Айя-софия

Как добраться?

Добраться до величественного памятника удастся несколькими способами. Выберете предпочтительный самостоятельно:

  • автобусом;
  • трамваем;
  • такси;
  • трансфером.

На автобусе доезжайте до остановки «Султанахмет». Подойдет любой маршрут, следующий в этом направлении. С остановки сразу увидите сооружение.

Если выбрали трамвай, тоже поезжайте до остановки «Султанахмет». Подойдет маршрут Т1. Если турист остановился в районе Султанахмет, посетить достопримечательность не составит труда. До объекта доберетесь пешком.

Таксисты знают адрес собора и довезут туриста из любой части города. Но это не самый бюджетный вариант.

Удивительный памятник архитектуры, сочетающий наследие двух мировых культур, должен входить в план путешествия по Стамбулу. Редко выпадает шанс увидеть святыню, воспетую в эпосе двух народов и почитаемую и в мусульманском, и в христианском мире.

Архитектура и оформление

Архитектура и оформление

Мечеть Святой Софии была возведена в виде прямоугольной базилики стандартной формы. Ширина собора составляет около 70 метров, длина – 100 метров. Купол в высоту достигает свыше 55 метров, диаметр – более 30 метров. В качестве производственного строительного материала использовался мрамор, дополнительно применялся легкий кирпич, состоящий из песка и глины.

Собор роскошно выглядит не только снаружи, но и внутри. Настоящие произведения искусства расположены во внутреннем убранстве. Зал включает в себя верхнюю и нижнюю галереи, которые полностью выполнены из мрамора. Внутри мечети сложно отыскать даже небольшой не декорированный участок. Оформление интерьера состоит из множественных фресок, мозаики, серебряных и золотых покрытий, изделий из слоновой кости и терракоты.

  • Главная ценность собора заключается в византийских фресках и мозаики. Они отлично сохранились до наших дней благодаря османам, которые пришли в Константинополь и защитили христианские образы с помощью простой штукатурки, спасшей их от разрушения. С тех пор, когда в столице обосновались турецкие завоеватели, в оформлении собора добавился михраб, султанское ложе, кафедра. Из интерьера были убраны свечи, характерные для христианства, их заменили на лампадные люстры.
  • Изначально в мечети находилось около 210 окон, поскольку на протяжении долгого времени возводились различные постройки и их количество сократилось до 180. Общее число дверей – 360. Под наземной частью конструкции есть подземные тоннели, исследование которых позволило найти потайной ход, ведущий от мечети к не менее исторической достопримечательности Турции – собору Топкапы.
  • Внутреннее убранство мечети Святой Софии настолько поражает своей роскошью, что словами передать всю мощь, энергетику и обстановку просто невозможно. Чтобы удостовериться в завораживающей атмосфере и чарующей красоте, стоит непременно посетить историческую ценность.

Экскурсия по собору Святой Софии

Сегодняшний собор Святой Софии в Стамбуле — третье здание, построенное на этом месте. 

Первоначальное здание, построенное в 360 году нашей эры, представляло собой базилику с деревянной крышей.  Эта первоначальная церковь, которая также носила название Megale Ecclesia (Великая церковь), была сожжена во время восстания в 404 году.

Феодосий II заменил ее массивной базиликой в ​​415 году, которая сгорела во время восстания Ника против Юстиниана в 532 году. Спустя сорок дней после восстания Юстиниан снова начал восстанавливать собор Святой Софии в Стамбуле.  

Он вновь открыл его в 537 году, войдя в здание со словами «Соломон, я превзошел тебя!», Что указывает на тот факт, что Великий Храм Соломона в Иерусалиме был самым большим до третьей Святой Софии.

Айя-София

Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.

Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.

Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.

Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.

Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.

Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.

Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.

После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.

Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):

Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».

Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.

Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…

За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.

В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»

Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие —  Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.

Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.

Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.

Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.

При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.

Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.

Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.

Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.

Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.

Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.

Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.

Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.

Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!

И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.

Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.

Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория

Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.

Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.

А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.

Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.

И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.

Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Голубая мечеть

Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула.

Так же как и в случае с Айя-Софией, найти удачный ракурс для съёмки Голубой мечети с земли, на мой взгляд, невозможно. Тут нам на помощь снова приходит терраса ресторана, о котором я рассказывал чуть выше.

Хотя, конечно, лучшие виды на мечеть открываются с Мраморного моря. Фотографии, сделанные с морской прогулки, я уже показывал вам пару недель назад. Тогда же я рассказывал историю про шесть минаретов и реакцию на них имама Мекки.

Мечеть является действующей. Мусульмане перед посещением обязательно омывают ноги. Туристов пускают с грязными, правда обувь всё равно необходимо снимать.

Мечеть была построена в начале XVII века — таким образом молодой султан Ахмед пытался умилостивить Аллаха.

Своё название она получила от огромного количества голубых керамических изразцов ручной работы, использовавшихся для украшения интерьера.

Официальное же название мечети — Sultanahmet Camii — что означает «Мечеть Султана Ахмеда».

Основной темой внутреннего убранства являются цветы — тюльпаны, лилии, гвоздики и розы.

Всего в мечети 260 окон, украшенных витражами.

Про религиозную составляющую Стамбула, наверное, хватит. Но раз уж заговорили про религию — расскажу-ка я вам в следующий раз про Тихвинский монастырь, в котором я побывал на днях.

Не переключайтесь!

Продолжение: Стамбул разносторонний

Советы туристам по знакомству с собором

Всем, кто планирует побывать в храме Св. Софии, стоит взять на заметку полезные рекомендации от бывалых туристов.

  1. Самое подходящее время для осмотра достопримечательности 8 утра. Уже ближе к 9 в соборе становится достаточно многолюдно, возле касс собирается длинная очередь. Отстоять очередь, особенно под палящим солнцем, не доставит удовольствия.
  2. Если кроме собора по программе имеется посещение других объектов с платным входом, то лучше купить музейную карту, которой можно пользоваться только в пределах Стамбула. По такой карте не нужно отстаивать большие очереди, и она позволяет сэкономить немного денежных средств.
  3. Перед входом в собор нужно разуться.
  4. Не стоит приходить в храм, когда идут молитвы (5 раз на день). В пятницу в полдень лучше отказаться от визита.
  5. Девушки и женщины могут пройти внутрь только с накрытой головой. Если вы забыли взять с собой платок, то ничего страшного – его можно попросить на входе.
  6. Делать фотографии внутри разрешено, но нельзя, чтобы в кадр попадали молящиеся.
  7. Обязательно нужно взять с собой попить. Летом в городе стоит очень жаркая погода, поэтому без воды будет очень тяжело. На территории храма также продуют воду, но ее цена будет гораздо завышена.
  8. На осмотр музея будет достаточно выделить 1,5-2 часа. Этого времени вполне хватит, чтобы узнать и увидеть все самое интересное.
  9. Чтобы испытать максимум эмоций и впечатлений, и получить больше познавательной информации, стоит нанять экскурсовода. На входе всегда стоят гиды, которые смогут провести интересную экскурсию на русском языке. Каждый проводник устанавливает свою цену, которая может существенно отличаться. Всегда можно торговаться.
  10. Если не хочется тратиться на экскурсовода, то можно приобрести аудиогида. Если и это не по душе, то перед походом стоит посмотреть документальное кино о соборе.
  11. Некоторые туристы не рекомендуют приходить в Святую Софию вечером. Они утверждают, что дневное освещение позволяет рассмотреть каждую деталь интерьера, которая может быть упущена из виду вечером.
  12. Когда турист купил билет, его ожидает проверка металлоискателя. Процедура проверки рюкзаков схожа с той, что проходит в аэропорту.
  13. Внутри уже долгое время ведутся реставрационные работы. Часть храма от пола до потолка завалена строительными лесами, что существенно портит общую картину и впечатление от этого места.

Что можно увидеть в Соборе Святой Софии

Собор Святой Софии поражает не только своими размерами, но и внутренним убранством. Заходя со стороны Императорских ворот, попадаешь сначала в первый, а затем во второй притвор. Пристройки украшены мраморными плитами и чашей для крещения младенцев. Здесь же размещен большой экран, на котором рассказывают о достопримечательностях собора. В правой части притвора стоит огромный саркофаг, а напротив него расположен колокол.

Второй притвор имеет более богатое убранство. Потолок выложен позолоченной мозаикой, а на стенах — мрамор с зеркальным узором. Здесь же располагается лестница, которая ведет на второй этаж. Через второй притвор можно попасть к фонтану для омовений. Над воротами располагается одна из самых красивейших мозаик собора, которая видна практически из любого уголка здания. На ней изображен создатель храма — Юстиниан, Богоматерь и император Констанстин. Вторая мозаика располагается прямо над Императорскими воротами. Она имеет название Иисус Панкратор. Прямо над Императорскими воротами располагается императорское ложе.

Во внутреннем дворе собора расположена крестильны, или баптистерий. Купель имеет внушительный размер и прочные ступени. Считается, что в ней крестят не только младенцев, но и людей в зрелом возрасте.

Все пространство собора украшено висящими люстрами. Вверху висят восемь огромным исламских медальонов, на которых написаны имена Аллаха, мухамеда и первых халифов Али и Абу Бакра. На стенах изображены четыре шестикрылых серафима. Размер изображения составляет 11 метров. Ранее на стенах были лики ангелов, орлицы и льва.

В центральной части собора располагается омфалион, который символизирует «пуп земли». Именно здесь происходил процесс коронации императоров. Сзади располагается специальное возвышение — трибуна муэдзина. Оно было предназначено для молитв служителя собора.

На втором этаже здания располагается императорское ложе. На стены нанесены рунические символы — письменность древних германцев. В правом крыле второго этажа расположена гробница правителя Венеции — дожа Энрико Дандоло. Останков правителя в ней нет. По иронии судьбы его гробница находится в том соборе, в разграблении которого он лично принимал участие. По легенде его останки отдали на съедение собакам.

Описание

Собор Святой Софии Турции представляет собой классическую базилику с прямоугольным основанием (70х75 м) и имеет два уровня ― нижний этаж и галерею. Первый ярус раньше предназначался для духовенства, императора, а также для верующих мужского пола. Женщины во время богослужений находились наверху.

План собора

Входов в здание девять. Центральный ― знаменитые Императорские ворота, расположенные с западной части здания. По легенде, они были созданы из остатков Ноева ковчега и использовались лишь во время больших праздников. Проходить сквозь них имели право только правители и патриархи.

В остальное время императоры со своей свитой пользовались юго-западной дверью ― Хорологионом, через которую сегодня туристы попадают в здание. Это небольшой проход, ведущий во внутренний нартекс (пристройку), ― Вестибюль воинов, где раньше находилась стража и было принято оставлять оружие. Здесь же расположен пандус, ведущий на верхний этаж с тремя хорами (открытыми галереями):

  • северной ― для женщин среднего сословия;
  • западной ― для императрицы и ее свиты;
  • южной, представляющей собой совещательную комнату патриархии.

После вестибюля идет внешний нартекс ― просторная светлая галерея, через которую можно попасть в подкупольное помещение, высотой 55 м.

Архитектура

Основная часть собора Айя-София находится под огромным куполом-полусферой, диаметр которой составляет 31 м с востока на запад и 30 м ― с севера на юг. Она состоит из 40 радиальных арок. В барабане расположены 40 окон, причем они находятся на минимально возможном расстоянии. Это позволяет добиться эффекта «парения» крыши в воздухе.

Внутреннее пространство здания поделено на три нефа (помещения). Два из них узкие и располагаются по краям, а одно широкое ― в центральной части. Вместе они образуют крест.

От главного купола «спускаются» купола меньшего размера, все они опираются на своды. Такая конструкция позволяет наиболее равномерно распределять нагрузку. Дополнительно крыша поддерживается арками, в каждой из которых вырезано по 3 ряда окон.

Северный и южный фасад дополнительно укреплены башнями, которые берут на себя основное давление арок. Помимо них, возле основной части храма располагаются минареты, выстроенные турками после превращения храма в мечеть.

Интерьер

Об интерьере церкви времен Юстиниана остается судить лишь по косвенным данным. По мнению исследователей, в тот период собор был украшен мозаиками, носящими догматический иконный и растительный характер. Также известно, что в куполе первоначально находилось гигантское изображение креста.

Стены Айя-Софии внутри были облицованы мрамором. Предположительно, его пласты распиливались на тонкие слои и раскрывались подобно книге. Пол храма украшали сложные узоры из порфира и мрамора разных цветов. Вместо иконостаса в зале были установлены 12 серебряных колонн с золотыми фрагментами в верхней части, предназначенные для крепления портретов святых.

Престол состоял из литых золотых досок и столпов, а его верхняя часть была изготовлена из сплавов различных металлов, смешанных с драгоценными камнями. Окружали эту конструкцию колонны из яшмы и порфира.

Всего собор Святой Софии внутри украшают 104 колонны, из них 40 находятся в нижнем ярусе и 64 ― в верхнем. Область справа от входа ― Центр Мироздания ― место, где короновались императоры. Его можно узнать по переплетениям разноцветных кругов. Существует версия, что в узоре зашифровано пророчество.

Однако после череды разрушений, разграблений, перестроек и реставраций внутреннее убранство храма претерпело серьезные изменения. Теперь фрески и мозаики соседствуют с каллиграфическими панелями, купол украшают суры из Корана, а в интерьере появились михраб, минбар и ложа султана. Кроме того, традиционные свечи были заменены люстрами из лампад.

Правая часть первого этажа отведена под библиотеку, собранную султаном Махмудом I. На данный момент она пустует ― книги были вывезены в другие музеи. Узнать помещение можно по резной золотой решетке.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Основные моменты

Монументальное здание Айя-Софии, находящееся в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет, окружают четыре стройных минарета, что делает его особенно узнаваемым. За 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство, и это несмотря на то, что его необыкновенная судьба была богата не только на торжественные, но и трагические страницы.

Собор Святой Софии Константинопольской, как его еще называют, является олицетворением «золотого века» Византийской империи. Часто именуемый также восьмым чудом света, он несет в себе огромную архитектурную и историческую ценность и в 1985 году был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Своей правильной прямоугольной формой Айя-София напоминает классическую базилику, купол которой, поддерживаемый по углам огромными 24-метровыми колоннами, словно парит в воздухе. Стены бывшего храма помнят многочисленные перестройки и ремонты, а сколько за ними пряталось и молилось людей в часы бедствий, назвать не сможет никто.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector