Пантеон
Содержание:
- Архитектура
- История
- История Первого Римского Пантеона
- Легенды
- Пантеон: практическая информация
- Пантеон: искусство и архитектура
- Легенды Рима о Пантеоне
- Окулюс — загадочное круглое отверстие в куполе Пантеона
- Архитектура
- Правила посещения и время работы Пантеона
- Пантеон богов
- Архитектура Римского Пантеона и ее символы
- Пантеон в Риме: две тысячи лет гармонии
- Пантеон на карте Рима
Архитектура
Архитектура сооружения стала уникальным опытом для своего времени. Исследования специалистов позволили утверждать, что при строительстве храма использовалось правило золотого сечения, и именно поэтому здание выглядит так органично. Центральным элементом в плане этого сооружения является ротонда высотой 43 метра. Ее венчает купол, размеры которого поражают архитекторов уже много столетий и вызывают восторженные отзывы до сих пор: его диаметр достигает также 43 метров. В центре этой купольной крыши находится 9-метровое отверстие или окулюс, через которое в храм попадает дневной свет.
История
Пантеон богов во времена Античности
Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.
Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).
Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.
Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).
В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.
В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.
Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:
Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:
«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».
Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.
Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.
До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.
В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.
Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.
Пантеон во времена Античности.
Храм в период Средневековья
Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.
13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).
В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.
Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.
Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:
- Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
- Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
- В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
- Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
- В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли.
Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.
Храм всех Богов в период Средневековья.
Настоящее время
Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.
Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.
В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.
Церковь в настоящее время.
Происхождение названия «Пантеон»
Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».
Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».
Пантеон — архитектурное чудо света.
История Первого Римского Пантеона
В том, что Октавиан Август (63 г. до н.э.-14 г. н.э.) «принял Рим глиняным, а оставил его мраморным» есть и немалая заслуга Марка Випсания Агриппы (63 г. до н.э.-12 г. до н.э.) – ближайшего друга и зятя императора, государственного деятеля и полководца.
Помимо реставрации изрядно обветшавшей Большой Клоаки Агриппа, изучавший ранее искусство зодчества во время службы в македонском легионе, строил термы и портики, разбивал сады и расширял улицы.
Пантеон позволяет посетителям представить истинное величие Римской империи
После 27 г. до н.э., в честь победы при мысе Акций, утвердившей единовластие Августа, построил на свои средства первый Римский Пантеон на Марсовом Поле, то есть храм, посвященный наиболее почитаемым богам рода Юлиев: Юпитера, Венеры, Марса, Меркурия, Нептуна, Плутона и Сатурна.
Предположительно здание было возведено по образцу конических этрусских святилищ или же имело традиционную форму параллелепипеда.
Как бы там ни было, но ранее подобных храмов в Риме не было. Обряды и жертвоприношения проводились на площадях, но внутрь зданий могли заходить только жрецы. Теперь же храм могли посещать и простые римляне.
3D модель Пантеона
По свидетельству римского историка Диона Кассия, Агриппа собирался установить в храме, кроме статуй богов, еще и статую Августа. Однако император счел такой жест преждевременным. Вместо этого в Пантеоне появилась статуя Юлия Цезаря, обожествленного после гибели.
Легенды
Несомненно, вокруг такого древнего памятника архитектуры и языческой культуры, ходит много легенд. Согласно одной из них, для того, чтобы построить купол, строение специально ровными настилами заполняли землей вместе с золотыми монетами. Только представьте, сколько монет накопилось для возведения купола такой высоты!
После окончания работ император разрешил римлянам забрать все монеты, которые они впоследствии смогут найти. Так из Пантеона исчезли монеты, которыми было наполнено пространство сооружения.
Другая легенда касается отверстия в куполе. Многие предполагают, что оно не была спроектировано в Пантеоне изначально, а образовалось во время первой мессы, когда злые языческие существа пытались прорваться наружу.
Фото: mogyimarci / Shutterstock.com
Пантеон: практическая информация
Адрес римского Пантеона: Via della Rotonda, 19, Roma, Italia
Часы работы: будние дни – с 8.30 до 19.30, суббота – с 9.00 до 18.00. Посещение бесплатное
Дресс-код
Пантеон – это христианская церковь. Для посещения необходимо заранее позаботиться о соответствующей одежде: закрытые плечи и колени для всех.
Как добраться до Пантеона
На метро
Линия А, станция Barberini. Примерно 8 минут пешком.
Автобусами Hop-on-hop-off:
5 минут ходьбы от остановки Fontana di Trevi.
Автобусные маршруты:
Музей Ватикана – Пантеон: № 492 от остановки Leone Quarto. Выйти на улице Corso del Rinascimento (8 остановок). Далее 4 минуты до Пантеона.
Форум – Пантеон: № 51 (Lodi – Metro C) от остановки Fori Imperiali/Campidoglio, вторая остановка. Пешком 4 минуты.
Колизей – Пантеон: № 51 (Lodi – Metro C) от автовокзала Колизея, 4-я остановка Corso/Minghetti. Пешком 4 минуты.
Кафе в шаговой доступности от Пантеона
Pizzeria Minerva (Via della Minerva 4) – настоящая итальянская закусочная.
Cremeria Montefort (Via della Rotonda 22) – отличная джелатерия.
Пантеон: искусство и архитектура
Римский пантеон – шедевр архитектуры и инженерии. Как лучше всех сохранившийся исторический памятник Рима, он сильно повлиял на всю западную архитектуру.
Храм состоит из круглого зала с полукруглым куполом и греческим портиком с 16 коринфскими колоннами, поддерживающими фронтон. Сегодня фронтон пуст, но во времена Империи там был бронзовый рельеф со сценой битвы между гигантами и амазонками. Потолок портика также был бронзовый, но папа Урбан VIII в 1932 приказал снять бронзу для другой работы – балдахин алтаря скульптора Бернини внутри базилики Святого Петра.
Когда вы проходите огромные колонны и бронзовый вход, вашим глазам открывается великолепная архитектура. От избытка пространства начинает кружиться голова. В такой атмосфере легко почувствовать божественное присутствие!
Самая интересная и прогрессивная вещь – это то, что диаметр купола соответствует высоте храма и образует идеальную полусферу. Появляется ощущение, что находишься подвешенным в центре гигантского шара. Купол выполнен из смеси бетона и более легких материалов – травертина, пемзы – по мере приближения к вершине. Эта идея стала абсолютно гениальной и позволила куполу Пантеона выдержать почти две тысячи лет и дойти на нас практически нетронутым.
Поднимите глаза вверх и обратите внимание, что единственным источником света является круглое отверстие в центре купола диаметром 9 м. Именно этот свет создает особенную атмосферу Пантеона. Если вы зайдете в храм в полдень, вы увидите, что лучи солнца, попадающие через отверстие, создают непередаваемый, уникальный эффект
Этим он и отличается от других храмов древности, построенных с целью удивлять снаружи, а не изнутри.
Внутри храма вы увидите семь шикарных ниш, заключенных между коринфскими колоннами, изначально символизировавшими семь богов, связанных с культом планет – Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Когда в начале 7 в. римский пантеон переделали в христианскую базилику, некоторые ниши заполнили христианскими святынями.
Базилика получила название Санта Мария Ротонда или Санта Мария и мученицы, и в ее стенах хранятся останки выдающихся людей, таких как Ганнибал Караччи и Рафаэль Санти. Кроме того, в январе 1878, после смерти первого короля Италии Витторио Эмануэле II, в Пантеоне стали хранить и могилы королей. Сейчас там собраны останки Витторио Эмануэле II, Умберто I и королевы Маргариты Савойской.
Наружное убранство
Первое, что бросается в глаза – квадратный вход, типичный для храмов, и неожиданное пространство, открывающееся за ним, типичное для терм. На входе стоят величественные статуи Августа и Агриппы, высятся 16 гранитных колонн 13 м высотой серого и розового цвета. Сам округлый храм выполнен в римском стиле, а вот квадратный портик – очевидно, в греческом. Квадратный портик размерами 34,2*15,62 м с 8 колоннами из серого гранита впереди и 4 розовыми по бокам на 1,32 м поднят над площадью. К нему ведут 5 ступеней. Общая высота сооружения – 14,15 м, а диаметр колонн – 1,48 м в основании. На фасаде есть бронзовая табличка с надписью об авторе храма Гриппе. Купол диаметром 43,44 м выложен в 5 рядов 28 кессонами с круглым окном в центре диаметром 8,92 м.
Чтобы облегчить всю эту громаду, чем выше к потолку, были использованы более легкие кессоны (из туфа и вулканической лавы). Внутри купол выложен мрамором, остальная часть – бронзовыми пластинами, привезенными византийским императором Константином II. Использование с высотой более легких материалов позволило уравновесить нагрузку купола.
Внешнее убранство
В портике Пантеона два ряда колонн делят пространство на три нефа: центральный, самый широкий, и два боковых с нишами, в которых стоят статуи Августа и Агриппы.
Само здание – цилиндр с полусферой наверху. Высота цилиндра равна радиусу (21,72 м), а высота всего сооружения – диаметру сферы (43,44 м). В куполе 7 экседр, полукруглых и прямоугольных, с колоннами и нишами. Напротив входа расположен абсид. Между экседрами множество маленьких ниш. Стены выложены полосками цветного мрамора. На втором ряду находятся «окна», также украшенные цветным мрамором.
Пол здания слегка выпуклый с самой высокой частью (в 2 м на северо-запад от центра), возвышающейся на 30 см. во время дождя это возвышение помогает воде попасть в каналы по периметру. Однако, по легенде вода вообще не попадает внутрь благодаря системе стоков на крыше. Понятно, что это не так. Внешнее убранство завершает украшение ценным порфиром.
Легенды Рима о Пантеоне
Стоит начать с самого места расположения храма. По легенде, именно отсюда Ромул – один из братьев-основателей Древнего Рима, вознесся на небо вместе с божественным орлом, спустившимся к нему после его смерти.
Идея воздвигнуть храм также окутана тайнами. По одной из легенд, Цибела – древнегреческая богиня, Мать богов, попросила архитектора Агриппу построить Пантеон, явившись к нему во сне. Он должен был стать оплотом извечной борьбы с семью демонами, которые смогли проникнуть в мир живых и грозили страшными несчастьями. Кстати, «доказательством» этой легенды местные жители считают отверстие в центре купола (в ранней архитектуре Пантеона оно отсутствовало), пробитое самим дьяволом, убегавшим после проигрыша в противостоянии с богами.
Римский Пантеон не перестает поражать и по сей день. Габариты сооружения – до сих пор предмет дискуссий и размышлений архитекторов о том, каким образом можно было построить объект такого масштаба. Но даже на этот счет у местных жителей есть объяснение: для строительства храма использовали насыпной холм, благодаря которому рабочие имели возможность быстро добираться до купола здания. Куда же делся холм сразу после строительных работ? Его сровнял с поверхностью народ Рима, добровольно вызвавшийся помочь! Сказать по правде, не совсем добровольно, а после прошедшего слуха о зарытых в холме золотых монетах, пожалованных рабочим самим императором. Работа по разравниванию завершилась в рекордные сроки.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Сохранившиеся триумфальные арки Рима
Окулюс — загадочное круглое отверстие в куполе Пантеона
Точно по центру купола Пантеона находится окулюс (лат. oculus — глаз) – единственное отверстие, через которое в Пантеон попадает солнечный свет (других окон в здании нет). Его диаметр — 9 метров.
21 апреля, в день рождения Рима, солнечный свет через окулюс бьют точно в дверной проем, что эффектно преподносило появление императора перед толпой. В Средние века ходили легенды, что странное круглое отверстие в куполе пробила нечистая сила. Герои книги Дэна Брауна «Ангелы и демоны» именно окулюс Пантеона считают той самой «дявольской дырой», указывающей на один из алтарей коварных иллюминатов.
Главный вопрос, который возникает при взгляде на окулюс: а что происходит, когда идет дождь? Через окулюс вода льется внутрь здания, но не затапливает его — на этот случай предусмотрены стоки в полу.
А самый впечатляющий «дождь — дождь из лепестков роз (“La pioggia di petali di rose”) — можно увидеть в День сошествия Святого Духа, который празднуют на 50-й день после Пасхи (то есть каждый год эта дата разная, следите за католическим календарем). На купол Пантеона забираются пожарные, которые выбрасывают тысячи лепестков роз из окулюса.
В этот день цвета облачения священников красные, как и цвет лепестков, что напоминает об «огненных языках» Святого Духа, сошедшего на апостолов. Это древняя традиция, восходящая еще к ранним христианам, когда красная роза являлась одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества.
Архитектура
Пантеон отличается уникальным архитектурным исполнением. Толщина его стен составляет 6 метров, а купол имеет ширину 43,3 метра. Форма Пантеона тщательно выверена и построена с таким расчетом, что его внутреннее пространство составляет идеальную сферическую фигуру.
Фото: givaga / Shutterstock.com
При этом огромная ротонда не давит на посетителей, а невесомо возвышается в виде небесного свода. Ощущение сферического пространства усиливается еще из-за того, что в высоту здание достигает почти столько же метров, сколько и в диаметре – около 42 метров.
Окно Пантеона
В частности, неповторимость архитектуры здания касается окон. Дело в том, что в Пантеоне отсутствуют окна в привычным смысле. Свет и воздух проникают в строение через единственное отверстие, расположенное на вершине купола и называемое «Око Пантеона».
Диаметр отверстия составляет 9 метров. Поскольку единственное окно храма открыто для осадков, то в Пантеоне устроена специальная система дренажа.
Во времена язычества под этим отверстием находился алтарь, а его исключительность символизировало единство всех древних богов, которым поклонялись римляне до принятия христианства.
Примечательно, что статуи богов были расположены в древнем Пантеоне таким образом, чтобы свет из «окулуса» попеременно попадал на каждую из них в зависимости от расположения солнца в разное время года.
В настоящее время на месте статуй богов, некогда олицетворяющих собой языческую культуру, находятся картины и скульптуры эпохи Возрождения.
Купол Пантеона
На поверхности купола с внутренней части располагаются 140 кессонов. Они служат не только с декоративной целью, но также для уменьшения массы купола. Ведь полный вес свода равняется 5 тысяч тонн.
При этом, чем выше к центру купола, тем меньше масса и толщина материала. В основании свода его толщина составляет 6 метров, а рядом с «окулусом» — всего 1,5 метра.
Фото: Rafael Dias Katayama / Shutterstock.com
На входе в храм
Когда вы подойдете к Пантеону, то увидите портик, состоящий из 16 коринфских колонн из гранита. Вовнутрь можно пройти через портал времен Древнего Рима.
На треугольном фронтоне под крышей здания расположены отверстия, в которой ранее находилась скульптурная композиция «Битва Титанов». Скульптура не сохранилась до наших дней, поскольку имела языческое происхождение.
Двери в храме очень тяжелые и мощные, относятся к 14-16 векам, когда Пантеон служил для оборонительных целей. У входа установлены скульптуры Агриппы и Адриана.
Купол держится на стенах, разделенных на два яруса. В нижнем ярусе расположено 7 равных ниш, облегчающих общий вес конструкции. Стены храма облицованы мрамором.
Правила посещения и время работы Пантеона
Вход в Пантеон бесплатный, но с 2021 года для посещения в выходные дни требуется предварительное бронирование.
Как забронировать посещение в Пантеон? Пошаговая инструкция.
4. Нажимаем Add reservation, выбираем дату, время, добавляем имена и фамилии всех посетителей, нажимаем Confirm reservation
Внимание! Забронировать посещение можно только на ближайшие выходные.
5. На следующем шаге будет автоматически сформирован QR-код
6. Нажимаем кнопку Download и сохраняем бронирование себе на телефон. В день посещение необходимо вовремя подойти к Пантеону и показать сотрудникам QR-код.
Забронируем посещение в Пантеон за вас при заказе обзорной экскурсии по Риму. Напишите или позвоните нам +39 334 8496564 (WhatsApp/Telegram).
Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться.
Время работы (ежедневно): С 9:00 до 19:00. Последний вход в 18:45.
Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:
- 1 января
- 1 мая
- 25 декабря
Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).
Пантеон входит в маршрут нашей обзорной экскурсии по Риму и детского квеста-экскурсии «История Древнего Рима». Заказ экскурсий можно сделать, отправив заявку на planmytrip@wowitaly.ru или напишите нам в WhatsApp +39 334 8496564 .
- Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари — прекрасный пример готической архитектуры в Венеции
- Экскурсия по римским базиликам «Христианский Рим»
Больше интересных статей об Италии:
Бурано, Венеция. Как добраться, что посмотреть
6 необычных церквей Рима
Неделя музеев 2019 в Риме: даты и мероприятия
Нет билетов в Ватикан. Какие есть варианты
Кастель Нуово в Неаполе: 10 фактов о «Новом замке»
Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂
- 12
Поделились
Пантеон богов
Другое значение слова пантеон — это специфическая совокупность богов любой религии, мифологии, страны или традиции.
Пантеон богов Древней Греции
“Король Эномай, Гипподамия и Олимпийские боги”
В древнегреческом мире существовали двенадцать великих богов и богинь, которых греки называли Олимпийскими богами. Название этой могущественной группы происходит от названия горы Олимп, где собирался совет из 12 богов для обсуждения вопросов.
Перечни этих двенадцати олимпийцев отличаются в разных источниках.
Главными Олимпийскими богами были:
- Зевс (царь всех богов, бог грома и молний);
- Посейдон (морская стихия);
- Аполлон (солнечный свет, искусство);
- Аид (царство мёртвых);
- Персефона (весна и покровительница в царстве мёртвых);
- Артемида (леса, мир животных и охота);
- Деметра (производительная сила природы);
- Арес (битва и война);
- Афродита (любовь и красота);
- Геба (юность);
- Гера (брак и супружеская любовь);
- Гименей (брак);
- Гермес (бог ветра, поездок и путешествий, торговли, «проводник душ» в царство Аида);
- Афина (душевная гармония, наука, мудрость и справедливость);
- Гефест (огонь и кузнечное ремесло);
- Гестия (домашний очаг, семейные связи);
- Дионис (виноделие, веселье и буйные природные силы).
Узнайте больше про Богов Древней Греции.
Славянский пантеон
В отличие от Олимпийских богов до нас дошло совсем мало информации о славянском пантеоне. Лишь по некоторым сохранившимся сказкам и легендам мы имеем некоторое представление о том, во что верили наши предки.
Главный бог пантеона — Перун
Некоторые представители пантеона славянских богов:
- Перун — главное божество древнерусского языческого пантеона, связан с военным делом, также ему были подвластны стихии природы;
- Хорс — бог солнца, повелитель молний;
- Дажьбог (Даждьбог) — бог, который двигает солнце и луну, знаменуя смену дня и ночи, времён года;
- Стрибог — бог, управляющий воздушными стихиями;
- Симаргл (Семаргл) — бог первородного огня и плодородия;
- Мокошь (Макошь)— богиня хорошего урожая и удачи, а также прядущая нити судьбы;
- Съварог — бог огня, кузнечного дела, семейного очага.
Египетский пантеон богов
Иллюстрация из книги «Боги Египта или исследования в египетской мифологии», 1904 год
Очень многих интересуют боги Древнего Египта. Их изображения дошли до наших дней и описания их функций сохранились на старинных гробницах, камнях и стенах пирамид. Археологи и историки смогли расшифровать древние писания и донесли до нас этот мистический пантеон богов:
- Ра — бог солнца и верховный правитель;
- Апофис — бог тьмы;
- Анубис — бог смерти;
- Птах (Пта) — бог ремесла и творчества, истины и справедливости, бог-творец;
- Тот — бог знаний;
- Геб — бог земли;
- Сет — бог войны и разрушения;
- Апис — бог плодородия;
- Хнум — создатель людей, бог творения и воды;
- Гор (Хорус или Хор) — бог неба и солнца, царской власти, покровитель армии;
- Монту — бог войны (возможно, являлся разновидностью бога Ра);
- Шесему — бог загробной жизни, бог бальзамирования, виноделия и изготовления масла;
- Баст — бог веселья, удачи, любви, плодородия и домашнего очага;
- Себек — бог воды, рек и озёр;
- Хапи — бог реки Нил и урожаев;
- Шаи — бог виноградной лозы, покровитель богатства; позднее стал считаться богом судьбы;
- Хех (Хух) — воплощение стихии и её бесконечности;
- Осирис — бог производительных сил природы, бог загробного мира;
- Мин — бог плодородия;
- Шу — бог воздуха;
- Ях — бог луны.
Архитектура Римского Пантеона и ее символы
Чтобы попасть внутрь нужно пройти пронаос, переднюю часть храма, с его внушительными гранитными колоннами. Вход в храм предшествуют шестнадцать монолитных колонн, высотой более 14-ти метров: некоторые из них серые, другие — из розового асуанского гранита, привезенные из Древнего Египта. Бронзовая дверь в конце колонн, не менее впечатляющих размеров, огромная, высотой 7 метров, была настоящим рекордом той эпохи.
Зайдя в храм через эти монументальные ворота мы испытываем намеренно подавляющий эффект. Внезапно мы оказываемся в этом огромном пустом пространстве, от которого начинает кружиться голова и которое заставляет нас чувствовать себя очень маленькими. Так нужно было чувствовать себя перед богами, и каждый, кто входит в Пантеон сегодня, испытывает то же чувство, что и римляне почти две тысячи лет назад.
Пространство выглядит в виде идеальной сферы, символизирующей небесный свод. Все здание покрыто огромным куполом — настоящим шедевром архитектуры. Купол имеет полукруглую форму и покрыт кессонными украшениями, особым ромбообразным видом лепнины сводов, высеченных в камне по 28 в каждом ряду. Число 28 считалось идеальным в Древнем Риме, полученное из суммы первых семи чисел: 1+2+3+4+5+6+7. Число 7 — символ совершенства. Так было семь pignora imperii (предметов «гаранта империи»), семь холмов, семь первых царей и, конечно же, семь чудес света. На стенах 7 ниш с изображениями семи богов-космократов, правителей Мира. Так же семь лежит в основе купола — пять кессонных колец, кольцо, окружающее окулюс, и сам окулюс.
Почти два тысячелетия спустя после своего строительства купол Пантеона остается самым большим куполом в мире из бетона без арматуры. Бетон был облегчен за счет смешивания все менее тяжелых камней, приближаясь к самой высокой точке. Изначально бетон смешивался с травертином, очень тяжелым камнем, и поднимаясь вверх использовались все более и более легкие материалы, таких как туф. Последний слой изготовлен с использованием пемзы, самого легкого камня.
Но это еще не все. Размеры конструкции также, в свою очередь, отражают классическое совершенство: высота здания, 43 м, вычисленная по окулюсу, высшей части купола, равна диаметру ротонды, создавая идеальный баланс и неповторимую гармонию. Круглость формы предполагала равноправие всех богов, позволявшая расставить их на одном уровене. В семи великолепных нишах, между двумя коринфскими колоннами, находились семь богов, связанных с культом планет — Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса, символизирующих космическую динамику небесной гармонии.
Пантеон в Риме: две тысячи лет гармонии
Не исключено, что Римский Пантеон был бы сейчас в руинах подобно многим замечательным сооружениям, которыми, например, некогда гордился Римский Форум.
После пожара 80 г., произошедшего как нельзя кстати для императора Тита, достраивавшего в ту пору Колизей и нуждавшегося в свободных участках, Пантеон имел крайне жалкий вид.
Тем не менее, сносить его не стали, но очередной пожар в начале II в. довершил разрушения. К счастью, императором в те годы был Адриан – филлэллин, путешественник и меценат.
По его распоряжению Пантеон был восстановлен. Однако получившееся в итоге здание было абсолютно не похоже не только на своего предшественника, но и на все то, что возводилось до этого на территории империи.
К чести Адриана, он не стал приписывать себе идею сооружения храма в честь всех почитаемых богов. И сегодня на фронтоне здания все так же можно увидеть имя первого строителя – Агриппы.
У входа в Римский Пантеон посетителей «встречают» статуи Агриппы и Адриана
Римский Пантеон построен в форме огромной ротонды, увенчанной огромным куполом. В обширное внутреннее помещение ведет портик с 16 колоннами.
Освещается храм посредством опеона (сквозного окна) в куполе диаметром около 9 м. Диаметр самого купола – 43,5 м, внутренний диаметр ротонды – тоже 43,5 м, а высота всего сооружения – 42,7 м.
Такая гармоничная конструкция, по мысли архитектора (по одной из версий им был Аполлодор из Дамаска, по другой – сам Адриан) должна была символизировать совершенство на земле, сотворенное не богами, но людьми.
Перед входом в Пантеон Адриан повелел возвести и триумфальную арку. Таким образом, каждый, кто собирался войти в храм, становился триумфатором, почти равным самим богам.
Можно сказать, что Пантеон в Риме – это наглядная иллюстрация идей европейского Возрождения, с поправкой на языческое происхождение здания.
Полы Пантеона, выложенные порфиром, остались нетронуты временем
Храм выполнял свое предназначение вплоть до распространения христианства. Ни у варваров, ни у религиозных фанатиков не поднялась рука разрушить Пантеон в Риме, а 1 ноября 609 г. он был освящен папой Бонифацием IV и стал приходской церковью Святой Марии и Мучеников.
С тех пор 1 ноября христиане и стали праздновать День всех Святых.
С XIV в. Римский Пантеон стал служить крепостью. Времена были неспокойными, а стены здания – практически неприступными (их толщина – более 6 м, а глубина фундамента – 7,3 м).
Позже он снова стал церковью. Богослужения проводятся по большим праздникам и в настоящее время. Во время молебнов из «ока Бога», опеона в куполе, служки сбрасывают лепестки роз, что символизирует схождение Духа Святого.
Пантеон на карте Рима
Пантеон в Риме расположился в центральном районе Пинья. Если смотреть на карту Рима, он находится между двумя красивыми площадями — площадью Навона и Пьяцца Венеция.
Адрес Пантеона в Риме: Piazza della Rotonda (Пьяцца делла Ротонда), 00186. Ближайшая станция метро — Spagna — находится в 500 метрах.
Пантеон возвышается на площади Ротонды, которая появилась в Риме сразу после возведения храма богов. Со всех сторон вплотную обставлен жилой городской застройкой.
Пантеон на карте Рима
Колизей, Капитолийский холм и Римский Форум расположены юго-западнее Пантеона в пешей доступности.
Фонтан Треви, галерея и дворец Боргезе, Испанская площадь и лестница — севернее Пантеона:
Римский Пантеон на карте
Как добраться
- От вокзала Термини в Пантеон по прямой 2 километра. Пешком идти 30 минут. Доехать можно за 20 минут на любом из таких автобусов: №№ 85, 71, 64, 40. Самый оптимальный путь — 85 автобус, садиться на Termini и выходить на остановке Corso/Minghetti.
- От Колизея до Пантеона идти полтора километра по прямой, пешком 17 минут. Доехать также можно на 85 автобусе.
- На метро. Из любого района Рима, где есть станция подземки, в Пантеон можно доехать на метро. Выходить на станции Спанья (линия А). Карту метро Рима можно скачать здесь.