Кунсткамера — это… музей антропологии и этнографии имени петра великого в санкт-петербурге: история, экспонаты
Содержание:
- Символ Петербурга
- Великие задумки Великого посольства
- Тематические разделы музея
- Домик Петра Первого в Санкт Петербурге часы режим работы и стоимость цена билета в музей 2020
- Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
- Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
- Зимний дворец Санкт-Петербурга: что посмотреть
- Современные залы Кунсткамеры
- Экспозиции
- Успехи в карьере
- Готторпский глобусЕще одна работа гения-инженера
- Разделы музея
- Как добраться. Режим работы
- Готторпский глобус
- Как добраться?
- Кунсткамера-путешественница
- Музей отца российской науки
- Предыстория
- Смотреть дорого и жутко, но поправила всё водка
- А что внутри?
- Создание музея и его коллекции
- Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Символ Петербурга
Петр хотел, чтобы его музей разрастался, а потому издал указ, которым повелевал все необычные вещи везти к нему, будь то странные животные, уродцы, различные диковины. Редкости, встреченные у иностранных купцов, следовало выкупить и также отправить царю. Дары потекли реками со всей страны. Тогда самодержец задумал построить отдельное здание для своего детища.
Первый русский музей, по задумке Петра, должен был находиться в самом центре столицы, которым тогда хотели сделать Васильевский остров. По одной из легенд однажды в 1718 Петр I прогуливался по набережной и заметил необычную сосну с причудливо изогнутым стволом. Царь приказал срубить дерево и сохранить его в коллекции, а на этом месте возвести здание Кунсткамеры.
Чертежи здания Кунсткамеры. (wikipedia.org)
За постройкой император следил лично, но окончания так и не застал, скончавшись в 1725 году. Здание же было окончательно возведено только в 1734. Историки до сих пор спорят, кого можно по праву назвать архитектором Кунсткамеры. Проект разработал немец Георг Маттарнови, его и называют чаще всего «отцом» здания, но после него над строением трудились еще несколько архитекторов, в том числе Гербель, Киавери и Земцов. Как бы то ни было, зданием Кунсткамеры — одно из самых старых сохранившихся сегодня в Санкт-Петербурге и вместе с Зимним дворцом и Исаакиевским собором является одним из туристических символов города.
Великие задумки Великого посольства
Идея создания Кунсткамеры, как и многие другие гениальные идеи, созрели в могучем уме будущего императора еще в юности, во время Великого посольства 1697−1698 годов. Во время своего вояжа по Англии и Голландии Петр Алексеевич посещал и «кабинеты кунштов», где располагались различные диковины и чудеса. Царевич скупал все, что его удивляло, но в особенности он был восхищен анатомией, новой в те времена наукой.
Больше всего его впечатлило собрание знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Есть легенда, что в коллекции анатома Петр увидел заспиртованного ребенка, который выглядел почти как живой. Царевич не удержался и поцеловал его. А 1717 году Петр I купил огромную коллекцию препаратов и бальзамированных трупов младенцев у Рюйша. Именно это «собрание уродцев» и является сегодня для многих символом Кунсткамеры.
Тематические разделы музея
Помимо анатомических экземпляров и исследований русских учёных, можно ознакомиться с культурными принадлежностями и обычаями различных стран. Для удобства достаточно большой музей был разбит на тематические галереи. Посетители могут адресно ознакомиться с экспонатами и историческими фактами разных народностей, выбрав нужную выставку.
Коренное население Северной Америки
Экспозиция знакомит с культурой коренных народов Северной Америки, коими являлись индейцы, от Арктики до равнинных пустынных земель Калифорнии. Здесь представлены вещи, некогда используемые в быту: рыболовные снасти, орудия охоты, принадлежности для с/х и другое. Также здесь экспонируется транспорт индейцев: байдарки, нарты и лыжи. Есть галерея с одеждой разных племён, в основном сшитой из шкур животных: набедренные повязки, юбки, парки, шапки и варежки.
Африка
Значительная часть африканской экспозиции собиралась во второй половине XIX — начале ХХ века. Однако процесс поиска экспонатов продолжается до наших дней. Особое место уделено культурному наследию христианской Эфиопии, саваннам западного Судана, народностям с верховья Нила и Центральной Африки. Гордость выставки — «бенинская бронза», около 1 000 пластинок металла с изображениями животных, царей, дворцов, правителей Бенина и их матерей. Посетители музея могут узнать о повседневной жизни африканцев: какие важные события они отмечают, утраченные и существующие оккультные обряды, каковы особенности военной тактики и как местные жители отдыхают.
Япония
Экспозиция Страны восходящего солнца изобилует коллекцией: орудий труда, с/х инструмента, рыболовных снастей. Здесь можно увидеть основные средства для шелкопрядения и производства керамики. Этими товарами Япония славилась всегда. Представлены жилища японцев (минки), сделанные из бамбука, соломы, тростника и бумаги.
Галерея раскрывает таинства чайных церемоний и особенности ношения национальной одежды. Здесь представлены маски и другие атрибуты театров: Кабуки, Но, Кагура. Мальчиков и мужчин заинтересует собрание оружия, доспехов воинов и самураев. В музее очень много экспонатов религий — буддизма и синтоизма. Также здесь представлены предметы айнов, предков японцев. Айны проживали и в России, в низовьях Амура, на Сахалине и Курильских островах.
Китай
Экспозиция Поднебесной считается наиболее ранней и полной галерей этнографической утвари музея. Особенную гордость сотрудники Кунсткамеры испытывают за коллекции артефактов XVIII-XIX вв. К таким предметам относятся изделия из керамики, слоновой кости, камня и дерева. Отдельная коллекция знакомит с одеждой китайцев, разбитой на категории социальных слоёв общества. Богатой выставкой представлена утварь для культовых обрядов и участвующая в погребении людей.
Ближний и Средний Восток
Выразительна и многообразна выставка музея по культурному наследию Афганистана, Ирана, Турции и других стран арабского мира. Экспозиция предоставляет возможность ознакомиться с самыми важными предметами исламских народностей: памятники, печатные и рукописные вариации Корана, письма шейхов. В большом разнообразии экспонируются виды оружия исламских воинов. А так как Восток славился изделиями из шёлка, то для этой ткани отведено особое место демонстрации.
Индия и Индонезия
Галерея Индии совмещает в себе экспонаты Индонезии. Здесь можно ознакомиться с бытом индийцев и жителей сопредельных стран. Выставочные экземпляры имеют возраст времён палеолита. Среди экспонатов галереи можно увидеть образцы тканей и роскошной парчи. Вместе с тканями представлены различные виды национальной одежды по этническим и географическим особенностям регионов. Есть предметы быта и воинское снаряжение. Много посуды, чеканных изделий, книг, амулетов и атрибутов обрядов. Особый интерес вызывает портик XVIII века, когда-то находившийся во дворце маратхских правителей.
Монголия
Галерея содержит экспонаты быта, домашнюю утварь, разнообразие одежды, музыкальные инструменты и предметы искусства. Отдельно выставлены экспонаты из области скотоводства. Есть различные виды снаряжений для езды верхом на лошади. Особенно интересно созерцать изделия из кожи, которые выполнены на высоком уровне и вызывают гордость у самих монголов. Также здесь выставлено традиционное жилище кочевого народа — юрта. Много масок и предметов культа, используемых шаманами.
Рис.3 Флейта из бедренной человеческой кости
Домик Петра Первого в Санкт Петербурге часы режим работы и стоимость цена билета в музей 2020
Домик Петра 1 режим работы музея данные на февраль 2019 г.:
День недели | Время работы |
Понедельник | с 10:00 до 18:00 |
Вторник | Выходной день |
Среда | с 10:00 до 18:00 |
Четверг | с 13:00 до 21:00 |
Пятница | с 10:00 до 18:00 |
Суббота | с 10:00 до 18:00 |
Воскресенье | с 10:00 до 18:00 |
Последний понедельник месяца — санитарный день.
Следует иметь ввиду, что кассы закрываются на 30 минут раньше закрытия музея.
Стоимость входных билетов в музей летний домик Петра I для ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ данные на февраль 2020 г.
- для взрослых посетителей 250 рублей
- для учащихся средних специальных учебных заведений, студентов и пенсионеров 120 рублей
Для граждан других стран стоимость билетов в музей Домик Петра Первого
- для взрослых посетителей 300 рублей
- для студентов 150 рублей
В музеи Домик Петра 1 разрешают делать фото бесплатно, но без фотовспышки, так что смело несите свои фотоаппараты.
Дополнительную информацию о музеи Домик Петра 1 можно узнать на официальном сайте https://www.rusmuseum.ru
Телефоны для справок и заказа экскурсий в музеи Домик Петра
+7 +7
Музей Домик Петра 1 в Санкт Петербурге является одним из филиалом Русского музея
Так любителей живописи прошу обратить внимание на Михайловский дворец и корпус Бенуа
А что бы продолжит знакомство, где жил Петр в Санкт Петербурге готовимся к ознакомлению с Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге и не надо путать с Зимним дворцом, который захватывали большевики. А что бы понять для себя в чём разница читаем музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
В декабре 2020 года в Санкт Петербурге открылся исторический парк. Исторический парк это мультимедийный комплекс, представляющий всю историю нашей страны с древнейших времен до наших дней.
Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
Данная экспозиция повествует о собраниях «кабинета натуралий» и их первой выставке в XVIII веке. Российский император Петр I в 1716 году закупил у голландского аптекаря Альберта Себы коллекцию экзотических животных: рептилий, рыб, насекомых и птиц. Таким образом государь намеревался показать русскому народу многообразие фауны планеты. К нашему времени большая часть экспонатов утрачена.
К первым коллекциям относятся и заспиртованные человеческие органы, живые и мёртвые уроды, купленные у голландца Фредерика Рюйша. Данное приобретение положило начало развитию анатомической науки в России.
Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.
Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.
- От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
- Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
- Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
- 10 сооружений для адреналинозависимых
- В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
- Топ-10 самых высоких небоскребов мира
- Город Ронда парящий в небесах
- Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ
Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.
В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.
Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал проект столярных и металлических изделий купола.
В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.
С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.
Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.
Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.
В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.
Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.
В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.
Зимний дворец Санкт-Петербурга: что посмотреть
Даже если вы не особенно любите искусство, Зимний дворец в Санкт-Петербурге будет интересно посмотреть. Уникальность его состоит в том, что именно это здание использовалось как резиденция царей и место для приема гостей, официальных лиц. Тут сохранились интерьер и быт, какими они были 100-200 лет назад. Посетители могут посмотреть будуары и гостиные, где жили монаршие особы и их приближенные, полюбоваться на их наряды, мебель, коллекцию украшений.
Зимний дворец, который мы знаем, был заложен в Санкт-Петербурге Анной Иоанновной в 1732 году. До этого на его месте были деревянный, а затем каменный дом Петра Первого. Окончательно завершила строительство Екатерина Вторая, именно при ней Зимний обрел нынешнее великолепие. Кроме того, она является основательницей Эрмитажа, так как впервые начала собирать во дворце предметы искусства. А вот открыл резиденцию для посетителей Николай Первый, хотя до революции музей могли посещать только очень состоятельные люди.
Экспозиции и выставки Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
В залах и хранилищах Эрмитажа собрана коллекция из более, чем 3 миллионов экземпляров предметов искусства, в основном – картин. Список актуальных выставок можно посмотреть на официальном сайте Эрмитажа hermitagemuseum.org. Основные экспозиции музея Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге расположены следующим образом:
-
на первом этаже – античность и древности (Средняя Азия, античный мир, древности Европы). Справа от входа – дворцовые интерьеры, затем – Древний Египет;
-
на втором этаже – русская и европейская культуры, в том числе декоративно-прикладное искусство Франции, выставка оружия, экспонаты культуры Средневековья, коллекции картин, зал Рафаэля, коллекция европейской скульптуры 19 века, итальянские художники, искусство Фландрии, голландская живопись, Зал Рубенса, Рембрандта, Леонардо Да Винчи и др. Кроме того, здесь расположены личные апартаменты императрицы Марии Александровны (золотая гостиная и будуар), библиотека Николая Второго, Большой тронный зал и портретная галерея династии Романовых, которые будут интересны поклонникам истории;
- на третье этаже демонстрируются культура Византии, Дальнего Востока и Центральной Азии, а также Западной Европы 20 века.
Выставка на третьем этаже
Знатоки советуют начинать осмотр со второго этажа.
Жемчужины коллекции искусств
За один день однозначно не обойти коллекцию, которая хранится в Зимнем. Как утверждают знатоки, чтобы уделить каждому экспонату хотя бы минуту, придется потратить 8 лет жизни. Но хотя бы известные предметы искусства, «звезды» музея, посмотреть вы обязаны.
Итак, как их найти:
-
Иорданская лестница – шедевр архитектурного искусства. Ее не надо искать: именно отсюда начинаются все туристические маршруты. Вы ее точно не пропустите;
- коллекция импрессионистов. Зимний дворец в Санкт-Петербурге известен своими коллекциями картин, и, в частности, импрессионистов. Моне, Ренуар, Дега, Гоген и другие художники ждут туристов на третьем этаже, в залах 316-350. Здесь же хранится знаменитая «Дама в саду Сент-Адресс» Клода Моне;
-
«Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» – картины Леонардо Да Винчи, две из 14 сохранившихся. К слову, Эрмитаж в этом смысле держит твердое первенство после Лувра, где можно увидеть 5 картин мэтра. Обе картины можно посмотреть в зале 214.
Современные залы Кунсткамеры
Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:
- Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
- Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
- Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
- Австралии.
Экспозиции
Со временем выставочных экспонатов Кунсткамеры значительно прибавилось. Их решили тематически разделить. Таким образом, в 1830 году «кабинет редкостей» преобразовался в 7 самостоятельных музеев. Спустя 49 лет два из них — Анатомический и Этнографический — были объединены. Получилась экспозиция антропологии и этнографии, названная с 1903 года именем Петра Великого.
Антропологическая, археологическая и этнографическая коллекции Кунсткамеры Санкт-Петербурга знакомят посетителей с культурой и бытом большинства народностей нашей планеты. Основными экспозициями являются:
- анатомическая коллекция голландского профессора-анатома Фредерика Рюйша;
- паноптикум монстров и уродов из Петровской Кунсткамеры;
- научные труды, добытые в кругосветном плавании И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским, в антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, собранная коллекция Н. Н. Миклухо-Маклаем в новой Гвинее и на островах Океании.
Экспозиция выставки даёт понимание о происхождении человеческих рас. Как развивались люди в первобытном обществе и какие у древних людей существовали традиции. В залах представлены образцы традиционных жилищ со всех континентов. Есть образцы орудий труда и военная амуниция. Также представлены различные экспонаты, участвовавшие в обрядах.
Успехи в карьере
Положение Виллима могло показаться крайне шатким. Несмотря на то, что ради Анны Монс Пётр сослал в монастырь супругу, царь весьма пристально присматривался к фаворитке.
Когда в 1703 году в Неве находят утонувшего саксонского посла, а среди его вещей — любовные письма от Анны, гневу императора не было предела. Впрочем, Анна сумела отделаться незначительным наказанием — была помещена под домашний арест, а через несколько лет вышла замуж за Кейзерлинга.
Однако наличие опальной сестры не помешало карьерному продвижению Виллима. На службу он поступил в 1708 году. Он был распределён в Преображенский полк, а всего через четыре года стал адъютантом Петра. При этом царь проявлял особое доверие к юному помощнику, считал его своим другом.
Вскоре по приказу императора Виллим Монс становится камер-лакеем при императрице Екатерине, второй супруге Петра. Должность подразумевала, что практически всё своё время Монс будет проводить подле императрицы.
Он действительно всюду сопровождал Екатерину Алексеевну, появлялся с ней на мероприятиях и торжествах, разделял тяготы поездок и занимался хозяйственными вопросами. Ряд историков предполагает, что любовная связь между Монсом и Екатериной могла длиться около семи лет.
Неизвестный художник «Портрет императрицы Екатерины I»
Готторпский глобусЕще одна работа гения-инженера
Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри — небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.
Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.
Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.
Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет . Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!
Разделы музея
В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.
Япония
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
Африка
Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.
Китай и Монголия
В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.
В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.
Индия и Индонезия
Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.
Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени
Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
Австралия и Океания
Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.
Анатомический раздел
Младенец с циклопией В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома.
История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.
Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.
Как добраться. Режим работы
Здание Музея антропологии и этнографии РАН, наиболее известное как Кунсткамера, находится на территории самого исторического центра Санкт-Петербурга. К нему можно легко дойти пешком от Дворцовой площади или от Сенатской, со стороны Биржевой площади и от Петропавловской крепости.
От Дворцовой площади к Кунсткамере можно пройти по Дворцовому мосту
Со стороны Дворцовой набережной к началу Университетской набережной, где находятся Кунсткамера и Зоологический музей можно перейти через Неву по Дворцовому мосту, свернув после него налево.
Очень интересно прогуляться до Кунсткамеры с Английской набережной по Благовещенскому мосту, после которого свернуть направо. В этом случае, при движении в сторону Кунсткамеры можно посетить уникальный Меншиковский дворец, увидеть знаменитых питерских Сфинксов и полюбоваться видами Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Адмиралтейства и прочими знакомыми архитектурными творениями Петербурга, находящимися на противоположной стороне Невы.
Дорога к Кунсткамере от Благовещенского моста
Из любого конца города к Кунсткамере можно добраться на общественном транспорте, который здесь ходит очень активно. При движении на общественном транспорте надо ориентироваться на остановки «Университетская набережная», «Университет» или «Биржевая площадь». За полчаса пешком можно дойти от станций метрополитена – «Адмиралтейской», «Спортивной» и «Василеостровской».
Решив посетить данный музей, лучше свериться с режимом работы на официальном сайте, ибо он может меняться. В 2019-20 годах музей работает с 10 до 18 часов в летний период и с 11 до 18 в осенне-зимний период. Выходным днем является понедельник. Санитарный (тоже нерабочий) день проводится в последний вторник месяца.
Вход в Кунсткамеру находится в Таможенном переулке
Стоимость посещения составляет 300 рублей для работающих граждан и 100 рублей для льготников. В осенне-зимний период в каждый третий четверг месяца музей можно посетить бесплатно.
При посещении музея можно взять экскурсионное сопровождение, но в принципе, организация музея и его многочисленные информационные стенды позволяют вполне самостоятельно ознакомиться с богатством и многообразием музейных экспозиций.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Готторпский глобус
Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.
Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.
Готторпский глобус
Готторпский глобус
Готторпский глобус
Как добраться?
Дом-музей Петра 1 находится по адресу: г. Санкт-Петербург, Петровская набережная, 6.
Режим работы
- Музей работает в понедельник, среду, пятницу, субботу, воскресенье — с 10.00 до 18.00.
- В четверг часы работы музея – с 13.00 до 21.00.
- Вторник – выходной день.
- Последний понедельник месяца – санитарный день.
Цены билетов
- Взрослый билет – 250 -300 рублей;
- Льготные билеты для школьников, студентов, пенсионеров – 120-150 рублей.
Ознакомиться с актуальной стоимостью билетов и расписанием экскурсий, можно на официальном сайте музея — https://www.rusmuseum.ru, либо по телефонам: +7 (812) 314-03-74, +7 (911) 742-29-21.
Кунсткамера-путешественница
В свое современное здание Кунсткамера, или, как музей называется полностью, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии Наук, переехал далеко не сразу. Первоначально редкости, собранные царем в путешествиях или полученные в дар, хранились в кабинете Петра в Москве. Когда столицу перенесли в Петербург, Петр взял собрание с собой и расположил в Летнем дворце в Летнем саду. Для диковинок пришлось выделить отдельную комнату — в кабинете они уже не помещались.
Годом основания Кунсткамеры можно считать 1714 год. Но скоро и отведенное во дворе место стало коллекции жать, и в 1718 году Кунсткамеру перенесли в «Кикины палаты» — конфискованный у опального вельможи Кикина дом. Сюда же перевезли и уникальный экспонат, который царю подарил герцог Голштинский. Это был огромный Готторпский глобус, по сути представляющий собой небольшой планетарий. К сожалению, многие экспонаты во время пожара 1747 года, глобус сгорел, но позже был восстановлен.
Музей отца российской науки
Сейчас в Кунсткамере также расположен музей Михаила Васильевича Ломоносова. Он включает в себя тот самый большой Готторпский глобус, который находится сейчас в башне Кунсткамеры.
Здесь же можно найти большую коллекцию приборов и инструментов XVII-XIX вв. веков, например, меридианный круг Эртеля, предназначенный для определения экваториальных координат светил. Есть астролябия XVII века, принадлежавшая полководцу Альбрехту ван Валленштейну, который с помощью нее определял широту. Конечно, в музее Ломоносова не обойтись без личных вещей Ломоносова, а также большой библиотеки, посвященной знаменитому ученому.
Предыстория
Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.
С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.
Смотреть дорого и жутко, но поправила всё водка
Когда музей открылся, горожане боялись в него входить, а некоторые обходили его десятой дорогой. Шутка ли, такие экспонаты, что аж мороз по коже. Реально, аномалии пугали
Но и притягивали внимание любопытных
Поговаривали, что в Кунсткамере водятся призраки, ведь в нём содержится множество зловещих магических артефактов, которые только «подливали масла в огонь». Кунсткамеру могли посещать все, независимо от положения и сословия. Но для отважных и нищих горожан, которые ничего не боялись и желали бы посмотреть на диковинку, было не по карману.
Ситуацию поправил государь Пётр I, отменив плату за вход и приказав каждому посетителю наливать штоф водки или кофе, в зависимости от того, употреблял ли входящий спиртное или нет. С тех пор прошло более 3-х веков, но в Кунсткамеру и сегодня некоторые боятся ходить из-за природных и человеческих аномалий, которые встречаются в его залах.
Но это же ещё и Музей антропологии и этнографии, и в нём можно также с интересом посмотреть на старинные и уникальные предметы, собранные со всех уголков мира.
А что внутри?
Сени, спальни, кабинет и столовая – вот и все комнаты в домике Петра I. Стены были обтянуты парусным холстом. На дверях – металлический орнамент.
В доме отсутствует печь и дымоход, поскольку использовался он, как у нынешних людей дача, т.е. только летом.
Как видите, место очень скромное для царя и по площади и по количеству комнат. Отсутствуют какие-либо предметы роскоши. Сейчас в домике Петра 1 находится подлинная мебель и как видно на фото, современным людям она может показаться неудобной и «недостойной» царя.
Царь лично выстругал себе широкое кресло из грушевого дерева. Столвая также очень простая, с оловянной посудой и «грубоватой» мебелью. Из света – только подсвечник с двуглавым орлом.
Создание музея и его коллекции
Кунсткамера или кабинет редкостей в наши дни официально называется Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН). Кунсткамера стала первым музеем России, учреждённым Петром I.
Собиралась экспозиция музея царём во время его «великого посольства» в 1697—1698 годах, когда он посещал преуспевающие города Голландии и Англии. Там он и увидел заграничные диковинки — кабинеты «кунштов», что означает «редкостей» или «чудес». В дневнике Петра часто мелькает восклицание «зело дивно!». Сохранилась запись и о новейшей науке анатомии:
Царя сильно заинтересовало всё это. Первая коллекция Кунсткамеры насчитывала свыше 2-х тысяч экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома. Царь не жалел денег, приобретая книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости, которые впоследствии легли в основу «государева Кабинета», а позднее и Петровской Кунсткамеры — 1-го российского естественнонаучного музея.
Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Ближайшая к музею станция метро — «Адмиралтейская». Пеший маршрут от нее до здания музея через Дворцовый мост — чуть больше километра. Либо можно проехать всего две остановки на троллейбусах (№ 1, 10, 11) или автобусах (№ 7, 24) до остановки «Университетская набережная д.1». Для этого нужно пройти от метро на противоположную сторону Невского проспекта, ожидать перечисленный транспорт на остановке «Малая Морская улица».
Интерактивная карта метро Санкт-Петербурга
Эти же автобусы и троллейбусы подойдут для тех, кто добирается до Кунсткамеры от Московского вокзала (посадка на остановке «Ст. метро „Пл. Восстания“»).
Если вы плохо ориентируетесь в незнакомом городе, удобнее всего взять до нужного места такси. В городе действуют известные мобильные приложения, такие как Uber, Яндекс Такси, Gett Taxi, Максим и другие.
Остановка общественного транспорта около здания Кунсткамеры — панорама Яндекс Карты