Кносский дворец: история, фото, карта дворца
Содержание:
- Кносский дворец
- Дороги
- Что осмотреть в первую очередь
- Дворец или лабиринт?
- История
- Получение предмета
- Инженерные решения древних зодчих
- Легендарный лабиринт
- Кносский дворец – величайший памятник архитектуры
- Схватка с Минотавром
- Лабиринты древности, которые могли привести в отчаяние любого
- Кносский дворец в древнегреческой мифологии
- Древняя история Крита и мифы
Кносский дворец
Кносский дворец, прославившийся историей о лабиринте с Минотавром и нитью Ариадны, находится в 5 км от центра Ираклиона. До Кносского дворца можно добраться на городском автобусе или при желании дойти пешком. Стоимость посещения Кносского дворца составляет 15 евро, если не покупать комбинированный билет.
Кносский дворец является крупнейшим археологическим памятником
бронзового века на Крите. Первый дворец-храм в Кноссе был построен в
раннедворцовый период 2000—1700 годы до н. э.
История самого места Кносс значительно более глубокая, по
оценкам исследователей, сделанной на основе радиоуглеродного анализа, первые
поселения в Кноссе датируют временами неолита – 7000–6500 годы до н.э.
Около 1700 года до н.э. во времена своего расцвета Кносский дворец и окружающий его город имели население 100 000 человек. Территория всего дворца занимала 2 гектара земли.
Первые археологические раскопки Кносского дворца начались в 1878 году, но основной вклад в исследование Кносса внес английский археолог Артур Эванс, начавший раскопки в Кноссе в 1900 году. Он скупил земли, на которых стоял дворец, нанял специалистов и к 1905 году в целом комплекс Кносского дворца был раскопан.
Дворец был многоэтажным и имел сложный план, состоящий из сотен различных помещений, соединенных ходами и лестницами. Тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты – все это было богато украшено росписями на стенах. Параллельно с раскопками Эванс провел воссоздание части дворца в «первоначальном виде», как он это представлял себе.
Восстановленная роспись на стенах Кносского дворца
Сейчас территория Кносского дворца является музеем – это обширная территория археологических раскопок с некоторыми восстановленными фрагментами дворца. Здесь можно увидеть остатки древней системы водопровода и канализации, фрески на стенах, пифосы – керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше, используемые для хранения зерна, вина или масла. По территории музея гуляют павлины, что создает еще более очаровывающее ощущение от посещения дворца.
Архитектурный элемент в виде рогов быка в Кноссе и вид на окрестности Пифосы – керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше
Согласно греческой мифологии, лабиринт, в котором скрывался
Минотавр, находился во дворце царя Миноса, то есть в Кносском дворце. О том, где
точно в Кноссе находился лабиринт неизвестно. Существую различные мнения на
этот счет, по одному из них лабиринт располагался в окрестностях Кносского
дворца, по-другому, что под лабиринтом понимался сам Кносский дворец или что
лабиринт был непосредственно во дворце.
Павлин на руинах Кносского дворца
Дороги
Итак, протяженность Крита с запада на восток — 260 км. Вдоль всего северного побережья, редко отступая в глубь острова на несколько километров, проходит главная автомагистраль, длина которой… свыше четырехсот километров.
Северная береговая линия Крита — это горы, подступающие к самой воде. Вдоль изрезанной кромки берега идет прерывистая линия песчаных пляжей; местами скалы врезаются прямо в воду. Неширокая, но хорошего качества дорога проложена по горам. Она то отступает от моря, чтобы обогнуть отель или еще не застроенную плоскую прибрежную низину, то нависает над водой. Встречаются и относительно прямые участки, но местами машинам приходится трижды проехать взад и вперед по одному склону, повторяя изгибы дорожного серпантина, чтобы двигаться дальше. При этом автомобиль, двигающийся по трассе, совершает броски не только вправо-влево и взад-вперед, но и вверх-вниз. Перепады высот настолько резки, что на скромной скорости в 60-70 км/ч закладывает уши. Вот только что до воды было рукой подать, а через минуту мы уже на высоте добрых ста метров.
Впрочем, по главной трассе можно ехать относительно спокойно. Вот дороги, уходящие в глубь острова, непривычному человеку кажутся действительно ужасными. Это самые настоящие горные серпантины, узкие, с крутыми поворотами и подъемами… А если на пути встретится деревня, то ко всем прелестям пути добавляются еще и немыслимо узкие улицы.
Впрочем, через деревни ездить приходится не часто. Обычно они расположены несколько в стороне от дороги и довольно высоко по склонам гор. Из-за весеннего таяния снегов строиться в долинах небезопасно. Кое-где на пути попадается небольшой монастырь, церковь — но тоже почти никогда у самой трассы.
Лишь водителю некогда любоваться пейзажем. Критские дороги — как южные женщины: ослепительно красивы и очень опасны. Неудивительно, что водители такси и туристических автобусов здесь — одна из самых высококвалифицированных профессий.
Что осмотреть в первую очередь
Для того чтобы собственными глазами оценить масштаб лабиринта и перенестись на несколько тысяч лет в прошлое, рекомендуем пройти по популярному туристическому маршруту — большинство экскурсий водят именно по нему. Кстати, заблудиться невозможно — все локации обозначены специальными стендами.
Начните с Центральной площади — так называется мощеное каменными плитами пространство, на котором происходили важнейшие мероприятия жизни дворцового комплекса. Отсюда отправляйтесь в Тронный зал — центральное помещение всего сооружения: трон, фрески на стенах, ритуальные чаши — словом, достаточно для того, чтобы сформировать представление о церемониальной части жизни критских правителей.
Далее углубляемся в лабиринт: Дорога Процессий и Южные Пропилеи — коридоры, которые, по всей видимости, составляли церемониальную процессию жрецов. Неудивительно, что в легенде говорилось о непроходимом лабиринте: из-за тесноты и темноты впечатления остаются, действительно, не самые радужные.
Выйдя из коридоров, осматриваем руины ярусной лестницы: предположительно она вела на следующие этажи здания — вы можете предположить, каков был их размер. Пройдя рядом и повернув по указателям, попадаем в место хранения припасов дворцового комплекса. Особенно запоминаются гигантские сосуды для хранения масла и вина — изготовленные из обожженной глины, они прекрасно сохранились в земле (их возраст составляет около 4 тысяч лет).
Заключительный этап путешествия — знакомство с бытом простых жителей комплекса: одна из восстановленных локаций демонстрирует оснащение комнаты гончарных дел мастера с черепками изделий, инструментами и рабочим столом.
Дворец или лабиринт?
Как бы то ни было, кносский дворец представляет собой уникальное сооружение, не имеющее аналогов в древнем мире. Построенный на холме, он имел такую конструкцию, что позволяла всем помещениям оставаться максимально освещенными: были предусмотрены большие окна и внутренние дворики, а кроме того, это здание было многоэтажным – достигавшим в разных частях четырех этажей. Комнаты были соединены коридорами разных размеров.
Тронный зал Кносса
Обнаруженный «тронный зал», по версии Эванса, содержал кресла для правителя Кносса и царицы, поздние же исследования позволяют предположить, что эта комната могла считаться местом явления божества – женского пола, поскольку минойская цивилизация развивалась в условиях матриархата.
Изображение лабриса на фреске из Кносса
Одним из знаков женского критского божества был лабрис, двусторонний топор – секира, символизирующий материнское начало. Его изображения встречаются на фресках Кносского дворца, найдены и сами лабрисы, порой высотой больше человеческого роста. Именно с этим словом связывают термин «лабиринт» — возможно, это название было дано зданию, где этот знак почитался как священный — дворцу Кносса.
Лабрисы из Кносского дворца
Есть версии, согласно которым Минотавр был скорее ритуальным персонажем, человек в маске быка принимал участие в неких таинствах в честь богинь критской культуры – а с течением времени на базе этих обычаев возникла легенда о чудовище.
Причины упадка и исчезновения минойской цивилизации пока окончательно не установлены – ранее считалось, что разрушение Кносского дворца и уход жителей были вызваны извержением вулкана на острове Санторин, но новейшие исследования этого не подтверждают. Как бы то ни было, начиная с XIV века до нашей эры Кносский дворец перестает быть центром минойской культуры, чтобы на ближайшие тысячелетия стать легендарным местом действия мифа о Тесее и Минотавре.
Тесей и Минотавр. Римская мозаика
История
История Кносского дворца неразрывно связана с главным городом минойской цивилизации — Кноссом. Во времена расцвета и могущества Средиземноморья эта территория стала ярким примером передовых технологий в области строительства инженерных коммуникаций: водопровода, системы освещения, канализации, вентиляции и т.д.
Минойская цивилизация на иллюстрации пользователя Pinterest Thresher 593
Современные ученые выделяют два периода существования Кносского дворца. Первый датируется с 2000 по 1700 год до н.э. После серьезное землетрясение превратило здание в руины, и минойцам понадобилось время, чтобы восстановить царскую резиденцию. В 1450 году до н.э. очередные подземные толчки и пожары полностью уничтожили образец архитектуры прославленного критского народа. Истинная причина возгорания до сих пор не известна, но постепенно все постройки на острове выгорели дотла. Так закончилась минойская эпоха.
Реконструкция Кносского дворца
Опустевшие земли заселили представители новых народов — ахейцы. К этому времени жители Средиземноморья уже владели техникой живописи, среди местных жителей появлялись неплохие архитекторы. Из оставшихся фрагментов дворца ахейцы возвели новый комплекс, который поражал масштабами — 180 метров в длину и 130 метров в ширину.
Древние ахейцы на росписи дворца Ахиллеона (Греция)
Огромное здание использовали в качестве административного центра, где собиралась знать и высшее сословие. К сожалению, обновленный дворец ждала участь предшественника — помещения вместе с тронным залом были уничтожены огнем. Скорее всего, подпалы связаны с какими-то политическими разногласиями между народом и правящей верхушкой. Последствия пожара были настолько масштабными, что толщина пепелища на земле в отдельных местах достигала 1 метра.
Картина Christos Giannopoulos «Войско ахейцев»
Архитектурное наследие предков на острове Крит впервые обнаружил британский археолог Артур Эванс в 19-м веке. Исследователя привлек необычной формы холм Кефал, визуально напоминающий очертания подземного города. Сопоставив все факты и существующие версии, Эванс приступил к раскопкам. Его труд по достоинству оценили современники, увековечив образ археолога памятной скульптурой.
Получение предмета
Способы получения
Этот предмет можно получить следующими способами:
Кол-во | Ингредиент | Общие примечания | Тип |
---|---|---|---|
4 | На произвол судьбыНа произвол судьбы4КартаУровень карты: 16Осквернено, неопознаноМногие стремятся к величию, но герои рождаются лишь в горниле неожиданных испытаний. | случайная неопознанная осквернённая карта 16 уровня | Автоматически |
4 | Бескрайние владенияБескрайние владения4КартаБескрайность — вот что отделяет начало нашего пути от повторения этого начала. | случайная карта | Автоматически |
6 | ИсследовательИсследователь6КартаОскверненоКарта полезна тому, кто знает, где сейчас находится. | случайная осквернённая карта | Автоматически |
1 | НичтоНичто1Войди в Ничто и обрети, что заслужил. | random divination card set exchange | Автоматически |
Инженерные решения древних зодчих
Сейчас Кносский дворец – самый знаменитый памятник Крита. Его изображения украшают путеводители по острову, местные открытки и сувениры. В нем сохранились потрясающие по красоте фрески, яркие и искусные, демонстрирующие не только изысканность, но и неуемную роскошь. На картинах древние мастера изображали девушек среди лилий, юношей, собиравших цветы и наполнявших ими вазы. Красота была возведена в культ. Благодаря фрескам можно даже сделать вывод о критской моде того времени. Четыре тысячелетия назад женщины носили длинные пестрые платья с завышенной талией и глубоким декольте, а также остроконечные шляпы. Волосы они стригли по моде: иногда так коротко, что их прически выглядят вполне актуальными и сегодня.
Дворец расположен на площади 2,5 гектара и имеет невероятно сложную и запутанную структуру. Он многоуровневый, изобилует массой помещений и коридоров, некоторые из которых заканчиваются тупиками или имеют кольцевую структуру: то есть в итоге выводят в те же комнаты, с которых начинался путь. Среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат легко заблудиться. Это дало повод Эвансу заявить о том, что он нашел мифологический лабиринт Минотавра.
Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС
Легендарный лабиринт
К всеобщему удивлению, Минос не осудил свою жену, ведь именно он был виноват в случившемся. Но и мириться с чудовищем он не собирался.
Вновь призванные на помощь Дедал и Икар построили сложнейший Кносский лабиринт, куда в последствии был заточен человек-бык, названный Минотавром.
Лабиринт Минотавра
Зная о его кровожадности, Минос отправлял людей в лабиринт для пропитания. Как правило, это были преступники, приговоренные к смертной казни.
Но у царя Крита был и родной сын – Андрогей. Однако долгой и счастливой жизни у юноши не сложилось, он был убит афинянами.
Желая отомстить за смерть наследника, Минос требовал ежегодной платы от афинян: семь девушек и семь юношей, которые отправлялись в лабиринт на съедение Минотавру.
Смельчак по имени Тесей
Несколько раз афинские юноши и девушки бесследно пропадали в лабиринте с ужасным монстром. И только Тесей, прибывший в очередной партии, смог победить Минотавра. Но как ему это удалось?
Ариадна, единоутробная сестра человека-быка, влюбилась в Тесея. Она понимала, что если не предпримет ничего для спасения молодого красавца, он будет обречен на смерть.
Способ спасения все же нашелся. Перед тем, как Тесей отправился в лабиринт, Ариадна подарила ему клубок нитей.
Умный парень догадался привязать один конец около входа. Более того, клубок был волшебным: коснувшись земли, он покатился сам собой, а Тесей следовал за ним, как за опытным проводником.
Клубок привел его в логово Минотавра, где тот мирно спал.
Как именно победил Тесей чудовище, не знает никто. Но существует несколько версий произошедшего.
- Первый источник утверждает, что Тесей убил Минотавра ударом кулака.
- Другие уверены, что он воспользовался мечом своего отца, Эгея.
- А третьи считают, что Минотавр был задушен.
Как бы там ни было, монстр был повержен. А волшебный клубок находчивой Ариадны помог Тесею и оставшимся в живых пленникам выбраться из лабиринта.
Царь Эгей
К сожалению, мифы с участием богов редко заканчиваются счастливым финалом.
Влюбленный Тесей, осознав, что не сможет жить без Ариадны, похитил ее и отправился к себе на родину.
В пути девушка утонула. Скорее всего, Посейдон поспособствовал этому, в качестве мести за убитого Минотавра.
Опечаленный Тесей впал в траур, забыв обо всем. Именно это послужило причиной других трагических событий.
После победы флаг на корабле необходимо было сменить на белый, чтобы народ Тесея видел приближающегося героя.
Однако гибель Ариадны не позволила ему этого сделать. Заметив черный флаг подплывающего корабля, который был символом плохих вестей, царь Эгей расценил это как весть о гибели сына, Тесея. Не вынеся потери, Эгей бросился в море, которое позднее было названо в его честь.
Рационалистическая версия легенды
Некоторые древние историки, занимавшиеся изучением мифов, описывали одну нестандартную, но очень интересную версию.
Ариадна и Тесей
В их трудах Минотавр, как чудовище с головой быка, является всего лишь аллегорией. На самом деле, он был человеком по имени Тавр.
Тавр являлся учителем Миноса, когда тот был совсем маленьким.
Легенды гласят, что Тавр был крайне жестоким человеком, а потому Минос решил учредить состязание, в ходе которого его учитель будет сражаться с присланными афинскими юношами.
Афины в то время действительно находились под властью Крита, и были обязаны платить дань людьми. Одолев 9 афинян, Тавр встретился с Тесеем, который смог одержать победу.
Образ Минотавра в культуре
Древнегреческие мифы часто ложатся в основу литературных произведений, а их колоритные персонажи являются источником вдохновения для многих авторов. Минотавр не стал исключением.
Кносский дворец-лабиринт царя Миноса Греция 1700 до н.э.
В литературе образ человека-быка можно найти:
- «Божественная комедия», Данте Алигьери
- «Дом Астерия», Хорхе Луис Борхес
- «Тезей», Мэри Рено
- «Лабиринт Минотавра», Роберт Шекли
- «Минотавр», Фридрих Дюрренматт
- «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин
Разумеется, подлинность легенды о Минотавре и Тесее не подтверждена.
К ней можно относиться и как к сказке, и как к аллегорическому рассказу, и как к поучительной истории.
Однако дворец Минотавра сохранился, хоть и в полуразрушенном виде, несмотря на почтенный возраст, равный 4 тыс. лет.
Главных героев изображали на полотнах картин, поверхностях ваз, в виде скульптур. Тесей и Ариадна, влюбленные и смелые, навсегда останутся в памяти людей, как спасители человечества от страшного чудовища с головой быка и телом человека.
https://youtube.com/watch?v=sQxRTngzGes
Кносский дворец – величайший памятник архитектуры
Можно с уверенностью сказать, что Кносский дворец, возле которого и в наши дни можно встретить многочисленные группы археологов, является одной из самых интересных достопримечательностей современной Греции . Бродящих среди руин туристов довольно часто посещает ощущение, что они столкнулись с чем-то фантастическим и необъяснимым. Быть может, оно появляется после прочтения мифа о Минотавре, а быть может, сама атмосфера, которая характерна для загадочного Крита, вводит человека в состояние, чем-то схожее с медитацией. Крит и развалины Кносского дворца довольно часто упоминаются в туристических проспектах. Не посетить это строение, которое было некогда одним из самых величественных и, по предположениям энтузиастов, являлось дворцом Атлантов – непростительная ошибка.
В наши дни, дворец – это огромное количество построек, которые расположены поблизости внутреннего двора. Особый интерес вызывает то, что все они спроектированы древними архитекторами на разных уровнях. Каждый уровень был соединен между собой внушительного размера лестницей или коридором. Некоторые помещения расположены глубоко под землей, объяснить смысл такой постройки и предназначение здания не представляется возможным. Ну чем не легендарный лабиринт Дедала? В качестве опор для этажей дворца использовались колоны. Археологи утверждают, что Кносский дворец был жилищем древнего царя, его супруги и свиты
. Кроме этого, в Кносском дворце располагался театр, в котором за боем двух разъяренных быков (!) могли наблюдать около шестисот человек.
Тронный зал
Удивительно, среди руин специалисты нашли, пожалуй, самую древнюю на нашей планете канализацию, а также, систему водоснабжения. Благодаря тому, что длительное время Кносский дворец был погребен под землей и являлся недоступным для грабителей, в нем сохранились уникальные фрески, на которых изображены мифические существа. Среди развалин были извлечены из под земли бесценные экспонаты, выполненные из золота и дорогих камней. Интересно и то, что практически на всех артефактах, найденных на территории древнего Кносса, изображен бык. Кстати, еще одно изображение, которое довольно часто встречается на стенах здания, черепках и сосудах — двойная секира. По-гречески это оружие звучит, как «лабрис». Большинство лингвистов считают, что именно от этого названия и произошло слово «лабиринт». Не это ли очередное подтверждение правдивости мифа о Минотавре?
Фрески дворца
Несмотря на многочисленные открытия, ученым до сих пор не удалось объяснить, какая религия была основной в древнем и, некогда влиятельном, городе, а Кносский дворец — это своего рода лабиринт, можно даже сказать, ребус, решить который невозможно даже в наш век технологического прогресса.
Путешественник, решивший увидеть своими глазами Кносский дворец – место, с которым связано столько легенд, мифов и тайн, должен знать, что вход на его территорию платный. Цена входного билета по меркам Евросоюза – символична, и составляет всего 6 евро. Работает дворец-музей под открытым небом с 8 утра и до 6 вечера ежедневно. В дни, которые признаны национальными праздниками Греции, попасть к Кносскому дворцу можно абсолютно бесплатно.
Кносский дворец на карте
Минотавр — чудовище с Крита, главный противник Тесея. Описывался как человек с бычьей головой, обитал в запутанном лабиринте. Убит Тесеем.
В статье:
Схватка с Минотавром
Эгей вынужден был рассказать сыну о той страшной дани, которую они ежегодно выплачивают Миносу. Однако молодой герой негативно высказался в адрес критского царя, сказав, что они сполна заплатили за преступление Паллантидов, и что он собственными руками перебил их всех. Но даже Тесей не мог противостоять армии Крита, поэтому он решил своими руками сразиться с Минотавром, о котором уже слагали легенды.
Долго Эгей отговаривал сына, но Тесей был неумолим. Когда прибыл корабль на черных парусах, Эгей дал Тесею белый флаг и сказал, чтобы тот повесил белые паруса, если он справится со своей задачей и живым вернется в Афины. Так Тесей попал на Крит. Легенда гласит, что он взял с собой еще 2 воинов, переодетых в женщин. По прибытии, Миносу понравилась одна из девушек, но Тесей вступился за нее и не отдал ее на изнасилование Миносу. Более того, он представился и сам, сказав, что он принц Афин и сын Посейдона, и что он не боится Миноса.
Однако правитель Крита лишь высмеял дерзкого юношу. Со смехом на устах он снял один из перстней и бросил его в воду, сказав, что если Тесей действительно сын Посейдона, то владыка морей вернет ему это кольцо. Тесей и афиняне недолго ждали. Вдруг из воды вынырнул дельфин, который перелетел корабль и бросил к ногам Тесея кольцо Миноса. Смех вокруг резко умолк.
Однако это не изменило ни отношения Миноса к Тесею, ни дальнейшей судьбы молодого героя. Но Тесей заметил, что Миноса сопровождает красивая девушка, которая во время встречи не проронила ни слова, но все время «буравила» его своим взглядом. Это была Ариадна – единоутробная сестра Минотавра, которой повезло родиться человеком. В ночь, перед походом в лабиринт, она пришла к Тесею и пообещала ему помочь, если тот согласится жениться на ней.
Тесей пообещал Ариадне жениться на ней и даже провел с ней ночь. Ариадна действительно помогла герою. Она дала ему в руки волшебный клубок ниток, сказав, что он должен привязать один конец ко входу, пройти в центр лабиринта, победить Минотавра, а затем смотать клубок обратно и вернуться ко входу. Тесей последовал ее совету. Более того, Ариадна проводила его к лабиринту под покровом ночи, и Тесей взял с собой меч, чего не дозволялось делать пленникам.
Лабиринты древности, которые могли привести в отчаяние любого
4 октября 2021 г. 14:43:00
Лабиринт Минотавра.
В древности считалось, что человек, вошедший в лабиринт, теряет волю, ориентацию и вообще может забрести в иной мир. Раньше в лабиринты часто отправляли провинившихся или неугодных людей. Из-за запутанных ходов человек тут же подвергался панике, которая нередко приводила его к безумию. Для более действенного устрашения, в лабиринтах разбрасывались кости, а на стенах рисовались изображения демонов.
Считается, что самый древний египетский лабиринт, построенный в 2300 году до н. э., располагался у озера Биркет-Карун в окрестностях Каира. Это было огромное здание площадью 70 тысяч квадратных метров, обнесенное стеной. Внутри него располагалось 1,5 тысячи наземных помещений и такое же количество – под землей (там были гробницы фараонов и крокодилов). Перед входом в лабиринт висела табличка с надписью: «Безумие или смерть — вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие».
Стоит ли говорить, что просто так перемещаться по сложной системе запутанных коридоров без риска остаться в них навсегда, было очень опасно. Только во время праздника прославления Себека (бога с головой крокодила) в лабиринт входили жрецы, приносившие ему жертвы.
Самым известным считается лабиринт на острове Крит. Его еще называют лабиринтом Минотавра. Легендарный скульптор Дедал стал автором этого творения. В 1380 году до н. э. лабиринт был разрушен.
В 1900 году английский археолог Артур Эванс, среди прочих находок, обнаружил в Оксфордском музее иероглифическое письмо, в котором говорилось о лабиринте. Археолог отправился на остров Крит и принялся за раскопки. Артуру Эвансу понадобилось 30 лет, чтобы справится с лабиринтом. Площадь Кносского лабиринта составила 22 тысячи квадратных метров. Высота над землей этого сооружения составляла не менее 5-6 этажей.
Согласно мифам, внутри лабиринта жил Минотавр – существо с телом человека и головой быка. Единственным косвенным подтверждением этой легенды стала фреска с изображением Минотавра в одном из залов. Там же археолог отыскал множество человеческих костей.
В Древнем Китае лабиринты можно было обнаружить при входе чуть ли не в каждый город и дом. Жители Поднебесной верили, что нечистая сила могла летать только по прямой, поэтому извилистый вход будет ей не по зубам.
На побережье Балтийского моря в Скандинавии можно отыскать более 600 лабиринтов, выложенных из камней. Они не такие запутанные, как лабиринты в Греции или Египте, но проходя по ним, местные рыбаки верили в удачный улов в предстоящей рыбалке.
На территории России также можно отыскать лабиринты. На Соловецких островах находятся так называемые «места силы». Внутри них не растет ничего, кроме мхов, а все высаженные деревья тут же погибают. Животные никогда не забредают на территорию лабиринтов.
Европейцы, начиная примерно c XV века, «переместили» лабиринты в христианскую плоскость. Они стали изображаться на напольной плитке католических храмов, символизируя собой извилистый путь наказания, которое должен был пройти на коленях раскаявшийся грешник.
К XVII веку запутанность лабиринта частично теряет свою сакральность и приобретает более развлекательный характер. В королевских парках начинают сажать растения таким образом, чтобы живая изгородь превращалась в лабиринт. Монархи забавлялись, наблюдая за тем, как их придворные бегают туда-сюда в поисках выхода.
Это они «Чародеев» ещё не смотрели…
Там целый Фарада потерялся…
Кносский дворец в древнегреческой мифологии
Кносский дворец неразрывно связан с одним из самых популярных древнегреческих мифов, в котором повествуется о гигантском кровожадном человеке-быке – Минотавре
. Это чудовище, которое раз в девять лет пожирало семь прекрасных девушек и юношей, обитало в огромном лабиринте. Справедливости ради стоит отметить, что этот миф появился тогда, когда развалины Кносского дворца уже были погребены под слоем земли. Тесей, правивший Афинами, смог убить в ожесточенной схватке Минотавра, и с тех пор жители близлежащих островов и городов перестали присылать на Крит своих юных жителей.
Найти путь из лабиринта, который предположительно находился возле Кносского дворца (или непосредственно под ним), помогла Тесею знаменитая нить Ариадны. Из каких источников древним грекам, передававшим из поколения в поколение миф о Тесее, Минотавре и Ариадне, было известно о существовании Кносского дворца и минойской цивилизации, до сих пор остается загадкой. Перед раскопками Артур Эванс полагался исключительно на достоверность этого мифа и, как показало время, он оказался абсолютно прав, а может, в мифе о чудовище есть доля истины….
Зал царицы
Древняя история Крита и мифы
История острова Крит началась еще до рождения древнегреческих мифов, хотя именно в связи с ними он сейчас более всего славится. Миф о Минотавре и нити Ариадны широко известен во всем мире.
Согласно мифу, Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка — жил в критском лабиринте и был убит героем Тесеем. Единоутробная сестра Минотавра Ариадна дала своему возлюбленному Тесею клубок ниток, с помощью которого он сумел выбраться из лабиринта.
В древности Крит был центром минойской цивилизации,
процветавшей на острове приблизительно с 2700 по 1400 годы до н. э. и
считающейся древнейшей в Европе. Основными очагами культуры минойской
цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические
комплексы.
Сейчас на Крите можно увидеть раскопки нескольких дворцов
минойской культуры, самым известным и посещаемым из них является Кносский
дворец, находящийся на окраине Ираклиона. Кносский дворец был одним из культурных
и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э.
Восстановленный археологами фрагмент Кносского дворца
Минойская культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, в котором жил Минотавр, и мужа матери Минотавра – царицы Пасифаи, которая, согласно мифу, прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё инженером Дедалом.
Ни один из дворцов минойской цивилизации не имел защитных укреплений,
очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы
строили во дворцах многоэтажные здания с водопроводом и канализацией,
вентиляцией и отоплением, пользовались ваннами и бассейнами.
О религии минойцев известно не много. Храмы в религиозной
традиции минойцев отсутствовали, религиозные обряды совершались на природе или
во дворце. Судя по находкам археологов, минойцы почитали мужскую и женскую силы.
Они олицетворяли мужскую силу в образе быка, а женскую рождающую силу в образе
Великой богини-матери.
Критская богиня-мать в различные периоды истории изображалась по-разному. В музее археологии Крита в Ираклионе можно увидеть множество различных статуэток критской богини-матери.
Критские статуэтки богинь с поднятыми руками и символами земли и неба в виде змей и птиц на голове, 1350-1250 год до н.э., музей археологии Крита
Самым известным её изображением является Богиня со змеями – это 2 женских статуэтки, которые были найдены в Кносском дворце и датированы 1600 годом до н.э. На этих статуэтках богиня в обтягивающем лифе, который оставляет грудь обнаженной, в юбке с длинными воланами, с раскинутыми в стороны руками, в которых она держит змей. Змеи обычно являются символами земли, их ассоциируют с обновлением жизни.
Богини со змеями были истолкованы как предшественницы греческой
богини Афины, которая также была связана со змеями.
2 статуэтки Богини со змеями из музея археологии Крита, у статуэтки слева змеи обвивают руки, у правой статуэтки змеи в руках
В начале I тысячелетия до н. э Крит был завоеван древнегреческими
племенами, но критская минойская культура от этого не пришла в упадок, а
получила новый этап в своем развитии, который историки называют смешанная
микенская культура. Влияние микенской культуры распространилось на материковую
Грецию, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.
В эпоху классической античности – с IV века до н. э. по II
век н. э — древнегреческая мифология особенно выделила остров Крит, признав его
родиной отца всех богов и людей — Зевса.
Отец Зевса титан Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его жене Рее удалось спасти самого младшего сына — Зевса. По критскому варианту мифа, она обманула супруга и втайне родила Зевса на Крите в пещере в горе Дикта. Зевс рос в Диктийских горах, нимфы выкормили его диким мёдом и козьим молоком.
Диктейская пещера, или как ее называют – пещера Зевса, является сейчас одной из популярных достопримечательностей Крита. В результате археологических раскопок в Диктейской пещере были найдены античные алтари, множество статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили непрерывно около 2000 лет. От Ираклиона до Диктейской пещеры около 60 км, туристические агентства организуют сюда экскурсии.