Гатчинский дворец-музей: уникальные экспонаты и факты

Тайны Мраморного двореца

На берегу невы, напротив петропавловской крепости, стоит роскошный дворец, при строительстве которого использовали тридцать два вида мрамора. так любил этот материал и виртуозно умел использовать его в своих работах только один архитектор — Антонио Ринальди.

Мраморный дворец

Царский подарок

Великолепный Мраморный дворец был прощальным подарком Екатерины Великой своему бывшему фавориту Григорию Орлову. По легенде, проект дворца принадлежал самой императрице. Увидев его, Антонио Ринальди будто бы так расхваливал Екатерину, что та предложила ему построить здание, раз оно так хорошо. Однако пожить в подаренных царской рукой покоях Григорию Орлову не пришлось. Строили дворец долго, и граф умер в то время, когда шли отделочные работы.

Бриллиант «Орлов» в царском скипетре —прощальный подарок графа ОрловаЕкатерине Великой

Отставленный царский любимец также преподнес бывшей возлюбленной подарок — огромный алмаз «Орлов», который стал украшением императорского скипетра. В Мраморном дворце есть потайной ход, который ведет из кабинета в молельную. Говорят, что он был соединен подземным коридором с Зимним дворцом и другими великокняжескими резиденциями на Дворцовой набережной. Ходила легенда, что этот ход появился после покушения на Александра II. По слухам, там же была проложена ветка царского метро. Правда это или нет — неизвестно.

Портрет графа ГригорияГригорьевича Орлова. XVIII в.

Дворец поэта

Екатерина выкупила у наследников дворец в казну, а перед смертью подарила его своему внуку — великому князю Константину Павловичу, брату двух будущих императоров — Александра I и Николая I. Константин отрекся от престола в пользу старшего брата Николая, и Мраморный дворец стал домом для еще двух великих князей — Константина Николаевича и его сына Константина Константиновича. Последний был поэтом, творившим под псевдонимом К. Р. (Константин Романов). На его стихи написано несколько романсов, самый известный из которых — «Растворил я окно…». Кроме того, Константин Константинович покровительствовал молодому крестьянскому поэту Ефиму Придворову, прославившемуся впоследствии под псевдонимом Демьян Бедный.

В советское время в Мраморном дворценаходился музей В. И. Ленина: тут принималив пионеры лучших учеников

Генерал Александр Редигер так писал о Константине Константиновиче Романове: «Это была личность особенно светлая и симпатичная. Чрезвычайно умный, очень начитанный, добрый, деликатный и благовоспитанный, великий князь производил на всех, имевших с ним дело, чарующее впечатление. <…>. Везде его чрезвычайно любили за доброту и привет ливость. Он до тонкости знал все внешние обязанности строевого начальника и любил всю парадную сторону гвардейской службы, любил офицеров и нижних чинов, но сам остался в душе поэтом, смотревшим на все крайне благодушно, но не способным проводить настойчиво какие-либо требования, а тем более карать»

Тайны Дворца в Пелле

Ожерелье великолепных императорских дворцов, окаймляющих Санкт-Петербург, сквозь века доносит до потомков мысли о красоте, гордости и победах. но бывают места, которые остались лишь в истории грандиозных замыслов. таков дворец в пелле, памятник семейному конфликту, противостоянию властной матери и нелюбимого сына. мечта Екатерины II
В 1785 г. Екатерина II, великая императрица Российской империи, писала, слегка кокетничая, барону Фридрху Гримму: «Все мои загородные дворцы только хижины в сравнении с Пеллой, которая воздвигается, как Феникс…» Пеллой, в честь родного города Александра Македонского, Екатерина назвала Ивановскую мызу, которая находилась в месте впадения реки Тосны в Неву. Императрица приобрела эту территорию для своего любимого внука Александра. Название местности в духе «греческого проекта» должно было навевать мысли о духовном родстве Российской империи с мировой державой Александра Великого.

Дворец в Пелле.Джакомо Кваренги. Начало XIX в.

Архитектор Иван Егорович Старов планировал возвести 23 отдельных строения, соединенных крытыми переходами галереями. Вокруг внушительного дворца должны были находиться восемь больших жилых и 16 служебных построек. Главное здание проектировалось в классическом стиле, любимом императрицей. Фасад вдоль Невы предполагалось построить длиной более 200 м, а вдоль Шлиссельбургского тракта — 500 м. От дворца к Неве должна была спускаться широкая каменная лестница.

Михайловскийзамок

На возведение дворцового имения было потрачено огромное количество ценных строительных и отделочных материалов: лучшие сорта мрамора и гранита свозились к пристани неподалеку — 500 м. От дворца к Неве должна была спускаться широкая каменная лестница. На возведение дворцового имения было потрачено огромное количество ценных строительных и отделочных материалов: лучшие сорта мрамора и гранита свозились к пристани неподалеку.

Разобранный замок

После смерти императрицы на престол взошел ее нелюбимый сын — Павел I. У него была своя грандиозная мечта и идея. Русский царь вознамерился построить в центре столицы Михайловский замок, окруженный рвом. Здание планировалось возвести в лучших традициях рыцарской архитектуры. Павел приказал разобрать дворец, который строился по приказу его матери, а драгоценный итальянский мрамор и полированный северный гранит пустить на постройку нового сооружения. Для архитектора пережить бесславный конец его любимого детища было настоящим ударом. Однако счастья в Михайловском замке Павел I не дож дался. Он был убит в нем — камни словно отомстили за пренебрежение к материнской воле.

На месте замка в Пелле в XIX в. были построены казармы артиллерийской бригады. Дважды, после Великой Отечественной войны и в конце 1980х гг., принимались решения восстановить Пеллинский дворец по первоначальному замыслу, но «мечта Екатерины» так и осталась невоссозданной. Сегодня остатки служебных корпусов окружены высоким забором и поросли бурьяном. Ничто не напоминает о том, что здесь мог быть один из самых красивых дворцовых комплексов страны…

—>

Гатчинский дворец императора Павла I

Работы по расширению служебных помещений имеющегося дворца по решению Павла I начались в 1796 году, их проводил архитектор Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине. После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами. Стены также появились на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк.

Обустройство комнат для семьи Павла I в главном корпусе дворца и в Арсенальном каре (бывшем Конюшенном) было начато в 1797 году. Помимо этого, занятую газонами площадь перед дворцом превратили в плац и окружили бастионной стеной. Со стороны парка на прилегающей к дворцу территории был разбит небольшой Собственный сад.

Назначенный Павлом I в 1799 году главный архитектор Гатчины Андреян Дмитриевич Захаров закончил надстройку Кухонного каре; по его проекту во дворце на месте существовавшей ещё с орловских времён старой церкви, в 1800 году возвели новую церковь.

Залы Гатчинского дворца

Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.

Мраморная столовая

Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.

Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.

Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.

Тронная Павла I

Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.

Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.

Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.

Малиновая гостиная

В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.

Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.

Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.

Белый зал

Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.

Туалетная комната

Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.

Аванзал

Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.

Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.

Подземный ход

Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.

Н.А.Львов и его технология возведения глинобитных зданий

В настоящее время Приорат — единственное сооружение в России, построенное по технологии землебита. Его предложил использовать архитектор Н.А.Львов (1753-1803), прозванный «русским Леонардо». Он хотел доказать этим, что в России возможно возведение глинобитных зданий, которые дешевле, безопаснее и экономичнее деревянных строений.

Суть технологии в следующем. В специальной форме слой за слоем прессуется суглинок: из 10-сантиметрового слоя получается 6-сантиметровый, затем засыпается новый слой, прессуется и т.д. Полученные блоки скрепляются известковым раствором.

Для проверки Львов по этой технологии возвел несколько сооружений, и только потом приступил к строительству Приората. Так, в 1797 г. для фаворитки императора Павла Е.И.Нелидовой была построена «хижина», а в Гатчинском парке — угол избы.

Форма для изготовления землебита

Дочь архитектора Львова так описывает предысторию Приората:

Гатчинский дворец при Павле I

Строительство величественного здания было завершено в 1781 году, но пожил в нем граф совсем недолго — через два года он умер.

Екатерина II любила Гатчину, она и прежде, при Орлове, часто бывала здесь, приезжая на охоту и участвуя в светских забавах. Неудивительно, что вскоре она выкупила поместье у братьев Орловых и подарила его сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.

Работы выполнялись архитектором Винченцо Бренной, а позже Андреем Захаровым. Павел I увлекался военным делом и в тоже время был почитателем романтизма и рыцарства. Перед дворцом он построил плац, где регулярно проводил парады и смотры армии. Боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.

Видимо, император опасался той же участи, что постигла его отца Петра III (император был отстранен от власти и убит), поэтому на плацу был устроен ров, заполненный водой, через который перекинули четыре моста, также были установлены пушки и решетки. Все эти преобразования усилили сходство Гатчинского дворца с европейским замком

Но, как известно, эти предосторожности не уберегли императора от смерти (в марте 1801 года он был убит в другом замке — Михайловском)

После смерти императора поместье перешло императрице Марии Федоровне, а затем её сыну — императору Николаю I. При нем архитектор Роман Кузьмин провел самые значительные перестройки здания, в частности, была возведена церковь, построена новая парадная лестница и были перестроены каре. На плацу в 1851 году установлен памятник императору Павлу I, выполненный скульптором Джованни Витали.

В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II, сын Николая I. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину. Здесь вместе с семьей он прожил несколько лет и неслучайно его часто называли Гатчинским затворником. При нем были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, устроено калориферное отопление.

После революции в 1917 году дворцово-парковый комплекс стал одним из самых крупных Государственных музеев Петербурга.

Перед началом оккупации Гатчины в 1941 году удалось вывести многие музейные экспонаты, а часть их была спрятана в земле. В сентябре 1941 года одна из бомб повредила дворец, а в 1944 году при отступлении оккупанты подожгли строение.

Поскольку интерьеры дворца очень сильно пострадали в военное время, было принято решение не восстанавливать музей. Только в 1976 году началось воссоздание исторического здания, а в 1985 году для посещения было открыто несколько залов.

В настоящее время завершена реставрация большинства дворцовых помещений и Гатчинский дворец, как и в предвоенное время, восхищает посетителей своим убранством, созданным трудами великих мастеров XVIII–XIX веков и реставраторами нашего времени.

Коллекции Гатчинского дворца-музея

Ещё при первом владельце Гатчинского дворца — Григории Орлове началось формирование коллекций музея. Граф собирал охотничье оружие, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства западноевропейских и восточных мастеров.

Когда Гатчинский дворец перешёл во владение великого князя Павла Петровича, последнему и стали принадлежать все коллекции Орлова. С 1796 по 1917 год дворец служил императорской резиденцией. В течение всего этого времени коллекции Гатчинского дворца постоянно пополнялись его владельцами.

После Октябрьской революции Гатчинский дворец открылся как музей. Уникальный факт состоит в том, что до Великой Отечественной войны дворец-музей оставался самым крупным из всех пригородных дворцов Санкт-Петербурга. Причём, дворец-музей был лидером как по площади, так и по количеству художественных ценностей — в его фондах насчитывалось свыше 54 000 экспонатов.

После Великой Победы все спасённые экспонаты из пригородных музеев собрали в Центральном хранилище музейных фондов. Из ценностей Гатчинского дворца-музея сохранилось чуть более 16 000 предметов.

В 1976 году начали реставрировать Гатчинский дворец, после открытия которого в мае 1985 года в его экспозицию вернулись немногим больше 8 000 экспонатов. Работа по возврату спасённых произведений продолжается по сей день. Пока некоторые из предметов находятся в распоряжении других музеев. Восполнение утраченных коллекций не прекращалось и ведётся поныне.

В настоящее время в его коллекции содержатся гравюры, литографии и фотографии; металлические изделия и оружие; предметы мебели, ткани и костюмы; редкая книга и научный архив; живопись, акварели и рисунки; нумизматика и старинные чертежи; бытовое собрание, фарфор и стекло; скульптуры и драгоценности, включая сами интерьеры, по которым проводят экскурсии.

Куда сходить с ребенком в Гатчине

Юным путешественникам в городе не придется скучать. В Гатчине есть несколько мест, где ребенок побывает с удовольствием.

Музей авиационного двигателестроения

  • График работы: со среды по воскресенье, с 10:00 до 16:00.
  • Стоимость билета: следует уточнять.
  • Телефон.
  • Адрес: ул. Григорина, 7А. Остановка транспорта «Гатчинский дворец».

Осмотреть экспозиции музея, учрежденного в 2002 г., будет интересно всем членам семьи. В выставочных залах, занимающих площадь более 800 м², демонстрируются макеты авиационных двигателей, изготовленные в натуральную величину. Посетителям предложат экскурсию и увлекательную лекцию об истории отечественного авиационного двигателестроения. Экспозиция размещается в историческом особняке, который некогда занимали уланы Константиновского Гвардейского полка. Поход в музей можно совместить с осмотром Большого дворца и Дворцового парка.

Тайны Двореца Бобринских

Район Коломны, несмотря на близость к центру города, всегда сохранял провинциальные черты. удивительно, но в нескольких сотнях метров от классической сенатской площади зимнего дворца и главного собора российской империи находилась истинно русская усадьба с большим подворьем и садом.

В XIX в. дворец Бобринских был одним из самыхзнаменитых центров светской и культурной жизниПетербурга

Усадьба строилась в конце XVIII в. по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска для человека, появление на свет которого было окружено романтикой, тайнами, и недомолвками. Это был незаконнорожденный сын Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова — граф Алексей Бобринский. Екатерине удавалось до последнего мига скрывать беременность, так как, по уверениям императрицы, между ней и мужем не было интимных отношений. Однако сами роды скрыть во дворце было трудно. Тогда камердинер Екатерины, преданный ей Василий.

Алексей Григорьевич Бобринский. На портретевидно сходство с матерью Екатериной Великой

По легенде Екатерина то ли в саду, то ли в самом дворце Бобринских спрятала несметные сокровища для своего внебрачного чада. Говорят, что покинувшие Россию после Октябрьского переворота наследники Алексея хотели указать большевикам тайное место в обмен на половину найденного, но те от казались. Современные обитатели дворца утверждают, что клад тщательно охраняется: время от времени здесь видят призрак монаха в черном капюшоне, который вышагивает по темным вечерним коридорам. Шкурин, поджег свой дом на окраине столицы. Пётр III, который любил пожары и не про пускал ни одного, ускакал туда. За это время Екатерина родила сына, которого вынесли из дворца, завернутого в бобровую шубу. Отсюда, по легенде, он и получил фамилию Бобринский.

—>

Екатерина II в виде Законодательницы в храме богиниПравосудия. Дмитрий Григорьевич Левицкий.Начало 1780-х

Как добраться

Адрес: Гатчина, Красноармейский просп., 1

Подробнее

Как добраться до Гатчины из Санкт-Петербурга

Архитектура Гатчины — ценный памятник русской градостроительной культуры XVIII—XIX веков. Основной достопримечательностью города является художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», центральным элементом которого служит Большой Гатчинский дворец.

Возвышающийся на холме, над Серебряным озером, Гатчинский дворец выполнен, сочетая в себе черты средневекового замка и загородной резиденции. Его возвели в 1766—1781 годах по проекту Антонио Ринальди для фаворита императрицы Екатерины II — графа Григория Григорьевича Орлова.

Графу принадлежала вся Гатчина, и он принимал непосредственное участие в строительстве дворца. Интерьеры Гатчинского дворца представляют собой образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. Дворец служил излюбленным местом отдыха царской семьи.

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

Комплекс включает:

  • Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
  • Две полукруглые галереи.
  • Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.

Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.

На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.

Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.

Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.

Подземный ход и потайные двери

Взявшись за дело, Павел I изменил все на свой лад. Сам городок стал больше напоминать военное поселение, да и дворец подвергся некоторым изменениям. Структура постройки осталась та же: центральное здание соединяется двумя полукруглыми галереями с прямоугольными каре, кухонным и конюшенным. Каре несли на себе вспомогательную функцию — в них располагались хозяйственные помещения (конюшенное позже переименовали в арсенальное). Парадные залы расположили в центральной части дворца.

Отличительная особенность Гатчинского дворца — секретный подземный ход, дополненный множеством потайных дверей, коридоров и комнат, благодаря которым можно было незаметно покинуть замок или просто быстро переместиться из одной части дворца в другую. При Павле вместо луга перед дворцом раскинулся плац-парад, который обнесли бастионной стенкой. Внутренние интерьеры дворца приспособили к нуждам придворного церемониала.

Подземный ход Гатчинского дворца. (Pinterest)

Павел I, которому в 1851 году установили памятник перед дворцом, использовал гатчинскую резиденцию для своей излюбленной «игры в солдатики»: до восшествия на престол у наследника был небольшой отряд, который он и тренировал здесь по прусскому образцу. После смерти Павла I в 1801 году Большой дворец в Гатчине больше не переходил в частные руки, а передавался по наследству членам императорской семьи.

Наибольшую роль в политической жизни страны Гатчина играла при Александре III. Император не жаловал Петербург, и большую часть года проводил в загородной резиденции, лишь изредка возвращаясь в столицу. Кстати, именно поэтому первая междугородняя телефонная линия в стране была в 1882 году проведена от Гатчины до Петербурга.

Первый этаж Гатчинского дворца

Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций

Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах

Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.

Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector