, построенная в 1609-1616 гг, сочетающей в себе признаки и византийского наследия – куполообразность и размах мысли. Здание строилось для того, чтобы умилостивить Аллаха после поражения Османской империи в двух войнах. Находится оно в 200 м от Собора Святой Софии.
Но главным дворцом огромной империи вплоть до середины XIX в оставался дворец Топкапы, расположенный на мысе Сарайбурну. С этого мыса можно наблюдать соединение Золотого Рога с акваторией Босфора. Его создание приходится на самое начало деятельности османов в завоеванном Константинополе. Строительство началось в 1465 г и длилось 13 лет.
Дарданеллы не менее богаты на достопримечательности. Например, на азиатской части пролива, если ехать на автобусе из города Канаккале 52 км на запад, можно попасть в место, где находятся развалины сразу нескольких крепостей. Одной из таких является крепость Кумкале.
Недалеко от этого места расположился знаменитый холм Гиссарлык. Известен он тем, что благодаря раскопкам этого холма Генрихом Шлиманом была найдена более знаменитая и легендарная крепость-город, о которой писал Гомер в «Иллиаде» — Троя.
В этих местах Гектор был сражен Ахиллом, царство престарелого Приама было порабощено воинственным царем Агамемноном, а Древняя Греция начала распространение своей культуры на восток. Попасть в Трою можно и с европейского берега – она находится в 7 км от побережья Дарданелл.
В переводе с турецкого она обозначает: «Остановись, странник! Эта земля, по которой ты, не задумываясь, шагаешь, является местом заката целой эпохи». На европейском берегу Дарданелл расположен небольшой городок Гелиболу, известный своей каменной башней – последний сохранившийся объект византийских укреплений.
В годы русско-турецких войн там содержали пленных казаков, а в 1921 году была гауптвахтой для солдат Русской армии барона Врангеля. На сегодняшний день в башне расположен музей турецкого морехода Пири-реиса. Добраться до Гелиболу можно на межгородских автобусах и при помощи корабля.
Природная противоречивость
Пролив Дарданеллы является одним из наиболее рискованных участков для прохода кораблей в мире. Причина заключается в его узости и рельефе берегов. Русло реки, которое здесь было в древние времена, затопилось в результате тектонических процессов. Солёность Мраморного моря варьируется от 22,5 до 38%, в Эгейском море показатели находятся в интервале от 37 до 40%, соответственно, различна плотность вод поверхности и слоя на глубине. В результате возникают течения в разных направлениях, что характерно для многих проливов.
Расположение Дарданеллы на карте мира
Проливы Дарданеллы и Босфор на карте
Результаты и историческое значение войны
В феврале 1855 года умер Николай 1. Задачей нового императора, Александра 2, было прекращение войны, причем с минимальным ущербом для России. В феврале 1856 начал работу Парижский конгресс. Россию на нем представляли Алексей Орлов и Филипп Бруннов. Поскольку ни одна из сторон не видела смысла в продолжении войны, уже 6 марта 1856 был подписан Парижский мирный договор, по результатам которого Крымская война была завершена.
Основные условия Парижского договора были следующими:
- Россия возвращала Турции крепость Карсу, в обмен на Севастополь и другие захваченные города крымского полуострова.
- России запрещалось иметь черноморский флот. Черное море объявлялось нейтральным.
- Проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись закрытыми для Российской империи.
- Часть российской Бессарабии передавалась Молдавскому княжеству, Дунай переставал быть пограничной рекой, поэтому судоходство объявлялось свободным.
- На Аландских островах (архипелаг в Балтийском море) России запрещалось возводить военные и (или) оборонительные укрепления.
Что касается потерь, то число Российских подданных, которые погибли в войне, составляет 47,5 тысяч человек. Британия потеряла 2,8 тысяч, Франция – 10,2, Османская империя – более 10 тысяч. Сардинское королевство потеряло 12 тысяч военных. Погибшие со стороны Австрии неизвестны, возможно, потому что официально она не была в состоянии войны с Россией.
В целом, война показала отсталость России, по сравнению с государствами Европы, особенно в плане экономики (завершение промышленной революции, строительство железных дорог, использование пароходов). После этого поражения начались реформы Александра 2. Кроме того, в России долгое время назревало желание реванша, что и вылилось в очередную войну с Турцией в 1877-1878 годах. Но это уже совсем другая история, а Крымская война 1853-1856 годов была завершена и Россия в ней потерпела поражение.
Зачем нужны Проливы?
Этот вопрос очень часто возникает, когда начинается обсуждение по той или иной исторической развилке.
Ну что ж, есть целый комплекс причин, почему Россия всегда облизывалась на Босфор и Дарданеллы.
Во-первых, их захват, по сути, давал России возможность серьёзной экономии на военных расходах. Смотрите сами. Если занят и укреплён хотя бы Северный Босфор, то не нужно содержать Черноморский флот — Чёрное море становится внутренним русским морем по типу Каспийского, — не надо тратиться на строительство и содержание черноморских крепостей, а все усилия можно бросить на укрепление Босфора.
Траты России на Черноморский флот в николаевскую эпоху составляли в разные периоды от трёх до семи миллионов рублей. Содержание и перестройка крепостей на Чёрном море оценивались уже в восьмизначные суммы, то есть в десятки миллионов ежегодно.
Согласитесь — серьёзная экономия.
Ели же Россия захватывала и Босфор, и Дарданеллы, то она получала две подобные позиции, которые именно в силу географии (о ней детальный разговор пойдёт чуть ниже) были практически неприступными.
Во-вторых, с начала XIX века всё большую важность для России приобретал экспорт зерна и хлеба через Чёрное море. Ещё в 1830-х годах основная доля вывозимого зерна проходила через Балтику и Белое море
В период с 1830 по 1834 годы «северный экспорт» составил 1 919 000 четвертей зерна, а «южный» — 868 000 четвертей, или 31 процент от всего экспорта. Однако через 20 лет ситуация поменялась. В 1851–1853 годах через Чёрное море вывозили уже 4 894 000 четвертей, или 64,5% всего российского экспорта. То есть поставка основного российского экспортного товара через Чёрное море стала теперь важнее даже Балтики и Белого моря. Именно поэтому вопрос о Проливах становился главнейшим в политике государства. Ведь Османская империя в случае любой войны — с Россией или нет — закрывала проход торговых судов по Проливам, и русские купцы и промышленники начинали терпеть ужасные убытки
Ещё в 1830-х годах основная доля вывозимого зерна проходила через Балтику и Белое море. В период с 1830 по 1834 годы «северный экспорт» составил 1 919 000 четвертей зерна, а «южный» — 868 000 четвертей, или 31 процент от всего экспорта. Однако через 20 лет ситуация поменялась. В 1851–1853 годах через Чёрное море вывозили уже 4 894 000 четвертей, или 64,5% всего российского экспорта. То есть поставка основного российского экспортного товара через Чёрное море стала теперь важнее даже Балтики и Белого моря. Именно поэтому вопрос о Проливах становился главнейшим в политике государства. Ведь Османская империя в случае любой войны — с Россией или нет — закрывала проход торговых судов по Проливам, и русские купцы и промышленники начинали терпеть ужасные убытки.
Таким образом, обладание Босфором и Дарданеллами для России было обусловлено не только военными соображениями, но и экономическими.
Была и третья причина — далеко не последняя, а тоже довольно важная, особенно в ту эпоху. Почти весь XIX век население вокруг Босфора и Дарданелл было преимущественно немусульманским. Даже в Стамбуле — столице Османской империи — титульная нация (османы) составляла только 36,1%, а большинство населения (более 46%) были греками. Так что захват Проливов ставил бы Россию в глазах христиан как страну, которая защищает христианство не только словом, но и делом.
География [ править ]
Как морской водный путь , Дарданеллы соединяют различные моря вдоль Восточного Средиземноморья , Балканы , Ближний Восток и Западную Евразию и, в частности, соединяют Эгейское море с Мраморным морем . Мраморное море далее соединяется с Черным морем через Босфор , а Эгейское море соединяется со Средиземным морем . Таким образом, Дарданеллы позволяют морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар и Индийского океана через Суэцкий канал., что делает его важным международным водным путем, в частности, для транзита товаров из России .
Пролив расположен примерно на .
Современная морфология править
Длина пролива 61 километр (38 миль), ширина от 1,2 до 6 километров (0,7-3,7 мили), средняя глубина 55 метров (180 футов) с максимальной глубиной 103 метра (338 футов) в самом узком месте в Нара Бурну. , рядом с Чанаккале . Через пролив проходят два основных течения: поверхностное течение течет из Черного моря в сторону Эгейского моря, а более соленое подводное течение течет в противоположном направлении.
Дарданеллы уникальны во многих отношениях. Очень узкая и извилистая форма пролива больше похожа на речную. Он считается одним из самых опасных, многолюдных, сложных и потенциально опасных водных путей в мире. Течения, возникающие в результате приливов и отливов в Черном и Мраморном море, таковы, что корабли под парусами должны ждать на якорной стоянке для правильных условий, прежде чем войти в Дарданеллы.
Полуостров Галлиполи
В античности полуостров Галлиполи назывался Херсонес Фракийский, а по-турецки носит название Гелиболу. Данный полуостров является «охранным пунктом» пролива Дарданеллы, узкого прохода к Черному морю и Стамбулу. Сегодня Галлиполийский полуостров считается одной из важнейших достопримечательностей Турции. В 1973 г. в южной части полуострова основан “Исторический национальный парк Галлиполи“. Его площадь составляет 330 квадратных километров. Здесь можно обнаружить археологические памятники, которые относятся к 4000 г. до н.э., множество затонувших кораблей, траншеи, форты, оружие, бастионы и другие связанные артефакты периода Первой мировой войны. Кроме того, тут расположены турецкие, новозеландские, австралийские, французские, английские военные могилы и мемориалы. Также данную область связывают с основателем Турецкой Республики – Мустафой Кемалем Ататюрком, во время Дарданелльской операции одной из пехотных дивизий на Галлиполийском полуострове командовал полковник Мустафа Кемаль. Каждый год тысячи туристов покоряют горный хребет, ставший местом основного сражения на Галлиполи.