Дворцы и замки санкт-петербурга: культурная программа

Дворец великого князя Владимира Александровича (Дом учёных)

Напоминающий по своему стилю итальянские дворцы эпохи Ренессанса, Дворец великого князя Владимира Александровича представляет собой настоящее украшение Санкт-Петербурга.  В свое время был средоточием светской и культурной жизни города. Тут проводились балы и различные культурные вечера.

Как и все другие дворцы Санкт-Петербурга, после 1917 года здание было национализировано. Было принято решения использовать его в качестве «Дома Ученых». Благодаря тому, что здание применялось с более-менее культурными целями, общее убранство дворца дошло до нас в относительно неплохом состоянии.

Адрес: Дворцовая наб., 26, Санкт-Петербург, м. Адмиралтейская

Более подробную информацию про дворец можно почитать — здесь.

Зимний дворец

Рекомендовать место

29

2

Всего Зимних дворцов было пять. Тот, что располагается сейчас на Дворцовой площади возведен знаменитым русским архитектором Растрелли в 1762 году и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

До Николая II Зимний дворец был резиденцией российских императоров в зимнее время. Созданный «для единой славы всероссийской», он поражает своей монументальностью, величием и пышностью фасадов, обращенных на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь.

Дворец пережил многое — он горел, принимал в своих стенах военный госпиталь, его взрывали народовольцы и оккупировали революционеры. В настоящее время он находится в составе Главного музейного комплекса Эрмитажа.

В Зимнем дворце есть очень необычные служащие — коты. Потомки того самого кота, которого Петр привез из Голландии, защищают Эрмитаж от мышей.

Старинный род графов Шереметьевых

В 1712 году император Пётр I начал переселять в Санкт-Петербург, ставший столицей России, знатных людей. Любимец императора Борис Петрович Шереметьев, выходец из старинного рода, был пожалован участком земли на левом берегу реки Фонтанки для возведения дома.

Сподвижник Петра, участник Азовского похода, во время Северной войны как военачальник заслужил расположение императора. Под его командованием русские войска разбили шведов, за что Шереметьев получил орден Андрея Первозванного, звание фельдмаршала и портрет государя, осыпанный бриллиантами.

При жизни графа Бориса Петровича на берегу Фонтанки построили небольшой дом-мазанку. После кончины графа Шереметьева в 1717 году имение перешло к старшему сыну – Петру. Через десятилетие здесь вырыли пруд и построили каменный дворец с мезонином в стиле петровского барокко, ставший родовым гнездом для пяти поколений рода Шереметьевых. Два столетия наследники перестраивали его по своему вкусу, учитывая веяния моды.

По Петербургу о сказочном богатстве Шереметьевых ходили невероятные слухи. Рассказывают, что однажды к графу Петру Борисовичу во дворец на Фонтанке явилась императрица Елизавета Петровна в сопровождении свиты из 15 человек.

Хозяева, ничуть не смутившись, предложили государыне обед, приготовленный дворцовыми поварами, к которому ничего не пришлось добавлять. Вкусной еды хватило всем.

Пётр Борисович – коллекционер редких минералов, обосновал собственную кунсткамеру. Меценат и рачительный хозяин, граф устроил в своих вотчинах школы для крепостных, открыл балетную и живописную школы.

Внук основателя поместья, Николай Петрович, организовал во дворце крепостной театр и оркестр. Граф лично отбирал талантливых крестьян для певчего хора и оперных постановок.

Николай Петрович Шереметьев – покровитель искусств, меценат и музыкант, сенатор, действительный тайный советник и директор Московского дворянского банка смело переступил устои и мораль своего времени. Граф Шереметьев женился по большой любви на крепостной актрисе своего театра Прасковье Ковалёвой.

Образованная актриса владела итальянским и французским языками и занималась благотворительностью. Счастливая жизнь длилась недолго: через три недели после рождения сына молодая графиня умерла.

Последний владелец дворца – Сергей Дмитриевич Шереметьев, историк, собиратель древнерусских рукописей и старинных книг – после Октябрьской революции добровольно отдал ключи от особняка Советской власти с условием, что ничего во дворце не будет разрушено.

Музей Истории Аничкова Дворца

Работает в помещениях, где ранее располагался личный музей императора Александра III. Богатейшая экспозиция рассказывает об истории роскошного дворца и его обитателей от момента постройки до наших времен.

Сохранились экспонаты из императорского музея.

Другая часть экспозиции посвящена деятельности бывшего Дворца пионеров (ныне – ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»). Здесь выставлены документальные свидетельства успешной работы педагогов по выявлению и развитию повышенных способностей у детей – олимпийские медали, спортивный инвентарь чемпионов, которые начали свой путь во Дворце пионеров.

Интересные мосты Санкт-Петербурга

Территорию Санкт-Петербурга разрезают десятки рек и каналов. Через них прокинуты сотни мостов. Самый знаменитый – разводной Дворцовый. Многие другие имеют интересную историю или украшены красивыми скульптурами.

Банковский мост

Соединяет Казанский и Спасский острова. Название дано мосту из-за соседства с Ассигнационным банком. Длина – около 20 метров, ширина – менее 2 метров. Мост пешеходный и цепной, в нынешнем виде существует с 1826 года. Автор проекта – Вильгельм фон Треттер. Крылатые львы – один из символов Санкт-Петербурга – украшают мост с обеих сторон. Их создатель – скульптор Павел Соколов.

Львиный мост

Один из трёх сохранившихся пешеходных мостов Санкт-Петербурга. Переброшен через канал Грибоедова и соединяет Спасский и Казанский острова. Длина – менее 23 метров, ширина – около 2 метров. Название мост поучил из-за скульптур львов работы Павла Соколова, установленных попарно по обе стороны. Несколько раз объект закрывался на реконструкцию. Последняя датирована 2018 годом и затронула только реставрацию львов.

Аничков мост

Назван в честь инженера петровской эпохи Михаила Аничкова. Первый мост появился на этом месте в 1716 году. Позднее деревянную конструкцию заменили кирпичной и расширили. Проезжая ширина моста – 32 метра, пешеходная – 6 метров. Скульптуры «Укротители коней» украшают мост с обеих сторон. Петра Клодта вдохновили на их создание статуи, установленные при въезде на Елисейские поля.

Большой Меншиковский дворец

Рекомендовать место

14

1

Большой Меншиковский дворец расположен на территории дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» города Ломоносов. Дворец представляет собой старейшее и центральное здание парка.

Основная часть дворца – двухэтажная, к которой присоединяются одноэтажные галереи. Они развернуты по дуге и заканчиваются Церковным и Японским павильонами. Перпендикулярно галереям к павильонам примыкают два флигеля. Таким образом, дворец в планировке представлен буквой «П».

Реставрация дворца была начата в начале 1990-х годов. В 2010 году реставрация фасадов дворца завершилась, а в начале осени 2011 года во дворце был открыт музей.

История

Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.

Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)

Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.

Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)

Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.

Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)

К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.

На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)

Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.

С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)

Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.

В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь

Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.

Дворец Труда. Дворец Великого князя Николая Николаевича

Николаевский дворец, расположенный на площади Труда, был построен по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера для великого князя Николая Николаевича, сына Николая I. Строительство дворца завершилось в 1861 году.

Фасады дворца представляют собой яркий пример неоренессансного стиля. Повторяя композиционные приемы итальянской архитектуры XVI века, Штакеншнейдер украсил фасад лепниной, орнаментальными скульптурными вставками, поэтажно размещенными колоннами и пилястрами.

Николаевский дворец кажется больше своих реальных размеров по причине характерной ордерной обработки фасадов. Также облегчен и скульптурный декор, что дает ощущение большей высоты здания.Предпочтение в отделке здания было отдано ренессансу и барокко. Одним из самых интересных произведений архитектуры Петербурга XIX века является парадная лестница дворца.

Комплекс строений Николаевского дворца представляет собой своеобразный микроансамбль, в котором нарядному дворцу противостоят скромные фасады служебных зданий в восточной части квартала. В архитектурных приемах проявилось стремление отразить функцию здания в его облике, и вместе с тем подчеркнуть разницу в социальном положении обитателей дворца и служебных зданий.

В конце XIX века в Николаевском дворце разместился Ксенинский институт благородных девиц. После Октябрьской революции институт закрыли, а само здание дворца перешло в распоряжение профсоюзов. Позже его переименовали во дворец Труда, а в 1923 году так назвали и площадь – площадь Труда.

В тяжелые годы блокады Ленинграда в Николаевском дворце находился госпиталь. В результате обстрелов и бомбежек здание сильно пострадало. В конце 40-х – начале 50-х годов здание дворца было отреставрировано. Помещения, некоторые из которых сохранили первоначальную отделку, ныне сдаются в аренду коммерческим структурам.

Адрес: пл. Труда, 4На карте

Если вы еще не решили, как провести свои выходные в Петербурге, то мы уверены, что посещение этих особняков станет увлекательным и полезным досугом, а наша статья поможет сделать правильный выбор!

Описание дворца

Каменноостровский дворец (СПб) – это образец классицизма в архитектуре. По форме он представляет собой растянутую букву «П», в котором есть центральный корпус и флигели, расположенные под прямым углом к основному зданию. Один фасад дворца, обращен на дворцовый сад и парадный двор. Он украшен шестиколонным портиком и фронтоном тосканского ордера. Лестница ведет к парадному входу. Она выполнена из великолепного финского гранита.

Центр фасада, выходящего на Неву, украшает восьмиколонный портик, который завершается аттиком. В центральном корпусе располагались: Большой зал, Аванзал, Морской салон, галерея, кабинет и Картинный зал. В одном флигеле были жилые помещения, в другом – театр. Во дворце и сегодня сохранились два зала Павловской эпохи с фресками, изображающими Рим, личные покои княжеской четы, две гостиные, относящиеся к середине XIX века.

Доблестное прошлое Зимнего

За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.

В дальнейшем Петру Первому потребовалась достойная зимняя резиденция. К тому времени он издал указ, согласно которому на берегах Невы запрещалось выделять наделы тем, кто не имел морского чина. Сам император, желая выстроить в центре города резиденцию, получил разрешение как мастер корабельных дел Петр Алексеев. Он выстроил деревянный “Зимний дом” в два этажа, который сложно было назвать царскими хоромами.

В 1712 году тогдашний губернатор стольного града Александр Данилович Меншиков решил сделать подарок императору к его свадьбе с Екатериной Алексеевной, и пригласил архитектора Георга Маттарнови, который перестроил деревянный дом в каменный. Спустя восемь лет монаршее семейство перебралось в новые Зимние покои. Однако пожить в каменных “Свадебных палатах” счастливому мужу довелось только 5 лет.

Впоследствии на престол взошла Анна Иоанновна, сестра и соправительница Петра Великого, так как приходилась четвертой дочерью царя Ивана Пятого. Она слыла женщиной, живущей с размахом, и неудивительно, что ей было тесно в петровских палатах.

У новой императрицы были свои видения настоящей царской резиденции. Для ее кардинальной реконструкции она пригласила гениального архитектора Франческо Растрелли. Для реализации целей потребовался снос близлежащих строений. Все произошло удачным образом, и в 1735 году Анна Иоанновна отмечала пышное новоселье.

Зимний уже состоял из семидесяти парадных залов, из более сотни спален. Нашлось пространство для галереи, театра и большой капеллы. Были тут помещения для канцелярии, караульной службы, прочие. Увы, данных просторов оказалось мало для императрицы. Поэтому буквально сразу стали вестись новые работы по усовершенствованию дворца.

Взошедшая на престол в 1741 году младшая дочь Петра Первого — Елизавета Первая пристроила к Зимнему служебные помещения. Как писали очевидцы того времени, дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого…”.

Через пару лет императрица решила его расширить. Продолжилась скупка ближайших усадеб, и Растрелли возводил добавочные корпуса. Затем Елизавете пришло на ум поднять потолок с четырнадцати до двадцати двух метров. Архитектор, произведя расчеты, пришел к выводу, что для этого потребуется переделка проекта, а это нелегкое дело, и он предложил выстроить дворец в иной местности, но хозяйка Зимнего и слышать не хотела о такой затее.

Тогда пришлось выстроить абсолютно новое дворцовое строение. Возведение 4-ого Зимнего осуществлялось в рекордные сроки, в 1755 году работы уже были завершены. Простояло строение лишь до 1762-го года. Елизавете оно было не по душе. Она желала, чтобы резиденция русских царей роскошью и свежестью как внешнего, так и внутреннего убранства в разы затмевала европейские замки.

Честь воплотить мечту русской царицы в жизнь вновь выпала Растрелли. Архитектор старался изо всех сил угодить венценосной особе. Восемь лет длилось строительство. Новое роскошное творение Растрелли включало полторы тысячи комнат, а общая площадь достигала шестидесяти тысяч квадратных метров. Более того, дворец возвышался над всеми городскими зданиями.

Елизавете не суждено было пожить в чертоге собственной мечты. Работы принял Петр Третий. По завершению отделки фасадов, новоявленный император уже думал о расчистке окрестностей. Его изобретательности нужно отдать должное. Он нашел весьма оригинальный способ уборки места. Тонны остатков стройматериалов пришлось бы вывозить месяцами. Он издал указ, в котором разрешил всем желающим взять с дворцовой площади то, что понравится. К утру в округе и щепки нельзя было найти.

После свержения Петра Третьего окончательное возведение Зимнего легло на плечи Екатерины Второй. Она тут же отказалась от услуг Растрелли и привлекла других архитекторов, работавших под неусыпном контролем ее личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого.

Михайловский дворец

В конце XVIII века на свет появился сын императора Павла Первого, которого назвали Михаилом. Как и было принято, в честь данного события был принят ряд широких жестов, в том числе и было сформировано решение о заложении фундамента и постройке дворца в Санкт-Петербурге.  Это был долговременный проект и средства на создание данного дворца поступали в казну ежегодно.

Но судьба распорядилась таким образом, что в самом начале XIX века император Павел Первый был убит. Михаилу было на тот момент только три года. На трон взошел новый император Александр Первый, который реализовал задумку своего предшественника и к 21-летию Михаила был издан приказ о постройке для него собственного дворца.

В качестве архитектора был выбран Карл Росси. После многочисленных проектов по снесению старых построек и их реконструкции в новый особняк, было принято решение стоить Михайловский дворец на пустом месте в самом центре Питера. Дабы постройка была максимально устойчивой, все строительные работы проводились исключительно в теплое время года.

Воистину, царскими являлись интерьеры дворца. У входа на лестнице гостей встречали две скульптуры, изображающие львов.  Статуи в доме были реплика античных древнеримских статуй, найденных в Риме.  Стены, впервые в истории того времени, оклеили обоями. Паркет на пол был сделан и самой дорогой породы дерева.

Михайловский очень скоро стал известным культурным центром города Петербург. В этот дом часто приходили такие выдающиеся личности как Айвазовский, Пушкин, Брюллов, Тютчев и другие. Позже тут была организована первая в России консерватория.

Позже дворец ждала печальная участь, его реорганизовали в доходный дом и состояние дворца стало стремительно ухудшаться. В конце XIX века император Николай Второй создал тут Русский музей Александра Третьего.  Сейчас это здание известного каждому жителю Санкт-Петербурга Государственного Русского музея.

Адрес: Санкт-Петербург, улица Инженерная, 4. Станции метро «Невский проспект», «Гостиный двор».

Парки Петербурга осенью

В невероятно красивое золотое убранство преображаются деревья в городских садах. Парки Санкт-Петербурга осенью — это место для фотосессий и прогулок среди ярких деревьев, прудов с утками и усыпанных желтой листвой тропинок.

Когда золотая осень в Санкт-Петербурге? Обычно в начале сентября деревья еще зеленые, к середине листва начинает менять цвет. В первой половине октября можно полюбоваться на золотую осень, к концу месяца и в ноябре листва начинает опадать.

Юсуповский садФото: Maksim Starostin

Летний сад

Парковый ансамбль, созданный в начале XVIII в. по указу Петра I, — это Летний сад в исторической части города, рядом с Марсовым полем. Здесь сохранился Летний дворец Петра I, украшенный барельефами, сейчас это филиал Русского музея. Сад известен скульптурами итальянских мастеров, которые изображают мифологические, исторические сюжеты и различные аллегории. Оригинальные мраморные скульптуры пострадали от климата, поэтому сейчас в саду размещены их копии.

Летний сад осенью в Санкт-Петербурге очаровывает обилием деревьев, аркадами-тоннелями, прудами и фонтанами. Красиво нависает золотая листва над Лебяжьей канавкой

Обратите внимание на решетку сада в стиле русского классицизма с позолотой, колоннами и вазами со стороны набережной Невы. До наступления заморозков в Карпиевом пруду обитает пара лебедей

Подробно: Летний сад

Летний садФото: yuleita

Таврический сад

Одним из лучших мест для прогулок Екатерина II считала Таврический сад, созданный по вокруг Таврического дворца Г. Потемкина. За образец был взят традиционный английский парк с перепадом высот и природными формами.

В саду устроены пруды и каналы с мостами, насыпные холмы, посажено много деревьев, одной из достопримечательностей является фонтан «Мальчик с уткой». В парке сохранились старые дубы, есть клены, липы и др. деревья. Различные мероприятия проходят в оранжерее неподалеку, где также есть кафе.

Подробно: Таврический сад

Таврический садФото: Сергей Архипкин

Парк 300-летия Санкт-Петербурга

На берегу Финского залива в 1995 г. был заложен парк 300-летия Петербурга. Вдоль береговой линии приятно пройтись в солнечный осенний день и подышать морским воздухом. Здесь есть инфраструктура для занятий спортом, можно просто бродить по живописным аллеям. Прогулка по парку займет в среднем полчаса.

Подробно: парк 300-летия Петербурга

Вид сверху на парк 300-летия:

Новая Голландия

Рукотворный остров Новая Голландия в XVIII в. находился в ведении Адмиралтейств-коллегии и использовался для хранения материалов на строительство кораблей. Сейчас это культурное городское пространство с кафе, образовательной площадкой, магазинами, студиями, здесь проводятся концерты, фестивали, лекции, книжные ярмарки и др. события.

Особой популярностью пользуется зеленая зона для отдыха, где можно посидеть на стульчиках или прямо на газоне, наслаждаясь теплой погодой начала осени. На территории есть травяной сад, желтые краски украшают также деревья на аллеях.

Подробно: остров Новая Голландия

Новая ГолландияФото: Елена Соловьева

Золотая осень Петербурга не менее прекрасна в других городских парках. Можно посетить Приморский парк Победы на Крестовском острове; Измайловский сад со скульптурой Петербургского ангела; небольшой атмосферный сад Сен-Жермен на Литейном проспекте, в котором собирались творческие личности андеграунда в 70-х гг. прошлого века (попасть можно, если жильцы пропустят вас в ворота); парк на Елагином острове (ЦПКиО им. Кирова), где есть не только развлекательная инфраструктура, но и резиденция императоров — Елагиноостровский дворец; Удельный парк, в котором много лиственных деревьев и широкие аллеи, а также другие парки.

Подробно: парки Санкт-Петербурга

Петербургский ангел в Измайловском садуФото: Елена Яхонтова

Воронцовский дворец

Дворец в стиле барокко, выстроенный по проекту Ф. Растрелли для вице-канцлера Империи М. Воронцова в середине XVIII века.

Фасады и интерьеры особняка отделывались с большим размахом и роскошью. Однако, Воронцов прожил в этом доме совсем недолго.

После отъезда канцлера за границу дом перешел в казну.

За полтора столетия во дворце был и гостевой дом, и резиденция мальтийского ордена, и торговые помещения, и даже пажеский корпус. В этот период были утрачены роскошные интерьеры.

В советское время здание занимали различные организации, потом его передали суворовскому училищу.

В настоящее время ведутся работы по реставрации мальтийской капеллы.

Воронцовский дворец

Напротив Гостиного двора находится еще один прекрасный дворец Санкт-Петербурга и представитель стиля барокко. Это — Воронцовский дворец, построенный архитектором Ф.Б. Растрелли в 1749-1757 гг. Как следует из названия, он сооружен для графа Михаила Илларионовича Воронцова с разрешения Елизаветы Петровны, которая была благодарна графу за его участие в дворцовом перевороте в 1841 году.

Строительство шло достаточно долго (около 10 лет) из-за финансовых трудностей.  Уникальна изящная ограда, окружающая дворец. Художественное литье, выполненное по рисунку Растрелли, до тех пор редко применялось для украшения домов вельмож. 


Дворцы и замки Санкт-Петербурга: культурная программа 10

В 1762 году здание было сдано в казну. В 1792 году дворец становится основной резиденцией Мальтийского ордена. Со стороны сада Джакомо Кваренги была пристроена Мальтийская капелла, на втором этаже им  была устроена церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи.

Более 100 лет дворец занимал Пажеский корпус – престижное учебное заведение, готовившее пажей. С 1955 года и по настоящее время здесь располагается Суворовское училище.

Дворец Монплезир

Рекомендовать место

15

1

В переводе с французского Монплезир означает «мое удовольствие» — традиционное название загородных построек того времени.

Строительство дворца, место для которого было выбрано императором Петром I, было закончено в 1723 году. В разработке архитектуры здания принимали участие такие мастера, как Леблон, Микетти, Браунштейн.

Общая протяженность здания составляет 73 метра, на территории которого расположены терраса, медная статуя Нептуна, Монплезирский сад, фонтан Сноп, четыре фонтана «Колокол» украшают золоченые бронзовые фигуры Аполлона, Вакха, Фавна, Психеи.

В наши дни во дворце Монплезир можно посетить музей, который работает с 10.30 до 17.00 ежедневно, кроме последней среды каждого месяца, а также закрыт в дождливую погоду.

Дворцово-парковые музеи-заповедники Санкт-Петербурга

Знаменитые дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга являются самыми посещаемыми туристическими местами в окрестностях города. Сюда ежегодно приезжают миллионы туристов со всего мира.

Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф»

Бывшая императорская резиденция находится на берегу Финского залива. Формировался дворцово-парковый ансамбль на протяжении двух веков. Нижний и Английский парки, а также Верхний сад были закончены в XVIII столетии, а остальные объекты доработали позднее. Фонтанная система «Петергофа» – одна из самых крупных в мире. Она включает более 150 рабочих фонтанов. Весь комплекс признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большой Екатерининский дворец

Часть музея-заповедника «Царское село» в Пушкине. Возведён дворец в начале XVIII века при жизни Екатерины I. В последствие его перестроили в стиле позднего барокко. Во время Второй мировой войны комплекс серьёзно пострадал. Была полностью утрачена янтарная комната, а окружающие строения получили масштабные повреждения. К 300-летию Санкт-Петербурга большинство реставрационных работ завершили.

Музей-заповедник «Павловск»

Дворцово-парковый ансамбль конца XVIII-начала XIX веков – бывшая резиденция Павла I. Площадь окружающего дворец парка – 600 гектаров, что делает его одним из самых крупных в Европе. Поскольку проект дорабатывался на протяжении 50 лет, у него несколько авторов. Присутствует смешение стилей, хотя в архитектуре преобладает неоклассицизм. В 1990 году «Павловск» включили в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»

Находится в городе Ломоносов, что в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Комплекс включает в себя парки и дворцы XVIII века, а также мосты, скульптурные группы, искусственный водопад. Ведущий архитектор проекта – Иоганн Шедель. Больше всего туристов привлекает дача императрицы: роспись комнат делал Джамбаттиста Питтони – один из самых известных итальянских художников своего времени.

Музей-заповедник «Гатчина»

История дворцово-паркового ансамбля в городе Гатчина начинается с 1765 года, когда Екатерина II подарила эти земли графу Орлову. На площади в 146 гектаров были построены большой дворец и первый в стране пейзажный парк. Местность меняла хозяев, и каждый вносил изменения в оформление. После революции здесь открыли музей. В начале XXI века стартовали реставрационные работы, которые продолжаются до сих пор.

Внутреннее убранство

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея — это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учёл масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зелёную столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.

Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862–63 годах Парадную лестницу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector