Малый мраморный дворец в санкт-петербурге

Содержание:

Современное состояние

С 1994 года во дворце регулярно проходят художественные выставки, встречи, концерты. Здесь открыты постоянно действующие экспозиции:

  • Русское искусство в контексте искусства мирового.
  • Иностранные художники в России 18-19 веков.
  • Музей Людвига в Русском музее.
  • Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских
  • Константин Романов – поэт Серебряного века.

Также регулярно проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников. Супруги Питер и Ирэне Людвиг передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX века из своего собрания.

В 1998 году Русскому музею передали свою коллекцию петербуржские собиратели братья Ржевские, в течение полувека хранившие произведения русской живописи. Среди них работы Айвазовского, Клевера, Дубовского, Машкова, Кончаловского, Кустодиева.

Особенно редкая часть коллекции – часы каминные, напольные и дорожные, выполненные разными часовыми мастерами 18-19 веков. Все часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, с интересным декоративным оформлением циферблата и корпуса.

Большая часть коллекции представляет графику, скульптуру, мебель, осветительные приборы, художественную бронзу. В 2015 году Банком России выпущена памятная монета номиналом 25 рублей, посвященная Мраморному дворцу.

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Дворцовая набережная 
(фактический адрес — Миллионная 5Б)

Мраморный Дворец(Константиновский)

Мраморный дворец  -одна из жемчужен Петербурга. Свое название он получил потому, что при его отделке были использованы 32 разноцветных сорта мрамора, которые свозили к месту строительства прямо по Неве. Строительство дворца, начатое в 1768 году, продолжалось 17 лет, до 1785 года. Екатерина Великая заказала Ринальди этот дворец для своего фаворита, графа Григория Орлова, однако бедный Орлов так и не смог там пожить — умер до окончания строительства. Екатерина в 1796 году дарит дворец своему второму внуку, Константину, но вскоре забирает его после того, как внучек палит в коридорах из пушек а жена, Анна Федоровна, вынуждена прятаться в вазу..Потом ненадолго дворец передали  тоже бывшему фавориту Екатерины, польскому королю Станиславу Понятовскому, тут он и умер, а позже тут держали лидера польского восстания Костюшко.Затем дворец вновь перешел к Константину Павловичу, вплоть до его отречения от престола, когда он снова перешел в казну.
В 1832 появляется новый хозяин, Великий князь Константин Николаевич, сын Императора Николая I. При нем была предпринята капитальная реконструкция дворца, порученная придворному архитектору А. Брюллову. А. Брюллов не имел выбора — реставрировать дворец или переделывать его: уже в 1830 году, несмотря на постоянные ремонтно-реставрационные работы, здание находилось в аварийном состоянии, а сохранившаяся отделка, вплоть до дверных полотен и паркета, была демонтирована. Архитектор не внес изменений в оформление фасадов здания и сохранил, в основном, планировку его помещений. По проектам А. Брюллова заново оформлялись интерьеры залов Мраморного дворца, при этом отдавалось предпочтение позднему Ренессансу, готике, рококо и классицизму. 29 декабря 1849 дворец официально именуется «Константиновским» и переходит в потомственное владение Константина Николаевича. В 1888 году владельцем дворца становится сын Константина Николаевича, Великий князь Константин Константинович. Он с семьей поселился на первом этаже, с окнами на Миллионную. Для него в 1880—1890-е годы создается на первом этаже ряд апартаментов: Английский кабинет, Готическая музыкальная гостиная, Нижняя библиотека. Константин Константинович — известный русский поэт Серебряного века, подписывавший свои произведения криптонимом «К.Р.», был и замечательным переводчиком произведений Гете, Шиллера, Шекспира.Мраморный дворец при Константине Константиновиче стал центром культурной жизни столицы: в его залах проходили музыкальные вечера, на которых собирался интеллектуальный цвет столицы, читались и обсуждались лучшие произведения иностранных и русских авторов, ставились спектакли, в которых принимали участие сам Константин Константинович, его жена, Великая княгиня Елизавета Маврикиевна, и их дети.  Во дворце свободно помещалась многочисленная семья Константина Константиновича а также его холостой брат, Великий князь Дмитрий Константинович. По сути он был последним хозяином дворца.

Дворцовая набережная. Первое слева здание — Мраморный дворец
 

Так была украшена флагами Дворцовая набережная при торжествнном  перезахоронении праха Императрицы Марии Феодоровны в сентябре 2006, слева — Мраморный дворец

Достопримечательности рядом

Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:

  • Совсем рядом находиться Марсово поле, на котором произошло немало исторических событий;
  • Неподалёку располагается Летний сад, в котором собрано множество скульптур, а также симпатичный Чайный Домик. Особенно красиво весной и летом;
  • Рядом — Михайловский сад, а по другую сторону – Русский музей;
  • Неподалеку расположился Всероссийский музей А. С. Пушкина.

Мраморный дворецпережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов.

Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 896 times, 1 visits today)

Использование материалов сайта только с согласия автора.

Памятник Алескандру III когда-то стоял на Знаменской площади (момент его открытия на фотографии 1909 года внизу). С 1994 года он находится во двореМраморного дворца возле главного входа. Памятник работы Павла Трубецкого.

Дворец строился изначально на берегу Красного канала, соединявшего Неву с Мойкой, но в 1780-м канал засыпали и напротив соорудили Служебный дом Мраморного дворца, решенный в том же стиле, но лишенный дророгой мраморной отделки. В годы Первой Мировой здесь расположился госпиталь для раненых офицеров. На войну ушли пятеро сыновей К.Р. Один из них, Князь Олег Константинович был смертельно ранен в бою 27 сентября 1914, а муж его сестры Татьяны, Князь Багратион-Мухранский, погиб под Львовым 15 мая 1915 года.18 мая 1918 года Константиновичейокончательно выселили из их дома… С 1919 года по 1936 год в Мраморном дворце размещалась Российская Академия истории материальной культуры. В 1937 году в залах Мраморного дворца были развернуты экспозиции ленинградского филиала Центрального Музея В.И. Ленина. Новое использование помещений привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа (были уничтожены уникальные камины и декоративные ткани, в залах закрасили искусственный мрамор, забелили росписи и живопись). Переделки практически не затронули только Парадную лестницу и Мраморный зал, сохранившие, в основном, авторскую отделку А. Ринальди           На последок — о связи Константина Константиновича с Одессой. Знаете как назывался наш Институт Сухопутных войск? —  Первый русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус! «На торжестве освящения присутствовал Великий князь Константин Константинович. На следующий день Великий князь знакомился со вновь поступившими в корпус. В зале 3-й роты в присутствии Великого князя состоялся музыкально-литературный вечер с участием хора певчих, духового корпусного оркестра и отдельных исполнителей-кадет. «Я выношу от Одесского Кадетского Корпуса, от освящения его храма и всего виденного мною самое приятное впечатление», — были слова Великого князя перед его отъездом. От одной из княгинь корпус получил в подарок портретную галерею всех российских царей и императоров Дома Романовых, которая была размещена в верхнем парадном зале, этот зал получил наименование «портретного».

Мраморный дворец. Вид с Петропавловской крепости. Слева — здание Служебного корпусаЛитография Ж. Жакотте и Обрэна с рис. И. И. Шарлеманя. Середина XIX в. 
 
Великий Князь Константин ПавловичDawe George Wright Thomas
 
Великий Князь Константин Николаевич
 
Великая Княгиня Александра ИосифовнаФранц Ксавер Винтерхальтер
 
Великий Князь Константин  Константинович.Портрет работы Серова
 
Вид со стороны Марсового поля.
 
Тот же вид, во время маневров на Марсовом поле, в центре лицом — Великий Князь Владимир Александрович, владелец соседнего, Владимирского дворца; крайний слева — Великий князь Дмитрий Константинович — последний владелец Мраморного Дворца.
 
Интерьеры дворца, так  же мрамор разных оттенков
 

История

История возникновения Мраморного дворца неразрывно связана с периодом правления Екатерины II. Здание было построено по приказу императрицы в период с 1768 по 1785 год. Масштабный по тем и нынешним временам объект предназначался в подарок графу Григорию Орлову. Генерал-фильдцейхмейстер вел активную деятельность в политической жизни 1762 года, которая способствовала восхождению Екатерины на престол. Позже Орлов стал излюбленным фаворитом императрицы. К сожалению, до окончания строительства граф не дожил. После его смерти Екатерина выкупила недвижимость для своего внука.

Санкт-Петербург в конце 18 века

Над созданием шедевра работал прославленный архитектор Антонио Ринальди. В октябре 1768 года заложили фундамент здания, и в основу вмонтировали мраморный ящик с монетами. Свое название строение  получило из-за основного облицовочного материала — мрамора и гранита. Плиты доставлялись прямиком к объекту по реке Нева из Италии. После составления смет и подсчетов оказалось, что везти именно белый камень из-за границы дешевле, чем с Алтая. Остальные сорта мрамора добывали поблизости Ладожского озера в карьерах. Именно Антонио Ринальди предложил отказаться от классической штукатурки в пользу натурального материала для украшения нижней части фасада.

Портрет Антонио Ринальди — архитектора, спроектировавшего Мраморный дворец

К 1769 году уже были готовы кирпичные своды и несущие стены. В 1774 году начались облицовочные работы, монтаж мраморных плит. Спустя 6 лет развернулось строительство служебного корпуса дворца. В 1780 году было принято решение засыпать Красный канал между Мойкой и Невой, чтобы организовать внутренний двор между основным сооружением и служебными постройками. В качестве соединительного элемента установили кованую решетку, прототипом которой послужила ограда Летнего сада.

Вид на Дворцовую набережную с Петропавловской крепости в конце 18 века

Отделка верхних этажей была закончена в 1780 году, а через 5 лет строительство завершилось. В качестве украшения на аттику водрузили башенку с часами. Сюда же установили фигуры, символизирующие верность и щедрость. Эти скульптуры принадлежат известному мастеру Шубину.

Литография 1860 года по рисунку Иосифа Шарлеманя

Особое внимание во время строительства уделялось кровле здания. Медные листы были настолько искусно спаяны, что крыша не текла вплоть до ремонта в 1931 году

Крыша дворца была сделана настолько качественно, что не протекала на протяжении почти полутора веков

С 1992 года здание передано Русскому музею и находится под охраной государства.

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы сердобольским гранитом серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

Башня с часами и статуи

Парадная лестница, по замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

Парадная лестница

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле шинуазри и выполнял функции парадной столовой.

Мраморный зал – самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.

Мраморный зал, фото из интернета

Другие, не менее интересные залы дворца — Белый зал, Греческая галерея, Дубовая галерея, Зимний сад. Кроме того, на втором этаже располагались жилые покои и служебные помещения, в числе которых были ванная, парная, зал для игры в мяч.

Парадная лестница

Интерьеры и внутреннее убранство

Войдя во дворец, бросается в глаза шикарная мраморная Парадная лестница. Изначально друг напротив друга располагались пять окон в виде арок и пять зеркал такой же формы. Лестница построена в стиле Людовика XIV. Поднявшись по лестнице на следующий этаж можно было попасть в Белый зал для танцев и Золотой зал.

Обустроены залы в том же стиле, что и лестница. На потолок Белого двухсветного зала нанесена картина «Смерть похищает Поэта».

Покрытие пола декорировано перламутром. Рядом с Танцевальным залом находился большой Кабинет, который являлся воспроизведением кабинета Карла V в Бельгии. Там держалась целое собрание снаряжения рыцарей. На этом же этаже была Бильярдная.

На потолке был витраж из стекла, который служил освещением помещения.  Гостиная выполнена из саксонского фарфора. Каждый зал отличался стилем от ренессанса до рококо.

Пристройки были соединены с самим дворцом Курительной Турецкой комнатой и Галереей. В пристройках тоже были шикарно отделанные залы. Отдельно отметим Зимний сад, в котором стоял великолепный фонтан. Пройдя сквер можно попасть в Пименовскую галерею и насладиться скульптурами Пименова «Преображение Господне» и «Воскресение».

Далее следовала Елизаветинская зала, исполненная в барокко. Немного в стороне большая библиотека с дубовой мебелью и Театральный флигель.

На главной лестнице она установила шкуру медведя, некогда сраженного Александром II. Пименовскую галерею Юрьевская перестроила в церковь с иконостасом мужа. Предметы, связанные с его памятью позже были перевезены во Францию, а ещё позднее в Ниццу.

Во дворце установлено много скульптур. Здесь можно увидеть различные статуи, лепные украшения и кашпо. Ещё Николай Александрович Кушелев-Безбородко украсил интерьеры дворца огромной коллекцией картин. Позже их передали в Эрмитаж.

Жизнь дворца после постройки

К сожалению, граф Григорий Орлов не дожил до окончания строительства дворца. Он умер 1783 году 13 апреля. После того как граф умер, Екатерина выкупила дворец у его наследников, и отдала в качестве подарка своему внуку Константину Павловичу.

Дворец пустовал около 10 лет, но после женитьбы Константин Павлович решил создать семейного гнездо на территории Мраморного дворца. Но недолго ему пришлось наслаждаться подарком Екатерины, так как он был выслан по ее же приказу за плохое поведение с женой.

С 1795 по 1796 года во дворце жил пленник Тадеуш Костюшко, он являлся лидером польских конфедератов. После смерти Екатерины, он был освобожден Павлом I. С 1797 по 1798 года дворец принадлежал бывшему польскому королю Станиславу Августу Понятовскому. Но в 1798 году после его смерти, Константин Павлович вернулся в свой дворец.

При Константине Павловиче, на территории дворца была открыта картинная галерея и большая библиотека. Можно смело сказать, что с его возращением дворец обрел новую жизнь.

В 1814 году Константина Павловича назначают наместником Царства Польского, и ему приходится покинуть Петербург. После его отъезда дворец перешел Придворной канцелярии.

1832 году 6 марта Николай І передал дворец своему второму сыну Константину Николаевичу. После пожара в Зимнем дворце 1837 года здесь хранились столовое серебро и иностранная библиотека.

1845 году 20 августа было решено начать перестройку Мраморного дворца. Проект перестройки принадлежал архитектору Александру Павловичу Брюллову. Было решено увеличить на один этаж перекрытие дворца. Затем рядом с Парадным кабинетом открыть библиотеку. И построить Большой зал, чтобы проводить концерты и музыкальные вечера. Также планировалось восстановить турецкие и греческие бани. Все, что было запланировано, было осуществлено в кратчайшие сроки, и уже в 1849 году 29 декабря Константин Николаевич со своей супругой въехали во дворец.

После смерти Константина Николаевича дворец перешел к его сыну Константину Константиновичу. С этого момента здесь часто проводились концерты и литературные вечера. Глобальных изменений при Константине Николаевиче с дворцом не происходило.

На территории Дворцового комплекса во время Первой мировой войны размещался госпиталь для раненных солдат. Несмотря на сложную ситуацию, вдова Константина Константиновича жила во дворце, но затем ей с детьми пришлось переехать в дом Жеребцова.

После окончания войны на территории дворца было размещено Министерство труда Временного правительства. Чтобы драгоценная коллекция художественных работ не пропала, ее перевезли в Эрмитаж. В разные времена здесь размещались различные учреждения. Так, например с 1919 по 1936 года здесь была Академия истории материальной культуры, Центральное бюро краеведения.

После того как академию закрыли, дворец бы передан Ленинградскому филиалу музея Владимира Ильича Ленина. По проекту Николая Евгеньевича Лансере, комплекс был перестроен. Была сохранена парадная лестница, а также знаменитый Мраморный зал. Музей открыл свои двери для посетителей 1937 году 8 ноября. В настоящее время на территории дворца проходят различные выставки, как местных, так и иностранных художников.

Мраморный дворец

Мраморный дворец возводился в 1768–1785 гг. по проекту архитектора А. Ринальди. По желанию первого владельца дворца Г.Г. Орлова, восхищавшегося талантом Ринальди, на стене напротив входа был установлен портрет зодчего.

Мраморный дворец известен, прежде всего, тем, что при облицовке стен и отделке архитектурных деталей впервые в строительной практике Петербурга был применен естественный камень. Насчитывают до семи сортов мрамора, преимущественно отечественных месторождений, открытых в 1760-х гг. по берегам Ладожского и Онежского озер. Необычным даже для европейской архитектуры было использование медных и железных оконных рам, на изготовление которых ушло 12 лет. По распоряжению императрицы крыша была покрыта медью, в связи с чем для производства нужного количества листовой меди на Сестрорецких оружейных заводах было создано особое производство. Мраморный дворец поражал современников своей роскошью, не случайно его называли огромной шкатулкой с драгоценностями.

Граф Григорий Орлов не жил во дворце ни дня. Он умер в 1783 г., когда окончательная отделка интерьеров дворца была еще не завершена.

В 1832 г. во владение дворцом вступил великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая I, меценат и коллекционер. Многие живописные произведения из его коллекций находятся в собрании Русского музея. Великий князь увлекался музыкой и литературой. В Мраморном дворце проводились концерты с участием М.А. Балакирева, А.Г. Рубинштейна, Н.А. Римского-Корсакова, устраивались балы. На балу 1856 г. впервые в России выступал Иоганн Штраус.

В это время была предпринята капитальная реконструкция дворца. По проектам А.П. Брюллова были заново оформлены интерьеры залов Мраморного дворца, при этом  предпочтение отдавалось позднему ренессансу, готике, рококо.

В 1892–1915 гг. владельцем дворца был сын Константина Николаевича – Константин Константинович Романов, президент Российской Академии наук, известный поэт и переводчик произведений Гете, Шиллера, Шекспира. Во дворце сохранялась творческая атмосфера прошлых лет. Здесь бывали известные поэты, композиторы, государственные деятели. Наследники Константина Константиновича жили во дворце до 1917 г.

После революции в Мраморном дворце размещались Академия истории материальной культуры и Государственный музейный фонд.

В 1931 г. по решению советской власти медную кровлю дворца сняли и отправили на «нужды социалистической индустрии».

В 1937 г. в здании открыли Музей В.И. Ленина, перестроив жилые помещения по проекту архитектора Н.Е. Лансере. В годы существования музея декоративная отделка исторических интерьеров была скрыта или полностью утрачена. Переделки практически не затронули только Парадную лестницу и Мраморный зал, сохранившие, в основном, авторскую отделку А. Ринальди.

Тогда же перед главным фасадом был установлен броневик «Враг капитала».

В 1992 г. Мраморный дворец был передан Государственному Русскому музею. С этого времени ведутся исследовательские и реставрационные работы по воссозданию исторических интерьеров дворца. Место броневика заняла конная статуя Александра III работы П.П. Трубецкого, сохраненная Русским музеем после демонтажа памятника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector