Миф о минотавре: от рождения до смерти чудовища

Лабиринт минотавра: вымысел и правда

Возникновение легенды о Минотавре имеет историческую основу. На Крите издревле почитался культ быка. Считалось, что он правил подземным царством и в гневе сотрясал земную твердь, приводя ее в колебание. Именно так островитяне объясняли частные землетрясения.

Кносский дворец — Северный вход (Nelo Hotsuma)

Остров Крит, имеющий вулканическое происхождение постоянно подвергался земным толчкам. В пользу этой версии говорят и многочисленные находки керамики, изображения на стенах и фресках, где главным героем является бык. Чтобы умилостивить гнев подземного бога, критяне приносили ему человеческие жертвы. Так имеется информация о существовании в древне критском культовом ритуале – танце с быками.

В данном священнодействии участвовали таврополы – девушки и юноши, прошедшие специальное обучение. Вся их жизнь посвящалась овладению священным танцем, чтобы потом в возрасте 14 – 15 лет быть принесенными в жертву подземному богу во время кровавого «веселья» с быками.

В то же время критяне отождествляли лабиринт с жизненным путем – здесь есть начало и конец, свои дороги, выбор направления и тупики. Ко всему прочему лабиринт был символом борьбы светлых сил с темными началами.

Таким образом, лабиринт был овеян своеобразным сакральным смыслом. Неслучайно критские строители обустраивали все храмы по подобию лабиринта.

Кносский дворец — лабиринт Минотавра

Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра: чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!

Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими… Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.

Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога «посвящения» на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита. Вспомним и знаменитую фреску «Акробаты. Игры с быком» (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали. Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.  

Запутанная дорога к Христу: Средние века

В средневековое искусство мотив лабиринта приходит с переводами античных историков. Так как описанные выше римские мозаики были в основном раскопаны археологами в XIX веке или позднее, а изучение древнегреческой вазописи и нумизматика не были в приоритете ученых того времени, в иконографии лабиринт перевоссоздается на основе текстов, а не изображений. Впечатленные античными мифами, художники средневековой Европы уже с XII века начинают рисовать Минотавра — впрочем, максимально непохожим на греческие и римские образцы.

Минотавр не во всех случаях, но часто изображался в чем-то вроде лабиринта: на фоне бесконечно вьющихся каменных арок, между антикизирующими колоннами, внутри типичной замковой залы, на фоне средневековых кирпичных ворот или же в центре кругового лабиринта. В одной из английских рукописей кносский лабиринт и вовсе напоминает средневековый бастион, ощетинившийся башнями и бойницами.

В немецкой рукописи XV века с энциклопедией немецкого богослова IX столетия Храбана Мавра «О природе вещей» в разделе про архитектуру есть глава о лабиринте. В ней рассказывается о том, как был устроен лабиринт на Крите, а затем (вслед за Плинием) перечисляются все якобы существовавшие остальные — египетский, греческий и итальянский. Глава иллюстрируется изображением мудреца, сидящего рядом с дверью в лабиринт, который символически изображен сверху, будто бы с высоты птичьего полета. Таким же изображением лабиринта на некоторых средневековых картах, например на Херефордской, отмечен сам остров Крит, а на других — библейский город Иерихон.

Лабиринты древности, которые могли привести в отчаяние любого

4 октября 2021 г. 14:43:00

Лабиринт Минотавра.

В древности считалось, что человек, вошедший в лабиринт, теряет волю, ориентацию и вообще может забрести в иной мир. Раньше в лабиринты часто отправляли провинившихся или неугодных людей. Из-за запутанных ходов человек тут же подвергался панике, которая нередко приводила его к безумию. Для более действенного устрашения, в лабиринтах разбрасывались кости, а на стенах рисовались изображения демонов.

Считается, что самый древний египетский лабиринт, построенный в 2300 году до н. э., располагался у озера Биркет-Карун в окрестностях Каира. Это было огромное здание площадью 70 тысяч квадратных метров, обнесенное стеной. Внутри него располагалось 1,5 тысячи наземных помещений и такое же количество – под землей (там были гробницы фараонов и крокодилов). Перед входом в лабиринт висела табличка с надписью: «Безумие или смерть — вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие».

Стоит ли говорить, что просто так перемещаться по сложной системе запутанных коридоров без риска остаться в них навсегда, было очень опасно. Только во время праздника прославления Себека (бога с головой крокодила) в лабиринт входили жрецы, приносившие ему жертвы.

Самым известным считается лабиринт на острове Крит. Его еще называют лабиринтом Минотавра. Легендарный скульптор Дедал стал автором этого творения. В 1380 году до н. э. лабиринт был разрушен.

В 1900 году английский археолог Артур Эванс, среди прочих находок, обнаружил в Оксфордском музее иероглифическое письмо, в котором говорилось о лабиринте. Археолог отправился на остров Крит и принялся за раскопки. Артуру Эвансу понадобилось 30 лет, чтобы справится с лабиринтом. Площадь Кносского лабиринта составила 22 тысячи квадратных метров. Высота над землей этого сооружения составляла не менее 5-6 этажей.

Согласно мифам, внутри лабиринта жил Минотавр – существо с телом человека и головой быка. Единственным косвенным подтверждением этой легенды стала фреска с изображением Минотавра в одном из залов. Там же археолог отыскал множество человеческих костей.

В Древнем Китае лабиринты можно было обнаружить при входе чуть ли не в каждый город и дом. Жители Поднебесной верили, что нечистая сила могла летать только по прямой, поэтому извилистый вход будет ей не по зубам.

На побережье Балтийского моря в Скандинавии можно отыскать более 600 лабиринтов, выложенных из камней. Они не такие запутанные, как лабиринты в Греции или Египте, но проходя по ним, местные рыбаки верили в удачный улов в предстоящей рыбалке.

На территории России также можно отыскать лабиринты. На Соловецких островах находятся так называемые «места силы». Внутри них не растет ничего, кроме мхов, а все высаженные деревья тут же погибают. Животные никогда не забредают на территорию лабиринтов.

Европейцы, начиная примерно c XV века, «переместили» лабиринты в христианскую плоскость. Они стали изображаться на напольной плитке католических храмов, символизируя собой извилистый путь наказания, которое должен был пройти на коленях раскаявшийся грешник.

К XVII веку запутанность лабиринта частично теряет свою сакральность и приобретает более развлекательный характер. В королевских парках начинают сажать растения таким образом, чтобы живая изгородь превращалась в лабиринт. Монархи забавлялись, наблюдая за тем, как их придворные бегают туда-сюда в поисках выхода.

Это они «Чародеев» ещё не смотрели…

Там целый Фарада потерялся…

Миф о лабиринте Минотавра

Чтобы раскрыть тайну и узнать, кто построил критский лабиринт для Минотавра и с какой целью, нужно рассказать о самом мифе.

Греческая достопримечательность повествует о правлении царя Миноса на острове Крит в тот период, когда необходимо было преподнести богу Посейдону священное животное — быка, в качестве жертвоприношения. Минос не захотел отдавать красивого белого быка, оставив его себе, а принес в жертву обычного быка, тем самым сильно разгневал бога. В ответ на это непослушание Посейдон придумал изощренное наказание и околдовал жену царя Пасифаю, внушив ей безумную страсть к священному белому быку. Под воздействием чар царица совершила акт прелюбодеяния с быком в изготовленной архитектором Дедалом деревянной корове, обтянутой шкурой. В последствии родила полубыка со специфическим строением, с человеческим телом и бычьей головой, которого назвали Минотавром.

Отвратительное совокупление породило страшное и свирепое чудовище. По приказу царя, чтобы скрыть позор жены, Дедалом был построен Кносский лабиринт, представляющий длинные запутанные коридоры подземелья, из стен которых невозможно было выйти. Минотавра поместили в подземный лабиринт, где он одновременно являлся заложником и охранником огромной постройки. Ходили поверья, что любому попавшему туда человеку обречено было заблудиться и остаться там навеки.

Для того чтобы прокормить Минотавра, ежегодно привозили преступников, а 7 юношей и 7 девушек поставляли каждые 7 лет. Количество «семь» с давних времен относится к магическому числу, и только таким образом можно было задобрить чудовище. Всем обреченным выкалывали глаза и запускали в лабиринт, где они бродили, не находя выхода, или были заживо съедены настигшим их чудовищем. Провинившихся перед правителем Крита за смерть сына Андрогея доставляли из Афин, правители которых не хотели войны, и подчиняясь, каждый год отправляли корабль под черным парусом.

Это интересно: во время раскопок лабиринта Миноса не обнаружены останки живых существ.

А кто же победил Минотавра в лабиринте? Героический освободитель Тесей – сын афинского царя Эгея появился в Афинах в то время, когда собирались третий раз отправлять ужасную дань царю Миносу. Он отправился на остров в качестве одного из обреченных юношей. Его целью было погубить кровожадного человека-людоеда. Юноша был решительно настроен покончить с традицией жертвоприношения, тем самым освободить людей от постоянного страха. Поклялся покончить с чудовищем, а белый парус на корабле по его возвращении будет тому свидетельством.

Тесей убил мечом в грудь спящего Минотавра в его логове. Википедия повествует о том, что выйти из лабиринта победителю и обреченным молодым людям помог клубок ниток, который дала ему дочь царя Миноса — Ариадна. Она влюбилась в молодого красивого юношу с героическим сердцем. Привязав конец нити к двери в лабиринт, Тесей опустил клубок по ходу своего движения. Наматывая нить в клубок, он легко дошел обратно до выхода.

Ликованием и смехом был наполнен остров от радости людей, которые были освобождены от страшного чудовища. Влюбленные Тесей и Ариадна решились бежать вместе в Афины, невзирая на угрозы Миноса. Но судьба была несправедлива к возлюбленным. Разгневанный Посейдон морской пучиной навсегда забрал девушку к себе во владычество.

Опечаленный гибелью любимой, Тесей забыл заменить черный флаг на белый по возвращению в Афины. Его отец Эгей, увидев издалека черный флаг, не смог вынести смерть сына и бросился вниз со скалы и погиб. С тех пор и появилось знаменитое Эгейское море. Трагическая легенда о Минотавре проникла в каждый ход лабиринта, чем и привлекательна для бесконечного потока туристов и путешественников.

Европа и Зевс

Начнём с бабушки Минотавра Европы. По данным гесиодовской «Теогонии», Европа была дочерью Океана, титана и сына Урана и Геи (Неба и Земли). Океан в древнегреческой мифологии является несколько аморфным божеством, как и в египетской мифологии похожий «бог» Нун (вода, водный) или Первозданный океан. Схожесть греческого Океана и египетского Нуна неудивительна. Люди, населявшие Грецию и Египет, всегда общались через общее море. А на пути их общения, кстати, всегда находился Крит.

Так видели мир греки (Геродот, около 450 г. до н.э.)

Итак, Уран и Гея (Небо и Земля) породили Океан, который породил Европу. Другими словами, Европа является стандартным женским божеством, которое происходит от одного из стреотеистических начал — женского начала Великой Матери, Матери-Материи, которую символизировала земля и вода — то есть является собственно материей, из которой духовное начало Отца-Творца (Неба), в данном случае Урана, творит весь мир. Европа, как и другие женские богини, является как бы ипостасью Великой Матери (Матери-Материи).

Океан и Нун поэтому и представляются аморфными божествами. Ведь воды, моря и океаны – это женские области, а не мужские. Поэтому Океан и Нун – это скорее «богословские» категории, нежели конкретные божества.

В гомеровской «Илиаде», которая была составлена около того же исторического времени, что и «Теогония», Европа числится дочерью Феникса (сына Агенора), основателя Финикии.

Таким образом мы получаем чёткую характеристику бабушки Минотавра. Она является олицетворением древнего хтонического женского начала и тесно связана с Финикией. Тогда, возможно, в лице Европы мы имеем дело с финикийской Астартой?

Примечательно, что древнегреческий писатель Лукиан Самосатский так и пишет:

Здесь, правда, отцом Европы назван Агенор. Но это не меняет дела. Агенор – это царь финикийского Тира и отец Феникса, который по Гомеру является отцом Европы.

Итак, если Европа – это олицетворение Астарты, то где же её Баал (Ваал, финикийский бог, супруг Астарты)? А он у нас перед носом! Это Зевс в образе белого быка с золотыми рогами, который собственно Европу-Астарту и умыкнул с побережья финикийского Ханаана (древнее название Палестины) и отвез на своей спине по морю на Крит.

Дело в том, что Баал изображается именно в виде быка (часто золотого, Золотой Телец – это как раз Баал) или зооморфного существа: человека с головой быка. Даже сами слова Баал, Ваал, вол, bull, бык, судя по всему, являются родственными. С незапамятных времен у людей в древности одним из образов Бога-Творца был именно бык — крупное, сильное животное с большой половой потенцией.

Путешествие Европы из Финикии на Крит на спине быка по морю – излюбленный мотив художников. Но мало кто задумывается над тем, что этот же образ содержится на древней критской фреске «игры с быком».

Известно, что финикийские обряды служения Баалу и Астарте предполагали оргиастические ритуалы самого что ни на есть разнузданного характера. Подобным ритуалом Зевс в обличье быка-Баала и Европа-Астарта и занялись по прибытии на Крит. От этого «обряда» родились дети: Минос, Радамант и Сарпедон.

Зная особенности древних оргиастических ритуалов, можно предположить, что, если у героев этого мифа были реальные исторические прототипы, то в роли Астарты-Европы выступала девушка, реально привезенная из Финикии, а быком Зевсом-Баалом выступал жрец. С помощью ритуалов бог как бы вселялся в жреца, который взаимодействовал с партнершей уже в качестве божества.

Также дети Европы и Зевса обнаружили свойство нетрадиционной половой ориентации, так как, согласно мифу, передрались из-за любви к Милету, такому же, как они, сыну бога, но уже Апполона. Нетрадиционная ориентация и извращения были характерны для служителей Астарты – мужчины в её святилищах играли роль женщин и занимались ритуальной проституцией. Дочь Милета, кстати, которая звалась Библида (созвучно одному из важнейших финикийских городов Библу), покончила с собой из-за несчастной любви к собственному брату-близнецу. Другими словами, эти «дети богов» были людьми явно ненормальными.

Европа-Астарта осталась жить на Крите и Зевс-Баал «пристроил» её к правителю острова Астерию в качестве жены. Не исключено, что жрецом, в которого вселялся Зевс был именно правитель, так как на Крите Зевса звали не иначе как Астерий (Зевс-Астерий). Согласно мифу, «своих» детей у Астерия не было, поэтому он передал правление островом по наследству сыновьям своей супруги Европы. Так Минос стал правителем Крита.

Где находится дворец и сколько стоит посещение?

Для ответа на этот вопрос нам понадобится супергерой, который явно приложил руку к большинству названий, связанных с древней Грецией. Правильно – Капитан Очевидность.

Посудите сами: минойскую цивилизацию назвали так потому, что ее основал царь Минос, Минотавра –так как в переводе это означает «Бык Миноса», Кносский дворец – потому, что он находится в Кноссе, а Кносс – это столица минойского Крита, которая была разрушена вместе с дворцом в результате извержения вулкана за 1450 лет до нашей эры.

Сам Кносс критяне впоследствии восстановили, но вот дворец оставили в руинах.

Кстати, это был уже второй Кносский дворец – первый был снесен землетрясением за 300 лет до этого.

Географически, древний Кносс находился на северо-востоке центральной области Критского острова, на берегу моря, в нескольких десятков километров от нынешней столицы острова – Ираклиона, дворец расположен в 5 км от центра города.

Добраться до него не сложно, автобусы курсируют регулярно. Их легко узнать по надписи наверху – КNOSSOS, это автобусы голубого цвета компании МINOAN LINES, отходят со станции около порта, а также от расположенного на площади Львов (Lion’s Square) фонтана. Ехать около 25 минут, стоимость проезда 1.50 евро. Билеты нужно купить заранее – туда и обратно, на конечной станции киоска нет. Интервал движения автобусов – не больше получаса.

Доехать на арендованном автомобиле тоже не составит труда – по всему пути к главной достопримечательности острова развешаны указатели, заблудиться не получится даже если очень захотеть. Непосредственно у входа в комплекс расположены три бесплатных парковки.

Дворец принимает туристов круглый год, однако есть зимнее и летнее расписание.

С мая по октябрь комплекс открыт для посетителей с 8.00 до 19.00, а в зимнее время (с ноября по март) с 9.00 до 15.00.

Вход на территорию дворца прекращается за 30 минут до закрытия. Часы его работы устанавливает министерство туризма, ежегодно публикуя расписание.

Бесплатно посетить дворец можно в первое воскресенье месяцев зимнего сезона и в международный день туризма – 27 сентября, а также в дни национальных праздников Греции.

У самого дворца обычно наблюдается интенсивное движение туристов, прибывающих в разное время и ищущих оригинальные сувениры или друг друга.

У входа есть туалеты, сувенирный магазин и кафе, где можно слегка перекусить хот-догами до или после осмотра дворца.

Цены не маленькие, апельсиновый фреш, к примеру – 4 евро, но делают качественно и порции большие.

Если вы прибыли в Кносский дворец самостоятельно, то всегда сможете присоединиться к организованной экскурсии на месте, что обойдется вам в 10 евро. Группы по 6-10 человек набираются каждые 15-20 минут. Интересно, что на территории дворца громко шумят цикады, и это мешает слышать экскурсовода.

Необходимо учитывать, что в летнее время в полдень солнце тут сильно припекает, поэтому совершить экскурсию лучше до 12 или после 16 часов, или же иметь с собой головной убор.

Тени практически нет — запаситесь водой и удобной обувью!

На осмотр всего комплекса понадобится не менее двух часов, которые, конечно же, стоит потратить, чтобы ознакомиться с легендарным архитектурным памятником минойской культуры, многие загадки которого до сих пор не раскрыты.

Лабиринт как узор

«Классический» или «критский» узор из семи блюд, известный на критских монетах (около 400–200 до н.э.), встречается в нескольких экземплярах из древности, некоторые, возможно, еще в конце каменного века или в начале бронзового века. Римские напольные мозаики обычно объединяют четыре копии классического лабиринта (или аналогичного узора), соединенные между собой вокруг центра, квадратные, как того требует среда, но все же узнаваемые. Изображение Минотавра или намек на легенду о Минотавре появляется в центре многих из этих мозаичных лабиринтов. Четырехосные средневековые узоры, возможно, произошли от римской модели, но они более разнообразны в том, как прослеживаются четыре квадранта рисунка. Минотавр или другая опасность удерживается в центре нескольких средневековых примеров. Образец Шартра (названный так в честь его появления в Шартрском соборе ) является наиболее распространенным средневековым узором; он появляется в рукописях еще в 9 веке.

Историческая справка о Миносе

В ней отражена эпоха минойской цивилизации, зародившаяся в XXX веке до н.э., длившаяся до XII века до н.э., и названная по имени царя Миноса, правителя острова Крит. Он создал могущественное государство, имеющее свою армию и флот, которое успешно развивалось, благодаря торговле медью, бронзой и керамикой.

На острове возводились прекрасные дворцы – настоящее чудо архитектуры – для богатой знати. Следы минойской цивилизации были открыты в 1900 году археологом из Англии Эвансом, который и назвал ее минойской. Позже было установлено, что процветающее критское государство сильно пострадало от вулканической катастрофы, произошедшей на соседнем острове и вызвавшей невиданное цунами, дошедшее до Крита.

Былая мощь минойцев закатилась, и, просуществовав еще меньше 3 столетий, ушла в небытие, оставив память о властолюбивом и жестоком царе и его окружении.

Что привезти из Греции – обзор лучших сувениров.

Современный взгляд на мифический лабиринт

Существует научное мнение, что в реальности им являются остатки огромного монументального сооружения Кносского дворца, расположенного в окрестностях критской столицы – Ираклиона. Он поражает своими размерами и нагромождением бесчисленных помещений, соединенных между собой причудливо изогнутыми ходами, которые и можно условно считать знаменитым лабиринтом, если отбросить несоответствие между разницей в сроках возведения дворца и существования минойской цивилизации.

Однако людям хочется верить в чудеса и считать царственные развалины гигантского сооружения древности таинственным лабиринтом. Не только этим ценен уникальный раритет: он – настоящий музей архитектуры и художественного искусства Критского государства, свидетельство высокого уровня развития общества до н.э.

Остатки стен и монументальных колонн, простоявших тысячелетия, иллюстрируют грандиозные возможности и мастерство строителей. А яркие, красочные настенные изображения грациозных гречанок с амфорами в руках просто великолепны, как и танцующие красавицы, одетые в вычурные наряды.

Огромное полотно изображает священного быка, холеного и могучего, на спину которого художник поместил акробата, чтобы сравнить силу и мощь обожествляемого животного с маленьким и слабым человеком. Но умное животное покорно ему, поэтому рядом с ним те, кому он подчиняется.

Поражает роспись одного из парадных залов Дворца необыкновенной эстетичностью оформления, изяществом линий, жизнерадостностью оттенков многочисленных узоров. Повсюду размещены изображения диковинных тотемных животных с птичьими головами. Сохранилось даже подобие трона, отлитое из неведомого материала, над которым не властно время.

Прекрасные фрески с резвящимися дельфинами выглядят необыкновенно экспрессивно, несмотря на некую схематичность изображения. Сколько рук талантливых художников трудилось в этих необъятных чертогах, сколько мастеров создавали такие чудные краски! Классические орнаменты, украшающие по периметру входы, изумляют своей современностью. Обозревая все это, начинаешь думать, как справедливо утверждение, что история движется по кругу.

Также рекомендуем отправиться на осмотр Метеоров в Греции.

Инженерные решения древних зодчих

Сейчас Кносский дворец – самый знаменитый памятник Крита. Его изображения украшают путеводители по острову, местные открытки и сувениры. В нем сохранились потрясающие по красоте фрески, яркие и искусные, демонстрирующие не только изысканность, но и неуемную роскошь. На картинах древние мастера изображали девушек среди лилий, юношей, собиравших цветы и наполнявших ими вазы. Красота была возведена в культ. Благодаря фрескам можно даже сделать вывод о критской моде того времени. Четыре тысячелетия назад женщины носили длинные пестрые платья с завышенной талией и глубоким декольте, а также остроконечные шляпы. Волосы они стригли по моде: иногда так коротко, что их прически выглядят вполне актуальными и сегодня.

Дворец расположен на площади 2,5 гектара и имеет невероятно сложную и запутанную структуру. Он многоуровневый, изобилует массой помещений и коридоров, некоторые из которых заканчиваются тупиками или имеют кольцевую структуру: то есть в итоге выводят в те же комнаты, с которых начинался путь. Среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат легко заблудиться. Это дало повод Эвансу заявить о том, что он нашел мифологический лабиринт Минотавра.

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Древняя история Крита и мифы

История острова Крит началась еще до рождения древнегреческих мифов, хотя именно в связи с ними он сейчас более всего славится. Миф о Минотавре и нити Ариадны широко известен во всем мире.

Согласно мифу, Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка – жил в критском лабиринте и был убит героем Тесеем. Единоутробная сестра Минотавра Ариадна дала своему возлюбленному Тесею клубок ниток, с помощью которого он сумел выбраться из лабиринта.

В древности Крит был центром минойской цивилизации,
процветавшей на острове приблизительно с 2700 по 1400 годы до н. э. и
считающейся древнейшей в Европе. Основными очагами культуры минойской
цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические
комплексы.

Сейчас на Крите можно увидеть раскопки нескольких дворцов
минойской культуры, самым известным и посещаемым из них является Кносский
дворец, находящийся на окраине Ираклиона. Кносский дворец был одним из культурных
и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э.

Восстановленный археологами фрагмент Кносского дворца

Минойская культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, в котором жил Минотавр, и мужа матери Минотавра – царицы Пасифаи, которая, согласно мифу, прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё инженером Дедалом.

Ни один из дворцов минойской цивилизации не имел защитных укреплений,
очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы
строили во дворцах многоэтажные здания с водопроводом и канализацией,
вентиляцией и отоплением, пользовались ваннами и бассейнами.

О религии минойцев известно не много. Храмы в религиозной
традиции минойцев отсутствовали, религиозные обряды совершались на природе или
во дворце. Судя по находкам археологов, минойцы почитали мужскую и женскую силы.
Они олицетворяли мужскую силу в образе быка, а женскую рождающую силу в образе
Великой богини-матери.

Критская богиня-мать в различные периоды истории изображалась по-разному. В музее археологии Крита в Ираклионе можно увидеть множество различных статуэток критской богини-матери.

Критские статуэтки богинь с поднятыми руками и символами земли и неба в виде змей и птиц на голове, 1350-1250 год до н.э., музей археологии Крита

Самым известным её изображением является Богиня со змеями – это 2 женских статуэтки, которые были найдены в Кносском дворце и датированы 1600 годом до н.э. На этих статуэтках богиня в обтягивающем лифе, который оставляет грудь обнаженной, в юбке с длинными воланами, с раскинутыми в стороны руками, в которых она держит змей. Змеи обычно являются символами земли, их ассоциируют с обновлением жизни.

Богини со змеями были истолкованы как предшественницы греческой
богини Афины, которая также была связана со змеями.

2 статуэтки Богини со змеями из музея археологии Крита, у статуэтки слева змеи обвивают руки, у правой статуэтки змеи в руках

В начале I тысячелетия до н. э Крит был завоеван древнегреческими
племенами, но критская минойская культура от этого не пришла в упадок, а
получила новый этап в своем развитии, который историки называют смешанная
микенская культура. Влияние микенской культуры распространилось на материковую
Грецию, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.

В эпоху классической античности – с IV века до н. э. по II
век н. э – древнегреческая мифология особенно выделила остров Крит, признав его
родиной отца всех богов и людей — Зевса.

Отец Зевса титан Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его жене Рее удалось спасти самого младшего сына — Зевса. По критскому варианту мифа, она обманула супруга и втайне родила Зевса на Крите в пещере в горе Дикта. Зевс рос в Диктийских горах, нимфы выкормили его диким мёдом и козьим молоком.

Диктейская пещера, или как ее называют – пещера Зевса, является сейчас одной из популярных достопримечательностей Крита. В результате археологических раскопок в Диктейской пещере были найдены античные алтари, множество статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили непрерывно около 2000 лет. От Ираклиона до Диктейской пещеры около 60 км, туристические агентства организуют сюда экскурсии.

Архитектурные особенности Кносского дворца

Кносский дворец являлся самым большим из всех дворцов на Крите: его ширина равнялась 130 м, а длина – 180, также было несколько этажей и более тысячи помещений разных размеров. Все комнаты, перемежающиеся коридорами и лестницами, расположены хаотично, дворец не имеет четкой структуры.Состоял Кносский дворец из множества построек, расположенных по периметру квадратного двора (50х50 м), вымощенного камнем. Дворец служил не только местом жительства для царя и его семьи, но и вмещал тронный зал, залы для приемов, комнаты для проведения религиозных обрядов, мастерские и другие подсобные помещения.Во дворце было использовано большое количество колонн, которые несли больше практическую функцию – поддерживали потолки. В отличие от колонн в древнеегипетских и древнеперсидских постройках, выполненных в форме растений и с большим изяществом, колонны Крита довольно просты и незатейливы.

Лестницы дворца играли двойную роль: они не только соединяли между собой помещения и этажи, но и имели специальные желоба для подачи воды и трубы для канализации.Еще одной особенностью Кносского дворца является полное отсутствие окон, а для вентиляции и естественного освещения использовались прорубленные в крыше квадратные отверстия. Причем, на каждом этаже эти отверстия располагались строго друг над другом, что позволяло освещать даже нижние этажи.

Главным, и, пожалуй, единственным украшением Кносского дворца были настенные росписи, покрывавшие стены почти всех помещений. Все фрески были искусно исполнены и детально проработаны: узоры, изображения растений и животных, людей в полный рост (в движении), портреты. В основном преобладала черно–красная цветовая палитра, реже встречались голубой, бирюзовый и желтый тона. Стены тронного зала украшали росписи с мифическими грифонами среди лилий. Много фресок посвящено ритуальным играм со священными критскими быками.

Кносский дворец

Кносский дворец, прославившийся историей о лабиринте с Минотавром и нитью Ариадны, находится в 5 км от центра Ираклиона. До Кносского дворца можно добраться на городском автобусе или при желании дойти пешком. Стоимость посещения Кносского дворца составляет 15 евро, если не покупать комбинированный билет.

Кносский дворец является крупнейшим археологическим памятником
бронзового века на Крите. Первый дворец-храм в Кноссе был построен в
раннедворцовый период 2000—1700 годы до н. э.

История самого места Кносс значительно более глубокая, по
оценкам исследователей, сделанной на основе радиоуглеродного анализа, первые
поселения в Кноссе датируют временами неолита — 7000–6500 годы до н.э.

Около 1700 года до н.э. во времена своего расцвета Кносский дворец и окружающий его город имели население 100 000 человек. Территория всего дворца занимала 2 гектара земли.

Первые археологические раскопки Кносского дворца начались в 1878 году, но основной вклад в исследование Кносса внес английский археолог Артур Эванс, начавший раскопки в Кноссе в 1900 году. Он скупил земли, на которых стоял дворец, нанял специалистов и к 1905 году в целом комплекс Кносского дворца был раскопан.

Дворец был многоэтажным и имел сложный план, состоящий из сотен различных помещений, соединенных ходами и лестницами. Тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты – все это было богато украшено росписями на стенах. Параллельно с раскопками Эванс провел воссоздание части дворца в «первоначальном виде», как он это представлял себе.

Восстановленная роспись на стенах Кносского дворца

Сейчас территория Кносского дворца является музеем – это обширная территория археологических раскопок с некоторыми восстановленными фрагментами дворца. Здесь можно увидеть остатки древней системы водопровода и канализации, фрески на стенах, пифосы — керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше, используемые для хранения зерна, вина или масла. По территории музея гуляют павлины, что создает еще более очаровывающее ощущение от посещения дворца.

Архитектурный элемент в виде рогов быка в Кноссе и вид на окрестности Пифосы — керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше

Согласно греческой мифологии, лабиринт, в котором скрывался
Минотавр, находился во дворце царя Миноса, то есть в Кносском дворце. О том, где
точно в Кноссе находился лабиринт неизвестно. Существую различные мнения на
этот счет, по одному из них лабиринт располагался в окрестностях Кносского
дворца, по-другому, что под лабиринтом понимался сам Кносский дворец или что
лабиринт был непосредственно во дворце.

Павлин на руинах Кносского дворца

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector