Архангельский собор московского кремля

Посещение храма

На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00
Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.
Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет
Это правило действует только для граждан России

Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

Иоанн Грозный. Первый царь

В 1533 году к власти пришел Иван Грозный. Он впервые в российской истории проходит обряд венчания на царство, как это было принято прежде в Византии. Теперь он именуется царь всея Руси. До Грозного правители Руси обряд миропомазания не проходили, потому именовались Великими князьями. Этот титул в Европе переводили как «принц» или «великий герцог». Царский же титул стоял наравне с титулом король. Это позволяло Грозному занять совершенно иную позицию в дипломатических переговорах.

Обретение Иваном Грозным царского статуса позволило ему сформулировать теорию, выделяющую царствующую ветвь из общего княжеского рода. Царь и его потомки теперь выделялись особой харизмой, благодатью, полученной через обряд царского венчания. Как один из куполов Архангельского собора отличается от остальных позолотой, так и царская семья отличается от своих великокняжеских родственников. В подтверждение этой теории Иван Грозный приказывает выделить для своего погребения отдельное место в Архангельском соборе. Внутри алтарной части с его южной стороны создается особая царская усыпальница, по сути отдельный храм в храме. Позже там будет похоронен сам Иван Грозный и два его сына.

В 1963 году останки Ивана Грозного были извлечены из усыпальницы и исследованы. Тогда впервые удалось установить, как действительно выглядел самый неоднозначный правитель в российской истории. Кроме этого ученые подтвердили точную дату его смерти — 18 марта 1584 года. Работами руководил известный антрополог Михаил Михайлович Герасимов.

По иронии судьбы отдельное захоронение внутри алтаря собора стало своеобразным памятником угасшему роду Калитичей. В ходе борьбы за власть они уничтожили друг друга, к семнадцатому веку в их роду не осталось ни одного законного претендента на трон. Через несколько смутных лет в усыпальнице Грозного похоронят царя уже новой династии, Бориса Годунова. Но очень скоро по приказу Лжедмитрия первого прах Годунова перенесут в Варсонофьевский монастырь. Это единственный случай перезахоронения царя из Архангельского собора.

Прошло много лет и люди забыли тонкости политических интриг смутного времени. Забылись имена, для большей части современных людей события тех лет — лишь увлекательный детектив, написанный историей.  На стенах собора среди праведников и святых мучеников появляются портреты московских князей. Они представлены с нимбами, как святые, независимо от того были они канонизированы или нет. Рядом с каждым изображался святой покровитель князя, и каждый человек, приходящий в храм, мог убедиться в богоизбранности и высоком предназначении царской династии.

Что принес собору XX век?

Большой объем работ по благоустройству и реставрации собора провели в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие Царствующего Дома Романовых. К торжествам, организованным по случаю столь знаменательной даты, была сооружена мраморная сень над гробницей основателя династии – царя Михаила Федоровича. Ее выполнили по эскизам, сделанным собственноручно великим князем Петром Николаевичем – внуком императора Николая I.

Очередной раз значительные повреждения были нанесены собору в 1917 году, когда после октябрьского вооруженного переворота он оказался под огнем артиллерии, обстреливавшей Кремль. Вскоре после этого богослужения в нем прекратились, и длительное время двери храма оставались запертыми. Лишь в 1929 году их отворили, чтобы внести в подклеть (нижний этаж) гробницы с останками женщин, принадлежавших к династиям Рюриковичей и Романовых. Как уже говорилось выше, это случилось после того, как была взорвана церковь Вознесения Богородицы, где они до той поры находились.

Внутреннее убранство собора

Интересно, что роскошным интерьер Архангельского собора стал только в эпоху правления Ивана Грозного. Именно он поручил создать в храме первый расписной иконостас, однако, до наших дней он не сохранился. За обновление внутреннего убранства церкви взялись в 17 веке. Главным вдохновением для мастеров послужили интересные факты из биографии покоящихся в храме правителей.

Фрески и уникальные росписи Архангельского собора в наши дни считаются одними из самых привлекательных его черт. Над оформлением интерьера строения трудились такие таланты, как Федор Зубков, Гурий Никитин, Яков Казанец и не только. Царям и их родным посвящено более 60 изображений (на стенках собора можно увидеть портрет князя Владимира, Невского, Боголюбского, Семена Гордого и не только). Великие правители, покоящиеся здесь, изображены в молитвенной позе. Каждое из захоронений дополнено надписями, указывающими на имена усопших, имена их небесных покровителей.

Фрески Архангельского собора гармонично дополнены уникальными храмовыми иконами, в числе которых и «Благовещенская Устюжская», лик Николы Можайского, Иоанна Предтечи. Они, по мнению историков и богословов, относятся к временам правления царя IY. Тем не менее, возраст их не столь почитаемый, как возраст образа Архангела Михаила. Последний, по некоторым данным, был заказан вдовой Дмитрия Донского, Евдокией.

Икону написали в честь удачного завершения Куликовской битвы. Ряд экспертов предполагает, что над созданием лика трудился Феофан Грек вместе со своими учениками. До того, как икона попала в Архангельский собор, она была главной святыней другого храма, возведенного при Иване Калите.

ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.

Наряду с древними, особо ценными образами, в церкви можно увидеть иконы XYIII века, в том числе и те, которые были сделан на заказ Федора Алексеевича. Что касается иконостаса в целом, то сохранившийся до наших времен, он изготовлен 60 мастерами. Резной, четырехуровневый, он увенчан Распятием и ликом Богоматери, а также Великого Архиерея.

Архангел Михаил

Архангельский собор был освящен в честь Архангела Михаила. Он считался покровителем княжеского рода. Нередко на иконах и фресках Архангел изображался в царских одеждах. Сопоставление Архангела Михаила и христианских правителей не случайно. Архангел является главой ангельского войска, призванного защищать божественный порядок и веру христианскую. Великий князь же был предводителем войска земного и отвечал за порядок в своем царстве.

По преданию княгине Евдокии, вдове Дмитрия Донского, во сне явился архистратиг небесного воинства Михаил, и княгиня заказала икону с изображением этого ангела, который в христианской традиции почитался не только как небесный воин, но и как проводник душ умерших в царство мёртвых. И как только был создан этот образ, который соответствовал ее видению, она вскоре приняла постриг с именем Евфросиния. И как говорится в повести, мирно почила в московском монастыре.

Под сводами Архангельского собора воссоединились все Калитичане, несмотря на то, какие отношения у них были при жизни. Однако на расположение гробниц внутри храма политические мотивы оказали самое непосредственное влияние. Гробницы великих князей московских располагались вдоль почетной южной стены, рядом с фресками, на которых изображен рай.

Вдоль западной стены собора хоронили удельных князей, в северо-западной части собора находится особое захоронение. Здесь стоят гробницы князей Старицких. Все они умерли насильственной смертью в процессе борьбы за власть.

Собор в XVI—XVIII вв

В 1547 году храм пострадал при пожаре. Но мастера Новгорода и Пскова отреставрировали настенную роспись, которую повредил огонь. С 1599 по 1765 год в соборе проводились поминальные службы по усопшим князьям и царям. При царе Алексее Михайловиче Романове начали восстанавливать стенопись, которая к тому времени обветшала. Старую живопись стёрли, сделали её описание и приступили к нанесению новой. Но закончить не удалось, потому что в казне не хватило денег. Как подтверждает википедия, долгие войны с Польшей и Швецией её опустошили.

Реставрировать внутреннее убранство продолжили в 1660 году. Завершили через шесть лет. Последние работы проводили девяносто художников во главе с иконописцем Симоном Ушаковым. В числе других живописцев были:

  • Гурий Никитин;
  • Яков Казанец;
  • Сидор Поспеев;
  • Фёдор Зубов;
  • Иосиф Владимиров.

Посмертные образы правителей Алексея Михайловича и Михаила Фёдоровича для обители написал Симон Ушаков в 1677 году. Новый узорочный иконостас был сделан в 1680 году. При Елизавете Петровне собор был повреждён в 1737 году Троицким пожаром. Его капитальным ремонтом тогда занимался князь Д. Ухтомский. В это время сделаны чеканные позолоченные киоты из серебра для икон, отреставрированы надгробия и парсуны царей. В эти годы шлемовидный главный купол сменили луковичным. Тогда же часть фасада с южной стороны перекрыли стенами из белого камня, а закомары лишили декоративной отделки.

В 1742 году организовано Московское епархиальное управление, и собор Михаила Архангела становится кафедральным. Протоиереем храма с 1771 по 1801 год был автор сочинения «Церковный словарь» Пётр Алексеев. В 1772 году обновили решётки около захоронений, отреставрировали верхние ярусы иконостаса, сделали пять новых паникадил. Также сшили новые покрывала из бархата на гробницы царей, а суконные с серебряными крестами из тесьмы на надгробия Великих князей.

Екатерина II Великая во время своего правления решает построить Кремлёвский дворец вблизи Архангельского собора. Автором грандиозного проекта был Василий Баженов. Но в 1773 при рытье котлована под фундамент в краткий период на стенах храма появились трещины, а земля рядом начала проседать. После доклада об этом работы спешно прекратили, а тремя контрфорсами укрепили стену с южной стороны здания.

Усыпальница царей

По своей сути храм – это царская усыпальница. Обычай погребать в храмах пришел из Византии. Считалось, что некоторые важные особы «после смерти не умирали». Так возникла традиция – для представителей одного правящего рода возводятся усыпальницы, поэтому в соборе св. Архистратига Михаила покоятся останки династий Рюриковичей и Романовых. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской. У южной стены находятся гробницы великих московских князей, в западной части – останки удельных князей, в северной части можно осмотреть погребения князей, которые попали под царскую опалу.

Гробница Ивана IY Грозного расположена на алтаре, в отдельной усыпальнице

Привлекает внимание рака, в которой находится тело младшего сына Ивана IY – царевича Дмитрия. Расположена она в центральном нефе

Как известно по истории, царевича убили в Угличе, хотя об этом до сих пор спорят историки. Члены династия Романовых, в том числе Михаил и Алексей, покоятся в центре собора. Последним из рода Романовых был погребен внук Петра Великого, Петр II, это произошло в 1730 году.

В настоящее время существует 44 надгробия, относящиеся к 30 годам XYII столетия. Они сделаны из кирпича и облицованы белыми плитами, на которых можно прочитать имена и даты жизни усопших. В первой четверти двадцатого столетия надгробья закрыли латунными покрывалами.

История строительства

О первой, деревянной церкви историкам не известно почти ничего, они предполагают, что она была построена в двадцатых годах XIII века. В это время на Руси княжил Хоробрит. Правил он недолго, так он был смертельно ранен в сражении с литовцами. В XIY столетии на месте прежней церкви по приказу князя Ивана Калиты (годы правления -1325-1340) было воздвигнуто каменное сооружение. Как следует из исторических документов, в то время на Руси был страшный неурожай ржи, одного из основных продуктов питания, народ начал голодать. Иван Калита дал обет построить собор, чтобы остановить неурожай и восстановить в стране спокойствие. О первом храме, построенном из камня, ученым известна лишь дата окончания строительства — 1333 год, в этом же году, в сентябре, митрополит Феогност освятил его.

Позднее возвели приделы, названные в честь святых Андрея и Симеона, а через несколько лет появились приделы Вознесения Господня и апостола Акилы. Но, так как они были сооружены из дерева, почти полностью выгорели во время сильнейшего пожара 1475 года, когда огнем было охвачено Москворечье, Арбат, Занеглименье. Через несколько лет приделы заменили на каменные. Но на каком месте они были расположены, историкам определить не удалось. Во время княжения Ивана III здание потеряло свое величие, обветшало, к тому же пострадало от молнии в 50-х годах XY века. Поэтому, в 1505 году князь повелевает разобрать старый храм и возвести новый. К сожалению, Иван III умер до окончания строительства. Его погребли в Архангельском соборе — это первое захоронение здесь царственных особ.

Строительство здания было завершено в 1508 году и существует до сегодняшнего дня. Для его строительства из Италии пригласили одного из самых известных зодчих того времени — Алевиза Нового. Он использовал в архитектуре мотивы, присущие итальянскому Ренессансу. Само здание пятиглавое, с восемью приделами. Закомары (полукруглые завершения внешней части стены) украшены раковинами. Пилястры (вертикальный выступ в стене, напоминающий колонну) украшены растительным орнаментом. Современников поражал и изумлял новый собор, его вид был нехарактерен для храмов Руси, напоминая скорее итальянские дворцы. Освятил его митрополит Симеон в сентябре 1508 года.

Здание очень пострадало в 1812 году, во время Отечественной войны — наполеоновские солдаты надругались над святым местом, устроив в нем походную кухню. Затем, в 1917 году собор получил сильные повреждения во время обстрела Кремля, а на следующий год его закрыли для посещения. В 1929 году в подклет храма перенесли останки женщин царских династий.

История Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247–1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии — в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505–1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Архитектура и интерьер

Белокаменный храм привлекает множество паломников, туристов и любителей русской истории. Его внешний вид, интерьерные решения и некрополь — часть великого исторического наследия Руси.

Внешний вид

В основе классического пятиглавого и пятиапсидного здания стоят шесть столбов. Стены храма возведены из кирпича, отделаны белым камнем и прорезаны узкими окнами. В их украшении использовались детали характерные для венецианской архитектуры эпохи Возрождения. К ним относятся:

  • многопрофильные карнизы;
  • полуколонны с растительными капителями;
  • закомары, оформленные в форме раковин;
  • сочетание одного большого и трёх маленьких круглых окон в центральной закомаре западного фасада.

Пятиглавие смещено в сторону апсид. Центральный позолоченный луковичный купол окружён четырьмя шлемовидными серебряными главами. Динамики внешнему виду постройки придают барабаны, диаметр которых имеет разную величину. Они прорезаны узкими окнами.

Интерьер

Интерьер собора резко контрастирует с его внешним видом. Стены и потолок храма покрыты росписью. Следы первой росписи XVI века сохранились в диаконной части храма. Сохранившийся до наших дней был изготовлен в конце XVII века. Он имеет три уровня, разделённых небольшими карнизами.


Внутреннее убранство Архангельского собора

Это деление повторяется и на стенах здания. Основными сюжетами настенных росписей являются:

  • сюжеты из легенд, связанных с архангелом Михаилом;
  • картины, посвящённые борьбе русских воинов с неприятелями;
  • условные портретные изображения князей и царей.

За многовековую историю интерьер храма несколько раз обновлялся и реставрировался.

Усыпальница

На сегодняшний день в храме архангела Михаила, расположенном в московском кремле, располагаются 46 великокняжеских и царских погребений. Кроме правителей Московского государства на территории усыпальницы нашли своё последнее пристанище поместные князья, относящиеся к правящей династии.

Женщин княжеского рода и царицы хоронили в Вознесенском монастыре. После его закрытия и сноса в 1929 году их погребения перенесли в подвал Архангельского храма.

Чтобы легко ориентироваться среди множества захоронений необходимо знать их схему. У центральных столбов размещены погребения царей из рода Романовых. Вдоль стен находятся могилы князей Рюриковичей. Исключение составляют следующие захоронения:

  1. Гробницы царя Ивана Грозного и его сыновей расположены в алтарной части здания.
  2. В центральной части храма располагается рака с мощами царевича Дмитрия.
  3. В северной части собора у стены находится ковчег с мощами святого мученика Михаила Черниговского.

Интересно! Единственным императором, погребенным в Архангельском соборе, стал Пётр II, умерший в Москве. Его могила находится в центральном проходе напротив раки с мощами царевича Дмитрия.

Эпилог

Прошли столетия, в двадцатом веке Архангельскому собору довелось пережить и обстрел революционными войсками, и запрет на богослужения у царских гробов. Но главный княжеский храм не был разграблен и был превращен в музей.

Сейчас в подклете Архангельского собора ведутся реставрационные работы. В одном из саркофагов были обнаружены мощи преподобной Евфросинии московской, единственный святой из женщин московского княжеского рода. Той самой вдовы Дмитрия Донского, которой явился Архангел Михаил. 28 мая 2008 года, в год 500-летия Архангельского собора, состоялось знаменательное для верующих и для истории собора событие — мощи святой Евфросинии московской были подняты из подклета и перенесены в придел святого мученика Уара.

На протяжении столетий Архангельский собор был олицетворением русского государства. В его судьбе, как в летописи, запечатлено каждое мгновение российской истории. И не раз бывало, что собор сам играл ключевую роль в исторических событиях. Во многом благодаря Архангельскому собору Москва стала духовным и политическим центром России, обрела славу и величие.

Усыпальница Архангельского собора

Как и любой древний некрополь, усыпальница в Архангельском соборе хранит немало тайн. Погребения в храме делали ещё тогда, когда он был деревянным. Но кого именно хоронили в первой церкви, неизвестно. Сегодня в соборе насчитывается 56 погребений.

Первым в каменном соборе похоронили его основателя — князя Московского Иоанна Калиту. В 1505 году, когда старый собор разобрали, старые склепы вынесли и поместили в храм Иоанна Лествичника. Саркофаги вернули обратно только осенью 1507 года, и с этого времени все погребения в соборе стали делать по строгим правилам.

Вдоль южных стен расположена царская усыпальница — надгробья, под которыми лежат великие князья и цари. У алтаря покоятся Василий II Тёмный, его сын — Иоанн III и внук — Василий III. Здесь же находятся погребения Иоанна IV Грозного, умершего в 1581 году царевича Иоанна Иоанновича, царя Фёдора Иоанновича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и место, на котором первоначально захоронили Бориса Годунова. Рядом стоит серебряная рака младшего сына Иоанна IV Грозного — царевича Дмитрия, погибшего в детском возрасте в Угличе.

С западной стороны собора можно увидеть захоронения близких родственников московских правителей — удельных князей. Усыпальница выполняла роль места, где «примирялись» враждующие кланы, поэтому вдоль северных стен хоронили опальных князей, с которыми враждовали московские князья. На северо-западе и юго-западе усыпальницы находятся саркофаги представителей татарской знати, принявших православную веру и служивших при царском дворе.

В центре алтаря, отдельно от других, стоит рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного Православной Церковью к лику святых. В 1246 году он отправился в Орду, чтобы получить разрешение на княжение. Князь отказался выполнить требования ордынцев и не стал кланяться идолам, поэтому ему отсекли голову. В 1570 году во время правления Иоанна IV Грозного мощи князя перевезли из Чернигова и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Представители рода Романовых лежат возле центрального столпа храма. Здесь находятся захоронения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и родных братьев Петра I — Фёдора и Иоанна. После Петра I всех представителей правящей династии стали погребать в новой российской столице — Санкт-Петербурге. Исключение было сделано лишь для Петра II, который заболел чёрной оспой и скончался в 1730 году.

В начале XX века Россия готовилась отпраздновать 300-летнюю годовщину династии Романовых. Старинный некрополь, как и весь собор, переделали и тщательно отреставрировали. Однако, при реконструкции было допущено несколько ошибок. В надписях над склепами некоторых удельных князей назвали великими, а на ряде надгробий надписали неверные даты смерти.

Традиционно женщин, принадлежавших династиям Рюриковичей и Романовых, хоронили в некрополе Вознесенской обители. Но при советской власти было принято решение уничтожить древний монастырь. В 1928 году, перед разрушением обители, останки великих княгинь и цариц перенесли в крипту южной пристройки собора.

Посещение собора

Храм стоит на Соборной площади. Попасть сюда можно по билетам, которые продают в кассах у выхода из станции метро «Александровский сад». Кассы открыты во все дни, кроме четверга: с октября по середину мая — с 9:30 до 16:30, и с середины мая по сентябрь — с 9:00 до 17:00.

«Единый билет на посещение ансамбля Соборной площади», кроме Архангельского собора, позволяет осмотреть Патриаршие палаты, храм Ризоположения, а также Успенский и Благовещенский соборы. Кроме того, в субботние дни по этому билету можно поприсутствовать на зрелищном разводе караулов Президентского полка. Билеты стоят 500 рублей для взрослых и 250 рублей для студентов и пенсионеров.

Стеновая роспись

Ещё при Иване Васильевиче в XVI веке храм расписали фресками. Сейчас их уцелевшая часть картинок находится в восточной части храма, у алтаря. Особую ценность представляет стенопись. Храмовую роспись выполнили художники кремлёвской Оружейной палаты в XVII веке. Главный смысл этой живописи — общность церкви и страны. По аналогии с другими храмами роспись здесь находится на стенах ярусами, а также внутри купола и в апсиде. Так, стенопись с западной стороны и на сводах храма посвящена основам христианского православного учения.

Западная и южная стена покрыты изображениями, которые кратко рассказывают о деяниях Архистратига Михаила, святого защитника храма. Интересная особенность стенописи — на столпах, в нижней части стен изображены великие русские князья. В храме можно увидеть портреты более шестидесяти правителей России. Они изображены в полный рост, повёрнутыми к алтарю. Рядом с ними представлены их святые покровители. Образы князей отображают то, к чему они стремились всю свою жизнь — объединение русских земель вокруг Москвы.

Великокняжеский некрополь

Через семь лет после основания Архангельского храма Иван Калита скончался, его похоронили под сводами храма.

Позже там стали хоронить и всех его потомков по мужской линии. В результате в Архангельской церкви, а позже и в новом соборе сформировался уникальный некрополь. Там похоронены все российские князья и цари от Ивана Калиты до царя Ивана V. Последним был похоронен император Пётр II, внук Петра Великого. Всего 46 представителей верховной власти России.

Архангельский собор — это всё-таки не мир мертвых, это прежде всего собор, куда человек приходит со своими отчаяниями, своими просьбами, своими молитвами. И конечно, поскольку собор является местом захоронения русских царей и русских великих князей, то прежде всего это поклонение предкам. И отношение к Архангельскому собору было очень высоким и очень почитали это место. Об этом говорит то, что рядом с Архангельским собором нельзя было находиться всадникам. Они должны были спешиться и дальше уже по соборной площади идти пешком.

Возникновение в Архангельском соборе исключительно мужской княжеской усыпальницы изменило древнюю русскую традицию. Прежде князей на Руси хоронили в семейных некрополях вместе с жёнами и детьми. Однако время шло, Москва стала претендовать на исключительное место среди остальных княжеств. Каждое новое захоронение в Архангельском соборе должно было подчеркивать преемственность и непрерывность власти. Со временем Архангельский собор должен был стать символом незыблемости династии Калитичей и прочности власти Москвы.

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

Нашествие французов. Потеря и возвращение мощей

Но в 1812 году при вторжении французов мощи Дмитрия таинственным образом исчезли и Москва вновь погрузилась в отчаяние. Город был захвачен, пылали пожарища, в Архангельском соборе была организована солдатская кухня, всюду было разлито вино. После ухода французов винный запах стоял в соборе еще около года. Из иконостаса были выломаны иконы, они служили французским солдатам каменными кроватями. Мы очень часто говорим: «Москва — сердце России». И забываем о том, что эти слова принадлежат врагу. Это ведь Наполеон сказал, что если я захвачу Петербург — я поражу Россию в голову, если я захвачу Москву — поражу в самое сердце.

Соборы Кремля пережили всё то, что довелось пережить русскому народу: и позор захвата, и ужас разграбления. Всё, что представляло ценность, было украдено. Французы увезли и серебряную раку царевича Дмитрия, где же мощи святого не знал никто. В те военные годы на мощи царевича покушались не раз. Их пытались выкрасть старообрядцы, и в один из дней мощи пропали. Только после того, как французы покинули Москву, один из священников Кремлёвского Вознесенского монастыря признался, что это он спрятал мощи, спасая их от похитителей. К всеобщей радости мощи царевича Дмитрия были возвращены в Архангельский собор.

И когда в 1813 году Москва восстанавливалась, то первое что сделали — мощи царевича Димитрия обнесли вокруг Кремля, в соборе провели торжественное богослужение и у людей вновь зародилась надежда, что Россия смеет обрести мир и спокойствие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector