Собор спас на крови

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Архитектурное оформление

Ризницу отождествляют с “русским стилем” однако с примесью византийских мотивов. Здание — прямоугольное. Фасады отделывались зигерсдорфским кирпичом, как и храм. По схеме — это “восьмерик на четверике”. Купол имеет 16-тискатное ребристое покрытие.

Главный фасад смотрит на канал Грибоедова. Его колонки выполнены из эстляндского мрамора. Боковые стороны поддерживают столбы, в их углублениях видны глазурованные изразцы. Основной вход выделяют удвоенные колонны, над ним — кокошник-фронтон, по центру — икона из мозаики “Спас нерукотворный”. Наверху — окольцованная Христова монограмма.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола.

156177

В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.

156213

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.

156240

Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.

156221

156220

156226

Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

156242

156241

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.

156192

Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

156193

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

Легенды о соборе

Благодаря народной любви к усопшему императору, этот храм стал не только важной частью достопримечательностей города, он быстро обрел символическое, религиозное, и даже мистическое значение среди жителей города

Кровавая мостовая

Наличие в храме непосредственно куска мостовой, где был ранен император – желание его сына, Александра III. Поэтому храм часто называют «кровавой мостовой», часть которой хранится внутри его. Также о храме быстро возникли народные легенды –его не открывают из-за того, что в там даже после смерти императора слышно его стоны.

Подводные кресты

После революции 1917 года, когда большевики начали антирелигиозную пропаганду, жители Ленинграда сняли и спрятали кресты с храма Спаса на крови.

И во время реставрации, когда их начали искать, они невредимы лежали в канале Грибоедова на протяжении нескольких десятилетий.

Как строительные леса Спаса на Крови держали Советский союз

Первая реконструкция храма планировалась в 1970 году, и тогда же были сооружены строительные леса. Хотя реставрационные работы и начались через несколько лет, они не продлились долго, а леса вокруг храма остались стоять на месте вплоть до 1991 года. За время среди жителей Ленинграда родился анекдот: советская власть продержится пока стоят леса вокруг Собора.

Блокадный морг и «Спас на картошке»

Еще одно прозвище появилось у храма Спаса на крови во время блокады Ленинграда. Тогда здание использовали не только как морг, но и как место хранения средств пропитания, – «Спас на картошке» стал символом военного времени и выживания жителей города.

Крупнейшая коллекция мозаик

Храм Спас на крови имеет не только архитектурную значимость, но и заслужено считается музеем мозаик.

На протяжении 24 лет строительства, над его убранство работали лучшие русские художники и зодчие: Васнецов, Харламов, Нестеров и другие.

Нумерология и нехристианская символика

Посетителей часто удивляет магическое совпадение чисел. Пропорции храма очевидно имеют очень символическое значение, хотя это не удалось подтвердить документально. Так, например, высота храма – 81 м – совпадает с годом покушения на жизнь императора (1881). А высота одного из главных куполов — 63 м, такая же, как возраст Александра II, когда его убили в марте 1881 года.

Таинственная икона

Настоящей легендой стало наличие таинственной иконы под крышей храма, на которой как бы нечетко проявляются, перед своим свершением, поворотные даты в истории России: 1917, 1941 и 1953.

Защищающий храм

Как только строительство храма завершилось и его освятили, местные жители стали относится к нему как к оберегу. В народе придумано много фольклорных молитв, которые обращаются именно к этому сбору, и просят о защите и покровительстве.

Нерушимая церковь

Храм Спаса на крови существует меньше 100 лет, но ему пришлось многое пережить. Санкт Петербург был эпицентром революций, войн и голода. Хотя в годы блокады в купол Собора попал снаряд и не разорвался, наиболее впечатляет всех история о возможной сноске храма.

В 1941 году большевики должны были подорвать храм, как здание, что не несет никакой культурной ценности. Но подорвать храм помешало начало Второй мировой войны – хотя взрывчатка уже была заложена в стены, ее демонтировали и перенаправили на фронт.

Оформление статьи: Лозинский Олег

История

Поводом к строительству собора Спас на Крови стало одно из громких событий 19-го века — удавшееся покушение на императора Александра II, в ходе которого он получил ранение и впоследствии скончался. Изначально на месте покушения основали часовню по проекту известного архитектора Бенуа, она появилась в 1881 году.

Убийство императора Александра 2 в 1881 году на картине

Одновременно с этим его преемник Александр III объявил конкурс на лучшую идею по возведению церкви, которая должна была сменить скромную часовню. Но, несмотря на множество именитых участников, ни одна из предложенных работ не понравилась императору. Вскоре конкурс был проведен ее раз, но снова безрезультатно

Пока, наконец, внимание правителя не привлекла работа архимандрита Троице-Сергиева монастыря Игнатия и его соавтора — профессионального архитектора Альфреда Парланда. На ее основе в результате и был разработан проект храма

Рисунок будущей церкви (архимандрит Игнатий, 1883)

К строительству приступили в 1883 году, а освятили готовое здание только в 1907 году под именем Собор Воскресения Христова на Крови (подразумевалось, что он построен на месте, где лежал в крови отброшенный взрывом бомбы император). Свое второе название храм получил ввиду того, что он был освящен в день Преображения Господня — этот праздник известен также как Спас.

data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false» data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″>

Изображение храма на открытке начала 20 века

Редкое фото строительства собора

Собор пережил Октябрьскую революцию, проработал некоторое время в советские годы, но в 1930 году был закрыт. Дважды поднимался вопрос о его демонтаже, и он был в шаге от разрушения, однако до претворения этой идеи в жизнь так и не дошло, хотя по назначению здание уже не использовали. В военное время здесь был морг, а после — театральный склад.

В 1935 году святыню закрыли

Лишь в 1961 году Спас на Крови признали историческим памятником и задумались о его сохранении в этом качестве. К тому времени церковь находилась в плохом состоянии, требовалась срочная реконструкция. Работы были начаты в 1980-х годах и продлились более 15 лет — храм-музей снова открыли для посещений только в 1997 году. Сегодня идет очередной этап реставрации исторического здания, и он будет полностью завершен не ранее 2025 года, но храм доступен для туристов и прихожан.

Реконструкция Спаса на Крови началась в 1980 годах и продолжается сейчас

В советское время в рамках борьбы с религией храм лишился своих ценностей, однако самому зданию повезло — его признали историческим памятником 19-го века, что позволило избежать разрушения. Пережила церковь и Вторую мировую войну, хотя следы от немецких снарядов можно увидеть на ее стенах и сегодня — некоторые из них сохранили во время реставрации. А в годы блокады здесь, как в настоящем музее, хранились экспонаты с музейных комплексов всего Ленинграда и его пригородов.

На фасаде храма можно увидеть следы фашистских бомбардировок

Интересно: в конструкции собора есть определенный символизм — его высота 81 м. отображает год смерти Александра II, а 63-метровая колокольня символизирует возраст, в котором император был убит.

Высота храма — 81 м, и это отражает год гибели Александра 2 — 1881

Судьба храма Храма Воскресения Христова

Непростая судьба сложилась у собора. Современникам не понравилась его архитектура. Никак, по их мнению, Спас на Крови не вписывался в классическую застройку Петербурга. Он получил прозвище «бонбоньерка».После революции церковь поочередно принадлежала:

  • Петроградской автокефалии;
  • Петроградской «староцерковной» епархии;
  • правому течению Русской церкви.

Собор Спаса на Крови

Советская власть в 1930 г. закрыла храм. Его рассматривали как памятник самодержавию. Художественное и историческое значение посчитали ничтожным. Здание хотели разобрать, а мозаику передать в музей.В 1931 г. колокола сбросили и увезли на переплавку. В конце 30-х годов провели подготовительные работы для сноса храма. Этому взрыву помешала война.Во время блокады внутренние помещения использовали как склад для овощей. Сюда же свозили тела умерших ленинградцев.От немецких обстрелов собор не маскировали, но снаряды чудесным образом летели мимо. Среди горожан распространилось поверье, что церковь невозможно разрушить. Даже фугас, угодивший в купол, не взорвался. Нашли его спустя 20 лет при ремонте. И будто бы покоился он на руках Спасителя.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Архитектура

Когда вы приближаетесь к Собору Спаса на Крови, то сразу
замечаете, как он оригинально смотрится на фоне окружающих зданий – весь такой
многоцветный и радостный, с нарядными куполами. 
Церковь построена из коричневого кирпича, который отлично оттеняет
мозаику.

Обойдите храм вокруг и полюбуйтесь его пристройками – все
они похожи на сказочные теремки. Это и есть тот самый русский, или, как говорят
придирчивые историки, «псевдорусский» стиль, который так полюбился Александру III, и который удалось
воплотить в жизнь архитектору Парланду.

Сам архитектор Альфред Александрович Парланд – весьма
интересная личность. Его предки родом из Шотландии. Но родился он в Петербурге
и окончил Академию Художеств, где и преподавал несколько лет. Затем ему удалось
получить царскую стипендию для обучения за рубежом. За такие стипендии между
художниками шла настоящая борьба, и Парланд уже здесь продемонстрировал хорошую
хватку.

Пожив за границей пять лет, он вернулся уже академиком. И
когда он решил принять участие в конкурсе проектов на сроительство памятного собора на месте гибели
Александра II, именно к
нему обратился со своими идеями архимандрит Игнатий.  Альфред Парланд, долго не думая, принял
предложение монаха, зная, что тот имеет большое влияние на царскую семью.
Результат нам известен.

Нельзя сказать, что Парланд добился утверждения своего
проекта исключительно интригами – он действительно был большим талантом, и,
кроме того, большим поклонником псевдорусского стиля. Он хотел, чтобы в
Петербурге было больше памятников, подобных московским храмам, поскольку
считал, что из-за Петра I
русская архитектура лишилась чего-то народного, самобытного. Поэтому он возвел
храм в народно-декоративных традициях, но, конечно, не забывая и об
академических пропорциях, чтобы здание красиво смотрелось.

Сам собор Спаса на Крови – это своего рода каменный шатер,
который опирается на четыре главные боковые башни. Центральная – пятая башня
шатра – самая высокая и утонченная. На главных и боковых башнях собора сделаны
купола.

Боковые купола позолоченные, а главные покрыты ювелирной
эмалью – очень сложной по технике, так в те времена только кольца и серги
украшали. Это тоже была идея Парланда. Всего эмаль занимает около 1 квадратного
километра – такого никто в русском зодчестве не делал! Эти «эмалированные
луковицы» и делают Спас на Крови похожим на собор Василия Блаженного.

Колокольня собора тоже завершается куполом – совсем как храм
Ивана Великого в Московском Кремле. Она как раз построена над местом
смертельного ранения императора. С обеих сторон к колокольне ведут крыльца,
словно в старинный терем. Всего в соборе 9 куполов или, как раньше говорили,
глав.

Мозаика на внешних стенах собора – это настоящие религиозные
картины по наброскам художника-сказочника Васнецова. Поэтому они сделаны ярко и
красочно. Все мозаичные картины связаны по смыслу с евангельскими событиями –
«Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста и «Сошествие в ад».

Парланд вначале хотел, чтобы Васнецов делал эскизы всех
мозаик, но художник был очень занят. Поэтому архитектор сделал многие наброски
сам, а другие поручил не менее известным живописцам. Под главным куполом
мозаикой выложены слова покаянной молитвы одного из Отцов Церкви Василия
Великого.

С севера и юга храм украшен своеобразными каменными
кокошниками. Окна обрамлены фигурными наличниками. А облицован он благородными
материалами – гранитом, мрамором, декоративным немецким кирпичом. Кроме того
фасад храма украшен очень мелким орнаментом с пестрыми узорами, подобно тому,
как строились церкви в Москве и Ярославле в 17 веке. Все это перемежается с
ажурными арками и резными колоннами, которые смотрятся просто великолепно.

Из-за своей планировки и отделки собор похож на каменный цветок или
живописную шкатулку. Он очень яркий, благодаря разноцветным материалам,
которыми он украшен – мозаика, эмаль, изразцы, разноцветная черепица… Ведь
Парланд специально изучал старинную русскую архитектуру, отбирая из нее самые
удивительные и нарядные решения, самые декоративные и в то же время самобытные
черты. Результат превзошел все ожидания!

Храм Спаса на Крови изнутри

Художественное убранство церкви является уникальнейшим сочетанием искусных камнерезов и мастеров мозаики. В отделке было использовано множество различных ценных видов камня, в том числе и доставленных из других стран. Обширно использовалась золотая смальта, многокрасочные эмали и драгоценные металлы.Алтарное отделение с восточной стороны обусловливается тремя апсидами, завершёнными позолоченными маковками. Стержневая маковка отделана смальтой из золота. Взамен основного купола сделан большой (81 м.) шатер, имеющий шесть граней. Он покрыт специальной черепицей и изразцами, которые выполнили в артели Харламова. Шатер венчает позолоченная луковичка с крестом.С запада, выдвинувшись к каналу, поместили высокую (более 60 метров) колокольню, которую венчает позолоченная маковка с длинным крестом и венцом самодержца. По своим внешним размерам колокольня установлена в месте где на мостовой, смертельно ранили императора. Колокольня с запада украшена распитием с Христом, выполненным из мрамора и находящимся под золоченным навесом. По сторонам образы Святого Зосимы Соловецкого и Святой мученицы Евдокии. Поверх окна разместили изображение князя Александра Невского. Фасады колокольни украшены медными досками с гербовыми знаками городов и губерний России.Входная группа являет собой украшенные шатровидные парные крылечки, прилегающие к колокольне с северной и южной части. Они покрыты разноцветный черепицей и венчаются позолоченными византийскими орлами. Мозаика с изображением страстей Христовых, исполнена по художественным образам живописца В. М. Васнецова и украшает тимпаны входов. В дальнейшем были возведены своды и паруса, изделия из металла отливались на металлургических предприятиях Санкт-Петербурга. Некоторые из металлических конструкций украшены разноцветной эмалью. Позолоченный крест над основным шатром установили в 1897 г. Постройка храма и внутреннее убранство заняли почти четверть века. Во время отделки здания было исполнено 7065 кв. метров мозаичного покрытия, произведённых по наброскам знаменитых русских мастеров конца 19 века, трудившихся в различных течениях стиля, однако не выходящих за рамки европейского модерна. Мозаики с представлением Спаса Нерукотворного с западной стороны и Воскрешения Христа с северной части были исполнены по эскизам живописца М. В. Нестерова. Автором мозаики изображающей Христа, живописец Н. А. Кошелев. Вид «Спаса Благословляющего» с восточной стороны произведено в соответствии с эскизами автора проекта А. А. Парланда.Незамедлительно следом за Октябрьской революцией, как и другие православные реликвии и предметы олицетворяющие царский период, храм планировалось подорвать либо разбить. Однако по неясным обстоятельствам он был только разорён — серебряную утварь и росписи из эмали похитили, а значительная доля мозаичных изображений потерпела ущерб от рук варваров.

Архитектура и внутреннее убранство

Проект, немного напоминающий собор Василия Блаженного, выполнен в «русском стиле». Великолепный интерьер церкви, площадь которого более 7065 кв. м., украшен мозаикой почти полностью. В оформлении использовались ценные породы камня. По богатству отделки и разнообразию пород, оттенков и фактуры мрамора из Италии и самоцветов, привезенных с Урала, сооружению трудно найти равное по красоте.

В декоративном убранстве внутренней части интересно уникальное объединение мозаичного искусства и тонкая работа камнерезов. Это музей камня, в возведении которого участие принимали талантливые зарубежные и российские мастера.

Купола

Церковь венчают центральная шатровая главка и четыре боковые луковичные, увенчанные православными крестами. В центре возвышается шатер из восьми граней. В основании восемь продолговатых, украшенных резными кокошниками, окон. Пять главок покрыты ювелирной эмалью, каждый узор главка индивидуален и неповторим – поэтому здание кажется изящным и сказочным. Для покрытия куполов применили новую технологию – на медные пластины наносили эмаль. До этого эмали применяли только в ювелирном деле. Площадь покрытия превышает 1 тыс. кв. м.

С восточной стороны здание украшают три изящных золоченых главка, установленные на полукруглых апсидах (выступы здания разной формы). В западной части расположена колокольня, которую венчает самая крупная главка. В архитектуре всего здания колокольня выполняет важную роль – это место убийства российского императора. По архитектурному замыслу сооружение несколько выходит за границы набережной и внутри помещения оказались часть брусчатой мостовой и забора, рядом с которым произошло кровопролитие. Из-за такого архитектурного решения в церкви отсутствует традиционный вход.

Центральный шатер возвышается на 81 метр над землей – это символизирует год смерти самодержца, колокольный купол – высотой 63 м – возраст, года он погиб. Собор органично вписался в ландшафт города, хотя его изящный и легкий фасад смотрится несколько чуждым архитектурному стилю Северной столицы.

Внешний вид

Неповторимый облик сооружения создается благодаря отделочным материалам. В нижней части цоколя использован темно-серый гранит, верхняя часть колонн и арки выполнены из светлого гранита, привезенного с Ладожского озера. Барабаны под куполом, обрамление окон выполнены из эстляндского мрамора. В облицовке использован немецкий кирпич. Длина всего здания с востока на запад составляет около 56,7 метров, в центральной части ширина чуть более 30 метров.

Фасады украшают орнаменты, использующиеся в архитектуре ярославских и московских церковных сооружений. Кроме того, внешние стены украшены изразцами из фарфора и керамики. Их можно увидеть в стене, на кровле, в арках и на колоннах. Элементы отделки выполняют не только декоративную функцию – в нем заложены культовые символы, которые часто встречаются как в православии, так и в религии других народов. Один из них – изображение бутона, указывающего на зарождение Вселенной, где мир – сердцевина бутона.

Увенчанный короной православный крест и двуглавые орлы указывает на то, что памятник возведен в честь российского самодержавия.

Внутреннее убранство

Интерьер почти полностью покрывается мозаичным рисунком. По первоначальному замыслу интерьер планировалось только расписать красками, включив мозаику лишь частично в композицию фасадов и иконы. Только в 1895 году было принято достаточно неординарное решение – полностью оформить внутренние помещения с мозаичным декором – до этого такой способ применялся только как фрагментарная отделка внешней стороны здания.

Создавались мозаичные фрагменты в частной студии А. А. Фролова. Картины из красочной мозаики заполняют внутреннее пространство храма целиком. Ансамбль создавался мастерами мозаичного дела, эскизы подготавливали талантливые российские живописцы.

Внутреннее убранство церкви уникально по разнообразию и великолепию каменного декора, обилию пород и множества оттенков материала, который применялся при строительстве и отделке. В оформлении интерьера были использованы итальянский мрамор, удивительного рисунка уральская яшма, самоцветы, доставленные с алтайского края , а также разновидность горных пород – порфир.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).

Наименование категории Цена билета, руб.
Студенты российских ВУЗов 50
Малыши до 7 лет бесплатно
Дети старше 7 лет 50
Взрослые граждане 250
Пенсионеры РФ 50
Посетители вечерних экскурсий 400
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector