Государственный музей керамики и «усадьба кусково xviii века»

Павильон Эрмитаж

Садовый павильон «Эрмитаж» был нужен графу Шереметеву для того, чтобы принимать самых близких друзей, с которыми необходимо было остаться наедине во время светских приемов или балов. На верхний этаж посетители усадьбы могли подняться с помощью специального подъемного механизма, а на нижнем этаже слуги подавали закуски и напитки на элегантном подъемном столике.

Кусковский «Эрмитаж» входит в число трех сохранившихся подобных парковых построек такого типа (петергофский, царскосельский). Он был возведен в 1765-1767 годах по проекту Карла Бланка, популярного в те годы московского архитектора.

Современное состояние усадьбы

После революционных событий 1917 года последний хозяин усадьбы Кусково, граф Сергей Дмитриевич Шереметев (внук Прасковьи Жемчуговой и Николая Петровича Шереметева), передал все свое имущество в полное распоряжение большевиков — усадьбы в Кусково, Останкино, Остафьево, Вороново, Странноприимный дом и Фонтанный дворец в Санкт-Петербурге. До своей смерти в декабре 1918 года Сергей Дмитриевич вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково.

Усадьба была национализирована и получила статус Государственного музея-усадьбы «Кусково». 1 мая 1919 г. музей открыл свои двери для посетителей, и именно это решение советского правительства позволило уникальному усадебному комплексу вместе со всеми архитектурными и садово-парковыми памятниками остаться в целости и сохранности. Нетронутыми оказались и многочисленные художественные, библиотечные и архивные фонды поместья.

В 1932 году в музей был перевезен музей фарфора, созданный на основе национализированного в 1918 г. собрания русского фарфора Александра Морозова. В 1938 году два музейных комплекса были объединены в один, который на протяжении несколько десятилетий усиленно пополнялся новыми экспонатами. На сегодняшний день он включает в себя уже около 50 тысяч артефактов, регулярно организует собственные выставки, а также участвует в международных и межрегиональных выставочных проектах.

Кроме того, усадьба Кусково в Москве регулярно проводит театрально-зрелищные программы, приемы, народные гуляния, фестивали и концерты классической музыки с участием российских и зарубежных исполнителей. Здесь можно заказать торжественную регистрацию брака, покататься на лодке или конном экипаже, посетить музейные мастер-классы и экскурсии.

Грот в Кусково.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б. Шереметевым по «заключенному контракту». Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Цены на билеты в 2021 г

Чтобы просто прогуляться по парку усадьбы, за вход надо заплатить 50 р.

Чтобы посетить дворец, музеи, оранжерею, Эрмитаж и т.д. надо купить дополнительные билеты в кассах у входа усадьбы.

Все цены на билеты смотрите ниже.

Также можно посетить дворец или парк в составе экскурсионной группы.

Стоимость групповой экскурсии от 750 р. до 6500 р.

Цена зависит от количества людей в экскурсионной группе и программы.

Стоимость индивидуальной экскурсии 4000 р. (рассчитана на 1-10 человек).

Экскурсия в Кусково

Далее приводим цены на билеты в музей-усадьбу Кусково, музейно-парковый ансамбль и проведение различных мероприятий:

Музей в МосквеУсадьба Кусково и Музей керамики

Кусково волшебное место, здесь прекрасно всегда: и в июне, когда цветут пионы и осенью, когда желтизной полыхает парк, и зимой, когда ослепительно белый снег так вкусно хрустит под ногами. Я бывала здесь много раз, но вечером рабочего дня оказалась впервые. И для этого времени у Кусково припасены особенные сюрпризы. Обычно многолюдная территория парка к вечеру пустеет и безлюдные дорожки вызывают романтические чувства – так и кажется, что сейчас за поворотом мы встретим Прасковью Жемчугову, а в концертной зале зазвучит ее легендарный голос. Музыка в старинной усадьбе царит и сейчас — музыкальные традиции Кусково возродились и поддерживаются благодаря «Органным вечерам» придуманным десять лет назад известной органисткой и бессменным художественным руководителем этого фестиваля, Еленой Приваловой-Эпштейн. Все лето в Кусково можно наслаждаться прекрасной музыкой в исполнении талантливых музыкантов. Сейчас, пока Большой дворец закрыт на реставрацию, концерты проходят в Большой каменной оранжерее, где располагается портретная галерея, основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым. Здесь установлен современный цифровой орган Viscount, по звучанию максимально приближенный к своим прототипам – духовым органам. Этот инструмент обладает очень богатыми возможностями и индивидуальными тембровыми настройками. На прошедшем концерте нам посчастливилось услышать солистку Латвийского и Литовского оперных театров Анастасию Лебедянцеву, обладательницу прекрасного, глубокого меццо-сопрано. В ее исполнении прозвучали шедевры вокальной музыки эпохи барокко, а также известные арии русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Органом управляла российская органистка, клавесинистка, и пианистка лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко. Даже не верилось, что руки этой миниатюрной исполнительницы вызывали столь мощные звуки и заставляли полностью подчинить себе такой непростой инструмент, как орган. Олеся Кравченко исполнила не только традиционные произведения, специально написанные для органа, но и переложения произведений, первоначально предназначенных для оркестра. Такие переложения дают возможность понять, что возможности органа настолько обширны, что он один вполне может заменить собою целый симфонический оркестр. Например была исполнена увертюра к опере Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» в транскрипции для органа Анастасии Черток. Органные вечера в Кусково интересны еще и тем, что несут в себе не только художественную, но и просветительскую функцию – исполнение каждого произведения предваряется кратким рассказом об авторе, о его судьбе и творчестве, проводятся параллели между композиторами, которые может быть никогда и не встречались, но творили в одно и то же время. Флёр восемнадцатого века витал над нами и после окончания этого изумительного концерта, когда мы неспеша шли к выходу по темным аллеям старинного парка.

Американская оранжерея усадьбы Кусково

Между тем строилась Американская оранжерея продуманно, от расположения на территории до устройства остекления. На высотной фотографии, почти точно ориентированной по сторонам света, видна позиция здания в усадьбе. Одна продольная сторона ориентирована на солнечный юг, вторая защищена парковой растительностью. С точки зрения общей планировки участка оба тепличных здания логично замыкают ландшафтную часть парка. Ничего, кроме подселенного музея, не препятствует возвращения тепличных функций, однако вопрос не обсуждается.

Ничего против музея керамики не имеет ни обозреватель, ни большинство наших читателей, смею предположить. Тем более, что его коллекция фарфора по широте представленных эпох, стран и производителей считается одной из ценнейших в мире. Однако как легко музей приняла Американская оранжерея, столь же просто подобрать новое расположение. Это доказывают примеры использования под экспозиции бывших заводских помещений, из Москвы перемещены многие предприятия. Промышленные здания несложно переоборудовать, это доказано.

Так обрел пристанище институт русского реалистического искусства, фактически – частный музей живописи прошлого века. Он оборудовал выставочные площади в бывшей котельной старинной ситценабивной фабрики. Территория погубленного автозавода имени Ленинского комсомола приютила музей Московский транспорт, в автобусном гараже обосновался Еврейский музей. Примеры есть и вне столицы, Тульский военно-исторический музей занял здание бывшей электростанции. Как говорится, было бы желание, но нет его.

Фото с более близкого расстояния представляет конфигурацию здания, рассчитанного на тропические растения. Американская оранжерея состоит из нескольких корпусов различной освещенности, которую подбирали под определенные виды. Насколько обширные стеклянные панели благоприятствуют осмотру фарфоровой экспозиции, не проверено. Музей запрещает фотографирование, нет даже платного, и строго это контролирует. Ладно бы сами использовали шедевры для выпуска сувениров, нет и этого.

На оранжерее написано – теплицы, а внутри… фарфор

Не сравнивая ценности экспонатов, заметим, что есть заведения, использующие шедевры для копирования на сувенирах. Так делает, например, выставка миниатюр всемирной истории в Измайловском кремле, где и фотографировать можно. Пластилиновые скульптуры исторических деятелей, существующие в единственных образцах, украшают магниты для квартирных холодильников. Здесь получается – ни себе, ни людям, а предполагаемые конкуренты давно исчезнувших фабрик эти фото имеют.

По живописности конструкции Американская оранжерея соседнему зданию уступает, она более конкретно предназначена для тепличного хозяйства. Можно предположить роль наклонных панелей в регулировании внутренней освещенности, а козырьки над кровлей непонятны. Хотя, возможно, какую-то часть светового потока они внутрь направляют. Бесполезно гадать, покуда не возникнет всерьез вопрос о возвращении зданию исконного предназначения. Видимо, общее руководство усадьбы и музея хорошо сдружилось и разлучаться не намерены.

Своими боковыми флигелями Американская оранжерея напоминает школьный спортивный зал, пригодный для волейбола и футзала. Касательно возвращения тепличного профиля деятельности что-либо определенное можно сказать только после изучения отопительной системы. Дровяное сейчас вряд ли приемлемо, нужно рассматривать возможности модернизации. Централизованной котельной при прогулках по территории усадьбы не замечено. Здешний Дворец – летний, хотя печей и каминов в нем достаточно.

В силу древности происхождения и хорошей сохранности Американская оранжерея остается заметной достопримечательностью Кусково. Этого не изменит ни перемена деятельности, ни продолжение существования фарфоровой экспозиции. Вывеска о тепличном назначении права в части прошлого усадьбы, конструктивное устройство здания это подтверждает. Именно историческим прошлым ценна Американская оранжерея, представляя одно из увлечений хозяев самой старой дворянской усадьбы.

Павильон Эрмитаж

Сохранился в парке и павильон Эрмитаж, в котором отдыхали самые приближенные к графу Шереметеву гости. Подобный домик с таким же названием существует в Петергофе.

Павильон Эрмитаж

 Также как в Петродворце, в Эрмитаже в Кусково два этажа. Внизу размещалась прислуга, которая готовила угощения и сервировала стол. Гости размещались на втором этаже, на который их поднимал специальных лифтовой механизм. Когда приходило время обеда, стол опускался вниз, также с помощью специального устройства, и поднимался уже с самыми разнообразными блюдами. Это позволяло знатным посетителям совсем не сталкиваться с обслуживающим персоналом. В XIX веке подъемный механизм Эрмитажа сломался и в настоящее время мы уже не сможем увидеть его в действии. К сожалению, были утрачены многие предметы интерьера этого павильона. Сейчас его в основном используют как выставочный зал.

Режим работы музея Кусково

Музей открыт ежедневно:

  • Дворец, Грот, Итальянский домик, Голландский домик — с 10.00 до 16.00
  • Американская оранжерея, Большая каменная оранжерея, Эрмитаж и Регулярный французский парк — с 10.00 до 18.00
  • Кассы работают с 10.00 до 17.30

Музей закрыт:

  • понедельник и вторник, последняя среда месяца — санитарный день.
  • Каждое 3-е воскресенье месяца музей работает бесплатно.

Стоимость входа в музей Кусково (руб.)

Ниже представлена стоимость входа в усадьбу и музеи

   Объект посещения/Взрослый билет/ учащиеся, пенсионеры др.     

  • Архитектурно-парковый ансамбль XVIII века — 40 /30
  • Дворец — 150/50
  • Эрмитаж с выставкой — 100/50
  • Большая каменная оранжерея с выставкой — 150/50
  • Голландский домик — 50/40
  • Итальянский домик — 50/40
  • Грот — 100/50
  • Американская оранжерея с выставкой —150/50
  • Фото / видеосъёмка / свадебная съемка —100/200/1000

Приобретенный билет в один из парковых павильонов дает право входа на территорию музея.

В музее проводятся экскурсии по архитектурно-парковому ансамблю, экспозициям и выставкам. Посетители имеют возможность заказать экскурсионное обслуживание предварительно или непосредственно в день посещения музея.

Для детей

Для младших и старших школьников предлагаются разнообразные детские программы, игры-путешествия и игры-занятия.

Голландский домик в Кусково.

Этот павильон был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в «быт голландского бюргера» того времени.

Время работы и стоимость билетов

Осмотреть усадьбу можно со среды по воскресенье. В понедельник и вторник музей закрыт. Кроме того, ежемесячно в последнюю среду проводится санитарный день. Музей керамики открыт для посещений с мая по сентябрь. Павильон Грот в настоящее время находится на реставрации.

Точный график работы представлен на официальном сайте Усадьбы Кусково.

Объект Время для посещений
Дворец, Итальянский домик, Голландский домик 10- 16 ч.
Эрмитаж, Американская оранжерея, Большая каменная оранжерея 10- 18 ч.
Парковая зона 10- 18 ч.

Стоимость входных билетов на разные объекты отличается. Действуют льготные тарифы для пенсионеров и школьников. Для студентов стационара – бесплатно.

Объект для осмотра Взрослые Пенсионеры и школьники
Дворец 250 100
Голландский домик 100 50
Итальянский домик 100 50
Эрмитаж 150 50
Большая каменная оранжерея 150 100
Американская оранжерея 150 100
Вход в парк 50 50

Павильон Грот, Усадьба Кусково

Так мы добрались до самого красивого из павильонов. Павильон «Грот» построен в стиле барокко, является единственным павильоном в России, сохранившим свою первоначальную «гротовую» отделку помещения.

Внутренние помещения оформлены стеклом и известковым туфом, таким образом создается атмосфера настоящего грота, олицетворяющего сочетание стихий камня им воды. За павильоном «Грот» расположен пруд с рыбками и Менажереи, правда это тоже современная реконструкция.

Недалеко от павильона «Грот» итальянский домик.

Так мы опять добрались до главного дворца и до сооружений, расположенных поблизости. Таких как кухонный флигель.

Также рядом с дворцом расположена церковь, но в момент посещения усадьбы она была на реконструкции, поэтому вблизи фотографировать было нечего. На фото она справа от дворца.

История возникновения

Графский род Шереметевых – один из богатейших в Российской империи – владел десятками дворцов и усадеб.

Но самым известным шереметевским родовым гнездом является именно Кусково, которое в середине XVIII века решил сделать своей парадной резиденцией сын фельдмаршала, героя Полтавы, Бориса Шереметева – Петр Борисович (1713–1788). Этому способствовало приданое его богатой невесты Варвары Черкасской, дочери канцлера.

После женитьбы, среди прочего, к небольшим кусковским (отсюда и название – кусок) землям присоединилось соседнее село Вешняки, и у Петра Борисовича появилась возможность устроить поблизости от Москвы свой собственный Версаль, где бы он мог принимать даже августейших персон.

Кстати, в усадьбе побывали с визитами Екатерина, польский король и австрийский император.

Главное место в усадьбе отведено летнему дворцу, который был возведен по заказу хозяина усадьбы в традициях раннего классицизма. Строительными работами руководил архитектор Карл Бланк, основное строительство развернулось с 1769 по 1775 годы. Дворцовое здание было выстроено из дерева, которое в дальнейшем оштукатурили и выкрасили.

Нежно-розовый цвет стен, изящный декор фасадов, полукруглые фронтоны, большой размер многочисленных окон, великолепное крыльцо с пандусом – все это подчеркивает парадный характер здания.

Перед главным фасадом располагался огромный пруд с перспективой уходящего вдаль канала, по берегам которого был заложен пейзажный парк с охотничьими угодьями и зверинцем.

Повсюду можно было уединиться в беседках, которые имели в духе эпохи Просвещения созерцательные названия – «Философский дом», «Храм тишины» и даже «Хорошим людям пристанище».

Вокруг дворца зодчим Кологривовым был разбит французский регулярный парк, который прекрасно сохранился до наших дней, с фигурными партерами и цветниками, статуями античных богов и героев, а также деревьями, постриженными в форме птиц, кораблей или животных.

Помимо пышных великосветских приемов Шереметевы устраивали в Кусково раз в неделю открытые гуляния для всех с музыкой, фейерверками и парадом небольшой флотилии, которая состояла из гребных судов, яхты и гондолы.

Грот

В 1756-1761 годах в Кусково появилось одна из самых причудливых архитектурных построек — Грот. Павильон в стиле рококо возводился под руководством одаренного Федора Аргунова, который хотел, чтобы здание олицетворяло собой одновременно две стихии: камень и воду.

Строение представляет собой домик из камня, декорированный скульптурами и львиными масками, а стены интерьеров украшены ракушками, вулканическими породами и цветным стеклом. Центральная комната расписана розовой и зеленой красками, северный кабинет разрисован в холодной гамме, а южный — в теплой.

Сейчас Грот является единственным павильоном в России, сохранивший уникальную «гротическую» отделку XVIII века.

Дома для «зеленых питомцев»

А это – Большая каменная оранжерея (1763 г.)

Многие поначалу принимают ее за дворец.

Что неудивительно, принимая во внимание масштабы и совершенное архитектурное исполнение этого «агропромышленного здания». Между прочим, архитектор, который спроектировал оранжерею — Федор Аргунов, был крепостным

Между прочим, архитектор, который спроектировал оранжерею — Федор Аргунов, был крепостным.

Обратите внимание, как зеркалят друг друга здания Дворца и Оранжереи, расположенные на противоположных сторонах парадного партера. Издалека вполне можно перепутать

Издалека вполне можно перепутать.

Всевозможные обманки во времена «галантного века» вообще были в моде.

А самое интересное – Большая каменная оранжерея действительно иногда использовалась для приема гостей!

В ее центре был спроектирован «воксал» — круглый зал с хорами для музыкантов. В нем устраивались танцевальные вечера.

Усталые танцоры могли уединиться в остекленных галереях, где выращивались экзотические растения.

Летом кадки с экзотами выносили в парк (как сейчас это делают в исторических садах Европы) и стригли их кроны в форме различных фигур – кораблей, животных.

Получалась своеобразная «зеленая архитектура».

Внутрь Большой оранжереи можно попасть — сегодня в ней расположен Музей керамики.

История усадьбы Кусково

Начиная с XVI века, жизнь и история Кусково неразрывно связана с родом Шереметевых.

Наибольшего расцвета усадьба достигла во второй половинеXVIII века при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Имение стало знаменитым не только в Российской империи, но и в Европе.

К этому времени было закончено строительство основных и служебных зданий, разбиты парки, устроена система каналов, прудов и мостов.

Кусковские народные празднества собирали до 30 тысяч участников. Дважды в неделю принимали всех, кто пришел. Начиналось все торжественным богослужением. Затем гостям предлагались фольклорные представления, лодочные катания, фейерверки, пение, музыка, игры и забавы. Не обходилось такое веселье без традиционных театральных представлений и дворцовых балов. Крепостной театр Шереметевых играл одну из ведущих ролей в культурной жизни Москвы XVIII века.

Дворец в Кусково зимой

Сюда приезжали именитые гости и монархи. Усадьбу посещала Екатерина II, польский король, австрийский император.

Все это великолепие получил в наследство от отца граф Николай Петрович Шереметев. Большой знаток европейского театра, он организовал обучение крепостных крестьян актерскому мастерству, музыке и пению.

Дворец в Кусково

Мы начали осмотр усадьбы Кусково с визита в Большой дом. В те времена, когда Шереметевы устраивали здесь балы, во дворец допускалась только самая знатная публика. Обычно гостей было не более ста человек. В то время как вся усадьба могла вместить до 30 тысяч человек.

Дворец в Кусково

 Сначала гости попадали в прихожую-гостиную, стены которой украшали фламандские шпалеры, изготовленные в конце XVIII века. На них изображены фрагменты парка, очень похожего на тот, который существовал в усадьбе Кусково. Кроме того, здесь можно увидеть шпалеру с портретом императрицы Екатерины Великой, изготовленную в Петербурге. Известно, что Екатерина II шесть раз посещала приемы в Кусково, а вместе с ней на балах в усадьбе побывали многие европейские короли и аристократы.

Прихожая-гостинная

 Мы переходим в малиновую гостиную, где можно увидеть бюсты Б.П. Шереметева и его жены, портреты императрицы Екатерины Великой, ее сына Павла Петровича с супругой, а также парадный портрет Петра Борисовича Шереметева, который создал эту грандиозную усадьбу в том виде, который мы сейчас видим.

Портрет Петра Борисовича Шереметева

Малиновая гостинная

 Когда гости попадали в малиновую гостиную, они слышали музыку, которая доносилась из органчика. До наших дней, к сожалению, не дошли часы с движущимися фигурками, которые украшали этот инструмент. Дело в том, что в усадьбе останавливались войска Наполеона в 1812 г. и многие ценности после их визита бесследно пропали.

Часы-орган

 Далее мы попадаем в парадную спальню, которая не использовалась по прямому назначению, а скорее была данью моде тех времен.

Парадная спальня

 Затем идет кабинет-конторка, где можно увидеть уникальный стол для хранения нот. На его столешнице автор создал панораму Кусково из разных пород дерева. Работа была очень трудная и кропотливая, говорят, что в конце мастер утратил зрение и доделывал стол, уже не видя результата. Кабинет и соседние уборная, диванная и библиотека относятся к личным покоям графа.

Кабинет-конторка

Диванная

 Кроме того для дневного отдыха хозяев и гостей была создана вседневная опочивальня.

Вседневная опочевальня

 Здесь можно увидеть «Портрет калмыцкой девочки Аннушки» работы крепостного художника Шереметевых И. Аргунова. В те времена в России было модно держать при себе калмыцких детей. Их похищали казаки во время междоусобных войн между калмыцкими ханами, а затем привозили детей в столицу и дарили их представителям знати. Детям давали русские имена, так и Варвара Алексеевна Шереметева завела себе такую воспитанницу.

Портрет калмыцкой девочки Аннушки

 Кроме того в этой комнате висят портреты детей П.Б. Шереметева: наследник Николай Петрович и две дочери Анна и Варвара. Николай впоследствии влюбился в свою крепостную Прасковью Ковалеву-Жемчугову, нанял ей лучших педагогов и зачислил в труппу своего крепостного театра. Сценические псевдонимы своим актерам крепостным он давал в честь драгоценных камней: Алмазовы, Хрусталевы, Изумрудовы, Гранатовы, Жемчуговы и пр. Так свою новую фамилию получила и Прасковья Ковалева.

В силу своего высокого положения в обществе граф не мог сразу обвенчаться со своей возлюбленной. Долгое время он пытался получить разрешение на неравный брак. В итоге только в 1800 г. они поженились. Однако вскоре после рождения сына Дмитрия графиня Шереметева скончалась. Через шесть лет умер и граф, а их наследник воспитывался подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Т.В. Шлыковой-Гранатовой. Но вернемся во дворец.

За вседневной опочивальней идет картинная, где собраны работы западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв.

Картинная

 А сразу за картинной следует самая большая комната Большого дома — Зеркальный зал, где проводились балы и танцевальные вечера. Пол этой комнаты украшал паркет, изготовленный в Петербурге. Вдоль одной стены идет череда окон, выходящих в парк, а с другой стороны развешаны зеркала, которые зрительно расширяют пространство. Во время нашего визита во дворец Танцевальный зал готовился к концерту, поэтому все помещение было заставлено стульями для зрителей.

Зеркальный зал

 Вообще в Большом доме в Кусково часто устраивают музыкальные вечера, концерты. Одно время здесь даже вручали театральную премию «Хрустальная Турандот». Кроме того на территории усадьбы Кусково снимали огромное количество фильмов: «Виват Гардемарины», «Тайны дворцовых переворотов», «Достояние республики», «Здравствуйте, Я ваша те-тя!», «Адмирал» и многие другие.

В другом крыле Большого дома находится Парадная столовая, бильярдная, спальня графа и музыкальная гостиная. Мы же выходим в усадебный парк регулярной планировки.

Союз прославленных фамилий

Герб Шереметевых над входом в Большую каменную оранжерею усадьбы

Часть земель, ставших сейчас главной достопримечательностью окраинного московского района Вешняки, принадлежала еще боярину Ивану Васильевичу Шереметеву, герою Казанского похода, битвы с крымцами при Молодях и Ливонской войны. Сын его Федор — яркая фигура Смутного времени, враждовал с Годуновым, входил в состав Семибоярщины и на Земском соборе произнес знаменитое «Выберем Мишу Романова; он молод и глуп еще». Однако за спиной молодого царя стояли умудренные годами и суровыми испытаниями отец, патриарх Филарет, и мать, инокиня Марфа, которую воцарившийся сын почтительно и пожизненно именовал «великой государыней». И династия Романовых состоялась.

Род Шереметевых имения из рук не выпускал — Борису Петровичу, первому русскому графу,   кусковское владение продал в 1715 г. брат, Владимир Петрович Шереметев. Владение на тот момент было небольшим — сельцо деревянная церковь, да главный дом с прудом и садом, окруженные деревнями и земельными угодьями князей Черкасских. Сын Шереметева Петр Борисович с усмешкой называл его «куском». Отсюда название и пошло.

Петр Борисович Шереметев

Федор Иванович Шереметев, ранее владевший селом Вешняки (Вешняково), вторым браком сочетался с княжной Черкасской. Этот брак не оказался счастливым, новая супруга, как и первая, вскоре скончалась, Федор женился в третий раз, и там тоже не все было гладко. За пять лет до кончины несчастливый боярин построил в Вешняках шатровую Успенскую церковь, поныне возвышающуюся на краю кусковского парка. Вешняки отошли его дочери, та вышла замуж за князя Одоевского, позже Одоевские породнились с Черкасскими — и вот Вешняки вернулись Шереметевым.

Храм Успения Богородицы в Вешняках

Успенская церковь — самая древняя постройка в юго-восточной части Москвы (1644-1645) — представляет собой двухэтажное здание. Престол верхнего храма освящен в честь праздника Воскресения Христова, нижнего — Успения Пресвятой Богородицы. Первоначально в храме имелся также престол, посвященный Николаю Чудотворцу. Позднее церковь перестроили, добавились два придела; в один из них перенесли престол св. Николая, другой освятили в память апостола Иакова Зеведеева. Колокольня, оборудованная часами со звоном, перестраивалась в 1740-х в стиле северного барокко на средства Алексея Черкасского, в то время занимавшего пост государственного канцлера при дворе Анны Иоанновны.

Колокольня Успенской церкви

Располагая более чем достаточными силами и средствами, Петр Борисович решает превратить Кусково в роскошную летнюю увеселительную резиденцию

Чем порадовать прежде всех жену, детство проведшую в Вешняках, а заодно привлечь внимание императрицы Елизаветы, один из летних дворцов которой стоял неподалеку

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Усадьба в наши дни

Уже почти 100 лет усадьба Кускова имеет статус музея. Это прекрасный памятник истории и культуры русского народа. Посетители могут осмотреть внутренние интерьеры помещений, прогуляться по тропинкам парковой зоны, а также посетить Музей керамики. Для размещения экспозиций использована оранжерея. В ней представлены портреты выдающихся личностей из рода Шереметьевых. Большой интерес у публики вызывает ценное собрание фарфора и керамики.

Усадьба Кусково не один раз становилась съемочной площадкой для популярных фильмов и сериалов. На территории поместья проходили съемки:

  • «Здравствуйте, я ваша тётя!»
  • «Виват, гардемарины!»
  • «Ширли-Мырли»
  • «Тайны дворцовых переворотов»

Развлечения: каток, ролики и детские площадки

Кусково (парк) отлично подходит для семейных прогулок. На его территории есть детские и спортивные площадки. По ровным асфальтированным дорожкам можно кататься на роликах. К сожалению, пока в нем нет проката роликовых коньков, но многие приходят со своими. Даже в будни здесь можно увидеть немало роллеров. Детям интересно будет прокатиться на пони и лошадках, которые ожидают посетителей в теплое время.

Зимой на парковой территории тоже людно. В зимние месяцы около пруда на площадке заливают каток, поэтому многие приходят покататься на воздухе возле красивых снежных пейзажей. Здесь есть специальная точка, в которой можно взять на прокат коньки и тюбинги. Для комфорта клиентов рядом построена теплая раздевалка и гардероб. Стоимость посещения катка для взрослых и детей старше 7 лет в будни составляет 100 рублей, в выходные дни – 150 рублей.

Оформление усадебных парков

Парковая зона Кусково разбита на несколько частей. Они отражают основные черты, присущие ландшафтному дизайну Франции и Англии. Единственный в России сохранившийся без изменений Французский парк существует уже более 200 лет. Его украшают многочисленные скульптурные композиции. Повсюду разбиты цветники. Редкие декоративные растения были собраны в оранжереях.

В пейзаж органично вписываются разбросанные по территории павильончики – Голландский и Итальянский дом, Эрмитаж, Грот. Английский Гай во многом похож на естественный пейзаж, который дополняют живописные мостики и павильоны. Здесь расположен Дом Уединения, где проживала графская семья. Также был обустроен зверинец с дикими животными и птичий вольер.

Парк усадьбы Кусково

Все элементы парка подчинены определенным правилам, его отличает геометрическая планировка, симметричность всех объектов, использование для украшений мраморных статуй и придание кустарникам и деревьям различных форм. В XVIII веке это был самый большой французский парк в России, в котором размещалось несколько павильонов.

Парк усадьбы Кусково

Парк усадьбы Кусково

 Голландский домик

Самым первым в 1749 г. был построен голландский домик в память об эпохе Петра Великого. Этот павильон также предназначался для отдыха гостей.

Голландский домик

 На первом этаже размещалась кухня, а на втором этаже комната для гостей. Стены этой залы выложены роттердамской плиткой от пола до потолка и украшены предметами с самых разных уголков мира. Хозяин имения подбирал их так, чтобы они проиллюстрировали быт голландцев, каким его себе представлял Петр Борисович Шереметев.

В голландском домике

В голландском домике

 Стены голландского домика украшало около 120 картин фламандских художников. С другой стороны парка симметрично голландскому домику был выстроен Грот.

Музеи Кусково

Еще одна гордость Кусково — Музей керамики с его впечатляющей коллекцией керамики и стекла из разных стран и разных эпох. Здесь можно увидеть образцы итальянской майолики, венецианского стекла, мейсенского фарфора

Особое внимание стоит уделить уникальным собраниям фарфора российских мануфактур с 18 в. Общий фонд музея составляет около 50 тыс

предметов, часть его занята в обстановке дворца.

Прогулка по единственному в Москве французскому регулярному парку с мраморной скульптурой, обелисками, павильонами и системой прудов и каналов способна доставить немало приятных минут, есть во всей этой красоте какая-то застывшая симфония. К тому же такую прогулку можно совместить с посещением Большой каменной и Американской оранжерей, которые находятся на противоположной от дворца стороне парка. Ближайшие же ко дворцу постройки — домовая церковь с колокольней, Кухонный флигель и Швейцарский домик.

Церковь Спаса Всемилостивого

Уникальный памятник архитектуры в стиле «аннинского барокко» строился с 1737 по 1739 годы и является самой ранней постройкой усадьбы. Здание представляет собой парадный белокаменный храм, декорированный скульптурами апостолов и увенчанный небольшим крестом, который удерживается благодаря фигуре ангела с раскинутыми крыльями. Главным украшением нынешнего убранства церкви является двухъярусное паникадило с восемнадцатью свечами, на которых изображены фигуры серафимов.

Спустя полвека к храму была пристроена деревянная колокольня, ставшая последней значительной постройкой в Кускове.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector