История царского села

Старомодный «взбитый крем»

Екатерина II далеко не сразу полюбила Царское село. В 1766 она жаловалась в письме: «Вот уже семь дней, как живу я на даче, в доме который покойная Императрица Елизавета заблагорассудила вызолотить вне и внутри; в нем нет ни одного удобного кресла… Нет даже возможности облокотиться на стол». Новоиспеченная императрица считала этот барочный «взбитый крем» старомодным, и приказала снять лепные украшения и заменить позолоту простой покраской.

Над интерьерами дворца при Екатерине работал шотландец Чарлз Камерон. Ему пришлось изрядно потрудиться: императрица, большая любительница античного искусства, приказала соединить старомодные барочные залы с классицистическими линиями. Именно под руководством Камерона были оформлены парадные залы — Арабесковый, Лионский и Китайский, он же создал Зеркальный, Синий и Серебряный кабинеты, Рафаэлевскую комнату и знаменитую Голубую гостиную. Правда, интерьеры северной половины дворца сгорели во время Великой Отечественной.

Характерные особенности дворца

Характерная особенность
облика Екатерининского дворца — большие,
почти на всю высоту стен, часто поставленные
окна, обрамленные фигурными барочными
наличниками с рельефной выкруткой на
лепных кронштейнах в верхней части, а
также сложнопрофилированный карниз
большого выноса. Барочному облику здания
контрастно противопоставлен классический
декор интерьеров, созданный в 1785 — 1800
годах по проекту Д. Кваренги.

В Екатерининском дворце
имеется девять помещений
, образующих
две параллельные анфилады, одновременно
связанные между собой. Восточная анфилада
включает Зеленую гостиную, Желтый зал.
Синюю гостиную; западная — Переднюю
(Вестибюль), Подогревальню, Опочивальню
(Спальню), Кабинет. К передней примыкают
Угловая (Павловская) гостиная и Проходная.

Декор парадного Желтого зала,
Зеленой и Синей гостиных, выходящих
окнами в Монплезирский сад, а также
Передней, Спальни и Кабинета отличен
благородной простотой и стройностью.
В обработке стен и потолков этих высоких,
просторных, светлых помещений, кажущихся
большими от зеркал в межоконных
простенках, искусно варьируется различная
расколеровка гладких стен, определяющая
даже название интерьеров, декоративная
роспись в манере гризайль, лепные панно
и рельефы, а также классические
архитектурные элементы — пилястры
кронштейны, сандрики, профилированные
тяги.

Важная роль в декоре интерьеров
Екатерининского дворца отведена
живописи, исполненной темперой по
штукатурке в манере гризайль. Живописными
композициями декорированы стены,
десюдепорты, но главным образом — падуги
и потолки. По своему образному строю
живопись типична для классицизма.

Интерьеры Екатерининского
корпуса обставлены художественной
мебелью, отвечающей стилистике и
функциональному назначению помещений,
а также украшены часами и другими
предметами из бронзы русской и французской
работы.

С момента постройки
Екатерининский корпус служил для
пребывания “высочайших особ”. Здесь
устраивались приемы, балы, маскарады,
карточные вечера. В 1930 году он был
превращен в музей. В годы оккупации
деревянный флигель полностью сгорел,
а каменный корпус безжалостно разрушен.
Потребовались многолетние усилия, чтобы
18 июня 1984 года была закончена первая
очередь основных реставрационных работ,
которые в настоящее время вступили в
завершающую фазу при свободном доступе
посетителей в открытые для осмотра
интерьеры.

Характерные черты русского барокко

Одной из особенностей русского
варианта стиля является полихромия
фасадов, где интенсивно окрашенные
стены служат декоративным деталям.
Стиль барокко прекрасно прижился не
только на западноевропейской, но и на
российской почве. Воспроизведенный в
дереве и камне, он сделался символом
роскоши и пышности, избыточности и
чрезмерности.

Симфония барочного изобилия
(или хотя бы отдельные ее ноты) звучит
в наших интерьерах уже три столетия.
Причем фрагменты стиля могут проявляться
на всех ступенях социальной лестницы
и на всех уровнях вкуса — и во дворцах,
и в хижинах. Так, сувенирно-расписная
хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя
гжель были, по сути, вариантами наивного
народного подражания великолепной
«дворцовости», однако дешевыми
материалами. Яркие цветы на крестьянских
платках и кофтах также запечатлели
пусть упрощенное, но непосредственное
народное понимание барокко. Итак, что
же такое русское барокко и чем оно
отличалось от, скажем, итальянского?
Во-первых, это все же отраженный свет
«далекой европейской звезды»
первоисточника, воображаемого счастья
некой прекрасной и благополучной земли.
Причем многократно переосмысленный
европейский образец изменился настолько,
что впору говорить о самобытном и вполне
самостоятельном явлении русского
барокко.

Повсюду — и в мебели, и в
украшении интерьеров — мы видим обилие
декора, текучие и в то же время динамичные
формы, пластичные линии. Не менее важна
для отечественного варианта стиля
яркость цветового пятна. Асимметричные
детали декора или конструктивных
элементов служили для передачи движения.

Русское барокко конца XVII —
начала XVIII веков — первый большой
европейский стиль, легко и органично
вписавшийся в нашу национальную традицию.
Вместе с тем это было время первого
масштабного вторжения европейской
культуры в русскую жизнь.

Режим работы Екатерининского дворца в 2020 г.

Музей временно закрыт для посетителей в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса.

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15-20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы: Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I и Буфетная. В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.

  • В зимний период (по апрель) Ежедневно, кроме вторников и последнего понедельника каждого месяца
  • Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.
  • Во время весенних, осенних и зимних школьных каникул касса работает с 12:00

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Внутреннее убранство

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея – это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учел масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зеленую столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

  • При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.
  • Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862-63 годах Парадную лестницу.

История Екатерининского дворца

В 1710 году Петр I подарил небольшую усадьбу Саари-мойс (в переводе с финского – «мыза на холме») своей жене Екатерине. Архитектор Иоганн Браунштайн построил небольшое каменное здание «о шестнадцати светлицах». Дворец в честь нее стали называть Екатерининским. Елизавета, дочь Петра и Екатерины, жила здесь после смерти родителей. Став императрицей, Елизавета Петровна решила превратить скромную усадьбу в роскошную парадную летнюю резиденцию. За 20 лет правления императрица Елизавета Петровна четыре раза в течение пятнадцати лет перестраивала дворец, каждый раз находя его недостаточно роскошным. Архитекторы Земцов, Квасов, Чевакинский постоянно переделывали и расширяли здание. Последней капитальной перестройкой руководил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, завершив ее всего за четыре года, с 1752 по 1756 гг. Величественное, богато украшенное здание лазоревого цвета поражало воображение современников. Следующая императрица, Екатерина Великая, не любившая барокко и отдававшая предпочтение античному искусству, повелела перестроить для себя южную часть дворца. Оформлением ее личных покоев занимался архитектор Чарльз Камерон в 1770-е годы. Внук императрицы Екатерины Великой Александр Первый поручил архитектору Стасову переделать несколько залов под свои личные покои в 1810-х годах. В 1860-х годах архитектор Монигетти должен был построить новую Парадную лестницу – это стало завершающей переделкой царской резиденции. История дворца едва не оборвалась в Великую Отечественную войну. Три года в Пушкине хозяйничали фашисты, оставив от некогда великолепного здания обгорелые руины. Реставраторы с блеском выполнили сложнейшую задачу в послевоенные годы, возродив Екатерининский дворец из пепла.

История

Своей красотой Екатерининский дворец обязан трём российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе. В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат

В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.

Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.

В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.

Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.

Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.

Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.

Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.

Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это всё было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.

В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.

Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».

Стоимость билетов 2021

Продажа билетов онлайн по сеансам. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы Информационного центра музея (у Лицейской арки). Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.

В осмотр включены: Парадная лестница, Первая выставочная комната, Большой зал, Антикамеры, Кавалерская столовая, Белая парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная, покои Александра I, выставка «Династия Романовых в Царском Селе».

Льготный тариф

  • Взрослые (налоговые резиденты РФ и граждане государств ЕАЭС*) – 700 руб.
  • Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС* – 350 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы – 350 руб.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 350 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты – 350 руб.
  • Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета).

* Государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Посещение объектов по льготной цене

Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу таким гражданам, как:

  • Пенсионеры Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики
  • Учащиеся
  • Курсанты военных училищ
  • Военнослужащие срочной службы
  • Студенты
  • Сотрудники государственных музеев России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.

Бесплатное посещение музея-заповедника

Право бесплатного посещения объектов Музея-заповедника предоставляется следующим категориям граждан при предъявлении соответствующего документа:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные Кавалеры ордена Славы независимо от гражданства;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной Войны (в т.ч. узники), блокадники, труженики тыла независимо от гражданства;
  • инвалиды I (право бесплатного посещения распространяется на 1 сопровождающее лицо) и II группы граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • сотрудники государственных музеев Санкт-Петербурга, члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены ИКОМ;
  • дети дошкольного возраста до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребёнка);
  • лица, не достигшие 16 лет.

Посещение Екатерининского парка для вснх категорий граждан — вход бесплатный.

Бесплатный день в ГМЗ «Царское Село»

Имеют право на бесплатное посещение объектов ГМЗ «Царское Село» один раз в месяц в следующие дни следующие категории граждан:

Во второе воскресенье каждого месяца

  • учащиеся и студенты (курсанты) образовательных организаций РФ среднего профессионального образования;
  • студенты (курсанты) образовательных организаций РФ высшего образования;
  • аспиранты; адъюнкты; ординаторы; ассистенты-стажёры;
  • многодетные семьи граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • лица, не достигшие 18 лет.

Страны и главные представители барокко

Испанское
барокко распространилось в Латинской
Америке. Наиболее популярный памятник
— собор в Сантьяго-де-Компостела. Собор
является одним из наиболее почитаемых
верующими храмов Испании.

Во Франции
стиль барокко выражен скромнее, чем в
других странах. Раньше считалось, что
здесь стиль вообще развития не получил,
и памятники барокко считались памятниками
классицизма. Сейчас к французскому
барокко причисляют Версальский дворец
вместе с регулярным парком, Люксембургский
дворец, здание Французской Академии в
Париже. Характерной чертой стиля барокко
является регулярный стиль в садово-парковом
искусстве.

В Бельгии
выдающимся памятником барокко является
ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты
барокко имеет дом Рубенса в Антверпене,
построенный по собственному проекту
художника.

В Германии
выдающимся памятником барокко является
Новый дворец в Сан-Суси и Летний дворец
там же.

Самые крупные
и знаменитые ансамбли барокко в мире:
Версаль (Франция), Петергоф (Россия),
Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия),
Шёнбрунн (Австрия). Ярким примером
Барокко является Версальский дворец
во Франции.

Chateau de Versailles — резиденция
французских монархов. С момента постройки
она была эталоном, на который ориентировались
монархи Европы, сооружая свои дворцы.
На сегодняшний день Версаль включен в
список исторического и культурного
наследия ЮНЕСКО.

Прообразом послужил охотничий
домик, который был возведен на месте
«Мраморного Двора» по велению
Людовика ХIII.

Таинственное исчезновение

В период войны Янтарная комната в Пушкине оказалась на оккупированной территории. Считается, что достопримечательность была вывезена немецкими войсками. Вообще, все ценности из Екатерининского дворца вывезли в Новосибирск после начала наступления немцев, но Янтарную комнату из-за хрупкости решили консервировать на месте.

Это только официальная версия, потому что впоследствии немецкие войска демонтировали кабинет за двое суток. Известно, что сначала панно оклеили бумагой, потом ватой и марлей, чтобы защитить от возможной взрывной волны. Немцы похитили и вывезли Янтарную комнату сразу после захвата Екатерининского дворца.

В 1942-1944 годах Янтарный кабинет хранился в одном из залов замка в Кенигсберге, который по размерам был меньше, чем зал в Царском селе. Часть янтарных панно с тех пор хранилась отдельно. В августе 1944-го в результате массированного обстрела английской авиацией в замке произошел пожар, но панели (как считается) практически не пострадали. По свидетельствам очевидцев, янтарные убранства упаковали в ящики и сложили на хранение в один из залов замка.

Ящики хранились там вплоть до штурма дворца войсками СССР. Замок заняла советская армия в начале апреля 1945-го, а через пару дней случился неожиданный пожар. Некий немецкий офицер, который участвовал в вывозе Янтарной комнаты из Екатерининского дворца незаконно увез часть убранства на родину в качестве сувенира и передал на хранение нотариусу. Этот самый нотариус впоследствии пытался мозаику продать, но немецкие власти конфисковали произведение искусства, а самого незадачливого продавца судили. Все права на янтарную панель передали городской администрации, которая затем передала драгоценность музею «Царское село».

Подлинные фрагменты Янтарной комнаты были переданы России в 2000 году министром по делам культуры ФРГ. Это янтарный комод, изготовленный берлинскими ремесленниками в 1711 году, и флорентийская мозаика. Эти вещи занимали одни из центральных мест в меблировке кабинета.

Начало переделки дворца

Елизавета Петровна, трепетно относившаяся к памяти Петра I, решила расширить и перестроить Екатерининский дворец. В 1742 году М. Г. Земцов получает соответствующее распоряжение. Но в 1743 году зодчий умирает, не успев ничего изменить. Далее над перестройкой последовательно трудились лучшие архитекторы Российской империи и мира А. В. Квасов, Дж. Трезини. По высочайшему повелению на место Трезини приглашается любимый архитектор императрицы С. И. Чевакинский. В 1748 году руководство проектом передается Ф. Б. Растрелли, выписанному из Италии. Елизавета принимает решение не о пристройке к старому зданию, а о возведении нового, грандиозного дворца. 30 июля 1756 года венценосная особа в сопровождении двора принимает готовую работу.

Это интересно

Изюминка любой экскурсии — это всевозможные интересные факты, которые уводят в сторону от скучных цифр и сухого перечисления исторических событий. У каждого дворца есть свои «зацепки», и большой Екатерининский особняк не стал исключением. Познавательно будет узнать, что:

  • Понятие сусального золота было придумано не каким-нибудь именитым архитектором или мастером или зодчим, а простым крестьянином из подмосковного села Покровского. Именно он впервые изготовил тонкие золотые листки, равные по толщине с папиросной бумагой. Звали народного умельца Семен Сусальщиков, отсюда и название его изобретения.
  • Техника покрытия сусальным золотом активно применяла при отделке наружных интерьеров и экстерьера дворца. В работу ушло более 6 пудов червонного золота или, если перевести на современный счет — порядка 100 килограммов.
  • В 1887 году Царское село стало первым городом Европы, где заработала полноценная электростанция. Причем это знаковое событие произошло на 10 лет раньше, чем в самом Петербурге. Улицы освещали 120 фонарей, а непосредственно на территории Екатерининского дворца было установлено 7 фонарных столбов. Дизайном уличных канделябров занимался итальянский архитектор Сильвио Данини.
  • Первые автогонки в России были организованы также в Царском селе. Знаменитый автопробег датирован октябрем 1898 года. При Императорском гараже была создана и активно функционировала Императорская школа шоферов, что по тем временам было очень прогрессивным новшеством.
  • Екатерининский дворец стал первооткрывателем и по части искусства. Вернее, его «обрамления». Портретный зал, в котором были выставлены парадные картины с изображениями членов императорской семьи и великих княгинь, стал первой картинной галереей в России. Работы итальянских, французских и российских художников по проекту Растрелли украшали золоченную анфиладу залов, придавая интерьеру еще более величественный и царственный вид.

Если верить статистике, то 90% туристов, приезжающих в Санкт-Петербург, обязательно берут экскурсию в Царское село. Екатерининский дворец входит в ТОП посещаемых мест Северной столицы, а также находится под охраной ЮНЕСКО. Полюбоваться на дворцовые красоты изъявляют желание более двух миллионов человек в год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector