Аппиева дорога в риме

Описание Аппиевой дороги

Основная часть дороги благодаря мастерству ее строителей прекрасно сохранилась до наших дней. Она представляет собой путь шириной в две римские повозки (около 4-х метров), вымощенный крупными тесаными камнями, которые укладчики дороги очень плотно пригоняли друг к другу. Это делалось из расчета, что по дороге должны были пройти многочисленные римские полчища и проехать огромное количество колесниц и повозок с грузом. По обе стороны этого каменного пути были устроены сточные канавы для отвода лишней дождевой влаги и возвышения для пешеходов, напоминающие современные тротуары.

При закате солнца Аппиева дорога вкупе со всеми гробницами и другими величественными сооружениями, которые высятся практич

Основные достопримечательности, которые можно посетить, прогуливаясь вдоль Аппиевой дороги:

Гробница Цецилии Метеллы
Огромная, в виде башни, гробница знатной римской матроны Цецилии Метеллы. Цециллия была дочерью консула, одного из богатейших граждан Рима. Величественная усыпальница построена в виде округлой башни диаметром 11 метров. Высота сооружения — около 7 метров. Сейчас гробница наполовину разрушена, но все равно является одной из уникальных реликвий Аппиевой дороги, ведь она представляет собой ярчайший образчик римских усыпальниц.

Строительство башни велось без использования соединяющего раствора — в ход шли только каменные блоки, тщательно пригнанные друг к другу. Верхняя часть гробницы искусно отделана мрамором — дорогим материалом, который могли позволить себе лишь богатые люди — и украшена изображениями животных. Останки Цецилии были помещены в саркофаг, который размещался в центральной части гробницы, а позже был перенесен в Палаццо Фарнезе. Гробница украшена надписью, которая говорит о том, что построена она была для любимой дочери и жены.

Знаменитые катакомбы ДомитиллыВо времена Римской империи использовались в качестве первых христианских храмов и молелен. Это одни из самых больших римских катакомб. Основаны были на месте семейной усыпальницы рода Флавиев. Есть версия, что земля эта принадлежала внучке Весписиана (императора) Домитилле. Она была одной из первых христианок, за что и преследовалась, и была замучена насмерть. Со временем подземная галерея усыпальницы была существенно увеличена и стала огромным христианским захоронением, которое представляет и художественную ценность, поскольку украшено прекрасными фресками разных исторических периодов.

Останки Виллы Квинтилиев
Сейчас это прекрасное сооружение практически разрушено, а когда-то оно являло собою настолько роскошную усадьбу двух братьев, что им позавидовал сам император Коммод. Тиран казнил Квинтилиев и присвоил их виллу себе. Но и сейчас она производит потрясающее впечатление на фоне окружающей природы.

Гробница СципионовГробница одного из знатнейших римских родов — Сципионов. Одна из самых древних родовых усыпальниц Аппиевой дороги. Занимает значительную территорию и вмещает более 30-ти захоронений, в том числе и могилу прославленного поэта Рима Квинта Энния (хоть он и не принадлежал к роду Сципионов). Первые захоронения в этом обширном погребальном комплексе производились в III в. до н. э. Последние соотносят приблизительно с I в. н. э. Гробница представляет собой историческую и культурную ценность как один из выдающихся примеров римских захоронений той эпохи.

Маршрут

Первым населенным пунктом за границей Аврелиановой стены (лат. Mura Aureliane) является городок Аричча (Ariccia). Вехой, отмечающей 88 км пути служит город в регионе Лацио — Террачина (Terracina). Затем следуют: Фонди (Fondi) и Формия (Formia), стоящая на 142 километре «Царицы дорог». Города Минтурно (Minturno) и Синуэсса (сейчас: Мондрагоне (Mondragone)) — промежуточные на пути к Капуе (сейчас: Санта-Мария-Капуа-Ветере, (Santa Maria Capua Vetere)) региона Кампания.

Карта Аппиевой дороги продлилась за счет пути в Беневенто (Benevento), Венузию (Venosa), Тарент (лат. Tarentum), Урию (лат. Uria). Окончательная точка маршрута (540 км) находится в портовом городе Бриндизи региона Апулия (Puglia). Конный переезд из Рима в Брундизия составлял порядка 15 дней!

Катакомбы Святого Каллиста

Одни из самых крупных христианских захоронений Рима — катакомбы Святого Каллиста — использовались в качестве городского кладбища во II-IV веках. Катакомбы представляют собой подземный комплекс небольших фунеральных помещений и галерей, располагающихся на четырех уровнях.

Общее число захоронений, обнаруженных на сегодняшний день, составляет порядка 500 тысяч. Катакомбы Сятого Каллиста открыты для посетителей, однако осмотреть их можно только в составе группы и в сопровождении гида.

Билет в катакомбы с гидом +проездной на весь день +туристический автобус Hop-on-hop-off 24 часа

О происхождении названия

Принято считать, что корни названия реки уходят к древней цивилизации этрусков, некогда населявших северо-запад Апеннинского полуострова, либо оно имеет италийское происхождение. И в том и в другом случае слово близко к родственному кельтскому корню dubr, означающему «вода».

По второй версии река Тибр была названа так после происшествия, имевшего место около трех тысяч лет назад. Легендарный царь древнего латинского города Альба-Лонги Тиберин Сильвий утонул в ней. В результате река, носившая до этого название Альбула, была переименована в его честь. Согласно мифологии Тиберин, по воле Юпитера, стал богом и духом-покровителем Тибра. Легенда положила начало традиции изображать великую реку в виде бога-мужчины.

В литературе

Талеб Нассим Николас (рожд. 1960)

«Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» (2012 г.): «В конце 2004 года я участвовал в конференции, посвященной эстетике и науке. Она проходила в Риме. Лучшего места для подобной акции не придумаешь, здесь эстетика разлита в воздухе и проникает во все – вплоть до поведения людей и звучания голосов.»

Андерсен Х. К.

Правдивая история моей жизни (1846 г.) (The True Story of My Life, by Hans Christian Andersen)

Когда я в первый раз путешествовал по Италии, я не замечал скульптур; В Париже, восхитительные картины отвлекли меня от скульптур; впервые, когда я прибыл во Флоренцию с стоял перед Венерой Медицейской, я понял восклицание Товардсена «снег стаял с моих глаз» и новый мир искусства предстал передо мной. И теперь, в мой третий приезд в Рим, после прогулок по Ватикану, я ценю скульптуру гораздо выше, чем живопись. Именно здесь, и в какой-то степени в Неаполе, это искусство так прекрасно входит в жизнь. Каждый полностью поглощаются им, каждый учится восхищаться естеством в скульптуре, красота форм становится духовной. (The first time I travelled to Italy I had no eyes for sculpture; in Paris the rich pictures drew me away from the statues; for the first time when I came to Florence and stood before the Venus de Medicis, I felt as Thorwaldsen expressed, «the snow melted away from my eyes;» and a new world of art rose before me. And now at my third sojourn in Rome, after repeated wanderings through the Vatican, I prize the statues far higher than the paintings. But at what other places as at Rome, and to some degree in Naples, does this art step forth so grandly into life! One is carried away by it, one learns to admire nature in the work of art, the beauty of form becomes spiritual.)

Всегда нужно любить Рим; он как увлекательная книга, каждый всегда найдет здесь удивительное и каждый живет здесь в мечтах и в реальности (one always must love Rome; it is like a story book, one is always discovering new wonders, and one lives in imagination and reality).

История

Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.

Этапы строительства

В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.

Ценность

Вымощенная камнями лента, обрамленная зонтичными соснами, пережила легендарный Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий (нем. Theoderich der Große) и все правители, господствовавшие в Риме вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался на откуп паломникам, путешествующим по святым местам.

Примечательно, что вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены, реконструированы или послужили источником даровых стройматериалов.

В позднем Средневековье Аппиева дорога, по сути, утратила свои функции, она была частично демонтирована, а большей частью — покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 века в окрестностях исторического маршрута происходили обширные раскопки. Древние артефакты разлетелись в сотни частных коллекций и музеев.

В искусстве

Аппиева дорога выглядит настолько неординарно, что успела произвести большое впечатление на живописцев. Наиболее древними являются гравюры Джованни Пиранези (Giovanni Piranesi) 18 века. В Третьяковской галерее выставлено полотно «Аппиева дорога при закате солнца», автор — русский художник 19 века Александр Иванов. Не менее живописным оказались окрестности Via Appia американцу Джону Чепмену (John Chapman), который написал цикл из 10 полотен в конце 19 века.

Итальянский композитор 20 века Отторино Респиги (Ottorino Respighi) в 1924 году написал грандиозное музыкальное произведение «Сосны Рима» для исполнения симфоническим оркестром. Не менее талантливый дирижер Герберт фон Караян (Herbert von Karajan) воплощал это произведение в стенах знаменитых концертных залов всего мира. Особенно драматично и тревожно звучит часть концерта, имеющая название «Сосны Аппиевой дороги».

Новая история Старой Аппиевой дороги

Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами.

За свою долгую историю Аппиева дорога успела побывать тропой войны, крупнейшей торговой артерией, священным путем паломников… В настоящее время она добавила к этому историческому багажу звания прогулочной, экскурсионной и спортивной трассы: здесь гуляют, осматривая достопримечательности, туристы, проводятся спортивные забеги, соревнования. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, именно здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

В праздничные и выходные дни эта древнейшая дорога закрывается для транспорта, по ней с большим удовольствием совершаются пешие прогулки. Разнообразные экскурсионные программы дают желающим возможность подробно познакомиться с историей античной дороги и историей многочисленных сооружений, построенных вдоль нее.

Гробница Ромула

Церковь св. Николая

На основании документов из архивов, известно, что церковь эта была сооружена в Риме в XIV в. Местом для возведения послужили крепостные стены замка рода Гаэтани. В Риме эта церковь является одним из немногочисленных образцов архитектуры, выполненным в готическом стиле.

Аппиева дорога: церковь св. Николая

Аппиева дорога, помимо перечисленных нами достопримечательностей Рима, также сохранила множество руин, прежде бывших античными постройками. В этой нашей статье мы остановились лишь на наиболее известных достопримечательностях из тех, которыми располагает Аппиева дорога в Риме.

Краткое описание

Tutte le strade partono da Roma – Все дороги отходят от Рима.

Широко известная во всем мире поговорка утверждающе провозглашает, что «все дороги ведут в Рим». И, в принципе, относительно Римской республики это абсолютно верно, поскольку дороги в ней строились так, чтобы соединить этот город со всеми, даже самыми отдаленными частями Апеннинского полуострова.

Ворота святого Себастьяна (ранее Порта Аппия). От этих ворот начиналась Аппиева дорога

Тем не менее, поскольку их строительством занимался именно Рим, то переводить оригинальную поговорку – Tutte le strade partono da Roma – следовало бы немного иначе: «Все дороги отходят от Рима» или начинаются с него. А если быть еще более точными, то начинаются они с Римского Форума, центральной площади Древнего Рима. И Аппиева дорога, одна из самых древних и знаменитых в Италии, называемая в античные времена не иначе, как «царица дорог»,– наглядное подтверждение этому.

Аппиева дорога была протянута сначала от Рима до Капуи, далее – до Брундизия (совр. Бриндизи), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию, Малую Азию, Египет. В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах XVIII века, к ее названию делают приставку – Старая. И если бы камни ее могли говорить, они бы поведали множество историй. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия…

Вид на Аппиеву дорогу

Именно поэтому сегодня по Аппиевой дороге водят экскурсии. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии, неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи.

Происхождение

Порта Сан-Себастьяно — это ворота Аппиа в стенах Аврелиана .

Потребность в дорогах

Аппиева дорога была римской дорогой, которая использовалась в качестве основного маршрута для военных поставок с момента ее строительства для этой цели в 312 году до нашей эры.

Аппиева дорога была первой длинной дорогой, построенной специально для перевозки войск за пределы меньшего региона Большого Рима (это было важно для римлян). Несколько дорог за пределами древнего города были этрусскими и вели в основном в Этрурию

К концу республики римляне распространились по большей части Италии и были мастерами дорожного строительства. Их дороги начинались в Риме, где находился главный маршрут , или список пунктов назначения вдоль дорог, и простирались до границ их владений — отсюда и выражение « Все дороги ведут в Рим ».

Самнитские войны

Римляне были близки к жителям Кампании , которые, как и они сами, прослеживали свое происхождение до этрусков . В самнитских войнах были спровоцированы самнитами , когда Рим попытался союзник с городом Капу в Кампании. В италийских динамиках в Лациуме уже давно покорили и встраиваются в римское государство. Они несли ответственность за преобразование Рима из преимущественно этрусского государства в преимущественно италийское.

Плотное население суверенных самнитов оставалось в горах к северу от Капуи, что к северу от греческого города Неаполис . Около 343 г. до н.э. Рим и Капуя попытались заключить союз. Самниты ответили военной силой.

Барьер Понтийских болот

Гробница Присциллы

Могильный памятник Гая Рабириуса Постума Гермодора, Люсии Рабирии Демарис и Усии Примы, жрицы Исиды вдоль Аппиевой дороги, недалеко от Quarto Miglio

Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура , расположенный в катакомбах Сан-Себастьяно

Между Капуей и Римом лежали Понтийские болота ( Pomptinae paludes ), болото, зараженное малярией . Извилистая прибрежная дорога, извивающаяся между Остией в устье Тибра и Неаполем . Via Latina последовал его древний и едва ли более доступный путь вдоль предгорий Monti Laziali и Monti Lepini , которые видны возвышающиеся над бывшим болотом.

Во время Первой самнитской войны (343–341 до н. Э.) Римляне обнаружили, что они не могут поддерживать или пополнять войска в полевых условиях против самнитов через болота. Восстание Латинской лиги еще больше истощило их ресурсы. Они отказались от попытки союза и договорились с Самниумом .

Колонизация на юго-восток

Римляне только выжидали своего часа, пока искали решение. Первым ответом была колония , «выращивание» поселенцев из Рима, которые будут поддерживать постоянную базу операций. Второй самнит война (327-304 до н.э.) вспыхнула , когда Рим попытался поместить колонию в Cales в 334 г. до н.э. , и снова Fregellae в 328 г. до н.э. на другой стороне болота. Самнитов, теперь главная власть после победы над греками из Тарента , занятых Neapolis , чтобы попытаться обеспечить его лояльность. Неаполитанцы обратились к Риму, который послал армию и изгнал самнитов из Неаполя.

Начало работ Аппия Клавдия

В 312 г. до н.э. Аппий Клавдий Цек стал цензором в Риме. Он был из рода Клавдия , патриция, происходившая от сабинян, захваченных в раннеримское государство. Ему было дано имя предка-основателя рода Аппий Клавдий (Аттус Клаус на сабинском). Он был народником , т. Е. Защитником простых людей. Человек с внутренней проницательностью, в годы успеха он, как говорили, потерял внешнее зрение и поэтому получил имя caecus , «слепой».

Не дожидаясь, пока Сенат ему скажет, что делать , Аппий Клавдий начал смелые общественные работы по решению проблемы снабжения. Акведук ( Aqua Appia ) обеспечивал водоснабжение города Рима. Безусловно, самым известным проектом была дорога, которая пролегала через Понтийские болота к побережью к северо-западу от Неаполя , где она поворачивала на север, в Капую. По нему любое количество свежих войск могло быть переброшено на театр военных действий, а припасы могли быть в массовом порядке переброшены на римские базы без помех со стороны врага или местности. Неудивительно, что после своего пребывания на посту цензора Аппий Клавдий дважды становился консулом , впоследствии занимал другие должности и был уважаемым советником государства даже в последние годы своей жизни.

Успех дороги

Дорога достигла своей цели. Исход Второй самнитской войны был наконец благоприятен для Рима. Последовав серию ударов, римляне изменили свою судьбу, приведя Этрурию к столу в 311 г. до н.э., в самом году их восстания, и Самнии в 304 г. до н.э. Дорога была главным фактором, позволившим им с достаточной скоростью сосредоточить свои силы и обеспечить их достаточное снабжение, после чего они стали грозным противником.

История

Древняя Аппиева дорога была построена в 312 году до нашей эры. Первоначально она появилась с военной целью, связывая Рим с крепостью Капуя в южной части Аппенинского полуострова. Позже маршрут продлили до города-порта Брундизия (Бриндизи), чтобы наладить сообщение с другими государствами: Египтом, Грецией, территорией Азии и т.д.

Аппиева дорога в древнем Риме. На карте видно, что всю страну пронизывала плотная сеть подготовленных маршрутов

Инициатором строительства самого первого пути был государственный деятель и патриций Аппий Клавдий Цек — именно в честь него и появилось название Виа Аппиа. Но после каждый новый правитель Рима укреплял древнюю трассу и привносил что-то свое. Она обновлялась при Максенции, Константине, Диоклетиане и других, заслужив неофициальное прозвище «Царица дорог». Вдоль каменной мостовой богатые римляне хоронили родственников, выстраивая роскошные гробницы.

Строительство Аппиевой дороги было обязанностью римских легионов, а дорогу могли прокладывать даже через овраги и болота

В Средние века Аппиева дорога утратила часть своей значимости в качестве военной и торговой артерии. Но зато появился большой поток паломников, которые хотели посетить гробницу Святого Себастьяна и римские катакомбы. Это продолжалось до конца 16-го века, когда папа Григорий XIII решил построить Appia Nuova, оттянувшую на себя почти весь поток путешественников.

В 16 веке дорога притянула к себе большое количество паломников разного социального статуса

В начале 19-го столетия в Риме набрал силу интерес к античным достопримечательностям, и древняя Виа Аппиа превратилась в одну из археологических зон. Спустя век, в 1988 году, появился археологический парк Parco Regionale Della’Appia Antica. Он помог сохранить в первозданном виде те километры мостовой, которые еще не превратились в асфальтированную трассу.

Сейчас Аппиева дорога относится к археологическому парку, который поддерживает ее и достопримечательности в должном состоянии

Интересно: после знаменитого восстания Спартака в 71 году до нашей эры Виа Аппиа стала местом казни — вдоль нее прошло массовое распятие рабов. Около 6 000 крестов были возведены от Рима до Капуи.

Первая мильная колонна

Буквально в двух шагах от Ворот Святого Себастьяна, по правую сторону от дорожного полотна, можно увидеть так называемую Первую мильную колонну, указывающую на первую римскую милю Аппиевой дороги, отсчет которых начинался от Капенских ворот. Подобными колоннами в Древнем Риме обозначали расстояние до города.

Оригинальная Prima colonna miliaria была обнаружена в 1584 году, а сегодня она является частью лестничной балюстрады Капитолийского холма.

Милю ввели для путевых измерений расстояний в Древнем Риме. Она равнялась тысяче двойных шагов римских легионеров на марше, причем – в полном боевом облачении. Сегодняшнее понятие древнеримской мили – 1482 метра.

Мавзолей Присциллы

Очередная усыпальница из тех, которыми располагает Аппиева дорога на своем пути, была построена для жены Тита Флавия, Присциллы. Датирована данная постройка была концом I века. Прямоугольное основание данного сооружения имело две цилиндрические надстройки. Одна из этих надстроек располагала 13 нишами, используемыми под скульптуры с изображением Присциллы.

Фунеральное помещение мавзолея, некогда облицованное травертином, располагало, в свою очередь, тремя нишами. Некогда в них были размещены саркофаги. С начала XI в. эта гробница стала использоваться в качестве фортификационного сооружения. В дальнейшем, в период с XVIII по XIX в. она стала использоваться как уже как помещение, в котором подлежал созреванию сыр.

Гробницы Аппиевой дороги

В Риме законодательство запрещало погребение умерших в пределах города. Для этого были использованы области крупных дорог, выходящих за Рим, в том числе и Аппиева дорога. Отрезок от Рима до Беневента, использовался более часто для этих целей.

Уже тогда земля под захоронение имела цену: чем ближе участок к городу, тем выше его стоимость. Соответственно, чем ближе захоронение было к городской черте, тем владелец участка был более уважаем и богат.

Захоронений достаточно много, наиболее престижные и масштабные из них:

  • катакомбы св. Себастьяна и св. Каллиста;
  • катакомбы уважаемой семьи Сципионов, где прах членов семьи находится в каменных саркофагах;
  • колумбарий Помпония Хила — семья которая, судя по богатому убранству гробницы, разбогатела после получения вольной;
  • колумбарии вольноотпущенников Ливии поражает своими размерами, здесь могло вместиться несколько тысяч урн.

Некоторые захоронения внешне похожи на храмы и даже целые пирамиды. На VI миле от города хранятся, окутанные зеленью, отдельные части погребальных строений, монументов и церквей.

В истории Аппиевой дороги происходило много жестоких событий. После усмирения восстания Спартака, по обочине дороги установили столбы, на которых страшную смерть приняли более 6 тыс. плененных, принимавших участие в бунте.

Достопримечательности Аппиевой дороги

Прежде, чем узнать, как добраться до Аппиевой дороги в Риме, стоит ознакомиться с перечнем достопримечательностей.

Путешествие можно начать у ворот Сан-Себастьяно. Это сооружение привлекает туристов разнообразной архитектурой. Обе части ворот имеют свою историю:

  • в III веке до н.э. из обработанного камня был выложен квадратный нижний ярус;
  • в V веке сооружение достроили и укрепили. На квадратной основе появились полукруглые башни, выложенные из кирпича. Они украшены зубцами, имеют небольшие окна.

Все желающие могут посетить здание ворот Сан-Себастьяно, ставшее музеем. За 3 € можно увидеть экспозицию, посвященную истории развития укреплений фортов. В стоимость входит прогулка по стенам, с высоты которых открывается вид на древние оборонительные сооружения. По понедельникам музей закрыт для посетителей.

Недалеко от ворот стоит церковь Domine Quo Vadis. На ее месте произошла встреча Петра и Иисуса Христа.

Следующим этапом путешествия может стать парк Карфарелла. Он занимает обширную территорию, по которой принято передвигаться пешком или на велосипеде. Двухколесные транспортные средства можно здесь же взять напрокат. Карфарелла интересна своими лугами, пещерами, ручьями. Здесь вы не найдете современных пунктов питания: кафе и ресторанов. На пути будут попадаться только небольшие фонтаны с питьевой водой. Можно посетить ферму по разведению овец и приобрести изготавливаемый на ней сыр.

Если гулять по парку не хочется, достаточно свернуть, обойти его. В этом случае экскурсия по Аппиевой дороге продолжится в местах захоронения древних римлян – Catacombe di San Callisto. Посетить достопримечательность можно в любой день, кроме среды. Прогулки по катакомбам разрешены только в присутствии экскурсовод. Стоимость билета 9 €.

Вдоль полотна расположены и другие знаменитые объекты:

  1. Вилла Квинтилиев – руины некогда величественного дома. Здесь произошло убийство членов семьи владельца и императора.
  2. Гробница Сципионов – фамильный склеп, обнаруженный археологами в 18 веке.
  3. Базилика святого Себастьяна, ставшая хранилищем мощей апостола Павла, оригинала плиты со следами стоп Христа. Здесь находятся и другие реликвии: мощи святого, именем которого названа базилика, стрела, вынутая из его тела.
  4. Катакомбы св. Себастьяна, экскурсия стоит 4 EUR.

Как добраться до Аппиевой дороге

Существует два варианта посещения достопримечательности: пешая прогулка или поездка на транспортном средстве. В первом случае туристу придется столкнуться с некоторыми неудобствами:

  • большие затраты времени и сил;
  • отсутствие тротуаров;
  • необходимость постоянно уступать дорогу автомобилям.

Как же доехать до Аппиевой дороги в Риме? Есть несколько решений:

  1. Аренда машины будет стоить 12-25 EUR за сутки.
  2. Путешествие на туристическом автобусе «Археобас», которое начинается со станции «Термини».
  3. Поездка на рейсовых автобусах: № 118 идет от станции метро «Piramide», а № 218 – от собора San Giovanni.

Какой бы способ передвижения вы не выбрали, путешествие по Аппиевой дороге принесет только положительные эмоции!

Аппиева дорога

Аппиева дорога (латинское и итальянское: Via Appia) была одной из самых ранних и стратегически важных римских дорог Древнего Рима. Он соединял Рим с Бриндизи на юго-востоке Италии. После падения Римской империи дорога вышла из строя. По приказу Папы Пия VI дорога была восстановлена, и в 1784 году параллельно со старой был построен новый Аппиевой путь до Альбанских холмов. Новая дорога — это Виа Аппиа Нуова («Новый Аппиевой путь») в отличие от старого участка, ныне известного как Виа Аппиа Антика . Мили с 1 по 10 попадают в региональный парк. Среди известных памятников на маршруте — Порта Аппиа ( Порта Сан-Себастьяно ), ворота Стены Аврелиана, гробница Присциллы , христианские катакомбы Святого Себастьяна и Калликстуса, а также еврейские катакомбы Винья Ранданини , цирк и мавзолей Максенция, Гробница Цецилии Metella , римские бани Капо ди Бове , то Гробница Hilarus изсиз , мавзолей Orazi и Curiazi и мавзолей Casal Ротондо . Местами на этом участке дороги обнажается первоначальная поверхность вулканической породы.

1Рим

Аппиева дорога была проложена в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Она шла из Рима в Капую, позднее, во II веке до н. э., была проведена до Брундизия. Аппиева дорога была самой значимой из античных общественных дорог Рима. Уже в древности она называлась «царицей дорог» — regina viarum.

Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Она связывала Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия

Первый участок дороги был построен во время второй Самнитской войны (326−304 г. до н. э.), затем использовался в военных целях и во время других конфликтов. В ходе строительства дороги был проведен канал через Понтинские болота, осушивший землю.

Основание дороги было вымощено тесаными камнями из серого вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело немного выпуклую форму, благодаря чему вода сразу стекала. Ширина дороги доходила до 4 метров, что позволяло разъехаться двум колесницам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.

Мильный столб

Через каждую римскую милю (1478 метров) на Аппиевой дороге стоял мильный столб. Столб первой мили сейчас заменен на копию, оригинальных столбов не сохранилось. Приблизительно в 16,5 км от Рима, в конце девятой мили, располагалась первая почтовая станция, на которой меняли лошадей. На определенном расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха. Одну из них — «Три харчевни», расположенную в 45 км от Рима, упоминал Цицерон в письмах, а также в своих произведениях.

Могила Цецилии Метеллы

Так как римский закон запрещал захоронения в черте города, для погребений римляне использовали крупные дороги. Сначала вдоль Аппиевой дороги появились колумбарии с урнами. А начиная со II века зажиточные граждане начали хоронить тела в земле. Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метеллы, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Среди других выдающихся памятников можно отметить гробницу Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки.

Порта Аппия

Аппиева дорога начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места шел отсчет мильных камней. После строительства Аврелиановой стены в III веке н. э. часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Она выходила из ворот Святого Себастьяна (Порта Аппия), следующие 90 км шла по прямой до Таррацины, пересекая Понтинские болота. Последние 28 км шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке.

История Аппиевой дороги

В первой четверти IV века до нашей эры Рим являлся важным политическим и торговым центром Италии. В ходе многочисленных военных кампаний римляне подчиняли себе новые территории и обретали союзников, укрепляя свое положение на Апеннинах и налаживая торгово-экономические и политические отношения. Город рос и развивался. Одной из самых масштабных строек этого периода, а также важнейшим военно-стратегическим решением, стала прокладка новой магистрали, соединившей Рим с южным городом Капуа. Строительство дороги началось в 312 году до н.э. по приказу Аппия Клавдия Цека, влиятельного государственного деятеля и военачальника, и была названа в последующем его именем — Аппиева.

Аппий Клавдий Цек (ок. 350—273 гг. до н. э.) — древнеримский политический деятель, военачальник, реформатор. Считается основателем судопроизводства. Благодаря Аппию Клавдию Цеку в Риме появился первый акведук и была проложена стратегически важная магистраль в древнем мире — Аппиевая дорога.

Одна из самых древних дорог Рима, в связи с постоянными войнами, строилась в несколько этапов. Первый участок магистрали, соединивший столицу республики с городом Капуа (провинция Казерта, Кампания), был построен для решения военных задач. Исследователи предполагают, что сама дорога здесь существовала и ранее, а Аппий Цек лишь придал ей должный вид, вымостив камнем.

Строительство римских дорог

Веком позже был проложен следующий отрезок Аппиевой дороги — от Капуи до Беневенто (провинция Бенвенто, Кампания), а к началу II века до н.э. магистраль достигла Брундизии (совр. Бриндизи, Апулия). Это поспособствовало развитию торговли с восточными странами.

На протяжении многих веков вдоль Аппиевой дороги зажиточные граждане строили фамильные склепы. Некоторые из них с течением времени расширялись, превратившись в итоге в обширные городские кладбища — катакомбы. Вдоль дороги устанавливали многочисленные памятники и монументальные гробницы, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Свою роль одна из главных магистралей древнего мира выполняла вплоть до VI века, после чего ее торгово-военное значение постепенно сходило на нет. Улицу Аппиа все чаще стали использовать паломники, следовавшие в Рим с целью поклонения реликвиям и мощам святых, захороненных в христианских катакомбах на обочине дороги.

Аппиева дорога. Артур Джон Стратт (1858 г.)

В средние века, когда бòльшая часть территории у Аппиевой дороги принадлежала Святому Престолу, многие фунеральные монументы были разобраны и использованы в качестве строительного материала для возведения новых сооружений. В XI веке некоторые земельные участки перешли в собственность представителям знати.

После строительства новой Апиевой дороги (via Appia Nuova) во второй половине XVII века старую начали называть Аппия Антика (via Appia Antica).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector