Оружейная палата

Режим работы

Посещение музея организовано полуторачасовыми сеансами 4 раза в день:

  • Часы работы: 10‑00; 12‑00; 14‑30; 16‑30 в любой день недели, кроме четверга.
  • Кассы открываются за 45 мин. до начала каждого сеанса.

Цена билета

  • Взрослый билет без скидок — 700 р.
  • Билет школьный, а также для пенсионеров — 200 р.
  • Дошкольники, военнослужащие‑срочники, ветераны, инвалиды и некоторые другие категории граждан имеют право бесплатного посещения.
  • В выходные и праздничные дни предлагаются семейные билеты — 200 р. на каждого члена семьи.

Адрес

Легче всего попасть в оружейную палату — добравшись с помощью метро. Ближайшими станциями являются «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Здание музея расположено сразу же на подъёме от Боровицкой башни Кремля с левой стороны.

Тот, кто не помнит своей истории, не имеет будущего. Эта истина известна с древнейших времён и считается прописной, но почему‑то в разных странах и народах всегда находятся люди, пытающиеся забыть о ней и переписать историю по‑своему. Правда, до сих пор это мало кому удавалось — время и память людская в конце концов всё равно расставляют и заслуги, и просчёты на свои места, давая им объективную и непредвзятую оценку.

Видео-экскурсия по оружейным палатам

Интересные факты

При Иване 3 на территории располагалась Большая казна. Историки считают ее предшественницей будущей Оружейной палаты. В первой половине 16 века сформировался Оружейный приказ. Он использовался для складирования оружия. Во второй половине 16 века название изменилось на Оружейную палату.

Мало кто знает, что Иван 4 организовал в хранилище оружия мастерские. В них изготовлялись разные предметы по государеву заказу. Во второй половине 17 века хранилище дополнилось предметами искусства. Именно с этого времени кладовая стала центром общерусского национального искусства.

В государевых мастерских изготовляли:

  • оружие
  • знамена
  • броню
  • золотили кость и дерево
  • резали и ковали железо
  • писали иконы

Фонды палаты пострадали во время пожара Кремля в первой половине 18 века. Сгорели знамена полков Карла Шведского, захваченные в Полтавском сражении. Часть раритетов оказалось повреждена и не подлежала восстановлению. Сокровища, пережившие пожар, разместили временно в Теремном дворце.

Построенное для сокровищницы здание не имело отопления. К тому же, оно было из дерева, то есть пожароопасного материала. Раритеты то пересыхали, то отсыревали, плесневели и ржавели. Переоборудовать старое помещение оказалось слишком дорого. Поэтому потребовалось строить новое здание.

К началу войны 1812 года фонды экспозиции были довольно внушительны. Их эвакуировали в Нижний Новгород. К сожалению, на месте временного хранения условия оказались не подходящими: части предметов потребовалась реставрация.

Во время Великой Отечественной войны остро встал вопрос о сохранении раритетов. Сначала предполагалось укрыть экспонаты в Тайницкой башне. Но уже к осени стало понятно, что эвакуация неизбежна. Сокровища погрузили в вагоны и отправили в Свердловск. С ценностями поехали 11 сотрудников. Операция была секретная, контролировалась НКВД.

В Свердловске раритеты приняло на хранение местное НКВД. Сотрудников поселили в бараках. Но ценности не остались без надзора. Эвакуированные работники осматривали сокровища, своими силами проводили реставрацию.

В Кремлевской Оружейной палате оставили экспонаты, которые было трудно перевозить: кареты, троны. Их сохраняли оставшиеся в Москве сотрудники. Руководили работами комендант Кремля и директор музея. В 1943 году их наградили орденами.

Подготовка к возвращению раритетов началась после того, как угроза, нависшая над Москвой, миновала. Это заняло несколько лет. Сокровища вернулись на свое постоянное место только в феврале 1945 года.

История сокровищницы

Древнее хранилище первоначально называли «Оружейным приказом». В первый раз о нем написали в документе 1547 года, как о месте, где находилось царское оружие. Историки предполагают, что уже в те времена здесь располагались мастерские, в которых изготавливали оружие и военные знамена.

Оружейный приказ стоял в Казенном дворе и со времен правления Ивана III Васильевича, прозванного Великим, находился возле Архангельского и Благовещенского соборов. Просторный двор покрывала крыша, а два его окна были обращены в сторону дворцовой площади.

Внутри двора размещалась Большая казна, к которой были приставлены казначеи из бояр и их помощники — дьяки. В ней хранили царскую церемониальную одежду, государственные регалии, иконы, посуду из серебра и золота, а также ценную утварь. За Большой казной стояла Оружейная палата, находившаяся под управлением оружничего. В его обязанности входило хранение царских сабель и мечей, а также изготовление оружия и его ремонт.

Известно, что среди первых дворцовый чин оружничего получил воевода Андрей Михайлович Салтыков (1511 год). Оружничим был и один из предков знаменитого русского поэта А.С. Пушкина — боярин Григорий Гаврилович Пушкин (1647 год). Кроме того, на Казенном дворе располагался Конюшенный приказ, где хранили экипажи царя и сбрую для лошадей, трехэтажный Запасной двор и Мастерские палаты.

Вход в палаты

Во второй половине XVII века царская сокровищница превратилась в настоящий центр русского искусства. В Московском Кремле работали умелые оружейники и знаменщики. В мастерских трудились искусные столяры, граверы по металлу и позолотчики, умевшие обрабатывать кость и дерево. В 1640-е годы при Оружейной палате создали мастерскую царских изографов, которая объединила лучших русских иконописцев. В те времена несколько приказов Кремля находились под управлением влиятельного боярина Богдана Матвеевича Хитрово. Он был страстным коллекционером и приложил немало усилий, чтобы Оружейная палата превратилась в один из лучших музеев Русского государства.

В начале XVIII века согласно указу Петра I царскую сокровищницу передали в ведение Сената, и сюда стали привозить курьезные вещи, которые до этого хранились в разных коллегиях. Вскоре старинных предметов стало так много, что решено было оставить только самые ценные из них, а остальные — продать.

В 1737 году в Москве произошел сильнейший пожар. Беда случилась в день Троицы и поэтому вошла в историю, как Троицкий пожар. Сильный огонь прокатился по всей территории Кремля. Выгорели кровли самых главных соборов, а здание Казенного двора было практически полностью уничтожено. К счастью, царская казна не пострадала, однако пламя не пощадило коллекцию трофейных знамен, завоеванных Россией во время битвы под Полтавой (1709 год).

Шестой зал: Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV—XVIII веков. Светский костюм в России XVI — начала XX века

Восстановление утраченного заняло несколько лет. Оставшиеся реликвии перенесли в Тюремный дворец и возвели для них специальные помещения. В 1812 году по распоряжению императора Александра I для мастерских царской сокровищницы на Сенатской площади Кремля было построено отдельное здание. Однако, оно не обладало системой отопления и поэтому было слишком сырым для хранения реликвий. Когда над Москвой нависла угроза вторжения наполеоновских войск, все ценности из хранилища перевезли в Нижний Новгород, но спустя два года вернули обратно в Москву.

В середине XIX века для царской сокровищницы возвели новое здание. Оно располагалось на месте старинного Конюшенного приказа и составляло единый комплекс с Большим Кремлевским дворцом, построенным по проекту известного российского зодчего Константина Андреевича Тона. Коллекции Оружейной палаты размещаются в этом месте и по сей день. Двухэтажное здание имеет высокий цоколь и декорировано пилястрами и резными колонами. Его стены украшают аккуратные медальоны из мрамора с изображением российских князей и царей.

Пятый зал: Западноевропейское серебро XIII—XIX вв.

Пожар

Кроме того, Петром было предписано передавать работникам мастерской все ценные или даже курьезные вещи. Но очередной пожар 1737 года уничтожил большую часть оружия, в том числе и те предметы, которые достались музею в качестве трофеев после Полтавской битвы. Однако на радость современникам Царская казна все-таки уцелела.

Через несколько десятилетий после уничтожившего ценности пожара все оставшиеся экспонаты были перенесены в Теремной дворец. Он был построен по указу царя Александра I в 1810 году. Однако здание, в котором должна была разместиться Оружейная палата в Москве, было очень сырым: оно не отапливалось из соображений пожароопасности, а потому многие сокровища впоследствии пришлось реставрировать.

В годы Отечественной войны в 1812 году все ценности были вывезены на территорию Нижнего Новгорода. Вернулись же они уже в то здание, в котором и сегодня размещается Московская Оружейная палата. Оно было выстроено в 1851-м по проекту архитектора К. Тона.

Здание Арсенала

Пушка у здания Арсенала / фото автора

Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.

Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.

Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.

Все остальные объекты находятся по правую руку.

Большая казна

В период царствования Лжедмитрия, с 1605 по 1607 годы, Оружейная палата была почти полностью разорена. Даже после свержения этого правителя ценности продолжали разбазариваться. Из-за нехватки средств Василием Шуйским, сменившим на троне Лжедмитрия, был отдан вынужденный приказ о переплавке драгоценных изделий из запасников Большой казны, как тогда именовали музей, в монеты.

За годы польско-литовской интервенции она снова опустела. Однако спустя всего несколько дней после освобождения Москвы в кремлевских мастерских вновь началась работа. Именно в середине семнадцатого века они переживали эпоху своего расцвета. После этого их слава пошла на убыль, поскольку по велению Петра I все лучшие мастеровые были вызваны в Петербург

Однако, несмотря на это, кремлевская сокровищница не была обделена вниманием

После победы в сражении под Полтавой в 1709 году по приказу Петра Оружейная палата Кремля обогатилась трофейными шведскими знаменами и оружием. А в 1718 году помещения сокровищницы были отремонтированы. Их обставили дубовыми застекленными шкафами, в которых должны были храниться экспонаты. В 1720 году тоже по приказу Петра князем Одоевским была осуществлена проверка и опись кремлевских сокровищниц. А после этого было решено организовать и их охрану.

Как возникла Оружейная палата

Первое упоминание об «оружельничей палате» сегодня относят к 1537 году. В летописных источниках именно за этот год она упоминается как место заточения князя Андрея Старицкого – младшего сына великого князя Василия III и Софьи Палеолог, рискнувшего выступить против Елены Глинской, регентши при малолетнем Иване IV, будущем Грозном. Спустя десять лет уже в другой летописи, повествующей о знаменитом московском пожаре 1547 года, вновь встречается фраза «оружничая палата». А уже в следующем, XVII столетии в структуре московских приказов появляется приказ Государевой Оружейной палаты. Уже в то время он был прообразом нынешней Оружейной палаты, но функции созданного приказа были шире. Помимо того, что это было казнохранилище, здесь работали и мастерские по изготовлению разнообразного оружия (как холодного, так и огнестрельного), мастера приказа создавали и драгоценную утварь для царского двора.

Шапка Мономаха, которой венчали на царство всех царей XVI-XVII веков. Работа мастеров Золотой Орды конца XIII — начала XIV века, опушка и навершие с крестом сделаны московскими мастерами XVII века

Существенная часть всего сделанного в палате оставалась в ней же на хранение: здесь аккумулировались ценности, которые становились составной частью государевой казны, из которой, в частности, выплачивалось натуральное вознаграждение придворным. Эту практику раздачи драгоценного содержимого Оружейной палаты прекратил только Петр I, который в 1720 году на основе Царицыной мастерской палаты, Казенного двора и Конюшенной казны создал единую «Мастерскую и Оружейную палату». В ее коллекцию были включены и сокровища Патриаршей палаты, и всех церквей Московского Кремля. А спустя еще восемь лет у палаты осталась единственная функция: быть хранилищем государственных исторических и художественных ценностей, в том числе коронационных принадлежностей.

Трансформация Оружейной палаты в музей завершилась при императоре Александре I. Царский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей» вышел 10 марта 1806 года, и эту дату можно считать официальным днем рождения музея. Правда, открылся он только в 1814 году, и поначалу в Оружейную палату могли войти с экскурсией лишь представители дворянства и купечества, а открытым для всех музей стал лишь после Октябрьской революции. Кстати, в советское время палата в последний раз пережила раздачу хранящихся в ней сокровищ: в начале 1930-х немалая часть коллекции, в том числе и знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже, были проданы, чтобы пополнить бюджет СССР.

Вид на старое здание Оружейной палаты, построенное в 1806-1812 годах архитектором Иваном Еготовым. Гравюра неизвестного автора по рисунку художника Павла Свиньина

Алмазный фонд

Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.

В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.

Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».

Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.

Что можно увидеть в музее

Экспонаты музея-сокровищницы представлены в девяти залах, по которым проводят обзорные и тематические экскурсии. Экскурсоводы рассказывают об истории государственных регалий русских правителей, парадном придворном церемониале, богатом царском арсенале, а также истории русского ювелирного искусства XII-XX веков. В экспозиции можно увидеть костюмы и драгоценные ткани, серебряные изделия из Западной Европы, шедевры мастеров стран Востока, роскошные конные экипажи и редкие дипломатические дары.

Один из самых известных экспонатов сокровищницы — отороченная соболем шапка Мономаха. Этим головным убором издавна венчались на царство великие князья и цари. Уникальная церемониальная реликвия декорирована золотым шитьем, драгоценными камнями и жемчугом.

В одном из залов можно увидеть знаменитый двойной царский трон, сделанный в конце XVII века. Необычное тронное место потребовалось, чтобы на нем одновременно восседали Иоанн V и его брат царевич Петр — будущий император Петр I. Любопытно, что за троном существует небольшая комнатка с дверцей. По одной версии, здесь стоял опытный царедворец, подсказывающий малолетним правителям, как лучше отвечать иностранным послам. Другие считают, что за дверцей пряталась сестра царевичей — Софья, которая приглядывала за младшими братьями.

Девятый зал: Экипажи XVI—XVIII веков

Всех посетителей музея впечатляет белоснежный трон, принадлежавший царю Иоанну IV Грозному. Он отделан изящными пластинками из слоновой кости, на которых вырезаны сюжеты из Библии и различные мифологические сцены. Несмотря на то, что на царском троне совсем нет золотой отделки и драгоценных камней, он смотрится очень торжественно. В сокровищнице также экспонируется несколько драгоценных окладов для Евангелия. Переплеты старинных книг покрывают золото, крупные самоцветы и искусно расшитая ткань.

Музей не назвали бы Оружейной палатой, если в нем не хранилось старинное оружие. В залах сокровищницы сверкают разными оттенками эфесы мечей и шпаг, которые богато украшены золотом и драгоценными камнями. Большое впечатление производят старые военные доспехи, пистолеты с золотой гравировкой и полноростовой макет рыцаря, восседающего на боевой лошади. Фигура воина полностью закована в броню, и в ней оставлена лишь одна щель для глаз. Лошадь, за исключением ног и глаз, тоже покрыта листами гравированного металла.

Из старинной одежды в музее выставлены облачения (саккосы) митрополитов и патриархов. Самый дорогой из них принадлежал Никону. Это одежда, пошитая из дорогой ткани и декорированная золотыми нитями и самоцветными камнями. Многие посетители подолгу задерживаются возле стенда с кафтаном и большими ботфортами Петра I. Вид этой стоптанной обуви не оставляет сомнений, что российский император любил помногу ходить пешком.

Шапка Мономаха

Правила посещения

Граждане, желающие посетить экспозицию, обязаны соблюдать правила:

  • приходить в означенное на входном билете время
  • оставлять крупногабаритные вещи в камере хранения
  • запрещается посещение выставки с животными
  • запрещается задерживаться на экспозиции после окончания сеанса
  • запрещается пребывать на территории экспозиции в нетрезвом состоянии
  • запрещается громко разговаривать или шуметь во время экскурсии
  • запрещается проводить собственную экскурсию
  • запрещается проводить видео или фотосъемку
  • запрещается приносить с собой еду и напитки, в том числе алкогольные
  • запрещается употреблять еду и напитки
  • запрещается бегать по территории выставки
  • запрещается заходить за установленные ограждения

При нарушении правил администрация имеет право удалить посетителя с территории экспозиции. В случае активного неповиновения могут быть приняты меры в соответствии с законами РФ.

Как купить билеты в Кремль

Вид на Троицкую башню с Троицкого моста / фото автора

Попасть в Кремль могут все желающие. Билетные кассы находятся в Александровском саду, в застекленном коричневом здании. Заранее билеты покупайте только на сайте . В противном случае нарветесь на мошенников или просто переплатите.

Какие бывают билеты в Кремль:

  • Билет в Кремлевский сквер стоит 250 руб. Вы проходите на территорию, любуетесь Царь-колоколом, Царь-Пушкой, старинными церквями. Но внутрь соборов не зайдете.
  • Билет на Соборную площадь обойдется в 1000 руб. с аудиогидом и в 700 руб. без него. Увидите все на территории, плюс экспозиции в палатах и соборах.
  • Билет в Оружейную палату стоит 1000 руб. По нему попасть на остальную территорию Кремля не получится: потребуют отдельный билет в Кремлевский сквер или на посещение Соборной площади.
  • Билет на колокольню «Иван Великий» стоит 350 руб. Его продают в кассах за 45 минут до начала сеанса. Точное расписание смотрите ниже.

Дети до 7 лет проходят бесплатно.

Алмазный фонд расположен на территории столичной крепости, но не имеет к музеям Кремля никакого отношения. Билеты стоят 800 руб. Они продаются в кассах № 4 и № 5 в Александровском саду и на официальном сайте gokhran.ru.

Кремль открыт в любой день, кроме четверга — это выходной.

Зимой музеи работают с 10:00 до 17:00. В летний период (с 15 мая по 30 сентября) на час дольше.

Выставочная деятельность музея

В то же время Оружейная палата — не застывший во времени музей. Помимо постоянной экспозиции из более чем 4000 предметов на свободном пространстве первого этажа регулярно устраиваются временные выставки, представляющие экспонаты из других музеев не только России, но и Европы или других стран мира.

В то же время музей делится раритетами из основных фондов и хранилищ с другими музеями мира. Например, сейчас в Государственном Эрмитаже, в рамках выставки одного шедевра, представлен атрибут парадного одеяния — саккос митрополита Алексия, наставника Дмитрия Донского. А во Владимире проходит выставка «Охота при царском дворе», где также представлены экспонаты из собрания Оружейной палаты.

На выставке в Лиссабоне музей представляет дары Ирана и Турции Московским государям, а в Вене представлены шедевры К. Фаберже из собраний музеев Кремля.

Выставки для детей

Оружейная палата ведёт большую работу, рассчитанную на детскую аудиторию. Существует цикл обзорных экскурсий для школьников с 1‑го по 11‑й классы, адаптированных к школьной программе и возрастному восприятию учащихся. Помимо обзорных широко представлены тематические экскурсии для разных возрастных групп.

При этом каждую третью неделю месяца, в понедельник, учащиеся до 18 лет приглашаются в музей . Правда, в этом случае экскурсия в оружейную палату не организуются, но для этих целей имеется возможность получить электронного гида, а большинство экспонатов имеют поясняющие надписи. Для школьников, серьёзно интересующихся историей, при музее существует детский клуб, регулярно проводящий занятия, экскурсии, беседы и семинары.

Экспонаты «Алмазного фонда»

В собрание входят ювелирные изделия, редкие камни и ордена, связанные с историей империи. Сокровища «Алмазного фонда» можно разделить на следующие группы:

Коронационные регалии. Здесь представлены предметы, которые использовались в торжественных случаях, в том числе на коронациях. Корона «Алмазного фонда» — один из знаменитейших экспонатов. На самом деле, их две, но больший интерес представляет Большая императорская корона «Алмазного фонда». Экарт и Позье создали ее в честь знаменательного торжества — принятия власти Екатериной II. Корона Российской империи в «Алмазном фонде» украшена несколькими тысячами бриллиантов, 75 жемчужинами из Индии и шпинелем массой чуть более 398 карат. В этой коллекции есть также держава Екатерины II с сапфиром, скипетр и другие предметы.

Самородки «Алмазного фонда». Эта витрина знакомит посетителей с собранием самородков золота и платины. Экспонаты «Алмазного фонда» Кремля этой коллекции насчитывают 101 самородок. Они были добыты из месторождений разных областей России. Золотые самородки в «Алмазном фонде» представляют большую ценность, так как обычно такие находки отправляют на переплавку. Здесь можно увидеть самородок «Верблюд» с Колымского месторождения, его вес — 9,3 кг. «Большой треугольник» в «Алмазном фонде» — еще один уникальный самородок, его вес составляет 36 кг.

Дарья Н.

Алмазы в «Алмазном фонде» — это собрание крупных именных ювелирных драгоценных камней. Самый массивный из них называется «XXVI съезд КПСС», он обладает массой 342, 57 карата.

Карта России из алмазов — впечатляющий экспонат в коллекции «Алмазы» в «Алмазном фонде России».

Великие камни «Алмазного фонда» России. Это 7 драгоценных камней, известных на весь мир. Семь великих камней «Алмазного фонда» составляют 3 алмаза и 4 самоцвета. Каждый экспонат имеет свою необычную историю. Самый крупный в «Алмазном фонде» — бриллиант «Орлов» в 190 карат. Камень служит украшением для скипетра императрицы Екатерины II. Алмаз «Шах» в «Алмазном фонде» имеет небольшую массу — 88 карат, но ценен выгравированными на нем надписями на персидском языке. Он является историческим памятником Индии, где и был найден. В отзывах большинство посетителей единогласно в том, что увидеть камни «Алмазного фонда», которые оцениваются в очень большое количество денег, — уникальный шанс.

Украшения в «Алмазном фонде» сер. XVIII в. Эта часть экспозиции характеризуется цветными, ассиметричными композициями. Бриллианты в «Алмазном фонде» этой коллекции служат частью ювелирных изделий. Например, в украшении «Большой букет» для наряда императрицы Елизаветы Петровны бриллианты стилизованы под цветы, особо интересен здесь редкий сиреневый бриллиант в 15,5 карата.

2-ая пол. XVIII в. представлена ювелирными изделиями с большим количеством бриллиантов. Камни «Алмазного фонда» России, которым в это время отдавали предпочтение мастера, имеют светлые оттенки, в основном, это белые бриллианты.

Начало XIX в. Диадемы «Алмазного фонда» — характерный предмет для украшения причесок дам первой трети XIX столетия. Форма стилизации под кокошник называлась на Западе «русской тиарой».

Ордена Российской империи. Эти изделия коллекции «Алмазного фонда» были сделаны для членов императорского дома. В числе экспонатов «Алмазного фонда» Московского Кремля — знаменитый Орден святого апостола Андрея Первозванного, введенный Петром I.

Самоцветы. Это драгоценные камни, дополняющие коллекцию «Семь камней Алмазного фонда России». Например, здесь выставлен турмалин в форме ягоды, имеющий интересную историю путешествий из Бирмы до Петербурга.

Экспонируются также изделия, которые сделали современные ювелиры. Фото экспонатов «Алмазного фонда» представлены на официальном сайте, но их число — ограничено, по 1–2 предмета из коллекции. Удобнее рассмотреть экспозицию с помощью онлайн-тура.

«Алмазный фонд»: виртуальная экскурсия

ulua_1010

Возвышение рода Романовых

Согласно родовому преданию Романовых, они происходили «из Прусс». По другой версии — из Новгорода. Первым достоверным предком Романовых был служивший при московском князе Симеоне Гордом боярин Андрей Кобыла (XIV век).

В XV-XVI веках были популярны прозвища, которые передавались от отца к сыну и впоследствии превратились в фамилии. Однако потомки Кобылы также использовали трехчастную форму имени: собственное имя, имя отца (отчество) и деда (фамилия). Так, например, Петр I, отдавая дань семейной традиции, именовал себя «Бомбардир Петр Алексеев, сын Михайлов».

Пятым (младшим) сыном Андрея Кобылы был Фёдор Кошка (ум. в 1407) — один из выдающихся политических деятелей Московского княжества во времена правления Дмитрия Донского и Василия I. Двор Фёдора Кошки находился близ Тверской улицы. Домовым храмом была каменная Георгиевская церковь. В 1505 году здесь был основан Георгиевский монастырь, давший имя Георгиевскому переулку. В Георгиевском монастыре воспитывались дальние потомки Фёдора Кошки: Никита Романович Захарьин-Юрьев (ок. 1522-1586 или 1585), его сестра Анастасия (1530 или 1532-1560) и брат Даниил.

По теме: Древний монастырь в Георгиевском переулке, или тайны школы №179


Бывший Георгиевский монастырь на рубеже XIX-XX веков. На переднем плане — Казанская церковь, за ней — Георгиевский храм

В XV веке Зарядье благодаря своей близости к Кремлю активно застраивалось богатыми усадьбами. В конце XV века здесь начинается строительство существующих ныне палат Романовых. В конце 1540-х годов Никита Романович Захарьин-Юрьев получил их в качестве приданного своей супруги Варвары, дочери Ивана Михайловича Ховрина. Он сделал блестящую карьеру при Иване Грозном, был назначен им в число четырех ближайших советников царя Федора Иоанновича. Его сестра Анастасия была первой, любимой женой Ивана Грозного.

По теме: Старый Английский двор на Варварке и история установления дипломатических отношений между Россией и Англией


Палаты бояр Романовых со стороны Зарядья

Жена Никиты Романовича Варвара умерла в 1555 году, родив одного сына — Фёдора (1553 или 1554-1633). Во втором браке с Евдокией Александровной Горбатой-Шуйской родилось шесть сыновей и шесть дочерей. Нередко высказывается версия, что матерью Фёдора Никитича была Евдокия Александровна и, тем самым, это роднит его с Рюриковичами, к роду которых принадлежали Шуйские.

Режим работы Оружейной палаты в 2021 году

  • Сеансы посещения Оружейной палаты — 10:00 и 12:00, 14:30 и 16:30
  • Четверг — выходной день
  • Билеты продаются в кассах у Кутафьей башни, в Александровском саду
    • С 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00
    • С 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30
  • Билеты можно приобрести онлайн на официальном сайте Московского Кремля. Этот вариант особенно актуален в летний период, в выходные и праздники, когда наплыв посетителей особенно велик. Онлайн можно купить только билеты за полную стоимость. Льготные билеты для студентов и пенсионеров можно приобрести только в кассе и только в день посещения.
  • Вход в Оружейную палату через Боровицкие ворота. Если Вы только что купили билеты в кассовом павильоне у Кутафьей башни и стоите лицом к Кремлевской стене, то Вам надо пройти около 300 метров направо, до конца Александровского сада. Вы увидите большую башню с большим проездом — отсюда въезжают в Кремль работники и официальные делегации. Вам надо в маленькие ворота, которые расположены рядом.

История

По повелению Петра Великого государевы мастерские и склады должны были преобразоваться в музей. Называться это учреждение должно было по самому старому хранилищу – Оружейной палате. Но завершить эту работу удалось только Александру I в 1806 году.

Для новой экспозиции построили отдельное здание. Во время работ проводились изучение и опись коллекции. Руководил всем Почетный член Малиновский. Первая часть каталога была издана через год. Тираж оплачивал лично император Александр I. Малиновский впервые описал раздел экспозиции – Государственные регалии.

Здание для размещения коллекции строил архитектор Еготов. Оно было готово в 1809 году, но отделка продолжалась до лета 1812.

  • Алмазный фонд Московского Кремля
  • Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади

Во время вступления Бонапарта в Москву зданию нанесен ущерб. Ценности эвакуировали, но из-за того, что они хранились в ящиках, экспонаты утратили былое великолепие. Требовалась реставрация. После реконструкции здания и работы с артефактами экспозиция переехала на постоянное место. Это произошло только в 1814 году.

Цель организации выставки – воспитание патриотических чувств у граждан России, напоминание о ратных подвигах.

Скоро стало ясно, что здание не отвечает многим требованиям. Отсутствовало отопление, экспонаты сырели и поражались грибком. Деревянные конструкции могли легко воспламениться. Было принято решение разместить кремлевский гарнизон в строении Еготова, а для экспозиции выстроить новое помещение.

Фото: pastvu.com

Еготовская постройка использовалась как казармы более 100 лет. Затем советское правительство решило возвести Кремлевский Дворец съездов, и первое здание Оружейной палаты снесли.

Царственные принадлежности

Коллекция символов власти превосходит все европейские. Глядя на эти свидетельства эпох: короны, скипетры, кресты, троны, державные книги – очень просто создать впечатление о парадном придворном церемониале.

В них венчались, короновались, выходили к дипломатам, выезжали в народ. Некоторые из государственных регалий становились наследными, переход из рода в род. Но все, то представлено в седьмом зале Оружейной палаты, безусловно, бесценно и представляет историческую ценность.

Самые ранние артефакты представлены XIII веком. Наиболее известный экспонат – шапка Мономаха. Ее вес почти килограмм – намного легче прочих, уступающая им и по количеству драгоценных камней. Например, корона Анны Иоановны весит четыре кило, для ее украшении ювелиры использовали почти 2,2 тысячи алмазов и красивые красные драгоценные камни.

Но статус шапки Мономаха на протяжении многих веков был незыблем: ее надевали многие цари и только один раз – в день венчания на царствие. Последним в ней выходил Иван V в 1682 году. Ему было всего 15 лет, а сопровождал его на трон младший брат и соправитель Петр I.

Трон, созданный специально под двойное царствование, хранится также в Оружейной палате. И туристам не устают объяснять превратности королевской жизни, для которой вот понадобился трон с двумя сиденьями. Он и правда необычный, напоминает роскошный золотой мини-дворец, украшенный государственными символами. Чтобы соорудить двухместный трон, понадобилось разобрать три старых трона времен Михаила Романова.

А самым дорогим и нарядным царским креслом считают алмазный. Над ним работали иранские мастера, поэтому восточные мотивы в его отделке можно обнаружить. Трон стал шикарным подарком царю Алексею Михайловичу от армянских купцов, заплативших за работу несколько тысяч рублей. Хотя не безвозмездным: купцы рассчитывали на определенные льготы в торговле с Россией. Более одной тысячи алмазов участвуют в его росписи, и 1224 драгоценных камней, включая изумруды, а количество жемчуга не поддается подсчету. Трон прослужил верой и правдой до последнего царя: Николай II восседал на нем по случаю своей коронации.

После свержения самодержавия, трон лишился части алмазов: их украли и вывезли из страны.

Интересная подробность: тронные кресла создавались по проектам лучших архитекторов, считающим эту работу ничуть не менее важной, чем разработку дворцов и усадеб

История

История создания оружейной палаты начинается еще с 14 века. Она функционировала как сокровищница московских князей. Государство росло и вместе с ним увеличивались сокровища. В 1484 году было принято решение построить отдельное здание. Располагалось оно между Архангельским и Благовещенским собором. В эти же года ему дали название – «Казенный двор». В 15-18 веках сокровища часто использовались для государственных мероприятий: коронациях и царских приемах. Помимо экспансий территорий и даров, коллекция экспонатов Оружейной палаты пополнялась за счет мастерских московского Кремля. Стоит отметить, что после создания палаты в ней хранились не только сокровища, но царское оружие: сабли, кольчуги, шлема и т.д. Активное развитие здания началось в середине 17 века, когда в Москву из других городов начали приезжать Мастера. Основным направлением работы Мастеров было оружие. Причем в те годы благодаря Алексею Романову все войско было переформировано на европейский лад.

В 1720 году благодаря решению Петра 1 были объединены Патриаршие палаты, Конюшенная казна и Царицына мастерская палата в единое учреждение, под названием «Мастерская и Оружейная палата». Она стала функционировать только как хранилище культурно-исторических ценностей. Но, к сожалению, это продлилось не долго. В 1737 году из-за Троицкого пожара часть реликвий со времен Северной войны сгорело. Все что удалось спасти было переведено в Тюремный дворец. В 1806 году было принято решение построить дворцовый императорский музей на основе бывшей оружейной палаты. Архитектором этого проекта был выбран Иван Еготов. Из-за боязни повторения инцидента с пожаром в здании не было создано никакой отопительной системы, что негативно сказалось на сохранности вещей. Спустя нескольких лет музей был открыт для посещения дворян и купцов. Что бы сохранить экспонаты Оружейной палаты было принято решение спроектировать здание, полностью соответствующее хранению реликвий. Этот задание было передано именитому архитектору Константину Тон. Проект был реализован в 1851 году в русско-византийском стиле. Именно это здание сохранилось до наших дней. В 2020 году здание, в котором находился музей было передано в полное владение Оружейной палате.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector