Красный костел святого симеона и святой елены в минске

Главный алтарь гродненской Базилики

Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.

В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.

В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.

Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:

Рядом с храмом

Колокол Нагасаки

Совсем рядом с Красным Костелом в Минске установлен памятник «Колокол Нагасаки». Это копия колокола «Ангел», чудесным образом не разрушенного при атомной атаке одноименного японского города. Этот колокол передал в дар белорусам японский народ.

29 августа 2001 года в основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из Хиросимы, Нагасаки и Фукусимы, из районов пострадавших от катастрофы в Чернобыле.

12 декабря 2013 года сода привезли еще одну капсулу с землей из американского города Аламогордо (штат Нью-Мексико), где американцами были произведены испытания первой атомной бомбы.

Посвящён этот памятник жертвам атомной бомбардировки. Теперь, с даты открытия памятного знака, колокола трёх городов одновременно звучат реквиемом по погибшим в полдень по воскресным дням. Такая вот красивая и одновременно печальная традиция.

Скульптура Архангела Михаила

Прямо у входа в храм стоит скульптура из бронзы, где архангел Михаил копьём пронзает крылатого змея. Эта композиция символизирует собой вечную победу Небесных воинов добра над злом.

Я обратила внимание, что на копье, которое вонзается в пасть страшного дракона, прикреплены белые цветы. Этот памятник был установлен в 1996 году

Этот памятник был установлен в 1996 году.

Юность

А эта скульптурная композиция под названием «Юность» находится во дворе, справа от католического костела.

Она символизирует молодость и вечную любовь. А ранней весной на фоне распускающихся деревьев смотрится просто завораживающе.

Возможно, летом здесь работает фонтан (трубки для водяных струй имеются). Но чуть подробнее об этом памятнике речь пойдет в статье «Что посмотреть и куда сходить в Минске. Ищем интересные места города».

История

Самая первая религиозная постройка в этих местах была деревянной: она была возведена в 20-х годах XVI века. А вот нынешний костел Святой Троицы в Гервятах появился на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот временной промежуток в белорусской глубинке началось строительство грандиозного каменного сооружения по проекту польско-литовского архитектора Вацлава Михневича.

В исторических источниках сказано, что специально для строительства костела неподалеку был построен кирпичный завод, чтобы без задержек поставлять высококачественный материал. Ежедневно на объекте работали не менее 70 человек. «Донором» извести, необходимой для строительства, стала протекающая рядом река Лоша. Даже была придумана специальная технология производства прочного материала: в него добавляли куриные яйца, которые в обязательном порядке должны были сдавать местные жители.

Территория вокруг костела, April. B

Крыша костела изготовлена из черепицы, которую специально привозили из Германии. Удивительно то, что за годы своего существования костел ни разу серьезно не пострадал: ни от природных бедствий, ни от революций, ни от войн. А ведь церковь несколько раз переходила от одного государства к другому. Но до наших дней она сохранилась практически в первозданном виде, если не считать косметического ремонта.

Архитектурные особенности костела

В результате получилось величественное сооружение в неоготическом стиле: на территории Беларуси подобных практически нет. Высота костела (с учетом колокольни) составляет 61 метр, что делает его третьим среди самых высоких белорусских храмов. У костела Святой Троицы узкие оконные проемы, расположенные в нишах. Постройка состоит из трех неф, которые отделены друг от друга пятиколонными рядами и трансептом

Поклонники церковной архитектуры должны обратить внимание на многочисленные контрфорсы многоступенчатой формы, которые плавно перетекают в аркбутаны

Архитектура потолков костела, samike

Непосредственно перед Троицким костелом в Гервятах можно увидеть несколько деревянных крестов с разнообразной резьбой. Скорее всего такое решение связано с архитектурным проектом Михневича: такое часто можно встретить в литовских церквях. Часто это местечко называют «маленькой Швейцарией» или «Норт-Дамом Беларуси». Это связано и с красотой самой постройки, и с прилегающей территорией: рядом с костелом есть ландшафтный парк с разными декоративными и редкими для белорусского климата.

При посещении этого места обратите внимание и на водяную мельницу, которая сохранилась до наших дней: она была построена во второй половине XIX столетия. Также рядом с костелом есть военное кладбище, на котором захоронены солдаты, погибшие в годы Первой мировой войны

samike

История

Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».

В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.

В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.

В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.

В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.

Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.

Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костёл разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.

В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

Архитектура

Костёл святого Симеона и святой Елены представляет собой пятинефную, трёхбашенную базилику асимметричной объёмно-пространственной композиции с мощным трансептом, торцы которого решены так же, как и главный фасад — с большим окном-розой под треугольным фронтоном. Первоначально храм имел три апсиды в конце каждого нефа, но после перестройки в советский период они были объединены в одну центральную полуцилиндрическую апсиду.

Ядром архитектурной композиции является 50-метровая прямоугольная четырёхъярусная башня в юго-восточной части. Необычно то, что две шатровые малые башни костёла поставлен не на главном фасаде, а по бокам алтарной части.

Высота зала для богослужений составляет 14,83 м, башни-колокольни — 50 м, двух малых башен — 36 м. Ширина главного фасада составляет 45 м.

Скульптуры были выполнены скульптором Зигмундом Отто, ему же принадлежит авторство амвона, ограждений, бронзовых деталей. Живопись на сводах и стенах, оконные витражи принадлежали авторству художника Франциска Бруздовича.

«Красный» костел в Минске

Это место считается одним из самых часто посещаемых достопримечательностей Минска среди туристов. Находясь в непосредственной близости к Дому Правительства, святыня является самым главным пристанищем для всех белорусских католиков.

История возникновения храма Святых Симеона и Елены в Минске

Появление на белорусской земле Красного костела связано с существованием древнейшего шляхетского рода Войниловичей

Эдвард Войнилович, по заказу которого и началось строительство храма, воспитывал двоих детей и был важной политической фигурой. Однако на долю Эдварда и его супруги Олимпии выпали ужасные лишения – сначала погибает их сын Симон в двенадцатилетнем возрасте, а потом, не дожив несколько дней до своего девятнадцатилетия, уходит из жизни любимая дочь Елена

К тому времени Эдвард и его семья унаследовали все богатство своего рода, однако тратить деньги было особо некуда и не на кого. В итоге, после смерти детей Эдвард вместе с женой пожертвовали все свои средства на возведение храма. Однако у них было одно условие – костел должен был быть возведен по их плану. Так, спустя некоторое время жители столицы увидели специально разработанный проект архитекторов, приглашенных специально из Польши, Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Строительство храма продолжилось 4 года и обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (сейчас это примерно 12 млн долларов). Ноябрьским днем 1910 года ксендз Витольд Чачот осветил храм, а уже в декабре месяце этого же года в костеле стали проводиться службы. К моменту открытия храм украшало три массивных колокола: «Эдвард» (назван в честь Эдварда Войниловича и весил около 530 кг), «Симон» (назван в честь умершего сына Войниловичей и весил около 310 кг) и «Михаил» (назван в честь покровителя столичного Архиепископства).

«Красный» костел в Минске и новейшая история Беларуси

Однако с приходом советской власти костел Симеона и Елены разграбили, правда, это не помешало продолжать богослужения в храме еще на протяжении двадцати лет. В 1932 году «красное» здание храма отдали Государственному польскому театру БССР, а через 5 лет костел стал принадлежать киностудии «Советская Беларусь». Позже, в 1975 году храм отдали Дому кино: самая высокая башня была переоборудована под музей кинематографии, при этом главную комнату разделили на два больших помещения, вместимостью до 250 человек.

Только в конце 20 века, в 1990 году, храм снова вернули католикам. С 1996 года возле костела начинают устанавливать скульптуры и памятники. Сначала вход в святыню украсил бюст Святого Михаила, который символизирует победу небесных войск над представителями темных сил. В 2000 году возле здания костела установили еще одну композицию «Колокол Нагасаки» — памятник — напоминание обо всех жертвах ядерных взрывов.

Десять лет назад в красном костеле произошло перезахоронение останков основателя храма – знаменитого Эдварда Войниловича. Несмотря на то, что за свою вековую историю храм служил в качестве обители для верующих совсем немного лет, сейчас Костел Святого Симеона и Елены считается одной из главных католический и религиозных достопримечательностей Минска. Сама постройка считается воплощением неоготического стиля с яркими деталями модерна и является визитной карточкой столицы Беларуси.

Архикафедральный костел в Минске

Костёл, которому с течением времени было предназначено стать главным храмом Минска, самой величественной базиликой города и главной его высотной доминантой, а позже занять почётное место среди католических храмов Беларуси, был возведён в 1710 г. как иезиутская резиденция. В 1773 г. Общество Иисуса было ликвидировано, и хотя на то время единственной территорией, где Орден иезуитов продолжал действовать, была Российская империя, в своё бывшее прибежище, когда Минск отошёл к России, монахам вернуться не посчастливилось. Зато сам храм с момента основания в 1798 г. Минской епархии меняет свой статус и реконструируется как кафедральный костёл Имени Пресвятой Девы Марии. За его апсидой был возведено трёхэтажное здание духовной консистории, в котором также жили отцы-прелаты и каноники. Затем, когда консисторию перевели в комплекс бывшего францисканского монастыря, тут разместился приходской дом.

В результате пожара в 1797 г. интерьер храма был значительно повреждён, однако уже к 1800 г., благодаря стараниям первого епископа Минской епархии Якуба Дедерко, был не только полностью обновлён, но и обогатился. Храм реконструировался также в 1853-54 гг. под руководством архитектора Казимира Хрщановича. Своды, стены храма, поверхности колонн, арок были полностью покрыты сюжетными и орнаментными фресками, в основном работы Казимира Антошевского. Стены были также украшены полотнами И. Олешкевича и Ш. Чаховича. Именно кисти последнего принадлежали образа св. Варвары и св. Иосифа в боковых алтарях, которые появились вместо снятых амвонов, оставшихся от иезуитских диспутов. Среди мастеров, чьи произведения украшали костёл, имена Якуба Бретцера, Игнатия Дарети, архитектора Франтишка Карава. С высоких хоров лилась музыка органов «на 24 голоса, превосходной архитектуры».

В 1869 г. Минская епархия была ликвидирована, и костёл Имени Пресвятой Девы Марии оказался в ранге приходских. В конце XIX в. Минский Мариинский приход насчитывал до 8000 прихожан, не считая ещё около 5000 верующих, которые пользовались филиальным костёлом в Анополи, Волчковичах, на Кальварийском кладбище в Минске, а также часовнями в Городище, Сеннице, Петровщине, Шабунях (теперь Пуховичский район), Прилуках и двумя часовнями Благотворительного общества в самом Минске.

В ноябре 1917 г. деятельность Минской епархии возобновилась, епископом был назначен Зигмунд Лозинский, который ещё в 1905 г. был настоятелем костёла Имени Пресвятой Девы Марии. Своеобразным символом возрождения стало появление над башней бывшего коллегиума отреставрированного барочного купола. Но уже в 1920 г. НКВД арестовал и выслал епископа Лозинского. В 1934 г. кафедральный костёл закрыли.

Во время войны костёл Имени Пресвятой Девы Марии недолгое время действовал, но в 1947 г. его снова закрыли. В 1951 г. на здании разобрали башни, ликвидировали убранство храма и превратили в спорткомплекс общества «Спартак». И уже в таком виде костёл был причислен к памятникам архитектуры республиканского значения.

Вместе с крахом советской системы наступил конец и вандализму. Уже в самом начале 1990-х гг. на третьем этаже, под самыми сводами, начали проходить первые богослужения. 15 декабря 1993 г. здание костёла полностью передали верующим, и 5 февраля 1994 г. четырёхметровый крест над храмом сообщил об этом всему городу. А летом начались сложные реставрационные работы. Над столицей Беларуси снова возвысились красивые барочные башни кафедрального собора. Снова над городом разлился перезвон костёльных колоколов как символ возрождения, очищения, надежды. Колоколов, как и раньше, четыре: самый большой – в честь Матери Божьей Будславской, средние – в честь св. Иоанна Павла II и Слуги Божьего епископа Зигмунда Лозинского, маленький – в честь Синода Беларуси. Они размещаются по одному в башенных ярусах.

Минский Бисмарк

Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам — своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.

Приехав по работе в Петербург, побывав на заседании Госсовета, он получил от Столыпина предложение — стать вице-министром сельского хозяйства. «Минский Бисмарк» — так назвал Столыпин Войниловича

Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.

Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.

Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд. Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой — полуодетые и испуганные — успели скрыться в саду и переждали нападение там.

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя. В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.

В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костеле святых Симеона и Елены.

Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Это интересно: Проспект Независимости (видео)

«Это очень приемлемый кандидат для властей»

Светский католический верующий, сведущий в жизни костела, пожелавший остаться анонимным, объяснил, что процесс избрания митрополита полностью закрыт от общественности.

«Мы не знаем, какие критерии принимали во внимание. Наверное, нунций Анте Йозич (представитель папы Римского в Беларуси

— РС) собирал мысли священников, передавал их костельным властям. Думаю, смотрели на сотрудничество с властями, отношения внутри костела, отношения кандидата со священниками», — считает верующий.

Он отмечает, что архиепископ теоретически мог бы отказаться от должности, но этого не сделал.

«С точки зрения сотрудничества с властями логика видна. Это очень приемлемый кандидат для властей. Епископ Иосиф Станевский и епископ Александр Кашкевич — единственные епископы, которые не осудили ситуацию в Беларуси после выборов. Нет письма, подписанного фамилией Иосифа Станевского, где он публично осуждает насилие после выборов 2020 года», — говорит собеседник.

Однако он подчеркивает, что номинация Иосифа Станевского на митрополита неожиданная не столько из-за фактора сотрудничества с властями, сколько из-за его статуса внутри костела.

«Он всегда был в тени. Он не славится как проповедник, у него репутация вне Гродненской епархии никакая, ни положительная, ни отрицательная. Он типичный представитель Гродненской епархии, живущий в своем мире. Его на месте уважали, так как много лет он был префектом и ректором семинарии и поддерживал контакты со священниками», — считает собеседник.

По его мнению, архиепископ Тадеуш Кондрусевич в свое время задал высокий статус архиепископа и митрополичьей курии.

«Тадеуш Кондрусевич известен в мире. Он очень образован, знал несколько иностранных языков, работал в Москве, позже продолжал поддерживать там контакты. Архиепископ Станевский говорит только на русском, польском и беларуском языках. Кто бывал на его проповедях, это другой уровень публичного выступления», — высказывает мнение верующий.

По его наблюдениям, Кондрусевич выстраивает структуру проповеди, в ней можно проследить вопросы моральной теологии, как их использовать в современном мире, он комментирует современную беларускую ситуацию. Проповеди же Станевского особенно не примечательны, собеседнику трудно было вспомнить яркие речи нового митрополита.

«Это традиционный ксендз, который любит куртуазию, в том смысле, что у него традиционное отношение к епископу, что ему нужно целовать перстень. Он любит перечислять титулы, хотя многие в костеле уже не употребляют развернутых титулов, а представляют по-простому, например, ксендз-настоятель из такого и такого прихода», — продолжает собеседник.

В то же время он не думает, что архиепископ из Гродно значительно поменяет католическую жизнь в Минске.

«В костеле есть своя экосистема, лидеры мнений. Нельзя придти и переформатировать все под себя, как было заведено в Гродненской епархии, особенно если он столкнется с сопротивлением. Думаю, он много покажет в первые годы, но это могут быть и позитивные, и негативные изменения», — говорит собеседник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector