Административно-территориальное устройство россии
Содержание:
- Россия на карте мира: география, природа и климат
- Этимология и синонимы
- Необычная федерация
- Другие типы территориального деления и объединения субъектов
- Административный район и город
- В чем состояла реформа центрального управления
- «Фактически унитарное государство»
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Суть реформы
- Древнерусское государство
- Соотношение между административным и муниципальным устройством
Россия на карте мира: география, природа и климат
Площадь России составляет 17125191 км2, что почти в 2 раза больше ближайшего конкурента по списку — Канады. С запада на восток Россия на карте мира протянулась почти на 10000 км, в то время как средняя её ширина с юга на север — около 2000-3000 км.
Общая протяженность наземных границ страны составляет 37653 км — ещё один абсолютный рекорд, как и количество стран-соседей.
Всего Россия признает 15 стран своими наземными соседями и 3 — через прибрежные воды. На северо-западе страна граничит с Норвегией и Финляндией, на западе — с Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Белоруссией и Украиной, на юге-западе — с Грузией, Азербайджаном и частично признанными Южной Осетией и Абхазией. Южная граница с Казахстаном представлена самым длинным участком в 5936 км. На юго-востоке Россия имеет в соседях Китай, Монголию, а также через речные и морские территории — Японию и КНДР. Единственным северо-восточным соседом страны через Чукотский пролив является США.
Географическое положение
Россию можно разделить на две части: Европейскую (около четверти страны) и Азиатскую. Европейская часть в основном представлена Русской или Восточно-Европейской равниной, средняя высота которой составляет около 200 метров. На юге от равнины расположены высочайшие в России Кавказские горы. На карте России на русском языке можно найти самую высокую гору страны — Эльбрус (5642 м). Невысокими Уральскими горами (1000-1500 м), Русская равнина отделена от менее обжитой Западно-Сибирской равнины, к востоку переходящей в Среднесибирское плоскогорье (350-800 м). Южнее на границе с Монголией расположены Алтайские горы, начинающие горную цепь, протянувшуюся на северо-восток вдоль тихоокеанского побережья. Большинство регионов России богаты внутренними водами. По территории страны протекает множество крупных рек. Около 100 из них имею протяженность более 1000 км.
В России насчитывается более 2000000 озер. А крупнейшее озеро — Байкал— является крупнейшим по объему пресным водоемом на планете.
Животный и растительный мир России
Флора и фауна страны чрезвычайно богаты. Крайние северные регионы бедны растительностью и животными. Наиболее распространены здесь белые медведи, песцы, моржи, тюлени, куропатки и гагары. Но большую часть России (более 60 % территории) занимают таёжные зоны. Здесь в изобилии присутствуют хвойные породы деревьев: пихты, ели, сосны и лиственницы. Животный мир тайги представлен медведями, рысями, волками, росомахами, бобрами, оленями и лосями. Южнее идет полоса смешанных и широколиственных лесов, основными растительными видами которых являются березы, сосны, ели, липы, дубы и осины. Вдоль юго-западных границ страны часто встречаются степные и полупустынные регионы. Широко распространены здесь хищные виды птиц, степные волки, лисицы и антилопы. Субтропические леса в России представлены небольшим участком на северо-восточном побережье Черного моря.
Климат России
Климат России — один из самых разнообразных в мире. В азиатской части страны зимы наиболее суровы. Средняя температура января здесь может доходить до -23-24°С. Средние летние температуры редко превышают 15-17°С. Зимы северо-западной частит страны, а так же степных регионов схожи по температурному режиму— около -14-16°С. Но летом север европейской части страны, в отличие от степей, не может похвастаться высокими температурами 13-15°С. Центр европейской части представлен умеренным континентальным климатом с соответствующими температурами: около -9°С зимой и 18-20°С летом. Наиболее жарким регионом является юго-западная часть России. Зимой температура редко опускается ниже -5°С, а летом достигает 24-25°С по среднему показателю. Разница в количестве осадков не так значительна. В низовьях Волги среднее количество осадков едва доходит до 200 мм, но в остальной части России этот показатель составляет 500-800 мм в год. Исключения составляют высокогорные районы — здесь осадков может выпадать до 1800 мм.
Этимология и синонимы
Понять толкование слова «губерния» поможет знание его происхождения и синонимов. Рассмотрим их.
В древнегреческом языке есть слово κυβερνήτης, которое произносится как «кивернитис». Его значение – «кормчий». Это устаревшее слово, которым раньше обозначали рулевого, человека, управлявшего движением судна. В переносном и возвышенном значении оно понимается как «руководитель» и «вдохновитель».
По мнению исследователей, от греческого «кормчего» произошло латинское слово gubernius, которым именовали правителей. А также образовался латинский глагол guberno – «управляю». Считается, что именно эти слова являются источником русской «губернии».
Другие мнения говорят о том, что между латинскими gubernius, guberno и русским «губерния» существует прокладка в виде одного из современных европейских языков, например, английского. В нем есть слово goverment – «правительство». Однако однозначного мнения по этому поводу нет, так как в той или иной форме подобные слова имеются во множестве германских и романских языков.
Синонимы к «губернии» – это: территория, область, округ, край. Далее рассмотрим фразеологизм, в который входит изучаемое нами понятие.
Необычная федерация
Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.
Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.
Другие типы территориального деления и объединения субъектов
В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.
Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.
Федеральные округа России
В настоящий момент в России 8 федеральных округов:
Области Российской Федерации (46)
№ | Области | Площадь (км2) | Население (2013) | Административный центр |
1 | Амурская область | 361 913 | 816 910 | Благовещенск |
2 | Архангельская область | 589 913 | 1 202 295 | Архангельск |
3 | Астраханская область | 49 024 | 1 013 840 | Астрахань |
4 | Белгородская область | 27 134 | 1 540 985 | Белгород |
5 | Брянская область | 34 857 | 1 253 666 | Брянск |
6 | Владимирская область | 29 084 | 1 421 742 | Владимир |
7 | Волгоградская область | 112 877 | 2 583 002 | Волгоград |
8 | Вологодская область | 144 527 | 1 196 196 | Вологда |
9 | Воронежская область | 52 216 | 2 330 377 | Воронеж |
10 | Ивановская область | 21 437 | 1 048 961 | Иваново |
11 | Иркутская область | 774 846 | 2 422 026 | Иркутск |
12 | Калининградская область | 15 125 | 954 773 | Калининград |
13 | Калужская область | 29 777 | 1 005 585 | Калуга |
14 | Кемеровская область | 95 725 | 2 742 450 | Кемерово |
15 | Кировская область | 120 374 | 1 319 076 | Киров |
16 | Костромская область | 60 211 | 658 906 | Кострома |
17 | Курганская область | 71 488 | 885 759 | Курган |
18 | Курская область | 29 997 | 1 119 262 | Курск |
19 | Ленинградская область | 83 908 | 1 751 135 | Санкт-Петербург |
20 | Липецкая область | 24 047 | 1 162 235 | Липецк |
21 | Магаданская область | 462 464 | 152 358 | Магадан |
22 | Московская область | 44 379 | 7 048 084 | Москва |
23 | Мурманская область | 144 902 | 780 401 | Мурманск |
24 | Нижегородская область | 76 624 | 3 289 841 | Нижний Новгород |
25 | Новгородская область | 54 501 | 625 855 | Великий Новгород |
26 | Новосибирская область | 177 756 | 2 709 461 | Новосибирск |
27 | Омская область | 141 140 | 1 973 985 | Омск |
28 | Оренбургская область | 123 702 | 2 016 086 | Оренбург |
29 | Орловская область | 24 652 | 775 826 | Орёл |
30 | Пензенская область | 43 352 | 1 368 657 | Пенза |
31 | Псковская область | 55 399 | 661 507 | Псков |
32 | Ростовская область | 100 967 | 4 254 613 | Ростов-на-Дону |
33 | Рязанская область | 39 605 | 1 144 650 | Рязань |
34 | Самарская область | 53 565 | 3 213 289 | Самара |
35 | Саратовская, область | 101 240 | 2 503 305 | Саратов |
36 | Сахалинская область | 87 101 | 493 302 | Южно-Сахалинск |
37 | Свердловская область | 194 307 | 4 315 830 | Екатеринбург |
38 | Смоленская область | 49 779 | 975 188 | Смоленск |
39 | Тамбовская область | 34 462 | 1 075 748 | Тамбов |
40 | Тверская область | 84 201 | 1 334 061 | Тверь |
41 | Томская область | 314 391 | 1 064 245 | Томск |
42 | Тульская область | 25 679 | 1 532 436 | Тула |
43 | Тюменская область | 1 464 173 | 3 510 683 | Тюмень |
44 | Ульяновская область | 37 181 | 1 274 487 | Ульяновск |
45 | Челябинская область | 88 529 | 3 485 272 | Челябинск |
46 | Ярославская область | 36 177 | 1 271 672 | Ярославль |
Автономные округа (4) и автономная область (1)
№ | Автономные округа и область | Площадь (км2) | Население (2013) | Административный центр |
1 | Ненецкий автономный округ | 176 810 | 42 789 | Нарьян-Мар |
2 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 534 801 | 1 584 063 | Ханты-Мансийск |
3 | Чукотский автономный округ | 721 481 | 50 780 | Анадырь |
4 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 769 250 | 541 612 | Салехард |
1 | Еврейская автономная область | 36 266 | 172 671 | Биробиджан |
Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути
Административный район и город
Административный район в 5-уровневой структуре может быть «старше», чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.
В чем состояла реформа центрального управления
Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.
Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.
Сенат и его функции
На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
- Законодательная деятельность
- Распорядительная деятельность
- Судебные функции в стране
- Контрольные функции за другими органами
Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:
- Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
- Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
- Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
- Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
- Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
- Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
«Фактически унитарное государство»
Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.
Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.
Также по теме
«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы
19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…
Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).
Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.
«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.
В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.
Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.
В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.
«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.
- Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
- РИА Новости
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Административно-террит риальные реформы в России: за и против… 2002.
Васильев В.И. Административно-терри ориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления. 2006.
Заяц Д.В. Начало новой административно-терри ориальной реформы? // География. 2000. № 21.
Заяц Д.В. Реформа АТД несвоевременна // География. 2004. № 42
Лагутенко Б.Т. Как обустроить «ассиметричную&q ot; Россию? 2000.
Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству… 2002.
Меликова Н. С «матрешками&quo ; разберутся после выборов. Объединять регионы будет уже новый президент // Независимая газ. 2007. 4 марта.
Положение о порядке решения вопросов административно-терри ориального устройства РСФСР. 1982.
Попов Г.Х. В чем должна заключаться региональная реформа. 2000.
Романов М.Т. Проблемы экономического районирования и административно-терри ориального устройства России в новых условиях // Изв. Рос. акад. наук. Серия географ. 2006. № 3. С. 57-66.
Саломаткин А. С. Административно-терри ориальное устройство Российской Федерации… 1995.
Саломаткин А. С. Административно-терри ориальное устройство Российской Федерации… 1995. С. 175.
Усягин А.В., Шишков М.К. Территориальное управление в России… 2006.
Шишков М.К. Административно-терри ориальное устройство и территориальные основы местного самоуправления… 2004.
Шишков М.К. О лукавых играх с картой России. 2007.
Шишков М.К. О реформе территориального устройства России. 2004.
Шульгина О.В. Административно-терри ориальное деление России в XX веке: историко-географичес ий аспект: 2005.
1территориальное устройство
Российской Федерации… 1995.2 Попов
Г.Х.
В чем должна заключаться региональная
реформа. 2000.3 Лагутенко
Б.Т.
Как обустроить «ассиметричную&q ot; Россию?
2000.4 Романов
М.Т.
Проблемы экономического районирования
и административно-территориального устройства
России в новых условиях // Изв. Рос. акад.
наук. Серия географ. 2006. № 3. С. 57-66.5 Усягин
А.В., Шишков М.К.
Территориальное управление в России…
2006.6 Лагутенко
Б.Т.
Как обустроить «ассиметричную&q ot; Россию?
2000.7 Шишков
М.К.
О лукавых играх с картой России. 2007.8 Исаева
Н. Административно-территориальная
реформа в России: задачи и перспективы.
2007.9 Саломаткин
А. С.
Административно-территориальное устройство
Российской Федерации… 1995. С. 175.10 Шишков
М.К.
Административно-территориальное устройство
и территориальные основы местного самоуправления…
2004.11
Положение о порядке решения вопросов
административно-территориального устройства
РСФСР. 1982.12 Васильев
В.И.
Административно-территориальное устройство
региона и территориальное устройство
местного самоуправления. 2006.13 Шишков
М.К.
О реформе территориального устройства
России. 2004.14 Шульгина
О.В.
Административно-территориальное деление
России в XX веке: историко-географичес ий
аспект: 2005.15 Лужков
Ю.М.
Путь к эффективному государству… 2002.16 Заяц
Д.В.
Начало новой административно-территориальной
реформы? // География. 2000. № 21.17 Заяц
Д.В.
Реформа АТД несвоевременна // География.
2004. № 4218 Меликова
Н. С
«матрешками&qu t; разберутся после выборов.
Объединять регионы будет уже новый президент
// Независимая газ. 2007. 4 марта.19 Административно-территориальные
реформы в России: за и против… 2002. и т.д……………..
Суть реформы
1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:
- Система Губерния – Провинция – Уезд менялась на Губерния – Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
- Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
- Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
- Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
- Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян – суд. Для горожан – магистрат. Для крестьян – расправа.
Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:
- Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
- Публикация и исполнение всех законов.
В целом же структура управления после реформы была следующей.
Административное деление | Управляющий | Особенности |
---|---|---|
Генерал-губернаторство | Генерал-губернатор | Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю. |
Губерния | Губернатор | Получал всю полноту власти в конкретной губернии. |
Город | Городничий | Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом. |
Уезд | Капитан-исправник | Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года. |
Основные органы управления россией по реформе:
- Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
- Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
- Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
- Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
- Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.
Древнерусское государство
В Киевской Руси составные части страны именовались волостями или областями. Каждая из них находилась под управлением князя из династии Рюриковичей. Волости являлись временными владениями, их количество в разное время колебалось от одной до двух десятков — в зависимости от числа членов в правящей династии. В XII веке, с началом периода раздробленности, Русь практически распалась на полтора десятка независимых княжеств, которые стали называться «землями». После Монгольского нашествия число княжеств увеличилось, многие из них подверглись дальнейшему территориальному дроблению.
Соотношение между административным и муниципальным устройством
В России применяется два вида территориального деления:
Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:
Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:
- с точки зрения муниципального деления Москва делится на
- административно Москва делится на:
- 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления
- районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями)
Административно-территориальное устройство
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ, согласно которым большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области). В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского округа. На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами.
По состоянию на 1 января 2010 года субъекты РФ включали: 1868 административных районов, 579 городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения (всего 1099 городов), 328 внутригородских районов, 1295 посёлков городского типа.
Муниципальное устройство
Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.
С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 7 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.