Святая софия в стамбуле и драматические события мировой истории

Мозаика

Одна из первейших датировок оформления мозаики относится к иконоборческому периоду и находится в самом видном участке — в арке апсиды.

На вершине свода представлен равносторонний крест в лучах. Крест вписан в голубую окружность на золотом фоне. При переходе от голубого к золотому колору, окружность чередуется цветами радуги.

У основания свода по обеим сторонам разноцветный орнамент из мозаики, на нём выделяются три крестообразные монограммы ктиторов Софийского собора: Константина и Ирины.

Нет никаких сомнений в том, что ктиторы, увековеченные в крестообразной монограмме – автократор Константин VI (780 — 797) и императрица Ирина Афинская (780 — 788, 797 — 802), а Феофилос – местный епископ, подписавший хартию седьмого Вселенского Собора (либо второго Никейского) 787 года. Это знаменитый Собор, созванный по инициативе Ирины в городе Никее с попыткой вернуть иконопочитание.

Мозаика храма выполнена в период совместного царствования Константина VI и Ирины, проводившей политику борьбы с иконоборцами до конца своего регентства.

Апсида

В конхе апсиды на золотистом фоне изображена Богородица на троне с восседающим на её руках Иисусом Христом. Очевидно, создание мозаичного полотна стало возможным только после 843 года, когда окончательно восторжествовало иконопочитание при императрице Феодоре и её малолетнем сыне Михаиле. Вероятная датировка XI — XII века.

На уровне, где плечи Пресвятой Девы едва различимы следы более ранней мозаики – большого креста (простирающегося под изображением Царицы небесной), созданного одновременно с монограммами у подножия свода в эпоху царствования Константина Слепого и Ирины (780 — 788).

Архитектура собора

Достопримечательность византийской эпохи олицетворяет яркий пример промежуточной архитектуры при проектировании храмов в период преобразований от базилики к средокрестному типу, либо крестово-купольному с базирующимся на арках сводом. Храм сохранил черты раннехристианской базилики несмотря на то, что его венчает купол.

На восточной оконечности храма расположены три апсиды: две из них, меньшие по размеру, примыкающие к боковым нефам (пономария и ризница) сообщаются арочными проходами как с центральной апсидой алтаря, так и с нефом.

Внутри Софийского собора храмовое пространство разделено на два ряда чередующихся византийских (прямоугольных) и античных (круглых) колонн на три нефа, каковые не равнозначны по особенностям и по функционалу с нефами базилики.Два боковых прохода (северный и южный) вместе с притвором (на западной стороне) образуют схему «П», окружающую центральный неф церкви.

В основном пространстве четыре массивные пилоны формируют в плане квадрат, который проходами к алтарю, притвору и боковым нефам образует в плане крест. На эти несущие пилоны опираются четыре полукруглые арки, что несут при посредничестве четырёх парусов (сферически выпуклых вверх треугольников) на себе вес барабана и купола. На каждой из четырёх сторон барабана по три окна.

Раньше основа барабана поддерживалось четырьмя парами дополнительных подпорок.Айя-София с момента возведения имела клирос на втором этаже (υπερώα): с юга и севера, затем после дополнения нартекса, добавили ещё и с западной.

Новый архитектурный стиль храма нарушает прежнюю связь с архитектурой раннехристианских удлинённых базилик. Постепенно меняется визуальное восприятие собора по сравнению с базиликой, вместе с этим совершенствуются представления обрядов и литургий, трансформируются религиозные воззрения и идеология Византийской империи.

Кампания за освобождение храма

? 2007 году ряд влиятельных американских
предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение
первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению
Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях
комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human
Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством
главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса,
президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли
(Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать
людей права молиться в их Церкви-Матери Неприемлемо терпеть
ежедневное надругательство над этим священным местом, которое
используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо
позволять далее такое открытое неуважение к православному
христианству да и всему христианству».

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой
Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в
интервью российской газете «Завтра»:

Архитектура и оформление

Архитектура и оформление

Мечеть Святой Софии была возведена в виде прямоугольной базилики стандартной формы. Ширина собора составляет около 70 метров, длина – 100 метров. Купол в высоту достигает свыше 55 метров, диаметр – более 30 метров. В качестве производственного строительного материала использовался мрамор, дополнительно применялся легкий кирпич, состоящий из песка и глины.

Собор роскошно выглядит не только снаружи, но и внутри. Настоящие произведения искусства расположены во внутреннем убранстве. Зал включает в себя верхнюю и нижнюю галереи, которые полностью выполнены из мрамора. Внутри мечети сложно отыскать даже небольшой не декорированный участок. Оформление интерьера состоит из множественных фресок, мозаики, серебряных и золотых покрытий, изделий из слоновой кости и терракоты.

  • Главная ценность собора заключается в византийских фресках и мозаики. Они отлично сохранились до наших дней благодаря османам, которые пришли в Константинополь и защитили христианские образы с помощью простой штукатурки, спасшей их от разрушения. С тех пор, когда в столице обосновались турецкие завоеватели, в оформлении собора добавился михраб, султанское ложе, кафедра. Из интерьера были убраны свечи, характерные для христианства, их заменили на лампадные люстры.
  • Изначально в мечети находилось около 210 окон, поскольку на протяжении долгого времени возводились различные постройки и их количество сократилось до 180. Общее число дверей – 360. Под наземной частью конструкции есть подземные тоннели, исследование которых позволило найти потайной ход, ведущий от мечети к не менее исторической достопримечательности Турции – собору Топкапы.
  • Внутреннее убранство мечети Святой Софии настолько поражает своей роскошью, что словами передать всю мощь, энергетику и обстановку просто невозможно. Чтобы удостовериться в завораживающей атмосфере и чарующей красоте, стоит непременно посетить историческую ценность.

Интерьер

Внутренне убранство храма Святой Софии всегда отличалось редкой красотой. При его возведении для украшения везли из Проконеза белый, словно снег, мрамор, из Каритоса везли малахитово-зеленый, из Ясоса – нарядный красный, из Фригии мрамор розового цвета. Нижние части стен покрыли сине-зеленым и розовым мрамором, пол украсили мраморными узорами разных цветов. Поверхность алтаря, по свидетельству современников, переливалась 72 разными цветами и оттенками. Капители колонн украсила изящная резьба. Верхнюю галерею расписали фресками и покрыли мозаикой со священными изображениями. А купол украшала позолота и мозаика с ликом Христа Вседержителя.

По периметру храма шли ряды икон, святынь, рак с мощами. Но это все в прошлом. Сейчас здесь пусто и голо. Но внутренняя обшивка здания полихромным мрамором, зеленым, белым, порфировым, дошла до нашего времени.

  1. Византийские мозаики

Храм Святой Софии в Стамбуле и теперь знаменит своими изысканными мозаиками. Самые древние мозаики – это скромные геометрические и растительные орнаменты, они датируются царствованием Юстиниана. Более поздние – с изображениями Христа, святых, императоров и их семей.

А над алтарем изображение Богородицы, на коленях держащей младенца Христа… При входе в неф собора глаза остановились на чудесном образе, и потом, когда бродили между колоннами, заметила, что мой взгляд не раз, и не два, тянулся к ней.

И самые известные из мозаик – на верхнем этаже, в галереях. В южной галерее находится самая-самая из них – мозаика Деисус. Этим словом обозначается в иконописи композиция из трех персонажей: посередине Христос, около него Богоматерь и Иоанн Предтеча в молитвенных позах. Здесь же еще одна знаменитая мозаика – изображение Христа Пантократора в тёмно-синих одеждах, правая рука его поднята для благословения, а левая держит Евангелие.

Прямо под главным куполом храма Святой Софии в Стамбуле, на треугольных парусах-пандативах фресковые херувимы. Их турки, в отличие от мозаик, не замазывали штукатуркой, а всего лишь укрывали их лики накладками.

  1. Каллиграфия в Айя София Стамбул

В музее, высоко наверху, висят 8 огромных щитов круглой формы, изготовленных то ли из верблюжьей, то ли из ослиной кожи. На них дивной красоты арабские надписи. Написаны имена Аллаха, его пророка, изречения из Корана. Щиты образуют невероятно интересный контраст с христианскими мозаиками.

  1. Светильники и кованые железные люстры.

Из выси на тросах спускаются вниз, почти на рост человека, люстры. Это один из ярких элементов украшения храма: словно капельки сияющей росы на раскинувшейся наверху паутине. Невероятно красивые.

  1. Михраб

Напомню, это округлая ниша в стене, которая отмечает направление Мекки, Саудовская Аравия, там – самое священное место в исламе. Видите, в Ая София она немного не по центру? Дело в том, что собор Святой Софии в Стамбуле строился как христианский храм, которые ориентируются на восток. А все мечети должны быть направлены на Каабу в Мекке, то есть на юго-восток Стамбула, вот поэтому в Айя-София и произошло такое несовпадение центральной части здания церкви и осевой точки михраба. Слева от михраба находится Ложа Султана, справа – минбар место для проповедей.

  1. Коронационная площадка

Считается, что квадрат на полу, выложенный из цветного мрамора, и есть то место, где короновались византийские императоры.

Собор для моряков

Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.


Авторский эскиз./Фото:foma.ru

Авторский эскиз./Фото:foma.ru

В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь.

Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем.
Именно по этому проекту и возведен собор.Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.

Собор святой Софии. / Фото:Arild Vаgen


 Собор св. Николая и Собор св. Софии /Фото: foma.ru

Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский.

На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.

Строительные работы. /Фото:kronshtadtsobor.ru

О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский

Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.

Храм в Кронштадте. /Фото:excursspb.ru/

Айя-София

Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.

Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.

Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.

Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.

Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.

Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.

Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.

После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.

Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):

Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».

Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.

Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…

За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.

В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»

Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие —  Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.

Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.

Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.

Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.

При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.

Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.

Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.

Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.

Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.

Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта – будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя – его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

20 век и современность

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть – кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник. В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722–1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже – консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731–1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763–1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Как добраться

Мечеть расположена в 20 км. от аэропорта в старом районе Стамбула. Если вы только прилетели и хотите начать свое путешествие с этого собора, то можно нанять такси или добраться на общественном транспорте.

Прямо из здания аэропорта нужно по указателям в метро сесть на линию М1 и проехать до станции Zeytinburnu. Потом нужно выйти из подземки и добраться до остановки трамвая линии Т1 abataş – Bağcılar. На трамвае доезжаем до остановки Sultanahmet, и через 300 метров вы уже будете у ворот Собора.

Если вы отправляетесь к храму из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

Заключение

Главную мечеть Турции в Стамбуле обязательно нужно запланировать для посещения. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.

Автор статьи :  Айгуль Хусаинова

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.

Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.

Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.

Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!

И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.

Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.

Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория

Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.

Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.

А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.

Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.

И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.

Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии

Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику, которая находится недалеко от собора.

Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.

Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.

Исследование подземной части собора Айя-София.

Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства!

Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй – к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.

Туристы входят в собор через Императорские ворота.

Интересные факты

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.

В помощь паломникам

Собор святой Софии открыт круглый год, кроме понедельников. Весной и летом его можно посетить с 9.00 до 19.00, а в осенние и зимние месяцы музей открыт только до 17.00.


Собор святой Софии ежегодно посещают 8 миллионов туристов

Чтобы не стоять в длинной очереди, стоит прийти на полчаса раньше. Насладиться красотой купольного света лучше в первой половине дня, когда солнечные лучи образуют световую ауру.

Посещение музея платное, около 8 долларов. Около музея всегда крутятся перекупщики билетов, за 1-2 доллара можно избежать стояния в очереди к кассе. Дети в возрасте до 12 лет могут пройти бесплатно. Экскурсия по музею занимает от 2 часов. Это надо учесть старшим людям и семьям с маленькими детьми.

Совет! Услуги экскурсовода платные, можно сэкономить, воспользовавшись аудиогидом или предварительно просмотрев онлайн-видео.

Расстояние от аэропорта до мировой святыни более 20 километров, проехать сюда можно как на трамвае или метро, а можно воспользоваться услугами такси. Вам надо будет попасть в старый городской район Стамбула на площадь Салтанахмед, название которой станет ориентиром при планировании маршрута.

Собор Святой Софии в Стамбуле

Интересные факты

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам…»

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени…

Статус музея

В 1931 году мечеть Айя-София была закрыта для проведения богослужений. Президент Турции Ататюрк в 1935 году издал указ основать в соборе Великой Софии музей, при этом очистив стены от штукатурки и освободив прекрасные фрески с изображением Спасителя, Богородицы и святых.

В конце 40-х годов 20 века возникло движение за возвращение храма Святой Софии христианству. Уникальность софийских построек заключается в воплощении идеи Небесного царства на земле. Древним архитекторам удалось воссоздать помещение, в котором купол, как прообраз Неба, визуально не должен касаться земли.

Человеческий разум отказывается верить видимому, мысленно люди ищут те канаты, которые удерживают в невесомости огромный купол.

Секрет видимой невесомости состоит в том, что архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский при помощи множества оконных отверстий, искусно спрятанных в барабанном подкуполе, создали эффект светового кольца.

Световые лучи, проникающие через оконные отверстия, воспринимаются, как небосвод над головой, и трудно поверить, что вес купола огромен. Попасть в Собор Софии можно было через восемь центральных входов, через девятый проход, по легенде дерево для него привезли из ковчега Ноя, проходил только император. В самом здании по подсчетам около 400 дверей.


Ложа Султана в соборе Святой Софии

Современники называют Айя-Софию восьмым чудом света. О владении помещением православной святыни мусульманами свидетельствуют оставшиеся ложи султана, мизраб (мусульманский алтарь) и мраморный минбар.

Интересно! В отличие от православных храмов Софийская церковь освещается не свечами на паникадилах, а лампадками.

Грунтовые воды затопили подземные переходы, ведущие от храма к дворцам. Ранее при раскопках здесь были обнаружены человеческие останки и драгоценные украшения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector