Кремлевские куранты (часы на спасской башне кремля)

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного. И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа — лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески — образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон — однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение — 28 августа все того же 2010 года. 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского — это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Здание Арсенала

Пушка у здания Арсенала / фото автора

Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.

Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.

Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.

Все остальные объекты находятся по правую руку.

Куранты в 20 веке

Часы на Спасской башне являются настолько значимым памятником, что трудно говорить об истории башни, попутно не рассказывая об истории курантов. В 1917 году часы впервые серьезно пострадали: в них попал снаряд, был поврежден механизм и перебита стрелка. Год куранты стояли неработающими. Их починкой занялся Ленин — по его распоряжению к восстановлению кремлевских часов были подключены слесарь Беренс и музыкант Черемных. Куранты заработали вновь, причем в 12 часов дня вместо боя играл Интернационал, а в 12 ночи — «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1938 году по решению Сталина часы стали отбивать часы и четверти часа, причем безо всякой музыки.

И лишь только в 1996, во время церемонии инаугурации президента РФ Бориса Ельцина Кремлевские часы опять начали играть музыкальные мелодии. В каждый 3-ий и 9-ый час куранты воспроизводили фрагмент оперы «Жизнь за царя» известного русского композитора Глинки — мелодию «Славься». А каждый 12-й и 6-ой час — «Патриотическую песню». В последний раз куранты были отреставрированы в 1999 году. Теперь «Патриотическая песня» заменена на гимн Российской Федерации.

Спасская башня в 17 веке

Высота Спасской башни сегодня равняется 67.3 метра без кремлёвской звезды и 71 метр с нею. Однако Спасская башня не всегда была такой высокой — её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине 17 века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Когда-то наверху были установлены каменные статуи и их даже наряжали в специально сшитые одеяния. Но, увы, до нашего времени статуи не дошли. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее.

Примерно в то же время к Спасской башне был пристроен арочный мост из камня, перекинутый через защитный ров. На этом мосту купцы продавали самые разные товары. В середине 17 века на шатре Спасской башни был установлен двуглавый орел, являющийся гербом Российской Федерации в настоящее время. Правда, в то время орел символизировал ещё и самодержавие.

Вид башни со стороны Москвы-реки и Васильевского спуска

Двуглавые орлы были впоследствии установлены и на остальные башни Московского Кремля — Боровицкую, Троицкую и Никольскую. Причиной послужила их большая высота, так как орлы должны были быть хорошо видны большинству московских горожан.

По сторонам сначала Фроловских, а затем и Спасских ворот, были возведены две часовни — Смоленская и Спасская. Интересны их вторые названия: так, Спасскую часовню окрестили Великого Совета Ангел, а Смоленскую — Великого Совета Откровение. В самом начале 19 века деревянные часовни снесли и на их месте возвели новые, но уже из камня. И тут грянула война 1812 года. Как известно, Наполеон особо не церемонился с культовыми российскими сооружениями и безжалостно их разрушал. Архитектор Герасимов П.А. проводил работы по реставрации Кремля в 1862 году и во время их осуществления им были восстановлены эти 2 часовни: правда, по совершенно новому проекту. Вновь построенные и освященные в октябре того же года часовни попали под «юрисдикцию» Покровского собора. Снесли же часовни окончательно большевики — в 1925 году и больше их не восстанавливали.

Вид на куранты и рубиновую звезду

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

100-летие запуска курантов на Спасской башне московского Кремля

Мы привыкли к бою кремлевских курантов. Однако первые кремлевские часы, установленные в 1404 г. сербским монахом Лазарем, были без боя и находились в Часовой палате Благовещенского собора великокняжеского двора. Это событие отмечено в полном собрании русских летописей. А Спасская (Фроловская) башня возведена была в 1491 г. Пьетро Антонио Солари во времена царя Ивана III на месте Фроловской стрельницы белокаменного Кремля, украшенной плитами из белого камня с надписями на русском и латинском языках:

«В лето 6999 июля божией милостью сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана».

Ворота Фроловской башни представляли собой стенообразную постройку на четыре угла, над нею шатровая кровля, на вершине которой – большой двуглавый орел. В середине висел колокол для часового боя. До времен Петра I часы в России были «русскими» – они делили время на дневное от рассвета и ночное от заката. Английский инженер Х.Головей, работавший в России с 1621 г., объяснял:

«Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Точное время появления башенных часов в Кремле неизвестно, а часовщики на царской службе числились уже в 15 веке. Царь Михаил Федорович в 1624 г. решил установить часы на Спасской башне по проекту Х.Головея, для чего высота башни была увеличена, старые часы демонтированы (проданы на вес – 960 кг — Спасскому монастырю в Ярославле) и установлены новые. В этой ответственной операции участвовали русские кузнецы Ждан с сыном Шумилой и внуком Алексеем, литейщик Кирилл Самойлов, изготовивший 13 колоколов к новым часам. Современники с гордостью описывают эти часы:

«… чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен… более чем на 10 верст».

Башня с часами сгорела в пожаре 1626 г. Новые часы Х.Головея были сделаны из дуба – неподвижный внутренний круг и подвижный внешний диск, поделенный на 17 часов – по максимальному числу дневных часов летом. Стрелкой служил длинный луч Солнца с верхней части циферблата. Позднее, при царе Алексее Михайловиче башня снова сгорела вместе с часами, причем увидевши это, царь, по свидетельствам, горько заплакал. С 1658 г. башня официально стала называться Спасской, а часы на ней были восстановлены, их очистили от ржавчины: мыли в большом корыте, двое суток варили в пивном котле, чистили мелким речным песком, протерли ветошью и обильно смазали квашеным салом. Пожар 1701 г. погубил их окончательно. При Петре I Россия перешла на единый суточный отсчет времени. Голландские часы, привезенные императором морем и на 30 подводах доставленные в Москву из Архангельска, имели 12-часовой циферблат. Сгубил их очередной московский пожар 1737 г.

В дальнейшем часы на Спасской башне менялись несколько раз. Современные куранты, пятые по счету на Спасской башне, изготовлены в 1851 – 1852 гг. на фабрике братьев И. и Н. Бутенопов, московских фабрикантов датского происхождения. Диаметр каждого из четырех циферблатов – 6,12 м. В Спасской башне 10 этажей. Механизм часов находится на 9-м этаже, а набор колоколов – на 10-м. В механизме курантов три гири от 160 до 224 кг. Заводят часы 2 раза в сутки.

В 1917 г. во время Октябрьской революции куранты сильно пострадали. После перевода столицы государства в Москву, Ленин дал распоряжение привести часы в рабочее состояние. Обращались в фирму Павла Буре, но стоимость работ сочли слишком высокой.

Тогда за дело взялся работавший в кремле слесарь Николай Васильевич Беренс. Он починил куранты и они снова стали бить в сентябре 1918 г. О том, как это было, рассказывает его сын В.Н.Беренс.

Часы на Спасской башне

Всемирно известные часы на Спасской башне — московские куранты, были пристроены на башню в XV веке. Для снабжения башни курантами, был приглашен знаменитый толковый мастер и механик из Англии — Кристофер Галлоуэй.

Умелец снабдил часовой механизм музыкой. Часы показывали время дня и ночи. И Циферблат был снабжен буквами кириллицы и цифрами в арабском измерении. Конструкция была достаточно чудная — вертелся циферблат, тогда как стрелка оставалась на месте, значения в результате верчения сами пододвигались к ней.

Великий реформатор царь Петр приказал изменить куранты в немецком стиле, он считал, что это оптимальный вариант. А в 1770 году на башне были вставлены английский часы, привезенные из Грановитой палаты, исполнявшие немецкую песенку.

В XIX веке куранты наконец приобрели тот самый вид, который существует и поныне. Авторами проекта являлись братья-фабриканты Бутенопы, именно на их фабрике и были выполнены главные часы страны. Установлены они были на трех уровнях башни — 8,9 и 10-м. С того момента куранты стали издавать две мелодии — в 12 часов Марш Преображенского полка, а в 6 часов — неофициальный гимн России того времени.

Во время боев Октябрьской революции, башенные часы были перебиты случайным снарядом и не работали год. Позже, по приказу В.И.Ленина куранты были восстановлены, и музыку в них заложили уже революционную.

Как выглядит Спасская башня

В основании Спасской башни — четырёхугольник, а её верхушка — это многоярусный шатёр, украшенный курантами и арочным поясом. При ближайшем рассмотрении по углам башни можно увидеть фигурные башенки, а также разнообразные декоративные фигуры — зверей, цветы, ракушки, павлинов. Всю конструкцию венчает звонница, а внизу находится стрельница с высокими проездными воротами.

До 1624 г. верх башни был деревянным с навершием в виде двуглавого орла. Потом по совместному проекту англичанина Христофора Галовея и русского мастера Бажена Огурцова деревянная конструкция была заменена на многоярусный верх с обнажёнными скульптурными фигурами на европейский манер. Просуществовала башня в таком виде недолго — пожар 1628 г. уничтожил её украшения, после чего наверху снова был установлен двуглавый орёл.

После октябрьской революции 1917 г. символы царской России уничтожались повсеместно, не обошла эта участь и Кремль. Замена двуглавому орлу в виде красных звёзд с размахом лучей 3,75 метра украсила башни в 1935 г. Материалом для них послужили красная медь и нержавеющая сталь. Центр украсили изображением серпа и молота из уральских самоцветов. Увы, но такой вариант не выдержал пагубного влияния солнца и дождей и уже в 1937 г. первоначальный сильно потускневший вариант заменили на современный — из рубинового стекла с внутренней электрической подсветкой. Каркас звезды изготовлен из покрытой золотом нержавеющей стали.

Часы на Спасской башне

Первое, что привлекает внимание в облике всего сооружения — это куранты. Мы знаем их с детства, ведь именно их ход отсчитывает последние минуты уходящего года, а мощные удары возвещают приход нового

Первый механизм был установлен в XV веке. Современный вариант появился в 1852 г. До Петра I механизм часов на Спасской башне сильно отличался от современного и циферблат делился на 24 часа. По отзывам современников, бой колокола башни был слышен за 10 верст. В ходе реконструкции 1624 года старые часы сняли и перевезли в Спасский монастырь в Ярославле. Башню надстроили, внутри разместив новый механизм, к которому под руководством Кирилла Самойлова были отлиты 13 колоколов.

И новые часы, и башня полностью сгорели в пожаре 1626 г. Христофор Галовей создал свой механизм, у которого был неподвижный внутренний круг и движущийся внешний. Пожар 1654 г. почти уничтожил и этот вариант. Только 13 лет спустя его отремонтировали, после чего часы просуществовали до 1701 г., окончательно погибнув в очередном пожаре.

В 1704 г. Пётр I заказал куранты классического немецкого типа с циферблатом, разбитым на 12 часов, в Амстердаме. 30 подвод доставляли их из-за границы. Руководил установкой часовщик Яким Гарнель. Звон 33 колоколов впервые возвестил утро 9 декабря 1706 г. После смерти Петра I и переноса столицы в Петербург, часы на Спасской башне пришли в упадок. Пожар 1737 г. нанёс им серьёзный ущерб. Реставрацией руководила Екатерина II.

Свой современный вид часы приобрели в 1851 г. Тогда братья Бетеноп (московские купцы) полностью их отреставрировали, дополнив ещё 3 циферблатами. Медные числа были покрыты червонным золотом, а стрелки медью с позолотой. 35 колоколов исполняли разные мелодии. С того времени останавливались Куранты только однажды — во время революции 1917 г.

В мире больше нет таких полностью механических часов — без колоколов часы весят 25 тонн. В своём современном режиме они работают вот уже более 150 лет. 14 колоколов на звоннице Спасской башни звонят через каждые 3 часа. Внутри часов расположен медный цилиндр, исполняющий роль музыкального механизма. Последняя реставрация курантов прошла в 2014 г.

Из истории башни и Кремля

Спасская башня, выходящая на Красную площадь, входит в архитектурный ансамбль 20 башен Московского Кремля.

В конце 15 века Москва становится столицей русского централизованного государства. Государь Иван Третий, желая сделать Кремль достойной резиденцией, приглашает в Москву лучших русских и иностранных зодчих. Они начинают строительство новых укреплений.

Тогда-то и поднялись краснокирпичные кремлевские стены протяженностью 2236 метров. Мощные крепостные стены соединили 20 высоких башен. Их возводили там, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги.

Для защиты Кремля с северо-восточной стороны по проекту итальянского архитектора Пьетро Солари была возведена десятиэтажная Спасская башня. Известна точная дата завершения строительства – 1494 год.

Поначалу башня именовалась Фроловской из-за соседства церкви Фрола и Лавра. 350 лет назад по высочайшему повелению царя Алексея Михайловича о переименовании всех кремлевских башен она стала Спасской по изображению лика Спаса, расположенного над проездными воротами.

Спасская башня интересные факты. 10 фактов о кремлевских курантах

Спасская башня построена по проекту Пьетро Антонио Солари в 1491 году. В 1625 году она была надстроена, и тогда же на ней появились куранты – гл

Кремлевская башня,

которую мы привыкли называть Спасской, построена по проекту

Пьетро Антонио Солари в 1491 году, а в 1625 году была надстроена.

Тогда же на ней появились куранты. И доныне кремлевские куранты –

главные часы нашего отечества.

 1. Первоначально детище итальянца Пьетро Антонио Солари получило

свое название благодаря расположенной неподалеку церкви Фрола и

Лавра. В 1658 году после того, как над воротами поместили икону

Спаса Нерукотворного, специальным царским указом башню

перекрестили в Спасскую. Так что первые куранты появились не на

Спасской,  а на Фроловской башне.

 2. Куранты в значении «салонные часы с боем и музыкой», как

утверждают знатоки науки этимологии, имеют в пращурах французский

танец «куранта», который плясали в салонах, естественно, под

музыку.    

 3.   Считают, часы

украшали Кремлевские башни и прежде – чуть ли не в XV веке. Но

точных дат нет.

 4. Зато о часах, установленных «аглицкой земли мастером часового и

водяного взвода» Христофором Галовеем на Спасской башне в 1624

-1625 годах, пишут много и охотно. Зодчий Бажен Огурцов надстроил

башню шатром, а Галовей установил на ней часы-куранты с

«перечасьем», то есть с боем. Механизм по заказу англичанина

изготовили русский кузнец из Великого Устюга Ждан с сыном и

внуком, а литейщик Кирилл Самойлов отлил для них тринадцать

колоколов.

 5. «Аглицкий мастер» получил за работу серебряный кубок и к нему в

придачу атласу, соболя, куницы и много других щедрых даров, но…

Уже в 1626 году часы сгорели. Щедро награжденный Галовей построил

вторые часы: тот же циферблат, изображающий небо со звездами,

солнцем и луной, разделенный на 17 частей – таким непривычным для

нас образом в ту пору меряли время. И другая диковина: стрелка в

виде луча солнца стояла на месте, зато крутился сам циферблат.

  6. 9 декабря 1706 года в девять часов утра впервые отбили время

новые часы – на этот раз голландской работы, привезенные из

дальних странствий Петром Первым. Но и эти часы не дожили до

наших дней – опять же пали жертвой пожара.

 7.   Куранты

привычного нам вида, использовав, правда, старые детали,

поставили на Спасской башне 150 лет назад братья Бутеноп. Датские

подданные Иоганн и Николай Бутенопы держали в Москве фабрику по

производству веялок и молотилок, но и часы оказались им по плечу.

 8. «По плечу» в данном случае только фигура речи: циферблат у

нынешних часов шести с лишним метров в диаметре и стрелки без

малого в два человеческих роста. После Бутенопов часы еще раз

восстанавливали – в 1917 году в них попал снаряд, – и пару раз

модернизировали.

 9. Секрет абсолютно точного времени сейчас кроется под землей:

куранты соединены кабелем с контрольными часами Московского

астрономического института имени Штернберга.

 10. Чего только не играли главные часы государства: и немецкую

песенку про либер Августина (ее наладил на  английских

курантах немецкий мастер, да и царица тогда у нас была немка,

если помните), и гимн масонов «Коль славен наш Господь в Сионе»,

и марш отчего-то лейб-гвардии Преображенского полка. До 1932 года

часы в полдень играли «Интернационал», а в полночь – «Вы жертвою

пали». При Ельцине куранты исполняли Глинку, теперь исполняют

Александрова – гимн Российской Федерации.

Петр I

К концу XVII века часы на Спасской башне Кремля, изготовленные когда-то Христофером Голлуэем, стали совсем непригодными, и тогда в 1704 году из Голландии по морю Петр I привозит новые. Их везли из Архангельска на тридцати подводах, из казны на это дело было выделено более 42 000 ефимков (западноевропейская серебряная монета). Вся страна в это время переходит на единый суточный отсчет времени. Через три года эти огромные часы с 12-часовым циферблатом были установлены на Спасской башне. За дело взялся Еким Гарнов и еще несколько подмастерий, которые отрегулировали и запустили механизм за 20 дней.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Икона Спасителю Смоленскому

Икона Спасителю Смоленскому изображена на Спасских воротах со стороны, обращенной к Красной площади, на надписью на латинском языке. На иконе написан Иисус Христос, дарующий благословение двум святым — Сергию Радонежскому и Варлааму Хутынскому. Фигура выполнена в полный рост, с открытым текстом из Евангелия.

В начале XVIII века у иконы был вывешен небольшой свечной светильник по указу царевны Марии. Тут же располагался человек, который продавал свечи для лампы и ставил их туда.

В тот период икона служила для проведения молебнов. В 1737 году икона пострадала при пожаре, и достаточно сильно была обожжена, но к 1738 году ее восстановили, при этом был установлен защитный навес и икона была прикрыта стеклом, открывавшимся лишь в дни церковных праздников.

В начале XIX века икону приукрасили соответствующей религиозной символикой и к своду были пристроены колонны. А уже ближе к концу века изображения и украшения вокруг иконы опять были изменены, ряд элементов был заменен другими символами, а что-то совсем было решено убрать.

В 30-ые годы прошлого столетия, согласно коммунистическим принципам, икона была изолирована от всеобщего обзора — на нее была наложена решетка, поверх штукатурка. Получилось просто ровное место на стене.

В таком виде Спасские ворота простояли вплоть до апреля 2007 года, когда стал подниматься вопрос о восстановлении первозданного вида, и реставрации икон. Все работы были закончены реставраторами уже к августу 2010 года. И сейчас Спасские ворота сияют своей исконной красотой и великолепием.

Куранты — главная достопримечательность Москвы и Спасской башни

Кто не слышал про часы-куранты, установленные на Спасской башне? Часы-куранты для большинства наших современников являются одним из главных символов двух государств: одно из которых Россия, второе — СССР. И, конечно же, большинство тех, кто застал празднование Нового Года под бой этих часов, старается услышать его в этот замечательный праздник вновь — по радио или телевизору.

Часы-куранты на Спасской башне

Известно, что самым главным мастером-создателем этих часов является часовщик и механик из Англии Христофор Галовей. Его механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев, и даже играл музыкальные мелодии. Правда его часы отображали точное время при помощи цифр — стрелок тогда еще не было.

Часы на Спасской башне обзавелись циферблатом только в начале 18 века — когда Петр I распорядился заменить часовой механизм Галовея на куранты с 12-часовым циферблатом и музыкой. Но это опять же не те Куранты, которые установлены на Спасской башне в наше время. Их история насчитывает целый ряд замен и модернизаций. Так, в 1851 году братьями-часовщиками П. и Н. Бутентоп был проведен ремонт, причем настолько капитальный, что часы практически заменили на новые. Через каждые 6 часов (когда стрелки показывали 6 или 12 часов) заново отремонтированные куранты играли «Марш Преображенского полка». Когда куранты показывали 9 и 3 часа, играла другая мелодия — «Коль славен наш Господь в Сионе» русского композитора Дмитрия Бортнянского. Почему-то российский император Николай I не захотел, чтобы часы играли государственный гимн, хотя такие предложения были.

Общий вид на Спасскую башню

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector