Площадь святого петра

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра. Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан, которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов, пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций, но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела. Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то к базилике, то к центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным, а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо делла Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше, чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена, таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карло Мадерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с Виа делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

Великие папские базилики

Ныне Собор вторая по рангу после Латеранской так называемая «патриаршая базилика» Рима, а также первая в ряду семи «паломнических» базилик столицы Италии, то есть входит во все паломнические маршруты. 

Всего в католическом мире насчитывается 12 так называемых великих папских базилик мира, которые имеют самый высокий ранг среди храмов и подчиняются непосредственно папе римскому. Четыре из них находятся в Риме:

  • Латеранская базилика.
  • Собор Святого Петра.
  • базилика Святого Павла за стенами.
  • базилика Санта-Мария-Маджоре.

Список остальных:

  • Церковь Сан-Франческо в Ассизи
  • Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура
  • Церковь Девы Марии святого Розария
  • Базилика Сан-Мигель
  • Базилика Святого Николая
  • Базилика Святого Антония
  • Дом Богородицы (Лорето)
  • Санта-Мария-дельи-Анджели (Ассизи)

Внутреннее убранство собора святого Петра

Описание внутреннего устройства собора

Размеры внутренней территории собора производят внушительное впечатление. Храм разделен особым образом – тремя нефами (вытянутыми помещениями с колоннами по бокам). Центральный неф отделен от остальных при помощи арочных сводов высотой около 23 м, имеющих не менее 13 м в ширину.

У входа в святыню расположено начало галереи, достигающей 90 м в длину, упирающейся в конце в подножие алтаря. Одна из арок (заключительная в главном нефе) отличается присутствием в ней бронзовой фигуры Петра. Ежегодно статую стремятся увидеть толпы паломников, прибывающие с надеждой прикоснуться к ней, получить исцеление и помощь.

Внимание всех посетителей храма неизменно привлекает диск, изготовленный из красного египетского порфира. Этот участок собора вошел в историю тем, что в 800 году на нем стоял коленопреклоненный Карл Великий, а в последующие эпохи – многие европейские правители

Восхищение вызывают творения руки Лоренцо Бернини, посвятившего христианской святыне и ее соборной площади несколько десятков лет. Особого внимания заслуживают выполненные этим автором статуя Лонгина, обширный кеворий в виде балдахина, стоящего на фигурных столпах, кафедра апостола Петра.

Полезная информация – делать фото внутри кафедрального собора разрешается только в определенных местах, без использования вспышки.

Как добраться до площади Святого Петра

Белая линия, нарисованная на каменной брусчатке площади, является государственной границей Ватикана.

Существует несколько способов, чтобы добраться до Ватикана:

  1. Пешим маршрутом.
  2. Метро – линия A, до станции «Ottaviano».
  3. Автобусным маршрутом по остановкам:
    • ост. «Piazza del Risorgimento» — № 23, 32, 81, 590, 11(ночной);
  4. ост. «Crescenzio/Risorgimento» — № 49, 492, 982, 990, 10(ночной);
  5. ост. «Cavalleggeri/Fornaci» — № 64;
  6. ост. «Cavalleggeri/San Pietro» — № 34, 46, 881, 982;190 °F и 916 °F (по выходным), 98 и 916 (только в будни); N5, N15 и N20 (ночные).
  7. Трамваем № 19 – остановка «Piazza del Risorgimento».
  8. Региональные поезда – остановка «Roma S.Pietro».
  9. Такси.

Пройти к площади лучше всего от замка Сант-Анджело по улице Примирения – Via della Concilazione.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра (Basilica Sancti Petri) — католический собор, центральное крупное сооружение Ватикана и крупнейшая историческая христианская церковь в мире.

Над его созданием трудилось несколько поколений великих итальянских зодчих: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.

Строительство собора началось в 1506 году. Автором первого проекта стал Браманте, далее в работе участвовали Рафаэль, Перуцце, Сангалло. Микеланджело разработал конструкцию купола. Джакомо Порте и Виньола выстроили купольную конструкцию, Мадерна удлинил здание и оформил фасад. Проект площади перед храмом разработал в XVII веке Джованни Бернини, он же создал потрясающие детали интерьера.

Высота фасада, построенного архитектором Мадерна составляет 48 метров, а ширина — 118,6 метра. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 метра, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати  апостолов.

Из портика в собор ведут пять порталов. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV века и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII века «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» созданы в 1949 — 1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу.

Внутри собор поражает своей гармонией и строгостью пропорций, огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, а также множество замечательных произведений искусства.

В конце центрального нефа, находится бронзовая статуя Святого Петра XIII века.

Купол собора, имеет внутри высоту 119 метров, диаметр 42 метра и опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя святого Лонгина работы Бернини. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится еще один шедевр Бернини — огромный балдахин, высотой 29 метров,  в окружении 95 лампад. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра, которая включает в себя также кресло Святого Петра.

Собор Святого Петра

Справа от кафедры находится надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, а слева — надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта.

В правом нефе находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета», созданная им на рубеже XV и XVI столетий, капелла Распятия, в которой хранится деревянное распятие конца XIII — начала XIV века, надгробие маркграфини Матильды Тосканской работы Бернини, надгробие Григория XIII, а чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой надгробие  Климента XIII.

В левом нефе  — надгробие Александра VII работы Бернини и надгробие Иннокентия VIII, созданное в 1490-х годах скульптором  Антонио Поллайоло.

В сокровищнице собора Святого Петра, пройти в которую можно через левый неф, хранится знаменитое рельефное надгробие папы Сикста IV, работы Антонио дель Поллайоло, а также папские тиары и украшенные реликварии.

Здесь можно увидеть усыпальницы Пап Римских, императоров, кардиналов, представителей королевских семей, а также небольшие часовни.

В Священных Гротах Ватикана похоронены двадцать один Папа Римский. На сегодняшний день, в гротах можно увидеть гробницы Пап Бонифация VIII, Пия XI, Пия XII, Сикста IV, Павла VI и Иоанна Павла I. Здесь же обрели покой император Священной Римской империи Оттон II, правивший в X веке н.э., королева Швеции Кристина, королева Кипра Шарлотта и многие другие знатные персоны.

Доступ в Священные Гроты осуществляется из трансепта базилики.

Время работы Собора Святого Петра
Вход в Собор Святого Петра открыт ежедневно: с апреля по сентябрь — с 07-00 до 19-00, с октября по март — с 07-00 до 18-30. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

Стоимость посещения Собора Святого Петра
Вход в собор бесплатный. Вход в сокровищницу собора — платный. Священные Гроты Ватикана открыты для свободного посещения, однако попасть в некрополь можно только в сопровождении гида, предварительно заказав экскурсию.

Если вы хотите увидеть Ватикан сверху, то вам необходимо посетить обзорную площадку на куполе собора Святого Петра.

Подняться наверх можно пешком по 551 ступеньке, либо на лифте.

Обзорная площадка купола открыта ежедневно:с апреля по октябрь с 07-30 до 18-00, с октября по март — с 07-30 до 17-00.

Стоимость билета при подъеме пешком составляет 8 евро, на лифте — 10 евро.

Актуальную информацию о времени работы и стоимости билетов на смотровую площадку на куполе Собора Святого Петр можно уточнить здесь.

Площадь Святого Петра в Риме

Площадь Петра (Piazza San Pietro) в Риме является грандиозным сооружением, возведенным в XVII веке гениальным архитектором Бернини. На ее просторах регулярно собираются верующие, желающие услышать мудрые слова понтифика. Особенностью легендарного сооружения считают обманчивый оптический эффект, который с разных точек проспекта позволяет наблюдать различное количество и формы колон, образующих обрамление участка. Выполнена площадь в необычном стиле урбанистического барокко.

Взгляд поражают размеры этого необъятного эллипса. Его ширина равна приблизительно 240 метрам, а длина – достигает 340 метров. На этой просторной территории помещается более 400 людей, хотя по праздникам и выходным их количество значительно увеличивается.

Центральное пространство сооружения представлено двумя полукруглыми крыльями Колоннады, в центре их пересечения располагается величественный обелиск, привезенный из города пирамид, его высота превышает 25 метров.

Кроме того, следует отметить, что пространство перед одноименным собором состоит из нескольких участков, представляющих несколько геометрических фигуры:

  • трапецию, образованную галереями, которые отходят от храма,
  • овал, обрамленный множеством колон.

В каждом из этих элементов располагаются особые достопримечател

История

Историки предполагают, что Святой Петр был замучен на арене цирка Нерона недалеко от Ватикана. Именно сюда приходили молиться верующие, когда еще никакого храма там не было.

Базилика во имя Святого Петра была на этом месте построена в 321 году императором Константином. Это было грандиозное здание размером 163 на 169 метров, вмещавшее огромное число верующих, поклонявшихся святым реликвиям. Позднее храм много раз перестраивался, но со временем он так обветшал, что каким бы это не казалось богохульством, стало ясно, что его придется сносить.

Решительный и смелый император Юлий II поручил руководство строительством нового храма архитектору Браманте. Возведение базилики началось с 1506 года и за полтора века свое умение и талант здесь проявили почти все мастера Итальянского Возрождения.

По замыслу Барманте, храм должен был представлять в плане греческий равносторонний крест, но в 1514 году архитектор умирает и его проект стал жить своей жизнью. Ставший главным архитектором собора Рафаэль предложил вытянуть базилику в длину так, чтобы из нее получился латинский крест, однако его идея не была реализована.

Сменивший Рафаэля Антонио Сангало Младший решил, что базилика будет выглядеть не пропорционально и предложил ее приподнять так, чтобы высота храма соответствовала длине и ширине. В результате появилась огромная крипта — Священные гроты, где сейчас демонстрируются обломки древней базилики, сохранившиеся реликвии и захоронения последних пап, в том числе и Иоанна Павла II.

Затем за дело принимается архитектор Микеланджело, он раскритиковал предложения своих предшественников и возвратился к первоначальному проекту, подправив только купол и столбы. Но после его смерти два других архитектора Виньола и Джаконо делла Порта изменили пресловутый купол, запечатленный на всех видах Рима, а в начале XVII века Карло Мадерна построил фасад с портиком на входе в базилику.

После этого Бернини десять лет оформлял площадь, а затем почти столетие архитекторы и художники занимались внутренним убранством храма.

Глядя на это грандиозное сооружение, возникает вопрос, не кто его создал, а кому пришло в голову построить такое гигантское сооружение. Стоя перед собором, вся его масштабность не ощущается, благодаря колоннаде и огромному пространству площади.

Подняться на купол можно на лифте и преодолев 323 ступеньки вверх

Во время подъема вверх все Ваше внимание привлечено великолепными видами Рима и Вы не вполне ощущаете грандиозность храма

И только войдя во внутрь базилики, Вы в полной мере понимаете всю масштабность сооружения — люди, казавшиеся толпой на входе, здесь представляются россыпью небольших фигурок в огромном пространстве храма.

Железнодорожный вокзал Ватикана

Главная и единственная железнодорожная станция самого маленького государства в мире, расположена на территории Ватикана. Строительство вокзала было начато сразу вскоре после подписания Латеранских соглашений в 1929 году и закончено через 4 года. Станция Ватикана с самого начала своего существования использовалась лишь в исключительных случаях. Например, в апреле 1959 году с вокзала был отправлен специальный состав, предназначавшийся для транспортировки гробницы Папы Пия X в Венецию, несколькими годами позже Папа Иоанн XXIII совершил поездку в Лорето и Ассизи. В последние годы железнодорожная станция не однократно принимала составы с детьми инвалидами, для которых были организованы специальные туры для осмотра достопримечательностей Ватикана.

Начиная с 11 сентября 2015 года с вокзала отправляются туристические составы по направлению Кастель Гондольфо, транспортирующие желающих посетить виллу Понтифика.

Достопримечательности Ватикана на карте

Автор статьи: 39rim.ru

Рим: что посмотреть и чем заняться

  • Музеи (46)
  • Дворцы и виллы (12)
  • Церкви и базилики (27)
  • Сады и парки (6)
  • Археологические памятники (28)
  • Районы и кварталы (11)
  • Улицы (9)
  • Площади (8)
  • Фонтаны (11)
  • Памятники и обелиски (8)

Полезные подборки:

По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.

Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.

Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.

Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения

Как выглядит храм изнутри

Внутри собор Святого Петра в Риме удивляет своими невероятными размерами и чрезвычайно богатым дизайном – тут находится огромное количество статуй, колонн, алтарей, усыпальниц, которые были выполнены самыми именитыми мастерами своего времени.

Композиция Микеланджело являет собой статую Марии, которую скульптор изобразил молодой женщиной, на коленях которой лежит погибший Спаситель. На все вопросы современников, почему мать Иисуса так молода, Микеланджело отвечал, что матерь Бога не стареет.

Внутри храма находится алтарь с никогда не гаснущими лампадами, мессу служить с которого имеет право только Святой Отец. Поставили этот алтарь в том же месте, что и предыдущий, который установили когда-то над могилой Петра (интересный факт: несмотря на принятые каноны, обращён он не на восток, а на запад). В полу возле него было прорублено небольшое «оконце», через которое можно увидеть могилу св. Петра (о том, что она там действительно есть, доказали раскопки, проведённые в сороковых годах прошлого столетия).

Под куполом храма над центральным алтарём размещён ещё один шедевр Бернини (в середине собора существует немало его скульптурных работ): бронзовый балдахин (киворий) высотой в 29 м – расположен он на четырёх колоннах, где установлены фигуры ангелов.

Возле алтаря находится изготовленная из бронзы скульптура сидящего на папском престоле святого Петра, в руках которого – ключи от рая. Каждый католик считает своим долгом дотронуться до его ступни – многие верят, что если искренне попросить об исполнении своего желания, оно обязательно сбудется.

Обелиск на площади Святого Петра

Обелиск в центре площади датируется I веком до нашей эры, его привезли из Египта, из окрестностей современного Каира — Гелиополя для цирка Нерона, где он оставался долгое время. По легенде в шаре, венчающем монумент, хранился прах Юлия Цезаря.

10 сентября 1586 года по приказу папы Сикста V обелиск перетащили на площадь с помощью сложного приспособления, построенного инженером Домеником Фонтаном. Эти трудные маневры машина выполняла с участием 140 лошадей. Доменико Фонтан предупредил, что любой звук может обрушить конструкцию и поэтому за любое произнесенное во время работы слово полагалась казнь.

В самый ответственный момент веревки стали слабеть и огромная махина должна была завалиться набок. Но в это время генуйский моряк выкрикнул: «Воду на канаты!». Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска и он отлично знал, что когда канаты намокают, они стягиваются.

Обелиск высотой 25,5 метров был спасен и успешно установлен, а капитана Бреска вызвали к Папе. Согласно легенде, тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. Просьба капитана была скромна — он попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое воскресенье, предшествующее Пасхе.

Высота обелиска вместе с постаментом и крестом на вершине составляет 41 метр.

Однако, прах Юлия Цезаря во время этих работ так и не был обнаружен. Шар был помещен в Ватиканские музеи, а на обелиске установили крест.

Рядом с обелиском находятся два фонтана XVII века работы Мадерна и Бернини.

Схема расположения монументов в Соборе Святого Петра

План Собора Святого Петра.

1 Фасад2 Конная Статуя КарлаВеликого 3 Портик (Атриум)4 мозаика Навицеллы Джотто5 Конная статуя Константина6 дверь из Смерть7 дверь добра и зла8 Филаретская дверь9 Дверь Таинств10 Святая дверь (Porta Santa)11 патио из Святой Григорий Просветитель(Выход из гротов, Купольный киоск)12 Часовня Крещения13 Неф14 Памятник Марии Клем. Собеский(выход с крыши)15 Памятник Стюартам16 Памятник Бенедикту XV17 Часовня представления (тело Пия X)18 Памятник Иоанну XXIII19 Памятник Святому Пию X20 Памятник Иннокентию VIII21 Алтарь Непорочного Зачатия22 Капелла хора23 Памятник Льву XI24 Памятник Иннокентию XI25 Алтарь Преображения Господня(Тело Иннокентия XI)26 Часовня Клементины27 Памятник Пию VII28 Алтарь Святого Григория Великого29 Вход в ризницу и сокровищницу(Список пап, похороненных в Соборе Святого Петра)30 Памятник Пию VIII31 Алтарь лжи32 Статуя Святого Андрея Первозванного(вход в здание Гроты)33 Купол34 Исповедь (гробница святого Петра)35 Папский алтарь и Бальдаккино36 Статуя Святой Вероники37 Левый Трансепт (ежедневно масса)

38 Алтарь распятия Святого Петра39 Алтарь Святого Иосифа40 Алтарь Святого Фомы41 Памятник Александру VII42 Алтарь Святого Сердца

43 Алтарь Святого Петра исцеление калеки44 Часовня Богоматери колонны45 Алтарь Богоматери колонны46 Алтарь Святого Льва Великого47 Памятник Александру VIII48 Трибуна49 Памятник Павлу III50 Собор Петри-алтарь кафедры51 Памятник Урбану VIII52 Памятник Клименту X53 часовня Святых Михаила и Петрониллы54 Алтарь Святой Петрониллы55 Алтарь Святого Михаила Архангела56 Алтарь Святого Петра воскрешение Табиты57 Алтарь Навицеллы58 Памятник Клименту XIII59 Статуя Святой Елены60 Правый Трансепт (Исповедь здесь)61 алтарь Святого Эразма62 Алтарь Sts Processus & Martinian63 Алтарь Святого Вацлава64 Статуя святого Лонгина65 Алтарь Василия Блаженного66 Памятник Бенедикту XIV67 купольный лифт68 Бронзовая статуя Святого Петра69 алтарь Святого Иеронима (тело Иоанна XXIII)70 Григорианская Часовня71 Алтарь Богоматери помощи

72 Памятник Григорию XVI73 Памятник Григорию XIV74 Памятник Григорию XIII75 Часовня Святого Причастия(только для молитвы)76 алтарь Троицы77 Памятник Матильде Каноссской78 Памятник Иннокентию XII79 алтарь Святого Франциска80 Памятник Пию XII81 Часовня Святого Себастьяна (тело Иоанна Павла II)82 Памятник Пию XI83 Памятник Кристине шведской84 Памятник Льву XII85 часовня мощей86 Часовня Пиеты

Достопримечательности площади Ватикана

Главной достопримечательностью площади, конечно же, является сам собор Святого Петра. Его величественный фасад, высота которого вместе с куполом составляет 136 с половиной метров, в свое время поражал воображение паломников.

Выбираясь из тесных и темных улочек Рима, перед ними внезапно открывалось огромное, залитое солнцем пространство ватиканской площади с торжественно-монументальным грандиозным зданием церкви в обрамлении великолепной колоннады.

Колоннада Бернини

Построенная по проекту Бернини в 1656-1667гг. колоннада двумя эллиптическими по форме полукружьями ограждает площадь Святого Петра с обеих сторон. Четыре ряда параллельных колонн, увенчанных 140 статуями, скрывают от вошедшего на площадь паломника пространство, расположенное справа и слева от фасада величественной базилики, маскируя и, одновременно, не заслоняя его.

Таким оригинальным приемом гениальный архитектор добился частичного сокрытия вида на Апостольский дворец и прочие папские владения.

Тем не менее, увидеть все, что скрывается за массивной колоннадой Бернини можно, если найти на площади Святого Петра одну из двух круглых мраморных плит, вмонтированных в брусчатку. Они находятся в точках центра полукружий колоннады, по обе стороны от расположенных на площади фонтанов. Став на один из маркеров, все четыре ряда колонн сольются в одну, открывая взору пространство за колоннадой.

Фонтаны

Не меньшей достопримечательностью являются два практически идентичных фонтана, украшающих площадь. На первый взгляд кажется, что они сделаны рукой одного мастера, однако это не так. Расположенный слева от входящего на площадь Ватикана фонтан «Антика», согласно историческим свидетельствам, находился здесь уже с 1490 года, украшая плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой. В 1614 году древний фонтан был несколько изменен архитектором Карло Мадерно – он увеличил его высоту, поместив нижний, наиболее вместительный бассейн на восьмиугольное основание, заменил верхнюю малую вогнутую чашу выпуклой, а также украсил основание фонтана барельефами с папской символикой.

После того, как площадь Святого Петра была обрамлена колоннадой, по проекту Бернини в 1677 году был возведен еще один фонтан, практически ничем не отличавшийся от предыдущего. Авторство работы приписывается Карло Фонтана, хотя некоторые историки утверждают, что возможно его изготовил сам Бернини. Единственное различие между двумя средневековыми шедеврами состоит в нанесенной на них папской символике.

Для сохранения архитектурной симметрии фонтан Карло Мадерно пришлось перенести на новое место. Оба фонтана были размещены по обе стороны Ватиканского обелиска, вдоль разделяющей площадь Святого Петра горизонтальной осевой линии.

Возможно Вас заинтересует:

Ватиканский обелиск

По центру площади возвышается стела из красного гранита, установленная здесь при понтификате Сикста V в 1586 году. Единственный, оставшийся не разрушенным с древнейших времен египетский обелиск ранее украшал цирк Нерона. Уникальные работы, связанные с его перемещением и установкой на новом месте, проводились под руководством выдающегося инженера и архитектора Доменико Фонтана. Столь неординарное событие по воздвижению монумента было увековечено на одной из фресок Апостольской библиотеки в Ватикане.

Советуем прочитать

Скульптуры на площади Ватикана

У подножия ступеней, ведущих к базилике, с правого и левого углов ее фасада находятся две статуи – Святого Петра и Павла, выполненные итальянскими скульпторами Джузеппе де Фабрисом (1790-1860) и Адамо Тадолини (1788-1868) соответственно. Скульптуры, установленные в 1847 году, заменили собой находившиеся на этом же месте две предыдущие работы Паоло Такконе и Мино дель Реаме, которые с 1461г. украшали плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой.

По центру верхней части фасада Собора находится статуя несущего крест Спасителя, со стоящей рядом фигурой, изображающей Крестителя Иоанна. По обеим от них сторонам расположены статуи 11 апостолов, причем фигура самого Петра отсутствует.

140 статуй, украшающие колоннаду, представляют собой экклесию молящихся святых (от др.-греч «ἐκκλησία» – народное собрание). Все громадные изваяния были выполнены в мастерской Бернини и по его эскизам.

Советуем ознакомиться

Как лучше спланировать посещение Ватикана

Два места в Ватикане привлекают особенно много туристов. И каждое из них отличается гигантскими размерами и обилием достопримечательностей. Это собор Святого Петра и Музеи Ватикана. В каждое из этих мест отдельный вход (в Музеи – платный, в Собор – бесплатный). При планировании посещения учитывайте, что на одно только изучение музейных коллекций может уйти целый день! И это при том, что для туристов в музеях выставлена на обозрение лишь небольшая часть сокровищницы мирового искусства – некоторые залы закрыты для посещения. Как, впрочем, закрыта и та часть Ватикана, где живет и занимается своими делами Папа и административные органы католической церкви.

Стоит ли посещать и собор, и Музеи Ватикана в один день? Это зависит от Ваших интересов и физических возможностей. Если Вы планируете внимательное изучение богатейшей коллекции Музеев, мы рекомендуем запланировать их посещение на отдельный день. Даже простая прогулка по территории огромного музейного комплекса Ватикана может быть утомительной, а если Вы задерживаетесь в каждом из залов, чтобы рассмотреть экспонаты, то посещение точно будет продолжительным. Останутся ли после этого силы на осмотр собора? Это очень индивидуально. А собор святого Петра заслуживает отдельного внимательного изучения.

Оплачивается только вход в Музеи Ватикана. За посещение собора Святого Петра не взимается плата, он в течение всего дня (кроме тех случаев, когда весь Ватикан полностью закрывается) доступен для желающих. Таким образом, можно сэкономить силы, разбив визит в Ватикан на две части, одна из которых будет полностью посвящена осмотру музейного комплекса, а вторая – посещению собора Святого Петра и прилегающей площади.

Если же у Вас мало времени в Риме, и Вы хотите успеть как можно больше в короткий срок, то вполне можете посетить и Музеи Ватикана, и собор святого Петра за один раз. Но в этом случае заранее определите, что именно хотите увидеть в Музеях, чтобы сразу устремиться в интересные Вам залы. В противном случае Вы рискуете задержаться там надолго.

Если стандартной программы Вам мало, а время позволяет, Вы можете также заказать дополнительную экскурсию в Сады Ватикана (Giardini Vaticani) – «зеленое сердце» крошечного государства. Красивые скульптуры, исторические фонтаны, редкие растения, великолепный ландшафтный дизайн делают эту парковую зону, занимающую более 20 га, приятным островком природы и искусства. Посещение Ватиканских садов возможно только с организованной экскурсией, которую необходимо бронировать заранее.

Одно из наиболее труднодоступных, но интересных мест Ватикана – древний Некрополь, расположенный под собором святого Петра, под Гротами Ватикана, на уровне пола самой древней базилики, построенной еще в IV веке. В некрополе сохранились старинные фрески раннехристианского периода. А главной святыней и ценностью этих «подземелий Ватикана»  является гробница святого апостола Петра. Именно над ней когда-то была построена базилика, именно место упокоения апостола является духовным центром Ватикана, именно над этой гробницей установлен главный алтарь собора. Чтобы попасть к гробнице святого Петра и в древнеримский некрополь, необходимо особое предварительное бронирование.

Папские, Ватиканские сады

Вышли на смотровую площадку купола Собора Петра. И здесь взору открывается прекраснейшая панорама Папских, их еще называют Ватиканских садов.

Эти сады являются одними из самых охраняемых мест в мире. Это самые красивые сады Европы и место, где можно прекрасно отдохнуть, разумеется, только избранным))

На территории садов можно видеть много лужаек, фонтанов и зелени. Ну и конечно же резиденций и административных зданий. Только представьте, утром, когда солнце ещё не высоко и не так греет, папа или ещё кто неспешно прогуливается по аллейкам садов с чашечкой горячего ароматного кофе в руках, любуясь фонтанами, слушая, как журчит в них водица и поют птички, а вокруг тишина, покой и умиротворение…

Помимо садов с купола открывается не менее прекрасный вид на Рим

Мы долго высматривали трубу, из которой при выборе очередного монарха идет дым. В округе мы узрели лишь одну трубу. Думается это и есть та самая труба, из которой при выборе нового Папы, если собрание кардиналов приходит к единому мнению, идет дым от сжигаемых бюллетеней, говорящий о результатах голосования. Причем, если решение не принято, то цвет дыма черный, а если принято, и папа избран, то белый. Ведь голосование, тайная и закрытая процедура и только благодаря дыму можно узнать об избрании Папы.

Голосование проводится в Сикстинской капелле. Она открыта для посещения, кроме того времени, когда проходит процедура избрания нового папы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector