15 впечатляющих фонтанов рима с фото и описанием

Немного истории…

Строили фонтан в период с 1648 по 1651 год. Началось вообще все с того, что семья Папы Иннокентия Х (в прошлом – кардинала Дамбиттиста Памфили) в то время как раз достраивала фамильный дворец на площади Навона и собиралась окончательно увековечить свое величие установкой египетского обелиска. Считалось, что обелиск привез в Рим якобы император Каракалла. На огромном памятнике (более 16 метров в высоту) должен был расположиться герб Папы Иннокентия Х с голубем, несущим в клюве оливковую веточку.

2. Фонтан вечером

В Риме объявили конкурс на лучший проект. А поскольку конкурс курировал сам Папа, практически никто не сомневался, что разрабатывать его будет Франческо Борромини – папский любимец и едва ли не главный конкурент Джовани Бернини.

Но фортуна любит непокорных: покровитель Бернини – принц Людовизи был супругом племянницы Папы и имел доступ во дворец. Людовизи посоветовал Бернини сделать проект, а затем подстроил так, что Папа будто бы случайно увидел эскиз. Работа Бернини была настолько гармонична и красива, что Иннокентий отменил конкурс и велел Бернини немедленно заниматься фонтаном.

По замыслу мастера, вокруг обелиска должно было разлиться небольшое озерцо – чаша фонтана, а у основания – сесть четыре речных бога, символизирующих континенты: Нил (Африка), Ганг (Азия), Ла-Плата (Новый Свет) и Дунай (Европа).

3. Скульптура реки Нил

Основные скульптуры также поддерживались дополнительными. Ла-Плата сидит на горе золотых монет, символизирующих богатства Нового Света. Ганг держит в руке весло, обозначающее судоходство, возле азиатского бога также изображена лошадь. А голова Нила закрыта покрывалом, как символ того, что исток огромной реки тогда еще не был исследован. Рядом с африканским богом расположился лев. Дунай, символизирующий Европу, поддерживает рукой герб с тем самым голубем, как бы подчеркивая, что находится ближе всех к Папе.

Скульптуры лепились учениками Бернини по его эскизам, и когда все было готово, оставалось только подключить фонтан к водной системе. Как в XV веке, так и сейчас в фонтан поступает вода из акведука Аква Вирго. Ненавистники Бернини говорили, что фонтан сконструирован математически неправильно и при запуске не будет действовать. Но в итоге все оказалось хорошо, и Папа Иннокентий, благословив новое произведение искусства, увидел, как из фонтана забили струи воды, а Бернини подписал авторство ещё под одним доказательством своего гения.

4.

Джованни Лоренцо Бернини — начало пути

Джан Бернини родился в Неаполе в 1598 году. Спустя всего 7 лет будущий представитель барокко переехал вместе с отцом Пьетро Бернини в Рим. Глава семейства также был признанным скульптором Италии. Он высоко ценился во Флоренции и Неаполе. Благодаря таланту и трудолюбию отца, юный Джан смог научиться так гениально обращаться с мрамором. Свою первую скульптуру он создал в возрасте 10 лет. Одна из ранних работ Бернини – «Коза Амальтея с младенцами Юпитером и Фавном» (1609-1615 гг.) хранится в галерее Боргезе (вход в нее платный, лучше приобрести билеты заранее через этот сайт). Все скульптуры Бернини выглядят очень реалистично.  

Строительство частных палаццо

Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Самым первым таким проектом было возведение фасадной части палаццо Берберини, в которых творчество Лоренцо Бернини проявилось в создании больших изменений в трактовке возведения дворцов. Традиционно используемый ранее прием компоновки всего здания с фасадами, которые выходили на разные улицы, был заменен Бернини подходом, концентрирующим представительские возможности в единственном главном фасаде здания.

План другого палаццо — Мончетторио — был основан на ломаной линии основного фасада в соответствии с периметром площади, на которую выходит передняя часть здания.

Палаццо Одескальки представлено 3-этажной горизонталью, в которой использовался новейший архитектурный прием — большой ордер как ведущий композиционный центр. Стройный ряд пилястр с капителями охватывает верхние этажи, придавая фасаду единство и торжественность. Этот архитектурный прием широко распространился и применялся позднее во всей европейской архитектуре при строительстве дворцов.

История возникновения фонтана Треви

Создание фонтана осуществлялось на протяжении 30 лет, в период с 1732 по 1762 год, по эскизам знаменитого Бернини. Творцом этого прекрасного произведения архитектуры является Николай Сальви.

Фото: crystaltmc / Shutterstock.com

Акведук Агриппы

Примечательно, что до сооружения фонтана на площади находился всего лишь небольшой ключ, из которого можно было утолить жажду. Этот водопровод был проложен еще во времена правления императора Октавиана Августа (Octavianus Augustus) в 20-е годы до н.э.

Организация очистки городской канализации и устройство акведука выполнял Марк Випсаний Агриппа (Marcus Vipsanius Agrippa). Так римляне получили чистую воду в центре города, а новый 12-километровый водопровод стали называть Аква Вирго (Aqua Virgo), что в переводе означает «Вода девы».

Эскизы фонтана

Строительство фонтана на месте небольшого ключа на площади Треви (Piazza di Trevi) началось с того, что папа римский Урбан III решил сделать центр столицы более помпезным и впечатляющим.

Создание эскиза будущего фонтана было поручено знаменитому Джану Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), который выполнил изначальный проект сооружения в стиле барокко.

После смерти папы римского Урбана III работы по проектированию фонтана пришлось отложить, но к ним вернулись с 1700 года, когда эскиз продолжил разрабатывать Карло Фонтана (Carlo Fontana), учившийся у Бернини.

Он добавил образности и символичности первоначальному эскизу, сделав его более классическим и расположив в его центральной части фигуру бога Нептуна в окружении слуг.

Когда умер Карло Фонтана в 1714 году, папа Клемент XII объявил конкурс для выбора главного архитектора. В конкурсе приняли участие 16 известных архитекторов, победителем стал Никола Сальви (Nicola Salvi), который и придал фонтану тот вид, которым мы любуемся в настоящее время.

Современное время

Никола Сальви удалось сделать фонтан органичной составляющей архитектурной композиции всей площади. При этом фонтан не является отдельно стоящим сооружением, а примыкает с одной стороны к палаццо Поли (Palazzo Poli), образуя тем самым фасад.

Также под руководством этого талантливого архитектора появились изумительные скульптуры, олицетворяющие множество образов.

Фото: Brita Seifert / Shutterstock.com

Реконструкция

Долгое время фонтан Треви находился на реконструкции. Восстановительные работы начались в июне 2014 года и продолжались до 4 ноября 2015 года. К тому времени каменная композиция уже начинала приходить в упадок, а от некоторых скульптур начали отваливаться части, ведь предыдущая реставрация имела место больше 125 лет назад. Восстановление фонтана заинтересовало даже модный дом Fendi.

Фонтан был закрыт прозрачным экраном и туристам, желающим полюбоваться прекрасным творением, приходилось идти по специальным дорожкам.

К счастью, на сегодняшний день все работы завершены и обновленный фонтан предстал перед любителями прекрасного во всей красе!

Тайный смысл композиции Бернини

Движения и присущие каждому действующему лицу атрибуты не случайны. Присмотритесь к фигуре Дуная. Она развернута к фамильному гербу понтифика, что демонстрирует, таким образом, авторитетность христианской религии в мире. Аллегория реки Ла-Плата изображена с мешочком серебряных монет, символизирующих серебряный цвет ее вод. Нил, представитель Африки, покрывает голову тканью, указывая на неизведанность своих источников, а Ганг держит в руках весло, показывая, таким образом, развитую навигацию по своим водам.

Аллегория Дуная

Однако существует и другая негласная интерпретация заложенного в композицию смысла. Фонтан Четырех Рек Бернини, построенный напротив церкви Святой Агнессы, над фасадом которой трудился Борромини, явный тому пример. Этот Фонтан называют одним из самых «кричащих» произведений Бернини в сторону Борромини.

Соперничество между двумя гениями становится очевидным, если хоть немного изучить работы мастеров. Говорят, что Бернини осмеял работу своего соперника, да еще и закрепил это в камне.Например, фигура Нила, который покрывает голову тканью, чтобы не видеть столь несуразного, по мнению Бернини, произведения Борромини.

Аллегория Нила

Еще интереснее изображена Ла-Плата: откинувшаяся назад фигура выставляет вперед одну руку, как бы опасаясь, что церковь может рухнуть. Игра таких смысловых интерпретаций прослеживается буквально в каждой детали, стоит только немного пофантазировать.

В Риме можно встретить довольно много таких примеров их творческого соперничества, где прослеживаются откровенные выказывания преимущества одного мастера перед другим. И иногда даже с оттенками пренебрежения.

Скульптурная композиция Бернини расположена на Пьяцца Навона. Ближайшая автобусная остановка Rinascimento находится на Corso del Rinascimento.

Церкви на площади Навона

Особой достопримечательностью площади Навона являются расположенные практически напротив друг друга две знаменитые церкви Рима: Сант Аньезе ин Агоне, поражающая своей роскошной барочной архитектурой, и церковь Санта Мария дель Сакро Куоре, которая изначально была обращена к исторической площади своей тыльной стороной.

Церковь Богородицы Святого Сердца

Адрес: Пьяцца Навона, вход находится со стороны Corso del Rinascimento, 27
Посещение: пн-сб 06:45-12:00 и 17:00-19:00; вс 08:00-12:00 и 16:30-19:00

Скромный фасад церкви Nostra Signora del Sacro Cuore, лишенный архитектурных излишеств, обычно мало интересует туристов, посещающих площадь Навона. Тем не менее, этот католический храм имеет довольно древнюю интересную историю. Первое здание на этом месте было возведено в XII веке на руинах стадиона Домициана по воле сына короля Кастилии Фердинанда III инфанта Энрике де Кастилья (1230-1303), основавшего при храме приют для испанских паломников. В 1440 году каноник Севильского кафедрального собора Альфонсо де Парадинас за личные средства перестроил церковь, поручив проект архитектору Бернардо Росселлино, и с 1506 года она стала национальной церковью Королевства Кастилии в Риме вплоть до начала XIX века. В 1818 году она была оставлена испанцами в пользу церкви Санта Мария ди Монсеррато, куда перенесли большинство произведений искусства, погребальных памятников и некоторые из алтарей. Долгое время здание использовалось в качестве муниципального склада, пока 1878 году не было продано миссионерам Ордена Святого Сердца.

Церковь Nostra Signora del Sacro Cuore Lalupa / Wikimedia Commons

В конце XIX века папа Лев XIII потребовал капитально отремонтировать находившийся на грани разрушения храм. При этом его главный вход был перенесен на площадь Навона, а в 1931 году, чтобы освободить место для новой улицы Корсо дель Ринасименто (проходящей параллельно Пьяцца Навона), апсида и трансепт церкви были снесены. Тем не менее, в здании XVI века до наших дней сохранились некоторые произведения эпохи Возрождения, в том числе мраморная стена серлианы за главным алтарем работы Пьетро и Доменико Росселли, фрески Пеллегрино Аретузи и Чезаре Неббиа, а также великолепная часовня Cappella di San Giacomo флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне

Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, вход со стороны Пьяцца Навона
Посещение: вт-вс 09:00–12:30 и 15:30–19:00. Закрыто: понедельник.

Находящаяся перед Фонтаном Четырех рек церковь Святой Агнессы посвящена девушке, которая, согласно традиционной версии, была замучена в возрасте двенадцати лет на располагавшемся здесь стадионе Домициана во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне Fczarnowski / Wikimedia Commons

Церковь Сант Аньезе ин Агоне, проект которой разработал в 1652 году архитектор Джироламо Райнальди по заказу папы Иннокентия X, должна была стать своего рода частной часовней понтифика, примыкающей к его семейному дворцу, построенного рядом. В 1653-1657 году работы возглавил Франческо Борромини, который частично изменил первоначальный проект предшественника возведением великолепного вогнутого фасада церкви с тремя входными порталами и двумя колокольными башнями.

Интересный факт

У жителей Рима существует красивая легенда, связанная с непримиримым соперничеством между Борромини и Бернини. Народная молва гласит, что одиозные позы скульптурных фигур фонтана Четырех рек, сделанные Бернини, указывают на недопустимую фривольность Борромини в архитектурном облике возведенного католического храма. Так, символизирующая Рио делла Плата статуя поднимает руку, опасаясь обрушения церкви, а символизирующая Нил фигура даже закрывает лицо, чтобы не видеть безобразное творение архитектора-выскочки. Однако стоит учитывать, что это всего лишь легенда, поскольку фонтан на площади Навона был построен ранее, между 1648 и 1651 гг., а Борромини возглавил строительную площадку Сант Аньезе около 1653 года.

Тематические экскурсии:

Рим на ладони в компании римлянина

Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Прикоснуться к истории главного католического храма в мире

€132 за экскурсию

Подробнее >>

Секреты Рима: история, теология и геральдика

Открыть неординарное в 12 главных памятниках, найти скрытые объекты и погрузиться в тайны Ватикана

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Проект

Проектировщиком перекрёстка Четырёх фонтанов считается талантливый архитектор и инженер-строитель Доменико Фонтана (Domenico Fontana), к услугам которого часто прибегал папа Сикст V.

Выдающийся мастер оригинальных строительных программ разработал проект, в котором фонтаны располагались в усечённых углах каждого из четырёх сооружений перекрёстка:

  1. Палаццо Альбани дель Драго (Palazzo Albani del Drago);
  2. Палаццо Вольпи-Галлоппи (Palazzo Volpi Galloppi);
  3. Церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане;
  4. Здании, построенного на углу будущего сада Палаццо Барберини (Palazzo Barberini).

Такой план совершенно не мешал движению по довольно узкой проезжей части оживлённого перекрестка.

Градостроительный проект XVI в. и в настоящее время несёт в себе несколько сюрпризов. Для некоторых станет открытием то, что перекрёсток является точкой соединения сразу трёх районов (Rione) Рима – Монти (Monti), Треви (Trevi) и Кастро Преторио (Castro Pretorio).

Кроме того, благодаря уникальной задумке архитектора, из центра маленькой площади по трём визуальным осям видны одновременно 3 обелиска:

  1. Эсквилинский (Obelisco Esquilino) на Пьяцца дель Эсквилино (Piazza dell’Esquilino);
  2. Саллюстийский обелиск (Obelisco Sallustiano) на Пьяцца делла Тринита дей Монти (Piazza della Trinitа dei Monti);
  3. Квиринальский обелиск (Obelisco del Quirinale) на Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale).

Четвёртая ось в направлении на северо-восток показывает городские ворота Порта Пиа (Porta Pia), которые явились одной из последних работ Микеланджело.

Советую почитать про обелиски Рима.

Как Бернини удалось получить заказ на фонтан


Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме

Гениальный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, создавший множество проектов для Рима, является одним из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. Его талант был замечен еще в те далекие времена и по достоинству оценен многими поклонниками искусства, в числе которых были не только представители знати, но даже кардиналы и Папы Римские. Среди покровителей Бернини были и Шипионе Боргезе, и Папа Урбан VIII Барберини, для которых известный итальянский скульптор и архитектор реализовал множество потрясающих работ. Говорят, понтифик тратил настолько много денег на эстетическое преобразование внешнего облика города, что заработал себе, тем самым, дурную славу. При нем задолженность Папского престола достигла таких колоссальных цифр, что кардиналы, возмущенные расточительством понтифика, пытались осуществить против него заговор: арестовать и заточить в тюрьму. Когда заговор был раскрыт, кардиналам пришлось уехать из Рима, а Папа продолжил возрождать Вечный Город.


Герб Папы Иннокентия X

Следующим после Урбана VIII Папой Римским стал Иннокентий X Памфили, выбравший к себе в фавориты другого известного архитектора – Франческо Борромини. Все важные проекты, соответственно, достались последнему.Лоренцо Бернини старался не сдавать своих позиций, даже несмотря на то, что работы у него в разы поубавилось. Где остановиться рядом с Пьяцца Навона

Говорят, для того чтобы получить заказ на реализацию центрального фонтана для Площади Навона, где располагался Дворец Памфили, Бернини подарил серебряную модель своего проекта, высотой полтора метра, некой донне Олимпии, невестке Иннокентия X и одной из самых влиятельных представительниц женского пола в истории Святого Престола. Так это или нет – неизвестно, однако то, что работу над фонтаном поручили именно Лоренцо Бернини остается очевидным.

Это интересно!

Средства для строительства фонтана «Четырех Рек» были собраны за счет введенного Иннокентием X нового налога на хлеб.

Советуем почитать:


ПЬЯЦЦА НАВОНА: ПЛОЩАДЬ ФОНТАНОВ С НЕОБЫЧНОЙ ИСТОРИЕЙ

Аква Пола

Недалеко от Ватикана, на улице Гарибальди, во всем своем великолепии предстает Фонтан дель Аква Паола, известный большинству как Фонтаноне дель Джаниколо.

Знаменитый фонтан приобрел недавно особую международную популярность, став главным героем вступительной сцены фильма 2013 года Великая красота (La grande bellezza) Паоло Соррентино.

Это монументальное сооружение построено по заказу Папы Римского Павла V Боргезе в качестве заключительной части акведука Аква Паола (Acqua Paola) между 1610 и 1614 годами, под руководством архитекторов Джованни Фонтана и Фламинио Понцио. Однако современный его вид обязан Карло Фонтана, который в конце 17 века изменил и расширил фасад.

Он состоит из трех больших центральных ниш, по бокам которых расположены две другие, более мелкие. Вода из них бурно вливается в огромный мраморный бассейн внизу, которых изначально было пять.

Фонтан Аква Паола — характерный фонтан стиля барокко, возвышающийся над всем Римом в одном из самых романтичных мест столицы, районом Джаниколо, открывающим вид на захватывающий дух панораму города и являясь в то же время наследием творения человеческого гения своей эпохи.

Выразительность и пластика

«Экстаз блаженной Людовики Альбертони», 1671-1674 гг.

Талант или даже гений Бернини был очевиден для его окружения. А самого молодого художника интересовала пластика тела, эмоции, выразительность, которых он добивался в своих произведениях. «Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск», — говорил он, и это было недалеко от истины.

В те времена художнику сложно было работать без состоятельного и влиятельного покровителя, заказчика. Первым патроном Бернини был кардинал Шипионе (Сципион) Боргезе. Именно его имение Вилла Боргезе стала сейчас крупнейшим художественным собранием Италии. Будучи племянником тогдашнего Папы Римского, Боргезе имел огромные возможности и пополнял свою коллекцию скульптур, в том числе и произведениями Джованни Бернини.

Скульптору нередко заказывались портреты, в мастерстве создания которых Бернини все больше совершенствовался. Скоро ему уже не нужно было лепить с натуры — он мог ваять даже по портрету. Казалось, мрамор становился в его руках пластичным, живым, мягким, приобретая самые изящные формы.

Известная композиция Фонтана Четырех рек

По замыслу великого зодчего у подножья скульптуры располагаются статуи, символизирующие речных богов. Они представляют собой четыре больших мировых реки:

  • Дунай, протекающий по Европе;
  • Ганг – крупнейшей речки Азии;
  • Нил – глубоководного бассейна на просторах Африки;
  • Ла-Платы, находящейся в Америке.

Бог Нила выполнен с закрытыми глазами, а его лицо прикрыто тканью, это объясняется тем, что на момент возведения фонтана исток реки не был еще известен. Ганг держит в руках символичное весло, представляющее судоходные реки материка, а вот бог Ла-Плата сидит на куче из монет, на тот момент это символизировало богатство американских колоний. Самым же значимым является Бог Дуная – наиболее приближенный к папскому престолу, поэтому герб семьи Памфили рядом с ним.

Каждую из этих статуй возводил талантливый ученик Лоренцо Бернини, так:

  • Нил ваял Джакомо Антонио Фанцелли;
  • Рио-де-ла-Плату выполнил Антонио Франческо Баратта;
  • Ганг вышел из под рук Клаудио Пуссена;
  • Дунай архитектор доверил Антонио Рагги.

В центре них располагается остроконечный обелиск, достигающий в длину 16,54 метра. Он выступает символом победы католической веры над язычеством. Его вершину венчает голубь, несущий ветку оливы – символ надежды. Он изготовлен из асуанского (египетского) гранита, а иероглифы, которые восхваляют императоров Домициана, Тита и Веспасиана были выбиты на нем уже в Риме.

Вначале Иннокентий X приказал принести на площадь пьяцца Навона (бывшего стадиона Домициана) египетский обелиск и установить прямо в центре ее. А затем уже зодчий расположил у его подножья статуи. Так как вся эта площадь выполнена в стиле барокко, то и фонтан возводился именно в нем, чтобы гармонично вписаться среди остальных вооружений.

Между скульптурами богов можно заметить цветы, виноградную лозу и фрукты, которые произрастают на всех упомянутых континентах, они символизируют изобилие. Не менее впечатляющими выглядят звери – африканский лев, конь, дельфин, дракон, змея и другие, обитающие на этих материках.

Архитектор Бернини

Жизнь Бернини вряд ли можно было назвать безмятежной. В ней были и взлеты и падения. А главное долгое соперничество с собратьями по искусству. Талантливыми мастерами художниками, скульпторами и архитекторами Италия обделена не была, но главным соперником все же для Бернини был его сверстник Борромини. Особенно трудно пришлось Бернини после смерти его покровителя папы Урбана VIII, который скончался в 1644 году на 77 году жизни.

Бернини стал испытывать серьезное беспокойство. Новый папа — Иннокентий X, помня о его оплошности во время постройки башен церкви Святого Петра, одна из которых дала трещину, назначает расследование, а спустя два года башни решено снести. Папа избирает в качестве главного архитектора Борромини. Бернини остается без заказов.

Иннокентий X, как все его предшественники и последователи, начинает с постройки дворца для семьи Памфили — фамилия, которую папа носил до избрания. Дворец для папы строил архитектор Борромини. Расположился он на площади Навона в Риме.

Легенды фонтана

Есть несколько историй, связанных с фонтаном «Четырех рек», насколько они верны — судите сами:

Одна из них рассказывает о том, что Бернини специально разместил три фигуры богов таким образом, чтобы они не смотрели в сторону стоящей напротив фонтана церкви Сан Аньезе, построенной по проекту Борромини. А фигура бога реки Ла-Плата изображает ужас от нечаянно увиденного зрелища — верхней части фасада этой церкви.

Другая легенда рассказывает о том, что перед открытием фонтана «Четырех рек», папа Иннокентий X в сопровождении того же Борромини пришел поглядеть, как проходят работы. Он обходил его, взирая на композицию с восхищением, более часа. Завистливый соперник Борромини едко заметил, что при такой конструкции фонтана, вода никогда не будет бить. Папа спросил у Бернини о том, когда фонтан заработает. Бернини ответил, что «на все воля божья» и попросил папу благословить фонтан. Иннокентий X исполнил просьбу и собрался удалиться, как вдруг фонтан «Четырех рек» забил. Бернини вздохнул с облегчением. Папа был до глубины души растроган сюрпризом, подготовленным великим скульптором и архитектором специально для него.

После установки фонтана «Четырех рек», отношения между папой и Бернини стали теплыми, и гений скульптуры занял место главного архитектора папства.

Боги четырех рек, украшающие фонтан в Риме

За свою многовековую историю фонтан «Четырех рек» не претерпел изменений, но оброс множеством историй и легенд, став от этого еще интереснее. И сегодня сотни тысяч туристов стремятся на площадь Навона, чтобы полюбоваться творением великого мастера.

Личная жизнь и интересные факты

Женился Лоренцо Бернини в возрасте 41 года на жительнице Рима, 22-летней Катерине Тезио, которая родила ему 11 детей. Самый младший, Доменико, стал впоследствии биографом своего отца.

Известность и востребованность мастера были настолько высоки, что при заказе, например, своей скульптуры английский король Карл I прислал ему свои живописные портреты кисти знаменитого Антониса Ван Дейка. А когда мастерскую посетила королева Швеции, Бернини встретил её в рабочей одежде, что не было воспринято как оскорбление высочайшей особы. Наоборот, королева приняла его халат за исторический экспонат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector