История гатчины

Содержание:

Тайны Дворца в Пелле

Ожерелье великолепных императорских дворцов, окаймляющих Санкт-Петербург, сквозь века доносит до потомков мысли о красоте, гордости и победах. но бывают места, которые остались лишь в истории грандиозных замыслов. таков дворец в пелле, памятник семейному конфликту, противостоянию властной матери и нелюбимого сына. мечта Екатерины II
В 1785 г. Екатерина II, великая императрица Российской империи, писала, слегка кокетничая, барону Фридрху Гримму: «Все мои загородные дворцы только хижины в сравнении с Пеллой, которая воздвигается, как Феникс…» Пеллой, в честь родного города Александра Македонского, Екатерина назвала Ивановскую мызу, которая находилась в месте впадения реки Тосны в Неву. Императрица приобрела эту территорию для своего любимого внука Александра. Название местности в духе «греческого проекта» должно было навевать мысли о духовном родстве Российской империи с мировой державой Александра Великого.

Дворец в Пелле.Джакомо Кваренги. Начало XIX в.

Архитектор Иван Егорович Старов планировал возвести 23 отдельных строения, соединенных крытыми переходами галереями. Вокруг внушительного дворца должны были находиться восемь больших жилых и 16 служебных построек. Главное здание проектировалось в классическом стиле, любимом императрицей. Фасад вдоль Невы предполагалось построить длиной более 200 м, а вдоль Шлиссельбургского тракта — 500 м. От дворца к Неве должна была спускаться широкая каменная лестница.

Михайловскийзамок

На возведение дворцового имения было потрачено огромное количество ценных строительных и отделочных материалов: лучшие сорта мрамора и гранита свозились к пристани неподалеку — 500 м. От дворца к Неве должна была спускаться широкая каменная лестница. На возведение дворцового имения было потрачено огромное количество ценных строительных и отделочных материалов: лучшие сорта мрамора и гранита свозились к пристани неподалеку.

Разобранный замок

После смерти императрицы на престол взошел ее нелюбимый сын — Павел I. У него была своя грандиозная мечта и идея. Русский царь вознамерился построить в центре столицы Михайловский замок, окруженный рвом. Здание планировалось возвести в лучших традициях рыцарской архитектуры. Павел приказал разобрать дворец, который строился по приказу его матери, а драгоценный итальянский мрамор и полированный северный гранит пустить на постройку нового сооружения. Для архитектора пережить бесславный конец его любимого детища было настоящим ударом. Однако счастья в Михайловском замке Павел I не дож дался. Он был убит в нем — камни словно отомстили за пренебрежение к материнской воле.

На месте замка в Пелле в XIX в. были построены казармы артиллерийской бригады. Дважды, после Великой Отечественной войны и в конце 1980х гг., принимались решения восстановить Пеллинский дворец по первоначальному замыслу, но «мечта Екатерины» так и осталась невоссозданной. Сегодня остатки служебных корпусов окружены высоким забором и поросли бурьяном. Ничто не напоминает о том, что здесь мог быть один из самых красивых дворцовых комплексов страны…

—>

Кто жил в гатчинском дворце. Создание дворцово-паркового ансамбля и города

В 1765 году Екатерина II подарила это обширное имение Григорию Григорьевичу Орлову в благодарность за участие в дворцовом перевороте 1762 года . Летом 1766 года началось строительство дворца в Гатчине по проекту архитектора Антонио Ринальди , создание первого в истории русского паркостроения пейзажного парка и благоустройство охотничьих угодий. Во время строительства дворца владелец Гатчины жил на старой мызе в деревянных покоях прежних владельцев. В 1766 г. он построил новый деревянный дом, в котором он принимал впоследствии всех своих гостей, включая императрицу Екатерину. В своей усадьбе Орлов предавался своему любимому увлечению псовой и соколиной охоте в богатых дичью окрестных лесах, а также принимал своих гостей: императрицу со свитой, своих друзей и сослуживцев.

После смерти Орлова в 1783 году Екатерина II выкупила Гатчину у его наследников и подарила её своему сыну, великому князю Павлу Петровичу . В 1780-х годах здесь работал архитектор Малого двора Ф. Виолье , а в следующем десятилетии ведущая роль перешла к Винченцо Бренна . По его проектам здесь были созданы многие парковые постройки, а в 1795 году начинается реконструкция дворца. С пребыванием Павла в Гатчине связано появление гатчинских войск .

6 ноября 1796 года Павел I становится российским императором , а 11 ноября он издаёт указ, гласивший: «Собственную нашу мызу Гатчину переименовать городом повелеваем». Город тогда состоял из нескольких отдельных частей: Ингербург , Большой проспект , Бомбардирская улица (слобода), Малогатчинская улица. В 1797 году в городе насчитывалось 237 домов обывателей. В 1798 году главные улицы города были вымощены булыжником и имели стоки для воды, было поставлено 600 фонарей. В 1790-е годы в Гатчине существовали небольшие суконная и шляпная фабрики, фарфоровый завод.

В 1797—1799 годах по проекту архитектора Николая Александровича Львова построен Приоратский дворец , ставший одним из символов Гатчины. 13 декабря 1800 года Павел I утвердил герб Гатчины .

Современная история шедевра зодчества XVIII века

Хорошо сохранившийся Приоратский дворец, устоявший во время Великой Отечественной войны, оказался никому не нужным и даже получил прозвище «тающий». Постепенно здание стало приходить в запустение

Только в 80-е годы прошлого века ситуация изменилась в лучшую сторону, и на строение обратили внимание власти, после чего началось его возрождение к новой жизни. Шедевр зодчества отреставрировали, и вскоре исторический памятник открыл двери для всех посетителей

Сейчас здесь находится музей, в котором можно познакомиться с интересной историей не очень известной в России достопримечательности. Конечно, она не является в привычном для нас понимании роскошным дворцом. Довольно скромное здание, лишенное помпезного убранства, больше похоже на небольшой охотничий домик, нежели на богатую резиденцию молодого императора России.

История появления и строительство

Земли, на которых воздвигнут дворец, переданные прежде Швеции, вновь вернулись в Россию в августе 1702 года во время Северной войны. Петр I подарил расположенное среди лесов и чистых озер поместье сестре Наталье Алексеевне. Землю выкупила Екатерина II в подарок фавориту Григорию Орлову, по приказу которого в мае 1766 года архитектор Антонио Ринальди начал строить на месте усадьбы дворец с башнями и подземным ходом.

Особенности здания

Архитектор декорировал дворцовое здание гранеными башнями, к пруду вел подземный ход.

К зданию усадьбы пристроили два дугообразных крыла – галереи с лоджиями, по краям которых возвели симметричные прямоугольные здания с закрытыми внутренними дворами, ограничивающими территорию дворца.

Фасад нижних этажей облицован цветными гатчинскими известняками

На внутреннем фасаде установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность»

Фасад главного здания облицевали травертином – износостойким отделочным камнем. В 1781 году граф Орлов поселился в шикарно отделанной резиденции. Хозяин приобрел во дворец дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.

Перестройка во времена Павла I

Павел I, получивший наследство после смерти Григория Орлова в 1783 году, перестроил его на свой вкус. Будущий правитель Российской империи пригласил для этого итальянского архитектора Винченцо Бренну, который превратил дворец в военизированное крепостное строение с элементами загородного особняка.

Вместо зеленых лугов рядом появился каменный плац для военных парадов. Перед строением вырыли ров, перебросив через него мост, установили пушки. С 1796 года Гатчинский дворец – официальная императорская резиденция Павла I, а с 1881 года – императора Александра III. До 1828 года дворец принадлежал Павлу I. При Александре III здесь появилось электричество и телефон.

Перестройка во времена Николая I

Новую перестройку начал Николай I, пригласив Романа Кузьмина. Архитектор увеличил число внутренних комнат, добавил подземные этажи и надстройки. В стиле Ренессанса оформил вестибюль и Мраморную лестницу. В 1851 году реконструкция завершилась, а на плацу во дворе установили памятник Павлу I.

Н.А.Львов и его технология возведения глинобитных зданий

В настоящее время Приорат — единственное сооружение в России, построенное по технологии землебита. Его предложил использовать архитектор Н.А.Львов (1753-1803), прозванный «русским Леонардо». Он хотел доказать этим, что в России возможно возведение глинобитных зданий, которые дешевле, безопаснее и экономичнее деревянных строений.

Суть технологии в следующем. В специальной форме слой за слоем прессуется суглинок: из 10-сантиметрового слоя получается 6-сантиметровый, затем засыпается новый слой, прессуется и т.д. Полученные блоки скрепляются известковым раствором.

Для проверки Львов по этой технологии возвел несколько сооружений, и только потом приступил к строительству Приората. Так, в 1797 г. для фаворитки императора Павла Е.И.Нелидовой была построена «хижина», а в Гатчинском парке — угол избы.

Форма для изготовления землебита

Дочь архитектора Львова так описывает предысторию Приората:

Подвалы и подземный ход Гатчинского дворца

Познакомившись с историей дворца, мы отправились ощутить ее на себе, что называется, в полной мере.

У Большого Гатчинского дворца есть потайной ход. Историки не сходятся во мнениях когда именно на картах дворца появился этот подземный ход, с самого начала или его достроили при Павле I. Однако доподлинно известно, что тайный ход на винтовую лестницу, соединяющую подвалы и парадную спальню был с самого основания дворца, а вот сам подземный ход могли прорыть и раньше.

Подземный ход идет за пределы дворца и заканчивается гротом «Эхо», расположенный в парке, на северной стороне дворца. Название грот получил из-за акустических особенностей самого подземного хода, в котором ярко выражен эффект эхо. Длина подземного хода всего 120 метров, что позволяет делать предположения, что сам ход использовался скорее для забавы, чем на случай серьезной опасности.

Стены подземного хода выложены аркой из известняковых пород и свод хода снабжен вентиляционными отдушинами.

Достопримечательности Гатчины

Дворцово-парковый комплекс «Гатчина» состоит из обширных парковых территорий, на которых находится 2 озера, Гатчинский дворец, Приоратский дворец, несколько павильонов и собственный регулярный сад. Вход в парк свободный, вход в другие объекты – по входному билету.

Гатчинский парк

Гатчинский парк имеет обширную территорию и условно делится на Английский сад и Регулярные сады при дворце. В Английском саду (свободной части парка) расположено большинство парковых сооружений, а также два озера – Белое и Серебряное. Парк красиво украшен аллеями, а через озера построены ажурные мостики. В Английском саду расположены такие объекты, как Гатчинский и Приоратский дворцы, Памятник Павлу I, озера и пруды, терраса-пристань, Адмиралтейские и Березовые ворота, Адмиралтейство, водный лабиринт, портал «Маска», павильоны Венеры и Орла, а также некоторые другие.

В Регулярных садах при дворце (вход по отдельному билету) Вы найдете Липовый сад, Верхний и Нижний Голландский сады, а также Собственный сад. Все они выполнены с элементами ландшафтного дизайна. Сады украшены скульптурами и галереями.

Гатчинский дворец (замок)

Гатчинский дворец – это огромное трехэтажное здание с башнями, больше похожее на замок, нежели на дворец. Дворец считается доминантой всего Гатчинского парка. Строительство его относится к концу 18 века. Несмотря на преобладающий стиль классицизм, дворец больше напоминает средневековый замок. Осмотреть сооружение можно не только снаружи, но и внутри, где восстановлена часть интерьеров, также выполненных в стиле классицизм. Для осмотра открыты Тронные залы, Белый и Картинный залы, Малиновая гостиная, Мраморная столовая, анфилада, парадная опочивальня, Оружейная и Чесменская галереи, подземный ход и некоторые другие комнаты.

Ninara/Интерьеры Большого Гатчинского дворца

Приоратский дворец

Приоратский дворец – это небольшое, но чрезвычайно живописное здание, также выполненное в замковом стиле. Расположено на берегу озера. Эффектность зданию придает остроконечная крыша, выложенная контрастной красной черепицей. Внутри дворца сейчас находятся Капелла и залы временных выставок.

Собственный сад

Собственный сад (регулярный) примыкает непосредственно к Гатчинскому дворцу. Вход на территорию сада осуществляется по отдельным билетам. Здесь расположены уникальные статуи 18 века, открытые галереи, ландшафтные решения, выполненные в виде лабиринтов кустарников. Место считается достаточно камерным и уютным.

Павильоны

Гатчинский парк украшает и несколько красивых павильонов, таких как павильон Венеры и павильон Орла. Это небольшие сооружения романтического вида, расположенные на фоне живописной природы. Например, павильон Венеры находится на небольшом острове на озере, в окружении воды. Внутри павильон украшен различными панно и росписями. Павильон Орла – это ротонда, украшенная колоннами.

Alexandra Zharkova/Собственный садик в Гатчине

История появления уникального шедевра зодчества

Хорошо сохранившийся дворец в Гатчине – это настоящий мини-монастырь, возведенный в конце XVIII века. Уникальное сооружение было построено для самого маленького государства в мире – Мальтийского ордена, растерявшего за столетия часть своих земель и обратившегося после кровавых революционных событий во Франции к Павлу I за поддержкой и помощью. Российский император всегда интересовался историей этого суверенного образования, отношения с которым были установлены еще при Петре Великом, и сразу пошел ему навстречу. Потрясенный падением ордена рыцарей, обосновавшихся на Мальте, он с радостью согласился ему покровительствовать.

Только что взошедший на престол царь не смог отказать нуждающимся католическим монахам, лишившимся имущества после революции во Франции. Павел I подписал с иоаннитами документ, который положил начало «Великому приорству». В 1799 году появился так называемый приорат – небольшой монастырь, находившийся десять лет в подчинении у Мальтийского ордена, главой которого стал Павел I, получивший звание магистра.

Окровавленная кровать

Мария Федоровна, супруга Павла I, добилась удаления заговорщиков из столицы. Она, судя по всему, очень горевала по мужу. Как утверждал тот же Саблуков, в течение долгих и бессонных ночей вдова пролила немало слез. «Нервы ее были до того напряжены, что малейший шум пугал ее и обращал в бегство» — писал Николай Александрович. Мария Федоровна была даже не в силах расстаться с походной кроватью супруга, на которой он и ушел из жизни. Сама императрица рассказывала, что эту кровать вместе с окровавленным постельным бельем она всюду возила с собой. В Павловске, если верить книге «Будни и праздники императорского двора» Леонида Выскочкова, она поставила кровать за ширмой в собственной опочивальне.

В 1827 году, то есть всего за несколько месяцев до смерти, Мария Федоровна написала завещание: «Возлюбленному сыну моему великому князю Константину оставляю на память: постель покойного отца его, Императора Павла, которую я всюду вожу с собою, а равно его одежду, сапоги, белье, его шпагу, трость, шляпу и его портрет, написанный мной и висящий возле его кровати в Павловске. Все эти вещи передаст ему мой камердинер Гримм. После его смерти все эти вещи должны быть возвращены в Гатчино». Так походная кровать Павла оказалась в Стрельнинском дворце. Однако через 3 года умер и Константин, а вещи, как и завещала Мария Федоровна, были перевезены в Гатчину, любимый дворец Павла I.

Парадные интерьеры Гатчинского дворца

Далее мы попали в парадные интерьеры, т.е те, которые были созданы для приема гостей. Наверное, традиция советского общества покупать хрусталь не для того, чтобы из него есть и пить, а выставлять в витрины, пошла из той моды. Советские люди же не могли себе позволить целые комнаты для демонстрации богатства выделить.

Анфилада парадных залов в Гатчинском дворце

Анфилада парадных залов в Гатчинском дворце

Как обычно, во дворце есть аванзал и столовая. В Гатчинском дворце мраморная белая столовая особенно красива.

Аванзал

Аванзал

Мраморная гостиная

Мраморная гостиная

Дальше начинается анфилада парадных комнат.
Верхний тронный зал Павла I с гобеленами, которые были подарены Павлу I и Марии Федоровне французским королем Людвигом XVI, когда чета путешествовала. Гобелены-безумно дорогие ковры тонкой работы, цвета которых пережили ни одну эпоху.

Верхний тронный зал Гатчинского дворца

Верхний тронный зал Гатчинского дворца

Трон выполнен придворным мастером по образцу трона в Зимнем дворце Анны Иоанновны.

Верхний тронный зал Гатчинского дворца

Верхний тронный зал Гатчинского дворца

Малиновая гостиная получила такое название благодаря занимавшим всю поверхность стен малиновым гобеленам из серии «Дон Кихот». Сейчас мы можем увидеть только один гобелен под названием «Въезд Санчо Пансо в Баратарио».

Малиновая гостиная Гатчинского дворца

Малиновая гостиная Гатчинского дворца

Парадная спальня в Гатчинском дворце великолепна. Такое красиво сочетание белого, голубого и золота не в каждом дворце можно встретить. Дальше покажу фотографии жилых спален, сравните, насколько они были проще.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец

Увидев овальный будуар, я сразу поняла, что это помещение женское. Здесь Мария Федоровна принимала дорогих гостей, занималась рукоделием, музицировала, в общем, проводила досуг. Изначально на стенах были живые цветы, но сейчас их заменяет великолепная лепнина.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец

А это башенный кабинет.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец

Туалетная комната императрицы, сохранившая наиболее приближенный облик 18 века, при переделке дворца архитектор В. Бренна оставил ее практически без изменения

Обратите внимание на шикарный наборный паркет

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец

В Греческой галерее мы пошли на звук фильма и немного отдохнули за просмотром рассказа о реставрации Гатчинского дворца. Какая же это кропотливая и трудная работа!

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец

Греческая стеклянная галерея была создана на месте открытой при перестройке дворца.
Это не все парадные залы, но должна же остаться какая-нибудь интрига?

Парки и дворцы в Гатчине

Павел с супругой Марией Федоровной поселились в Гатчине после путешествия по Европе 1781-82 годов, фактически их сослала туда Екатерина, недовольная поведением сына. После Орлова Павлу достался дворец, окруженный пейзажным  Дворцовым парком в английском стиле, с тихой гладью Белого и Серебряного озер. Для охотничьих забав графа Орлова были спланированы также парки Зверинец и Сильвия. Павел затеял перестройку гатчинского дворца, пригласив своего любимого архитектора Винченцо Бренну. Но средств все время не хватало, поэтому многое из задуманного удалось выполнить лишь после 1796 года, когда Павел наконец взошел на престол. Наряду с перепланировкой дворца перед ним был расположили плац для военных парадов и учений, а позади – Собственный сад. По другую стороны от главной улицы города, на территории бывшего Малого Зверинца Павел распорядился построить еще одно здание. Для приора Мальтийского ордена на берегу Черного озера был возведен Приоратский дворец.

Отели

Город предоставляет гостям возможность выбрать место проживания с учетом вкуса, желаний и возможностей. В современной Гатчине работают отели, частные гостиницы, хостелы.

Отель «Гатчина»

Здание находится на ул. Горького, 21, неподалеку от Приоратского дворца. В гостинице есть общий лаундж, камера хранения, парковка, бесплатный интернет.

Номера с собственной ванной комнатой укомплектованы необходимой мебелью, бытовой техникой и средствами гигиены. В стоимость входит завтрак. Цена – от 3300 руб.

Отель «Приорат»

Отель по ул. Чкалова, 59а находится в историческом центре города, в 1 км от Гатчинского дворца. Здесь предлагаются 1-3 местные номера со всеми удобствами, кондиционерами, холодильниками, кабельным телевидением. Рядом с гостиницей расположены достопримечательности города, кафе и магазины. Стоимость – от 1600 руб.

Отель «Aksioma»

Посетителям предлагаются номера со всеми удобствами, телевидением, холодильниками. Но желающие могут остановиться и в комнате-капсуле с общей ванной комнатой и туалетом. Стоимость – от 800 руб.

Первый этаж Гатчинского дворца

Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций

Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах

Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.

Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.

Гатчина в 19 веке

После убийства Павла I владелицей Гатчины стала его вдова. Мария Федоровна славилась своими добрыми делами. Ее вклад в развитие российской благотворительности трудно переоценить. Стараниями императрицы в Гатчине были построены богадельня, Дом для слепых и Сельский воспитательный дом.

С 1828 года Гатчиной владеет император Николай I. Во время его правления построена железная дорога от Петербурга в Гатчину. А из Гатчины до Царского Села проложен тракт, по которому пустили дилижансы.

В эти же годы снова перестраивается Большой Гатчинский дворец и возводится Собор Святого апостола Павла.

В 1855 году взошел на престол Александр II. В годы его царствования Гатчина продолжает быстро развиваться. Во второй половине 19 века здесь появились телеграф, типография, пожарная дружина.

И Николай I, и Александр II редко бывали в Гатчине, а вот для Александра III эти места стали отдушиной. В первые годы своего царствования он жил тут практически безвыездно, за что его даже прозвали гатчинским затворником.

При Александре III был проведен ремонт во дворце, и завершилось благоустройство парка. В городе появились водопровод, телефон и уличное электрическое освещение.

Город так интенсивно развивался и облагораживался, что это не могло не привлечь внимание общественности. И в 1900 году на Всемирной выставке в Париже Гатчина была признана самым благоустроенным из всех малых городов Российской Империи

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Нужная информация для туристов

Где же находится контрастирующий с привычной питерской архитектурой и привлекающий своим необычным внешним видом Приоратский дворец? Адрес шедевра таков: г. Гатчина, ул. Чкалова. Главным ориентиром для туристов станет обелиск Коннетабль, который находится на пересечении двух проспектов – Красноармейского и 25 Октября.

Что еще необходимо знать тем, кто собирается посетить исторический Приоратский дворец? Экскурсии, стоимость которых — двести рублей с человека, лучше всего заказывать заранее, а вот услуги аудиогида предоставляются совершенно бесплатно. Посетителей предупреждают, что вспышки камер фотоаппаратов внутри здания запрещены.

В помещении с прекрасной акустикой часто проводятся концерты, которые имеют своих постоянных слушателей. Это чудесное место для проведения свадебных фотосессий, и все желающие смогут воспользоваться новой услугой музея.

Гатчинский дворец графа Орлова

Григорий Орлов самолично взялся за возведение дворца. Для разработки проекта граф и Екатерина II пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди. Его работа удачно сочетала в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. В центральном корпусе дворца до 1950-х годов сохранялась медная доска с указанием дат начала и окончания строительства:

По завершению строительства Гатчинский дворец стал единственным замком в пригородах Санкт-Петербурга. Это было здание, которое состояло из 3-х связанных между собой частей. Основная часть — центральный трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод.

Главный корпус был соединён двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным, что всё вместе представляло собой замкнутые четырёхугольники с внутренними дворами. По их углам располагались восьмиугольные башни.

Фасад дворца был облицован парицким известняком, который добывали близ Гатчины, в деревне Парицы. Облицовка вестибюля и парапета над карнизом была сделана из пудостского камня.

Вот дворце Григорий Орлов прожил недолго, графу не удалось в полной мере насладиться красотой и уютом его интерьеров. После его смерти, у его братьев в начале 1783 года Гатчину обратно выкупила Екатерина Великая и подарила в 1783 год своему сыну — великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector