Кунсткамера в санкт петербурге как добраться
Содержание:
- Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
- Как добраться до Кунсткамеры
- История
- кунсткамера в Петербурге экспонаты
- Адрес, как добраться и другая информация
- Современные залы Кунсткамеры
- Как добраться до Кунсткамеры
- Шокирующее свойство
- Музей Кунсткамера и великие тайны науки
- Здания и интерьер Кунсткамеры
- Здание Кунсткамеры
- История создания
- Основные экспозиции
- Гейша О-Мацу
- Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
- кунсткамера в Петербурге экспонаты
- Неординарный музей современности
- Скелет Николя Буржуа
Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
В 1665 году в Амстердаме голландский анатом Фредерик Рюйш положил начало созданию собственной коллекции. Позже тот же Рюйш основал первый анатомический театр, который в 1697 году посетил Петр I.
Методы Рюйша были известны далеко за пределами Голландии, а разработанный им способ наполнять тонкие кровеносные сосуды особой затвердевающей жидкостью позволил ему разглядеть мельчайшие капилляры и разобраться в работе кровеносной системы. Однако секрет этого метода остается неизвестным до сих пор.
Пополнение коллекции Рюйша продолжалось вплоть до 1717 года и к этому времени уже насчитывало более 2 тыс. экспонатов. В том же году Петр решил приобрести всю коллекцию голландского анатома. В довесок к покупке Рюйш раскрыл русскому царю секрет бальзамирования трупов с помощью особого состава — liquor balsamicum.
Наряду с коллекцией анатомического кабинета Петр приобрел собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых у голландского аптекаря Альберта Себы. Впоследствии обе эти коллекции составили основу российской Кунсткамеры.
Как добраться до Кунсткамеры
Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, недалеко от стрелки Васильевского острова, на Университетской набережной. Посещение Кунсткамеры можно совместить с прогулкой по центру города.
Ближайшее метро — «Адмиралтейская» (10–15 минут пешком). При выходе из метро повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской. Повернуть направо, и пройти несколько метров до Невского проспекта. Повернуть налево и идти по Невскому проспекту, далее мимо Дворцовой площади, Эрмитажа. Через несколько минут Вы окажетесь на берегу Невы. Нужно пройти по Дворцовому мосту на другой берег и Вы окажетесь на стрелке Васильевского острова. Прямо за мостом расположено желтое здание с массивными белыми колоннами — это Зоологический музей, зеленое здание с башенкой рядом — это Кунсткамера.
Также можно дойти от метро «Василеостровская» (около 30 минут пешком). От станции идти по 6–7 линии до Большой Невы, далее по Университетской набережной в сторону стрелки Васильевского острова (на Васильевском острове часть улиц называются линиями; название осталось с тех времен, когда здесь располагались склады). Дорога от станции метро займет 20–25 минут, проходит по пешеходной зоне (6–7 линия В.О.); с Университетской набережной открывается прекрасный вид на Исаакиевский собор, Адмиралтейство и Эрмитаж.
История
Официальной датой появления Кунсткамеры считается 1714 год, когда Петр I собрал все имеющиеся экспонаты в «кабинет редкостей». Но если говорить о самом начале этой истории, она уходит корнями в конец 17-го века — время первой длительной поездки Петра за границу.
Своим появлением Кунсткамера обязана российскому императору Петру 1
В Голландии и в Англии император живо интересовался частными коллекциями и научными выставками, скупая необычное оружие, редкие инструменты, чучела животных и птиц. В числе таких редкостей была привезена в Россию и коллекция профессора Фредерика Рюйша — анатомические препараты и заспиртованные тела младенцев с аномалиями развития. Интересно, что доктор никому не хотел продавать свою коллекцию, и согласился лишь на предложение Петра.
Именно к коллекции Фредерика Рюйша относились заспиртованные тела младенцев — ныне один из символов музея Кунсткамера. Портрет профессора конца 17 века
Одновременно экспозицию старались пополнить отечественными «редкостями» — в 1704 году появился указ, согласно которому всем предлагалось доставлять необычные находки в Московскую аптеку Арескина. Долгое время собрание хранилось в Москве, но в 1714 году оно переехало в Санкт-Петербург — в Летний дворец. Спустя 5 лет выросшая коллекция Кунсткамеры «сменила прописку» и стала доступна для осмотра посетителями. Ее разместили в конфискованных палатах Александра Кикина, попавшего в опалу. Одновременно началось строительство и отдельного здания под музей на Васильевском острове.
Санкт-Петербург на картине начала 18 века
В новое место экспозиция переехала в 1727 году, хотя музейный комплекс достраивался вплоть до 1735 года. Чертежи этого изящного здания в стиле барокко создал архитектор Г. Маттарнови, но он не дожил до окончания строительства. После его смерти руководил процессом Н. Гербель, затем во главе стал Гаэтано Киавери, а завершал дело М. Земцов. Каждый мастер добавлял в проект что-то свое, и в результате здание оказалось не слишком похожим на первоначальный замысел.
кунсткамера в Петербурге экспонаты
В настоящее время внешний вид Кунсткамеры лишь частично сохранил роскошь первоначального стиля барокко, но ее экспозиции все также вызывают интерес своим разнообразием. В залах музея можно найти экспонаты, относящиеся к культуре и быту Японии, Африки, Китая и Монголии, Индии и Индонезии. Отдельный интерес вызывает анатомический отдел, в котором можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и множество других редкостей и аномалий животных и человека, которые неподготовленного зрителя могут повергнуть в шок.
Если верить одной из самых распространенных, которую поддерживают и сами сотрудники музея, на месте его будущего расположения Петр Первый увидел сосну с аномальным отростком в форме ручки от кружки, отходившим от основного ствола. Срез ствола дерева с этим отростком и по сей день хранится в Кунсткамере, что придает легенде еще большую правдивость.
Популярной является также легенда о голове великана. У выставленного в музее скелета Николя Буржуа, человека, который при жизни обладал гигантским ростом, равным 226,7 см, после пожара 1747 года пропал череп. После чего множество очевидцев заявляли, что видели, как безголовый скелет огромного роста ходит по залам музея и упорно что-то ищет.
Существует и легенда с часами. Она имеет прямое отношение к одному из экспонатов Кунсткамеры – часам с циферблатом из красного дерева, удивительно красивым, но их механизм так никто и не смог починить. Однако сотрудники музея не раз замечали, что иногда стрелки часов начинают двигаться в обратном направлении и всегда доходят до одной и той же отметки – 9 часов 45 минут. Как правило, после этого загадочного явления один из сотрудников Кунсткамеры умирал.
Адрес, как добраться и другая информация
В настоящее время Кунсткамера имеет полное название — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН).
Музей работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00. Выходной день — понедельник. Кассы закрываются на час раньше. Последний вторник каждого месяца — санитарный день (музей закрыт).
Музей расположен по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3. Ближайшая станции метро — «Адмиралтейская».
Добраться от станции метро «Адмиралтейская» на наземном транспорте, идут: автобусы 7, 24, 191; троллейбусы — 1, 7, 10, 11. Пешком около 15 минут. При выходе из метро нужно повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской, затем повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта.
Повернуть налево и идти по Невскому проспекту, далее мимо Дворцовой площади и Эрмитажа. Потом будет берег Невы, нужно пройти по Дворцовому мосту на другой берег, попасть на стрелку Васильевского острова. Прямо за мостом расположено желтое здание с массивными белыми колоннами — это Зоологический музей, зеленое здание с башенкой рядом — Кунсткамера.
От станции метро «Невский проспект», «Гостиный двор» до Кунсткамеры идут автобусы 7, 24, 191; троллейбусы — 1, 7, 10, 11. От ст. м. «Василеостровская» — автобусы 24, 47 Ст. м. «Спортивная» — автобусы 191, 10; троллейбус – 1.
Рассказываем очень подробно, как добраться до Кунсткамеры в Петербурге, также аудиогид о истории и интересных фактах Кунсткамеры, проч.
К сожалению, музей не оборудован пандусами, лифтами и подъёмниками, что реально может явиться ложкой дёгтя в бочке меда, но факт остаётся фактом.
Современные залы Кунсткамеры
Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:
- Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
- Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
- Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
- Австралии.
Как добраться до Кунсткамеры
Знаменитая петровская Кунсткамера находится на восточном краю Васильевского острова, неподалеку от Дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, где все туристы стремятся побывать в первую очередь, поэтому прогулку по музею легко совместить с осмотром других достопримечательностей.
Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. через мост).
Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.
Как добраться от Московского вокзала:
-
Вариант 1
Автобус:от площади Восстания рядом с вокзалом ехать маршрутом № 7 или №24 до Университетской набережной (9 минут).
Пешком:пройти 100 м.
-
Вариант 2
Пешком:пройти 500 м. до станции метро Маяковская.
Метро:от ст. Маяковская ехать до ст. Василеостровская 6 минут.
Пешком:пройти 2 км.
-
Вариант 3
Пешком:пройти около 4 км. через Невский проспект и Дворцовый мост.
Как добраться от Эрмитажа:
Шокирующее свойство
Сразу хочется отметить, что дети и взрослые получают совершенно разные впечатления от выставленных экспонатов. Если достигшим 21-летней отметки экспонаты покажутся просто «прикольными», то детям до 14 лет некоторые моменты могут показаться просто шокирующими
Не факт, но стоит на это обратить внимание
На экскурсию можно потратить от 40 минут до 3 часов, всё зависит от вашей любознательности и ретивости. Советуем воспользоваться услугой экскурсовода. Даже не так! Стоит, для начала, прочесть краткий экскурс в историю, потом пригласить экскурсовода, а уж потом вдумчиво обойти все экспонаты и пошевелить «серым веществом», осознавая «что» и «откуда» берётся. А информации для размышления, уж поверьте, будет предостаточно!
Конечно, для беглого ознакомления с экспонатами хватит и получаса, но в этом случае вы рискуете остаться с впечатлением «массы колбочек с чем-то непонятным и массой этнических шкурок». Если же погрузиться в экспонаты «с головой», то можно почерпнуть бесконечное количество бесценной информации, которой не зазорно будет поделиться с друзьями. Заинтриговали? Тогда, вперёд за знаниями!
Музей Кунсткамера и великие тайны науки
Кунсткамера Петра I – музей, в котором нет особых экспонатов. Но лишь потому, что каждый из них особенный, уникальный и редкостный. И именно за уникальность экспонатов Музей антропологии и этнографии им.
Петра Великого Российской Академии наук получил свое странное название, которое в переводе с немецкого означает ни что иное, как «комната редкостей».
Коллекции для музея закупались по всему миру с 17-го века, и сегодня Кунсткамера в Питере – музей, в который идут за впечатлениями и эмоциями, нередко пробирающими до дрожи.
Экспозиция Кунсткамеры: анатомия, культура и традиции
Современный музей Петра Великого при Академии наук включает 15 отделов, отражающих культуру народов мира, знания по анатомии и этнографии.
Несомненно, многие посетители Кунсткамеры привлечены таинственностью Анатомического раздела, который хранит редкие экспонаты детей и эмбрионов с самыми страшными человеческими мутациями.
Но, это лишь малая часть экспозиции. Музей Кунсткамера предлагает осмотреть и разделы, повествующие о культурах разных народов, а разделы в нем именуются по странам и частям света:
- Китай и Монголия;
- Япония;
- Северная Америка;
- Индия и Индонезия;
- Ближний и Средний Восток;
- Африка;
- Корея;
- Индокитай.
Предметы народного промысла и искусная резьба по дереву и кости, сцены жизни племен и посуда, ритуальные и религиозные предметы присутствуют в каждом из разделов Кунсткамеры. Редкие культовые и обрядовые вещицы, рукотворные идолы богов музей начал собирать еще с закупок раритетов Петра 1.
- Сцена лечения пациента шаманом;
- Ритуальный танец вызова дождя;
- Сцены из жизни эскимосов и алеутов, в рамках которых выставлены настоящие юрты;
- Обряды коренных индейцев Америки.
Поражают великолепием и восточные экспонаты – доспехи самураев, тончайший китайский фарфор и украшения из перегородчатой эмали, резные табакерки из кости и финифть.
Знания антропологии ныне распространяются далеко за пределы быта и даже Земного шара. Доказательство тому предоставят экспонаты Кунсткамеры с фото и описанием – Готторпский глобус, величиной в 3,1 метра с картой звездного неба внутри, и Первая астрономическая обсерватория, расположенная в башне Академии Наук.
Здание музея на Васильевском острове
История знаменитой Кунсткамеры началась в палатах Летнего дворца. Но, стремительный рост коллекции и приобретение новых раритетов заставило Петра 1 уже в 1717 году издать указ о возведении отдельных палат для музея на стрелке Васильевского острова.
Проект здания, созданный Маттарнови, несколько раз перерабатывался и дополнялся уже в ходе строительства. Над архитектурой работали Гербель и Киавери, а когда было построено здание Кунсткамеры, из-за обнаруженных дефектов центральную часть пришлось разобрать и отстроить заново.
Многочисленными доработками и перестройками занимался Земцов.
Современная Кунсткамера в Санкт-Петербурге на фото отражает всю красоту петровского барокко, увенчанного высокой башней с куполом обсерватории. Оба ее фасада – и обращенный к Неве, и выходящий на Правительственную площадь, являются парадными.
Посещение Кунсткамеры
Кунсткамера СПб предлагает комфортные цены и часы работы, чтобы каждый желающий смог насладиться зрелищностью редких экспонатов и получить новые знания о культуре всех народов мира. Музей ежедневно открыт для посещения с 11.00 до 18.
00, за исключением понедельника. Если вас заинтересовала Кунсткамера, цена билета 2018 вас также не отпугнет – всего 300 рублей.
При этом сотрудниками музея разработана система скидок для студентов и пенсионеров, а для многодетных семей вход и вовсе бесплатный.
Кунсткамера Санкт-Петербурга имеет различный режим работы и посещений, от 3Д-экскурсии и мобильного гида до организации обучающих программ для школьников и студентов кафедры антропологии. При этом заказывать тематические экскурсии следует заранее, потому как проводят их сотрудники Академии наук.
6 декабря 2018 года исполняется 290 лет с открытия первого публичного музея России — Кунсткамеры. Прекрасный повод посетить еще раз. Кстати, а вы знали, что официальный слоган его звучит как: «Все знания о мире в одном музее!»?
В Петербурге каждый турист спешит посетить Кунсткамеру по адресу Университетская набережная, д.3. Добраться до нее можно на наземном городском транспорте или пешком от ближайших станций метро.
Здания и интерьер Кунсткамеры
В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка — Музейный флигель
Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия
Каждое время имеет своё характерное лицо.
Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.
Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.
Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры — служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.
Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.
Здание Кунсткамеры
Располагается в 2-х строениях: основное здание и Музейный флигель, пристроенное в 1887 г.
Построено в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России. Одно из старейших здание в мире, возведенное специально для музея. Кунсткамеру венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.
По слухам, место для строительства выбрал Петр I. Его взор упал на необычную сосну, диковинная часть которой представлена в музее.
Первоначальный проект составил архитектор Андреасом Шлютером. Затем разработан на основе его чертежей Г. Маттарнови при личном участии Петра.
Позднее работами руководили архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Комплекс был завершен в 1734 г. архитектором М. Земцовым.
После пожара в 1747 г. была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Сгоревшая деревянная башня была восстановлена только через 200 лет. Тогда же ее увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля).
История создания
Идея создать Кунсткамеру пришла Петру I на закате XVII века, когда он посещал Голландию и Англию. Там он увидел кабинеты редкостей, которыми очень восхищался. Интересны были не только предметы культуры, искусства и быта, но и анатомия – наука тогда новая, а для России и вовсе неизведанная.
Под впечатлением своего путешествия Петр I по возвращении на родину начал обустраивать свой кабинет редкостей. Он был перенесен в Петербург одновременно с присвоением ему столичного статуса. Поместили коллекцию в людские палаты (Летний дворец). Именно тогда появилось название Кунсткамера, что в переводе с немецкого буквально означает «комната искусств». Произошло это в 1714 году – эта дата официально считается годом основанием музея.
Петр I повторно посетил Голландию и оказался в музее Альберта Себа, с которым уже вел переписку о покупке его коллекции. Куплена она была полностью и перевезена в Кунсткамеру.
В дальнейшем коллекция регулярно пополнялась, поэтому потребовалось помещение больших размеров. Построить его решили на стрелке Васильевского острова. На время собрание переместили в Кикины палаты – бывший дом боярина Кикина, который провинился перед царем.
Возведение современного здания Кунсткамеры заняло 16 лет (1718-1734 годы). Музей разместили в его восточном крыльце, среднюю часть отвели под Анатомический театр, башню для Готторпского глобуса и обсерватории. Западную часть здания заняла Академия наук, где работал Ломоносов.
Трагическим для Кунсткамеры был декабрь 1747 года, когда из-за пожара была уничтожена башня здания и Готторпский глобус – позже его восстановили.
Реконструкция башни здания
К 30-м годам XIX века коллекция Кунсткамеры значительно возросла, поэтому приняли решение о создании нескольких музеев – Зоологического, Ботанического, Этнографического, Минералогического.
Основные экспозиции
Китообразные, ластоногие и насекомые (например Синий кит длинной 27 метров — является самым большим скелетом кита в музеях, коллекция мамонтов, Стеллеровая корова, хищники тюленевых и моржовых, южный слон высотой более четырех с половиной метров, пауки и бабочки).
Птицы, рептилии, рыбы, амфибии (антарктические и глубоководные рыбы, пещерные рыбы, летающие и нелетающие птицы, трубконосые, веслоногие и многие другие. Птицы представлены не только по отрядам, но и в естественной среде, они гнездятся, летаю, учат потомство, взаимодействуют друг с другом, конечно в статичном виде, но это все равно завораживает, кажется секунда и ястреб взмахнет крыльями и метнется ввысь, больше всего умиляет стенд с пингвинами, около него все посетители задерживаются).
Млекопитающие (лошадь Пржевальского, утконосы, броненосцы, муравьеды, волки на охоте, множество грызунов, медведи и тигры, животные красной книги, различных материков, нашего леса).
Очень запоминающийся стенд с личными животными Петра I — любимая лошадь Лизетта, которой при жизни позволялось находиться даже на балах обедах, собака по кличке Тиран породы буленбейцер (быкодав), собака Лизетта — гладкошерстный терьер.
Natasha Vidrum
Гейша О-Мацу
Экспонат был привезен в Россию императором Николаем II после туристической поездки в Японию. Во время своего путешествия император просмотрел множество достопримечательностей и познакомился с новыми людьми, среди которых была гейша Морока О-Мацу. Когда японский император Мэйдзи узнал о симпатии Николая II к гейше, то решил оставить о ней какое-либо напоминание. По приказу Мэйдзи скульптор Кавасима Дзимбей II сделал куклу гейши в полный рост. Кукла была отдана Николаю II перед отъездом из Японии.
По какой-то причине вернувшись в Россию император не оставил куклу гейши у себя, а передал ее в Кунсткамеру. В экспонате видно работу настоящего мастера: красота гейши как будто отпечаталась в кукле. Данный шедевр продолжает удивлять посетителей музея.
Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.
Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.
- От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
- Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
- Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
- 10 сооружений для адреналинозависимых
- В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
- Топ-10 самых высоких небоскребов мира
- Город Ронда парящий в небесах
- Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ
Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.
В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.
Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал проект столярных и металлических изделий купола.
В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.
С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.
Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.
Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.
В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.
Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.
В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.
кунсткамера в Петербурге экспонаты
В настоящее время внешний вид Кунсткамеры лишь частично сохранил роскошь первоначального стиля барокко, но ее экспозиции все также вызывают интерес своим разнообразием. В залах музея можно найти экспонаты, относящиеся к культуре и быту Японии, Африки, Китая и Монголии, Индии и Индонезии. Отдельный интерес вызывает анатомический отдел, в котором можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и множество других редкостей и аномалий животных и человека, которые неподготовленного зрителя могут повергнуть в шок.
Если верить одной из самых распространенных, которую поддерживают и сами сотрудники музея, на месте его будущего расположения Петр Первый увидел сосну с аномальным отростком в форме ручки от кружки, отходившим от основного ствола. Срез ствола дерева с этим отростком и по сей день хранится в Кунсткамере, что придает легенде еще большую правдивость.
Популярной является также легенда о голове великана. У выставленного в музее скелета Николя Буржуа, человека, который при жизни обладал гигантским ростом, равным 226,7 см, после пожара 1747 года пропал череп. После чего множество очевидцев заявляли, что видели, как безголовый скелет огромного роста ходит по залам музея и упорно что-то ищет.
Существует и легенда с часами. Она имеет прямое отношение к одному из экспонатов Кунсткамеры – часам с циферблатом из красного дерева, удивительно красивым, но их механизм так никто и не смог починить. Однако сотрудники музея не раз замечали, что иногда стрелки часов начинают двигаться в обратном направлении и всегда доходят до одной и той же отметки – 9 часов 45 минут. Как правило, после этого загадочного явления один из сотрудников Кунсткамеры умирал.
Неординарный музей современности
В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».
Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?
Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.
Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.
Скелет Николя Буржуа
Петр I привозил из своих странствий не только редкие вещи, но и необычных людей. Царь встретил Николя Буржуа во время одного из путешествий. Рост француза был 226.7 сантиметров, благодаря чему он и приглянулся царю. Петр I сразу же нанял гиганта к себе на службу в качестве лакея. В России Николя вызвал большой интерес у граждан и придворных. Проработав семь лет, Буржуа скончался от апоплексического удара.
Петр I решил отдать тело такого необычного человека в Кунсткамеру и оставить в качестве экспоната. Скелет Николя Буржуа по сей день находится в музее, и вокруг него крутится множество жутких историй. Например, при пожаре 1747 года голова скелета исчезла, после чего работники Кунсткамеры много раз отмечали, что дух француза бродит по музею в поисках своей головы и пугает людей. Однако один из сотрудников поставил вместо утерянного черепа другой и паранормальные явления прекратились.