Замок святого ангела
Содержание:
- Известные личности, заточенные в замке
- Замок Сант-Анджело как убежище
- История
- Пленницы замка Сант-Анджело
- Могила Адриана [ править ]
- Заключенный в Замке Аристотель Фиораванти
- Замок Сан Анджело
- Знаменитые узники Замка Святого Ангела
- История
- Строительство Замка
- Мавзолей Адриана
- Почему мавзолей Адриана превратили в крепость
- Мавзолей «с двойным дном»
- Короткая легенда о силах небесных
- Мавзолей в роли бастиона
- Музей Замка Святого Ангела
- Дворец правосудия
- Сакральное значение моста
Известные личности, заточенные в замке
Среди заключенных замка Ангела были философы-мыслители, люди искусства и политические фигуры, а также деятели науки.
В списке заключенных этой тюрьмы числятся следующие небезызвестные люди:
- 1. Д. Бруно;
- 2. Г. Галилей;
- 3. Б.Платина;
- 4. Т.Кампанелла и многие другие.
Так, например, Бенвенуто Челлини принимал участие в обороне замка и воевал за власть Папы Римского против имперского войска. Однако спустя несколько лет, он был обвинен в ограблении папской казны и посажен в тюрьму.
Но главным его преимуществом стало то, что он отлично знал расположение всех входов и выходов замка, поэтому ему удалось совершить побег из тюрьмы. Это был, пожалуй, единственный случай, когда кому-то посчастливилось покинуть это неприступное место.
В одна тысяча семьсот восемьдесят девятом году в замке Ангела оказался граф Калиостро. Так сложилось, что, убегая от кредиторов, которые преследовали его, он нашел убежище в Риме.
Но избежать ареста так ему и не удалось. Его признали мошенником и обвинили в ереси. После нескольких лет следствия, графу было предложено покаяние перед народом, чтобы избежать казни. После этого он был заточен в тюрьму Сан-Лео, и дни его там были сочтены.
Еще один известный узник стал главным фигурантом по обвинению в ереси — Джордано Бруно. Он вынужден был находиться в замке Ангела около 6 лет из-за своего научного убеждения, касающегося теории Коперника, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца.
После заточения в тюрьму, Джордано Бруно было предложено отречься от своих убеждений, однако, он не соглашался, в результате ему был озвучен приговор суда — сожжение на костре.
Другой известный ученый Галилео Галилей также был назван еретиком, но в отличие от Бруно, Галилей публично отказался от своих научных суждений и признал их неверными, впоследствии его перевели на так называемый «домашний арест» вместо тюремного заключения в замке.
Замок Сант-Анджело как убежище
Утро 6 мая 1527 года в Риме обещало быть ужасным. В предрассветном тумане разбойничья армия Карла V перешла в наступление. Среди его 35-тысячного воинства большая часть была немецкими ландскнехтами. А они – все, как один, фанатичные лютеране… Но были еще испанцы и итальянцы! И какая-то часть из них, вероятно, была пламенными католиками… Хотя напрасно было бы ждать от них милосердия: ибо все они были наемниками, которым давно перестали платить жалованье. Императорская казна опустела, и солдаты жаждали добычи…
Климент VII молился на коленях там, где бьется сердце католицизма — в великолепном, но плохо защищенном соборе Святого Петра. Ему было горько: нарушив свое слово и заключив союз с французским королем Франциском I, он, как политик, оказался не на той стороне, за что теперь приходится расплачиваться.
Слышны выстрелы пушек! Вот уже на самых ступенях собора святого Петра раздаются крики гвардейцев, умирающих за законного наместника бога… Да, швейцарцы сражаются героически, но силы явно неравны. Вот-вот головорезы войдут в базилику…
Захватчики ожидали увидеть понтифика, в полном облачении сидящего на троне, но того нигде не было. Святой отец скрылся… Придерживая свои длинные папские одежды, чтобы не споткнуться, он бежал по секретному коридору, что вел к укрепленному замку Сант-Анджело. Там он прожил, невыразимо скучая, целый месяц в осаде, пока императорская солдатня предавала огню его город и убивала несчастных римлян – от 55 тысяч его жителей осталось в живых не более 10 тысяч.
Своим существованием знаменитый коридор — Пассетто ди Борго — обязан интуиции Николая III, который в 1277 году приказал укрепить и расширить прямой проход, соединяющий дворцы Ватикана с замком Святого Ангела.
История
История моста Святого Ангела начинается со времен императора Адриана, именно поэтому его называют также Элиев (второе имя императора — Элий). Строительство шло с 134 по 139 год вместе с мавзолеем Адриана, впоследствии известным как замок Сант-Анджело. Это высокое округлое здание появилось в качестве усыпальницы для самого правителя и членов его семьи, однако выполняло такую функцию не слишком долго.
Мост был построен во 2-м веке одновременно с замком Святого Ангела
В разное время замок, соединенный с Ватиканом, был убежищем для пап, военной крепостью и даже тюрьмой. А свое романтичное имя он получил после событий 590 года, когда папе Григорию I было видение — ему явился архангел Михаил с мечом, стоявший на самом верху крепости. Папа решил, что такой знак говорит о скором окончании разразившейся эпидемии чумы. И поскольку она действительно пошла на убыль, замок и мост переименовали в честь Святого Ангела (т.е. архангела Михаила).
Пленницы замка Сант-Анджело
Как ни удивительно, но среди заключенных в Кастель Сант-Анджело были женщины. И какие!
Надо заметить, что Возрождение было эпохой мужчин и женщин, чей внутренний мир часто отличался полярностью. Это было время людей, «обуреваемых страстями, чьи пышно расцветшие грехи временами заставляли вспыхивать их рвущееся через край благочестие».
Знаменитая красавица Катерина Сфорца, Тигрица из Форли. Яростная и неукротимая мстительница, ослепленная болью от потери любимого мужчины. Мудрая и справедливая правительница Имолы и Форли. Заботливая и ласковая мать, сделавшая тот самый легендарный и бесстыдный жест, который прославил ее на века. Храбрая воительница, что в течение многих дней успешно противостояла осаде французской армии, во главе которой стоял Чезаре Борджиа.
Катерина была взята в плен и заключена в Замок Святого Ангела. Обладая необычайной силой духа, она, находясь в маленькой и неудобной камере темницы, осмелилась противостоять понтифику. Проницательность ей подсказывала: стоит только отказаться от прав на свои территории, как с ней может приключиться необъяснимая болезнь желудка или каким-то чудом ее тело окажется в Тибре.
Опасаясь яда, Тигрица ела мало и каждую ночь задавалась вопросом, не задушат ли ее сегодня во сне. Не скоро — только через год — в июне 1501 года эта сильная женщина была выпущена на свободу из застенков замка Святого Ангела. Перенеся столько лишений, она сильно сдала и все-таки подписала документ, где отказывалась ото всех претензий на территории Имолы и Форли. Свои недолгие последние годы Катерина Сфорца посвятила детям, исследованиям в алхимии и занятиям по изготовлению косметических средств.
Есть еще одна женская судьба, роковым образом связанная с Кастель Сант-Анджело. Эту юную девушку с ангельской внешностью звали Беатриче, она была дочерью графа Франческо Ченчи, одного из самых богатых людей Рима. Несмотря на то, что Ченчи древний патрицианский род, глава семейства был человеком крайне недостойным. Жестокий, распутный и жадный, несколько раз он попадал в тюрьму, но каждый раз, уплатив огромные штрафы, получал прощение Климента VIII.
…Проклятый дом, полный боли и страданий! Все в нем подвергались жестокому обращению: мачеха, младшие братья и сама Беатриче. Напрасно бедная девушка писала Папе Римскому, надеясь на его помощь. А потом этот монстр, которого язык не поворачивается назвать отцом, стал насиловать бедняжку. Теперь ее жизнь стала настоящим адом. И тогда Беатриче задумала преступление, а все домочадцы согласились стать в нем соучастниками.
Вскоре мучитель был убит. По плану отцеубийство хотели выдать за несчастный случай, но не получилось. Началось следствие, и членов семьи заключили в тюрьму Кастель Сант-Анджело. Пошли допросы, унижения и пытки
Судьи не желали принимать во внимание никаких смягчающих обстоятельств и всем обвиняемым вынесли смертный приговор
Горожане требовали помиловать несчастную, которая много претерпела от отцовской жестокости. Люди вспоминали, как ее отец сам откупался от преступлений. Но утром 11 сентября 1599 года палач обезглавил молодую девушку на мосту перед Замком Святого Ангела.
Похоже, в этом безжалостном процессе папские власти руководствовались исключительно соображениями наживы, поскольку на кону стояло огромное состояние семьи. После казни всех Ченчи конфискованное богатство перешло в руки племянника папы Климента VIII. Увы, понтифики тех времен вовсе не были образцами чистоты и святости.
А печальная история Беатриче Ченчи, превратившись в очередную легенду бурного прошлого Рима, стала вдохновлять поколения художников, музыкантов, писателей и кинематографистов.
Могила Адриана [ править ]
Кастель Сант-Анджело с моста. Верхняя статуя — это архангел Михаил , ангел , в честь которого здание получило свое название.
Фигуры Понте Сант-Анджелос Ангел
Гробница римского императора Адриана , также называемый моль Адриана , был возведен на правом берегу в Тибр , между AD 134 и 139. Первоначально мавзолей был украшен цилиндр, с верхней сад и золотой квадрига . Прах Адриана был помещен сюда через год после его смерти в Байях в 138 г. вместе с прахом его жены Сабины и его первого приемного сына Луция Элия , который умер в 138. После этого здесь были помещены останки последующих императоров. последнее зарегистрированное отложение — Каракаллав 217. Урны с этим прахом, вероятно, были помещены в то, что сейчас известно как Сокровищница, глубоко внутри здания. Адриан также построил мост Элия, обращенный прямо к мавзолею — с него по-прежнему открывается живописный вид из центра Рима и левого берега Тибра, и он известен добавлением в стиле барокко статуй ангелов, держащих вверху орудия Страстей Христовых. .
Заключенный в Замке Аристотель Фиораванти
Известно имя еще одного заключенного, чья судьба изменилась после попадания в тюрьму, — Аристотель Фиораванти. Он являлся известным итальянским инженером, но был обвинен по ложному доносу в подделке золотых монет, в результате чего был заточен в замок Ангела на 9 месяцев.
Доказать свою невиновность ему не удалось. Отсидев положенный срок, он вышел на свободу, но был лишен прав и привилегий, когда-то данных ему. После выхода на свободу, Аристотель принимает решение уехать в Москву, где он становится проектировщиком Успенского собора.
Также он принимал участие в военных походах Ивана III. Спустя много лет, Фиораванти все-таки решил вернуться на родину, но опять попал в тюрьму. И лишь после изъявления желания служить отчизне верой и правдой, его отпустили.
Замок Сан Анджело
Рим. Замок Сан Анжело
Улица Муссолини привела нас к одному из сооружений Древнего Рима, замку Сан Анджело. Еще в 133 г. император Адриан задумал построить усыпальницу для своей семьи. Когда строительство было завершено, это строение стало мавзолеем, в котором были погребены несколько поколений императорской династии. Изначально здание украшалось огромной статуей императора Адриана в образе бога Гелиоса. Позднее, когда при Аврелиане была построена стена вокруг Рима, Замок Сан Анджело был включен в нее в качестве бастиона и стал выполнять оборонительную функцию. Свое нынешнее название замок получил в 590 г. во время тяжелейшей эпидемии чумы в Риме. Папе Григорию I было видение: он увидел на вершине замка архангела Михаила, который возвестил об окончании чумы. С тех пор замок стали называть Сан Анджело, а на вершину установили фигурку ангела.
Рим. Мост и замок Святого Ангела
Затем были времена, когда это сооружение служило крепостью и укрытием для римских пап. До наших дней сохранилась стена с коридором, ведущим из Ватикана в замок Сан Анджело. По ней папа Климент VII бежал от войск Карла V. Побывало это здание и тюрьмой, в которую даже был заключен известный итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Он остался единственным узником замка Сан Анджело, который сумел сбежать из заключения. Именно этот мастер является автором скульптуры Персея с головой Медузы, установленной на площади Синьории во Флоренции. Кроме того, в этой тюрьме сидели Джордано Бруно и Галилей.
Замок Сан Анджело можно увидеть во множестве фильмов, в том числе в «Ангелах и Демонах», снятых по произведению Дэна Брауна. В начале XX века этот замок сделали музеем. Теперь туристы могут полюбоваться роскошными покоями римских пап, старинным оружием и подняться на стену, с которой открываются потрясающие виды на Рим.
Архитектурный ансамбль замка Святого Ангела гармонично дополняет одноименный мост, также построенный императором Адрианом, для подхода к мавзолею.
Рим. Мост Сан-Анджело
Он в значительной степени сохранился до наших дней. В XV веке один из его сводов обрушился, приведя к значительным жертвам. С тех пор одна из ближайших улиц получила название Виа дель Панико. В XV и XVI веках на мосту появились фигуры апостолов Петра и Павла.
Рим. Ангел на мосту
А позднее знаменитый итальянский скульптор Д.Л. Бернини установил здесь десять ангелов, которые до сих пор поражают мастерством исполнения. Сейчас на этом мосту любят устраивать свадебные фотосессии.
Рим. Ангелы на мосту
Знаменитые узники Замка Святого Ангела
Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были:
Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;
Бенвенуто Челлини – итальянский художник, скульптор и ювелир, один из участников осады крепости 1527 года. Через несколько лет, сблизившись с верхушкой Ватикана, он получил высокую должность управляющего при монетном дворе папы, однако вскоре был обвинен в воровстве и брошен в застенки крепости. Доскональное знание всей структуры замка Сант Анджело, расположения коридоров и помещений помогло Челлини осуществить побег – единственный за всю историю;
Беатриче Ченчи – молодая девушка, ставшая жертвой гнусных интриг. Обвиненная вместе с мачехой и братом в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего юную Беатриче, она была казнена через отсечение головы в 1599 году. Отказ папы смягчить приговор рассматривался современниками как желание заполучить огромное состояние семейства Ченчи в пользу Святого престола, которое по закону переходило в собственность церкви при отсутствии прямых наследников;
Джордано Бруно – астроном и философ, проведший в заточении долгие шесть лет. Церковь требовала отречься от его метафизических воззрений и исследований в области реальности бытия, однако так и не дождалась покаяния. Святая инквизиция, обвинив Джордано в ереси, приговорила его к сожжению на костре. Знаменитые слова – «Я умираю мучеником добровольно!», сказанные им перед казнью в феврале 1600 года, на все времена засвидетельствовали непреклонность убеждений ученого;
Джузеппе Бальзамо – известный как граф Калиостро. Знаменитый мошенник и авантюрист был арестован в ночь на года и заключен в замок. Выдвигаемые против него особо тяжкие обвинения – богохульство и масонство, предусматривали Святой инквизицией смертную казнь. Обратившись с покаянием к Папе Пию VI, граф был «помилован» и переведен в крепость Сан Лео, расположенную в тосканской провинции Эмилья-Романия. Там он и провел в заключении остаток своих дней.
Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто, боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, которые требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.
Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;
История
В 130 году император Адриан, предчувствуя наступление смерти, по примеру мавзолея Августа решил построить большую усыпальницу, где в каменных гробах могли быть захоронены его останки и останки членов его семьи. Мавзолей решили расположить не в Риме, а на противоположном берегу Тибра. Чтобы не переправляться на лодках, сразу приняли решение построить каменный мост, названный Элио.
Император Адриан не дождался окончания строительства, он умер в 138 году, а мавзолей был завершен в 139 году. Его наследник Антоний Пий приказал перенести останки Адриана в построенную усыпальницу, где до 207 года хоронили всех последующих императоров, последним из которых стал легендарный Семптий Север.
Мавзолей Адриана, как и усыпальница Августа, представлял собой гигантскую цилиндрическую структуру с холмом на вершине, засаженным кипарисом. В самой высокой точке сооружения, видимо, было изображение императора в виде бога Солнца, правящего квадригой, очень похожей на ту, что установлена на крыше Большого театра в Москве.
Еще до окончательного распада Римской империи мавзолей стал крепостью, участвовавшей во всех военных баталиях, разворачивающихся вокруг Рима. Здесь римские папы скрывались от преследования врагов, а в перерывах между сражениями замок служил тюрьмой, получившей славу самого ужасного застенка во всем Риме.
Достоверно известно, что сбежать из тюрьмы удалось единственному человеку — скульптору, ювелиру и авантюристу Бенвенуто Челлини, который только одним своим побегом заработал славу, которой бы никогда не добился как обычный ювелирных дел мастер.
Правда, Челлини сидел в обычной камере, а в крепости были клетушки, устроенные в вентиляционных трубах, в которых и повернуться было нельзя.
Теперь тюрьма является главной приманкой крепости,, также популярностью пользуются папские покои и особенно ванная папы Климента XVII, расписанная учеником Рафаэля Джулио Романо.
Туристы с удовольствием гуляют по расписным галереям с гротескными фресками, снимаются на фоне разложенных по периметру ядер и на фоне бронзового ангела.
Строительство Замка
Стены здания были очень крепкими, что даже по ним могла проехать груженая повозка. В случае, если бы возникла экстренная ситуация для Папы Римского, и ему потребовалось бы укрытие, с этой целью были построены специальные спальни и комнаты, украшенные фресками, а к самому замку пристроены папские лоджии.
К середине 15 века для повышения оборонительной эффективности замка, были сооружены бастионы угловой формы, а также вырыт огромный ров.
Бастионы носили имена 4 апостолов:
- 1. Марка;
- 2. Матвея;
- 3. Луки;
- 4. Иоанна.
В 16 веке на самой верхней точке замка была возведена статуя Ангела, сделанная из камня. Позже ее отлили в виде бронзовой скульптуры, т.к. камень разрушился во время удара молнии. В конце шестнадцатого века замок стал использоваться в качестве тюрьмы для особо важных заключенных.
Мавзолей Адриана
Примерно в 139 году н.э. в Риме была построена усыпальница для императора Адриана Публия. Изначально форма у мавзолея была цилиндрическая, его убранство было весьма богатым. На плоской крыше находился декоративный сад, в самом его центре располагалась квадрига в позолоте. В основном подобные архитектурные украшения, т. е. ковриги, использовались для театральных зданий, они являют собой двухколесную колесницу Аполлона в упряжке из четырех лошадей.
Прах императора Рима поместили в гробницу вместе с урнами его супруги Сабины с ее сыном, приемным для императора. Также был построен Ponte Sant’ Angelo – знаменитый и сейчас мост св. Ангела. Он ведет к усыпальнице из самого центра Рима.
Почему мавзолей Адриана превратили в крепость
В 270 г. н.э. император Марк Аврелий, озабоченный угрозой вторжения готов, инициировал строительство оборонительных сооружений. Позже они получат название Аврелианской стены, которая опоясала Рим вторым защитным периметром (более древняя Сервиева стена уже не справлялась со своими задачами).
Фрагмент Аврелианских стен, возведенных императором Аврелианом в 271 – 275 годы (можно увидеть в районе Тестаччо)
В состав стены был включен и мавзолей Адриана, который из-за своих размеров и стратегического положения стал играть роль крепости. Именно благодаря этому языческая постройка сохранилась до наших дней, не разобранная на камни, как это случилось с другими античными зданиями. Хотя все же то, что мы видим сегодня, гораздо скромнее с точки зрения внешнего вида – ни травертина, ни мрамора, ни статуй, ни лишнего декора, как было при императорах. Все, что не служило напрямую в оборонительных целях, было утрачено за века или попросту разграблено в лихие Средние века.
В наши дни замок напоминает слоеный пирог. Нижняя часть, основание – это то, что осталось от мавзолея Адриана, а верхняя – надстройки и добавления различных пап, которые приспособили его под свои нужды.
Мавзолей «с двойным дном»
В 130 году, находясь в Египте, император выразил желание посетить так называемый памятник поющего Мемнона (погребальные статуи Аменхотепа III, одного из легендарных фараонов). Памятник находился тогда в Фиванском некрополе, что на западном берегу Нила (берегу умерших).
Императорская усыпальница была задумана Адрианом в 135 году
По прошествии пяти лет Адриан распорядился начать строительство мавзолея на правом берегу Тибра. В этом не было ничего необычного: большинство правителей древнего мира заботились о возведении сооружения, где бы хранились их бренные останки, задолго до смерти.
Необычным, на взгляд современников, был выбор места для строительства. Было бы логичным, если бы Адриан, ранее во всем подражавший Октавиану Августу и мечтавший его превзойти если не в земной, то в посмертной славе, отдал приказ о возведении мавзолея там же, где уже более века покоился его великий предшественник. То есть на левом берегу Тибра, на Марсовом поле.
Все дело было отчасти в желании императора как-то «уравновесить» хаотически расположенные захоронения на окраинах Рима, отчасти – в стремлении отдать своеобразную дань памяти своему любимцу Антиною.
Мост Адриана обеспечивал императору быструю переправу через Тибр
Антиной погиб во время путешествия в Египет буквально на глазах Адриана и был похоронен по египетскому обычаю на западном берегу Нила. Территория на правом берегу Тибра в Риме, где спустя год после смерти императора был достроен-таки Мавзолей Адриана, расположена на западе. А называлась эта территория… Агер Ватиканус.
Несмотря на довольно необычное для захоронений такого уровня месторасположение, Мавзолей Адриана имел достаточно традиционную форму – форму этрусского тумулуса (погребальной камеры с купольным насыпным верхом).
Каждая сторона квадратного основания усыпальницы имела 84 м в длину. Диаметр установленного на этом основании цилиндра высотой 20 м, равнялся 64 м.
Сверху, на насыпном холме, была установлена статуя Гелиоса, бога Солнца, управляющего квадригой. В погребальной камере, к которой ведет спиралеобразная галерея, находились урны с прахом императоров и членов их семей – от Адриана до Септимия Севера (годы правления: 193-211).
Короткая легенда о силах небесных
Время было тяжелое. Не успели исчезнуть готы, как на разоренных территориях бывшей Римской империи появилось германское племя лангобардов. Теперь язычники завладели двумя третями апеннинского полуострова.
…В ноябре река Тибр вышла из берегов и смыла склады, оставив город без запасов зерна. Люди видели множество змей с телом толстым, как бревно, которых поток нес в море. Вслед за этим в Рим пришел враг, куда более опасный, чем змеи и варвары: в середине января 590 года в город пришла чума.
Первым умер папа Пелагий II, за ним последовала его паства. Стремительная смерть похищала людей одного за другим, грозя уничтожить все население Рима. Люди теряли самообладание, им казалось, что в воздухе витает ангел смерти и слышится трубный глас.
Григорий I только что принял сан папы. Это был глубоко верующий человек, неутомимый в молитвах и начисто лишенный мирского тщеславия, он пользовался у римлян непререкаемым авторитетом. Недаром его прозвали Великим. К сведению: за всю двухтысячелетнюю историю папства такого титула удостоились еще только два понтифика.
Святой Григорий обратился к народу: «Болезнь разом косит многих, значит Рим поражен мечом гнева божьего. Пусть скорбь откроет нам двери к слезному покаянию, пока нам дано еще время».
И вот однажды на рассвете, когда папа истово молился о спасении жителей города, в первых лучах солнца он увидел сияющую фигуру. Это был архангел Михаил – воин и вестник, которого Господь посылает тогда, когда должна явиться сила Божия. Стоя на вершине бывшего мавзолея, посланник неторопливым жестом вложил свой пламенный меч в ножны.
Это был небесный знак, предвещавший скорый конец эпидемии! Так и случилось на самом деле. А крепость, после случившегося чуда, стала именоваться Замком Святого Ангела, и на его башне по сей день стоит рукотворная фигура ангела.
Мавзолей в роли бастиона
Вспомнил о мавзолее Адриана император Аврелиан в конце III века нашей эры. В эти времена участились набеги врагов, поэтому приходилось искать новые решения для укрепления города. И одним из таких решений стало превращение гробницы в бастион. Специально для этих целей были возведены укрепленные стены.
Но даже это не спасло Рим, и в 410 году армия вестготского короля Алариха I захватила город. Римские войска отстаивали его как могли: в ход шли даже скульптуры, которые бросали во врагов, когда метательное оружие иссякло. Но вестготы оказались сильнее, а в знак взятия Рима их правитель отдал мавзолей в распоряжение своих воинов. Как результат, отсюда унесли все ценное.
Музей Замка Святого Ангела
В 20-м веке музей приобрел статус Национального музея замка Святого Ангела. В нем хранится большая коллекция картин, скульптур, военных реликвий и средневекового огнестрельного оружия
Особенно интересно побродить по замку ночью — это из числа неординарных впечатлений, которые можно получить в Риме — поэтому стоит обратить внимание на внеплановые открытия замка для посещения после захода солнца
Самые известные залы
Каждый зал представляет из себя отдельную часть Римской истории. Благодаря раскопкам, проводившимся несколько раз внутри здания, коллекциям музея и подаренным частными лицами коллекциям, можно раскрыть для себя тайны его долгой загадочной жизни.
Дворик Спасителя
Из этого места начинается любая экскурсия по замку. Это узкий дворик, название которого происходит от стоящего в нем мраморного бюста Христа периода XV века. Здесь находятся так же апартаменты папы Бонифация XI, внутренний Двор казней, где свершались смертные приговоры, и Капелла святого Распятия, где приговоренные могли прочитать последнюю молитву и где сегодня находится книжный магазин музея.
Мавзолей Адриана
Самым древним местом замка является усыпальница Адриана, которая находится на три метра ниже, чем нынешний первый этаж. Спуститься в нее можно по железной лестнице. Зал Урн — это сердце всего строения, в нем хранятся императорские останки. Нетрудно догадаться, что время унесло все свидетельства его былого великолепия, но привлекает в этот зал в большей степени символизм его значения.
Тюрьмы
Одна из самых ужасных частей замка — это тюрьмы, маленькие и узкие ниши, в которые попадали кардиналы, планировавшие заговоры против Папы, а также гуманисты, идеи которых были неудобными для церкви. Среди самы известных узников замка были философ и астроном Джордано Бруно, попавший в тюрьму за ересь, его коллега астроном и ученый физик Галилео Галилей, также не угодивший церкви инакомыслием, Беатриче Ченси, жертва интриг, осужденная на казнь из-за убийства отца, архитектор и музыкант Бенвенуто Челлини, обвиненный в воровстве.
Во время осады Замок должен был обеспечить автономность на длительный период, поэтому на территории тюрем установлены 83 контейнера для оливкового масла и силосы для зерна.
Далее находится Двор Ангела, получивший свое название благодаря статуе Архангела Михаила, установленной здесь в 1747 году. Отсюда можно посетить различные папские резиденции с их внутренними двориками и прекрасными итальянскими садами, в которых они гуляли.
Двор Александра VI
Двор Александра VI известен под разными названиями — Двор Масла, потому что отсюда можно было напрямую попасть в двор с контейнерами для масла, Двор колодца, благодаря расположенному здесь великолепному колодцу, или Театральный Двор, он так же служил местом театральных постановок.
