Интересные факты о мраморном дворце в санкт-петербурге
Содержание:
- Императорские Дворцы Санкт- Петербурга
- Как добраться до Мраморного дворца
- История Мраморного дворца
- Залы Мраморного дворца
- Интересные факты из истории Мраморного дворца
- Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца
- Интерьеры Мраморного дворца
- Достопримечательности рядом
- Краткая история
- Мраморный дворец сегодня
- История
- Архитектурные особенности
- Интерьеры и внутреннее убранство
- Жизнь дворца после постройки
- Использование материалов сайта только с согласия автора.
- Мраморный дворец. Вид с Петропавловской крепости. Слева — здание Служебного корпусаЛитография Ж. Жакотте и Обрэна с рис. И. И. Шарлеманя. Середина XIX в.
- Великий Князь Константин ПавловичDawe George Wright Thomas
- Великий Князь Константин Николаевич
- Великая Княгиня Александра ИосифовнаФранц Ксавер Винтерхальтер
- Великий Князь Константин Константинович.Портрет работы Серова
- Вид со стороны Марсового поля.
- Тот же вид, во время маневров на Марсовом поле, в центре лицом — Великий Князь Владимир Александрович, владелец соседнего, Владимирского дворца; крайний слева — Великий князь Дмитрий Константинович — последний владелец Мраморного Дворца.
- Интерьеры дворца, так же мрамор разных оттенков
Императорские Дворцы Санкт- Петербурга
Дворцовая набережная
(фактический адрес — Миллионная 5Б)
Мраморный Дворец(Константиновский) |
Мраморный дворец -одна из жемчужен Петербурга. Свое название он получил потому, что при его отделке были использованы 32 разноцветных сорта мрамора, которые свозили к месту строительства прямо по Неве. Строительство дворца, начатое в 1768 году, продолжалось 17 лет, до 1785 года. Екатерина Великая заказала Ринальди этот дворец для своего фаворита, графа Григория Орлова, однако бедный Орлов так и не смог там пожить — умер до окончания строительства. Екатерина в 1796 году дарит дворец своему второму внуку, Константину, но вскоре забирает его после того, как внучек палит в коридорах из пушек а жена, Анна Федоровна, вынуждена прятаться в вазу..Потом ненадолго дворец передали тоже бывшему фавориту Екатерины, польскому королю Станиславу Понятовскому, тут он и умер, а позже тут держали лидера польского восстания Костюшко.Затем дворец вновь перешел к Константину Павловичу, вплоть до его отречения от престола, когда он снова перешел в казну.
В 1832 появляется новый хозяин, Великий князь Константин Николаевич, сын Императора Николая I. При нем была предпринята капитальная реконструкция дворца, порученная придворному архитектору А. Брюллову. А. Брюллов не имел выбора — реставрировать дворец или переделывать его: уже в 1830 году, несмотря на постоянные ремонтно-реставрационные работы, здание находилось в аварийном состоянии, а сохранившаяся отделка, вплоть до дверных полотен и паркета, была демонтирована. Архитектор не внес изменений в оформление фасадов здания и сохранил, в основном, планировку его помещений. По проектам А. Брюллова заново оформлялись интерьеры залов Мраморного дворца, при этом отдавалось предпочтение позднему Ренессансу, готике, рококо и классицизму. 29 декабря 1849 дворец официально именуется «Константиновским» и переходит в потомственное владение Константина Николаевича. В 1888 году владельцем дворца становится сын Константина Николаевича, Великий князь Константин Константинович. Он с семьей поселился на первом этаже, с окнами на Миллионную. Для него в 1880—1890-е годы создается на первом этаже ряд апартаментов: Английский кабинет, Готическая музыкальная гостиная, Нижняя библиотека. Константин Константинович — известный русский поэт Серебряного века, подписывавший свои произведения криптонимом «К.Р.», был и замечательным переводчиком произведений Гете, Шиллера, Шекспира.Мраморный дворец при Константине Константиновиче стал центром культурной жизни столицы: в его залах проходили музыкальные вечера, на которых собирался интеллектуальный цвет столицы, читались и обсуждались лучшие произведения иностранных и русских авторов, ставились спектакли, в которых принимали участие сам Константин Константинович, его жена, Великая княгиня Елизавета Маврикиевна, и их дети. Во дворце свободно помещалась многочисленная семья Константина Константиновича а также его холостой брат, Великий князь Дмитрий Константинович. По сути он был последним хозяином дворца.
Дворцовая набережная. Первое слева здание — Мраморный дворец
Так была украшена флагами Дворцовая набережная при торжествнном перезахоронении праха Императрицы Марии Феодоровны в сентябре 2006, слева — Мраморный дворец
Как добраться до Мраморного дворца
Уникальный памятник архитектуры 18-го века находится в самом сердце исторического квартала Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной Невы (ул. Миллионная, 5/1). Самостоятельно добраться до местной достопримечательности можно несколькими способами. Благодаря удобной транспортной развязке и хорошо налаженной работе муниципального транспорта туристы не заблудятся по пути в Мраморный дворец.
Точный адрес: Миллионная ул., 5/1, Санкт-Петербург, Россия, 191186.
От аэропорта Пулково:
-
Вариант 1
Автобус:маршрутом №39Э ехать одну остановку до ст. м. Московская. Время в пути — 30 мин.
Метро:по 2 линии «Парнас» ехать 7 остановок до ст.м. Невский проспект. Время в пути — 13 мин.
Пешком:1,5 км.
-
Вариант 2
Автомобиль:на северо-запад по Пулковскому шоссе, затем по КАД и ЗДС. Расстояние — 28 км.
От Московского ж/д вокзала:
-
Вариант 1
Автобус:от остановки Площадь Восстания маршрутом №11 ехать 2 остановки до ст.м. «Гостиный двор», время в пути — 6 мин.
Автобус:пересесть на остановке пр. Невский на маршрут №49, ехать 3 остановки до пл. Суворова. Время в пути — 6 мин.
Пешком:350 м.
-
Вариант 2
Автомобиль:направляться на запад по пр.Невский. Расстояние — 4,9 км.
История Мраморного дворца
Мраморный дворец – одно из самых красивых зданий Петербурга на Дворцовой набережной
Подарок фавориту
Дворец был создан по заказу Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Императрица преподнесла шикарный подарок в знак благодарности за деятельное участие в событиях 1762 года, в результате которых она оказалась полноправной владычицей престола.
Возлюбленный Екатерины не остался в долгу, он подарил ей огромный персидский изумруд, ценность которого почти равнялась стоимости дворца.
Автор проекта – итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он полностью претворил в жизнь все пожелания императрицы, которая, приказав не жалеть средств на строительство, лично наблюдала за ходом работ.
По ее повелению над входом во дворец сделана надпись, адресованная Орлову, – «Здание благодарности». Начавшееся в 1768 году строительство продолжалось так долго, 17 лет, что граф Орлов умер до завершения работ, не успев справить в нем новоселье.
Владельцы дворца
В 1785 году Екатерина выкупила дворец у наследников за 1,5 миллиона рублей и вскоре подарила его своему 16-летнему внуку Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.
Впрочем, скоро ей пришлось лишить наследника подарка за «недостойное поведение». Молодой князь, издеваясь над 14-летней супругой, стрелял в коридоре из пушки живыми крысами.
Затем в Мраморном дворце жили поочередно сын и внук Николая I. Так он стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых – Константиновичей, хотя и предназначался графу Орлову.
В годы первой Мировой войны дворец использовался как госпиталь для раненых офицеров. В Советское время там располагалась Российская академия истории материальной культуры. В это время многие интерьеры были утрачены.
Позднее бывшая великокняжеская резиденция превратилась в музей Ленина. Ее внутренний двор украсил броневик «Враг капитала», с которого вождь революции произносил свои пламенные речи.
Сейчас на месте броневика поместили конную статую Александра III. С 1994 года здание Мраморного дворца перешло в ведение Русского музея.
Залы Мраморного дворца
Лаковый зал – отделан деревом, а стены его украшают резные панно с картинами подвигов Александра Великого. Ранее потолок был украшен плафоном «Суд Париса», который создал И. Крис, но позднее его перенесли к парадной лестнице.
Истинным шедевром является Мраморный зал с его потрясающим скульптурным убранством.
Стены поделены четырнадцатью парами каннелированных пилястр из тивдийского красного мрамора. Их венчают позолоченные капители и базы. На гирляндах, сидят белые каменные орлы.
«Собранный зал» был посвящен Екатерине II. Бархатные стены венчают вензеля императрицы, а под резным балдахином находится её величавый портрет. Прямо перед ним располагается пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.
Примечателен также Китайский зал, который был оформлен в модном в те времена стиле шинуазри. Выполнял функцию парадной столовой: здесь нередко проходили всяческие важные приёмы.
Белоколонный зал – из названия понятно, что является главной его особенностью. Выглядит богато и утонченно, сейчас проводят торжественные мероприятия: корпоративы, юбилеи и свадьбы.
Интересные факты из истории Мраморного дворца
Дворец возводили по заказу Екатерины II в 1768 — 1785 годах по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди. Существует легенда, что императрица сама сделала набросок будущего строения и показала его зодчему. Зная, что проект сделала государыня, итальянец высоко оценил эту работу, и сразу же получил разрешение на строительство.
Дворец строился для генерал-фильдцейхмейстера графа Григория Орлова, фаворита императрицы. Однако Орлов не дожил до окончания строительства дворца. После его смерти Екатерина II выкупила дворец у его наследников — братьев Орловых, и подарила своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу к его бракосочетанию в 1796 году.
После его смерти император Николай I назначил дворец своему второму сыну великому князю Константину Николаевичу. В 1892 году Мраморный дворец унаследовал сын великого князя Константина Николаевича — великий князь Константин Константинович. Он жил в созданных для него апартаментах на первом этаже дворца, выходящих окнами на Миллионную улицу, художественные убранства, которых частично сохранились до наших дней.
Сыновья Великого князя Константина Константиновича, унаследовавшие Мраморный дворец со Служебным домом после его кончины, за неимением средств на содержание комплекса зданий были вынуждены продать его в национальную собственность.
С 1919 по 1936 год во дворце размещалась Государственная Академия Истории Материальной культуры. В 1936 году Ленсовет принял решение о размещении в Мраморном дворце Ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина. Новый музей в стенах дворца был открыт 7 ноября 1937 года.
Новый период в истории Мраморного дворца начался в декабре 1991 года, когда решением Мэрии Санкт-Петербурга дворец передали в распоряжение Государственного Русского музея.
Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца
Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.
Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.
Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы сердобольским гранитом серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.
Мраморный дворец со стороны Невы
Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.
Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.
Башня с часами и статуи
Парадная лестница, по замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».
Парадная лестница
На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.
Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.
«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.
Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.
Китайский зал был отделан в модном в то время стиле шинуазри и выполнял функции парадной столовой.
Мраморный зал – самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.
Мраморный зал, фото из интернета
Другие, не менее интересные залы дворца — Белый зал, Греческая галерея, Дубовая галерея, Зимний сад. Кроме того, на втором этаже располагались жилые покои и служебные помещения, в числе которых были ванная, парная, зал для игры в мяч.
Парадная лестница
Интерьеры Мраморного дворца
Некоторые бывшие жилые и парадные интерьеры дворца выполнены в стиле эклектики и отличаются как разнообразием исторических стилей, так и материалов в отделке.
Парадная лестница
При входе в Мраморный дворец гостей встречает Парадная лестница, которая сохранила своё первоначальное убранство почти без изменений.
Отделка лестницы выполнена из различных сортов цветного мрамора. Напротив входа, на стене находится мраморный рельеф, изображающий архитектора А. Ринальди (мастер неизвестен).
Художественное убранство Парадной лестницы включает в себя скульптуры, выполненные из итальянского мрамора и установленные в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.
Мраморный зал
Ещё одним уникальным творением в стенах дворца является Мраморный зал, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней.
Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Пилястры выполнены из тивдийского мрамора с бронзовыми золочёными базами и капителями. Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора, которые заполнены рельефными изображающими ваз с драпировками.
По периметру стен зала располагаются 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношений», выполенных скульптором Федором Шубиным в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли.
На западной стене установлены два барельефа работы М. Козловского: «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от Галлов».
Перекрытие зала украшает живописный плафон работы С. Торелли «Свадьба Купидона и Психеи».
Белый зал
В Белом зале, по его периметру, воссозданы фигуры русских витязей и скульптурные изображения двуглавых орлов, лепной декор перекрытия. Из золочёной бронзы воссозданы люстры и бра. Пол зала выложен наборным паркетом.
Белый зал также именуют «Двусветным» или «Готическим», из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля.
Зимний сад
Зимний сад Мраморного дворца занимает пространство второго и третьего этажей.
Декоративные арки свода потолка сада опираются на чугунные колонны и полуколонны. Металлический потолок над третьим этажом имеет кессоны.
На восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой.
В середине сада на мозаичном каменном полу размещен мраморный фонтан с тремя чашами.
В Цветнике находится воссозданный мраморный камин с зеркалом.
Цветник
Также в Мраморном дворце примечательны: греческая галерея, интерьеры личных апартаментов Великого князя Константина Константиновича (кабинет, музыкальная комната, гостиные, библиотека и приёмная) и т.д.
Достопримечательности рядом
Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:
- Совсем рядом находиться Марсово поле, на котором произошло немало исторических событий;
- Неподалёку располагается Летний сад, в котором собрано множество скульптур, а также симпатичный Чайный Домик. Особенно красиво весной и летом;
- Рядом — Михайловский сад, а по другую сторону – Русский музей;
- Неподалеку расположился Всероссийский музей А. С. Пушкина.
Мраморный дворецпережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов.
Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 896 times, 1 visits today)
Краткая история
В месте, где сейчас стоит Малый Мраморный дворец в Петербурге, в XVIII столетии, располагались прачечные императора и домики слуг при дворе. В 1770х годах территорией завладел князь Сергей Петрович Трубецкой. А ближе к концу XVIII столетия на территории нынешнего дворца был построен из камня 2-хэтажный дом. Построил его Д. Образцов.
Далее, в 30-40-х годах XIX столетия здание передано во владения графа А. Г. Кушелева-Безбородко, а в 1855 году достался по наследству его сыну, знаменитому коллекционеру художественных предметов, Николаю Александровичу. Николай являлся штаб-ротмистром в Кавалергардском полку.
С момента заселения Николая Константиновича, особняк стал называться Малым Мраморным дворцом. Мраморный из-за облицовки, а Малый – в связи с тем, что в центре города уже существовал Мраморный дворец.
Говорят, что князь Николай воровал из Мраморного дворца и его даже какой-то период времени держали арестованным в своём же имении. В 1874 году Александром II был заключён указ о болезни Николая Константиновича, вскоре после чего он был выслан из города.
После кончины Александра II, его наследник, Александр III исполнил желание родителя и выкупил дворец для вдовы умершего монарха, государыни Екатерины Долгорукой (Юрьевской). Усадьба обошлась в 600 тысяч рублей. Эти же деньги раньше были предложены французским посольством за Малый Мраморный дворец. Екатерина поселилась с детьми в особняке в 1881 году.
Мраморный дворец сегодня
Сейчас здание находится в распоряжении Государственного Русского музея и в его залах проходят различные выставки и экскурсии.
Например, выставка коллекции живописи и предметов интерьера, собранная братьями Ржевскими. Здесь особенно интересна коллекция старинных часов XVIII-XIX веков.
Восхищает Выставка «Музей Людвига в Русском музее», где демонстрируются полотна современных европейских и американских художников, а также живописцев из России.
Залы дворца постоянно реставрируются и в них воссоздаются оригинальные интерьеры.
Мраморный дворец располагается на Дворцовой набережной Невы в 15 минутах ходьбы от станций метро «Невский проспект» и «Гостиный двор».
История
История возникновения Мраморного дворца неразрывно связана с периодом правления Екатерины II. Здание было построено по приказу императрицы в период с 1768 по 1785 год. Масштабный по тем и нынешним временам объект предназначался в подарок графу Григорию Орлову. Генерал-фильдцейхмейстер вел активную деятельность в политической жизни 1762 года, которая способствовала восхождению Екатерины на престол. Позже Орлов стал излюбленным фаворитом императрицы. К сожалению, до окончания строительства граф не дожил. После его смерти Екатерина выкупила недвижимость для своего внука.
Санкт-Петербург в конце 18 века
Над созданием шедевра работал прославленный архитектор Антонио Ринальди. В октябре 1768 года заложили фундамент здания, и в основу вмонтировали мраморный ящик с монетами. Свое название строение получило из-за основного облицовочного материала — мрамора и гранита. Плиты доставлялись прямиком к объекту по реке Нева из Италии. После составления смет и подсчетов оказалось, что везти именно белый камень из-за границы дешевле, чем с Алтая. Остальные сорта мрамора добывали поблизости Ладожского озера в карьерах. Именно Антонио Ринальди предложил отказаться от классической штукатурки в пользу натурального материала для украшения нижней части фасада.
Портрет Антонио Ринальди — архитектора, спроектировавшего Мраморный дворец
К 1769 году уже были готовы кирпичные своды и несущие стены. В 1774 году начались облицовочные работы, монтаж мраморных плит. Спустя 6 лет развернулось строительство служебного корпуса дворца. В 1780 году было принято решение засыпать Красный канал между Мойкой и Невой, чтобы организовать внутренний двор между основным сооружением и служебными постройками. В качестве соединительного элемента установили кованую решетку, прототипом которой послужила ограда Летнего сада.
Вид на Дворцовую набережную с Петропавловской крепости в конце 18 века
Отделка верхних этажей была закончена в 1780 году, а через 5 лет строительство завершилось. В качестве украшения на аттику водрузили башенку с часами. Сюда же установили фигуры, символизирующие верность и щедрость. Эти скульптуры принадлежат известному мастеру Шубину.
Литография 1860 года по рисунку Иосифа Шарлеманя
Особое внимание во время строительства уделялось кровле здания. Медные листы были настолько искусно спаяны, что крыша не текла вплоть до ремонта в 1931 году
Крыша дворца была сделана настолько качественно, что не протекала на протяжении почти полутора веков
С 1992 года здание передано Русскому музею и находится под охраной государства.
Архитектурные особенности
Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.
Внешнее строение дворца
Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».
Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.
По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.
В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус, в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.
Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.
На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».
Наружные фасады
Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.
Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды.
В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.
Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.
Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.
Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.
Интерьеры и внутреннее убранство
Войдя во дворец, бросается в глаза шикарная мраморная Парадная лестница. Изначально друг напротив друга располагались пять окон в виде арок и пять зеркал такой же формы. Лестница построена в стиле Людовика XIV. Поднявшись по лестнице на следующий этаж можно было попасть в Белый зал для танцев и Золотой зал.
Обустроены залы в том же стиле, что и лестница. На потолок Белого двухсветного зала нанесена картина «Смерть похищает Поэта».
Покрытие пола декорировано перламутром. Рядом с Танцевальным залом находился большой Кабинет, который являлся воспроизведением кабинета Карла V в Бельгии. Там держалась целое собрание снаряжения рыцарей. На этом же этаже была Бильярдная.
На потолке был витраж из стекла, который служил освещением помещения. Гостиная выполнена из саксонского фарфора. Каждый зал отличался стилем от ренессанса до рококо.
Пристройки были соединены с самим дворцом Курительной Турецкой комнатой и Галереей. В пристройках тоже были шикарно отделанные залы. Отдельно отметим Зимний сад, в котором стоял великолепный фонтан. Пройдя сквер можно попасть в Пименовскую галерею и насладиться скульптурами Пименова «Преображение Господне» и «Воскресение».
Далее следовала Елизаветинская зала, исполненная в барокко. Немного в стороне большая библиотека с дубовой мебелью и Театральный флигель.
На главной лестнице она установила шкуру медведя, некогда сраженного Александром II. Пименовскую галерею Юрьевская перестроила в церковь с иконостасом мужа. Предметы, связанные с его памятью позже были перевезены во Францию, а ещё позднее в Ниццу.
Во дворце установлено много скульптур. Здесь можно увидеть различные статуи, лепные украшения и кашпо. Ещё Николай Александрович Кушелев-Безбородко украсил интерьеры дворца огромной коллекцией картин. Позже их передали в Эрмитаж.
Жизнь дворца после постройки
К сожалению, граф Григорий Орлов не дожил до окончания строительства дворца. Он умер 1783 году 13 апреля. После того как граф умер, Екатерина выкупила дворец у его наследников, и отдала в качестве подарка своему внуку Константину Павловичу.
Дворец пустовал около 10 лет, но после женитьбы Константин Павлович решил создать семейного гнездо на территории Мраморного дворца. Но недолго ему пришлось наслаждаться подарком Екатерины, так как он был выслан по ее же приказу за плохое поведение с женой.
С 1795 по 1796 года во дворце жил пленник Тадеуш Костюшко, он являлся лидером польских конфедератов. После смерти Екатерины, он был освобожден Павлом I. С 1797 по 1798 года дворец принадлежал бывшему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Но в 1798 году после его смерти, Константин Павлович вернулся в свой дворец.
При Константине Павловиче, на территории дворца была открыта картинная галерея и большая библиотека. Можно смело сказать, что с его возращением дворец обрел новую жизнь.
В 1814 году Константина Павловича назначают наместником Царства Польского, и ему приходится покинуть Петербург. После его отъезда дворец перешел Придворной канцелярии.
1832 году 6 марта Николай І передал дворец своему второму сыну Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека.
1845 году 20 августа было решено начать перестройку Мраморного дворца. Проект перестройки принадлежал архитектору Александру Павловичу Брюллову. Было решено увеличить на один этаж перекрытие дворца. Затем рядом с Парадным кабинетом открыть библиотеку. И построить Большой зал, чтобы проводить концерты и музыкальные вечера. Также планировалось восстановить турецкие и греческие бани. Все, что было запланировано, было осуществлено в кратчайшие сроки, и уже в 1849 году 29 декабря Константин Николаевич со своей супругой въехали во дворец.
После смерти Константина Николаевича дворец перешел к его сыну Константину Константиновичу. С этого момента здесь часто проводились концерты и литературные вечера. Глобальных изменений при Константине Николаевиче с дворцом не происходило.
На территории Дворцового комплекса во время Первой мировой войны размещался госпиталь для раненных солдат. Несмотря на сложную ситуацию, вдова Константина Константиновича жила во дворце, но затем ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова.
После окончания войны на территории дворца было размещено Министерство труда Временного правительства. Чтобы драгоценная коллекция художественных работ не пропала, ее перевезли в Эрмитаж. В разные времена здесь размещались различные учреждения. Так, например с 1919 по 1936 года здесь была Академия истории материальной культуры, Центральное бюро краеведения.
После того как академию закрыли, дворец бы передан Ленинградскому филиалу музея Владимира Ильича Ленина. По проекту Николая Евгеньевича Лансере, комплекс был перестроен. Была сохранена парадная лестница, а также знаменитый Мраморный зал. Музей открыл свои двери для посетителей 1937 году 8 ноября. В настоящее время на территории дворца проходят различные выставки, как местных, так и иностранных художников.
Использование материалов сайта только с согласия автора.
Памятник Алескандру III когда-то стоял на Знаменской площади (момент его открытия на фотографии 1909 года внизу). С 1994 года он находится во двореМраморного дворца возле главного входа. Памятник работы Павла Трубецкого.
Дворец строился изначально на берегу Красного канала, соединявшего Неву с Мойкой, но в 1780-м канал засыпали и напротив соорудили Служебный дом Мраморного дворца, решенный в том же стиле, но лишенный дророгой мраморной отделки. В годы Первой Мировой здесь расположился госпиталь для раненых офицеров. На войну ушли пятеро сыновей К.Р. Один из них, Князь Олег Константинович был смертельно ранен в бою 27 сентября 1914, а муж его сестры Татьяны, Князь Багратион-Мухранский, погиб под Львовым 15 мая 1915 года.18 мая 1918 года Константиновичейокончательно выселили из их дома… С 1919 года по 1936 год в Мраморном дворце размещалась Российская Академия истории материальной культуры. В 1937 году в залах Мраморного дворца были развернуты экспозиции ленинградского филиала Центрального Музея В.И. Ленина. Новое использование помещений привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа (были уничтожены уникальные камины и декоративные ткани, в залах закрасили искусственный мрамор, забелили росписи и живопись). Переделки практически не затронули только Парадную лестницу и Мраморный зал, сохранившие, в основном, авторскую отделку А. Ринальди На последок — о связи Константина Константиновича с Одессой. Знаете как назывался наш Институт Сухопутных войск? — Первый русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус! «На торжестве освящения присутствовал Великий князь Константин Константинович. На следующий день Великий князь знакомился со вновь поступившими в корпус. В зале 3-й роты в присутствии Великого князя состоялся музыкально-литературный вечер с участием хора певчих, духового корпусного оркестра и отдельных исполнителей-кадет. «Я выношу от Одесского Кадетского Корпуса, от освящения его храма и всего виденного мною самое приятное впечатление», — были слова Великого князя перед его отъездом. От одной из княгинь корпус получил в подарок портретную галерею всех российских царей и императоров Дома Романовых, которая была размещена в верхнем парадном зале, этот зал получил наименование «портретного».