Житие и пророчества московского чудотворца василия блаженного

Конец пути Василия Блаженного

Невзирая на то, что жизнь его была полна лишений, Василий дожил практически до девяноста лет. Пришедшему его навестить царю с семьей он изрек еще одно предсказание: царский сын Федор в будущем станет правителем Руси. И в этом он также не ошибся. Ведь все мы знаем, что разгневанный царь сам поднял руку на Ивана (своего старшего сына).

Дата смерти Василия Блаженного — 2 августа 1557 года (по новому стилю это 15 августа). Царь и бояре несли гроб с телом юродивого. Церемония отпевания и погребения проводилась митрополитом Московским и всея Руси Макарием. Когда проводилось погребение, у многих больных наступило выздоровление. Местом захоронения было выбрано кладбище Троицкой церкви (во Рву около Кремля). Немногим позже здесь был возведен Покровский собор. В нем и построили придел в честь юродивого. Его с такой силой почитали, что с того времени для Троицкого храма и Покровского собора закрепилось одно общее название — храм Василия Блаженного. Причем, история его интересна не только одним названием.

Реставрационные работы в середине ХХ в

Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.

Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.

В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.

Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.

Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.

В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.

1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.

Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.

Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает

Храм Василия Блаженного: сочетание разных стилей

В этом храме соединены готическая и восточная архитектура. Его невиданная красота породила настоящую легенду: якобы по приказу царя Ивана Грозного зодчему выкололи глаза, чтобы он не смог больше построить подобные сооружения.

Храм не один раз пробовали разрушить. Но он каким-то чудесным образом продолжает возвышаться на своем месте. В 1812 году при побеге из столицы Наполеоном был отдан приказ о разрушении Покровского собора вместе с Кремлем. Но спешащие французы не смогли управиться с нужным количеством подкопов. Покровский собор оказался невредимым, так как во время дождя погасли зажженные ими фитили.

В послереволюционные годы собор также избежал сноса. Его последнего настоятеля, протоиерея Иоанна Восторгова, расстреляли в 1919 году, а в 1929 году храм Василия Блаженного совсем закрыли, его колокола отдали в переплавку. В 30-ые годы Лазарем Кагановичем, преуспевшим в разрушении многих московских храмов, было предложено снести и Покровский собор. Причину он выдвинул вескую: якобы это позволяло освободить место для проведения торжественных парадов и демонстраций.

Бытует легенда, что им был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским собором. Со своим творением он пришел к Сталину. Убеждая, что храм является помехой, он внезапно для вождя сорвал его места. У ошарашенного Сталина вырвалась при этом историческая фраза: «Лазарь, поставь на место!». Известным реставратором П. Д. Барановским посылались телеграммы на имя Сталина с обращением уберечь храм. Говорили о том, что Барановский, которого пригласили для решения данной проблемы в Кремль, не постеснялся встать на колени перед членами ЦК и умолял сохранить храм. К нему прислушались. Храм Василия Блаженного (история могла бы на этом и закончиться) оставили в покое. Только позже Барановскому присудили внушительный срок.

Кто же зодчий?

Существует несколько версий, кто же был архитектором чуда России. По одной из них, над созданием храма трудились зодчие Постник и Барма. Когда они закончили строительство, Иван Грозный будто бы приказал выколоть обоим глаза, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Однако задокументировано, что Постник после участвовал в создании Казанского кремля, и значит, зрения не терял.

По другой версии, Постник и Барма были одним человеком — псковским мастером Постником Яковлевым, по прозвище Барма. В летописях мы можем встретить упоминания как о двух зодчих: «…дарова ему Бог двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу», так и об одном: «сын Постникова, по реклу Барма».

Третья версия гласит, будто над храмом Василия Блаженного работал заморский архитектор, вероятно, из Италии — отсюда такой необычный внешний вид храма. Однако эта версия так и не нашла подтверждения.

Сочинение на тему: Храм Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного – это одно из самых необычных, неземных и ярких сооружений древней Руси. Он расположен в Москве на Красной площади

Это как бы символ России, всегда привлекающий внимание и взгляды не только иностранцев и путешественников, но и самих коренных жителей

Раньше на этот месте была Троицкая церковь, сооруженная из камня. При ней был погребен великий русский святой Василий Блаженный. Его Господь наделил даром ясновидения. Он сказал Ивану Грозному о великом пожаре в Москве, случившимся в 1547 году. Грозный царь побаивался и глубоко чтил святого. Затем Иван Грозный начал строительство нового храма, который должен будет всех поразить своей красотой, куда позже перенесли мощи святого.

Во время постройки храма шло в важное историческое время для России. Это было время Казанского похода, важного для нашей истории

Сам Иван Грозный большое значение придавал этому событию, он встал во главу войска.

Великий царь произнес обещание, гласившее о том, что если это выступление будет удачным, Русь победит, то он построит на площади в Москве такой храм, каких еще Страна не видывала. Царь с похода вернулся с победой и сдержал свое обещание, началось строительство. Возведенный храм приводил в восторг и горожан, и иностранцев. Они говорили, что много видели чудес в свете, но такой красоты, силы, мощи ни где не встречали.

Храм Василия Блаженного – это не только символ Москвы, но и всей России. Он настолько хорош и величествен, что вполне может быть лицом такой великой страны, как Россия.

Архитектура этого исторического памятника очень сложна. Он включает в себя девять отдельных церквей, стоящих на едином фундаменте. Башня, находящаяся в центре, возведена в виде шатра, выделяясь от других своим ярким цветом. Остальные восемь находятся по четырем сторонам, их башни произведены в виде луковок. Каждая башня увенчана куполом, причем они все разные, нет ни одного одинакового.

Купола отличаются так же и рисунком. Главное отличие этого храма перед другими – это отсутствие фасада. Это очень красивый, необыкновенный, полностью декорированный памятник культуры, дошедший к нам как наследие 19 века.

История Кремлевского собора

Первые постройки вблизи Кремлёвской стены начал Василий III с храма в честь взятия Смоленска. Во время царствования Ивана Грозного стену окружали деревянные постройки, посвященные воинственным завоеваниям. После взятия Казани он приказал объединить сооружения в один фундаментальный храм из камня. Казань пала на Покров Богородицы – ее имя и стало названием нового собора.

Реставраторы узнали точную дату завершения возведения храма, изучая старинные тексты на проходах между приделами. Согласно проанализированным записям,  современный собор впервые открыл свои двери 29 июня в год окончания строительства.

В летописях и писаниях сохранились записи об архитекторе собора. Им стал мастер из Пскова Постник Яковлев, в народе его величали Бармой.

Историки не исключают, что Барма и Постник – имена двух архитекторов. Точно узнать историю возведения храма удалось лишь в конце XIX столетия. В рукописных трудах исследователи нашли запись о двух мастерах, трудившихся у Ивана Грозного. Существует вариант о западноевропейском мастере.

Бытует мнение, что жестокий самодержавец выжег глаза мастерам, дабы они не могли создать копии своего творения. Но подтверждения в летописных документах этому найти невозможно. По преданиям Постник проектировал Казанский кремль, построенный уже после храма Василия Блаженного.

Ознаменовывая взятие Казани и объединяя в себе результаты трудов, борьбы, лишений и страданий не только верующих, но и всего русского народа – собор утвердился как символ величия Москвы и дал повод сравнивать столицу России с Римом.

Если число приделов христиане объясняют желанием показать мощь и силу православной веры, степень Божественного благословления и любви, то сочетание цветов на куполах и росписи исследователям неподвластна.

Все приделы не отапливались вплоть до XVI столетия. Тогда появилась новая церковь Василия Блаженного. Именно в ней появилось первое отопление.

Заметные изменения в архитектуре храма происходят в следующем столетии. В комплексе появляется колокольня, выполненная, как и собор, в стиле шатров. Все каменные стены внешнего убранства украшали удивительные росписи с растительными и животными орнаментами.

В век временного затишья и спокойствия все сооруженные на площади храмы объединили в одном соборе Василия Блаженного.

После пожара в XVIII веке собор очень сильно пострадал. За восстановление визитной каточки России взялся Иван Мичурин. Заметные реставрационные работы вела и Екатерина II. Но разглядеть его так, как сейчас – было невозможно. Площадь заставлялась обильным количеством книжных лавок.

Александр I провел революцию Красной площади, убрав с нее двухэтажные полки для ярмарок.  Наполеон и его солдаты держали там лошадей – неимоверное восхищение постройкой побудило француза оставить храм в целости. Некоторые легенды рассказывают чудеса спасения собора от пожара и рук Наполеона.

Иностранцев поражало нагромождение башенок и куполов, шатровое богатство и удивительные фресковые росписи. Некоторые иностранцы считали храм пафосным и называли проявлением варварства.

В XIX веке его укрепляют, создают витражи и новые росписи проходов. В верхних соборах прекращают службу – 1923 года храм становится наполовину музеем.

Сталину предлагали снести символ России, но он произнес знаменитые слова: «Лазарь, поставь на место».

После войны собор полтора года восстанавливали, открыли его в день 800-летия Москвы.

Слово учителя об истории храма.

В середине 16 века сложной проблемой на Руси стали отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали военные на ходы на Казань. В октябре 1552 года русские войска овладели Казанью. В ознаменование этой победы на большой площади у Кремля был построен Покровский собор, названный так в честь общерусского праздника Покрова. Началом сооружения был 1555 год, а окончилось строительство в 1562 году.

Царь Иван IV , по прозвищу Грозный, пригласил талантливых русских мастеров Барму и Постника Яковлева и «повеле им здати церкви камены заветные восемь крестов».

Т

ысячи людей вовлечены были в строительство Покровского собора. Дровосеки стучали в лесах топорами, валили мачтовые сосны, огромные дубы. Углежоги выжигали уголь, и на этом угле кузнецы ковали железные полосы, скрепы, болты. Глиномесы готовили сотни тысяч кирпича, а обжигальщики укладывали кирпич в печи. Плотники резали квадратные дубовые шашки для полов. Купцы доставали лужное железо для кровель и глав. Столяры делали перегородки для иконостасов, покрывая их тончайшей узорной резьбой. Иконописцы писали иконы. Басменники , постукивая фигурными молоточками по листам золота и серебра, приготовляли драгоценные переплеты для богослужебных книг, а эти книги переписывались трудолюбивыми монахами.

Строили собор из красного кирпича, пуская полоски и карнизы из белого известнякового камня. Это выглядело очень нарядно, хотя и нарушало традиции белокаменной Москвы. Так поначалу храм был красно-белый, а лишь в 17 веке он был раскрашен так причудливо.

Иван Грозный был «на пролитие крови и на убийство дерзостен и неумолим, множество народа от мала до велика при царствовании своем погубил». В Москве никто не решался перечить царю, за исключением одного человека: лишь юродивый (по-старому блаженный) Василий, ходивший зимой и летом босиком и в рубашке, не боялся царя. К немалому изумлению, знавших его, отрок оказался пророком и ясновидцем. Василий ушел босиком на паперть церкви Святой Троицы. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя личину юродства, но не юрода – безумного, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Блаженными людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.

С

вятой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои с торговцев. Потом обнаруживалось, что поступал он по Божьему Промыслу, так как товар, опрокинутый им был негодным. И вскоре стало ясно, что святой Василий – человек Божий. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестивых торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку – мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя. Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.

10 стр., 4860 слов

Собор Василия Блаженного как архитектурный и исторический памятник

… курсовой работы является рассмотреть историю возведения собора Василия Блаженного, оригинальность и уникальность архитектуры собора, его культурные ценности как памятника. Целью курсовой работы является показать значимость собора Василия Блаженного в истории Кремля. 1. История возведения собора Василия Блаженного 1.1 Собор Василия Блаженного …

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него. Один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий покрыл мертвого своею шубою, не видя обмана, сказал при этом: «буде же ты от ныне мертв за лукавство свое». Обманщик действительно умер.

С

лава блаженного росла. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда ему было уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящегося и безутешно плачущего возле церкви Вознесенского монастыря. Молитва была долгой, чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.

На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар. Царь с семьей сбежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла – не осталось ни одного дома.

Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Иван Грозный повелел похоронить Блаженного у Троицкой церкви, что на Рву. Над его могилой выросла небесная главка.

Вскоре название собора Покрова на Рву, или Покровский собор, данное храму Иваном Грозным, было вытеснено новым названием, которое дал храму народ – храм Василия Блаженного.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Отношение Ивана Грозного к юродивому

Василий Блаженный, житие его мы продолжаем рассматривать, жил при двух самодержцах. Почитание и боязнь – с такими чувствами к нему относился один из них – Иван Грозный. Божий человек, которого он видел в юродивом, был для царя постоянным напоминанием о том, что необходимо жить справедливо и не скупиться на добрые поступки и дела.

Столкнувшись с несколькими случаями, Грозный убедился, что речь на самом деле идет о благочестивом, отрешенном от дел мирских юродивом. Однажды Василий Блаженный был приглашен царем на пиршество. Государь разгневался, когда на его глазах трижды юродивый выплеснул поданное ему вино. Иван Грозный до тех пор сомневался в объяснении юродивого о, дескать, потушенном пожаре в Великом Новгороде, пока из города не объявился гонец. Он принес весть о происшествии и о том, что вмешался какой-то нагой человек и залил огонь. Приехавшими в Москву новгородцами в юродивом и был признан тот самый человек.

Задумавший строительство дворца на Воробьевых горах, царь только об этом и думал. Оказавшись на церковной праздничной службе, он вел себя так же задумчиво и невнимательно к происходящему вокруг него. Находившегося там Василия Блаженного царь попросту не приметил, будучи погруженным в собственные думы. По окончании службы Грозный начал пенять юродивому за его отсутствие в храме. На эти слова Василий Блаженный усовестил царя, ответив, что тело его находилось на службе, а душа витала возле возводимого дворца. С той поры у Грозного появилось еще больше уважения и боязни по отношению к юродивому. Когда последний слег от тяжелой болезни, царь приходил его навестить.

Оригинальность архитектурного проекта

Собор Василия Блаженного представлен сооруженными на едином фундаменте девятью церквями. Согласно представлению зодчих, он состоит из расположенной в центральной части кирпичного строения церкви, окруженной еще восемью приделами. Между собою все церкви соединяются внутренними переходами со сводами. Для фундамента, цоколя и отдельных элементов, декорирующих фасад, решили использовать белый камень.

Центральный придел воздвигнут в честь Покрова Божьей Матери. Это связано с чрезвычайно важным событием: непосредственно в этот праздник была взорвана крепостная стена Казани. Главенствующая над остальными церковь имеет вверху довольно высокий шатер.

До изменившей государственный строй революции 1917 г. комплекс состоял из 11 приделов:

  • Центрального или Покровского.
  • Восточного или Троицкого.
  • Приуроченного Александру Свирскому.
  • Посвященного Николаю Чудотворцу.
  • Расположенного в юго-западной части, чьим покровителем стал Варлаам Хутынский.
  • Западного или Входоиерусалимского.
  • Выходящего на северо-запад.
  • Смотрящего на север.
  • Приуроченного Иоанну Милостивому.
  • Воздвигнутого над местом упокоения блаженного, именуемого Иоанном
  • Сооруженного в отдельной пристройке в 1588 г. придела над могилой усопшего Василия Блаженного.

Все по задумке архитектора перекрытые сводами башни приделов венчают отличные друг от друга купола. Гармоничный ансамбль, органично соединенных между собой приделов собора Василия Блаженного, завершается трехшатровой открытой звонницей. В каждой из ее арок помещалось по массивному колоколу.

Архитектором было принято мудрое решение, позволившее на долгие годы оберегать фасад собора от атмосферных осадков. С этой целью стены собора покрыли красной и белой краской, имитируя тем самым кирпичную кладку. Каким составом были первоначально покрыты купола собора, сегодня остается тайной, так как их храм лишился по причине бушевавшего в городе в 1595 году пожара. Свой архитектурный облик собор Василия Блаженного сохранял до 1588 г.

По распоряжению Федора Иоанновича заложили десятую по счету церковь над местом погребения канонизированного к тому времени юродивого. Возведенный храм был бесстолпным и обладал обособленным входом.

В 17 столетии благодаря народному предпочтению название одного придела перешло на весь соборный комплекс, который с тех пор стал именоваться Храмом Василия Блаженного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector