Часовня-ризница иверской иконы божией матери при храме спас-на-крови. музей камня

Как добраться

Храм располагается в историческом центре Питера, поэтому к нему можно добраться несколькими видами городского транспорта или на личном авто.

  • Как доехать на метро. Близлежащими станциями метро к собору будут «Канал Грибоедова», «Невский проспект» и «Гостиный двор». Лучшим выбором станет станция «Невский проспект», так как от нее ближе всего к храму – примерно 7 минут пешком вдоль канала (около 500 м). Кому удобнее выйти на «Канале Грибоедова», то от этой станции до храма потребуется 10 минут времени пешим ходом.
  • Как доехать на автобусе и троллейбусе. В случае выбора маршрутного такси к нужному месту довезут автобусы № 27, 22, 7, 3. Чуть дешевле можно добраться на троллейбусе – подойдут № 22, 11, 10, 7, 5, 1.
  • Как доехать на авто. Путешествуя по Питеру на личном авто, добраться до храма Спаса на Крови не составит труда, забив в своем навигаторе его GPS-координаты: 59°56’24.4″N 30°19’44.1″E.

Также в этом направлении следуют маршруты автобусов №3, 7, 22, 27, троллейбусов №1, 5, 7, 10, 11, 22.

Храм Спаса на Крови входит в маршрут двухэтажного экскурсионного автобуса Hop on Hop off, на котором за полтора часа можно увидеть все основные достопримечательности города.

Спас на Крови находится в историческом центре города по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2б, литер А.

До храма очень легко добраться на общественном транспорте. Самым удобным вариантом является поездка на метро (линия 2). От станции «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова) необходимо пройти всего около 7 минут.

Маршрут от ст. «Невский проспект» до собора на карте — Google Maps

Также можно добраться до Спаса на Крови на автобусах: № 3, 7, 22, 24, 27, 191 (ост. «Невский проспект») и троллейбусах: № 1, 5, 7, 10, 11, 22 (ост «Невский проспект»).

Если арендовать автомобиль, то дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.

Маршрут от аэропорта до собора Спас на Крови на карте — Google Maps

Спас на Крови с высоты: видео

Предыстория строительства

В 1881 г, для сохранения в анналах истории трагически ушедшего монарха Александра II, быстро сформировали комиссию и обнародовали информация о начале конкурса по проектированию документации для постройки собора. 12 января 1882 года, по современному стилю, комиссия приняла к рассмотрению 26 безымянных архитектурных замыслов.

Среди участников конкурса были мастера зодческого искусства 19 века:

  • Архитектор И. С. Китнер.
  • Академик А. Л. Гун.
  • Профессор Л. Н. Бенуа.
  • Зодчий И. С. Богомолов.
  • Архитектор В. И. Шретер.

    Архитектор А. А. Парланду

Под постройку храма внучка Павла I, приходящаяся погибшему государю кузиной, светлейшая княгиня Екатерина Михайловна подарила западный участок Михайловского сада. Также зодчим было разрешено использовать обширные участки земли с каждого берега Екатерининского канала. По результатам работы комиссии были признаны достойными 8 архитектурных проектов.

Работы, удостоившиеся премий:

Занятое место Наименование работы
1 «Отцу Отечества», автор — член Академии художеств А. О. Томишко
2 «1 марта 1881 года», соавторы — академики И. С. Китнера и А. Л. Гуна
3 Оригинальный замысел зодчего Л. Н. Бенуа

Весной 1882 г, коронованный на царство государь Александр 3 рассмотрел одобренные комиссией работы и остался ими недоволен. Он внес изменения в замысел конкурса, создаваемый храм должен быть построен в русской архитектурной традиции, характерной для ярославских церквей 18 века.

Также он пожелал, чтобы часть небрежной, где произошло смертельное ранение его отца было сделали в соборе самостоятельным приделом.

Во втором конкурсе участвовали такие мастера своего дела, как:

  • Р. А. Гедике.
  • Н. В. Султанов.
  • А. И. Резанов.
  • Р. П. Кузьмин.
  • А. М. Павлинов.
  • А. Н. Бенуа.
  • А. Л. Обер.

На рассмотрение членам комиссии была представлена 31 работа, но и их постигла та же учесть, император все проекты отклонил. И только 11 июля 1883 г, по новому стилю, государь одобрил архитектурную композицию зодчего, профессора А.А. Парланда и монаха отца Игнатия.

Монарх поставил условие, чтобы проект дорабатывался с участием уважаемого профессора Д. И. Гримма. Спустя долгих 4 года весной 1887 откорректированные чертежи и проектная документация получили государево одобрение. Настоятель монастыря святейший архимандрит Игнатий в дальнейшей работе над проектной документацией участие не принимал.

Освещение спаса

Спас на крови был освещен в конце лета 1907 г в Санкт-Петербурге митрополитом Антонием.

Главному архитектору профессору А. А. Парланду в строительстве народной святыни активно помогали сподвижники:

  • Архитекторы В. И. Фиделли и Д. А. Орехов.
  • Мозаичист В. А. Фролов.
  • Бронзовых дел мастер Фёдоров.
  • Художник Н. К. Бодаревский.

Интересные факты и легенды

Спас на крови – единственный православный храм Санкт-Петербурга, в котором просят не зажигать свечи – огонь может закоптить уникальные мозаики.

Несокрушимый

Спас на крови приобрел славу несокрушимого собора: его неоднократно планировали уничтожить, но каждый раз этому препятствовали различные обстоятельства. В 1941 году даже успели просверлить в стенах храма отверстия для заложения взрывчатки. Взорвать собор помешала начавшаяся Великая Отечественная война: все специалисты-взрывники были срочно отправлены на фронт.

«Мир вам»

Храм не пострадал даже во время фашистских авиационных налетов. Единственную авиабомбу обнаружили случайно во время реставрации в 1961 году – она застряла и 20 лет пролежала не взорванной в главном куполе собора

как будто прямо на руках Спасителя, держащего евангельский текст «Мир вам»

«Спас на картошке»

После прорыва блокады Ленинграда собор шутливо именовали «Спас на картошке» – в это время он служил овощехранилищем. В этом названии была своеобразная горькая ирония: мерзлая картошка спасала выживших ленинградцев от голодной смерти.

Символика цифр

Высота храма составляет 81 метр. Эта же цифра – 81 – год трагической гибели Александра II. Второй по высоте купол Спаса на Крови — колокольня — возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти.

Подводные Кресты

После того, как с приходом большевиков к власти в России стали повсеместно закрываться храмы, угроза уничтожения нависла и над Спасом на Крови. По легенде, чтобы уберечь от переплавки святыню собора — кресты с купола, их тайно сняли и укрыли на дне канала Грибоедова. Впоследствии во время начавшейся реставрации их никто не мог найти. Совет поискать их на дне канала дал реставраторам проходивший мимо незнакомец, который, возможно, вовсе не являлся случайным прохожим. Кресты были найдены водолазами именно там, где он указал.

«Мечтаю снять леса со Спаса на крови…»

Это строки из песни Александра Розенбаума.

Его, как и других творческих людей, храм вдохновлял, даже будучи окруженный строительными лесами.

Восстановительные работы, начавшиеся в 1971 году, затянулись на два десятилетия, и реставрируемый собор стал привычной картиной для жителей Петербурга. А в середине 80-х годов родилась легенда, гласившая, что советская власть в стране продержится до тех пор, пока вокруг Спаса на Крови стоят строительные леса.

Загадочная икона

Экскурсоводы, рассказывая историю храма, часто упоминают о некой таинственной иконе, хранящейся под его сводами. Никто не знает, существует ли она на самом деле, но ходит легенда о том, что на ней в определенные моменты можно заметить проявляющиеся цифры — судьбоносные для истории России даты.

Так когда-то на иконе были замечены цифры: 1917 – год революционного коммунистического переворота, 1941 – год начала Великой Отечественной войны, 1953 – год смерти Иосифа Сталина.

Мистически настроенные любители тайн верят, что на иконе можно увидеть и другие неясные цифры, возможно несущие пророчество о других будущих поворотных датах в истории страны.

История

Поводом к строительству собора Спас на Крови стало одно из громких событий 19-го века — удавшееся покушение на императора Александра II, в ходе которого он получил ранение и впоследствии скончался. Изначально на месте покушения основали часовню по проекту известного архитектора Бенуа, она появилась в 1881 году.

Убийство императора Александра 2 в 1881 году на картине

Одновременно с этим его преемник Александр III объявил конкурс на лучшую идею по возведению церкви, которая должна была сменить скромную часовню. Но, несмотря на множество именитых участников, ни одна из предложенных работ не понравилась императору. Вскоре конкурс был проведен ее раз, но снова безрезультатно

Пока, наконец, внимание правителя не привлекла работа архимандрита Троице-Сергиева монастыря Игнатия и его соавтора — профессионального архитектора Альфреда Парланда. На ее основе в результате и был разработан проект храма

Рисунок будущей церкви (архимандрит Игнатий, 1883)

К строительству приступили в 1883 году, а освятили готовое здание только в 1907 году под именем Собор Воскресения Христова на Крови (подразумевалось, что он построен на месте, где лежал в крови отброшенный взрывом бомбы император). Свое второе название храм получил ввиду того, что он был освящен в день Преображения Господня — этот праздник известен также как Спас.

data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false» data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″>

Изображение храма на открытке начала 20 века

Редкое фото строительства собора

Собор пережил Октябрьскую революцию, проработал некоторое время в советские годы, но в 1930 году был закрыт. Дважды поднимался вопрос о его демонтаже, и он был в шаге от разрушения, однако до претворения этой идеи в жизнь так и не дошло, хотя по назначению здание уже не использовали. В военное время здесь был морг, а после — театральный склад.

В 1935 году святыню закрыли

Лишь в 1961 году Спас на Крови признали историческим памятником и задумались о его сохранении в этом качестве. К тому времени церковь находилась в плохом состоянии, требовалась срочная реконструкция. Работы были начаты в 1980-х годах и продлились более 15 лет — храм-музей снова открыли для посещений только в 1997 году. Сегодня идет очередной этап реставрации исторического здания, и он будет полностью завершен не ранее 2025 года, но храм доступен для туристов и прихожан.

Реконструкция Спаса на Крови началась в 1980 годах и продолжается сейчас

В советское время в рамках борьбы с религией храм лишился своих ценностей, однако самому зданию повезло — его признали историческим памятником 19-го века, что позволило избежать разрушения. Пережила церковь и Вторую мировую войну, хотя следы от немецких снарядов можно увидеть на ее стенах и сегодня — некоторые из них сохранили во время реставрации. А в годы блокады здесь, как в настоящем музее, хранились экспонаты с музейных комплексов всего Ленинграда и его пригородов.

На фасаде храма можно увидеть следы фашистских бомбардировок

Интересно: в конструкции собора есть определенный символизм — его высота 81 м. отображает год смерти Александра II, а 63-метровая колокольня символизирует возраст, в котором император был убит.

Высота храма — 81 м, и это отражает год гибели Александра 2 — 1881

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Льготные билеты

  • Владельцам карт ISIC – 50 руб.
  • Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 50 руб.
  • Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 50 руб.

Бесплатное посещение

  • Герои СССР, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (внеочередное обслуживание).
  • Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
  • Молодёжь (лица от 7 до 18 лет).
  • Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь каждый третий четверг каждого месяца.
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание).
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ.
  • Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов).
  • Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
  • Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов).
  • Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу.
  • Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге».
  • Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией).
  • Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
  • Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).

Наименование категории Цена билета, руб.
Студенты российских ВУЗов 50
Малыши до 7 лет бесплатно
Дети старше 7 лет 50
Взрослые граждане 250
Пенсионеры РФ 50
Посетители вечерних экскурсий 400

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола.

156177

В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.

156213

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.

156240

Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.

156221

156220

156226

Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

156242

156241

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.

156192

Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

156193

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector