Александровская колонна в санкт-петербурге: обзор, история, описание и интересные факты

Строительство архитектурного шедевра

Важность и государственное значение объекта требовали соответствующей организации и слаженности действий. С самого начала сооружения монумента созидательные работы велись параллельно по трем направлениям:

  • строительные работы на Дворцовой площади по подготовке фундамента;
  • работа каменотесов в Пютерлакской каменоломне по подготовке каменных блоков для всех составляющих колонны;
  • работа скульпторов по созданию ангела и барельефов пьедестала.

Закладка фундамента

В 1829 году работы по строительству фундамента начались с геологической разведки. В результате бурения многочисленных глубоких шурфов рядом с центром площади был обнаружен песчаный пласт, который мог стать надежной «подушкой» для будущего фундамента.

В декабре этого же года был вырыт котлован, и в его дно было решено забить 1102 сосновых свай в качестве опоры для каменной кладки. Каково же было удивление строителей, когда они обнаружили на этом пространстве 99 забитых свай, совершенно пригодных к использованию.

В результате подготовки площадки было забито около 1250 сосновых свай на глубину свыше 5 метров. Для создания идеально ровной поверхности основания каменной кладки было использовано изобретение инженера Августина Бетанкура.

На сваи положили гигантские каменные блоки высотой свыше полуметра и сравняли их тесовой кладкой с поверхностью брусчатки. В основание фундамента заложили шкатулку с монетами. Все монеты были отлиты в честь победы русских войск в войне 1812 года. Александровская колонна получила свой фундамент в октябре 1830 года.

Заготовка каменных блоков

В 1830 году приступили к работам в Пютерлакских каменоломнях, в Выборгской области. Здесь производилась добыча каменных глыб и их предварительная обработка.

Монферран присмотрел подходящую скалу и после того, как каменотесы исследовали ее на пригодность, началась активная фаза процесса. Из одной скалы были выделены монолиты и для колонны, и для пьедестала, и для основания.

Бригада камнерезов из 250 человек под руководством знаменитого мастера Самсона Суханова два года, день за днем долбила каменные глыбы, придавая им предварительную форму изделий.

Используя огромные рычаги и вороты, они передвигали исполинские камни к морскому побережью. Было решено переправить их в Петербург морским путем и для этого, под руководством корабельного инженера-полковника К. А. Глазырина, была построенная невиданная доселе баржа водоизмещением 1100 тонн.

Свыше 600 солдат закатывали заготовку колонны на баржу, названную «Святой Николай», со специально сооруженной пристани. До Петербурга ее буксировали два неутомимых парохода, и в 1832 году колонна была уже в городе.

Тайные знаки и городские легенды

Установка колонны заняла около полутора часов – трудились две тысячи солдат и четыреста рабочих. Лицезреть процесс изволил сам император, а вот Огюст Монферран поначалу хотел остаться в стороне и только после уговоров государя тоже явился на площадь. Когда Александровскую колонну водрузили на постамент, Николай I одобрительно произнес: «Монферран, Вы себя обессмертили!» Правда, впереди еще было немало работы: в течение двух лет гранит продолжали обрабатывать, а из бронзы отливали барельефы и скульптуры.

Вершину колонны венчает фигура ангела, обхватившего крест. Легенда гласит, что во время ваяния скульптуры Борис Орловский ориентировался на внешний облик Александра I, стремясь придать ангелу сходство с Благословенным императором. Поговаривали даже, что таково было желание членов императорской фамилии. Однако на деле скульптор едва ли выполнил столь специфический «заказ»: фигура у ангела женская, да и черты лица совсем другие. Согласно иной версии, «прототипом» в данном случае выступила знакомая Орловскому поэтесса Елизавета Кульман, скончавшаяся за девять лет до торжественного открытия Александровской колонны. «Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль – сим победиши», – говорится в описании скульптуры.

Несмотря на восторг, охватывающий жителей столицы при одном взгляде на колонну, поначалу она внушала им страх. Главная причина двоякого отношения заключалась в том, что монумент не был ничем закреплен и стоял на земле лишь благодаря собственной тяжести. Считается, что, подойдя к нему вплотную и подняв голову вверх, можно увидеть едва заметное покачивание. Огюст Монферран узнал по чистой случайности о том, что петербуржцы боятся ходить мимо его творения. Однажды он попросил извозчика подъехать немного ближе к колонне, однако тот наотрез отказался и сказал недоумевающему архитектору, что махина в любой момент может рухнуть. Пришлось Монферрану своими силами бороться с общественными страхами. Каждый день, выходя из своего дома на Мойке, архитектор вместе с собачкой добирался до Дворцовой и там «наматывал круги» вокруг Александрийского столпа.

Установка основания и пьедестала колонны

В 1832 году, после прибытия всех комплектующих в Санкт-Петербург, началась поэтапная установка их на фундамент. Первым делом предстояло установить громадный четырехсоттонный монолит, предназначенный для основания.

Для этого построили специальную платформу с наклонным помостом, по которому его, с помощью катков, закатили на поверхность платформы. Рядом, вровень с ней, было насыпано песчаное плато, куда монолит с платформы благополучно и переместили.

Но это была только «первая часть марлезонского балета». Дальше, под монолит забили подпорки и расчистили весь песок. В пустое пространство закатили деревянные катки и завели снизу мощнейшие корабельные канаты.

И, после того, как подпорки выбили, исполинский камень, на катках расположили над фундаментом. Сотни работников натянули канаты, и… колосс застыл в воздухе…

Фундамент залили особым скользким раствором и постепенно, вынимая канаты, опустили на него исполинскую глыбу. В описании раствора ключевым является слово «особый». Ибо, одним из компонентов его состава был ингредиент, всегда выручающий русского человека.

Благодаря водке раствор не засыхал сразу, а благодаря мылу он становился настолько скользким, что исполинское основание можно было легко «отцентровать» на фундаменте. И эта оригинальная идея принадлежала французу Монферрану, воспитанному на вине…

Пьедестал установили по такому же принципу и дополнительно закрепили к основанию металлическими скобами, ведь и его вес был около 400 тонн.

Церемония открытия

Официальное открытие памятника было назначено на символичную дату 30 августа (11 сентября). В 1724 году в этот день в Алесандро-Невскую лавру были перенесены мощи Александр Невского, который с тех пор считается защитником и небесным покровителем города на Неве. К венчающему Александровскую колонну ангелу также относятся как к ангелу-хранителю города. Открытие Александровой колонны завершало окончательное оформление всего архитектурного ансамбля Дворцовой площади. На торжествах по случаю официального открытия Александровой колонны присутствовало всё императорское семейство во главе с Николаем I, армейские подразделения численностью до 100 тысяч и иностранные дипломаты. Было совершена церковная служба. Солдаты, офицеры и император преклонили колени. Подобное богослужение с участием армии проводилось в Париже на Пасху в 1814 году.

Событие это увековечено и в нумизматике. В 1834 году отчеканены 15 тысяч мемориальных монет номиналом в 1 рубль.

Фото и описание

Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном. Стиль – ампир. Установлен в центре Дворцовой площади, перед Зимним дворцом. Архитектором выступил Огюст Монферран.

Памятник выполнен из цельного гранита красного цвета. Его общая высота составляет 47,5 м. Верх колонны украшает фигура ангела мира, вылитая из бронзы. Он стоит на полушарии, также из бронзы. В левой руке ангела – крест, которым он попирает змея, правую руку он простирает к небу. В лице ангела проскальзывают черты императора Александра I. Высота ангела равна 4,2 м, креста – 6,3 м. Колонна установлена на гранитный пьедестал. Примечательно, что она стоит без дополнительных опор, только под действием собственной силы тяжести. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. На стороне, которая обращена ко дворцу, имеется надпись: «Александру I. Благодарная Pocciя».

Под этими словами можно увидеть древнерусское вооружениe и фигуры, символизирующие Мир и Победу, Милосердие и Правосудие, Изобилие и Мудрость. По сторонам имеется 2 аллегорических фигуры: Висла – в виде молодой девушки и Неман – в виде старца-водолея. На углах пьедестала – двуглавые орлы, в когтях у них зажаты лавровые ветви. Посередине, в дубовом венке изображено «Всевидящее Око».

Камень для колонны был извлечен из Питерлакской каменоломни, расположенной в Финляндии. Это – один из грандиознейших в мире гранитных монолитов. Вес – более 600 т.

Работы были сопряжены с огромнейшими трудностями

Прежде всего, надо было очень осторожно отделить из скалы цельный гранитный кусок необходимой величины. Потом тут же на месте эту массу отделывали, придавая ей форму колонны

Перевозку осуществляли по воде на специально построенном судне.

В это же время в Петербурге, на Дворцовой площади создавали фундамент. На глубину 36 м были вбиты 1250 сосновых свай, а на них, до уравнения площади, были уложены обтесанные глыбы из гранита. Затем была поставлена самая большая глыба как основа для пьедестала. Эту задачу выполняли ценой громадных усилий и большого количества механических приспособлений. Когда закладывали фундамент, стоял крепкий мороз, и для лучшего схватывания в цементный раствор добавляли водку. В середину фундамента была положена бронзовая шкатулка с монетами, которые были отчеканены в честь победы 1812 года.

Кажется, что колонна представляет собой точный центр Дворцовой площади. Однако, это не так: она установлена в 140 м от арки здания Главного штаба и в 100 м от Зимнего дворца. Крайне трудным было осуществление постановки самой колонны. По 2-ум сторонам пьедестала были построены леса до 22 сажень высотой. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу и обмотали канатными кольцами, к которым были прикреплены блоки. Соответствующие блоки были установлены и на вершине лесов.

30 августа 1832 года состоялось поднятие колонны. На Дворцовую площадь прибыл император Николай I с семьей. Много людей пришло посмотреть на это действо. Народ теснился на площади, у окон и на крыше Главного штаба. 2000 солдат ухватились за канаты. Медленно колонна поднялась и повисла в воздухе, после канаты были отданы, и гранитная глыба тихо и точно опустилась на пьедестал. По площади пронеслось громкое «Ура!», а государь, вдохновленный успехом, произнес архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!».

Через 2 года была окончена последняя отделка колонны, и в присутствии императора и 100-тысячного войска был совершен обряд освящения.

История памятника

Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси — автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали — центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.

Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном

Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана

Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в Париже. Вот так и появился проект Александрийского столпа.

Взяв за образцы колонны Помпея в Египте и Траяна в Риме, а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.

Строительство монумента

Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из Финляндии, а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в Санкт-Петербург понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.

В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода — залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур — известный российский инженер и архитектор.

Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.

Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.

Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник — Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского — шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.

Открытие Александрийского столпа

Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее — Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.

У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.

Достопримечательности Санкт-Петербурга: Александрийский столп

На этот памятник стремятся посмотреть все гости Северной столицы. Однако, чтобы в полной мере оценить мастерство его создателей, нужно запрокинуть голову дабы увидеть саму вершину колонны. На ней установлена фигура ангела с крестом и змеей у его ног, что является аллегорией, символизирующей победу Александра I над армией Наполеона.

Размеры Александрийского столпа поистине впечатляют. Многие наши современники, владеющие техническим знаниями, утверждают, что для создания подобного творения сегодня могут понадобиться десятилетия. А для того чтобы установить колонну на постамент мало будет и двух суток. И это при учете наличия у рабочих огромного количества облегчающих работу машин и различных установок. Как все это было возможно в первой половине девятнадцатого века – настоящая загадка.

Вес Александрийского столпа шестьсот тонн и еще сто тонн весит основание, на которое установлена колонна, изготовленная из редкого розового гранита. Он имел красивое название «рапакиви» и добывался только в Выборгской области в Пютерлакской каменоломне. Примечательно, что вырубалась колонна из цельного куска гранита. По некоторым сведениям, его вес в изначальном виде превышал одну тысячу тонн.

Высота Александрийского столпа составляет сорок семь с половиной метров. К гордости русских мастеров нужно отметить, что колонна значительно превышает все подобные сооружения мира. На фото ниже изображены колонны Траяна в Риме, Помпеи в Александрии и Вандомская колонна, установленная в Париже, в сравнении с памятником на Дворцовой площади. Уже этот рисунок дает представление об этом чуде инженерной мысли, восхищающем всех без исключения туристов.

Ангел, установленный на вершине, имеет высоту в шесть и четыре десятых метра, а его основание – почти три метра. Устанавливалась фигура на колонну уже после того, как она заняла свое место на площади. Александрийский столп, что кажется абсолютно невероятным, никак не закреплен на своем постаменте. Инженеры настолько точно сделали все расчеты, что колонна прочно стоит безо всяких креплений уже практически двести лет. Некоторые туристы рассказывают. что если запрокинуть голову около памятника и постоять так минут десять, то будет заметно как раскачивается верхушка столпа.

Знатоки истории Санкт-Петербурга утверждают, что Александрийский столп на Дворцовой площади мог бы и не появиться. Так как проект памятника на протяжении долгого времени не утверждался императором. В конечном итоге был одобрен его набросок, а затем и материал, из которого планировалось создать сей шедевр.

Описание

Если посмотреть из некоторых окон Зимнего дворца, то взгляд восхищённо замирает при виде величественной пары арки Главного Штаба, Александровской колонны

Розовый великан, созданный Монферраном по подобию существующих античных колонн, имеет важное отличие: принципиально другой подход к принципам утонения стержня, влияющих на цельное восприятие архитектурного строения

В отличие от древних исполнений формирование линии колонны начиналось не с третьей части высоты (классический вариант расчета), а с основания. Кривая утонения рассчитывалась по более сложным математическим законам с использованием большего количества приближений (делений). Диаметр основания монумента имел размеры, аналогичные колонне Трояна. Важным элементом строения является капитель дорического ордера, построенная из бронзы наверху стержня.

Он закреплён на абаке (прямоугольной формы), выполненной из кирпича с бронзовой обшивкой. Основная опора массива спрятана в верхней части (в форме полу шара). Она выполнена из многих слоёв: гранит, кладка из качественного кирпича, два слоя гранита. Благодаря идеям архитектора высокая, надёжная колонна не выглядит массивной глыбой, а словно стройная стрела победоносно направляется высоко в небо.

Характеристики

Общая высота колонны составляет 47,5 м. При этом основные части памятника имеют следующие параметры:

  • Пьедестал, состоящий из трёх рядов из 8 каменных блоков, имеет высоту 4,25 м. Вес элемента памятника с цоколем равен 704 тонны. Размеры цоколя 6,3×6,3 м.
  • Монолитная часть колонны имеет высоту 25, 6 м, нижний диаметр 3.66 м, верхний диаметр 3.15. Вес ствола составляет 812 тонн.
  • Верхушка в виде фигуры ангела имеет высоту 4, 26 м, вес 37 тонн. Высота колонны (с крестом) 12 м. Сам крест имеет высоту 6.4 м.
  • Размеры окаймляющей ограды составляют 16,5×16,5×1,5 м
  • Барельефы выполнены размерами 5,24×3,1 м.

Пьедестал

Эскизы для элементов украшения пьедестала, бронзовых украшений выполнял Монферран. Тематическое направление соответствовала назначению колонны в прославлении победы русской армии, видов оружия. Среди них есть древнерусские кольчуги, шлемы, щиты, броня. Сделаны они в полной аналогии с оригиналами, находящимися среди экспонатов Оружейной палаты.

Стиль исполнения барельефов ближе всего соответствует приёмам Ренессанса. Элементы предварительно были сделаны из картона натуральных размеров. На северной стороне пьедестала находятся фигуры крылатых женщин, держащих пластину с надписью «Александру I благодарная Россия» точные копии воинских доспехов. С двух сторон элементов с оружием расположены фигуры молодой девушки, водолея. Из урны, стоящей рядом с девушкой, вытекает вода, изображая символ рек Нёман, Висла, где проходили сражения.

На отдельных барельефах записаны даты важных побед, представлены аллегории типа «Победа и Мир», другие. Верхнюю часть пьедестала украшают фигуры двуглавых орлов с дубовой гирляндой, зажатой лапами. Все элементы пьедестала символизируют отвагу, победу русских воинов в войне 1812 года.

Колонна, скульптура ангела

Вертикальную линию монумента, стройность величественного строения завершает фигура ангела с крестом. Фигура напоминает Александра I, стоящего с вытянутой вверх правой рукой, держащего в левой руке крест и попирающего змею. Взгляд крылатого ангела направлен к земле. Он, как – будто, властвует над порядком, спокойствием жителей удивительного города. Скульптура считается символом мира, покоя, наступившего в Европе после победы над войском Наполеона. Крепилась фигура за счёт специального прута (на него опирался ангел). Во время реставрации 2003 года его удалили. Сейчас ангел (как колонна) держится за счёт собственного веса.

Ограда, окружение памятника

Панорамный обзор памятника со всех сторон завершает интересная ограда, возведённая по предложению Монферрана. Все элементы ограды были собраны в 1837 году. В начальном варианте строения в углу ограды располагалась караульная булка. Здесь дежурил инвалид, одетый в парадные одежды. Высота строения составляет 1.5 м. На нём размещаются фигуры 136 двуглавых птиц, 12 пушек, ряды копий, древки знамён с двуглавыми орлами. Символические замки висели на воротах ограды замки.

В проекте была предусмотрена возможность освещения памятника фонарями, газовыми приспособлениями, располагающимися в канделябрах. Секретом ограды считается оптический обман, скрытый в фигурах орлов. Они имеют не две головы, и два крыла, а три. При любом угле обзора видны только две, в соответствии с символом двуглавым орлом. Третий элемент виден только при близком рассмотрении памятника.

Интересные факты

С Александровской колонной связано много интересных фактов. Все началось с момента ее открытия. Чтобы провести парад на Дворцовой площади, по проекту архитектора Монферрана построили Певческий мост. Неслучайно была выбрана и дата церемонии, ведь Александрийский столп открыли в день перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. А он, как известно, считается небесным защитником северной столицы.

В годы революции отношение к Александровской колонне несколько изменилось. На праздники ангела закрывали красным колпаком или маскировали с помощью шаров. А во время перестройки газеты писали, что разрабатывается проект по установлению вместо ангела статуи Ленина. Кстати, позже многие СМИ утверждали, что планировалось поставить статую Сталина.

Одна из самых любимых традиций местных жителей связана с молодоженами. Считается, что жених должен пронести свою невесту на руках вокруг памятника. И сколько раз он сможет обойти колонну, столько деток у них и будет.

Татьяна Лискер

Создание проекта колонны

Еще в первом проекте оформления парадной площади перед Зимним дворцом Ф.Растрелли выдвигал идею по установке в центре площади памятника Петру Первому. После растреллевского проекта прошло время, неоднократно сменились императоры, но идея установки памятника Петру Первому на главной городской площади была жива. Архитектор К.Росси, создатель монументальнейшего Главного штаба, смог отговорить правящего тогда Николая Первого от этой идеи. Аргументация Росси состояла в том, что для продолжения темы триумфа Отечественной войны 1812 года, развитой арочным украшением Главного штаба, нужен такой монумент, который станет заключительным аккордом именно победной тематики.

Александровская колонна на Дворцовой площади

Таким памятником и стала Александровская колонна, воздвигнутая в 1834 году. Автором монумента был знаменитый О.Монферран, разработавший концепцию победы Александра Первого над войсками Наполеона в образе колонны из монолитного куска гранита. Как опытный архитектор, Монферран осознавал, что любое скульптурное воплощение на огромной Дворцовой площади просто потеряется на фоне мощных архитектурных ансамблей. Поэтому-то он и предложил единственно правильное решение – установить гранитный колонного вида обелиск, который будет опираться на мощный пьедестал.

Основные идеи Монферран позаимствовал у уже существующих известных европейских колонн, таких как Траянская в Риме и Вандомская в Париже, однако он предложил сделать нашу колонну значительно выше. И действительно, цельный розовый гранитный монумент, выполненный Монферраном, по многим показателям является самым-самым. Своей высотой Александровская колонна уступает лишь Трафальгарской колонне и Колонне Великой Армии. По объему работ с таким длинным (почти 26 м.) и тяжелым (600 тонн) перемещаемым, а затем вертикально установленным объектом – этот случай величайший в истории человечества.

Фундамент для пьедестала, водка и мыло

Работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны велись с 1829 года. Ими руководил лично Монферран. После того, как заложили фундамент, на него водрузили громадный монолит, весом 400 тонн, который служит основанием пьедестала. Его привезли из Пютерлакской каменоломни. Позже Огюст Монферран вспоминал:

К июлю 1832 года завершили строительство пьедестала, а тут и монолит колонны был на подходе. Самой сложной задачей стала установка колонны на пьедестал. Для установки колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года сконструировали оригинальную подъёмную систему. И в этот раз она была успешно использована.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector