Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты

Языковые сложности

Лезгинский язык принадлежит к одному из самых древних наречий Кавказа. Он входит в северокавказскую языковую семью. У лезгинского языка имеется несколько диалектов. Но если устная речь не вызывает трудностей (наречия могут меняться в зависимости от региона), то письменность некогда стала серьёзной проблемой для самих лезгин и иностранцев. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются местным алфавитом.

В 1905 году царское правительство решило начать русификацию лезгин. Для этого были разработаны основы, предназначенные для переноса лезгинского языка в письменный вариант, что был бы понятным для русских. Однако все попытки русифицировать язык лезгин оказались неудачными. Впрочем, в 1928 году была выведена латиница для лезгинского языка, а через время появился и алфавит кириллицы, что могли использовать представители этого народа.

Чеченец и лезгин. Иллюстрация 1862 года из книги Паули Густава-Федора Христиановича « Этнографическое описание народов России»

Название

Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований. Авторы античных времен называли лезгин «леки», арабские авторы звали их «лакз», грузинские — «лекеби».

В письменных источниках термин «лезги» известен с 12 века. Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам. Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 — начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года.

Жилище, одежда, кухня лезгинов

Традиционные поселения лезгин в горах состояли из тесно стоящих домов, часто двухэтажных. На равнине селения имеют широкие улицы или неупорядоченную планировку. Дома на равнине строились из камня, с плоской земляной крышей, в плане прямоугольные, квадратные или в виде букв «Г» и «П».

На равнинах дома строили одноэтажными, в горах – многоэтажными. Нижний этаж представлял собой хлев или крытый двор, верхние – жилые помещения. Вплоть до ХIХ в. окон в домах лезгин не было, только дыры в потолке для выхода дыма, зато наличие бойниц было обязательным. Во внутреннем убранстве большое место занимали разнообразные ковры, вместо шкафов для хранения вещей предметов быта в стенах имелись ниши.

Традиционные мужской костюм лезгин состоял из рубахи, шаровар, бешмета, черкески, папахи из серого или черного каракуля, верхней одеждой был бешмет и овчинная шуба. На ногах лезгины носили сапоги из плотной шерсти с загнутыми носками. Традиционный женский костюм состоял из рубахи, красных, черных, синих или желтых шаровар, бешмета, платья, головного платка, чухты, серебряного пояса. Лезгинки традиционно носили много украшений. Отличительной особенностью костюма лезгин были шерстяные чулки с цветным орнаментом и сыромятная обувь.

Традиционной пищей лезгин были зерновые, бобовые, мясные и молочные блюда. Основное повседневное блюдо – хинкал (галушки), по праздникам готовили гатай-кабаб (жареное рубленое мясо с фасолью и картофелем), пловы, слоеные пироги.

Авторы Гайдпарка

  • Дмитрий Иванов

    Настоящий фашизм

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Российский ФБР заинтересовался причинами смерти афроамериканца Уильяма Джаннетта

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Идея неомонархизма

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Сногшибательный лозунг

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка

    Читать полностью

  • Анатолий Ключников

    Преемственность поколений

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Для чего Вашингтону нужна Япония?

    Читать полностью

  • наталья гончарова

    Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самозванцы

    Читать полностью

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

Внешность

Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.

Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.

Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.

Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.

Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.

Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».

Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.

Жилище

Традиционное жилище — каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры. В современное время выросли благоустроенные спланированные поселки с современными домами. Многие старые селения приобретают современный вид, изменяется их структура, планировка, увеличивается удельный вес новых зданий, в том числе общественных. В домах выросло значение балконов, галерей (например, балконы с кронштейнами, особенно в Кусарском районе Азербайджанской республики). Земляной и каменный пол сменился деревянным, плоская крыша — стропильной кровлей, в планировке жилища получает развитие многофункциональность (кунацкая, столовая, спальня, детская, кабинет, кухня и т. д.). В убранстве возрастает значение современной мебели, предметов быта и обихода.

Жилище

Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни.

Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.

Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.

Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Язык

Лезгинский язык входит в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи и относится к лезгинской подгруппе. Распространен среди лезгин русский и азербайджанский. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются азербайджанской письменностью.

Лезгинский язык делится на наречия:

  1. самурское, включает ахтынский диалект и докузпаринский переходный диалект;
  2. кюринское, включает яркинский, гюнейский, курахский диалекты;
  3. кубинское.

Есть в лезгинском языке и самостоятельные говоры:

  • гилиярский
  • курушский
  • гелхенский
  • фийский

Царское правительство в 1905 году решило облегчить русификацию народа и попыталось создать лезгинскую письменность на разработанных бароном П. Усларом основах. Но эта попытка была неудачной. В 1928 году был выведен латинский алфавит для лезгинского языка, а в 1938 году создан новый алфавит на основе кириллицы.

Как проходит сватовство и помолвка

Чаще всего юношей и девушек обручают в раннем детстве, но если это происходит в сознательном возрасте, то невесту просто осыпают дорогими подарками. Главный дар – обручальное кольцо, сделанное из серебра или из золота.

Обручение представляет собой ритуал, во время которого сопровождающие жениха или его представители являются в дом родителей невесты с подарками, предназначенными для девушки и угощением для ее родителей и родственников. Предварительно стороны договаривались о сумме выкупа за невесту, собрать которую требовалось до назначенной даты.

В день обручения отец девушки (девочки) принимал у себя в доме многочисленных гостей. Это мог сам будущий жених или его отец, дядя, братья и ближайшие родственники. Заключить договор могли старшие представители рода. При положительном ответе на палец невесте надевали дорогое кольцо. С этого момента до дня свадьбы могло пройти от года до пяти и более лет.

Культура [ править ]

Старинный лесгинский ковер, восточный Кавказ, ок. 1880 г.

Материальная культура оказывает значительное влияние на Азербайджан, особенно лезгины, проживающие в Азербайджане. В народных песнях центральное место занимают лирические песни танцевального персонажа с яркими инструментальными фрагментами; Сама инструментальная музыка полна мелизматики. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространенная у народов Кавказа. Есть более спокойный мужской танец Зарб макам, а также неторопливые танцы Ахтынский чай Перизат Ханум Усейнель, Бахтавар.

Первый лезгинский театр зародился в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Лезгинский государственный музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный Лезгинский театр, расположенный в Гусаре.

Языки

Лезгинский язык относится к ветви лезгинской из семьи Northeast кавказского языка (с Aghul , рутульским языком , Цахуром , Табасараном , Budukh , Хиналугским , Jek , Khaput, Kryts и Удите ).

Лезгинский язык имеет три тесно связанных (взаимно понятных) диалекта: куринский (также называемый гуней или курах), ахти и куба. Куринский диалект является наиболее распространенным из трех, и на нем говорят на большей части лезгинских территорий в Дагестане, включая город Курах, который исторически был важнейшим культурным, политическим и экономическим центром лезгинского края в Дагестане и бывшая резиденция Куринского ханства. На ахтинском диалекте говорят в юго-восточном Дагестане. Kuba говор, наиболее отюречился из трех, широко распространен среди лезгин северного Азербайджана (названных в честь города Kuba, культурные и экономичные фокусной области).

Религии

Сегодня лезгины — это преимущественно мусульмане-сунниты , а шиитское меньшинство проживает в селе Мискинджа в Дагестане .
Основной тип поселения у лезгин — село («хур»). Что касается социальных групп, то лезгинское село разделено на кварталы. Распространен крупный территориально связанный поселок (один квартал — один тухум). В каждом селе была мечеть, сельская местность — Ким, сход жителей (мужская часть) на сельское собрание для решения важнейших вопросов общественной жизни села.

Танцы

Лезгины, танцующие лезгинку в селе Ахти, 1900 г.

Лезгинский танец, в том числе сольный мужской и парный лезгинский танец, распространен у многих народов Кавказа. В танце используются 2 изображения. Мужчина движется по образу «орла», чередуя медленный и быстрый темп. Наиболее эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он стоит на цыпочках, разводя руками в разные стороны. Женщина движется в форме «лебедя», завораживая изящной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Не удивительно, что танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: словом «Лек» ( лезгинский : лекь ) означает орел.

Генетика

Современные лезгины говорят на языках Северо-Восточного Кавказа , на которых говорили в регионе до появления индоевропейских языков . В культурном и языковом плане они тесно связаны с агулами Южного Дагестана и, несколько более отдаленно, с цахурами , рутулами и табасаранами (северными соседями лезгин). Кроме того, связаны между собой , хотя и более отдаленно, являются малочисленные Jek , Kryts , Laks , Шахдаг , Budukh и Хиналугский народы севера Азербайджана . Эти группы, вместе с лезгинами, образуют ветвь Самура коренных лезгинских народов.

Считается, что лезгины частично происходят от людей, населявших южный Дагестан в эпоху бронзы. Однако есть некоторые свидетельства ДНК значительного смешения в течение последних 4000 лет с населением Центральной Азии, о чем свидетельствуют генетические связи с популяциями по всей Европе и Азии, имеющими заметное сходство с народом бурушо в Пакистане.

География [ править ]

Лезгистан с карты Кавказа Иоганна Густава Гербера (1728 г.)

Лезгины населяют компактную территорию, которая находится на границе южного Дагестана и северного Азербайджана. Он расположен в основном в юго-восточной части Дагестана ( Ахтынский район , Докузпаринский район , Сулейман-Стальский район , Курахский район , Магарамкентский район , Хивский , Дербентский и Рутульский районы ) и прилегающей территории Северо-Восточного Азербайджана (на Кубе , Гусар , Гах , Хачмаз , Огуз , Габала ,Нухинский , Исмаиллинский районы).

Лезгинские территории делятся на две физико-географические зоны: область высоких скалистых гор и предгорья. Большая часть лезгинской территории находится в горной зоне, где некоторые вершины (например, Баба Даг) достигают высоты более 3500 метров. Здесь есть глубокие изолированные каньоны и ущелья, образованные притоками рек Самур и Гулгери Чай. В горных районах лето очень жаркое и засушливое, с постоянной угрозой засухи. В этом регионе мало деревьев, кроме тех, что растут в глубоких каньонах и у самих ручьев. В естественной флоре преобладают засухоустойчивые кустарники и сорняки. Зимы здесь часто ветреные и очень холодные. В этой зоне лезгины занимались преимущественно животноводством (в основном овцы и козы) и ремеслами.

На крайнем востоке лезгинского края, где горы сменяются узкой прибрежной равниной Каспийского моря , а на крайнем юге, в Азербайджане, находятся предгорья. В этом регионе относительно мягкая, очень сухая зима и жаркое сухое лето. Деревьев здесь тоже мало. В этом регионе животноводство и ремесло дополнялись сельским хозяйством (вдоль аллювиальных отложений у рек).

Религия лезгин это ислам, что переводится как «покорность»

Теперь рассмотрим, какая вера у лезгинов. Считается, что религия лезгин — это ислам, что с арабского языка переводится как «покорность».

Самой высшей силой у лезгинов, как и у других мусульман —  Аллах. С ним они начинают и заканчивают свой день, именно ему они во всем клянутся.

Как верят лезгины,  Аллах — это создатель вселенной и всего, что есть в мире.

У лезгин всегда была одна вера — это ислам. Их главный Бог — это аллах, которому они верят и поклоняются. Фото: img2.ntv.ru

Через своих пророков Аллах передавал людям, как жить, что делать и чего делать не надо, что хорошо, а что плохо. Пророки — это были те люди, которых выбирал сам Аллах для передачи людям важных откровений.

Последним пророком был Муххамад. Этот пророк говорил, что нужно верить в единого Бога, молиться, а также любить своих родителей, уважать старших, стремиться к знаниям, трудиться.

В их землях запрещено убивать, воровать, пить спиртные напитки, обзывать, издеваться над другими, беспокоить людей, вредить.

Священной книгой у лезгинов, как и у других мусульман — считается Коран.

Коран — это слово Аллаха. Для них — это божественное руководство для всего человечества, то есть последнее священное писание, которое было написано самим аллахом.

Мусульмане верят в единого Бога и 5 раз в день молятся. Также они держат пост — не едят, не пьют с рассвета до захода. Мусульмане раздают милостыню бедным, и совершает различные паломничества в разные города. Например, предок Хусейн в середине 19 века совершил пешком путешествие в Мекку.

[править] Расселение

Лезгины являются автохтонным народом Кавказа, традиционно проживающим на юге Дагестана, в котором являются третьим по численности народом и на севере Азербайджанской Республики, в которой лезгины по численности вторые. В Дагестане они населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский и Хивский районы, а также проживают в Рутульском и Хасавюртовском районах.

Lezgin (plemeni Asakho)

В Азербайджане лезгинское население сосредоточено в Кусарском , Кубинском, Хачмасском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах и во всех крупных городах, в особенности, в столице — городе Баку. При этом стоит отметить, что в Азербайджане численность лезгин искусственно занижается, а правительство проводит меры, направленные на ассимиляцию и постепенное заселение лезгинских народов представителями титульного азербайджанского этноса.

Еда

Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши.

Численность лезгин намного больше, чем описано в различных источниках

Какова же численность лезгин? Для этого посмотрим, как же они расселялись. Как было сказано ранее,  лезгины проживают на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане они населяют многие районы. По переписи на 2010 год лезгины составляют 13, 3% населения республики Дагестан.

13,3%
столько лезгонов проживало в Дагестане по данным на 2010 год

Эксперты Института Этнологии и Антропологии РАН и института истории археологии и антропологии ДНЦ РАН считали, что в Азербайджане число лезгин значительно выше. На тот момент их насчитывалось около 350 тысяч человек.

Они также объясняли, почему именно так происходило. Такое расхождение объяснялось обстоятельством, что многие лезгины жили в Азербайджане, а фиксировались как азербайджанцы.

Лезгины — один из больших народов, которые проживают на территории Дагестана. Их численность значительно выше, чем о ней пишут во многих источниках. Фото: welcomedagestan.ru

В 1993 году в докладе министерства юстиции США статус армян, русских и евреев было значительно больше, чем предполагалось. Считалось, что их около 800 000 человек. Тогда считалось, что лезгинский народ самый крупнейший северо-кавказский народ.

Важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал именно поток беженцев и соседнего Азербайджана. Поэтому по этим данным, мы можем судить, что их было значительно выше, чем описывалось во многих источниках.

Дела семейные

Детей было принято обручать ещё в раннем детстве. Особенно интересна традиция, согласно которой женщины, у которых ещё не было потомства, вместе направлялись в священное место и там давали обет, что, если у одной из них родится сын, а у другой дочь, в будущем они должны будут пожениться. Таким образом лезгинские семьи устанавливали родственные и дружеские связи между собой.

Раньше у лезгин, как и у многих других кавказских народов, были распространены случаи кражи невест. В случае, если совершённое было «по любви», родственники невесты не пытались вернуть девушку в семью, требовать калым также не было принято, скорее, наоборот: родители будущей жены вносили плату в благодарность за то, что их дочь взяли в новую семью.

Особенно почитались на свадьбах пожилые люди, ведь старики делились с молодожёнами бытовой мудростью, которая в будущем помогала им в семейной жизни. Некоторые семьи до сих пор соблюдают традицию осыпания мукой молодой жены, когда она впервые заходит на кухню. В знак того, что теперь она – новая хозяйка в доме, девушка кидала горсть муки в очаг.

Лезгинское общество довольно консервативно, женщинам в нём отводится весьма скромное место. Как хранительницы очага, они занимаются в основном детьми и работой по дому. Однако это вовсе не значит, что к ним относятся как к мебели.

Оскорбить женщину, а уж тем паче поднять на неё руку – значит, опозорить себя на всю общину.

В былые времена подобное поведение считалось кровным оскорблением, а обидчик становился изгоем. В наши дни в случае серьёзной семейной ссоры женщина уходит жить к родителям, а родственники её мужа добиваются примирения.

Также на женщин не распространяется кровная месть: какая бы вражда ни шла между семьями, никто не имел право причинить вред женщине и тем более убить её. Пренебрегавшие негласным правилом навлекали на себя презрение всего лезгинского общества.

Если женщина снимала платок и бросала его между дерущимися, драка прекращалась.

Также в присутствии женщины не принято крепко выражаться.

По традиции лезгинский мужчина не может присутствовать во время рождения своего ребёнка. Тот, кто первым сообщает отцу о том, что у него родился сын, получает подарок. В целом появление на свет сына считается более радостным событием, чем рождение дочери. Имя мальчику дают в честь кого-нибудь из старших родственников, обычно, уже почивших. Рождение ребёнка широко празднуется, по этому случаю готовят особенные угощения.

География [ править ]

Лезгистан с карты Кавказа Иоганна Густава Гербера (1728 г.)

Лезгины населяют компактную территорию, которая находится на границе южного Дагестана и северного Азербайджана. Он расположен в основном в юго-восточной части Дагестана ( Ахтынский район , Докузпаринский район , Сулейман-Стальский район , Курахский район , Магарамкентский район , Хивский , Дербентский и Рутульский районы ) и прилегающей территории Северо-Восточного Азербайджана (на Кубе , Гусар , Гах , Хачмаз , Огуз , Габала ,Нухинский , Исмаиллинский районы).

Лезгинские территории делятся на две физико-географические зоны: область высоких скалистых гор и предгорья. Большая часть лезгинской территории находится в горной зоне, где некоторые вершины (например, Баба Даг) достигают высоты более 3500 метров. Здесь есть глубокие изолированные каньоны и ущелья, образованные притоками рек Самур и Гулгери Чай. В горных районах лето очень жаркое и засушливое, с постоянной угрозой засухи. В этом регионе мало деревьев, кроме тех, что растут в глубоких каньонах и у самих ручьев. В естественной флоре преобладают засухоустойчивые кустарники и сорняки. Зимы здесь часто ветреные и очень холодные. В этой зоне лезгины занимались преимущественно животноводством (в основном овцы и козы) и ремеслами.

На крайнем востоке лезгинского края, где горы сменяются узкой прибрежной равниной Каспийского моря , а на крайнем юге, в Азербайджане, находятся предгорья. В этом регионе относительно мягкая, очень сухая зима и жаркое сухое лето. Деревьев здесь тоже мало. В этом регионе животноводство и ремесло дополнялись сельским хозяйством (вдоль аллювиальных отложений у рек).

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин — это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Внешность

Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.

Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.

Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.

Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.

Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.

Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».

Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.

 

Этногенез [ править ]

Лезгинские всадники

Современные лезгины говорят на языках Северо-Восточного Кавказа , на которых говорили в регионе до появления индоевропейских языков . В культурном и языковом плане они тесно связаны с агулами Южного Дагестана и, несколько более отдаленно, с цахурами , рутулами и табасаранами (северными соседями лезгин). Кроме того, связаны между собой , хотя и более отдаленно, являются малочисленными Jek , Kryts , Laks , Шахдаг , Budukh и Хиналугские народы севера Азербайджана. Эти группы, вместе с лезгинами, образуют ветвь Самура коренных лезгинских народов.

Считается, что лезгины частично происходят от людей, населявших южный Дагестан в эпоху бронзы. Однако есть некоторые свидетельства ДНК значительного смешения в течение последних 4000 лет с населением Центральной Азии, о чем свидетельствуют генетические связи с популяциями по всей Европе и Азии, имеющими заметное сходство с народом бурушо в Пакистане.

Как проходит сватовство и помолвка

Чаще всего юношей и девушек обручают в раннем детстве, но если это происходит в сознательном возрасте, то невесту просто осыпают дорогими подарками. Главный дар – обручальное кольцо, сделанное из серебра или из золота.

Обручение представляет собой ритуал, во время которого сопровождающие жениха или его представители являются в дом родителей невесты с подарками, предназначенными для девушки и угощением для ее родителей и родственников. Предварительно стороны договаривались о сумме выкупа за невесту, собрать которую требовалось до назначенной даты.

В день обручения отец девушки (девочки) принимал у себя в доме многочисленных гостей. Это мог сам будущий жених или его отец, дядя, братья и ближайшие родственники. Заключить договор могли старшие представители рода. При положительном ответе на палец невесте надевали дорогое кольцо. С этого момента до дня свадьбы могло пройти от года до пяти и более лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector