Собор казанской иконы божией матери. святыня и реликвии
Содержание:
- «Гнилые камни»
- Кто похоронен в храме?
- Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге
- Конкурс проектов нового собора.
- Крестьянин-архитектор
- Архитектурно-художественный декор
- Наружные барельефы
- Инженерное чудо
- Наши дни
- Происхождение образа
- Интерьеры храма и его архитектура
- Скульптурные украшения
- Война, Философ и «детский» храм
- Живопись
- Железнодорожная катастрофа
- Скульптура и живопись
- Взгляд из вертолета
- Три века истории храма
«Гнилые камни»
Хоть Воронихин учился во Франции и Швейцарии и в каких только заграничных странах не бывал, он и его барин, Строганов, свою страну любили больше всего. Поэтому они старались приглашать русских мастеров и использовать русские богатства для строительства. Так, все материалы, из которых решили строить Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-черный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни.
А вот колонны внутри храма сделали… из «гнилого камня»! Не то чтоб он и впрямь был трухлявый и гнилой — просто ему дали такое название, потому что добывали этот камень в выборгских болотах, а там пахнет гнилью. А на самом деле это очень прочный и красивый гранит.
И знаете, что еще интересно? Основные художественные работы по мрамору в соборе тоже делал не какой-нибудь именитый скульптор, а талантливый самоучка по имени Самсон Суханов. А возводили собор в основном крестьяне. Их очень торопили и поэтому работали они даже ночью, зимой, в лютый мороз! Казанский собор был готов осенью 1811 года. Успели: меньше чем через год началась страшная Отечественная война…
Царское место — это богато украшенный шатер и трон, где во время богослужения сидел или стоял сам император. Оно находится недалеко от алтаря. Надпись над ним была вот такая:«Сердце царя — в руце Божьей», — так говорил мудрый царь Соломон.
Кто похоронен в храме?
Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…
Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?
Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.
Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы? А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью.
В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!
Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге
У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов).
Скульптура Андрея Первозванного
Скульптура князя Владимира
Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов.
Чугунные двери
Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены. На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.
Интерьер Казанского собора
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Купол
Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.
50533
Фонтан в сквере перед собором
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
Крестьянин-архитектор
Однажды российский император Павел поехал в Рим, столицу Италии, и увидел там большущий и торжественный собор святого Петра! Император так восхитился, что захотел построить такой же собор у себя в Петербурге, тогдашней столице России. Ему давно хотелось, чтобы в городе был по-настоящему величественный и огромный храм. Так появился в Петербурге Казанский собор, который действительно очень напоминает собор святого Петра. И что удивительно, построил его… крестьянин. Да-да, обыкновенный крепостной крестьянин, которых в то время было в России очень много. Эти люди были земледельцами, то есть пахали землю, выращивали пшеницу, рожь и вообще кормили всю Россию. Хотя не таким уж и обыкновенным крестьянином был наш архитектор.
Его звали Андрей Никифорович Воронихин. Он родился на Урале, его папа — Никифор Степанович и мама — Пелагея Ивановна, были крепостными крестьянами графа Строганова. Крепостными — значит, они не могли никуда уйти, например, наняться в городе сапожниками или продавать пряники, а были «прикреплены» к земле своего барина и работали на ней. Правда, Воронихины были не такие крестьяне, которые только и знали, что пахать землю да картошку сажать. Александр Сергеевич Строганов давал отцу Андрея, Никифору Степановичу, разные поручения — тот был письмоводителем графа, то есть доверенным слугой.
Крестьянский мальчик Андрей учился иконописи в родном селе Ильинском, потом в мастерской при монастыре. А потом граф Строганов заметил, что он хорошо рисует, и послал его учиться в Москву и Петербург. Представьте себе: крестьянский паренек сидел за одной партой с сыном своего барина Павлом, потомственным дворянином! Андрей и путешествовал вместе с Павлом по России и Европе. В конце концов, граф дал молодому талантливому крепостному вольную, и тот стал архитектором, как и мечтал! Когда император объявил конкурс на лучший чертеж Казанского собора, кто только не вызвался в нем участвовать! Сплошь одни иностранцы, и притом очень важные да знаменитые. Как тут тягаться с ними молодому и никому не известному архитектору, да еще — бывшему крепостному! Он до этого только и успел спроектировать что интерьеры дворца и дачи своего барина… Но произошло неожиданное. Императору почему-то больше других понравился проект Андрея Воронихина.
Архитектурно-художественный декор
Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.
В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов.
Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних – двадцать восемь метров.
В иконостасе сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского. Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.
Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.
Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.
К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.
Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух
Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия
В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.
Наружные барельефы
Снаружи храм украшают 14 барельефов, вырезанных из камня, которым облицовывали собор. Особенной красотой и грандиозными размерами выделяются барельефы на аттике собора. На восточной стороне здания алтарный аттик венчает гигантский барельеф, изображающий «Вход Господень в Иерусалим». Данное творение относится к творчеству знаменитого скульптора Рашетта.
Роскошным барельефом «Изведение воды из камня Моисеем в пустыне» декорирован аттик над восточным проездом. Над созданием барельефа трудился талантливый скульптор Мартос. Противоположный аттик оформлен барельефом «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне». Это работа скульптора Прокофьева. Каждый из барельефов имеет грандиозные габариты 14,91 х 1,42 метров. В каждой композиции изображено не менее 40 фигур.
С обратной стороны храма аттики обустроены двумя внушительными барельефами: «Дарование Моисею скрижалей» и «Неопалимая Купина». Они стали выдающимися трудами итальянского скульптора Сколяри. Квадратные панно на стенах изображают деяния Пресвятой Богородицы.
Инженерное чудо
В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.
Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.
Особенности строительства
При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.
В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.
В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.
Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.
Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.
Работа с куполом храма
Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.
Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.
400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.
Долгострой XIX века
Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.
Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.
Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.
Наши дни
Интерьеры собора, в том числе серебряный иконостас, созданный по имевшимся изображениям и документам, были восстановлены в процессе реставраций во второй половине XX века- начале XXI века. Казанская икона Божией Матери уже почти двадцать лет занимает свое историческое место.
В 2011 году, в честь 200-летнего юбилея собора, был воссоздан северный придел в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Сегодня Собор Казанской иконы Божьей Матери – это кафедральный собор Санкт-Петербурга. Здесь постоянно проходят богослужения. С расписанием служб можно ознакомиться в соответствующем разделе сайта http://kazansky-spb.ru/texts/raspisanie
Указ Патриарха о статусе Кафедрального собора
С марта 2019 года настоятелем собора является высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
В Казанском соборе проводятся экскурсии, организованные Культурно-просветительским центром. Экскурсионная служба работает каждый день с 10:00 до 18:00, возможен предварительный заказ экскурсий. Индивидуальные и групповые экскурсии проводятся специальными экскурсоводами, а также с использованием системы аудиогидов.
Происхождение образа
До возведения Собора здесь у фонтана стояла церковь. В нее, за день до освящения в 1737 году, перенесли образ Божией Матери, найденный в Казани в 1579 году. Икона является списком (копией), размером 57,72 х 53,28 сантиметров, выполненным с оригинального образа (26,64 х 22,2 см.).
Ее история весьма загадочная и не лишена Божественного происхождения. Хорошо, что до наших дней дошла рукопись от 1594 года Казанского митрополита Ермолая, повествующая о чудесном появлении иконы. Согласно преданиям, русским воинам при взятии Казани в 1552 году помог образ Божией Матери.
Спустя более 2-х десятилетий после вхождения Казани в состав Российского государства, в городе случился страшный пожар. Погорели многие жилища. Такая же участь постигла и обитель стрельца Онучина. Его восьмилетней дочурке Матрёне во время сновидений явилась Божья Матерь и указала место под пепелищем, где находится Её икона. Вскоре святыню достали, и она сразу же лучезарно засияла.
Бытуют домыслы, что ее закопали татары, равно как и кто-то из русских пленников, либо мусульмане, обратившиеся в православную веру. Здесь у тайника возвели Богородицкий монастырь. Далее день, когда икону нашли, стал Праздником Казанскому образу. Он являл миру чудеса.
С него писали идентичные иконы, они расходились по всей России. Первую отослали в столицу — в Москву, тогда еще царю Иоанну Грозному. Пётр Первый в 1708-ом году велел Прасковье Федоровне — вдове своего старшего брата — Иоанна Алексеевича, Пятого, царя из династии Романовых — доставить список в строящийся город на Неве. Она исполнила волю государя.
Поначалу список иконы Казанской Божией Матери хранили в часовне на Посадской улице Петроградской стороны, вблизи государева домика. По велению императрицы Всероссийской Анны Иоанновны — дочери Иоанна V — на Невском проспекте к 1737 году построили Церковь Рождества Богородицы. Чтобы показать огромную святость и почитание образа, изготовили ризу, не жалея ни червонного золота, ни драгоценных камней.
Взошедший на трон государь Павел Первый — сын Екатерины Великой — желал для этой чудотворной иконы поставить в стольном граде Петровом великий Храм, в котором ему хотелось бы видеть «немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме», дабы благодаря величию Собора встать Санкт-Петербургу в один ряд с основными европейскими христианскими столицами. Список образа, покоившийся в Церкви Рождества Богородицы, перенесли в возведенный в 1811 году Казанский Собор.
Интерьеры храма и его архитектура
Перед тем, как было начато строительство собора, император высказал следующее пожелание: храм должен был походить на римский собор, освященный в честь Святого Петра. Это желание было исполнено: колоннада Казанского собора действительно напоминает колонны знаменитого ватиканского храма.
Колоннада петербургского собора состоит из девяноста шести колонн. Помимо того, что она придала храму сходство с итальянским собором, она еще и позволила архитектору решить одну непростую задачу. Дело в том, что в православных церквях вход традиционно размещается в западной части здания, а алтарь — в восточной; проспект же, на котором возводился собор, протянулся с запада на восток. По этой причине храм фактически стоит боком к проспекту, но это незаметно благодаря колоннам, украшающим северную (то есть, боковую) часть церкви. Кстати, точно такими же колоннами архитектор планировал украсить храм и с южной стороны, но ему по ряду причин не удалось довести свой замысле до конца.
Диаметр купола собора — почти восемнадцать метров. Его образуют два ряда ребер, изготовленных из железа. А под огромным железным куполом находятся еще два, эти купола построены из кирпича. Что интересно, все перечисленные купола были построены еще до того, как появились методы статического расчета таких конструкций. Можно сказать, что удачно спроектировать купола архитектору помогла интуиция.
Стены собора облицованы особым туфом, добытым в районе Гатчины. С двух сторон от гигантской колоннады сохранились пьедесталы. Когда-то на них стояли скульптуры, изображающие ангелов. Они были изготовлены из гипса и, согласно плану строителей, их должны были заменить аналогичные бронзовые изваяния. Но эти планы так и не осуществились. В 20-е годы XIX века гипсовые скульптуры были убраны, но по ряду причин установка новых не была произведена.
Туристов впечатляют фасады собора, но не разочаровывают и его интерьеры. В храме установлено более полусотни колонн. Они изготовлены из розового гранита, их украшают позолоченные капители. Производят на входящих впечатление и барельефы начала XIX столетия. Образа храма написаны знаменитыми живописцами того же периода времени. Говоря об образах, нельзя не упомянуть и о самой главной святыне храма. Ею является, как уже было сказано выше, список знаменитой чудотворной иконы, в честь которой и был освящен собор.
Скульптурные украшения
Скульптурное оформление осуществлялось с особым мастерством. До сегодняшних дней сохранилось богатство наружной скульптуры. Из внутренних скульптурных украшений остались лишь два прекрасных барельефа:
- один из них — работы Жана-Доминика Рашетта «Взятие воинами Христа в вертограде»;
- второй — работы Феодосия Федоровича Щедрина «Шествие Христа на Голгофу».
Остальные шедевры, увы, разрушились. В 1814 году из-за сырости осыпалась отделка храма вместе со всей украшавшей интерьер лепниной, что привело к порче практически всех рельефных композиций. В 1820 году их решили не восстанавливать, а нанести на стены декоративную роспись.
Война, Философ и «детский» храм
В 1914 году началась новая война — Первая мировая. Воевать ушли 11 певчих из Казанского собора и 10 сторожей и дворников, которые там работали. И еще на фронт, чтобы укреплять дух солдат, отправился священник собора, протоиерей Тимофей Налимов. А перед этим он взял да и отдал свою квартиру под лазарет, то есть под больницу для раненых. Сюда их привозили прямо с поля боя. А на фронт отправляли теплые вещи, которые собирали всем приходом. Отвозил эти вещи сам настоятель Казанского собора, человек с удивительным именем — Философ Орнатский. Так его назвали родители, в честь мученика Философа, который жил в III веке. Философ Орнатский и в самом деле был мудрым. А еще — добрым. Он был учеником и другом святого праведного Иоанна Кронштадтского, а когда только-только стал священником, служил в церкви при детском приюте. После смерти его причислили к лику святых мучеников, потому что он пострадал за Христа.
Между прочим, именно отец Философ придумал построить в Казанском соборе маленький нижний храм во имя священномученика Ермогена. Чтобы туда попасть, нужно найти лестницу в западной стороне собора и спуститься вниз. Еще там есть баптистерий — это такая маленькая комната, в которой взрослые и дети принимают крещение. А в наше время один раз в месяц в этом крохотном храмике служится «детская Литургия», специально для детей! Поют на клиросе и прислуживают в алтаре тоже дети. Но служит, конечно, самый настоящий батюшка.
Живопись
Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.
Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.
Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.
Железнодорожная катастрофа
В Казанском соборе есть много необычных мест. Одно из них скрывается в дальнем уголке собора. Если пройти весь храм с севера на юг, вы увидите… Иерусалим. Честное слово! В южной стене есть углубление, а в нем нарисовано звездное небо и спящий Святой Город — Иерусалим. Перед этой нишей стоит деревянное распятие. Нишу приказано было сделать в благодарность Богу за спасение императорской семьи. Александр III с супругой и детьми, в том числе — с наследником престола, будущим императором Николаем II, чуть не погибли, когда возвращались домой из Крыма в самом обыкновенном поезде. Паровоз вдруг сошел с рельсов. Это случилось в 1888 году, 17 октября в 14 часов 14 минут.
Крушение императорского поезда 17 октября 1888 года, ст. Борки Харьковской губернии, фото А. М. Иваницкого Вся семья, кроме дочери императора княжны Ольги, в этот момент вместе обедала в столовой. Вдруг сильный толчок свалил всех с ног, и послышался страшный грохот — 10 вагонов сошли с рельсов! Пол провалился, все, кто был в вагоне, упали на насыпь. А император Александр… держал на своих плечах рушившийся тяжеленный потолок, пока все члены его семьи и свита не выбрались из-под обломков! Он был человеком невероятной силы, может быть, даже сильнее, чем Илья Муромец! Запросто мог одной рукой скрутить стальную вилку «бантиком». Так вот, благодаря его силе ни жена, ни дети не пострадали. А великую княжну Ольгу, которая была в момент крушения в своем купе, просто выбросило на насыпь.
Портрет АлександраIII, художник Николай Шильдер
Хотя одной только физической силой царя такое чудесное спасение, конечно же, не объяснить. В этой ужасной аварии погибли более двадцати пассажиров из других вагонов. А члены императорской семьи получили только царапины и небольшие ушибы. В память об этом чуде в Казанском соборе, куда сразу же после возвращения в Петербург поспешил император, и сделали «Иерусалимскую нишу».
Скульптура и живопись
В соборе находится множество прекрасных произведений искусства; на какие же из них стоит обратить наибольшее внимание? Какие осмотреть в первую очередь? Назовем некоторые из таких произведений:
— Как внутри, так и снаружи храм украшен множеством скульптур. Все они заслуживают пристального внимания, так как создавались лучшими скульпторами страны.
— Обратите внимание на бронзовые северные двери храма. Они изготовлены литейных дел мастером Василием Екимовым, знаменитым в XIX столетии
Эти двери являются точной копией дверей, отлитых в XV столетии скульптором Лоренцо Гиберти для флорентийского крестильного дома.
— Отдельно нужно сказать несколько слов о живописи. Иконостас храма, его пилоны и стены расписывали знаменитые художники начала XIX века. В их числе Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин и многие другие.
— Обратите также особое внимание на живописную работу «Взятие Богородицы на небо». Это запрестольный образ, автором его является Карл Брюллов
По мнению специалистов, эта работа — одно из главных украшений собора, хотя и остальные живописные произведения, находящиеся в храме, безусловно, достойны внимательного осмотра.
Взгляд из вертолета
Если сфотографировать собор из космоса, или, например, сесть на вертолет и подняться в небо, то, взглянув на собор, мы увидим крест. Так придумал архитектор — построить храм в форме креста. Но если б все построили так, как было задумано с самого начала, то, глядя из вертолета, можно было бы увидеть уже не крест, а две буквы: «I» и «Х». Это первые буквы имени Иисус Христос, только на церковнославянском языке. Букву «I» образует храм, а букву «Х» — две полукруглые колоннады. Здорово придумано! Но начались войны, и на вторую колоннаду денег не хватило. Так и осталась одна.
Строили собор столько лет, что можно было бы поступить в первый класс и окончить школу! Когда построили, оказалось, что этот храм теперь — самый большой в Петербурге. Ради строительства пришлось снести 11 домиков и переселить их жителей. А чтобы сделать огромный купол, архитектор Андрей Воронихин впервые в истории применил конструкцию из металла. Проект был по тем временам неслыханный!
Три века истории храма
До того, как был построен Казанский собор, список чудотворной иконы хранился в церкви, освященной в честь Рождества Богородицы. Эта церковь была построена в 30-е годы XVIII века, а к концу названого столетия обветшала. Тогда решено было возвести на ее месте новый храм. Императором был объявлен конкурс, знаменитые архитекторы представили свои проекты, но ни один из них не стал победителем. Спустя некоторое время императору был предложен еще один проект, автором которого являлся бывший крепостной Андрей Воронихин. Именно этот проект и получил одобрение императора.
Строительные работы продолжались десять лет (очень короткий срок, если учитывать технологии XIX столетия!). Стоимость этих работ превысила четыре с половиной миллиона рублей. Старая церковь, в которой хранился список чудотворного образа, была разобрана только после того, как строительство нового храма завершилось.
Работы по отделке здания продолжались до конца 20-х годов XIX столетия. Они завершились спустя почти восемнадцать лет после освящения собора. В 40-е годы XIX века в храме в первый раз были проведены ремонтные работы. Спустя почти двадцать лет был произведен второй ремонт. Он включал в себя восстановление стенной живописи, реставрацию икон.
На площади перед собором неоднократно проходили студенческие демонстрации. Там же в середине 70-х годов XIX века состоялась демонстрация одного из революционных обществ.
В начале XX века в храме произошло торжественное событие — празднование трехсотлетия дома Романовых. Но эту страницу истории храма нельзя назвать радостной: во время торжеств в переполненном соборе началась страшная давка, в которой погибли несколько десятков человек.
В послереволюционное время, а точнее, в 20-е годы XX века, из храма было изъято множество ценностей, его интерьеры сильно пострадали. В частности, был уничтожен уникальный иконостас, изготовленный из трофейного серебра. Он был отправлен в переплавку. Всего из собора было изъято приблизительно две тонны серебра (не считая многих других ценностей). В начале 30-х годов XX века храм был закрыт, а спустя короткое время в его здании открылся музей, экспозиции которого были посвящены истории религии и атеизма. В середине XX столетия в здании были проведены реставрационные работы. Сначала были тщательно отреставрированы интерьеры, затем — фасады.
В начале 90-х годов в одном из приделов собора возобновились богослужения. Спустя несколько лет над куполом храма вновь засиял крест. В конце 90-х годов здание было полностью освящено. В начале XXI века оно было окончательно возвращено Русской православной церкви.