Каса мила

История здания

Проект этого здания Гауди стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению, имеется подземный гараж. Предусмотренные проектом лифты не были установлены в ходе строительства и появились намного позднее. Здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен. Уникальные кованые решётки балконов стали результатом импровизации Жузепа-Марии Жужоля, который сотрудничал с Гауди и в других проектах.

Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических — являются характерными элементами оформления, к которым архитектор постоянно обращался, чтобы наполнить помещения в своих зданиях достаточным количеством света и свежего воздуха. Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в новинку. Все хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, окна хозяйственных помещений и комнат прислуги выходят в три внутренних дворика.

Первоначально мнение барселонцев о новом доме было не слишком высоким, дом Мила сразу получил прозвище «Педрера» (кат. La Pedrera — каменоломня) за свой запоминающийся неровный и тяжеловесный фасад.

В 1984 году Каса-Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание находится в собственности местной Fundació Catalunya-La Pedrera, которая использует бывшую квартиру в бельэтаже площадью 1 000 м² под выставочные цели. Квартира на шестом этаже здания оформлена в стиле 20-х годов XX века и вместе с чердачным этажом и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий. На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.

На крыше дома происходит часть действия одного из наиболее знаменитых фильмов великого итальянского кинорежиссёра Микеланджело Антониони «Профессия: репортер» (1975).

Оформление внешнего фасада

Фасад Дома Мила, а также 3 его внутренних дворика, являются самыми эксцентричными достопримечательностями Барселоны. Внешне Дом Мила (Ла Педрера) смотрится очень примитивно, но на самом деле это архитектурное совершенство, воплощённое в стали и бетоне. Отделка балконов особенно впечатляет. Она была доверена мастеру импровизации Жузеп Марии Пужолю (Josep Maria Pujol de Barberà). Каждая балконная решётка создавалась по эскизам в соотношении 1:1. Когда они были переданы сталелитейщикам, Пужоль сказал, что металл нужно вытягивать так, словно рисуешь им в воздухе.

Возведение фасадов Дома Мила проходило тяжело, так как форма стен требовала трудной системы укладки тяжёлых камней Монжуика. Это повлекло довольно большие затраты и подрядчику пришлось значительно увеличить бюджет. Но Мила при этом отвечал, что он «теряет не деньги, а терпение».

Друг, меценат и покровитель… Гуэль

Не было у Гауди и близких друзей. Исключением можно считать Эусеби Гуэля, первого и самого главного заказчика Гауди, который помог таланту великого мастера стать достоянием многих поколений.

Это сегодня величие архитектора Антонио Гауди ни у кого не вызывает сомнения. А для своих современников он был просто талантливым, немного чудаковатым и весьма расточительным в своих строительных фантазиях архитектором. Мастер мог запросто забраковать уже готовый дом, снести его и начать все сначала. Но эстет и меценат Эусебио Гуэль был настолько очарован стилем молодого архитектора, что, нисколько не задумываясь, затевал с ним самые сумасбродные и дорогостоящие проекты.

Одним из таких амбициозных начинаний стал город-сад, который сейчас известен туристам как парк Гуэль. На самом деле граф Гуэль не собирался вкладываться в очередную площадку для променада горожан. У него были куда более амбициозные коммерческие планы – создать на холме удивительный город в стиле древнегреческой Дельфы, соединить природу и урбанистическое пространство, сформировать новую среду обитания для богатых и знаменитых.

Казалось, затея превосходная, особенно учитывая то, что воплотить в жизнь идею было поручено, конечно же, великолепному Гауди. Но, увы, Гуэль ошибся в своих прогнозах. Меценат сумел продать лишь три особняка, один из которых приобрел он сам, второй выкупил друг Гуэля известный адвокат Триаса, а третий достался самому Гауди – в нем художник прожил с отцом и племянницей 20 лет. К сожалению, богачи не оценили оригинальную идею. В своем творческом порыве созидатели не уделили должного внимания транспортному сообщению города-сада с центром Барселоны. Да и, говорят, условия продажи и эксплуатации были не самыми привлекательными. А что же сегодня?

Техника керамической мозаики — «тренкадис»

В конце XIX века керамика уже достаточно широко использовалась для оформления интерьеров и экстерьеров, но применить отделку осколками керамической плитки в виде мозаики на изогнутых поверхностях принадлежит именно Гауди.

«Скульптурная

Эта идея пришла ему на ум во время работы над проектом и строительством Парка Гуэля. Так как архитектурные проекты каталонского зодчего принципиально избегали прямых линий, архитектору необходимо было решить непростую задачу: отдекорировать керамической плиткой огромное количество изогнутых и волнистых поверхностей.И поскольку при использовании керамической плитки на неровных участках она ломалась, архитектором было решено пустить ее осколки также в дело. Так в усадьбе Гуэль появились башенки, оформленные битыми керамическими кусочками. Этот способ так вдохновил Антонио Гауди, что он стал использовать его и в дальнейших своих проектах.

Парк Гуэль. Барселона.

Архитектор практически повсюду стал задействовать керамическую плитку самых разных цветов, размеров и рельефности, комбинируя в определенной тональности. Наносились битая плитка в виде мозаичных рисунков на конструкции при помощи цементного раствора из извести, песка и воды. И нужно сказать, что итог всегда превосходил все ожидания — колоритные сочетания осколков керамики, покрытой глянцем, производил потрясающий эффект на ярком солнце Средиземноморья.

Парк Гуэль. Барселона.

Гауди свои шедевры в технике тренкадис создавал по сути, из керамического лома, который раньше просто выбрасывали. У него была договоренность с фабриками по производству плитки и посудными мануфактурами на поставку некондиционного товара, которому архитектор тут же находил применение. Если сломанной плитки и битой посуды не хватало, его помощники отправлялись на барселонские свалки и находили материал там.Со временем техника «ломаной» мозаики Гауди получила название «тренкадис», что в переводе с каталонского переводится как «хрупкий, ломкий». Столь необычная техника давала полную свободу фантазии и позволяла создавать яркие и неповторимые композиции.

Ящерица работы Гауди в парке Gell. (Любопытный факт из истории создания этой скульптуры: чтобы закончить ее, пришлось пожертвовать дорогим сервизом семьи Гуэль, так как нужные оттенки цвета нашлись только там.)

И если Гауди изобрел саму технику — то воплощением ее в жизнь в проектах архитектора занимался один из его ближайших помощников — Жозеп Мария Жужоль, благодаря таланту которого многие работы Гауди приняли свой окончательный и неповторимый облик. Вот так в Каталонии появился новый тип мозаики.

Техника керамической мозаики тренкадис на фасадах сооружений Антонио Гауди. Мозаика: Жозепе Марии Жужоля.

Оформление фасадов и интерьеров в технике тренкадис стало одной из «визитных карточек» Гауди. Эта необычная техника давала ему полную свободу и позволяла воплотить в жизнь самые смелые фантазии, превращая в настоящее произведение искусства все свои творения.

Интерьер невероятного Каса Мила

Равно как и Каса Батльо, Как Мила – это ничто иное, как дом для заработка с хозяйской квартирой в бельэтаже. Да, весь бельэтаж занимала квартира Мила, а остальные четыре этажа сдавались в аренду. Предусматривалось две квартиры на  каждый этаж.

А в полуподвальном и на первом этажах находились склады, прачечная, кладовки и другие помещения, необходимые для нормальной жизнедеятельности дома.

Жене Педро Мила не понравился дом, но она безоговорочно приняла волю мужа. После же его смерти она приказала изменить отделку первого этажа, где она и проживала – ей больше нравился будуарно-романтический дизайн.

В чём новаторство Каса Мила?

Строение выступило как нечто совершенно новое для тех  времён и его новшества заключались в целой цепочке новаторских архитектурных идей. Главные архитектурные и дизайнерские плюсы Каса Мила:

  • Тщательно спланированный комплекс вентиляционной системы естественного характера, который позволил обойтись без монтажа кондиционеров;
  • Огромный, даже по нынешним меркам, подземный гараж для жилого дома;
  • Строение относится к каркасному типу, где несущая нагрузка полностью и равномерно распределена на каркас здания;
  • Каса Мила запоминается неповторимыми ограждениями балконов выполненными методом горячей и холодной ковки, которые разработал не сам Гауди, а Жузепо-Мария Жужоль – с ним знаменитый архитектор сотрудничал часто и плодотворно;
  • Гауди всегда опережал инженерную мысль, а в Ла Педрере он изначально задумал лифты, но они возникли там спустя значительное время.

Кроме этого нельзя не упомянуть о трёх существенных деталях, делающих сооружение неповторимых и уникальных

Это система открытых внутренних пространств, внимание к деталям и крыша террасного типа

В Ла Педрере создана интересная система внутренних пространств. Она состоит из дворов имеющих различную геометрическую форму. Пространство двух дворов выполнено в эллиптической форме и одного — в круглой. Основная их цель обеспечить естественное освещение дома, поскольку в большинстве помещений было установлено окно. Эта задумка стала революционной!

Все помещения хозяев в обязательном порядке смотрят на улицу или во внутреннее пространство улицы. Вообще, обилие оконных проёмов – это характерная архитектурная черта дома Мила. Это явилось крайне необычным решением для девятнадцатого века. Даже без искусственного освещения и в самый пасмурны день кажется, что все помещения Ла Педреры заполнены светом.

В доме Мила тщательно проработаны мельчайшие детали. Прямые линии, резкие повороты и острые углы здесь не приветствуются, кожей ощущается желание архитектора примирить человека с природой. Смотря на здание, в который раз поражаешься как Гауди умел уникально совмещать практичность и красоту.

Одним из самых незабываемых мест дома является терраса на крыше – с нее не только открывается великолепный вид на Барселону, а становится понятно как разгулялась фантазия архитектора: на крыше всех гостей дома встречают скульптуры вместо дымоходных труб, мостики, скамейки, свисающие своды.

Волнистая крыша-терраса полностью соответствует мятежному духу здания и несмотря на всю свою эксцентричность она прекрасно справлялась с основной функцией – нести воздух в квартиры.

Время работы и стоимость билетов

Casa Milà доступен для посещений ежедневно с 9:00 до 18:30 и с 7:00 до 9:00.

Точное время работы зависит от сезона

Период Время
15.01-1.03 с 9 до 6:30
2.03-4.11 с 9 до 8:30
5.11-24.12 с 9:00 до 18:30

Стоимость билета определяется экскурсионной программой, возрастом посетителя и возможными льготами.

Дневной билет,€ Премиум,€ День-ночь,€ С ужином,€ Ночь,€
Дети от 7 до 12 лет 11 11 20,50 17 15
Взрослый 22 29 41 34
Студент 16,5
Инвалид 16,5
Старше 65 лет 16,5

На официальном сайте La Pedrera в режиме он-лайн можно приобрести входные билеты. Они рассчитаны на разные программы для посещения в дневное и ночное время суток:

  • Дневное посещение в любое время (Премиум) – 29 €
  • Обычный дневной билет с указанием даты -22€
  • Комбинированный билет (день-ночь) – 41€
  • Ночное посещение – 34€
  • Посещение музея и прогулка по террасе на крыше – 39€
  • Посещение музея и ужин в ресторане- 59€

Для удобства экскурсантов выдается аудиогид на русском или английском языке, имеющий базовую и расширенную программу.

Особенности дома Мила

Особенной конструкцией обладают внутренние дворы Дома патио. Два из них достаточно большие и просторные, а третий компактный, создает некое ощущение уюта. Именно расположение дворов обуславливает естественную вентиляцию и освещение помещений. Особой красотой и своеобразием обладает терраса крыши. Она выполнена в «волнистом» стиле, как и весь дом. Украшена множественными причудливыми скульптурами, которые создают атмосферу сказки. Много деталей выложены мозаикой. Но эти скульптуры здесь совсем не для красоты — они выполняют функцию маскировки вентиляционных и лифтовых шахт. Вот такую гениальную задумку воплотил Гауди в своей композиции.

Каждый из туристов просто обязан посетить зал Массандра. Это помещение изначально было выполнено и оборудовано, как помещение для стирки. Но, со временем, правительство Барселоны переоборудовало эту комнату. Теперь здесь выставлены все чертежи и макеты величайшего скульптора всей Испании и мира в целом. На четвертом этаже дома Мила расположен зал-музей. Войдя на эту территорию вы окунетесь в атмосферу и историю тех годов. Вся комната до мелочей оборудована предметами, присущими началу 20 столетия. Все это сопровождается документальными фильмами, которые рассказывают о буржуазном строе и образу жизни той эпохи.

В апартаментах где проживали владельцы дома, Пере Мила и его жена, сейчас расположен выставочный зал, который периодически выставляет современные произведения искусства. Также в здание есть кафе, где каждый может отведать вкусный обед и ароматный кофе. Если вы захотите попасть внутрь двора или на крышу дома, то придется заплатить за билет. Бесплатно разрешено только глазеть. На данный момент некоторые квартиры сдаются в аренду, некоторые заселены состоятельными жильцами, известными во всей Барселоне.

Крыша Дома Мила

Крыша Ла Педрера — это отдельная и совершенно особенная часть дома. Это мир, в котором функциональные детали представлены в виде скульптур.

  • пещера;
  • море;
  • подводный мир.

Гауди был очень горд результатом своей работы. В здание исчезли углы, а солнце теперь могло заходить с четырех сторон и приносить ощущение рая.

Огромный бельэтаж площадью тысяча квадратных метров   используется как выставочный зал. На седьмом этаже осталась квартира, выполненная в стиле двадцатых годов ХХ века. Вместе с террасой на крыше (с которой город виден как на ладони) и чердачным этажом, она входит в план экскурсий. Остальные же этажи отданы под офисы и жилые квартиры, где и сейчас живут люди. Так что «дворец, что светлее рая» и идеи Гауди живы поныне.

13.50€

35€

24€

7.90€

ПОСМОТРЕТЬ

Особенности здания

Патио

Значительным нововведением Гауди стало объединение традиционных световых шахт в 2 широких внутренних двора-патио, имеющих необычную извилистую, «органическую» конфигурацию. Этажи организованы вокруг патио для оптимальной вентиляции и максимального доступа дневного света. Выходящие в патио фасады здания покрыты полихромной росписью, в основном с растительными мотивами. Цветочный декор и навеянные мифологическими мотивами фрески также украшают потолки и стены двух входных вестибюлей и главной лестницы.

Терраса крыши

Волнистая по очертаниям крыша следует ритму главного фасада, с чередованием различных элементов: выходов лестничных клеток, вентиляционных и дымовых труб. Открытые для свободной интерпретации и использованные символизма формы этих элементов не являются нарочитыми, несмотря на свою причудливость, а отвечают их утилитарной функции. Многие из них выложены мозаикой тренкадис из фрагментов битой керамики, гальки, мрамора и стекла.

Мансарда

Мансарда является одним из самых интересных конструктивных решений в архитектуре Гауди. Этот зал, когда-то предназначенный для стирки и развешивания белья, опирается на 270 арок в форме цепной линии, сложенных из плоского кирпича. В нём разместилась постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству мастера: творения Гауди представлены здесь макетами и чертежами, эскизами и черновиками, фотографиями и документальными фильмами. Выставка позволяет ознакомиться с наиболее характерными чертами работы мастера.

Квартира-музей

Одна из квартир четвертого этажа позволяет совершить путешествие во времени и проникнуться атмосферой барселонской буржуазии XX века, мастерски воспроизведенной с помощью домашней утвари той эпохи. Здесь можно ознакомиться с первоначальной планировкой и подлинными орнаментальными деталями, выполненными по эскизам Гауди (такими как дверные и оконные ручки, двери и покрытие полов). Посещение квартиры сопровождается показом документального фильма о стремительном преображении и модернизации города в первой четверти XX века.

Кафе

Кафе представляет собой сочетание стиля модерн и самобытности типичных старинных таверн-«фондас». Сюда можно зайти прямо с улицы, чтобы выпить чашечку кофе, пообедать или посидеть за бокалом вина.

Выставочный зал

В бельэтаже здания, где находилась квартира домовладельцев — господ Мила, — теперь размещается выставочный зал площадью 1300 кв.м., в котором организуются временные экспозиции

В этом зале стоит обратить внимание на колонны с высеченными на них надписями и скульптурными декоративными мотивами.

Смерть

7 июня 1926 года Гауди был сбит проезжающим трамваем на Гран-Виа (одна из самых главных улиц в Барселоне). Хотя Антонио потерял сознание, он не получил немедленной помощи, потому что никто не узнал известного архитектора. Из-за потертой одежды Гауди люди приняли Антонио за нищего и бездомного человека.

После того, как Гауди некоторое время пролежал без сознания, его в конце концов отправили в больницу для бедных Санта-Крю. Здесь архитектору оказали первую медицинскую помощь, но не более того. Тем временем отсутствие Гауди насторожило его доброжелателей, и они пошли искать его. 8 июня 1926 года капеллан Храма Святого Семейства узнал в Антонио известного архитектора. Но к тому времени его состояние ухудшилось, и стало понятно, что дополнительное лечение ему больше не поможет. Он умер два дня спустя, 10 июня 1926 года. Гауди было тогда 73 года.

Его похороны состоялись 12 июня 1926 года в часовне Богоматери на горе Кармель в склепе Собора Гауди — в Саграда-Фамилии. Там присутствовала огромная толпа, которая вышла попрощаться с великим архитектором. Позже Антонио был похоронен в той же церкви.

Оформить карту с бесплатной страховкой

Карикатуры на Каса Мила и ее создателя

Основные моменты

Своим названием объект обязан заказчикам: магнат Пере Мила-и-Капс и его жена обратились к Гауди с просьбой построить для них дом, который будет поражать и удивлять. Не стоит говорить, что результаты превзошли все ожидания – Каса-Мила получился более чем экстравагантным. Примечательно, что это было последнее светское детище архитектора: в дальнейшем он полностью посвятил себя строительству храма Саграда Фамилия.

Сам Гауди не принимал участия в завершении проекта. В 1909 году между ним и заказчиками возникли разногласия, и архитектор отказался дальше руководить строительством, а обещанный гонорар ему пришлось требовать через суд.

Интересно, что хозяевам нового дома пришлось выложить кругленькую сумму уже после окончания строительства: Каса-Мила был слишком высоким и широким и превышал существующие в то время нормы, поэтому им выписали штраф.

Самый большой внутренний двор Каса-Мила Элементы фасада здания

Это интересно: Где в Турции есть аквапарк?

Каса Мила: изюминка внутренней планировки

Единение с природой и обеспечение требуемого уровня освещенности были одними из главных вопросов при проектировании Каса Мила в Барселоне.

Фишкой Каса Мила, которая выгодно отличает этот дом от ряда других, является вентиляция в виде больших воздушных шахт. Решение внести в проект здания подземный гараж, кажется в чем-то новаторским для того времени, но Гауди не боялся смелых экспериментов. Даже сейчас удивляет возможность воздействовать на внутреннюю планировку Каса Мила благодаря перегородкам, которые могут быть перемещены.

Результат, который поражает всех гостей Барселоны, был достигнут путем комбинации труда и терпения всех участников проекта

Много раз пересматривалась концепция в виде розы, которая служит в качестве украшения и символизирует божественное начало, что очень важно для Барселоны. Команде, работающей над проектом, приходилось искать компромиссы день за днем

Советы туристам

Бывалые туристы предупреждают о том, что в высокий сезон огромные очереди в кассу, и тем, кто не хочет долго стоять под палящим солнцем, проще всего заказать электронный билет на официальном сайте. Его стоимость колеблется в пределах 20 евро для взрослых, детей до 12 лет – 10 евро, а малышам, не достигшим 7 лет, вход бесплатный. В цену билета уже включен аудиогид, кроме того, посетители имеют право на фотосъемку. В дождливую погоду вход на крышу дома Мила в Барселоне запрещен.

Для желающих в летний сезон проводятся ночные светомузыкальные шоу. В цену (34 евро) входят также посещение музея и бокал игристого вина – кавы. Однако красочные представления, сопровождающиеся лазерной инсталляцией, пользуются такой популярностью, что билеты лучше всего заказывать заранее, поскольку количество мест ограничено.

Волшебный мир

Здание пользуется спросом у влиятельных и состоятельных испанцев, снимающих здесь квартиры, но большая часть здания принадлежит каталонскому банку, занимающему помещения под офисы.

Туристам вход разрешен лишь на верхний этаж площадью 1000 м2, из которого сделали огромный музей с возможностью выхода на крышу и мансарду дома Мила (Барселона). Фото, которые они делают, вызывают восторг и желание немедленно там оказаться. Каждому посетителю кажется, что он находится в каком-то волшебном мире, приводящем в состояние шока. Фактически это просторный парк, представляющий собой отличную смотровую площадку, с которой открываются чудесные панорамы Барселоны.

За отдельную плату можно попасть и в квартиру на верхнем этаже, где сохранены интерьеры начала XX века. Здесь время остановилось, и гости пребывают в атмосфере прошлой эпохи. Нельзя обойти стороной сувенирную лавку, расположенную тут же. Все деньги, вырученные от продаж, идут на содержание музея.

Архитектура дома Мила

Монументальный доходный дом, быстро заслуживший у барселонцев прозвище «Педрера» из-за внешнего сходства с каменоломней. Споры с владельцами на финальном этапе не позволили Гауди довести до конца этот проект, взорвавший художественные каноны эпохи.

Здание занимает 1323 кв. м из 1620 кв. м общей площади. Его отличают волнообразно изогнутые наружные и внутренние стены, применение правил линейной геометрии и использование элементов природного характера. Строение в целом образовано двумя зданиями (с отдельными, но сообщающимися входами, объединенными общим фасадом), каждое — со своим внутренним двором, при этом хозяйская квартира занимала целый этаж обоих зданий.

В отличие от дома Кальвет и дома Батльо, конструкция дома Мила основана на каменных опорах, полнотелом кирпиче и металлических стропилах, устраняющих необходимость в несущем фасада, что позволяет делать в нем большие проемы для доступа света и воздуха. Это коренное отличие от традиционных несущих стен на несколько лет опережает концепцию свободной внутренней планировки Ле Корбузье и актуально и сегодян, поскольку перенос любой внутренней стены нисколько не влияет на прочность строения.

С помощью системы опорных столбов Гауди смог приспособить каждый уровень девятиэтажного здания под различные нужды: в подвале разместил гараж (первый подземный гараж в городе), на нижнем этаже — торговые заведения, на антресольном — офисы, первый этаж занимали хозяева, четыре этажа над ним сдавались в аренду, а на чердаке стирали белье.

Над чердаком с параболическими арками горизонтальной кладки Гауди возвел крышу, поражающую необычным оформлением каминных и вентиляционных труб и завершающих лестничные клетки сооружений, похожих на настоящие скульптуры.

Помимо этого, выделяются оригинальностью решений железная конструкция, поддерживающая круглый внутренний двор, просторные подъезды, кованные  балконные ограды, потолки с выразительной, передающей движение лепниной, искусная работа краснодеревщиков, отразившаяся в дверях, окнах и предметах мебели, дизайн дверных ручек и глазков, а также полы из шестиугольной метлахской плитки (изначально предназначались для Дома Батло), по образцу которой Мэрия Барселоны изготовила  покрытие для тротуаров проспекта Грасия.

В 1896 году Дом Мила, один из символов Барселоны, был приобретен финансовым учреждением «Кайша Каталунья», открывшим здесь после реставрации зал для временных выставок и постоянной экспозиции «Эспай Гауди», находящейся в аттике.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Архитектурный стиль Гауди

В 1880-х годах Барселона становилась все более богатым, процветающим и современным городом с растущим числом населения. Это было идеальное место для возникновения нового архитектурного стиля, лидером которого является архитектор Гауди. Каталонский модернист был частью художественного движения, которое было ответвлением европейского модерна. Оба движения отстаивали новые формы и материалы для современной культуры. Работы архитектора, безусловно, соответствуют другим движениям, однако архитектор использовал уникальные стили и методы (по сравнению с другими архитекторами стиля). Антонио проектировал здания, которые, казалось, возрождались из природы в плавных, экстравагантных формах.

Работы архитектора Гауди лучше всего можно описать как сыпучие, полные изогнутых органических форм, красочные здания. Работы Гауди содержат формы, которые восходят от воссоединения с природой. При этом они будто движутся в область воображаемого. Вы можете увидеть отголоски узнаваемых форм и существ — частей деревьев и ветвей, ящериц и костей. Архитектор Гауди часто использовал красочные, волнистые элементы мозаики. Этот метод называется trencadis — каталонское слово, означающее «сломанный или потрескавшийся».

Устройство

Два павильона у входа в парк

Центральный вход с двумя совершенно фантастическими по форме домиками является наиболее замечательным уголком парка. Правый павильон с пинаклем, увенчанным типичным для Гауди пятилучевым крестом, был предназначен под контору администрации парка, левый павильон был построен для привратника. Причудливый декор этих сказочных домиков делает их скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями. Парадная лестница с фонтанами ведёт в гипостильный зал, известный как «Зал ста колонн». На нижней площадке лестницы помещён любимый персонаж Гауди — мозаичная Саламандра, средняя площадка украшена медальоном с четырёхполосным каталонским флагом и головой змеи, а на верхней террасе, являющейся центром всего паркового ансамбля и расположенной над гипостильным залом, находится длинная, изогнутая в форме морского змея скамья. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников Жузепом Марией Жужолем (кат. Josep Maria Jujol i Gibert). Именно последний создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов, опередившие многие произведения абстракционизма и сюрреализма. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину и «замерив» таким образом изгиб спины.

«Зал ста колонн» на самом деле содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замка́ми всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка. Под главной эспланадой находится скрытая система ливневой канализации, использовавшейся для водоснабжения парка: вода попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн. От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. «Гнёзда» выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы.

На территории парка расположен Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке в 1963 году Обществом друзей архитектора и содержит образцы мебели, созданной Гауди, в частности, мебель из дома Бальо и дома Мила.

В 1962 году архитектурный ансамбль Парка был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, а в 1984 году парк Гуэль вместе с другими творениями Антонио Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парк «от руки»

Гуляя по парку, можно предположить, что архитектор создавал это чудо без специальных расчетов, а как бы от руки. Все постройки здесь кажутся сказочными, нарисованными, они не имеют острых углов и прямоугольных форм.

У входа посетителей встречают два пряничных дома. Их вентиляционные трубы выглядят как два мухомора. За домиками – лестница. Она ведет в зал «ста колонн». Колонн в этом зале только 86, но зато какие! Барселонцы часто используют зал для концертов, потому что в нем отличная акустика. А, по задумке, он в нем должен был размещаться рынок для местных жителей. Интересно, что в колоннах спрятана система водоснабжения города-сада. Когда идет дождь, то вода по специальным желобам внутри колонн стекает в специальный бак, расположенный под землей.

За залом расположен театр в греческом стиле. Раньше здесь проводились муниципальные собрания. Периметр театра украшает знаменитая извилистая скамейка. Здесь можно и отдохнуть, и полюбоваться местными пейзажами, и, конечно же, сфотографироваться.

Несмотря на то, что лавочка сделана из камня, сидеть на ней очень удобно

Гауди принимал во внимание анатомические формы человека среднего роста, когда создавал этот свой шедевр. А мозаику выкладывал из битой посуды и бутылок, которые по его приказу на место строительства приносили рабочие

От центральной площади парка в разные стороны расходятся семь пешеходных аллей, которые часто называют «птичьими гнездами» из-за причудливых изогнутых форм.

Немного из биографии знаменитого каталонца

Антонио Гауди родился в 1852 году в небольшом городке Реус в Каталонии. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди. Мальчик с детства страдал ревматизмом. И это не давало ему возможности играть с другими детьми. Зато он полюбил длительные одиночные прогулки, к которым будет питать пристрастие всю свою последующую жизнь. Также, еще в детстве, по признанию самого Антонио, а мастерской отца в нём пробудилось ощущение пространства и тяга к творчеству.

Антонио Гауди (1852—1926) — великий испанский архитектор, основатель каталонского модерна.

В 17-летнем возрасте Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году и получил диплом архитектора. К тому времени из большого семейства Гауди они с отцом остались вдвоем — все члены семьи, в том числе и мать будущего архитектора, отошли в мир иной.К слову, Гауди никогда не был женат. Он полностью посвятил себя архитектуре и всю жизнь был один. Лишь однажды он был влюблен, но предмет его обожания не ответила взаимностью, и он с головой ушел в религию и в работу. Из воспоминаний его современников, Гауди в молодости выглядел очень респектабельно — носил дорогие костюмы, добротную обувь, его стрижка и борода всегда были безупречны. Он был гурманом, постоянно посещал театр и оперу, а строительные участки объезжал на собственном экипаже.

Входные железные ворота в Palau Gell работы Антонио Гауди. (Гауди был мастером художественного литья. Многие металлические элементы изготовлены его собственными руками.

Но уже в зрелом возрасте архитектор перестал следить за своей внешностью, неопрятно одевался и питался очень скромно. На улице его иногда принимали за нищего. А смерть архитектора и вовсе оказалась нелепой. Однажды июньским днем 73-летний Гауди, выйдя из дома, отправился в церковь. А по дороге из-за его рассеянности был сбит трамваем. Извозчики наотрез отказывались везти в больницу потерявшего сознание неопрятного, неизвестного старика без денег и документов.А когда, наконец, Гауди доставили в больницу для нищих, ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день архитектор был опознан, но его состояние к тому времени уже ухудшилось настолько, что уже ничего ему не могло помочь. Гауди скончался 10 июня 1926 года и через два дня был похоронен в крипте недостроенного им храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector