Дворец питти (pitti palace)

Галерея Питти

Собрание Палатинской галереи, являясь частью принадлежавшего династии Медичи гигантского наследия художественного искусства, включает в себя абсолютные шедевры итальянской живописи. Ее основу составили полотна Тициана и Рафаэля, которые вошли в коллекцию Медичи в 1640-х годах вместе с приданым Великой герцогини Тосканской Витториа делла Ровере (1622-1694), последнего прямого потомка герцогов Урбино и жены Фердинандо II де Медичи. Залы галереи с роскошной внутренней отделкой, ранее являвшиеся апартаментами Великих князей Медичи, до сих пор сохраняют вид и характер частной картинной галереи. Некоторые из них, украшенные лепниной и фресками Пьетро да Кортона (1596-1669), представляют главные примеры барокко во Флоренции, обеспечивая великолепное окружение для экспонируемых картин XVI-XVIII вв.

Зал Венеры Dimitris Kamaras / uffizi.it

Галерея Питти, занимающая 28 залов левого крыла дворца, хранит более пятисот работ художников эпохи Ренессанса. В отличие от большинства музеев, размещение художественных полотен не соответствует ни хронологическому порядку, ни школам живописи, а лишь раскрывает личные вкусы и пристрастия проживавших во дворце великих герцогов.

Путешественникам нравится:

Cortile и его расширения

Архитектурные чертежи и планы дворца Питти, XIX — го  века.

Как только садовый проект находится в стадии реализации, Бартоломео Амманнати обращает свое внимание на создание большого внутреннего двора сразу за главным фасадом, что позволяет соединить дворец с его новым садом. Этот двор имеет рельефных каналы , которые будут широко скопированные, особенно для Люксембургского дворца в Мари де Медичи в Париже

На главном фасаде Амманнати также помещает изящные inginocchiate («стоящие на коленях» окна, в связи с их сходством с prie-Dieu , уже использовавшимся Микеланджело ), чтобы заменить проемы на каждом конце. Между 1558 и 1570 годами Амманнати построил монументальную лестницу, которая с большой помпой вела к «  рояльному нобиле  ». Он расширяет створки фасада с видом на сад. Затем они охватывают внутренний двор, вырезанный на склоне холма, расположенный на том же уровне, что и двор перед зданием, и который можно увидеть через центральную арку подвала. На той же стороне Амманати строит грот , названный «гротом Моисея» в связи с видимой там статуей из порфира . На террасе выше, на том же уровне, что и окна фортепиано nobile , архитектор устанавливает фонтан, который в 1641 году будет заменен «Fontana del Carciofo» (Фонтан артишоков), спроектированный Джованни Франческо Сусини  (it) , бывший студент Джамболоньи . В 1616 году был организован конкурс на проектирование пристроек по обе стороны от главного фасада. Джулио Париджи выигрывает контракт. Работы начались в 1618 году в северной части, а в 1631 году Альфонсо Париджи атаковал западную часть. В XVIII — м  веке , два перпендикулярных крыла были добавлены архитектором Джузеппе Руджери , чтобы подчеркнуть расширение через Романа, который создал место в центре на фасаде, прототип «суда чести» быть скопированы во Франции. В течение многих лет отдельные дополнения и менее значительные модификации будут производиться под руководством других мастеров и архитекторов.

С одной стороны садов возвышается уникальный грот, спроектированный Бернардо Буонталенти . Нижняя часть была начата Вазари, но архитектура верхних этажей нарушена пемзовыми сталактитами, окружающими герб Медичи. Интерьер также представляет собой баланс между архитектурой и природой. В первой комнате копии четырех незаконченных рабов Микеланджело выходят из каждого угла. Кажется, что они несут хранилище, которое включает в себя открытый окулус в центре и окрашено в деревенскую колыбель с животными, фигурами и растительностью. Другие фигурки животных и деревьев, сделанные из лепнины и грубой пемзы, украшают нижнюю часть стен. Короткий проход ведет во вторую маленькую камеру, а затем в третью, в центре которой стоит фонтан, а в его бассейне — Венера Джамболонская, которая со страхом смотрит через плечо на четырех сатиров, извергающих струи воды.

Палаццо Питти история строительства

Палаццо Питти гордо возвышается на склоне холма Боболи, на южном берегу флорентийской реки Арно. Согласно историческим документам, первоначально здание было построено Лукой Питти, который сразу после посвящения в рыцари за заслуги перед республикой, приступил к строительству роскошного и величественного здания. Однако кто был первым архитектором, сумевшим создать такое великолепие, доподлинно неизвестно. Очень многие специалисты считают, что Питти заказал разработать план и сделать чертежи дворца самому известному и знаменитому архитектору Филиппо Брунеллеско. Лука Питти желал во всем превзойти самого Медичи, в том числе, и в размерах здания, и в его роскоши. Он заказывает архитектору проект палаццо, в котором бы обязательными были огромные окна «такие же большие, как двери резиденции Медичи», внутренний двор «такой, чтобы в нем мог поместиться весь дворец Медичи на Виа Ларга».

Вид Палаццо Питти с башни Арнольфо

Специалист, выслушав Питти, действительно разработал проект поистине огромного дворца: здание имеет длину в 201 метр (!), а его высота немного превышает 37 метров. Причем, грандиозным в его понимании должно было быть все: одинаково высокие этажи, одинаковые пролеты порталов и окон, одинаковые карнизы и балконы, мощнейшие арки. Трехэтажный дворец, построенный из «обломков» горы (грубо высеченные камни золотого оттенка), практически лишен украшений фасада. Пожалуй, исключением можно назвать балюстраду, которая словно «струится» по самому верху огромного строения, и окна, выступающие вперед и поддерживаемые арками.

Как только строительство палаццо подходило к своему завершению, семейство Питти переехало во дворец. Однако им недолго довелось наслаждаться созданной роскошью и великолепием. В 1472-м году Лука Питти скоропостижно скончался, семья несла убытки, вследствие чего дворец был брошен и запущен. Спустя столетие дворец переходит во владение к герцогу Козимо I Медичи (впоследствии первого Великого герцога Тосканского), а если быть более точным, его супруги Элеоноре Толедской. Это период нового расцвета палаццо Питти. В те времена за его восстановление взялся архитектор Бартоломео Амманнати, внеся значительные изменения в первоначальную конструкцию Брунеллеско (?).

Вид фасада Палаццо Питти

По его задумке была построена большая широкая лестница, ведущая на второй этаж, две боковые двери были заменены на напольные окна, увеличена длина фасада за счет возведения боковых пристроек. Однако главным преобразованием, которое появилось в те времена и заслуживает особого внимания, является появление великолепного внутреннего дворика, который по праву считается классикой Ренессанса. Также ценители архитектурных стилей могут заметить и «присутствие» стиля маньеризма, который отображается в ионических, дорических и коринфских колоннах.

Внутренний двор, ведущий путешественников в парк, завершается небольшим фонтаном, террасой и амфитеатром, по форме напоминающим подкову. Сегодня можно лишь представить себе, какие пышные праздники проходили во дворе палаццо Питти, какие сложные представления показывали артисты перед своими зрителями. В некоторых источниках можно прочитать информацию о том, что для одного спектакля была даже специально затоплена вся площадь двора: артистам в те времена потребовалось разыграть морскую битву. До наших дней сохранилась уникальная фреска полукруглой формы, на которой изображен палаццо Питти конца 1500-х годов.

Новое преобразование дворца приходится на XVII век, когда у власти стоял Козимо II, а позже Фердинандо II. Палаццо Питти еще более увеличился в размерах, а коллекция картин была дополнена работами известнейших художников Европы. Кроме этого в палаццо была собрана коллекция монументальных алтарей Андреа дель Сарто, уникальные полотна Ван Дейка и Рубенса, незабываемые пейзажи Сальватора Розы.

Вид на внутренний двор Палаццо Питти

Последние наиболее важные изменения в архитектуре дворца произошли во времена правления герцогов Лоранских. Тогда Питти «получил» два боковых полукруглых крыла: Рондо Бахуса и Каретное Рондо. Кроме этого был построен, так называемый, Палаццина Меридиана, что в переводе на русский язык дословно звучит, как «маленький палаццо». Во флорентийском дворце Питти можно увидеть и следы влияния наполеоновской эпохи: в палаццо есть комнаты Марии Луизы Бурбон, ванная комната Наполеона и ванная Марии Луизы, спроектированные Джузепе Чачиалли, предпочитавшего стиль тосканского неоклассицизма.

Музей серебра

Музей серебра, иногда называемый «Сокровищница Медичи», содержит коллекцию бесценного серебра, камей, и работ с полудрагоценными драгоценными камнями, многие из последних в коллекции Лоренсо де Медичи, включают старинные вазы, большинство с тонкими серебряными позолоченными креплениями добавлены, чтобы показать величие XV века. Эти комнаты, прежде часть личных королевских покоев, украшены фресками XVII века, самым невероятным человеком Джованни да Сан-Джованни в 1635-1636 годах. Музей серебра также хранит прекрасную коллекцию немецких золотых и серебряных артефактов, приобретенных великим герцогом Фердинандом после его возвращения из ссылки в 1815 году, после французской оккупации.

Архитектурные особенности дворца

Внешний облик особняка являет собой воплощение амбиций его первого владельца, банкира Луки. Один только рустованный каменный фасад чего стоит: подобная облицовка олицетворяет стремление к самовозвеличению и желание властвовать. Из элементов украшения имеются только головы львов с коронами, находящиеся под окнами нижнего этажа. Между тем рустика, то есть облицовка, весь фасад покрывающая большими каменными блоками, впервые была использована Козимо Медичи Старшим при возведении своей личной резиденции (ныне дворец Медичи-Риккарди). Банкир ни в коей мере не хотел отставать от своего покровителя и соперника, вот и пошел в строительстве собственного дворца по тому же пути.

Современный Палаццо Питти (с учетом вышеупомянутой пристройки времен герцога и герцогини Тосканских) представляет собой один из величественных дворцов Флоренции с фасадом. Расположен особняк на покатой площади с тем же названием – Питти. Он простирается в длину на 205 метров, а в высоту на 38 метров. В его архитектуре представлены полукруглые арки и явственно выделяющиеся пилястры. Благодаря им дворец можно четко подразделить на две части: основную и выходящую во внутренний двор. За особняком находятся сады Боболи, получившие широкое признание как один из лучших парковых ансамблей не только Флоренции, но и всего итальянского Ренессанса. Сады расположились на склонах одноименного холма и были разбиты по указанию герцогини Элеоноры Толедской.

…Но вернемся к нашему палаццо. Даже самых искушенных туристов и ценителей прекрасного весьма впечатлит его внутренний интерьер, который без преувеличения можно назвать роскошным. Здесь можно увидеть завораживающей красоты фрески, лепнину белого и золотистого цветов, а также шелковые обои и уникальные гобелены. Не говоря уже о подлинных образцах бесценной с исторической точки зрения мебели.

История

Лука Питти (1398-1472) первый владелец дворца Питти.

Строительство этого серьезного и сурового здания было заказано в 1458 году Лукой Питти, флорентийским банкиром, сторонником и другом Козимо Медичи . Начало истории дворца Питти — это смесь фактов и мифов. Говорят, что Питти приказал, чтобы окна были шире, чем дверь, через которую можно попасть во дворец Медичи . Искусствовед в XVI — го  века Джорджо Вазари якобы Брунеллески , при содействии своего ученика Лука Fancelli , был архитектором дворца, но сегодня рассматривается Fancelli был настоящим архитектором. Действительно, помимо заметных различий со стилем Брунеллески, последний умер за 12 лет до начала строительства, и композиция предполагает, что неизвестный архитектор был более опытным в утилитарной домашней архитектуре, чем в гуманистических правилах, определенных Леоном. Баттиста Альберти в своей книге De Re Aedificatoria .

Несмотря на то, что он впечатляет, оригинальный дворец не может соперничать с флорентийскими резиденциями Медичи ни по размеру, ни по содержанию. Кем бы ни был архитектор дворца Питти, он идет вразрез с тенденциями сегодняшнего дня. Деревенское камернь дает дворцу строгому и мощный внешний вид, создается впечатление , усиленное три из семи арочных проемов, напоминающих о римском акведука . Флорентийцы того времени, увлеченные новым стилем all’antica , были в восторге от этой архитектуры, вдохновленной древним Римом. Этот оригинальный дизайн выдержал испытание времени: репетиции фасады включены с каждым новым дополнением , примыкающим к дворцу и их влияние находится в нескольких имитациях XVI — го или времена XIX — го  века .

Строительство было приостановлено в 1464 году, когда Лука Питти потерпел финансовую неудачу после смерти Козимо Медичи. Лука Питти умер в 1472 году до завершения строительства.

История, окутанная ореолом тайны

Прошлое Палаццо Питти содержит немало интересных фактов и свидетельств. Многие из них доказаны и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Другие, наоборот, по сей день остаются предметом спора. Исследователи пытаются окончательно разобраться в интригующем прошлом этого дворца, которое окутано ореолом тайны. Мы же со своей стороны поведаем читателям о том, что уже известно.

Жил в XV веке банкир Лука Питти. По одним источникам он был другом известного флорентийского политика Козимо Медичи Старого (он же купец и банкир, и владелец крупнейшего в Европе состояния). По другим – Лука Питти соперничал с покровительствовавшим ему Козимо Медичи. Что из этого правда сказать трудно, но именно Питти распорядился построить огромный дворец, которому надлежало превзойти дворец Медичи по всем параметрам. Окна нового палаццо банкир желал видеть большими, чем вход в резиденцию Козимо, а двор предлагалось сделать размерами с весь дворец Медичи. При строительстве все пожелания банкира были учтены. Работы по возведению дворца стартовали в 1458 году. Завершились они в 1487 году.

В строительстве использовался труд городских изгнанников и находящихся в розыске нарушителей закона – так утверждал Николло Макиавелли, современник хозяина палаццо. Поэтому желанным гостем здесь мог быть даже отъявленный преступник, если он мог принести пользу строительству. Во-вторых, в 1464 году у Луки Питти вследствие кончины Козимо Медичи возникли денежные затруднения, и строительные работы пришлось заморозить. Сам инициатор грандиозного проекта так и не дождался завершения строительства: в 1472 году банкир умер.

Кто был автором проекта Палаццо Питти точно неизвестно. Возможно, им являлся архитектор Филиппо Брунеллески. С этой версией в целом соглашался историк Джорджо Вазари (1511-1574), полагая, что ему помогал ученик Лука Франчелли. Современные историки придерживаются мнения, что автор проекта – Франчелли, а Брунеллески тут якобы ни при чем. Чем обосновывают такую точку зрения? Тем, что ученик имел свой стиль, явственно отличавшийся от стиля учителя. И второе: считается, что Брунеллески никак не могло принадлежать авторство проекта, поскольку он ушел из жизни задолго до начала работ.

Каменный фасад особняка был отделан рустами. Это говорит о том, что автор проекта – кто бы им ни был – решился на невероятное, то есть вопреки модным тенденциям своего времени. В результате Палаццо Питти обрел строгий и даже сурово-угрюмый вид. Дворец действительно впечатлял своими масштабами, однако до размахов резиденций Медичи все же не дотягивал.

В 1549 году владелицей дворца стала супруга Козимо I Медичи, Великого герцога Тосканы. Герцогиня Элеонора Толедская приобрела его у Бонаккосро Питти, потомка банкира Луки. Правящая чета, переезжая в новую резиденцию, распорядилась расширить здание за счет пристройки (работами руководил Амманнати). Ее возвели с тыльной стороны. В результате площадь палаццо увеличилась в два с лишним раза. Герцог, неравнодушный ко всему величественному и масштабному, остался доволен. Также появился новый надземный коридор, соединивший Палаццо Питти с резиденцией правительства – Палаццо Веккьо. Коридор позволил герцогу и членам его семьи перемещаться из одного дворца в другой в условиях большей безопасности.

Козимо поначалу размещал во дворце официальных лиц, сохраняя в качестве главной своей резиденции Палаццо Веккьо. В период же правления Фердинанда I (сына герцогини Элеоноры) в Палаццо Питти на постоянной основе стала находиться коллекция произведений искусства августейшего семейства. Впоследствии особняк стал главной резиденцией семейства Медичи и сохранял свой статус до 1737 года. То есть до кончины Джана Гастоне Медичи – последнего представителя рода по мужской линии. Затем дворцом некоторое время владела Анна-Мария, его сестра. Когда и она умерла, то Палаццо Питти стал собственностью следующей династии Великих герцогов Тосканских в лице священного римского императора Франца I Стефана, представлявшего Лотарингский дом (Австрия).

Знаменитым Палаццо Питти пользовался даже Наполеон Бонапарт – правда, недолго – во время своей итальянской кампании. И город Тоскана, и дворец, соответственно, тоже в 1860 году перешли от Лотарингской династии в собственность итальянской монаршей фамилии – Савойской династии.

Как добраться во дворец Питти

Дворец Питти – это целый дворцово-парковый комплекс. Внутри дворца расположена художественная галерея Палатина с уникальными экспозициями, а на примыкающей к дворцу территории находятся знаменитые сады Боболи – чудо ландшафтного дизайна. Осмотреть три эти достопримечательности можно как вместе, так и по отдельности (например, взяв билет только в галерею или только в сады).

Сам дворец Питти расположен в центре Флоренции, на левом берегу реки Арно. Обычно туристы попадают к дворцу, перейдя мост Понте-Веккьо. Однако добраться сюда можно не только пешком, но и на общественном транспорте. Точный адрес дворца: Piazza de’ Pitti, 1, 50125. С вокзала Санта-Мария-Новелла сюда ходят автобусы № С4. Посадка осуществляется на остановке Rucellai. Примерное время в пути – порядка 15 минут.

Если решите пройтись от вокзала пешком (около 2 км), то попасть к дворцу и садам можно через улицы Borgo Ognissanti, Via Palazzuolo, Via Il Prato. Первый вариант (через Borgo Ognissanti) – самый живописный, поскольку проходит мимо знаменитых соборов и базилик Флоренции и вдоль набережной. Время в пути – порядка 20-25 минут.

Fred Romero/У стен дворца Питти

Экстерьер

Стиль ренессанс лежит в основе трехэтажного здания в форме идеального куба, обшитого грубым камнем. Каждый пролет имеет десятиметровую высоту. На первом этаже имеются гигантские двери и два окна от пола до потолка. Остальные пролеты отличают соединенные балконом огромные окна, а под крышей имеется лоджия. Попасть на второй этаж можно минуя первый, благодаря лестнице, которой, кстати, не было в первоначальном проекте.

Главным архитектурным достоянием комплекса считается внутренний двор, признанным лучшим образцом в стиле ренессанс в своем роде. Колонны по своей фактуре напоминают деревья, а на внешних стенах здания имеются фрески, на одной из которых изображен первоначальный облик Палаццо Питти.

Возведенные в XIX веке полукруглые пристройки, сделали дворцовую площадь полностью закрытой. Левое возведенное крыло назвали «Рондо Бахуса» (в здании расположена одноименная скульптура). Правое же именуют «Каретное рондо».

Стоимость билетов, часы работы

При посещении музеев билеты можно приобрести как в отдельный музей, так и на посещение всего музейного комплекса.

Стоимость билета в музеи 16 евро: Палатинская галерея + Галерея современного искусства + Сокровищница великих князей + Музей моды и костюма + Императорские и Королевские апартаменты.

Любителям побродить по залам музеев и выставкам рекомендуется приобрести Туристическую карту Флоренции (Firenze Card). Ее стоимость немалая – 70 евро, но она считается единой музейной картой, дающей право на посещение всех музеев, галерей и дворцов во Флоренции.

Все музеи Palazzo Pitti открываются в одно время – в 8.15 утра. Но музеи серебра, фарфора и костюмов закрываются чуть раньше – в 16.30, тогда как Палатинская галерея открыта для посетителей до 19.00 (начало закрытия – в 18.50).

Существуют дни, когда музеи не работают вообще. Это национальные праздники, а также новогодние (1 января), рождественские (25 декабря) и праздник Пасхи. Еще музеи закрыты по понедельникам каждого месяца.

Фотографировать внутри дворца не разрешено. Некоторые туристы все же делают несколько фото на свой страх и риск, но стоит учитывать, что за это можно получить немалый штраф.

Хотите увидеть знаменитый дворец Палаццо Питти своими глазами и заглянуть внутрь музейного комплекса? Посмотрите этот видеоролик:

Королевские апартаменты дворца

В правом крыле Палаццо Питти располагаются апартаменты короля Витторио Эммануила III и комнаты герцогини Анны Орлеанской (1906-1986), которая в 1927 году вышла замуж за итальянского принца Амедео Савойского. Несмотря на то, что во времена управления Италией савойским домом интерьеры залов были частично изменены, тем не менее, некоторые из них до сих пор содержат оригинальное убранство и предметы мебели эпохи династии Медичей.

Особое восхищение вызывают украшенный для короля Витторио Эммануила II Тронный зал, роспись потолочного свода Зала Правосудия работы Антонио Феди (1771-1843) и великолепный Бальный зал, оформленный в белоснежных тонах.

Бальный зал Палаццо Питти uffizi.it

Музей серебра

В мезонине и залах первого этажа Палаццо Питти, которые изначально были летними апартаментами герцогов, экспонируется коллекция предметов из полудрагоценных камней, слоновой кости и серебра, принадлежавших различным династиям, управлявшими Флоренцией от Медичи до Лотарингии. Ее первооснователями были Козимо Медичи-старший, питавший страсть к разнообразным предметам искусства, и его первенец Пьеро Медичи. Однако истинная история великолепного собрания связана с Козимо I Медичи, который стремился превратить Флоренцию в один из главных центров Европы по производству так называемых «малых искусств». Так возникли великие герцогские мастерские, где граверы и ювелиры, соперничая в демонстрации своих техник и изобретений, создавали предметы, которые до сих пор составляют основное ядро музея.

Часть экспозиции Сокровищницы Великих Герцогов

Наряду с большой коллекцией драгоценных украшений из камней, которые Анна Мария Луиза Медичи заказывала для себя по всей Европе, в собрании музея представлены также многочисленные предметы художественного искусства иностранного производства, привезенные в Палаццо Питти Фердинандо III Лотарингии после его возвращения из изгнания во времена наполеоновского правления: золотые тарелки, мензурки, сorno potorio (питьевые рога) в окладах из серебра и эмали, а также многие другие ювелирные поделки европейских мастеров.

Выводы

Так вот, я считаю, если не посетите дворец Питти, значит вы до конца не прочувствуете атмосферу Флоренции. Это будет очень спокойный, интересный и увлекательный отдых, походит для деток школьного возраста, ведь каждый ребенок хотя раз воображал из себя принца или принцессу. Думаю, что вы можете подарить своему чаду немного волшебства и сказки.

На посещение дворца нужно минимум 2 часа, еще 1-1,5 часа на сады Боболи. Очень интересные и хорошо сохранившиеся интерьеры, богатый дворец, огромное количество шедевров. Если есть хоть малейшая возможность сходить в этот дворец — обязательно сходите, на мой взгляд, он даже поинтереснее, чем старый дворец (Палаццо Веккьо).

Часто люди задают вопрос: дворец Питти или галерея Уффици? Думаю, сравнивать эти две достопримечательности некорректно — в каждой свои уникальные картины знаменитых мастеров! Но во дворце Питти вы еще найдете дворцовую обстановку, интересные интерьеры и великолепные сады Боболи. В идеале посетить обе достопримечательности, но если нужно выбрать и Рождение Венеры не самая любимая ваша картина, то лучше пойти во дворец.

Кстати, если вы только собираетесь во Флоренцию, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector