Алмазный фонд. современные ювелирные изделия и самородки

Правила посещения

Посетители, пришедшие ознакомиться с экспозицией, обязаны соблюдать установленные администрацией правила:

  • верхняя одежда сдается в гардероб, ручная кладь или багаж – в камеру хранения, оружие – в комендатуру Кремля
  • осмотр происходит только в составе экскурсии (группа 20 человек), иностранные посетители могут знакомиться с выставкой самостоятельно при помощи аудиогида
  • вход осуществляется по билету
  • билет с исправлениями или подчистками признается недействительным
  • посетителям запрещается во время осмотра шуметь, бегать, распивать напитки, курить, принимать пищу;
  • телефоны рекомендуется перевести в беззвучный режим
  • запрещается проводить видео и фото съемку, зарисовывать экспонаты, записывать текст экскурсии (в том числе на диктофон)
  • запрещается проводить собственную экскурсию
  • запрещается сорить на территории экспозиции
  • запрещается проносить горючие и взрывчатые вещества, а также предметы, которые могут нанести ущерб выставке или посетителям

Граждане, пренебрегающие установленными правилами, подлежат удалению с территории экспозиции. Билеты рекомендуется приобретать в кассах Московского Кремля. Администрация не гарантирует посещение выставки по билетам, купленным на сторонних площадках.

История Алмазного фонда

Экспозиция сокровищ работает с 1967 года, занимая два небольших зала в Оружейной палате. Однако сам фонд в России основан намного раньше, в эпоху правления Петра I. В 1731 царь-реформатор распорядился выделить в Петербурге место под хранилище ценностей, принадлежащих российскому государству. В сокровищнице нашлось место для орденских знаков, украшений, регалий, которые монархи надевали в исключительных случаях. Постепенно коллекция Романовых расширялась, пополнялась удивительными по красоте и ценности экспонатами.

В XVIII веке собрание переправили в Зимний дворец, где в 1856 для публичного осмотра открылась Галерея драгоценностей (165 предметов). К началу Первой мировой войны проведена масштабная проверка ценностей коллекции, а в 1914 году они были отправлены в Москву. Их приняли в Оружейной палате без описи и поместили в подвалы.

Большевики приступили к осмотру сокровищ лишь в послереволюционном 1922 году. Многие из ценностей по личному распоряжению вождей были реализованы на скандальных зарубежных торгах в 1926-1938 годах. После Великой Отечественной войны начался новый этап в жизни сокровищницы. Ее коллекцию пополнили самородки из Якутии, где было освоено несколько кимберлитовых трубок.

В ноябре 1967 года (50-летие советской власти) открылась общедоступная выставка фонда. Изначально она была задумана как временная. Однако интерес к экспозиции оказался чересчур велик, и она стала работать круглогодично.

С момента открытия здесь побывало более четырех миллионов человек. Появилась лаборатория, специалисты которой занимались воссозданием утраченных ценностей. Не раз Алмазному фонду поступали предложения о продаже уникальных экземпляров, однако совершенных сделок документально не зафиксировано.

Экскурсия в середину XVIII века

Ювелирные изделия, созданные в период правления Елизаветы Петровны, играют значимую роль в формировании Алмазного фонда Кремля.

«Большой букет» — пример дополнения парадных нарядов императрицы. Бриллиантовый шиповник, ирис, нарциссы, незабудки, плоские изумрудные листья, приподняты на гибких золотых стеблях на различную высоту и развернуты под определенными углами. Драгоценная композиция выглядит пышно и объемно. Гид экскурсии привлекает любопытные взоры к подвижным стеблям, передающим трепет живых цветов, листьев. По центру ириса в ажурной основе таится фиолетовый бриллиант массой 15,5 карата. Многообразие оттенков остальных бриллиантов обеспечено тонкими пластинками разноцветной фольги.

Императорский скипетр

Этот шедевр ювелирного искусства был создан в 1762 году по случаю коронации великой императрицы Екатерины II. Скипетр представляет собой золотую трость в обрамлении бриллиантов. Жемчужиной изделия является венец, изображающий двуглавого орла из черной эмали в окружении бриллиантов.

Уникальность символу самодержавия придает бриллиант, подаренный императрице графом Орловым. Бриллиант отличается великолепием, крупными размерами и удивительной огранкой. Драгоценный камень был выкуплен графом Орловым у ювелира Ивана Лазарева, после чего стал украшением скипетра императрицы. Дизайн скипетра разрабатывали лучшие российские и европейские ювелиры, что сделало его известным во всем мире еще при правлении императрицы.

Другие экспонаты музея

Малая императорская корона Российской империи

Малая императорская корона Российской империи Бриллианты, серебро.Высота с крестом 13 смРаньше предполагали, что она была изготовлена для Елизаветы Алексеевны братьями Дюваль. Сейчас же считают, что корону создал ювелир Зефтиген для Марии Александровны.Корона императрицы Анны Иоанновны 

Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.

Великолепная корона, сверкающая двумя с половиной тысячами драгоценных камней, инкрустированных в ее серебряный остов. В качестве украшения использован также темно-красный турмалин, снятый с короны Екатерины I. 

Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны Эта диадема, украшенная розовым бриллиантом, — из свадебного набора великих княгинь дома Романовых. 

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты, 1810 год

Большая пряжка-аграф и серьги

Большая пряжка-аграф и серьги, 1750-е годы. Мастер И. ПозьеПредположительно, ее автор — Позье. Вначале принадлежали Екатерине II. Серьги-вишенки впоследствии тоже входили в свадебный набор невест дома Романовых.

Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908.Браслет с портретом императора Александра I

Браслет с портретом императора Александра IПортрет императора заключен не под стекло, его покрывает необыкновенный алмаз редкой чистоты.Знаки ордена Андрея Первозванного 

Косой крест с изображением распятого св. Андрея

Восьмиконечная звезда

Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801Украшение орденской шляпыОдин из знаков ордена св. Екатерины.

Украшение орденской шляпы Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII векаОрден Золотого Руна

Орден Золотого Руна Золото, бриллианты, серебро, топазы 6,2 х 6,2 см Середина XIX векаЭтот древний и почетный орден был учрежден еще в 1429 году. Награждали им лишь представителей древнейших дворянских родов. Медальон с изумрудом

Медальон с изумрудом Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты Середина XIX века

«Большой букет»

Большой букет Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.

Большой букет и малый Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.Великолепный драгоценный букет, поражающий многообразием цветовых оттенков используемых камней, чувствуется рука большого мастера. Принадлежал императрице Елизавете Петровне.Диадема-бандо и серьги

Диадема-бандо и серьги. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годыБукет нарциссов

Букет нарциссов Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века.Эгрет — украшение для причёски или шляпы 

Эгрет — украшение для причёски или шляпы. 1750-е гг.Очень необычное украшение, представляющее собой фонтан из бриллиантовых струй, на концах которых свободно подвешены капельки из сапфиров. При малейшем движении внутри сапфиров вспыхивают темно-синие огни, отбрасывающие свои голубые тени на искрящиеся бриллианты. Портбукет

Портбукет. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 13,5 х 8 см Около 1770 годаЭто украшение прикалывали на платье в качестве миниатюрной вазочки, в которую вставляли маленький букетик живых цветов.Турмалин розовый

Турмалин розовый. Золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 смРедкой красоты камень во время своего визита в Россию преподнес Екатерине II король Швеции Густав III в 1777 году. Долгое время считали, что это рубин. Очень необычна его гравировка в виде виноградной грозди.Парюра «Бант-склаваж» императрицы Екатерины II

Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд ПфистерерСклаваж – это небольшое ожерелье, которое носили на широкой ленте из кружева или бархота. Хотя на самом деле ожерелье довольно массивное, но выглядит очень легким, ажурным. 

Главные экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля

Самые известных экспонаты фонда – это императорские символы власти: Корона, Держава и скипетр, а корона Екатерины II, изготовленная для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена  5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине ее — тёмно-красная шпинель.

Золотая Держава — гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков — индийский алмаз. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения.

Скипетр со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на ее именины вместо обыкновенного букета цветов. Стоит отметить, что эти три реликвии — Алмаз «Орлов» в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага — белый, синий, красный.

Среди других экспонатов – изготовленный для  корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» —  один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.

 В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Интересно, что бриолеты —удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно и при малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень диадемы – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант.

Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. По мнению ученых, родиной камня была Бирма. Так же интересна его история: этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.

В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Коллекция фонда состоит из ста одного золотого самородка из разных месторождений России. Она представляет огромный научный интерес и материальную ценность.

Подробнее ознакомиться с экспонатами Алмазного фонда можно при посещении выставки.

Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.

Режим работы Алмазного фонда в 2018 г.

Режим работы Алмазного фондас 10:00 до 17:20. Обед – с 13:00 до 14:00.Сеансы посещения – каждые 20 минут.Четверг – выходной.Билеты продаются в экскурсионно-кассовом павильоне в Александровском саду у Кутафьей башни.

На официальном сайте Алмазного фонда доступно бронирование билетов для индивидуальных посетителей. Один посетитель может забронировать до 4-х билетов, которые необходимо выкупить в кассе в Александровском саду не позднее 1 часа до времени начала экскурсии. В противном случае бронь аннулируется.

Чтобы попасть в Алмазный фонд надо пройти через Боровицкие ворота. Если Вы только что купили билеты в кассовом павильоне у Кутафьей башни и стоите лицом к Кремлевской стене, то Вам надо пройти около 300 метров направо, до конца Александровского сада. Вы увидите большую башню с большим проездом — отсюда въезжают в Кремль работники и официальные делегации. Вам надо в маленькие ворота, которые расположены рядом.

Если у Вас нет возможности приехать лично на экскурсию в Алмазный фонд, не расстраивайтесь!

На официальном сайте фонда доступен виртуальный тур по музею, где Вы сможете посмотреть основные экспонаты музея.

Экспонаты «Алмазного фонда»

В собрание входят ювелирные изделия, редкие камни и ордена, связанные с историей империи. Сокровища «Алмазного фонда» можно разделить на следующие группы:

Коронационные регалии. Здесь представлены предметы, которые использовались в торжественных случаях, в том числе на коронациях. Корона «Алмазного фонда» — один из знаменитейших экспонатов. На самом деле, их две, но больший интерес представляет Большая императорская корона «Алмазного фонда». Экарт и Позье создали ее в честь знаменательного торжества — принятия власти Екатериной II. Корона Российской империи в «Алмазном фонде» украшена несколькими тысячами бриллиантов, 75 жемчужинами из Индии и шпинелем массой чуть более 398 карат. В этой коллекции есть также держава Екатерины II с сапфиром, скипетр и другие предметы.

Самородки «Алмазного фонда». Эта витрина знакомит посетителей с собранием самородков золота и платины. Экспонаты «Алмазного фонда» Кремля этой коллекции насчитывают 101 самородок. Они были добыты из месторождений разных областей России. Золотые самородки в «Алмазном фонде» представляют большую ценность, так как обычно такие находки отправляют на переплавку. Здесь можно увидеть самородок «Верблюд» с Колымского месторождения, его вес — 9,3 кг. «Большой треугольник» в «Алмазном фонде» — еще один уникальный самородок, его вес составляет 36 кг.

Дарья Н.

Алмазы в «Алмазном фонде» — это собрание крупных именных ювелирных драгоценных камней. Самый массивный из них называется «XXVI съезд КПСС», он обладает массой 342, 57 карата.

Карта России из алмазов — впечатляющий экспонат в коллекции «Алмазы» в «Алмазном фонде России».

Великие камни «Алмазного фонда» России. Это 7 драгоценных камней, известных на весь мир. Семь великих камней «Алмазного фонда» составляют 3 алмаза и 4 самоцвета. Каждый экспонат имеет свою необычную историю. Самый крупный в «Алмазном фонде» — бриллиант «Орлов» в 190 карат. Камень служит украшением для скипетра императрицы Екатерины II. Алмаз «Шах» в «Алмазном фонде» имеет небольшую массу — 88 карат, но ценен выгравированными на нем надписями на персидском языке. Он является историческим памятником Индии, где и был найден. В отзывах большинство посетителей единогласно в том, что увидеть камни «Алмазного фонда», которые оцениваются в очень большое количество денег, — уникальный шанс.

Украшения в «Алмазном фонде» сер. XVIII в. Эта часть экспозиции характеризуется цветными, ассиметричными композициями. Бриллианты в «Алмазном фонде» этой коллекции служат частью ювелирных изделий. Например, в украшении «Большой букет» для наряда императрицы Елизаветы Петровны бриллианты стилизованы под цветы, особо интересен здесь редкий сиреневый бриллиант в 15,5 карата.

2-ая пол. XVIII в. представлена ювелирными изделиями с большим количеством бриллиантов. Камни «Алмазного фонда» России, которым в это время отдавали предпочтение мастера, имеют светлые оттенки, в основном, это белые бриллианты.

Начало XIX в. Диадемы «Алмазного фонда» — характерный предмет для украшения причесок дам первой трети XIX столетия. Форма стилизации под кокошник называлась на Западе «русской тиарой».

Ордена Российской империи. Эти изделия коллекции «Алмазного фонда» были сделаны для членов императорского дома. В числе экспонатов «Алмазного фонда» Московского Кремля — знаменитый Орден святого апостола Андрея Первозванного, введенный Петром I.

Самоцветы. Это драгоценные камни, дополняющие коллекцию «Семь камней Алмазного фонда России». Например, здесь выставлен турмалин в форме ягоды, имеющий интересную историю путешествий из Бирмы до Петербурга.

Экспонируются также изделия, которые сделали современные ювелиры. Фото экспонатов «Алмазного фонда» представлены на официальном сайте, но их число — ограничено, по 1–2 предмета из коллекции. Удобнее рассмотреть экспозицию с помощью онлайн-тура.

«Алмазный фонд»: виртуальная экскурсия

ulua_1010

Главные экспонаты

В перечень основных и наиболее впечатляющих экспонатов Алмазного фонда включены коронационные регалии:

  1. Большая императорская корона. Подготовлена к венчанию Екатерины II в 1762 году. Авторами являются придворные мастера Позье и Экарт, сумевшие создать шедевр всего лишь за 2 месяца. Корона считалась основным символом власти вплоть до 1917 года. Каждый новый монарх короновался именно ей
  2. Малая императорская корона. Создана по образу Большой короны в 1801 году для второй половины Александра I – Елизаветы Алексеевны
  3. Императорский скипетр. Выполнен в начале 1770-х годов по приказу Екатерины II
  4. Императорская держава. Создана совместно с Большой царской короной по указанию Екатерины II. Дополнительное название регалии – «Царское яблоко»
  5. Знак и звезда ордена Апостола Андрея Первозванного. Награда считается высшим проявлением благодарности за какие-либо заслуги в России

Помимо символов власти отдельного внимания заслуживают семь камней, чье историческое значение не подвергается сомнению. В перечень входят:

  • алмаз Шах свыше 88 карат, не имеющий огранки и обладающий надписями трех прежних владельцев
  • алмаз плоского типа 25 карат, расположенный в браслете с образом Александра I
  • красная шпинель 399 карата, венчающая Большую корону
  • зеленовато-голубого отлива алмаз Орлов 190 карат, украшающий монарший скипетр
  • изумруд «Зеленая королева» 136 карат, помещенный в брошь княгини Александры Иосифовны
  • сапфир-гигант с острова Цейлон 260 карат, признанный самым крупным на планете
  • гигантский хризолит оливково-зеленоватого оттенка 192,6 карат

Уже в наши дни коллекция фонда пополнилась алмазами, найденными на якутских рудниках. Основными из них считаются алмаз «Великий почин», «Большая медведица», «Прогресс», «50 лет СССР» и другие.

Интересные факты об Алмазном фонде

Вот несколько занимательных фактов для простого посетителя выставки:

  1. Алмазный фонд является одним из самых посещаемых музеев Москвы.
  2. Его защищает Федеральная служба охраны, которая также обеспечивает безопасность президента РФ.
  3. Проводить фото- и видеосъемку экспонатов запрещено.
  4. Исключить из фонда какой-либо экспонат можно только по личному указу президента РФ.
  5. Первоначально идея создания Государственного фонда драгоценных металлов и камней России принадлежала Петру I. Он активно привлекал к этому лучших ювелиров Европы.
  6. Одним из самых ярких экспонатов выставки является императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II. Она весит чуть более 2 кг.

Посещение Алмазного фонда позволяет лично ознакомиться с мировыми ювелирными шедеврами. Это отличная возможность значительно расширить свой кругозор и для детей, и для взрослых.

Дополнительную информацию об Алмазном фонде вы узнаете, посмотрев видео:

Великолепные самоцветы

Знаменитое собрание семи исторических камней Алмазного фонда продолжается рядом необыкновенных самоцветов.

Среди редкостей, представленных к экскурсии, выделяют турмалин, напоминающий форму ягоды или винограда. Цвет и форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листья на золотом фоне. Весит самоцвет 260,86 каратов, размер 4×2,7×2,3 см. Сокровище занимало почетное место среди украшений короля Богемии Рудольфа II. В 1648 году самоцвет захвачен шведскими воинами, вывезен в Скандинавию, предназначался королеве Кристине. После смерти королевы самоцвет направили в Стокгольм, затем Петербург. В 1777 году Екатерина II получила турмалин в дар от шведского короля Густава III.

История

Корни создания Алмазного фонда уходят во времена правления Петра Великого, когда на основании указа от 1719 года начала работу государственная организация, отвечающая за сохранность императорских драгоценностей и монарших реликвий. Камер-коллегия обладала полным списком орденов, всевозможных украшений, подарков царским особам, государственных регалий. Здесь же был описан порядок их хранения в Санкт-Петербурге.

По сути, своим указом Петр I признал и юридически определил казначейство или, иными словами, Императорскую Рентерию, как хранилище наиболее значимых ценностей императорского двора, принадлежащих многим поколениям царских семей. Во время правления каждого последующего монарха казна постоянно обогащалась, но более существенным был вклад Елизаветы и Екатерины II. Во временя их властвования, русский двор отличался удивительной роскошью и считался одним из самых пышных в Европе.

В частности, при Екатерине II сокровищница пополнилась уникальными образцами самоцветов и драгоценных камней, а также важнейшими символами власти. В 1764 году в бывшей опочивальне императрицы для сохранности достояния была построена отдельная палата, получившая имя «Бриллиантовая комната», где и обитали долгое время бесценные экспонаты.

В начале Первой мировой войны содержимое сокровищницы было спешно транспортировано в Москву и размещено в Оружейной палате Кремля. Немного позднее была произведена полная опись имеющихся в коллекции предметов, подтверждена их ценность и величайшее культурное значение. В 1924 году казна была обозначена как Алмазный фонд страны и передана под опеку Государственного хранилища ценностей.

Первая половина XVIII века

В 1719 году император Петр Великий издал указ о создании Бриллиантовой комнаты. Здесь должны были содержаться драгоценности, принадлежащие императорской короне. Созданная специально Камер-коллегия провела инвентаризацию уже имеющихся ценностей – символов царской власти – и определила порядок и место хранения. Чуть позже эти требования распространились и на остальные монаршие драгоценности. Каждое последующее правление вносило корректировки в составленные правила.

  • 35 лучших музеев Москвы
  • Достопримечательности Москвы
  • Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади

Вторая половина XVIII-XIX век


Для хранения коронных драгоценностей выделялась специальное помещение. Обычно это была спальня императора или императрицы. Такое помещение стало называться Бриллиантовой или Алмазной комнатой. Во времена женского правления коронные драгоценности стали особенно дорогими и изысканными. Опочивальня Екатерины Великой стала самым дорогим личным кабинетом в истории Российской империи. Для создания интерьера, соответствующего драгоценностям, пригласили знаменитого архитектора Фельтена.

Первая половина XX века





В начале ХХ века фронт оказался довольно близко от столицы империи. Поэтому было принято решение об эвакуации Алмазной комнаты в Москву

Несмотря на спешность, мероприятие проводилось с особой аккуратностью и вниманием к раритетам. Была даже сохранена опись 1898 года, впоследствии послужившая основой для дальнейших исследований

В это время к коронным ценностям добавились документы:

  • родословная книга правящей династии
  • завещания членов семьи

Ценности переехали в Оружейную палату (в коронный зал) Кремля.

Оружейная палата Московского Кремля

Вторая половина XX века – начало XXI века


До 1967 года коронные ценности не выставлялись для публики. Только в ноябре 1967 года к юбилею революции правительство приняло решение об организации временной экспозиции. Ее показали гостям, приехавшим в Москву на торжества. Предполагалось, что раритеты будут выставляться год, а затем вернутся на постоянное хранение. Но за короткое время выставка стала очень популярна. Поэтому правительство решило организовать постоянную экспозицию.

К этому времени коллекция Гохрана получила новые единицы хранения:

  • алмазы, найденные в новых месторождениях Мир и Зарница
  • работы талантливых ювелиров Нового времени
  • самородки золота и платины

Наряду с коронными драгоценностями публике для осмотра доступна уникальная Минералогическая коллекция, которую собрала Екатерина Великая.

  • 20 лучших экскурсий для школьников в Москве
  • 23 лучших музея Москвы для детей
  • 30 лучших развлечений в Москве для детей
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector