Музей-усадьба шереметьевых кусково: история, как добраться, что посмотреть
Содержание:
- Внутреннее убранство усадебных построек
- История усадьбы Кусково
- Усадьба Кусково
- Голландский домик в Кусково.
- История усадьбы Кусково.
- Грот в Кусково.
- «Особливая» Круглая беседка
- Американская оранжерея в Кусково.
- Комод французской королевы
- Дворец в Кусково
- Оранжерея в Кусково
- Парк Кусково
- Эрмитаж в Кусково.
- Предания усадьбы Кусково
- Грот в Кусково
- История усадьбы Кусково
- Павильон Эрмитаж
- Выставки в музее Кусково
- Каскад в Сен-Клу
- Итальянский домик в Кусково.
- Музеи Кусково
- Режим работы и стоимость услуг
Внутреннее убранство усадебных построек
До наших дней во дворце сохранились оригинальные интерьеры – камины из мрамора, зеркала необычных форм, живопись, паркет, лепнина и пр. Стоящую в залах мебель украшают резьба и позолота, а стены — шелковая обивка. Созданием интерьеров занимались русские крепостные и вольные умельцы, а также зарубежные мебельщики и мастера декоративно-прикладного искусства.
Швейцарский домик
В Голландском домике экспонируется фарфоровая коллекция семьи Шереметевых. В основном это – вазы и столовая посуда. Здесь же можно увидеть прекрасные картины. Первый этаж домика украшают необычные панно из цветного мрамора и античные скульптуры.
Павильон «Грот» разделен на три части – северный и южный кабинеты, и центральный зал. На его стенах висят пейзажи, изображающие море и декорированные ракушками. В павильоне можно увидеть фарфоровые изделия, выполненные в форме разных морских обитателей. Центральный зал «Грота» расписан «под мрамор».
Павильон Эрмитаж
История усадьбы Кусково
Начиная с XVI века, жизнь и история Кусково неразрывно связана с родом Шереметевых.
Наибольшего расцвета усадьба достигла во второй половинеXVIII века при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Имение стало знаменитым не только в Российской империи, но и в Европе.
К этому времени было закончено строительство основных и служебных зданий, разбиты парки, устроена система каналов, прудов и мостов.
Кусковские народные празднества собирали до 30 тысяч участников. Дважды в неделю принимали всех, кто пришел. Начиналось все торжественным богослужением. Затем гостям предлагались фольклорные представления, лодочные катания, фейерверки, пение, музыка, игры и забавы. Не обходилось такое веселье без традиционных театральных представлений и дворцовых балов. Крепостной театр Шереметевых играл одну из ведущих ролей в культурной жизни Москвы XVIII века.
Дворец в Кусково зимой
Сюда приезжали именитые гости и монархи. Усадьбу посещала Екатерина II, польский король, австрийский император.
Все это великолепие получил в наследство от отца граф Николай Петрович Шереметев. Большой знаток европейского театра, он организовал обучение крепостных крестьян актерскому мастерству, музыке и пению.
Усадьба Кусково
Безусловно, центральный элемент всего ансамбля — Шереметевский дворец, созданный в полном соответствии со вкусами и правилами русского дворянского быта и искусства XVIII века. Сохранившееся оригинальное убранство интерьеров позволяет посетителям любоваться произведениями русской и западноевропейской живописи, портретами русских императоров, а также хозяев дворца в нескольких поколениях — графов Шереметевых. Строительство дворца велось с 1769 по 1775 гг. Одноэтажное здание поставлено на высокий каменный цоколь, фасад здания вытянут вдоль Большого пруда. Анфиладное расположение комнат (парадные залы, камерные комнаты, танцевальная зала, карточная, бильярдная и другие) отвечает тогдашней моде. В отделке интерьеров принимали участие талантливые художники и мастера из России и других стран. Убранство залов не повторяется, но все вместе они образуют гармоничное целое с единой художественной идеей.
Голландский домик в Кусково.
Этот павильон был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в «быт голландского бюргера» того времени.
История усадьбы Кусково.
В 1774 году по проекту французского архитектора Шарля де Вайи (по другим источникам К. Бланка?) был сооружён дворец (Большой дом), который вовсе не был призван поражать своими размерами, а поражал изысканностью и великолепием внутреннего убранства. Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Кроме того французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы.
Грот в Кусково.
«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б. Шереметевым по «заключенному контракту». Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.
«Особливая» Круглая беседка
Исторический облик Кускова составляют деревянный дворец, парковые павильоны и регулярный парк. Наряду с сохранившимися постройками в XVIII веке на территории усадьбы находились разнообразные архитектурные «затеи», о которых мы можем судить только по картинам, гравюрам и чертежам того времени. Гравюра «Проспект Особливой Круглой Беседки на канале в конце Кусковского сада», созданная французским мастером П.Ф. Лораном в 1771–1774 годах, хранит образ утраченного бельведера (от итальянского bello vedere – «прекрасный вид»).
Фото: mos.ru
Легкий нарядный павильон предназначался для обозрения кусковских видов. Фасады его были разделены сдвоенными пилястрами, арочный фронтон над входом украшал картуш с вензелем графа Петра Борисовича Шереметева – PS. Сквозь два ряда окон свет беспрепятственно попадал в павильон. Перекрытие бельведера было выполнено в виде купола, покоящегося на сложном восьмигранном барабане с круглыми окнами. Павильон украшала балюстрада с вазонами и скульптурой, установленная по краю карниза.
Американская оранжерея в Кусково.
Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго — восток и юго — запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.
Комод французской королевы
Еще один раритет мебельного собрания музея – комод из Малого Трианона, небольшого дворца французской королевской резиденции в Версале. Он был создан мастером Фердинандом Швердфегером по заказу королевы Марии-Антуанетты в 1788 году. Ручки комода, выполненные в виде собачьих маскаронов (декоративных элементов в форме головы животного или человека) с кольцами-плетенками, – отражение моды того времени и личного вкуса королевы.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
В 1793 году обстановка Трианона была продана в Париже, а затем экспортирована в Гамбург. Как комод оказался в московском Музее фарфора, откуда вместе со всеми коллекциями в 1932 году попал в Кусково, неизвестно.
Дворец в Кусково
Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.
Дворец в Кусково
Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.
Прихожая-гостинная
Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.
Портрет Петра Борисовича Шереметева
Малиновая гостинная
Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.
Часы-орган
Далее мы попадаем в парадную спальню, которая не использовалась по прямому назначению, а скорее была данью моде тех времен.
Парадная спальня
Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.
Кабинет-конторка
Диванная
Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.
Вседневная опочевальня
Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.
Портрет калмыцкой девочки Аннушки
Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.
В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.
За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.
Картинная
А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома — Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.
Зеркальный зал
Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.
В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.
Оранжерея в Кусково
Далее по парку мы идем к оранжерее. По пути видим обелиск, посвященный Екатерине Великой, в честь ее очередного визита в Кусково.
В Большой каменной галерее когда-то выращивали экзотические растения, а в день нашего посещения усадьбы проходила выставка изделий из стекла. В соседней американской оранжерее разместились экспонаты уникального в России музея керамики, насчитывающего более 40 тысяч предметов со всего мира с древних времен до наших дней. Создавался этот музей уже после революции на основе коллекции фарфора представителя старинного купеческого рода А. Морозова.
Оранжерея
К счастью, до наших дней усадьба Кусково дошла в отличном состоянии, в том числе благодаря тщательным реставрационным работам. Здесь очень хорошо сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы XVIII века, не имеющий аналогов в нашей стране. Прогуляться по парку в Кусково приятно в любое время года, а интерьеры дворца и павильонов восхищают своим изяществом и безупречным оформлением. Прошли годы, но созданные на средства графа Шереметева шедевры архитектуры и садового искусства до сих пор радуют гостей усадьбы.
Парк Кусково
Увеселительные павильоны на территории усадьбы призваны были развлекать публику. Самый ранний из таких — Голландский домик. Сам нарядный домик и все его окружение, созданные в память об эпохе Петра Великого, должны были вызывать ассоциации с Голландией, так полюбившейся Петру. В ансамбль входили пруд, напоминавший голландский канал, сад с тюльпанами, огород со спаржей и капустой и недошедшие до наших дней Китайский павильон и Столбовая беседка. С противоположной стороны усадьбы еще один архитектурный ансамбль создавал атмосферу Италии — страны, где царило изящество и художественный вкус. У Итальянского пруда расположились великолепный Грот и нарядные Менажереи. Итальянский домик выполнял роль малого дворца для малочисленных приемов. Одновременно здесь хранилось собрание редких произведений искусства, частично дошедшее до наших дней.
Самая старая постройка в усадьбе — церковь в стиле аннинского барокко, а самая новая — колокольня рядом с ней.
Эрмитаж в Кусково.
В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. Эрмитаж был построен в 1765 –1767 гг., под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.
Предания усадьбы Кусково
В каждой старинной усадьбе существуют легенды и предания, связанные обычно с какой-нибудь реальной романтической историей. Была такая история и в Кусково: глубокой и преданной любви графа к юной крестьянской девушке.
Музой и любовью всей жизни была для Николая Петровича знаменитая крепостная артистка его театра Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова. Ее голосом и игрой на сцене восхищались сама императрица Екатерина II. Параша, как любовно называли актрису, была обладательницей не только выдающегося таланта, но и высоких душевных качеств.
Николай Петрович Шереметев был тайно женат на Прасковье Ивановне. Сын Дмитрий, родившийся от этого брака, унаследовал имение в XIX веке.
Последним представителем рода Шереметевых, владевшим этими землями, стал сын Дмитрия Николаевича — Сергей Дмитриевич.
В XIX веке Кусково утрачивает значение летней усадьбы для пышных приемов и становится любимым местом загородного отдыха москвичей.
После революции 1917 г. усадьба Кусково была национализирована и превращена в музей. В 1937 г. произошло объединение с московским музеем фарфора под общим названием «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В нем собрана крупнейшая в России коллекция изделий керамики, фарфора и стекла из европейских и восточных стран. Общий фонд насчитывает более 50 тысяч экспонатов от древности до наших дней.
Грот в Кусково
В отличие от деревянного дворца он был возведен из камня, поэтому в жаркий день внутри царила приятная прохлада. В Италии в подобных гротах размещались купальни, однако в Кусково этот павильон также был создан для отдыха и приятного времяпрепровождения.
Грот Кусково
Известно, что Екатерина II во время одного из своих визитов обедала в этом Гроте. Несмотря на то, что построен он был достаточно быстро, внутренняя отделка его длилась около двадцати лет. Для украшения стен использовались раковины, привезенные со всех уголков мира: от дальних океанов до подмосковных водоемов. Кроме того в отделке использовали мраморную крошку и цветное стекло.
Внутри грота
При входе в павильон можно увидеть уникальное панно XVIII века «У фонтана», выполненное немецкими мастерами. Подобные картины в России можно увидеть еще в Калининграде.
Панно у Фонтана
В гроте
Рядом с Гротом есть небольшой пруд, менажереи и Итальянский домик.
Итальянский домик
В XVIII веке в Кусково было 17 прудов, полных рыбы, которую могли кормить гости Шереметевых.
История усадьбы Кусково
Уже в XVI село Кусково упоминается как собственность Шереметевых, здесь существовал барский дом, помещения для крепостных и деревянный храм. В Петров-скую эпоху Борис Петрович Шереметев отличился как видный военачальник и государственный деятель, он первым в России удостоился графского титула. Позднее он породнился с Петром Великим, женившись на вдове его дяди. Известно, что на пышной свадьбе присутствовал сам император. Тем не менее, на тот момент граф Шереметьев называл свои владения к востоку от Моск-вы «куском», так как они были очень небольшими, отсюда и появилось название Кусково
А соседние земли принадлежали важному государственному деятелю князю А.М. Черкасскому
На его единственной дочери и наследнице всего несметного состояния женился сын графа Шереметева Петр Борисович, увеличив тем самым свои владения в несколько раз. В XVIII веке усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар (для сравнения сейчас она занимает примерно 32 гектара).
При Петре Борисовиче сформировался архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, которая делилась на три части: за прудом размещался зверинец и псарня, в центре регулярный французский парк с Большим дворцом для приемов, а также существовал еще и английский парк. Сотни крепостных вырыли Большой пруд, в котором разводили рыбу, подаваемую на торжественные обеды. Также использовался этот пруд для катания на лодках. До наших дней лучше всего сохранилась именно центральная часть усадьбы с дворцом и прекрасным парком, скопированным с Версаля.
От ворот к Большому дому ведет липовая аллея, причем кронам деревьев в парке придали форму шара. Это и отличает французский парк от английского: считается, что во французском парке все должно демонстрировать подчинение природы человеку, в то время как английский парк выглядит более естественным, а человек только приспосабливается под естественный ландшафт. По пути мы видим самую старую постройку имения — церковь Спаса Всемилостивого с колокольней, построенную в 1737 г. на месте старого деревянного храма.
церковь Спаса Всемилостивого
Затем идет Большой дворец, построенный специально для торжественных летних приемов. С виду он кажется каменным, хотя выполнен из дерева. Для проектирования господского дома были приглашены лучшие архитекторы, но в конечном итоге выбрали проект К.И. Бланка.
Павильон Эрмитаж
Сохранился в парке и павильон Эрмитаж, в котором отдыхали самые приближенные к графу Шереметеву гости. Подобный домик с таким же названием существует в Петергофе.
Павильон Эрмитаж
Также как в Петродворце, в Эрмитаже в Кусково два этажа. Внизу размещалась прислуга, которая готовила угощения и сервировала стол. Гости размещались на втором этаже, на который их поднимал специальных лифтовой механизм. Когда приходило время обеда, стол опускался вниз, также с помощью специального устройства, и поднимался уже с самыми разнообразными блюдами. Это позволяло знатным посетителям совсем не сталкиваться с обслуживающим персоналом. В XIX веке подъемный механизм Эрмитажа сломался и в настоящее время мы уже не сможем увидеть его в действии. К сожалению, были утрачены многие предметы интерьера этого павильона. Сейчас его в основном используют как выставочный зал.
Выставки в музее Кусково
- В Большой каменной оранжерее: «Ода стеклу». Посвящена истории стекольного дела с античности до XX века.
- В павильоне «Эрмитаж»: «Невозвратный мираж пасторального рая…» Галантный век в фарфоре. Представлены произведения крупнейших европейских мануфактур ХVIII – начала XIX вв.
- В Американской оранжерее: «Открытый фонд. Русский фарфор XVIII – начала XX вв.».
- «Храм добродетели душа ее была». Посвящена Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (графине Шереметевой). Расположена в восточной части Дворца в покоях Графа Николая Петровича.
Возвращаясь из оранжерей к центральной аллее, не забудьте заглянуть в большую резную беседку в виде клетки — Вольер для птиц. Там живут павлины и золотые охотничьи фазаны.
Каскад в Сен-Клу
«Вид Каскада в Сен-Клу» – одна из шести гравюр в коллекции музея с видами королевских резиденций Франции, созданных аугсбургским мастером XVIII века Мартином Энгельбрехтом в 1730–1750 годах. Произведение, отличающееся высоким уровнем исполнения, является примером мастерской фальсификации.
Фото: mos.ru
С 1730-х годов французский график-пейзажист первой половины XVIII века Жак Риго работал над серией «Королевские дворцы, замки и дома Парижа и его окрестностей», насчитывавшей более 130 листов. Эти произведения были очень популярны среди просвещенной европейской публики. По всей видимости, в мастерской Энгельбрехта копирование листов этой серии воспринималось как коммерчески успешный проект, при этом вопрос этики – указание на листе автора оригинала – уже не стоял.
Французский мастер, который нес убытки от такой неофициальной деятельности коллег, мог только сетовать и предупреждать своих покупателей со страниц популярного журнала Mercure de France:
«Господин Риго только что добавил к своему “Альбому видов и перспектив Королевских резиденций” два новых вида Замка Сен-Маур, принадлежащего его высочеству монсеньору принцу Конди. Все эти виды, а их около ста двадцати, прекрасно подходят как для внимательного и подробного изучения, так и для украшения кабинетов. Продавцы эстампов, торгующие подделками этих видов, выдают их за оригиналы. Чтобы не быть обманутым, обращайтесь к самому господину Риго. В настоящее время он проживает на улице Сен-Жак напротив Колледжа Плезис».
Итальянский домик в Кусково.
Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.
Музеи Кусково
Еще одна гордость Кусково — Музей керамики с его впечатляющей коллекцией керамики и стекла из разных стран и разных эпох. Здесь можно увидеть образцы итальянской майолики, венецианского стекла, мейсенского фарфора
Особое внимание стоит уделить уникальным собраниям фарфора российских мануфактур с 18 в. Общий фонд музея составляет около 50 тыс
предметов, часть его занята в обстановке дворца.
Прогулка по единственному в Москве французскому регулярному парку с мраморной скульптурой, обелисками, павильонами и системой прудов и каналов способна доставить немало приятных минут, есть во всей этой красоте какая-то застывшая симфония. К тому же такую прогулку можно совместить с посещением Большой каменной и Американской оранжерей, которые находятся на противоположной от дворца стороне парка. Ближайшие же ко дворцу постройки — домовая церковь с колокольней, Кухонный флигель и Швейцарский домик.
Режим работы и стоимость услуг
Режим работы: с 15 апр. по 14 окт. 10.00-18.00, с 15 окт. по 14 апр. 10.00-16.00, касса закрывается на час раньше; пн, вт, последняя среда месяца — закрыт
Вход в парк: взрослый билет/учащиеся/пенсионеры 50 RUB. Дворец: 250/100 RUB, Большая каменная оранжерея с выставками: 150/100 RUB, Голландский домик: 100/50 RUB, Итальянский домик: 100/50 RUB. Комплексный билет для индивидуальных посетителей: 500 RUB.
Фото/видеосъемка 100/200 RUB и 1000 RUB для молодоженов. Для иностранцев цены выше.
Экскурсии: от 4000 RUB за группу в зависимости от маршрута; запись на экскурсии: (495) 375-31-31