Оружейная палата большого кремлевского дворца
Содержание:
- Билеты в Оружейную палату
- История
- Залы
- Большая казна
- Как возникла Оружейная палата
- Царственные принадлежности
- Экспонаты Оружейной палаты
- История создания музея
- Залы
- История
- Как зайти на территорию Кремля
- История создания
- Экспонаты Оружейной палаты
- Правила посещения
- Как попасть в Кремль. Как войти в Кремль
- Оружейная палата Московского Кремля на карте
- Возвышение рода Романовых
- Как купить билеты в Кремль
- История сокровищницы
Билеты в Оружейную палату
Купить билеты в Оружейную палату можно заранее — на этой странице Музеев Кремля. Перед посещением музея распечатку электронного билета необходимо обменять в кассе на входной билет.
Онлайн оформляются только билеты по полной стоимости: льготные/бесплатные нужно покупать/получать в кассе.
Музейные кассы (стеклянные павильоны) находятся в Александровском саду — их можно узнать издалека. Билеты в кассах продаются в режиме живой очереди за 45 минут до начала сеанса.
На посещение Алмазного фонда в здании Оружейной палаты необходимо покупать отдельный билет.
Билеты и экскурсии в Оружейную палату Купить на
История
История создания оружейной палаты начинается еще с 14 века. Она функционировала как сокровищница московских князей. Государство росло и вместе с ним увеличивались сокровища. В 1484 году было принято решение построить отдельное здание. Располагалось оно между Архангельским и Благовещенским собором. В эти же года ему дали название – «Казенный двор». В 15-18 веках сокровища часто использовались для государственных мероприятий: коронациях и царских приемах. Помимо экспансий территорий и даров, коллекция экспонатов Оружейной палаты пополнялась за счет мастерских московского Кремля. Стоит отметить, что после создания палаты в ней хранились не только сокровища, но царское оружие: сабли, кольчуги, шлема и т.д. Активное развитие здания началось в середине 17 века, когда в Москву из других городов начали приезжать Мастера. Основным направлением работы Мастеров было оружие. Причем в те годы благодаря Алексею Романову все войско было переформировано на европейский лад.
В 1720 году благодаря решению Петра 1 были объединены Патриаршие палаты, Конюшенная казна и Царицына мастерская палата в единое учреждение, под названием «Мастерская и Оружейная палата». Она стала функционировать только как хранилище культурно-исторических ценностей. Но, к сожалению, это продлилось не долго. В 1737 году из-за Троицкого пожара часть реликвий со времен Северной войны сгорело. Все что удалось спасти было переведено в Тюремный дворец. В 1806 году было принято решение построить дворцовый императорский музей на основе бывшей оружейной палаты. Архитектором этого проекта был выбран Иван Еготов. Из-за боязни повторения инцидента с пожаром в здании не было создано никакой отопительной системы, что негативно сказалось на сохранности вещей. Спустя нескольких лет музей был открыт для посещения дворян и купцов. Что бы сохранить экспонаты Оружейной палаты было принято решение спроектировать здание, полностью соответствующее хранению реликвий. Этот задание было передано именитому архитектору Константину Тон. Проект был реализован в 1851 году в русско-византийском стиле. Именно это здание сохранилось до наших дней. В 2020 году здание, в котором находился музей было передано в полное владение Оружейной палате.
Залы
Все территория музея делиться на 9 залов. Каждый из них демонстрирует конкретную эпоху и тематику. В первом и втором зале представлены русские золотые и серебряные изделия 12-начала 20 веков. Третий и четвертый зал посвящён вооружению. Там собраны экспонаты с 12 по 19 века. Весь пятый зал был полностью отдан под западноевропейское серебро 13-19 веков. В шестом можно узнать в каких костюмах проводили время знатные люди 14-18 века. В 7 зале представлена главная реликвия музея шапка Мономаха, а так множество других предметов парадного церемониала 13-19 веков. В следующем находятся предметы конского убранства 16-18 веков. А в последнем зале рассказывается на каких экипажах высокочтенные граждане передвигались в 16-19веках.
Большая казна
В период царствования Лжедмитрия, с 1605 по 1607 годы, Оружейная палата была почти полностью разорена. Даже после свержения этого правителя ценности продолжали разбазариваться. Из-за нехватки средств Василием Шуйским, сменившим на троне Лжедмитрия, был отдан вынужденный приказ о переплавке драгоценных изделий из запасников Большой казны, как тогда именовали музей, в монеты.
За годы польско-литовской интервенции она снова опустела. Однако спустя всего несколько дней после освобождения Москвы в кремлевских мастерских вновь началась работа. Именно в середине семнадцатого века они переживали эпоху своего расцвета. После этого их слава пошла на убыль, поскольку по велению Петра I все лучшие мастеровые были вызваны в Петербург
Однако, несмотря на это, кремлевская сокровищница не была обделена вниманием
После победы в сражении под Полтавой в 1709 году по приказу Петра Оружейная палата Кремля обогатилась трофейными шведскими знаменами и оружием. А в 1718 году помещения сокровищницы были отремонтированы. Их обставили дубовыми застекленными шкафами, в которых должны были храниться экспонаты. В 1720 году тоже по приказу Петра князем Одоевским была осуществлена проверка и опись кремлевских сокровищниц. А после этого было решено организовать и их охрану.
Как возникла Оружейная палата
Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.
Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века
Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.
Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.
Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина
Царственные принадлежности
Коллекция символов власти превосходит все европейские. Глядя на эти свидетельства эпох: короны, скипетры, кресты, троны, державные книги – очень просто создать впечатление о парадном придворном церемониале.
В них венчались, короновались, выходили к дипломатам, выезжали в народ. Некоторые из государственных регалий становились наследными, переход из рода в род. Но все, то представлено в седьмом зале Оружейной палаты, безусловно, бесценно и представляет историческую ценность.
Самые ранние артефакты представлены XIII веком. Наиболее известный экспонат – шапка Мономаха. Ее вес почти килограмм – намного легче прочих, уступающая им и по количеству драгоценных камней. Например, корона Анны Иоановны весит четыре кило, для ее украшении ювелиры использовали почти 2,2 тысячи алмазов и красивые красные драгоценные камни.
Но статус шапки Мономаха на протяжении многих веков был незыблем: ее надевали многие цари и только один раз – в день венчания на царствие. Последним в ней выходил Иван V в 1682 году. Ему было всего 15 лет, а сопровождал его на трон младший брат и соправитель Петр I.
Трон, созданный специально под двойное царствование, хранится также в Оружейной палате. И туристам не устают объяснять превратности королевской жизни, для которой вот понадобился трон с двумя сиденьями. Он и правда необычный, напоминает роскошный золотой мини-дворец, украшенный государственными символами. Чтобы соорудить двухместный трон, понадобилось разобрать три старых трона времен Михаила Романова.
А самым дорогим и нарядным царским креслом считают алмазный. Над ним работали иранские мастера, поэтому восточные мотивы в его отделке можно обнаружить. Трон стал шикарным подарком царю Алексею Михайловичу от армянских купцов, заплативших за работу несколько тысяч рублей. Хотя не безвозмездным: купцы рассчитывали на определенные льготы в торговле с Россией. Более одной тысячи алмазов участвуют в его росписи, и 1224 драгоценных камней, включая изумруды, а количество жемчуга не поддается подсчету. Трон прослужил верой и правдой до последнего царя: Николай II восседал на нем по случаю своей коронации.
После свержения самодержавия, трон лишился части алмазов: их украли и вывезли из страны.
Интересная подробность: тронные кресла создавались по проектам лучших архитекторов, считающим эту работу ничуть не менее важной, чем разработку дворцов и усадеб
Экспонаты Оружейной палаты
Драгоценные изделия, вошедшие в царскую, а затем в музейную сокровищницу создавались российскими, европейскими и восточными мастерами IV — начала XX века.Постоянная музейная экспозиция охватывает около 4000 предметов декоративно-прикладного искусства, имеющих высокую художественную и историческую ценность.
Среди наиболее впечатляющих экспонатов музейного собрания — царские кареты, коронационное платье, светские костюмы, шапка Мономаха и другие древние государственные регалии, парадное оружие, яйца Фаберже. Фонды Оружейной палаты включают также архивные материалы.
Любительская фото- и видеосъемка в музее запрещена.
Европейское вооружение XV-XVI веков., Музеи Московского Кремля
История создания музея
Первые упоминания об Оружейной палате датируются началом шестнадцатого века, но ценности, положившие начало коллекции начали собираться гораздо раньше. Пополнение кладовых Московского Кремля возрастало по мере становления города. Чем больше становилась Москва, тем больше съезжалось в нее русских и иностранных мастеров, создававших шедевры прикладного искусства. Большой вклад в сокровищницу вносили и иностранные послы, московских князей одаривали щедрыми подарками: серебряными кубками, драгоценными тканями, воинским снаряжением, парадной конской сбруей.
В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии. Экспонат музея
Экспонат музея
В годы правления Ивана III для хранения великокняжеской казны было решено возвести уже отдельное здание. Двухэтажное каменное здание располагалось между Архангельским и Благовещенским соборами, именоваться оно стало «казенный двор» и совместило в себе функции хранилища и производственных мастерских. Во времена Смуты казенный двор нес большие убытки, так, к примеру, Василий Шуйский взошедший на престол после убийства Лжедмитрия, был вынужден отдать приказ на переделку казенных драгоценных изделий в золотые и серебряные монеты, настолько пуста была казна. Также практически полному опустошению подверглась кремлевская сокровищница во время польской интервенции в Москве в 1610-1612 годах. После того, как Москва была освобождена, деятельность кремлевских мастерских восстанавливается с новой силой, и ко второй половине 17 века они переживают эпоху расцвета.
Музей-сокровищница Оружейная палата
Одна за другой создаются при Оружейной палате новые мастерские: в 1640 – иконописная; в 1683 – живописная; в 1700 – основаны Золотая и Серебряная палаты. В мастерских работали лучшие русские и зарубежные мастера: живописцы, ювелиры, граверы и оружейники. Проводилось также и обучение молодежи художественным ремеслам и живописи.
После перенесения Петром I столицы из Москвы в Петербург, значение Оружейной палаты немного снизилось. Но пополнение фондов сокровищницы проводилось и в петровские времена. В 1709 году в Оружейную палату были переданы все захваченные трофеи, полученные после победы в битве под Полтавой. Однако, со временем большая часть мастеров все-таки была переведена в Петербург, новую столицу надлежало поднять до европейского уровня. В 1726 году Оружейную палату объединили с Казенным двором, Конюшенной казной и Мастерской палатой, тем самым сведя на «нет» производственное значение Оружейной палаты. Она превращается в хранилище предметов, которые имеют большое художественное и историческое значение и в 1806 году преобразовывается в музей.
Экспозиция музея
После полной ревизии ценностей, проведенной в начале 19 века, издается первый печатный труд по истории Оружейной палаты. В период Отечественной войны 1812 года, накануне Бородинской битвы, все ценности из Оружейной палаты вывезли в Нижний Новгород. В 1844-51 годах для Оружейной палаты было воздвигнуто новое здание. Архитектор Константин Тон создал проект здания в стиле древнерусских теремов, украшенного белокаменными резными колонами.
Залы
Артефакты распределены по нескольким залам:
- В зале 1 экспонируются самые древние сокровища. Драгоценности некогда принадлежали князьям, а потом и царям государства. На стендах выставлены предметы, привезенные из Византии в 4-15 веках. Никого не оставляют равнодушными экспонаты домонгольской Руси. Предметы декоративно-прикладного искусства изготовлены в Суздале, Киеве, Чернигове, Рязани. В витринах расположены золотые и серебряные украшения, произведенные в Московии в 15-16 веках. Отдельный стенд посвящен изделиям из серебра мастеров Великого Новгорода.
- В зале 2 представлены ювелирные изделия мастеров, произведенные в 17-20 веках. Ядро экспозиции – сокровища Золотой и Серебряной палат Кремля. Кроме этого, выставлены изделия провинциальных умельцев из Сольвычегодска, Великого Устюга, Костромы, Великого Новгорода. На следующих стендах экспонируются изделия мастеров-ювелиров знаменитых домов: Фаберже, Овчинникова, Семенова, Хлебникова.
- В зале 3 выставлено оружие, которое производилось в разных странах Запада и Востока. Вооружение либо специально закупалось, либо дарилось послами.
- В зале 4 экспонируется оружие, изготовленное русскими мастерами 12-19 веков. Здесь собрана обширная коллекция холодного и огнестрельного оружия. Отдельно выставлено парадное и охотничье оружие. Оно отличается богатым украшением.
- Зал 5 посвящен изделиям из серебра западных мастеров. В основном, артефакты – дары послов дружественных стран.
- В зале 6 выставлены парадные и коронационные костюмы императорской фамилии. Кроме того, здесь выставлены облачения митрополитов и патриархов Русской Православной церкви.
- Зал 7 посвящен предметам, которые использовались в церемониалах. Часть из них передавалась по наследству и со временем стала иметь политическое значение.
- В зале 8 можно ознакомиться с элементами парадной упряжи.
- Зал 9 порадует посетителей парадными царскими экипажами.
- 25 лучших экскурсий по Москве
- 22 лучших парка Москвы для прогулок
- 20 самых красивых мест Москвы
- 30 лучших развлечений в Москве для детей
История
В качестве музея Оружейная палата существует с 1806 года по инициативе императора Александра I, хотя ее экспонаты начали собираться в единую коллекцию за много лет до этого момента. Известно, что некоторые из них были частью сокровищницы московских князей еще с 14-го века. Ценная утварь, посуда, оружие передавались из поколения в поколение и стали основой государственной казны, которая к концу 15-го столетия настолько расширилась, что потребовала отдельного здания. Так появилось первое хранилище — Казенный двор, построенный в 1484 году. С тех пор коллекция ценностей стала официально считаться государственной собственностью. Она регулярно пополнялась за счет подарков от зарубежных послов, имущества опальных дворян, военных трофеев. Были здесь и экспонаты, выполненные в старинных кремлевских мастерских, которые в 1720 году стали частью казнохранилища.
Старое здание достопримечательности на картине 1845 года
Фото Москвы из окон здания палаты в 1850 годах
Современная Оружейная палата — изящная постройка в византийском стиле, появилась в 1851 году. Она была построена под руководством архитектора Константина Тона специально для размещения огромной коллекции государственных ценностей. Первое время музей был открыт только для дворян, но после революции 1917 года он стал общедоступным. В настоящее время на его территории не только проводятся экскурсии, но также работает лекторий и действует несколько образовательных программ.
Как зайти на территорию Кремля
Итак, вы купили билеты в кассе в Александровском саду или онлайн, а затем обменяли их на билеты. Теперь надо попасть на территорию. На территорию Московского Кремля сейчас два входа для туристов
Схема Кремля: кассы и два входа в Кремль
1. Через Троицкие ворота, которые соединены мостом с Кутафьей башней. Здесь всегда много людей и большая очередь на вход. При входе проверяют сумки и пропускают через металлоискатель. Тут же проверяют билеты в Кремль.
Кутафья башня и Троицкие ворота
Троицкие ворота Кремля
Троицкие ворота
2. Через Боровицкие ворота. Если вам в Оружейную палату или Алмазный фонд, то вам как раз сюда. Очередь на вход тут значительно меньше, но в пик сезона, конечно, можно простоять пол часика. Если вы идете через Боровицкие ворота билет в Кремль у вас не спрашивают, т.к. проверка билетов на территорию Кремля чуть дальше, в конце здания Оружейной палаты.
Если вам в Оружейную палату, то надо идти по дорожке сзади меня
Боровицкая башня и Боровицкие ворота Кремля
Вход к Оружейной палате и Алмазному фонду через Боровицкие ворота
Через Боровицкие ворота можно зайти БЕЗ билета в Кремль, купить его в здание Оружейной палаты. Билеты на вход в Кремль проверяют только возле забора!
Совет: что бы избежать очередей вы можете сделать следующее. Приехать к кассам Кремля и если увидите огромную очередь сразу идти к Боровицким воротам. Пройти через металлоискатель, зайти в здание Оружейной палаты, там купить или билет в Оружейную палату (если они будут в наличии) или на территорию Кремля.
История создания
История возникновения Оружейной палаты относится к XVI веку, когда она принадлежала к царскому дворцу и в ней работали самые известные оружейных дел мастера и иконописцы.
В палате того времени работали и творили великие матера иконописи. Такие известные персоны как Симон Ушаков и Никита Давыдов принимали участие в создании сокровищницы. После того как мастерские перестали существовать в здании Оружейной палаты, здесь образовалось хранилище казны.
Преображение Оружейной палаты произошло во время правления императора Петра I. Он приказал реконструировать все помещения.
Открытие экспозиции произошло в начале XIX века, в 1806 году по приказу Александра I. Она стала действовать в качестве музея для высших сословий, дворянства. Для всех желающих вход был открыт лишь спустя столетие, в 1918 году.
Само здание Оружейной палаты представляет собой результат архитектурного замысла Константина Тона. Стилистика ориентирована на русскую культуру XVII века. Само здание имеет прямоугольную форму, но части его торцов закруглены. Весь внутренний интерьер был выполнен по приказам императора Николая I, который говорил о том, как должны быть расположены комнаты.
Экспонаты Оружейной палаты
Драгоценные изделия, вошедшие в царскую, а затем в музейную сокровищницу создавались российскими, европейскими и восточными мастерами IV — начала XX века.Постоянная музейная экспозиция охватывает около 4000 предметов декоративно-прикладного искусства, имеющих высокую художественную и историческую ценность.
Среди наиболее впечатляющих экспонатов музейного собрания — царские кареты, коронационное платье, светские костюмы, шапка Мономаха и другие древние государственные регалии, парадное оружие, яйца Фаберже. Фонды Оружейной палаты включают также архивные материалы.
Любительская фото- и видеосъемка в музее запрещена.
Европейское вооружение XV-XVI веков., Музеи Московского Кремля
Правила посещения
Граждане, желающие посетить экспозицию, обязаны соблюдать правила:
- приходить в означенное на входном билете время
- оставлять крупногабаритные вещи в камере хранения
- запрещается посещение выставки с животными
- запрещается задерживаться на экспозиции после окончания сеанса
- запрещается пребывать на территории экспозиции в нетрезвом состоянии
- запрещается громко разговаривать или шуметь во время экскурсии
- запрещается проводить собственную экскурсию
- запрещается проводить видео или фотосъемку
- запрещается приносить с собой еду и напитки, в том числе алкогольные
- запрещается употреблять еду и напитки
- запрещается бегать по территории выставки
- запрещается заходить за установленные ограждения
При нарушении правил администрация имеет право удалить посетителя с территории экспозиции. В случае активного неповиновения могут быть приняты меры в соответствии с законами РФ.
Как попасть в Кремль. Как войти в Кремль
– Войти в Кремль можно двумя способами: – через Боровицкие ворота (если вы решили начать осмотр с Оружейной Палаты или Алмазного фонда).
Боровицкие ворота Кремля предназначены для автотранспорта. Вход в Кремль слева от ворот через арку.
Чтобы пройти к Боровицким воротам нужно идти от касс по дороге, она показана на снимке. Если стоять лицом к кассам, то направо. Боровицкие ворота Кремля от касс НЕ видны
На верхнем снимке Боровицкая башня едва видна вдалеке слева. По дороге к Боровицкой башне пройдёте мимо недавно установленного памятника императору Александру I.
Памятник царю Александру I установлен в Александровском саду между Комендантской (на снимке) и Оружейной башнями
При входе в Боровицкие ворота вам нужно предъявить входной билет в Кремль или в Оружейную палату и пройти досмотр.
Офицеры на входе в Кремль через Боровицкие ворота попросят открыть сумки и выложить на стол всё содержимое карманов. Обязательно поинтересуются наличием билетов.
Билет у Вас попросят показать либо в здании Оружейной палаты (билет на посещение Оружейной палаты), либо в самом конце длинного здания Оружейной палаты. Там нужно предъявить билет на территорию Кремля.
Войти в Кремль можно через Троицкие ворота
Троицкие ворота находятся в Александровском саду, в Троицкой башне, которая соединена мостом с Кутафьей башней. Контроль билетов и досмотр осуществляется у Кутафьей башни.
На снимке Кутафья башня (слева), Троицкая башня (справа). Они соединены Троицким мостом. После досмотра офицерами комендатуры Кремля (процедура, как в аэропорту),через Троицкие ворота посетители заходят в Кремль. Металлодетекторы очень чувствительные. Будьте готовы выложить всю мелочь из карманов.
Внизу, у лестницы, нужно предъявить билет на территорию Кремля или Оружейной палаты.
Внизу у лестницы стоит одинокий контролёр билетов и проверяет наличие оных у страждущих посетить Кремль. (Снято во второй половине буднего дня осенью).
Вот схемы для наглядности.
– В Кремль нельзя проходить с большими сумками и рюкзаками, чемоданами. Эти вещи оставляют в камере хранения у Кутафьей башни Кремля. (Воду в камеру хранения не возьмут, берите бутылки с собой в Кремль). Дамские сумки, которые иногда бывают немаленьких размеров, проносить можно. В Кремль запрещено проносить ЛЮБОЕ оружие включая газовые баллончики и перочинные ножи. Профессиональная фото и видео съёмка на территории Кремля запрещена.
Вход в Кремль с багажом – сумками и рюкзаками
ВХОД В КРЕМЛЬ С РЮКЗАКАМИ то разрешают, то запрещают. Объёмный рюкзак лучше сдавать в камеру хранения под Кутафьей башней. Она работает с 10 до 18. Перерывы на обед – с 11:00 до 11:30 и с 15:30 до 16:00.
Камера хранения – слева от лестницы. Вверху видна Кутафья башня.
Подробно о работе камеры хранения можно узнать на официальном сайте Кремля. https://www.kreml.ru/visit-to-kremlin/ticket-prices/kamera-khraneniya1/
Оружейная палата Московского Кремля на карте
Оружейная палатаМузей в Москве
- Что посмотреть в Дрездене за 1 день – 20 самых интересных мест
- Кунсткамера в Санкт-Петербурге
- 25 лучших пляжей Болгарии
- Как купить билет на авиасейлс: инструкция, советы
- Туры в Испанию на 7 ночей, отели 3-4*, завтраки+ужины от 68 234 руб за ДВОИХ – июль
- Страховка для поездки в Чехию
- Вердонское ущелье во Франции
- Туры в Грецию на 9 ночей, отели 4-5*, завтраки от 74 095 руб за ДВОИХ – октябрь
- Автобусные туры: преимущества и недостатки
- Центр Амстердама: самые интересные места
- Отдых в Лазаревском
- Туры в ОАЭ на 9 ночей, отели 4-5*, завтраки от 84 282 руб за ДВОИХ – октябрь
+1
Возвышение рода Романовых
Согласно родовому преданию Романовых, они происходили «из Прусс». По другой версии — из Новгорода. Первым достоверным предком Романовых был служивший при московском князе Симеоне Гордом боярин Андрей Кобыла (XIV век).
В XV-XVI веках были популярны прозвища, которые передавались от отца к сыну и впоследствии превратились в фамилии. Однако потомки Кобылы также использовали трехчастную форму имени: собственное имя, имя отца (отчество) и деда (фамилия). Так, например, Петр I, отдавая дань семейной традиции, именовал себя «Бомбардир Петр Алексеев, сын Михайлов».
Пятым (младшим) сыном Андрея Кобылы был Фёдор Кошка (ум. в 1407) — один из выдающихся политических деятелей Московского княжества во времена правления Дмитрия Донского и Василия I. Двор Фёдора Кошки находился близ Тверской улицы. Домовым храмом была каменная Георгиевская церковь. В 1505 году здесь был основан Георгиевский монастырь, давший имя Георгиевскому переулку. В Георгиевском монастыре воспитывались дальние потомки Фёдора Кошки: Никита Романович Захарьин-Юрьев (ок. 1522-1586 или 1585), его сестра Анастасия (1530 или 1532-1560) и брат Даниил.
По теме: Древний монастырь в Георгиевском переулке, или тайны школы №179
Бывший Георгиевский монастырь на рубеже XIX-XX веков. На переднем плане — Казанская церковь, за ней — Георгиевский храм
В XV веке Зарядье благодаря своей близости к Кремлю активно застраивалось богатыми усадьбами. В конце XV века здесь начинается строительство существующих ныне палат Романовых. В конце 1540-х годов Никита Романович Захарьин-Юрьев получил их в качестве приданного своей супруги Варвары, дочери Ивана Михайловича Ховрина. Он сделал блестящую карьеру при Иване Грозном, был назначен им в число четырех ближайших советников царя Федора Иоанновича. Его сестра Анастасия была первой, любимой женой Ивана Грозного.
По теме: Старый Английский двор на Варварке и история установления дипломатических отношений между Россией и Англией
Палаты бояр Романовых со стороны Зарядья
Жена Никиты Романовича Варвара умерла в 1555 году, родив одного сына — Фёдора (1553 или 1554-1633). Во втором браке с Евдокией Александровной Горбатой-Шуйской родилось шесть сыновей и шесть дочерей. Нередко высказывается версия, что матерью Фёдора Никитича была Евдокия Александровна и, тем самым, это роднит его с Рюриковичами, к роду которых принадлежали Шуйские.
Как купить билеты в Кремль
Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора
Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.
Какие бывают билеты в Кремль:
- Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
- Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
- Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
- Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.
Дети до 7 лет проходят бесплатно.
Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.
Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.
Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.
История сокровищницы
Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.
Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.
Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.
Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.
Вход в палаты
Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.
В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.
В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).
Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века
Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.
В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.
Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.