Германия: форма правления, особенности и устройство
Содержание:
- § Список основных политических партий Германии
- Конституция Германской империи 1871 г
- § Роль партий в политической системе Германии
- Подготовка к объединению
- Милитаризация государства
- Государственное устройство
- § Политическое устройство Германии
- Новая Конституция: основные тезисы
- § Федеральные министерства Германии
- Политический режим
- § Германия — социальное государство
§ Список основных политических партий Германии
Далее на странице представлен полный список основных политических партий Германии, принимавших участие в выборах в Бундестаг в 2021 году. Перевод названий партий на русский язык не является официальным переводом соответствующей партии или какого-либо органа власти.
- Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)Христианско-демократический союз Германии (ХДС)
- Sozialdemokratische Partei Deutschlands (SPD)Социал-демократическая партия Германии (СДПГ)
- Die LinkeЛевые
- Bündnis 90/Die GrünenАльянс 90 / Зеленые
- Christlich-Soziale Union in Bayern e.V. (CSU)Христианский социальный союз в Баварии
- Freie Demokratische Partei (FDP)Свободная демократическая партия (СвДП)
- Alternative für Deutschland (AfD)Альтернатива для Германии
- Piratenpartei DeutschlandПиратская партия Германия
- Nationaldemokratische Partei Deutschlands (NPD)Национально-демократическая партия Германии (НДП)
- Freie WählerСвободные избиратели
- Partei Mensch Umwelt Tierschutz (Tierschutzpartei)Партия окружающей среды и защите животных (Партия защиты животных)
- Ökologisch-Demokratische Partei (ÖDP)Экологическая демократическая партия
- Partei für Arbeit, Rechtsstaat, Tierschutz, Elitenförderung und basisdemokratische Initiative (Die Partei)Партия инициативы труда, правового государства, защиты животных, поддержки элиты и основ демократии
- Bayernpartei (BP)Баварская партия
- Ab jetzt…Demokratie durch Volksabstimmung; Politik für die Menschen (Volksabstimmung)Теперь … демократия через народный референдум; политика для людей
- Marxistisch-Leninistische Partei Deutschlands (MLPD)Марксистско-ленинская партия Германии
- Bürgerrechtsbewegung Solidarität (BüSo)Солидарность, движение за гражданские права
- „Sozialistische Gleichheitspartei, Vierte Internationale“ (SGP)»»Партия Социалистического равенства, четвертый интернационал
- Allianz für Menschenrechte, Tier- und Naturschutz (Tierschutzallianz)Альянс за права людей, охрану животных и природы (Альянс по защите животных)
- „bergpartei, die überpartei“; ökoanarchistisch-realdadaistisches sammelbecken (B*)»Горная партия, верхняя партия»; Экологически-анархистско-реально-дадаистический резервуар
- Demokratie in Bewegung (DiB)Демократия в движении
- Deutsche Kommunistische Partei (DKP)Коммунистическая партия Германии
- Die Grauen — Für alle GenerationenСерые — для всех поколений
- „Die Urbane. Eine HipHop Partei“ (du.)»Городские. Хип-хоп партия»
- Magdeburger Gartenpartei; ökologisch, sozial und ökonomisch (MG)Магдебургская садовая партия; экологическая, социальная и экономическая
- Menschliche Welt; für das Wohl und Glücklich-Sein allerГуманный мир; благополучие и счастье для всех
- Partei der HumanistenПартия гуманистов
- Partei für GesundheitsforschungПартия исследования здоровья
- Partei für Veränderung, Vegetarier und Veganer (V-Partei3)Партия за изменение, вегетарианцев и веганов
- Bündnis C — Christen für DeutschlandАльянс С — христиане за Германию
- Familien-Partei DeutschlandsГерманская партия семьи
- Unabhängige für bürgernahe DemokratieНезависимые за гражданскую демократию
- Basisdemokratische Partei Deutschland (dieBasis)
- Bürgerbewegung für Fortschritt und Wandel (BÜRGERBEWEGUNG)
- DER DRITTE WEG (III. Weg)
- diePinken/BÜNDNIS21 (BÜNDNIS21)
- Europäische Partei LIEBE (LIEBE)
- Liberal-Konservative Reformer (LKR)
- Partei des Fortschritts (PdF)
- Partei für Kinder, Jugendliche und Familien (LfK)
- Südschleswigscher Wählerverband (SSW)
- Team Todenhöfer – Die Gerechtigkeitspartei (Team Todenhöfer)
- Volt Deutschland (Volt)
- DIE SONSTIGEN (sonstige)
- Graue Panther
- Klimaliste Baden-Württemberg (KlimalisteBW)
- Thüringer Heimatpartei (THP)
Конституция Германской империи 1871 г
Новоиспеченной империи (540 тыс. км2, 41 млн. человек населения) для придания законности требовалось соответствующее конституционное оформление.
3 марта 1871 г. состоялись выборы в первый германский рейхстаг, а 14 апреля принята Конституция (в основу которой была положена конституция Северогерманского союза). Конституция состояла из 78 статей.
Конституция предусматривала создание союза, именуемого Германская империя, в состав которого входило 22 государственных образования и 3 вольных города (Любек, Бремен и Гамбург). Главой Союза считался кайзер (по совместительству король Пруссии и президент Союза). Полномочия у императора Германской империи по Конституции были достаточно разнообразны:
- глава исполнительной власти;
- назначение главы правительства (канцлера) и должностных лиц;
- руководство вооруженными силами страны;
- представительство страны на международной арене;
- объявление войны и заключение мира (с согласия Союзного совета-бундесрата);
- открытие и закрытие заседаний Союзного совета и рейхстага;
- право «разработки и публикации» имперских законов и надзора за их исполнением.
Президент осуществлял часть своих полномочий через имперского канцлера (Бисмарк занимал этот пост до 1890 г.).
Законодательная власть принадлежала рейхстагу и Союзному совету (бундесрат), который фактически являлся верхней палатой и обладал законодательной инициативой. Бундесрату также предоставлялась часть исполнительных функций (отступление от принципа разделения властей).
Можно сделать вывод, что Германская империя — дуалистическая монархия по форме правления (хотя о монархическом правлении в Конституции не упоминалось, использовали термины «президентство» и «союз»).
По форме государственного устройства Германская империя была федерацией (со значительными чертами унитаризма) — очень широкие полномочия федеральных органов:
- дела, касающиеся свободы передвижения, определение гражданства, вопросы переселения в иностранные государства;
- установление налогов;
- определение системы мер, весов, денежной единицы;
- банковское дело, патенты, авторское право;
- охрана германской торговли за рубежом, железные дороги и иные пути сообщения;
- почта и телеграф.
Отличительная особенность германского федерализма — преобладание и особая роль Пруссии. Как писал К. Маркс: «Превращение Германии в Великопруссию». В частности, президент Союза — прусский король, канцлер — пруссак, в Союзном совете 17 голосов (из 58 человек) — представители Пруссии. Перечисленные факты объясняются тем, что Пруссия в рассматриваемый период являлась самым крупным и могущественным германским государством в Союзе.
Конституция 1871 г. ограничила избирательное право (хотя формально оно было всеобщим), вводила возрастной ценз — 25 лет; право голосовать предоставлялось мужчинам; избирательного права лишались военнослужащие, недееспособные, лица, получающие пособие по бедности, и несостоятельные должники.
Также необходимо отметить одну примечательную особенность Конституции — отсутствие раздела о правах и свободах немцев.
Вместе с тем принятие Конституции 1871 г. способствовало объединению Германии, политическому и социально-экономическому развитию страны.
§ Роль партий в политической системе Германии
Политические партии — это объединения граждан, которые длительное время оказывают влияние на политическое сознание людей и участвуют или стремятся к участию в Бундестаге Германии или земельных парламентах.
Политические партии играют большую роль в политике ФРГ, они во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В Конституции Германии говорится, что политические партии содействуют формированию политической воли граждан страны и могут свободно создаваться гражданами страны. Как Конституция (Основной закон), так и закон о политических партиях ФРГ (нем. Parteiengesetz) определяют основные положения устройства, деятельности, а также отчетности политических партий (ссылки ниже на странице).
В частности, политические партии в Германии имеют следующий круг задач:
- Разработка программы партии, в которой отражены ее цели;
- Выдвижение своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и в федеральных землях;
- Влияние на формирование общественного мнения и воли народа;
- Поддержка граждан в политической жизни;
- Влияние на политику в парламенте и правительстве страны.
В Германии действует принцип равноправия в отношениях государства с политическими партиями, это означает, что государственные органы власти одинаково обращаются со всеми политическими партиями, обеспечивая свободную конкуренцию партий.
Подготовка к объединению
Существовало два варианта того, как объединить страну. В первом случае акцент предлагалось сделать на демократическую революцию, что способствовало бы приходу к власти народа, установлению демократии как основного механизма управления государством. Для этого надо было бы от власти отстранить помещиков и короля, отказаться от экономической эксплуатации, как формы получения денег и налогов для пополнения казны.
Второй вариант предусматривал подавление движений рабочих, проведение завоеваний во главе с Пруссией. Ее правители и помещики должны были бы силой взять власть во всей Германии, соединив все земли под прусской короной. Как показало время, выбор пал на второй вариант. Связано это было с тем, что ко второй половине 19 в. Пруссия сформировала сильную армию, укрепилась экономически и политически, демонстрировала положительные тенденции в промышленности и сельском хозяйстве.
В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих-Вильгельм Четвертый, место которого занял Вильгельм Первый. Он быстро понял, что государство имеет все шансы начать войну за объединение страны. Поэтому Вильгельм перевооружил армию, сделал новым канцлером Пруссии Отто фон Бисмарка. Этот человек стал центром объединения, идеологом создания единого германского государства.
Новый канцлер и король действовали в одной связке, стремясь приложить все силы, чтобы объединить страну. Так появилась политика «железом и кровью», тезисы которой были озвучены во время заседания парламента в 1862 г. Бисмарк ставку делал не на конституцию и конституционные порядки, а на укрепление армии в стране. Поддержку политики Бисмарка обеспечивали крупные промышленники, помещики и капиталисты.
Важным событием на пути объединения страны стало создание Северогерманского союза, во главе которого стояла Пруссия. Его создание стало возможным после того, как Пруссия в 1868 г. получила победу в краткой войне с Австрией. Спасти это государство от полного разорения и подчинения смог именно Бисмарк, который убедил Вильгельма Первого в том, что Австрия должна быть союзником, а не рабом. За это австрийским правителям пришлось отдать Венецию Италии, а Пруссии выплатить контрибуцию.
Несмотря на победу в войне, все еще открытым оставался вопрос, каким методом лучше объединять Германию. Проблема состояла в том, что рабочие в Пруссии и других германских государствах стали добиваться политических прав, быстро сформировали мощную политическую силу, самоорганизовывались для избавления от власти помещиков.
В 60-х гг. ХIХ века в Германии насчитывалось много ремесленников, а не рабочих на заводах и фабриках. Это мешало развиваться рабочему движению, эффективной работе на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. У работников были ужасные условия труда:
- Отсутствие социальной защиты.
- 15-часовой рабочий день.
- Отсутствие перерывов на обед.
- Ужасные условия работы в помещениях, которые не проветривались, не отапливались.
- Низкий уровень оплаты труда.
- Низкий уровень образования и письменности среди работников предприятий.
Работники поднимали восстания время от времени, добиваясь незначительных уступок для себя, но этого было мало, чтобы стать движущей силой в борьбе за объединение. Попыткой выступить против политики «железа и крови» стал союз рабочих, созданных в Саксонии. Его возглавили Либкнехт и Бебель, которые открыто выступали против правления канцлера Бисмарка. Они долго оттягивали возможность создания партии, способной выступить открыто против правительства и позиции министра. Из-за этого в Германии рабочее движение было слабым, не способным противостоять Бисмарку и его окружению. Историки считают, что если бы у немецких работников была бы боевая политсила, деятельность которой основывалась бы на продуманной программе экономических, социальных и политических преобразований, то объединение страны пошло бы по другому пути.
Но такой социальной базы у Бебеля и Либкнехта не было, поэтому руководящая роль в процессе сбора немецких земель перешла к Отто фон Бисмарку. Это не была «воля случая», а обстоятельства, сложившиеся в стране в ходе исторического развития.
Милитаризация государства
Установление нового право-государственного уклада нацистской диктатуры шло параллельно с усилением милитаристских черт всего государства. Это было не только предопределено идейными лозунгами нацистской партии: требованием пересмотра Версальского договора, аннулирования итогов Первой мировой войны, создание собственных вооруженных сил. Военная структура в наилучшей степени соответствовала антидемократическим, антипарламентарным принципам нового государства вообще.
В 1935 г. правительство Гитлера восстановило в стране всеобщую воинскую повинность – для мужчин от 18 до 45 лет. Срок воинской службы был определен в 1, затем в 2 года. Ко времени Второй мировой войны Германия сформировала одну из самых мощных и многочисленных армий, содержание и подготовка которой отнимала до 1/2 государственных финансов и национального продукта.
Армия была для нацистского государства не только инструментом внешней политики. Согласно принятому в 1936 г. особому указу Гитлера допускалось использование армией оружия во внутренних конфликтах (однако оговаривалась очередность применения видов оружия и конкретные условия такого применения).
Милитаризация государства была тесно взаимосвязана с изменением характера внешнеполитических действий Германии. Ориентация на постоянную войну, подготовка армии и населения к войне предопределили сравнительно безболезненное и даже воспринятое внутри страны с воодушевлением развязывание Германией Второй мировой войны. На первом этапе войны (1939-1941 гг.) после успешных военных действий в состав империи были включены 12 европейских государств, где проживали более 260 млн. чел. Стремление отстоять господство в Европе, распространить доминирование Германии за пределы европейского континента подтолкнуло правительство Гитлера к войне сначала с Великобританией, затем с СССР (1941-1945 гг.), которая завершилась колоссальными человеческими жертвами как для германского народа, так и для вовлеченных в войну народов 61 государства.
Государственное устройство
ГДР является симметричной федерацией с парламентско-президентской формой правления. Она была выбрана благодаря фактической невозможности установления при ней личной власти и как гарантия сохранения демократии.
Выборы проводятся по мажоритарной системе простого большинства. Парламент состоит из двух частей — «Народной палаты» и «Республиканского Собрания», являющихся соответственно нижней и верхней палатами. Партия, набравшая большинство на выборах в Палату, формирует правительство и поддерживает его работу. Палата занимается непосредственным процессом законотворчества; Собрание следит за конституционностью принимаемых законов и представляет интересы регионов в системе государственной власти. Народная палата переизбирается раз в пять лет.
Президент, будучи главой государства, занимается в основном внешней политикой и представлением Германии на международной арене. Также он по традиции возглавляет вооруженные силы страны. Формально считаясь начальником канцлера, фактически он никак не может воздействовать на повседневную работу аппарата правительства. Президент выбирается раз в пять лет на прямых и равных выборах.
Федеральный канцлер же непосредственно управляет государством; на его плечах лежит дальнейшее развитие Германии. Он как и президент может проводить встречи на высшем дипломатическом уровне; руководит работой правительства; проводит в жизнь законы, принятые парламентом. Канцлер ответственен как перед парламентом, так и перед президентом; последний может запросить у парламента его отставку, если сосчитает это необходимым для блага государства и народов, его населяющих.
Список президентов
# | Изображение | Имя | Начало полномочий | Конец полномочий | Партия |
---|---|---|---|---|---|
1 | Альфред Гугенберг. | 3 июня 1943 | 1 января 1950 | «Немецкое возрождение». | |
2 | Эрих фон Манштейн. | 1 января 1950 | 1 января 1960 | Немецкая консервативная партия. | |
3 | Франц фон Папен. | 1 января 1960 | 1 января 1965 | Немецкая консервативная партия. | |
4 | Герберт Фрам. | 1 января 1965 | 1 января 1975 | Социал-демократическая партия Германии. | |
5 | Гельмут Шмидт. | 1 января 1975 | 1 января 1980 | Социал-демократическая партия Германии. | |
6 | Фридрих Бюлов. | 1 января 1980 | 1 января 1990 | Немецкая консервативная партия | |
7 | Зигмунд Бекштайн. | 1 января 1990 | 1 января 1995 | Свободно-демократическая партия | |
8 | Юрген Кюнаст. | 1 января 1995 | 1 января 2000 | Немецкая консервативная партия | |
9 | Юлия Гешоннек. | 1 января 2000 | 1 января 2010 | Социал-демократическая партия Германии | |
10 | Ганс Зибель. | 1 января 2010 | Настоящее время. | Свободно-демократическая партия |
Список канцлеров
# | Изображение | Имя | Начало полномочий | Конец полномочий | Партия |
---|---|---|---|---|---|
1 | Фридрих Паулюс. | 4 июня 1943 | 4 января 1946 | Беспартийный. | |
2 | Ганс Глобке. | 4 января 1946 | 2 января 1965 | Немецкая консервативная партия. | |
3 | Иоаган Бальке. | 2 января 1965 | 18 июля 1977 | Социал-демократическая партия Германии. | |
4 | Людвиг Кроне. | 18 июля 1977 | 2 января 1990 | Социал-демократическая партия Германии. | |
5 | Ханс Бергман. | 2 января 1990 | 2 января 2000 | Немецкая консервативная партия. | |
6 | Вальтер Дипген. | 2 января 2000 | 2 января 2005 | Социал-демократическая партия Германии. | |
7 | Клаус Бомёр. | 2 января 2005 | 2 января 2010 | Социал-демократическая партия Германии. | |
8 | Франк-Вальтер Мронц. | 2 января 2010 | Настоящее время. | Свободно-демократическая партия. |
§ Политическое устройство Германии
Страна Германия является федеративной республикой: в ее состав входят 16 федеральных земель, обладающих политической самостоятельностью во внутренней политике, при этом оставаясь в политических и юридических границах самого государства или федерации. Таким образом политическая система Германии включает в себя федеративный и региональный уровень, каждый из которых имеет свою систему законодательной, исполнительной и судебной власти.
Германия является демократическим государством, имеющим развитую правовую и социальную системы. Основным законом страны является Конституция Германии, определяющая основы и устройство правовой и политической систем страны, определяя основные права живущих в Германии людей, данные основные права не могут быть нарушены никаким политическим органом или лицом.
Подробнее о политическом устройстве Германии:
- Политическая система и устройство Германии
- Органы власти в Германии, структура власти
- Выборы президента, канцлера и парламентские выборы в Германии
- Политические партии Германии, в Бундестаге, правящие партии
- Внутренняя, внешняя и европейская политика Германии
- Все национальные символы Германии
Новая Конституция: основные тезисы
В январе 1871 г. Германия стала империей, а спустя четыре месяца рейхстаг принял новую Конституцию. Она утвердила новый принцип устройства государства, определила полномочия императора и канцлера.
Бундесрат и рейхстаг имели право принимать законы. Для этого нужно было получить большинство голосов в каждой палате
Основное внимание парламента уделял законам в налоговой, таможенной, торговой, денежной сферах. Кроме того, палаты занимались унификацией систем мер и весов, правил и принципов работы судов, гражданского и уголовного права, банковской системы, транспорта, связи
В ведомстве парламента находились военные законы и внешняя политика, отношения с другими государствами.
Была введена конституционная монархия.
В состав Бундесрата входили представители от всех немецких государств. Их назначали правительства каждого из государственных объединений. Количество представителей определяла Конституция. Всего в Верхней палате было 58 человек. От Пруссии было 17 представителей, от Баварии – 6, по четыре представителя давали Вюртемберг и Саксония, по три человека предоставляли Гессен и Баден, по одному – от остальных членов немецкого государства.
Верхней палате по Конституции были положены и множество исполнительных функций В частности, представители Бундесрата могли назначать чиновников по всей империи, принимать решение о том, чтобы принудить членов Германского союза выполнять конституционные права и обязанности.
Германия превратилась в федеративное государство.
Государство возглавил император Вильгельм Первый.
Законодательную власть отдали двухпалатному парламенту. Верхняя палата называлась Бундесрат или Союзный совет, нижняя – рейхстаг.
Исполнительная власть принадлежала императору, который считался главной Германии. Он имел право заниматься всеми вопросами внешней и внутренней жизни государства, в том числе контролировал работу парламента, досрочно его распускал, подписывал договора с другими государствами, следил за выполнением законов. Именно император назначал федерального канцлера, которым на 1871 г. был Бисмарк.
Рейхстаг сначала выбирали на три года, а с конца 1880-х гг. – на пять лет. Представителей сюда выбирали на всеобщих и прямых выборах. Голосование было тайным.
Социальной базой и поддержкой монархии были представители высшего дворянства (юнкера и крупная буржуазия).
Должность канцлера была престижной и очень желаемой. Министр мог отчитываться только перед императором, который и осуществлял над ним полный контроль. Функционал полномочий канцлера был очень широким. Бисмарк в то время издавал множество постановлений, указов и распоряжений. Его подпись стояла на всех документах, издаваемые императором Вильгельмом Первым.
§ Федеральные министерства Германии
Федеральный канцлер выбирает для своего кабинета федеральных министров; каждый министр является главой министерства, отвечающего за решение определенного круга задач в согласии с директивами федерального канцлера. Всего в Германии 14 федеральных министерств. Далее в таблице представлены названия государственных министерств на русском и немецком языке, а также круг их основных задач.
Таблица 2. Министерства Германии
Название министерства | Сокращение | Круг задач министерства |
---|---|---|
Министерство финансовFinanzen | BMF | Налоги, денежные пособия, пенсии |
Министерство внутренних дел, строительства и родиныInnern, für Bau und Heimat | BMI | Внутренняя безопасность страны, полиция, армия, миграция, интеграция, спорт, религия, единство нации |
Министерство иностранных делAuswärtiges Amt | AA | Внешняя политика, Европейская политика |
Министерство экономики и энергетикиWirtschaft und Energie | BMWi | Экономика и энергетика, телекоммуникации, почта, железные дороги |
Министерство юстиции и защиты прав потребителейJustiz und Verbraucherschutz | BMJV | Права, законодательство, защита потребителей |
Министерство труда и социальных вопросовArbeit und Soziales | BMAS | Трудовое право, трудоустройство, образование, пенсионеры, инвалиды, социальная защищенность |
Министерство обороныVerteidigung | BMVg | армия, оружие, защита страны, поддержка других государств во время конфликтов |
Министерство питания и сельского хозяйстваErnährung und Landwirtschaft | BMEL | Продукты питания, сельское хозяйство, безопасность продуктов питания, защита потребителей |
Министерство семьи, пожилых, женщин и молодежиFamilie, Senioren, Frauen und Jugend | BMFSFJ | Семья, пожилые, женщины, молодежь, благотворительная помощь, волонтеры |
Министерство здоровьяGesundheit | BMG | Врачи, больницы, пациенты, лечение, реабилитация, медицинское страхование, страхование на случай потребности в уходе, предупреждение болезней, зависимостей |
Министерство транспорта и цифровой инфраструктурыVerkehr und digitale Infrastruktur | BMVI | транспорт, транспортировка людей, грузов и данных, правила и безопасность дорожного движения, дороги, Интернет |
Министерство окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасностиUmwelt, Naturschutz und nukleare Sicherheit | BMU | защита окружающей среды, защита граждан от радиации, климат |
Министерство образования и исследованийBildung und Forschung | BMBF | образование, наука, международный обмен |
Министерство экономического сотрудничества и развитияWirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung | BMZ | Помощь бедным странам, взносы в фонды развития, сотрудничество и поддержка партнерских стран |
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
§ Германия — социальное государство
Германия является социальным государством, это значит, что государства направлена на то, чтобы справедливо распределять социальные блага в целях обеспечения всем гражданам своей страны достойного уровня жизни и разносторонней поддержки тем, кто оказался в особенном чрезвычайном положении; борьба с бедностью и социальной изоляцией является одной из приоритетных задач государства.
Система социальной защищенности в Германии основана в первую очередь на обязательном социальном страховании всех граждан по принципу солидарности: все застрахованные платят одинаковые ставки в социальные фонды, независимо от потребности в социальной помощи или защищенности. Следующие элементы социальной системы Германии обеспечивают исполнение целей и задач социального государства:
- Пенсионное страхование в Германии;
- Медицинское страхование;
- Страхование от несчастных случаев;
- Страхование на случай потребности в уходе в Германии;
- ;
- Социальная помощь, социальные пособия в Германии;
- Налоговые льготы в заработной плате;
- Система возмещений и компенсаций;
- Помощь и поддержка в трудоустройстве;
- и некоторые другие.