Этот двор переходит в Двор Леона X, с небольшим и ухоженным итальянским садом, и в комнаты папы Климента VII, с его личной ванной комнатой, считавшейся статус символом того времени, напоминающей о великолепии императорского Древнего Рима и его бань.
Крытая галерея
Крытая галерея интересна тем, что в этой части замка можно проследить его археологическую историю. Здесь собраны архитектурные фрагменты и скульптуры, которые принадлежали зданию в различные исторические периоды. Эта старинная крытая дорожка, по которой римские папы могли гулять даже в плохую погоду, ведет к небольшим комнатам, где жил Пий IV, позже превращенные в роскошные камеры для особых заключенных. Есть еще и Открытая галерея, где сегодня хранится интересная коллекция оружия различных видов.
Зал Паолина
Зал Паолина — один из наиболее богато убранных залов всего замка, известный своими с драгоценными и изысканными украшениями, росписями и фресками. Он переходит в зал Персея, названный так в честь изображенного в нем героя. Интерьер полностью меблирован, но мебель его не отображает реальный исторический контекст, присущий тому времени. Как и в парадном Зале Амура и Психеи интерьер был организован весьма произвольно в соответствии с идеями реставраторов, а не его исторической реальности.
Сокровищница
Здесь в XV-XVI веках хранились сокровища римских пап, затем она стала одной из комнат, которая на протяжении многих лет использовалась в качестве тюрьмы, о чем свидетельствуют выгравированные надписи на шкафах. Комната Калиостра вспоминает знаменитого узника замка, графа Калиостро. Богато украшенные резиденции пап переходят в знаменитую террасу с Ангелом, вдохновившую композитора Пуччини, на трагическую финальную сцену своей оперы Тоска.
На террасе установлены большая статуя Ангела, отлитая в 1752 году на замену предыдущей, и колокол осужденных, оглашавший римлянам о чьем-то смертном приговоре.
Дворец правосудия
Если немного пройти вдоль набережной Тибра, то можно увидеть Дворец правосудия — помпезное и большое здание, со множеством различных скульптур и украшений. Он был построен в начале XX века и при этом чиновников, руководивших строительством, подозревали в коррупции из-за огромных затрат, вложенных в возведение этого здания. Фасад дворца Правосудия украшают статуи известных римских юристов. Рядом находится небольшой скверик, который спасает туристов от зноя во время летних прогулок.
Рим. Дворец правосудия
Затем мы решили перейти через Тибр и отправится к одной из главных площадей Рима — Пьяцце Навона. Благодаря сосредоточению в этом месте большого скопления церквей, дворцов и фонтанов эта площадь по праву считается одной из красивейших в Риме. В течение нескольких столетий здесь располагался городской рынок. А еще раньше, во времена Римской империи, на этом месте был стадион, который и дал имя этой площади и определил ее форму. Основные здания, украшающие площадь Навона, были построены в XVII веке при папе Иннокентии X. Он повелел построить на этом месте дворец Памфили, в котором в наше время разместилось посольство Бразилии.
Сакральное значение моста
Мостов в античном Риме было значительно меньше, нежели сейчас. Мост Святого Ангела был самым ближайшим мостом, соединявшим Вечный город с главной католической достопримечательностью — базиликой Святого Петра, о которой мы писали тут. Неудивительно, что мост Святого Ангела стал неотъемлемой частью маршрута паломников, съезжавшихся в Рим со всех концов света.
Пересечь Тибр по этому мосту означало перейти из мирского города в Святой город. Для верующих этот отрезок приобрёл символическое значение очищения, почти что крестного хода, приближающего грешника к миру божественному.
Он подобен символу общения между человеком и Богом. И неудивительно, что фигуры ангелов украшают этот мост, ведь именно они часто являются посредниками между миром земным и миром небесным. Десять ангелов, каждый из которых в своих руках держит символ Страстей Христовых, обрамляют путь паломника, направляющегося в сторону Ватикана, приготавливая его к святому таинству исповеди. Не случайны и фигуры cвятых апостолов Петра и Павла, встречающие путников в начале моста: они обозначают начало пути искупления и вход в Святой Город.