Как выглядит остров-призрак хашима, который раньше был самым густонаселенным городом
Содержание:
- Туристический объект
- Текущий статус [ править ]
- Природа на Сикоку
- Самые большие острова
- История острова Хасима
- Суеверия заброшенного острова
- Остров Хашима
- Иерархия
- Пляжные курорты Японии
- Доступ
- Виртуальная прогулка
- Строительство
- Расцвет и упадок
- Мёртвый остров
- Buildings 16-20 | Constructed 1918 | View map
- and walk to Senpukuji Temple | View map
- Корабрь-призрак: история Гункандзимы
- Строительство
- Общие сведения о стране
- Перемены
- Доступ [ редактировать ]
- Восстановление
Туристический объект
Долгое время Хасима была закрыта для туристов, поскольку возведенные в первой половине 20-го века постройки очень активно деградировали. Но с 2009 года власти страны начали допускать на остров всех желающих. Для посетителей в безопасной части «линкора» был организован специальный пешеходный маршрут.
А не так давно остров Хасима привлек к себе еще большее внимание. Волна интереса поднялась после выхода на экраны последней части киноэпопеи о приключениях Джеймса Бонда, британского агента 007
Логово Рауля Сильвы, главного злодея фильма «Координаты Скайфолл», снятого в 2012 году, было очевидно скопировано именно с Хасимы, несмотря на то что снималась картина в павильонах студии Pinewood.
Текущий статус [ править ]
Руины шахты, 2011 г.
Остров принадлежал Mitsubishi до 2002 года, когда он был добровольно передан городу Такасима. В настоящее время юрисдикция над островом осуществляется городом Нагасаки, который в 2005 году поглотил город Такасима. 23 августа 2005 года мэрия разрешила посадку только журналистам. В то время в городе Нагасаки планировалось восстановление пристани для туристических посадок в апреле 2008 года. Кроме того, планировалась пешеходная дорожка длиной 220 метров (722 фута), и вход в небезопасные районы строительства был запрещен. Однако в связи с задержкой строительства в конце 2007 года город объявил, что доступ общественности будет отложен до весны 2009 года. Кроме того, город столкнулся с проблемами безопасности, связанными с риском обрушения зданий на острове из-за значительного старения. .
Было подсчитано, что посадка туристов будет возможна менее чем на 160 дней в году из-за суровой погоды в этом районе. По соображениям экономической эффективности город рассматривал возможность отмены планов по дальнейшему расширению пешеходной дорожки — примерно на 300 метров (984 фута) в сторону восточной части острова и примерно на 190 метров (623 фута) в сторону западной части острова. после того, как 2009. править небольшая часть острова был окончательно открыт для туризма в 2009 году, но более чем 95% острова строго очерчена , как вне пределов во время туров. Полное открытие острова потребует значительных инвестиций в безопасность и умалит историческое состояние старых зданий на территории.
Остров все больше привлекает международное внимание не только в целом из-за своего современного регионального наследия, но и из-за сохранившихся остатков жилого комплекса, характерного для периода от периода Тайсё до периода Сёва. Это стало частым предметом обсуждения среди энтузиастов руин
Поскольку заброшенный остров не обслуживается, несколько зданий обрушились в основном из-за повреждений, нанесенных тайфуном, а другие здания находятся под угрозой обрушения. Однако некоторые из обрушившихся внешних стен были восстановлены с помощью бетона.
Природа на Сикоку
Сикоку, как и остальная часть Японии, очень гористый. Это делает этот остров очень подходящим для долгих прогулок на природе. Во время этих прогулок вы откроете для себя прекрасную природу, небольшие аутентичные японские деревни, доброжилательных жителей. Также рекомендуется паломничество «88 Temples Route», даже если вы не паломник. Вам не нужно беспокоиться о погоде на острове: климат приятный круглый год, даже зимой.
Маршрут 88 храмов
Маршрут 88 храмов — это паломничество, которое проходит через все 88 буддийских храмов на Сикоку. Вы пройдете по стопам мастера дзен Кобо Диаши, который совершил это путешествие, чтобы получить озарение. Поездка длиной не менее 1300 километров. Для японцев это путешествие, которое они должны совершить один раз в жизни. Тысячи японцев и иностранцев совершают эту поездку каждый год.
Пляжи
В дополнение к маршруту 88 храмов, Сикоку также известен своими прекрасными пляжами. Только на острове Окинава вы можете найти пляжи лучше. На пляжах Сикоку вы можете расслабиться и поплавать, а также заняться серфингом, каяком и дайвингом. Пляжи не трудно найти, так как они разбросаны по всему острову.
Айя Вэлли
Долина Айя — это место, куда вы можете отправиться, если вы настоящий любитель природы. В этой долине есть глубокие ущелья, обширные леса и древние канатные мосты. Здесь вы найдете самые красивые туристические маршруты во всей Японии! Вы также можете заняться рафтингом и каякингом по диким рекам, таким как Симанто.
Самые большие острова
Самый большой участок земли в Стране восходящего солнца – Хонсю. Следом по рейтингу идут Хоккайдо, Кюсю и Сикокку. Зачастую туристы, заговаривая о Японии, даже не воспринимают эти части державы как изолированные острова в Тихом океане.
Некоторые части Японского архипелага очень крупные
Хонсю
Самый большой японский остров – Хонсю. Он велик даже по мировым меркам и занимает седьмое место в планетарном рейтинге по площади. Ранее его именовали Хондо, Ниппон. На его долю приходится 60% территории государства. Ширина участка земли – 50-230 км, длина – 1 300 км, постоянное население – 100 миллионов. На Хонсю процветают крупнейшие города Страны восходящего солнца – столица, Осака, Киото. Здесь же находится Фудзи – символ державы.
Крупнейшая часть архипелага (фото Fotomen, gallery.world)
Хоккайдо
Если посмотреть на японские острова на мировой карте, можно увидеть, что вторая крупная часть архипелага находится на самом севере. Прежде ее именовали Иеддо, Мацумаэ. Когда-то использовались имена Эдзо, Иессо. Сейчас эта часть именуется Хоккайдо. Она отделена от Хонсю Сангарским проливом. Население участка суши не столь велико, как у первого в рейтинге – лишь 5,5 миллиона жителей. Это объясняется суровым климатом, долгими зимами, большим объемом снега. Для островной державы Хоккайдо – суровый край, непохожий на прочие территории. Впрочем, живущие здесь не жалеют о своей судьбе – они располагают прекрасными природными ресурсами, а со столицей связаны скоростными поездами, авиасообщением. Большинство населенных пунктов Хоккайдо располагается южнее Парижа. Туристы, посещающие Хоккайдо, часто едут в Вакканай, Саппоро, Читосэ. Самые известные туристические точки – поля Фурано и озеро Сикоцу.
Северная часть архипелага
Кюсю
Древний остров, как предполагают историки, был центром зарождения необычной культуры. Среди крупных островов архипелага Японии Кюсю занимает третью строчку. Основные населенные пункты – Фукуока, Нагасаки. Иностранных туристов привлекают Кагошима, Кумамото. Нередко целью путешественников становятся Оита, Хирадо. Не менее привлекательны курортные зоны. Сколько на Кюсю теплых источников – невозможно даже посчитать. Название японского южного острова Кюсю на слуху у многих, ведь тут проживает порядка 12 миллионов человек. Северные регионы преимущественно промышленные – тут перерабатывают металл, открыты химические заводы. Особенность юга – сельское хозяйство, животноводство.
Южная большая часть архипелага
Сикоку
Самый маленький из крупнейших – Сикоку. На нем живет 4 миллиона жителей, причем основная часть – на севере. Туристы, посещающие Сикоку, обычно останавливаются в Мацуяме, Токусиме. Многие отправляются в Коти, Такамацу. Список 88 храмов, важных для паломников, составлен по святым местам Сикоку, заложенным или прославившимся благодаря Кукаю.
Север Сикоку – центр тяжелого машиностроения, верфей; на юге процветает сельское хозяйство. Впрочем, вклад в экономику державы невелик – порядка 3%. Находиться на Сикоку предпочитают пожилые; молодежь чаще уезжает в крупные города.
Самый маленький из больших в Японии (фото Thanya Jones, shutterstock)
История острова Хасима
Всплеск интереса к этому острову, а по-сути, маленькому клочку суши, впервые возник на волне зарождающейся индустриализации. В начале девятнадцатого века Хасима не имела постоянного населения, не считая иногда укрывающихся там от непогоды рыбаков. На обломке скалы, поросшем зеленью, селились морские птицы. Но однажды на Хасиме нашли уголь и с этого момента судьба пограничного островка начала неуклонно меняться.
В конце девятнадцатого века один из потомков обедневшего самурайского рода Ятаро Ивасаки основывает компанию по морским грузоперевозкам, которой позднее было суждено превратиться в крупный семейный бизнес. Интересы японской корпорации «Мицубиси» лежали в области судостроения, ремонта кораблей и добычи топлива, а поэтому, вполне закономерно, что вскоре сам остров и всё производство на нём стали принадлежать этой компании.
Население острова составляли шахтёры, их семьи и немногочисленный обслуживающий персонал. Идея заселения была продиктована не столько заботой о комфорте рабочих, сколько экономическими соображениями: возить смены туда и обратно в ближайший населённый пункт было дорого.
Начало крупномасштабного строительства приходится на второе десятилетие двадцатого века, когда рост добычи угля достиг отметки в 150 тысяч тонн в год. Население городка составляло тогда около трёх тысяч человек при собственных размерах острова около двухсот метров в ширину и около пятисот в длину. Материалом для строительства служила пустая порода, поднимаемая из шахт наверх; ею же отсыпали новые площадки, постепенно увеличивая размеры острова.
Руководство компании с самурайской методичностью, иногда граничащей с диктатурой, стало превращать Хасиму в компактный, но очень мощный промышленный центр – так в тридцатые годы двадцатого века на острове появились военные заводы, по периметру острова был сооружён прочный железобетонный волнорез, а за сходство с военным кораблём Хасима получила второе имя – остров-крейсер.
На острове стали появляться современные высотные здания, построенные из набирающего популярность материала – железобетона; вся застройка была чрезвычайно компактной. Для прогулок и игр детей были запроектированы внутренние дворики в окружении серых стен, на балконах и крышах сооружались крохотные сады. Один из домов запомнился горожанам как «дом Гловера» — по фамилии шотландского инженера-архитектора, бывшего автором проекта.
Внутри жилые дома для рабочих также полностью соответствовали духу минимализма: комнатки, вернее, клетушки или даже кельи с общим коридором, кухонным блоком и удобствами. Ничего лишнего. Только необходимый набор условий для проживания. При этом у жителей Хасимы были своя больница, своя школа, кинотеатр, клуб и, конечно же, магазины. Дома, построенные вплотную друг к другу, обеспечивали защиту от тайфунов и пронизывающего солёного ветра, но сводили на нет саму идею создания улиц — их заменили галереи и переходы, сооружённые всё из того же железобетона. Чрезвычайно плотная застройка наверху скрывала испещрённое ходами пространство под землёй: некоторые шахты уходили на глубину до 600 метров ниже уровня моря.
Первый этап развития города-острова завершился с началом Второй мировой войны, когда движимая милитаристским духом Япония выступила на стороне Германии и её союзников. Жители шахтёрского городка отправились на войну.
Суеверия заброшенного острова
Более 30 лет посещение острова было под запретом и жестоко наказывалось, вплоть до депортации из Японии. Тем не менее, это не останавливало черных копателей, которые нелегально пробирались на остров в поисках ценных артефактов. Предметы из города-призрака дорого ценились у богатых коллекционеров, а раз есть спрос — будет и предложение. Охотников за артефактами не останавливали даже недобрые слухи, которые ходили о заброшенном острове.
Покинутое здание на о. Хасима в Японии
Так, мародеры верили, что остров нужно покинуть до наступления темноты. Потому что в темное время суток здесь господствуют злые силы. Другие верили, что на острове бродят души неупокоенных погибших копателей, которые наказывают всех, кто осмелился их потревожить. Те сталкеры, которые не верили слухам, наоборот, пытались проникнуть на остров под покровом ночи. Но ничего хорошего из этой затеи не выходило, поскольку большинство из них погибли или получили травмы при попытке причалить к берегу. Известен также случай гибели опытного альпиниста при попытке попасть в окно заброшенного здания. Его не спас даже страховочный трос. После таких вот загадочных смертельных случаев черные копатели стали более охотно верить в приметы.
Остров Хашима
Остров Хашима (Hashima Island) – покинутый людьми кусочек суши, что находится в Восточно-Китайском море, примерно в 15 км от города Нагасаки. В Японии остров получил прозвище «Гункандзима», переводящееся как «крейсер», потому что из-за построек он напоминает с моря военный корабль.
До начала XIX века он представлял из себя обычный обломок скалы, слегка поросший зеленью, на котором гнездились морские птицы и который иногда использовали в качестве временного прибежища лишь рыбаки из Нагасаки и с соседнего острова Такасима.
Остров заселили в 1810 году, когда на нём нашли месторождения угля. Изначально это были просто скала в море и остров размером в 1 км², который создали искусственно, когда копали шахты. К 30-м годам XX века Хашима стал серьёзным промышленным центром: кроме шахт, там появились военные заводы. В период с 1943 по 1945 год для принудительной работы на подводных угольных шахтах Mitsubishi Corporation сюда привозили китайцев и корейцев. Многие из них умерли от тяжелых условий труда.
Последующие 50 лет Хашима был самым густонселённым местом на планете: в 1959 году население острова насчитывало 5259 человек. Но ископаемые стали постепенно иссякать и с каждым годом шахт становилось всё меньше. К 1974 году люди полностью покинули рабочий городок и он остался одиноко стоять посреди неспокойной воды.
На протяжении многих лет посещение острова было запрещено и каралось депортацией из Японии. Эти меры были приняты для защиты Хашимы от чёрных копателей. Предметы из города-призрака пользовались спросом у богатых коллекционеров. Но ни депортация, ни недобрые слухи о неупокоенных душах погибших там работяг не останавливали сталкеров, хотевших разжиться своеобразными артефактами.
У охотников за трофеями были свои поверья. Одно из них гласило, что остров нужно покидать до наступления полночи, дабы не накликать беду. Некоторые смелые сталкеры пользовались покровом тьмы как защитой от посторонних глаз, и многие из них погибали или травмировались по весьма банальным, на первый взгляд, причинам. Но когда альпинист со стажем, пытавшийся влезть в окно заблокированного этажа одного из зданий, сорвался с крыши и разбился, не смотря на страховочный трос, то в приметы пребывающие здесь чёрные копатели стали верить более охотно.
В настоящий момент посещение заброшенного шахтерского городка разрешено, но доступ туристам открыт только к специально оборудованной для безопасного пребывания части острова из-за аварийного состояния большинства строений. Любой шаг в сторону от известного маршрута — шанс испытать свою удачу…
Хашима также оставил свой след и в киноиндустрии. В 2009 году в сериале «Жизнь после людей» остров был показан как пример того, что случится с городом, покинутом людьми 35 лет назад. А в 2011 году на нём снимались некоторые эпизоды из фильма «007: Координаты «Скайфолл»».
Больше фотографий этого места вы можете увидеть в нашей HD-галерее.
Иерархия
Остров Хасима был местом, где царила строгая социальная иерархия. Как нельзя лучше это отражалось в распределении жилья. Так, управляющий шахтой «Мицубиси» занимал единственный на острове одноэтажный особняк, построенный на вершине скалы. Врачи, менеджеры, учителя проживали в отдельных домах в двухкомнатных, довольно просторных квартирах с личной кухней и санузлом. Семьям шахтеров выделялись двухкомнатные апартаменты площадью 20 квадратных метров, однако без собственных кухни, душа и туалета – эти объекты были общими «на этаже». Одинокие шахтеры, а также сезонные рабочие проживали в комнатах площадью 10 квадратных метров в домах, построенных здесь еще в начале 20-го века.
Концерн «Мицубиси» установил на Хасиме так называемую частнособственническую диктатуру. Компания, с одной стороны, давала шахтерам рабочие места, обеспечивала зарплатой, жильем, а с другой – принудительно привлекала людей к общественным работам: уборке территории и помещений в зданиях.
Пляжные курорты Японии
Климат государства меняется от низкого температурного режима на севере, до субтропиков с южного края. Погода еще обусловлена сезонными ветрами, веющими с материка в холодное время года, и в противоположную сторону в летний период.
Японию разделяют на 6 климатических полос:
- Хоккайдо отличается продолжительной зимой, прохладным летом и его считают областью пониженных температур.
- Японское море характеризуется сильными снегопадами в зимнее время года, а когда тепло, иногда возникают предельно высокие температурные микро-режимы.
- На центральной возвышенности преобладает обычный островной микроклимат с большим расхождением температуры, как в разное время года, так и в течение суток.
- В районе Внутреннего Японского моря погодные условия умеренные, благодаря находящимися неподалеку задерживающими ветра горами.
- В части Тихого океана бывают суровые зимы с эпизодическими снегопадами, а летом погода влажная и знойная.
- Для островов на юге и на западе континента характерны субтропики. Зимой здесь тепло, а в летнее время достаточно жарко. Количество осадков большое, что приводит к дождливому сезону и появлению тайфунов.
Наилучшие курорты Японии:
О. Окинава подойдет туристам, занимающимся дайвингом. В этом районе курсирует течение Куросио, которое разнообразит мир подводного обитания. Купальный сезон тянется с мая по октябрь.
Камакура. Пользуется популярностью, потому что близко расположен к Токио. Здесь находятся буддийские святыни, отличные пляжи и живописный ландшафт. Благодаря мягкому климату подходит для пляжного отдыха в любое время года. Мегаполис с 3-х сторон окружен лесистыми горами.
В г. Миядзаки есть искусственно созданный пляж Сигайя. На нем принимают солнечные и водные ванны с мая по ноябрь. Пляжные процедуры можно сочетать с терапией в горячих источниках (онсэнах).
Большое количество Японских островов, которые легко найти на карте мира, образуют архипелаг. При желании окунуться в загадки восточной культуры и почувствовать ритм современных мегаполисов, стоит посетить это поражающее самобытностью и очаровывающее островное государство.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Доступ
Экскурсия по острову, август 2010 г.
Когда люди жили на острове, линия Номо Шосен обслуживала остров из порта Нагасаки через Остров Идзима и Остров Такашима. В 1970 году было доступно двенадцать рейсов туда и обратно в день. Путешествие от острова до Нагасаки занимало 50 минут. После того, как все жители покинули остров, этот прямой маршрут был закрыт.
С апреля 2009 года остров открыт для посещения. хотя есть ограничения постановлением города Нагасаки.Экскурсионные морские прогулки вокруг острова или к острову в настоящее время осуществляют пять операторов; Gunkanjima Concierge, Gunkanjima Cruise Co., Ltd., Yamasa-Kaiun и Takashima Kaijou из порта Нагасаки, а также частный сервис с полуострова Номодзаки. Посадка на остров стоит 300 иен на человека, в дополнение к стоимости поездки на лодке.[нужна цитата]
Виртуальная прогулка
Сегодня отдельные энтузиасты высказывают предложения по реконструкции всего острова, ведь его туристический потенциал поистине огромен. Они хотят организовать здесь музей под открытым небом и включить Хасиму в список ЮНЕСКО. Однако чтобы восстановить десятки полуразрушенных зданий, требуются большие финансовые затраты, и бюджет на эти цели даже сложно предсказать.
Тем не менее, сейчас побродить по лабиринтам «линкора» может любой желающий, не выходя из дома. Google Street View в июле 2013 года произвел съемку острова, и теперь жители Земли могут увидеть не только кварталы Хасимы, недоступные для туристов в настоящее время, но и побывать в квартирах шахтеров, покинутых зданиях, обозреть предметы быта и вещи, брошенные ими при отъезде.
Остров Хасима – это суровый символ рождения большой промышленности Японии, который вместе с тем наглядно демонстрирует, что даже под восходящим солнцем ничто не вечно.
Строительство
Извлекаемую из шахт пустую породу концерн «Мицубиси» применял для увеличения территории Хасимы. Был разработан план строительства на острове целого города для проживания шахтеров и персонала. Это было обусловлено стремлением снизить затраты, ведь приходилось ежедневно по морю доставлять рабочие смены сюда из Нагасаки.
Итак, в результате «отвоевания» площади у Тихого океана остров Хасима увеличился до 6,3 га. Длина с запада на восток составила 160 метров, а с севера на юг – 480 метров. в 1907 году окружила территорию железобетонной стеной, которая послужила препятствием для размывания участка суши частыми здесь тайфунами и морем.
Масштабная застройка Хасимы началась в 1916 году, когда тут добывалось уже 150 тысяч тонн угля в год, а население составляло 3 тысячи человек. В течение 58 лет концерн возвел здесь 30 многоэтажных домов, школы, храмы, детский сад, госпиталь, клуб для шахтеров, плавательные бассейны, кинотеатр и другие объекты. Одних лишь магазинов насчитывалось около 25 штук. Наконец силуэт острова стал напоминать линкор «Тоса», и Хасима получила свое прозвище.
Расцвет и упадок
Угольные шахты уходили глубоко под Хашиму и окружающую его морскую гладь. Объемы добываемого сырья сделали город одним из лидеров угольной промышленности Японии. Тесные улицы полнились людьми, открывались магазины, школы, собственная больница для шахтеров. Большое значение имел синтоистский храм, ставший центром общественной жизни острова. Большинство жителей работали в шахтах, поэтому непременно посещали храм для молитвы, в поисках божественной поддержки во время непростых рабочих будней.
Питьевая вода, продукты питания, необходимые бытовые вещи – все поставляли с «большой земли». В таких условиях, казалось, неизбежным был дефицит некоторых необходимых вещей. Однако жители Хасимы нужды в чем-то не испытывали. Многие молодые шахтеры стремились получить место среди работников шахт «Мицубиси».
Резкий поворот, положивший начало концу Хасимы, случился в конце 60-х годов прошлого столетия. Тогда все большие обороты набирала нефтепромышленность. Добыча угля постепенно становилась менее рентабельной. Японцы обратили все промышленные мощности на добычу «черного золота» – нефти. Несколько лет Хасима еще держалась на плаву, но снижались объемы угледобычи, зарплаты, желание руководства вкладываться в бесперспективный проект.
20 апреля 1974 года последний паром покидает Хашиму. История не сохранила свидетельств, кто был последним жителем, оставившим собственное пристанище. Официально с того момента Хасима перестает существовать. Теперь остров стремительно разрушается, покинутый местными. На долгие 35 лет его аборигенами становятся вездесущие чайки.
Мёртвый остров
Япония всегда была окутана завесой тайн и необычных легенд. Эта страна подарила миру немало чудесных открытий, а пытливый ум и трудолюбие японцев уже давно стали эталонами человеческих качеств. Далеко не все туристы отправляются в Страну восходящего солнца, чтобы познать тонкости здешней культуры и окунуться в дивный мир традиций цвета сакуры. Многие приезжают на край Земли, чтобы хоть издали посмотреть на небольшой остров, что расположился неподалеку от её западного побережья. Это забытый Богом и людьми маленький мирок под названием Ганкаджима (Хасима), в истории которого было не так мало «светлых» пятен.
Buildings 16-20 | Constructed 1918 | View map
In front of you as well as a weathered and torn old bicycle, stand the towering support braces which once were an essential reason for the island being inhabited.
Coal which was chosen to be used would be carried along to a storage centre on the conveyor belt which these braces held up, before the coal ships would collect it. The coal would be collected from long, deep tunnels underneath the sea bed around Gunkanjima.
To delve a bit further into the history of Hashima’s mining past, coal production had recently expanded on a nearby island named Takashima and in April 1869, a 150-foot deep coal bed was found which brought vast riches to the operation – this influenced a rush for more mining in the area, including the then-dormant Gunkanjima. This was the beginning of Hashima’s historic fate.
and walk to Senpukuji Temple | View map
Behold in front of you, the infamous ‘Stairway to Hell’. The staircase, found between buildings 57 (a shop) and 16, linked to a range of areas amongst the labryinth of apartment blocks to connect neighbours and friends, communal baths and recreation areas — staircases are a common theme on the island, serving essentially as a highway system.
However at the very top of the summit, after a walk described as making one feel ‘hellish pain’, you find Senpukuji Temple.
In front of the temple lays a shrine, which was of great spiritual importance to the miners of the island who would risk their lives every day working in the intense atmospheres of the pit.
Each year on the 3rd of April, the entire island held celebrations to represent the shrine’s ‘Yamagami Festival’. An old worshipper’s hall once stood where the altar was, but collapsed and all that remains is the sacred shrine.
Корабрь-призрак: история Гункандзимы
Еще не так давно путешествия на остров Хасима были запрещены. Попасть сюда можно было только нелегальным способом. Но после того как в 2009 году Гункандзима попал в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, доступ к памятнику открыли для туристов. Добраться можно из порта Нагасаки всего лишь за полчаса.
Туристическое судно до острова Хасима |
Жители острова Хасима |
Ближе к середине прошлого века Гункандзима превратился в настоящий человеческий муравейник. Возможность заработать деньги привлекала все больше и больше людей, которые не могли найти работу на материковой части. В то время железобетонные конструкции жилых домов возвышались на 50 метров над уровнем моря. На столь компактной территории проживали около пяти тысяч человек. Хасима того времени представляла собой оживленную и дружную общину. Взрослые здесь зарабатывали себе на жизнь, дети весело игрались, катались на качелях, а на балконах дружных обитателей острова по-хозяйски сушилась стирка. На острове были открыты бассейн, баня, кинотеатр, спортзал, буддийский и синтоистский храмы, в которых местные молились о помощи шахтерам. Конечно же, тут функционировали начальная и средняя школа, больница, было и отделение местной полиции. Экскурсовод рассказал, что самым распространенным правонарушением было пьянство в общественных местах, за что некоторых местных сажали на ночь в тюрьму. Любители Джеймса Бонда часто сравнивают этот остров с логовом Рауля Сильвы, хотя на самом деле ни одна из сцен фильма здесь не снималась.
Руины шахтёрского поселка |
Когда я ступил на остров, у меня сложилось впечатление, что я попал на руины разбомбленного города. Трудно представить, что когда-то здесь проживали более 5 тысяч человек. Плотность населения на острове превышала плотность населения в центре Токио в девять раз! Трудно даже представить, как люди, жившие здесь, могли уединиться на столь ограниченном пространстве, как они могли рожать здесь детей и заниматься любовью… Складывается впечатление, что каждый сантиметр был кем-то занят. Сейчас полноправными владельцами острова считают себя деревья и кустарники, которые уже облюбовали крыши домов и дворики.
Гид рассказывает историю острова |
Из-за опасности возникновения оползней экскурсии разрешены только по юго-западной части острова. Здесь можно увидеть остатки шахты, кирпичной бани, в которой мылись шахтеры после рабочей смены, а также жилые многоквартирные дома, построенные из железобетонных конструкций, которые сейчас считаются старейшими во всей Японии. Честно сказать, в этом месте как-то не по себе.
Тур на Гункандзиму |
Мне очень хотелось отстать от группы и отправиться в самое сердце острова. К сожалению, туда экскурсии возможны лишь по специальному разрешению властей Нагасаки. Те, кто не хочет ждать долгого рассмотрения заявления на допуск в центр острова, может посмотреть множество фотографий и видеоматериалов об острове в интернете. С их помощью можно увидеть остров в том виде, в котором он был в 1974 году, когда его оставили люди.
Строительство
Рабочих и обслуживающий персонал поначалу ежедневно доставляли на остров. Позже руководство решило, что это не рентабельно. Было принято решение построить уникальный город на воде. С многоэтажными жилыми домами, храмами, школами, больницами, магазинами, кинотеатрами, собственным бассейном и уютными скверами. Людям не нужно покидать остров, чтобы зарабатывать кровные и активно их тратить. Решено — сделано.
Строители воздвигли мощную стену из бетона, для защиты территории от размывания. Жемчужиной города стал Дом Гловера. Это здание в целых 7 этажей (небывалая высота для того времени) с благоухающим садом на самой крыше и солидным магазином на цокольном этаже. Дефицит земельной площади диктовал свои правила.
Общие сведения о стране
Япония — островное азиатское государство, которое располагается на состоящем из более 6,5 тыс. островов архипелаге. Четыре самых крупных из участков суши занимают 97% всей территории державы. Около 98% жителей — японцы.
Категории | Кол-во, чел |
Общее население | 127 млн |
Численность столицы и прилегающих префектур | 38 млн. |
Столица страны восходящего солнца — Токио. Япония считается конституционной монархией, имеет демократический строй с унитарной децентрализацией и занимает лидирующие позиции (3 место) по-номинальному ВВП. Валютный курс не регулируется государством, его устанавливают в результате свободных торгов. Отличается высоким уровнем жизни и ее продолжительностью.
Государство поделено на 47 префектур, самой большой из них является о. Хоккайдо. Внутри поделенные территории разделяют на округи и уезды, имеющие органы местного самоуправления.Основной государственный язык — японский, традиционной религией является синтоизм и в меньшей степени буддизм.
Перемены
Все изменилось в период 1880-х годов. Япония тогда переживала индустриализацию, при которой ценнейшим ресурсом становился уголь. На соседнем с Хасимой острове Такасима были освоены альтернативные источники сырья, способные обеспечить стремительно развивающуюся металлургическую отрасль Нагасаки. Успех шахт Такасимы поспособствовал тому, что и на Хасиме вскоре, в 1887 году, семейным кланом Фукахори была основана первая шахта. В 1890 году остров выкупил концерн «Мицубиси», и началось бурное освоение его природных богатств.
Шло время, угля стране нужно было все больше… , обладающая почти неограниченными финансовыми возможностями, разработала проект по подводной добыче ископаемого топлива на Хасиме. В 1895-м здесь была открыта новая шахта, имеющая глубину 199 метров, а в 1898-м – еще одна. В конечном счете под островом и морем, окружающим его, сформировался настоящий лабиринт из подводно-подземных выработок глубиной до шестисот метров ниже уровня моря.
Доступ [ редактировать ]
Экскурсия по острову, август 2010 г.
Когда люди жили на острове, линия Nomo Shosen служил остров от Нагасаки Порт через остров Iōjima и остров Такашима . В 1970 году было доступно двенадцать рейсов туда и обратно в день. Путешествие от острова до Нагасаки занимало 50 минут. После того, как все жители покинули остров, этот прямой маршрут был закрыт.
С апреля 2009 года остров открыт для посещения , хотя есть ограничения, установленные постановлением города Нагасаки.
Экскурсионные морские прогулки вокруг острова или к острову в настоящее время организуют пять операторов; Gunkanjima Concierge, Gunkanjima Cruise Co., Ltd., Yamasa-Kaiun и Takashima Kaijou из порта Нагасаки, а также частный сервис с полуострова Номодзаки. Посадка на остров стоит 300 иен на человека, в дополнение к стоимости поездки на лодке. [ необходима цитата ]
Восстановление
После окончания войны японская экономика начала бурное восстановление. 1950-е годы стали «золотыми» для Хасимы: стала более цивилизованно вести бизнес, в шахтерском городке открыли школу и больницу. В 1959 году население достигло пика. На 6,3 га земли, из которых лишь 60 процентов были пригодными для жизни, ютились 5259 человек. Остров Хасима в то время не имел ни одного конкурента в мире по такому показателю, как «плотность населения»: на один гектар приходился 1391 человек. Туристам, которые сегодня прибывают с экскурсионной целью на заброшенный остров Хасима, сложно поверить, что еще каких-то 55 лет назад жилые кварталы были в буквальном смысле забиты людьми.