Оружейная палата — старинный музей-сокровищница кремля
Содержание:
- Здание Арсенала
- Золотой и серебряный залы
- Алмазный фонд
- История сокровищницы
- Главные экспонаты
- Оружие
- Веками хранящая государево добро
- На коне
- Оружейная палата Московского Кремля на карте
- Правила посещения
- Экскурсии в Московский Кремль
- Как купить билеты в Кремль
- Что можно увидеть в музее
- Интересные факты
- Экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля
Здание Арсенала
Пушка у здания Арсенала / фото автора
Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.
Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.
Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.
Все остальные объекты находятся по правую руку.
Золотой и серебряный залы
Самые древние, со времен Византии, предметы искусства, что некогда хранились в казне государей и патриарших светлицах переехали в палату три столетия назад.
Уникальным считается кувшин, созданный в лучших традициях византийского искусства. Сплавленный из серебра, он украшен изображениями девяти муз античности. Из нескольких дошедших до нас художественных работ, исполненных в подобной технике, есть золотой образок с распятием, относящийся к XI веку и наперсная икона, дипломатический подарок русскому царю – «Сошествие во ад», в изящной золотой оправе, камеи, украшение полудрагоценными камнями в византийской манере.
Русское искусство многое переняло у константинопольских мастеров, но сумело привнести и собственный колорит. В изделиях, сделанных руками мастеров Киева, Суздаля, Чернигова и других ремесленных городов, еще в домонгольский период, преобладает золото, драгоценные камни, но еще и великолепие кружева скани – филигранное, тончайшее плетение из металлических нитей. Эти ювелирные изделия относят к ранним произведениям искусства.
XV век привносит романтику в ювелирку: московские златокузнецы показывают художественную роскошь корон и венцов, православных предметов, окладов для библии и церковных книг. По конец века Москва вышла на столичный уровень, притянув все лучшее из окрестных центров культуры и искусства Новгородчины, Суздаля и других. А уже следующий век по праву считается вершиной московского ювелирного искусства. В этот период преобладают эксперименты с цветом: появляется белый и голубой в золоте изделий, а также чеканка – отличительная особенность мастеровых.
Интересна серебряная церковная чаша конца XVII века покрыта чеканной росписью, а литые головы ангелов служат рельефной гранью. Конечно, все великолепие создано в основном для церкви: образа, оклады, посуда, кадила, кресты и прочие вещи. Но есть и царские принадлежности. Можно увидеть кубки, ковши, чарки, братины – все, что украшало богатые пиры Михаила Федоровича.
Среди этого пиршества изделий можно выделит три ковша, созданных из сплошного куска золота, в орнаменте с вкраплениями из самоцветов и жемчуга.
Замысловатые композиции появляются на металлических изделиях граверов. Например, серебряный стакан XVII века украшен библейскими сюжетами. Фигур много, техника тончайшая и сложная, заимствованная у восточных и западных соседей.
Серебряные ковши и чаши позднее пользовались популярностью в качестве награды. Их вручали как кубки за военную и государственную службу – казакам и купцам. В перечне таких наградных экспонатов есть ковш времен Петра II.
А когда в моду вошла привычка нюхать табак, то стали появляться похожие на шкатулки разные табакерки, а от них рукой подать до эпохи Фаберже. Среди представленных в музее — три просто роскошные. Из чистого золота, с декором из агатовых пластин, прямоугольной формы — одна из них совершенна в своем исполнении. Другую табакерку венчает вазочка с букетом, в котором цветы бриллиантовые и рубиновые, а зелень — изумруды вместо листьев. Третья – гравирована изображением Елизаветы Петровны. Все изделие украшает россыпь бриллиантов, а два из них довольно крупные.
Еще век спустя ювелирное дело расширило географию. Несколько предметов, принадлежащих генерал-губернаторам сибирской столицы — Тобольска, внесли дополнительный шик в уже существующие стили. Этот город ввел моду на изображение пастушек и охотничьих сцен в создание посуды, а Вологда – привнесла пейзажные сюжеты и городские виды.
Ну и наконец, скажем несколько слов о самой известной ювелирной фирме. Основанная в Санкт-Петербурге, вотчина Фабереже уже в начале XX века стала самой модной и престижной, а предприимчивый и талантливый ее основатель стал главным исполнителем элитных заказов. Пасхальные яйца для последних венценосных персон — вершина его творчества. Миниатюрки снабжены механикой: есть заводной поезд – в позолоте и платине, есть музыкальные мотивы, что до сих пор можно услышать. В Оружейной палате представлены десять из полсотни существующих пасхальных изделий.
Алмазный фонд
Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.
В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.
Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».
Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.
История сокровищницы
Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.
Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.
Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.
Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.
Вход в палаты
Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.
В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.
В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).
Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века
Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.
В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.
Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.
Главные экспонаты
По аналогии с 7 чудесами света, в Оружейной палате можно выделить 7 уникальных экспонатов:
- Конечно же, шапка Мономаха. Драгоценный мех соболя окружает узорчатую золотую тулью. Само по себе это красиво. Но шапка имеет еще и огромную историческую ценность.
- Перо-эгрет с сапфиром. Украшение всадника было преподнесено Екатерине Великой султаном Абдул-Гамидом после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Перо-эгрет украшает редчайший сапфир желтого цвета.
- Карета-сани. Сейчас такой комбинацией мало кого удивишь. А во времена Елизаветы Петровны это было новаторское решение. Историки утверждают, что императрица проехала в странном экипаже из Санкт-Петербурга в Москву всего 3 дня. Обычно на такое путешествие тратили около 10 дней. Сохранилось немного возков, елизаветинский – один из них.
- Мантия из горностаев последней императрицы Александры Федоровны. На парадную одежду пошли шкурки 800 зверьков. И сохранить реликвию было непросто.
- Большой Сион. Эта дарохранительница раньше использовалась в Успенском соборе Кремля. Уникальность ее в том, что она выполнена в виде православного храма. Дата изготовления – 15 век. Но некоторые исследователи придерживаются мнения, что некоторые элементы раритета намного старше.
- Оружейный гарнитур Остен-Сакена. Набор вручили парижане губернатору Остен-Сакену в знак признательности за образцовое поведение русских войск в захваченном городе. На рукояти был бриллиант 35 каратов, украденный в 20-е годы ХХ века. При реставрации камень заменили аналогичным.
- Ленный кубок. По традиции, вассалы подносили своему господину такой кубок, наполненный монетами. Особенность раритета в том, что букашки и лягушки, отлитые из серебра, в момент изготовления были живыми. В Германии 15 века такая техника была распространена.
Оружие
Свое название музей оправдывает: в его основе все ж таки – вооружение, над которым трудились мастеровые на протяжении многих веков. Здесь можно увидеть сабли, клинки, мечи, эфесы с инкрустацией драгоценными камнями, доспехи, ордена и многое другое.
Все это поделено на три группы. В одной – русское вооружение, что относится к XII веку. В другой – европейское, большая часть которого датируется эпохой расцвета в 16-17 веках. В третьей — восточное элитное боевое оружие, представленное, в основном, турецкими мастерами, не жалеющими агата, яшмы, нефрита и горного хрусталя для украшения, и иранскими, предпочитающими утяжелять вес оружия жемчугом с золотом.
Можно много рассказывать об истории русского оружия – она прослеживается по экспонатам, представленным в музее. Но мы возьмем три из них: древнюю кольчугу, ружье любительницы пострелять в уток и законодательницы моды на охоту Екатерины II и высшую военную награду Российской империи, которую эта императрица учредила.
Кольчуга весом в 16 кг и состоящая из двадцати тысяч колец относится ко времени правления Ивана Грозного. Она принадлежит его воеводе князю Шуйскому и является самым старым экспонатом среди подобных.
Сохранилась она благодаря тому, что стоила очень дорого и ее берегли больше, чем сегодня самый дорогой фрак от английских дизайнеров.
Охотничье ружье для Екатерины было изготовлено по спецзаказу ведущим оружейным мастером Санкт-Петербургского Ружейного двора. У ружья даже есть стиль, такой же как и у эпохи – рококо. Его ствол темной вороненой поверхности с орнаментом и инкрустацией золотом. При Екатерине II был сделан шаг вперед в освоении зарубежных рынков военного оружия: русское считалось самым выдающимся.
Она же учредила наградное оружие: саблю и знаком ордена Святого Георгия. На ее царствование пришлась война с турками, поэтому большинство из 300 награжденных были ее участниками. 80 наград из этого количества – дорого обошлись казне, потому что были украшены не только золотым эфесом, но и бриллиантом. Ими награждали генералов, а те, кто меньше рангом получали награду без камня.
Есть в экспозиции и наградные гарнитуры: шпага, ружье, пара пистолетов и прочие принадлежности. Этот набор парижане вручили генералу русской армии в 1814 году, о чем свидетельствует гравировка золотом на клинке. Через 20 лет генерал передал дар в Оружейную палату, о чем сохранилось письмо. Он легко расстался со шпагой в белых ножнах с лазуритовым эфесом, в который был вставлен большой бриллиант. Кстати, в революцию камень исчез, его восстановили в годы советской власти.
Веками хранящая государево добро
Оружейный приказ при Московском Кремле был хранилищем военного снаряжения и вооружения. Он был связан с Казенным двором, куда свозили все ценности государева двора. В 1560 году объединили эти два объекта и изменили название.
С тех давних пор, Оружейная палата – это место особое, где находились под усиленной охраной бесценные артефакты, принадлежащие предшественникам царей, дорогие подарки и трофеи, взятые у неприятеля. А Россия во все времена вступала в различные войны, так что недостатка в них не было.
Другая функция прикремлевской ризницы – собственные мастерские, где изготавливали оружие, занимались поставкой различной утвари для дворца, обучали иконописи и выполняли многие другие работы. Надо ли говорить, что в них работали самые лучшие мастера?
В разное время эта прикладная деятельность менялась, например, в XVII веке там работали ювелиры, но неизменным оставалась главная задача – сохранять царские реликвии. Уникальными экспонатами еще в то время были награды царей и патриархов, золотая и серебряная посуда, княжеский шлем отца Александра Невского и многое другое, относящееся к XII веку.
С каждым новым правителем и новой войной фонды пополнялись и не только из дворцовых палат, но из конюшен, столовых, княжеских усадеб, полей сражений.
Не уберегли часть реликвий лишь однажды: в 1737 году в Москве случился большой пожар, оставивший целыми лишь казну и несколько самых древних экспонатов, хранившихся отдельно от всего. Пострадавшее от огня здание пришлось разобрать, сохранившиеся экземпляры переехали на временное хранение в Теремной дворец. Для страховки пригласили художника, который написал своеобразную художественную летопись. Его рисунки дошли до нашего времени и стали наравне с другими описями – бесценным свидетельством истории.
Война с Наполеоном внесла свои коррективы: казну и все ценности погрузили на корабль и доставили в Нижний Новгород. Два года они там находились под неусыпным контролем.
Вернулись они уже в новое здание, изменился и статус Оружейной палаты: ко всем прочим служащим в руководство государственным хранилищем были введены просвещенные знатоки истории и искусств, и перед посетителями впервые открылись двери.
Здание Оружейной палаты было возведено по приказу Николая I. Он интересовался всем: даже проекты эскизов расположения экспонатов в залах утверждал сам. Он и стал первым посетителем получившего статус музея – дворцового хранилища. Позже двери музея открылись для представителей всех сословий, исключая крепостных. Популярностью у тысячи зевак пользовались не только залы с уникальным оружием, оправленным драгоценными камнями, но и с гардеробом коронационных особ.
Ввел правило все платья непременно после коронации сдавать на хранение в Оружейную палату еще Петр I. Поэтому по ним легко проследить модные тенденции целых эпох. В коллекции 17 нарядов, десять из которых – женские. И это – не самая большая из всех существующих в мире. Например, подобная традиция существовала в Швеции, где хранится самая значительная коллекция королевских одежд. Есть подобные экспонаты в Англии, Австрии и Дании. Но вряд ли где сохранилось подробное описание создания платьев: так называемые кроильные книги составляют отдельную историческую ценность, и все они, наравне с другими описями хранятся в архивном фонде Оружейной палаты.
На коне
Отдельный зал и не самый маленький по площади отдан коллекции конского убранства, которая не имеет аналогов в мире. Ни у кого нет такой, а у нас она сохранилась, благодаря традициям сохранять все царское. Привозят, например, дары покоренные турки Екатерине II из своей сокровищницы, а она велит их везти на хранение. Седла, попоны, сбруя, другие украшения в золоте и драгоценностях, одно только перо для всадника, усыпанное бриллиантами, могло кормить и поить весь двор в течение года — все складировалось в Конюшенную казну. Кроме, разумеется, породистых скакунов. Среди турецких подарков оказалось серебряное ведро начало XVII века, которое царица получила в дар полтора столетия спустя.
Накопилось много ценного и из предметов, созданных в собственных мастерских. Это седла в оправах, украшенных дорогими камнями, позолоченные уздечки, попоны и покрывала из дорогих тканей, расшитые золотом, различные украшения для коней по богатству не уступающие королевским ювелирным изделиям.
Самым ранним в этой коллекции является седло Ивана Грозного из красного бархата, прекрасно сохранившим яркость цвета, украшенный золотыми вкраплениями, серебром, сапфирами и другими камнями, с чеканной вставкой и расшитый золотыми нитями. Историки утверждают, что он был большим любителем покрасоваться верхом и был талантливым полководцем.
Недаром Конюшенная казна занимала важное место в ряду государственных сокровищниц. Ее штат в XVII веке состоял из семисот человек, содержащих более 40 тысяч лошадей
Из них 150-т предназначались для царя, еще столько же для царской семьи, остальные для послов. В парадных выездах участвовали три тысячи лошадей элитных пород. Но большинство – конница для военных походов.
Не уступает по уникальности и коллекция экипажей, в которых венценосные пассажиры пересекали границы Кремля. Их двадцать четыре, начиная от созданных в XVI веке колымаг, возивших исключительно царей и представителей церкви (только через столетие в конные повозки могли сесть бояре и прочая знать), до карет, какие мы все видим в фильмах о том времени. Все они имеют определенные названия, конструкцию, назначения и отражают дух времени. Петербургские мастера сделали двухместную карету для Анны Иоановны в стиле барокко, а ее последовательница Елизавета Петровна выезжала в венской карете, отмеченной рококо. Элегантные четырехместные кареты появились во времена правления Екатерины II: зимой она выезжала в экипаже, созданном в Берлине, а летом пользовалась английской коляской. Этот летний открытый экипаж ей подарил граф Орлов. Знатоки называют ее шедевром каретного искусства того времени. Она необычна по исполнению: это чисто женский вариант — ее кузов напоминает то ли гондолу, то ли крылья птицы, то ли открытую морскую раковину. В общем, на этой жемчужине коллекции поднимали придорожную пыль и последующие правители. Несмотря на то, что они были мужчинами.
Увидеть можно экипажи для парадных выездов мастеров и других европейских центров — Парижа и Вены. Французский вариант принадлежал дочери Петра I. Это изящная, легкая, сверкающая золотом на солнце, в росписи из нимф карета. Елизавете Петровне принадлежали и две кареты венских мастеров, одна из которых роскошный подарок графа Разумовского.
На месте Конюшенного приказа и стоит современное здание музея.
Революция, гражданская война и Великая Отечественная повлияли на сохранность многих экспонатов. Часть коллекции (исключая кареты и некоторые иконы) была эвакуирована в Свердловск летом 1941 года, но, несмотря на тяжесть времени и сложность дороги, пережила все это время благополучно. Волнений у хранителей, сопровождавших сокровища, было предостаточно. А как только они вернулись в Москву, был уже готов проект новой экспозиции. Через полтора месяца, весной 1945 года, в залах проводили экскурсии для участников Парада Победы, одним из которых был будущий президент США Эйзенхауэр.
Несмотря на большой интерес и положительные отзывы от деятелей культуры и искусств об экспозиции, выставочные площадки Кремля открыли для массового посещения только в 1955 году. Через пять лет Оружейная палата официально вошла в его состав, а еще через два года открылся филиал в Патриарших кремлевских палатах как Музей прикладного искусства. В самом же здании Оружейной палаты вот уже полвека работает постоянная выставка Алмазного фонда.
Оружейная палата Московского Кремля на карте
Оружейная палатаМузей в Москве
- Что посмотреть в Дрездене за 1 день – 20 самых интересных мест
- Кунсткамера в Санкт-Петербурге
- 25 лучших пляжей Болгарии
- Как купить билет на авиасейлс: инструкция, советы
- Туры в Испанию на 7 ночей, отели 3-4*, завтраки+ужины от 68 234 руб за ДВОИХ – июль
- Страховка для поездки в Чехию
- Вердонское ущелье во Франции
- Туры в Грецию на 9 ночей, отели 4-5*, завтраки от 74 095 руб за ДВОИХ – октябрь
- Автобусные туры: преимущества и недостатки
- Центр Амстердама: самые интересные места
- Отдых в Лазаревском
- Туры в ОАЭ на 9 ночей, отели 4-5*, завтраки от 84 282 руб за ДВОИХ – октябрь
+1
Правила посещения
Граждане, желающие посетить экспозицию, обязаны соблюдать правила:
- приходить в означенное на входном билете время
- оставлять крупногабаритные вещи в камере хранения
- запрещается посещение выставки с животными
- запрещается задерживаться на экспозиции после окончания сеанса
- запрещается пребывать на территории экспозиции в нетрезвом состоянии
- запрещается громко разговаривать или шуметь во время экскурсии
- запрещается проводить собственную экскурсию
- запрещается проводить видео или фотосъемку
- запрещается приносить с собой еду и напитки, в том числе алкогольные
- запрещается употреблять еду и напитки
- запрещается бегать по территории выставки
- запрещается заходить за установленные ограждения
При нарушении правил администрация имеет право удалить посетителя с территории экспозиции. В случае активного неповиновения могут быть приняты меры в соответствии с законами РФ.
Экскурсии в Московский Кремль
Есть еще один, пожалуй, самый простой способ попасть в Московский Кремль – предварительно заказать экскурсию. Экскурсии проводит сам музей-заповедник либо для индивидуальных путешественников в составе сборной группы, либо для организованных групп.
На экскурсии в Оружейную палату или Алмазный фонд необходимо входить через отдельные ворота в Боровицкой башне
Подобрать подходящую экскурсию также можно по ссылкам ниже:
- Групповая экскурсия по территории Московского Кремля и временным выставкам (до 10 человек)
- Групповая экскурсия в Оружейную палату (до 10 человек)
- Экскурсия по территории Московского Кремля и одному собору для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)
- Экскурсия по Оружейной палате для организованных групп взрослых и индивидуальных путешественников (10-20 человек)
Booking.com
Как купить билеты в Кремль
Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора
Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.
Какие бывают билеты в Кремль:
- Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
- Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
- Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
- Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.
Дети до 7 лет проходят бесплатно.
Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.
Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.
Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.
Что можно увидеть в музее
Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии.
Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.
Один из самых известных экспонатов сокровищницы — отороченная соболем шапка Мономаха.
Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.
В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века.
Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр — будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей — Софья, которая приглядывала за младшими братьями.
Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков
Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному.
Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.
Музей не назвали бы Оружейной палатой, если в нем не хранилось старинное оружие. В залах сокровищницы сверкают разными оттенками эфесы мечей и шпаг, которые богато украшены золотом и драгоценными камнями. Большое впечатление производят старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой и полноростовой макет рыцаря, восседающего на боевой лошади. Фигура воина полностью закована в броню, и в ней оставлена лишь одна щель для глаз. Лошадь, за исключением ног и глаз, тоже покрыта листами гравированного металла.
Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.
Шапка Мономаха
Интересные факты
При Иване 3 на территории располагалась Большая казна. Историки считают ее предшественницей будущей Оружейной палаты. В первой половине 16 века сформировался Оружейный приказ. Он использовался для складирования оружия. Во второй половине 16 века название изменилось на Оружейную палату.
Мало кто знает, что Иван 4 организовал в хранилище оружия мастерские. В них изготовлялись разные предметы по государеву заказу. Во второй половине 17 века хранилище дополнилось предметами искусства. Именно с этого времени кладовая стала центром общерусского национального искусства.
В государевых мастерских изготовляли:
- оружие
- знамена
- броню
- золотили кость и дерево
- резали и ковали железо
- писали иконы
Фонды палаты пострадали во время пожара Кремля в первой половине 18 века. Сгорели знамена полков Карла Шведского, захваченные в Полтавском сражении. Часть раритетов оказалось повреждена и не подлежала восстановлению. Сокровища, пережившие пожар, разместили временно в Теремном дворце.
Построенное для сокровищницы здание не имело отопления. К тому же, оно было из дерева, то есть пожароопасного материала. Раритеты то пересыхали, то отсыревали, плесневели и ржавели. Переоборудовать старое помещение оказалось слишком дорого. Поэтому потребовалось строить новое здание.
К началу войны 1812 года фонды экспозиции были довольно внушительны. Их эвакуировали в Нижний Новгород. К сожалению, на месте временного хранения условия оказались не подходящими: части предметов потребовалась реставрация.
Во время Великой Отечественной войны остро встал вопрос о сохранении раритетов. Сначала предполагалось укрыть экспонаты в Тайницкой башне. Но уже к осени стало понятно, что эвакуация неизбежна. Сокровища погрузили в вагоны и отправили в Свердловск. С ценностями поехали 11 сотрудников. Операция была секретная, контролировалась НКВД.
В Свердловске раритеты приняло на хранение местное НКВД. Сотрудников поселили в бараках. Но ценности не остались без надзора. Эвакуированные работники осматривали сокровища, своими силами проводили реставрацию.
В Кремлевской Оружейной палате оставили экспонаты, которые было трудно перевозить: кареты, троны. Их сохраняли оставшиеся в Москве сотрудники. Руководили работами комендант Кремля и директор музея. В 1943 году их наградили орденами.
Подготовка к возвращению раритетов началась после того, как угроза, нависшая над Москвой, миновала. Это заняло несколько лет. Сокровища вернулись на свое постоянное место только в феврале 1945 года.
Экспонаты Оружейной палаты Московского Кремля
Свое название палата получила по той причине, что в основном здесь работали оружейники — лучшие золотых и серебряных дел мастера. И оружие они изготавливали легкое, удобное и высокими боевыми качествами. Позже к Оружейной палате присоединяется мастерская по иконописи, в которой трудились знаменитые мастера С. Ушаков, Ф. Зубов и И. Безмин.
На протяжении всей истории музей пополняется ценными предметами: подарками, военными трофеями и ценными находками. Во времена гонения религии здесь также удалось сохранить ценности закрытых храмов. В залах музея представлена парадная одежда царей и одежда представителей русской православной церкви, золотые и серебряные изделия, изготовленные талантливыми мастерами. Одна из самых известных реликвий — это шапка Мономаха, украшенная соболиным мехом и драгоценными камнями. Ею венчали на царство великих князей Руси до начала правления Петра I. Посетители смогут увидеть знаменитый двойной трон, на котором короновали братьев — пятнадцатилетнего Ивана V и десятилетнего Петра Алексеевича, будущего Петра Великого. Трон необычен тем, что в нем есть маленькая дверца и комнатка. По одной легенде там находился тот, кто подсказывал братьям то, что надо говорить. А по другой легенде здесь прятались те, кому не разрешалось присутствовать на церемониях. Необычен трон Ивана Грозного, облицованный пластинами из слоновой кости с различными изображениями.
Здесь Вы увидите коллекцию вооружения и западноевропейские изделия из серебра и даже предметы парадного конского убранства. Так здесь представлен макет рыцаря на лошади. И рыцарь и лошадь закованы в броню. У рыцаря — только щелка для глаз. У лошади открыты только ноги и глаза. Всего в музее около 4000 уникальных экспонатов декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока. Их высокая ценность принесли мировую известность музею. Дмитрий Лихачев так сказал, что этот уникальный музей «больше чем музей. Это овеществленная память нашего народа, сокровищница России».