Кносский дворец архитектура

Восставший из пепла

Кносский дворец находился на холме. Все-таки его не зря сравнивали с лабиринтом — здание было построено довольно хаотично, так что незнакомые с планом посетители часто подолгу в нем блуждали. В плане он был прямоугольным, но сами помещения беспорядочно располагались вокруг четырехугольного двора. Строился дворец дважды. Первый вариант дворца, по преданию, построил царь Минос, а архитектором его был Дедал. Первую постройку относят примерно к 2 тысячелетию до н. э. Около 1700 года до н. э. дворец был разрушен землетрясением. Спустя некоторое время его восстановили. «Новодворцовый период» считается временем расцвета минойской цивилизации.

Сосуды. (Pinterest)

Между 1648 и 1500 г до н. э. на остров обрушилось сильное цунами из-за извержения вулкана на острове Санторин. Город был разрушен. На протяжении нескольких десятилетий он был покрыт слоем пепла. В 1450 Кносский дворец погиб от пожара. Интересно, что при раскопках в городе не были обнаружены останки людей или животных. Вероятно, жители Кносса были предупреждены об извержении и надвигающемся землетрясении и вовремя покинули город, расселившись на побережье.

Гибель Кносса

Могущество и влияние Кносса в период расцвета распространялось на все Средиземноморье. Дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом 4000 лет назад, разрушил мощнейший цунами. Второй дворец, построенный по плану первого ахейцами в 1700-1450 годы до н.э., жители забросили через 100 лет.

Извержение вулкана Санторин, произошедшее в 1500 году до н.э. на соседнем острове Тира, разрушило города на Крите. Извержение было такой силы, что вулкан развалился, и его конус исчез с лица земли.
Кносский дворец, несмотря на это, разрушил не вулкан, а последовавшее за ним цунами, которое смело все на своем пути. Люди, заранее предупрежденные, покинули опасное место: при раскопках дворца останков людей или животных не обнаружено.

Реставрационные работы

На территории дворцового комплекса профессиональные раскопки вёл известный британский археолог Артур Эванс. В ходе работ экспедиция обнаружила немало фресок в самых разных частях дворца. Изображения сохранились фрагментарно, однако Эванс провел большие реставрационные работы.

Под руководством Эванса над реставрацией минойских фресок работали опытные швейцарские художники, отец с сыном. У них были одинаковые имена  — Эмиль Жиллерон (Émile Gilliéron). Вот почему художников впоследствии стали называть Эмиль Жиллерон Старший и Эмиль Жиллерон Младший. 

В Археологическом музее Ираклиона можно увидеть копии фресок Кносского дворца. На верхнем фрагменте — собрание людей на открытом пространстве дворца, возможно, на Центральном дворе. На нижней фреске — танец в священной роще Кносса. Мы с вами уже знаем, что фигуры белого цвета изображают женщин.  

Если вы не связаны напрямую с реставрацией изображений, то наверняка у вас возникает закономерный вопрос: каким образом специалистам удается понять сам сюжет фрески? Здесь подключаются и хорошее знание истории, и воображение, и наметанный глаз профессионального художника.

Взгляните на нижний ряд. Если бы в вашем распоряжении были лишь фрагменты, смогли бы вы дорисовать недостающие части? 

Экспонат из музея наглядно демонстрирует, каким образом реставраторы восстанавливают целые композиции по отдельным фрагментам.  

Вот ещё одна отреставрированная фреска, с куропатками и удодом. Она украшала комнату для гостей в Западном крыле Кносского дворца.  

В этом очерке представлены далеко не все фрески Кносса. Если вы интересуетесь более подробно этим вопросом, то без труда найдете информацию и о «Дамах в голубом», и о знаменитой «Парижанке».  

Разумеется, фрески это не единственная достопримечательность Кносского дворца. В одном из следующих очерков я расскажу о постройках и самых интересных местах этого уникального комплекса.   

Татьяна Трунова, сентябрь 2020

Другие достопримечательности Крита 

  • Археологический музей в Ираклионе — очерк об одном из самых известных археологических музеев мира 
  • Монастырь Палиани — очерк об одном из древнейших монастырей Крита  

Что ещё можно почитать о фресках

Фрески Феофана Грека — в очерке о храме Спаса Преображения на Ильине в Великом Новгороде

Лабиринт минотавра: вымысел и правда

Возникновение легенды о Минотавре имеет историческую основу. На Крите издревле почитался культ быка. Считалось, что он правил подземным царством и в гневе сотрясал земную твердь, приводя ее в колебание. Именно так островитяне объясняли частные землетрясения.

Кносский дворец — Северный вход (Nelo Hotsuma)

Остров Крит, имеющий вулканическое происхождение постоянно подвергался земным толчкам. В пользу этой версии говорят и многочисленные находки керамики, изображения на стенах и фресках, где главным героем является бык. Чтобы умилостивить гнев подземного бога, критяне приносили ему человеческие жертвы. Так имеется информация о существовании в древне критском культовом ритуале – танце с быками.

В данном священнодействии участвовали таврополы – девушки и юноши, прошедшие специальное обучение. Вся их жизнь посвящалась овладению священным танцем, чтобы потом в возрасте 14 – 15 лет быть принесенными в жертву подземному богу во время кровавого «веселья» с быками.

В то же время критяне отождествляли лабиринт с жизненным путем – здесь есть начало и конец, свои дороги, выбор направления и тупики. Ко всему прочему лабиринт был символом борьбы светлых сил с темными началами.

Таким образом, лабиринт был овеян своеобразным сакральным смыслом. Неслучайно критские строители обустраивали все храмы по подобию лабиринта.

Как добраться до дворца?

Кносский дворец расположен в центральной части Крита — примерно в 7 км от международного аэропорта «Никос Казандзакис» и в 5,5 км от города Ираклион.

Адрес: Φειδίου 8, Iraklio 714 09, Греция

Как доехать:

На общественном транспорте

От порта города Ираклион с автостанции KTEL до Кносса курсирует рейсовый автобус. Расписание его можно узнать здесь. Там же вы увидите карту и остановки, где можно подсесть в транспорт, если вы едете не с конечной станции.

На арендованном авто

С прокатными конторами Крита вы столкнётесь сразу по прибытии на остров, независимо от того, будет это аэропорт, автовокзал или порт. Так что, просто копируете в навигатор адрес и смело двигаетесь в направление Кносса.

В рамках экскурсии с гидом

Самый простой и полезный вариант — отправиться на экскурсию во дворец Миноса. Транспорт забирает вас прямо от отеля или апартаментов. И вы с гидом отправляетесь в путешествие по Кносскому дворцу, заглядывая в каждый уголок Минойской цивилизации.

Кносс настоящий

Из преданий о Кносском дворце можно узнать и о важных моментах мифической истории Греции. Выдумки переплетаются с реальными событиями и персонажами, последовательность повествования похожа порой на лабиринт, из которого подчас не спасает ни одна нить Ариадны. Хотя остров Крит и Кносс наполнены множеством мифов, эти места также хранят память об удивительном историческом прошлом.

Так, во всех перечисленных мифах поражают постоянные упоминания о быках. Это и Зевс в виде белого быка, и «увлечение» Пасифаи, и сам Минотавр, в конце концов. Скорее всего, это отсылает нас к далекому архетипу минойцев, поклонявшихся этому животному. Еще одно упоминание о быке — статуи в виде рогов, стоявшие по периметру Кносского дворца. Конечно, они строились и в сакральных целях, хотя многим могли внушать мысль: «Вот она истинная обитель Минотавра!»

Каменные рога в Кносском дворце

Мифы способны поведать множество интересных фактов, и многое из рассказанного в них можно увидеть, гуляя по руинам Кносского дворца. Впрочем, о самих жителях и об их мировоззрении больше расскажут фрески — картины, сохранившиеся на стенах дворца.

Что обязательно посмотреть

Как и любая историческая достопримечательность древнего периода, Кносский дворец — объект на любителя. Ценители истории будут в восторге: некоторые залы комплекса восстановлены практически целиком. Напротив, те, кто к подобным вещам равнодушен, могут найти пребывание здесь довольно заурядным. Однако и тем и другим обязательно нужно взглянуть на следующее.

  • Тронный зал. Очень популярен у туристов, поскольку восстановлен тщательнее других помещений. В целом он дает представление о том, как протекала нелегкая жизнь правителя — здесь находится каменный трон, большая ритуальная чаша, а стены украшены разнообразными фресками с сюжетами игр, животными и сценами из жизни дворца. Очень интересно расположены колонны — гиды утверждают, что на них лежала функция перераспределения воздушных потоков: окон во дворце не было, и свежий воздух поступал только сверху.
  • Хранилище. Здесь можно собственными глазами увидеть огромные пифосы — глиняные сосуды, в которых запечатывали на хранение зерно, масло и вино. Размеры, действительно, впечатляют, а еще больше возраст: согласно карте-программке, им около 4 тыс. лет.
  • Дорога Процессий и Южные Пропилеи. Называется так по сюжету расположенной на стене фрески — очевидно, на ней происходит приношение даров божеству. Пройти ритуальной дорогой в царской резиденции — такой шанс выпадает не каждому! После коридора вы попадаете на главный уровень — по всей видимости, использовавшийся для хранения провианта.
  • Парадная лестница. Впечатляющие размеры ступеней дают представление о том, какой высоты должны были быть ярусы легендарного сооружения — она охватывает аж 4 этажа.
  • «Офис ремесленника», как шутливо называют его гиды. Здесь можно увидеть изделия и инструменты, которыми пользовались микенские гончары: при раскопках были найдены специальные ступы для замешивания.
  • Центральная площадь. Большое открытое пространство с уложенными плитами, на котором, как предполагается, происходили важнейшие события Кносса. Отсюда можно попасть к любому из восстановленных помещений — но не забудьте головной убор: тени никакой нет, а солнце в зените весьма опасно.

Архитектура и особенности строения

В середине дворца довольно обширный двор. Вокруг него, на первый взгляд, совершенно беспорядочно разбросаны, прилеплены, втиснуты разнообразные помещения: залы, лестницы, галереи, колоннады, переходы. Стены многих помещений изящно декорированы: фрески изображают юношей, занимающихся спортом, и девушек, прыгающих через быка.

Все фигуры на фресках изображены очень искусно, с большим количеством деталей. Изображения эти складываются в приятный глазу ритм.

Западная часть дворца предназначалась для церемоний, три каменных колодца использовались для ритуалов. В тронном зале, где могли разместиться до шестнадцати человек, пришедших на аудиенцию, перед входом стоит большая порфировая чаша.

Лабиринт Минотавра

Нередко именно Кносский дворец считают тем самым лабиринтом, в котором обитало страшное существо с телом человека и головой быка, пожиравшее людей и наводившее страх на греков. Выбраться из ловушки считалось невозможным. Согласно мифу, когда Тесей отправился в лабиринт искать чудовище, дочь царя Ариадна дала герою волшебный клубок. Убив Минотавра, Тесей смог выбраться на свободу, найдя путь по той нитке, которой отмечал свой путь по дороге.

Существовали ли на самом деле этот лабиринт? Дворец и в самом деле огромен, планировка его невероятно запутанна, а на стенах часто встречается знак лабиринта — лаброс. Видимо, именно поэтому возникла такая гипотеза.

Кносский дворец

Расположен Кносский дворец в нескольких километрах от моря среди холмов, поросших соснами, кипарисами, оливами и виноградом. Вдалеке видны горы.

Критская природа замечательно гармонирует с древними развалинами. Включив воображение, можно представить, как к дворцу со всех сторон спешили люди, дабы принести ему свои дары. С севера, от моря шли торговцы с товарами из далёких стран и рыбаки с уловом, с гор спускались пастухи, ведя коз и овец, из окрестных деревень крестьяне несли плоды земли: оливки, виноград, злаки и овощи. А из  великого города, столицы богатой морской державы, во все концы света отправлялись купцы и чиновники…

Таким, в представлении исследователей, был Кносский дворец

Дворец, имевший более тысячи помещений, при всей сложности и хаотичности, хорошо структурирован. Входы в него ведут строго с севера, юг, запада и востока, а в середине  расположен центральный двор (как и в остальных критских дворцах). Стены сложены из гладко отёсанных каменных блоков.

Частично сохранилась раскрашенная штукатурка, которой был облицован дворец.

Необычной, расширяющейся кверху формы колонны были и красные, и чёрные, и белые.

Деревянные антисейсмичные перекрытия, понятное дело, не сохранились, и Эванс восстановил их из железобетона, стилизовав под дерево.

При строительстве сооружений Кносского дворца были впервые в истории человечества  созданы (во всяком случае, более ранние не известны)  многоэтажные (до 5 этажей) постройки.

Этажи соединяли широкие лестницы, по которым и сейчас удобно подниматься.

Во дворце имелись центральное отопление, канализация и водопровод. Керамические трубы хорошо сохранились.

Была решена проблема освещения помещений при отсутствии оконного стекла – были использованы световые колодцы и коридоры.

Дворец включал парадные залы, жилые помещения, мастерские и склады. Так, Эвансом был обнаружен роскошный стул, который он идентифицировал как трон.

В этом же помещении был обнаружен небольшой бассейн, предположительно для омовений. Вдоль стен тянутся скамьи, а сами стены разрисованы ни на что не похожими загадочными грифонами. Был ли это действительно тронный зал, как предполагал Эванс, или это помещение использовалось для религиозных ритуалов, или там заседал какой-то совет – нам остаётся только гадать.

Был в древнем Кноссе свой театр. Во всяком случае, так это сооружение назвал Эванс.

Стены дворца украшали великолепные фрески и раскрашенные барельефы. Они сохранились лишь частично, но их замечательно восстановили под руководством Эванса швейцарские художники, отец и сын Эмиль Жилерон-старший и Эмиль Жилерон-младший и Пит де Йонг. Стиль этих изображений самобытный. И хотя отдельные детали напоминают этрусские, египетские или ближневосточные произведения, но в целом минойские творения ни с чем не перепутаешь. Они, на мой взгляд, оставляют самое большое впечатление от Кносского дворца.

И напоследок — несколько видов Кносского дворца

Кроме дворца в Кноссе, на Крите есть ещё дворцы в Фесте, Малее и Закросе, относящиеся к той же эпохе. В этих археологических зонах обнаружено много интереснейших артефактов минойской культуры. Они даже более аутентичны, поскольку там не проводились реставрационные работы. По этой же причине они не так раскручены. В следующий свой приезд на Крит постараюсь побывать и в этих дворцах.

Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Кносс, «дышащий» преданьями

Память о Кноссе хранят предания и легенды, где много надуманного и запутанного, но порой в них отражаются исторические факты. Кносский дворец «дышит» преданиями.

Зевс и Европа

Легенда утверждает, что владыка олимпийских богов Зевс родился и вырос на Крите. В обличье белого быка повелитель украл Европу, которая играла с подругами на берегу моря, и увез на спине на свой остров.

Здесь он принял вид прекрасного юноши и овладел Европой: у них родилось трое сыновей, младший, по имени Минос, основал Кносс.

Зодчий Дедал с сыном Икаром украсили город. Царь приютил мастера на острове и пользовался его искусством. Дедал вылепил статуи Миноса и его дочерей. Для жены Миноса, Пасифии, изготовил деревянную корову на колесах, обшил свежесодранной шкурой и выставил на луг.

Наказание Миноса

Повелитель богов Зевс и бог морей Посейдон покровительствовали Миносу, за что Посейдон попросил в жертву из стада царя самого красивого быка. Минос пожалел любимца и отдал Посейдону красавца коня.

Рассерженный бог в отместку пробудил у жены Миноса страсть к быку. Женщина втайне от мужа скрылась с предметом страсти в деревянной корове, стоящей на лугу, в результате чего родился Минотавр – человек с бычьей головой, жестокое кровожадное чудовище.

Дедал создал лабиринт, куда Минос поселил Пасифию с Минотавром. Чтобы чудовище безвылазно жило в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников. Раз в 8 лет он просил дань – 14 юношей и девушек.

Царь Минос, не желая посылать на смерть подданных с Крита, приказывал высылать в жертву чудовищу молодых людей с Афин.

Подвиг Тесея

Афинский принц Тесей решил убить чудовище. Отправившись на Крит, Тесей договорился с отцом, царем Эгеем, если победит Минотавра, то при возвращении заменит черные паруса на корабле белыми.

Оказавшись во дворце Миноса, принц очаровал дочь царя, Ариадну. Влюбленная девушка знала, что, победив Минотавра, Тесей самостоятельно не выберется из лабиринта. Ариадна подарила ему клубок, нить которого указала дорогу домой.

Отважный Миноса и вместе с Ариадной отправился на родину. Минос, обещавший дочь в жены богу Дионисию, требовал вернуть Ариадну. Тесей никого не слушал, и боги поняли, что уговоры напрасны. Тогда всемогущие наслали на Тесея проклятье: он, торопясь с невестой домой, забыл про обещание отцу.

Эгей ждал сына на скале и, увидев черные паруса приближающегося корабля, в отчаянии бросился в море. С тех пор море называют Эгейским.

Гибель Дедала и Икара

Когда Тесей вышел из лабиринта, убив Минотавра, Минос запер туда Дедала с сыном, откуда пленники сбежали. Сделав искусственные крылья, отец и сын поднялись в небо, так что царь не мог их вернуть.

Икар погиб, неосторожно приблизившись к солнцу: воск, связывающий перья крыльев, растопился, и Икар упал на землю. За сыном добровольно последовал безутешный отец

Тронный зал и другие помещения

Тронный зал – отлично сохранившееся помещение. Название оно получило из-за массивного кресла из камня. Рядом расположена ванна для омовений. Предположительно, в этой комнате правители Кносса давали аудиенции. Но комплекс славится и другими постройками. Это помещения для хозяев дворца, придворной знати и жрецов.

А другие комнаты, напротив, имели служебное назначение:

  • кладовые для хранения зерна и готовых продуктов
  • кулурес (ямы, которые использовали для хранения зерна или для складирования остатков жертвенных животных)
  • мастерская ремесленников
  • бассейн для омовений всех входящих

Комплекс имел собственную таможню: в зале проходили досмотр все посетители.

Древняя история Крита и мифы

История острова Крит началась еще до рождения древнегреческих мифов, хотя именно в связи с ними он сейчас более всего славится. Миф о Минотавре и нити Ариадны широко известен во всем мире.

Согласно мифу, Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка – жил в критском лабиринте и был убит героем Тесеем. Единоутробная сестра Минотавра Ариадна дала своему возлюбленному Тесею клубок ниток, с помощью которого он сумел выбраться из лабиринта.

В древности Крит был центром минойской цивилизации,
процветавшей на острове приблизительно с 2700 по 1400 годы до н. э. и
считающейся древнейшей в Европе. Основными очагами культуры минойской
цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические
комплексы.

Сейчас на Крите можно увидеть раскопки нескольких дворцов
минойской культуры, самым известным и посещаемым из них является Кносский
дворец
, находящийся на окраине Ираклиона. Кносский дворец был одним из культурных
и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э.

Восстановленный археологами фрагмент Кносского дворца

Минойская культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, в котором жил Минотавр, и мужа матери Минотавра – царицы Пасифаи, которая, согласно мифу, прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё инженером Дедалом.

Ни один из дворцов минойской цивилизации не имел защитных укреплений,
очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы
строили во дворцах многоэтажные здания с водопроводом и канализацией,
вентиляцией и отоплением, пользовались ваннами и бассейнами.

О религии минойцев известно не много. Храмы в религиозной
традиции минойцев отсутствовали, религиозные обряды совершались на природе или
во дворце. Судя по находкам археологов, минойцы почитали мужскую и женскую силы.
Они олицетворяли мужскую силу в образе быка, а женскую рождающую силу в образе
Великой богини-матери.

Критская богиня-мать в различные периоды истории изображалась по-разному. В музее археологии Крита в Ираклионе можно увидеть множество различных статуэток критской богини-матери.

Критские статуэтки богинь с поднятыми руками и символами земли и неба в виде змей и птиц на голове, 1350-1250 год до н.э., музей археологии Крита

Самым известным её изображением является Богиня со змеями – это 2 женских статуэтки, которые были найдены в Кносском дворце и датированы 1600 годом до н.э. На этих статуэтках богиня в обтягивающем лифе, который оставляет грудь обнаженной, в юбке с длинными воланами, с раскинутыми в стороны руками, в которых она держит змей. Змеи обычно являются символами земли, их ассоциируют с обновлением жизни.

Богини со змеями были истолкованы как предшественницы греческой
богини Афины, которая также была связана со змеями.

2 статуэтки Богини со змеями из музея археологии Крита, у статуэтки слева змеи обвивают руки, у правой статуэтки змеи в руках

В начале I тысячелетия до н. э Крит был завоеван древнегреческими
племенами, но критская минойская культура от этого не пришла в упадок, а
получила новый этап в своем развитии, который историки называют смешанная
микенская культура. Влияние микенской культуры распространилось на материковую
Грецию, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.

В эпоху классической античности – с IV века до н. э. по II
век н. э – древнегреческая мифология особенно выделила остров Крит, признав его
родиной отца всех богов и людей — Зевса.

Отец Зевса титан Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его жене Рее удалось спасти самого младшего сына — Зевса. По критскому варианту мифа, она обманула супруга и втайне родила Зевса на Крите в пещере в горе Дикта. Зевс рос в Диктийских горах, нимфы выкормили его диким мёдом и козьим молоком.

Диктейская пещера, или как ее называют – пещера Зевса, является сейчас одной из популярных достопримечательностей Крита. В результате археологических раскопок в Диктейской пещере были найдены античные алтари, множество статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили непрерывно около 2000 лет. От Ираклиона до Диктейской пещеры около 60 км, туристические агентства организуют сюда экскурсии.

Как добраться?

Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.

Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:

  • 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
  • 9:00-15:00 (ноябрь-март).

В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.

Что случилось с храмом Кносса

Но почему знаменитый дворец называется Кносским? Потому что он был построен в Кноссе — главном городе острова Крит в эпоху Минойской цивилизации. На самом деле дворца было два, и до наших дней сохранился второй, возведенный в новодворцовом периоде. Первый же был разрушен вследствие страшного землетрясения, произошедшего на стыке XVIII-XVII вв. до нашей эры.

Время строительства первого храма относится к раннедворцовому периоду. Еще раньше на его месте были постройки неолита. В общей сложности Кносский дворец простоял более 5-ти веков. В период с XVII по XVI вв. до н.э. произошла череда землетрясений и цунами, вызванные извержением вулкана на острове Санторин. Дворец был сильно разрушен, но окончательно его стерли с лица земли пожары, причина которых осталась для ученых не ясна. Далее во дворце более никто не проживал. К такому выводу пришли археологи, потому что ими не были обнаружены ни скелеты людей, ни кости животных. Правда, есть предположение, что жители Кносса просто покинули остров после страшного извержения вулкана в 1450 году, или заняли его побережье.

Гибель Кносса

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

https://youtube.com/watch?v=I126vt54fnQ

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Кносский дворец в наши дни

Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст

после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений

Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.

Как попасть в Кносский дворец

Город Кносс находится в 20-ти минутах езды от Ираклиона, и туда ходит городской автобус № 2.

Остановка автобуса расположена около городского автовокзала. При выходе с автовокзала нужно повернуть направо и через 50 м будет остановка автобусов, следующих в Кносс. Если сомневаетесь, спросите у местных «Кноссос», вам махнут рукой в нужном направлении.

Остановка автобуса № 2 на схеме

Около остановки стоит киоск, в котором продаются билеты. Билет из Ираклиона до Кносса стоит 1.5 евро. Купите сразу туда и обратно. Можно купить у водителя, билет в таком случае будет стоить 2.40 евро.

Автобус делает несколько остановок  в Ираклионе. Кносский дворец —  конечная.

Народу туда едет много, так что сразу понятно, куда идти от остановки.

Для тех, кто едет до Кносса на арендованной машине, около музея есть бесплатная парковка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector