Субъекты и регионы российской федерации

Конституционный строй

Не меньшее значение, чем политическое устройство России, имеет её конституционный строй. Согласно Конституции, источником власти в РФ является народ данного государства. Он делегирует определенные полномочия властным органам.

Социально-политическое устройство России также определяет Конституция. Согласно её статьям, РФ — социальное государство, которое гарантирует своим гражданам условия для достойной жизни и выражения своих свобод.

В Конституции Россия также обозначена светским государством, в котором религия и государственная власть отделены друг от друга. Также декларируется равенство всех религий и религиозных объединений перед буквой закона.

Также Конституция гарантирует свободу слова и мнений, отсутствие обязательной государственной идеологии и наличие плюрализма, то есть функционирование политических партий различной идеологической направленности.

Данные положения Конституции полностью соответствуют общим международным правам и свободам человека.

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Области Российской Федерации (46)

Области Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Амурская область 361 913 816 910 Благовещенск
2 Архангельская область 589 913 1 202 295 Архангельск
3 Астраханская область 49 024 1 013 840 Астрахань
4 Белгородская область 27 134 1 540 985 Белгород
5 Брянская область 34 857 1 253 666 Брянск
6 Владимирская область 29 084 1 421 742 Владимир
7 Волгоградская область 112 877 2 583 002 Волгоград
8 Вологодская область 144 527 1 196 196 Вологда
9 Воронежская область 52 216 2 330 377 Воронеж
10 Ивановская область 21 437 1 048 961 Иваново
11 Иркутская область 774 846 2 422 026 Иркутск
12 Калининградская область 15 125 954 773 Калининград
13 Калужская область 29 777 1 005 585 Калуга
14 Кемеровская область 95 725 2 742 450 Кемерово
15 Кировская область 120 374 1 319 076 Киров
16 Костромская область 60 211 658 906 Кострома
17 Курганская область 71 488 885 759 Курган
18 Курская область 29 997 1 119 262 Курск
19 Ленинградская область 83 908 1 751 135 Санкт-Петербург
20 Липецкая область 24 047 1 162 235 Липецк
21 Магаданская область 462 464 152 358 Магадан
22 Московская область 44 379 7 048 084 Москва
23 Мурманская область 144 902 780 401 Мурманск
24 Нижегородская область 76 624 3 289 841 Нижний Новгород
25 Новгородская область 54 501 625 855 Великий Новгород
26 Новосибирская область 177 756 2 709 461 Новосибирск
27 Омская область 141 140 1 973 985 Омск
28 Оренбургская область 123 702 2 016 086 Оренбург
29 Орловская область 24 652 775 826 Орёл
30 Пензенская область 43 352 1 368 657 Пенза
31 Псковская область 55 399 661 507 Псков
32 Ростовская область 100 967 4 254 613 Ростов-на-Дону
33 Рязанская область 39 605 1 144 650 Рязань
34 Самарская область 53 565 3 213 289 Самара
35 Саратовская, область 101 240 2 503 305 Саратов
36 Сахалинская область 87 101 493 302 Южно-Сахалинск
37 Свердловская область 194 307 4 315 830 Екатеринбург
38 Смоленская область 49 779 975 188 Смоленск
39 Тамбовская область 34 462 1 075 748 Тамбов
40 Тверская область 84 201 1 334 061 Тверь
41 Томская область 314 391 1 064 245 Томск
42 Тульская область 25 679 1 532 436 Тула
43 Тюменская область 1 464 173 3 510 683 Тюмень
44 Ульяновская область 37 181 1 274 487 Ульяновск
45 Челябинская область 88 529 3 485 272 Челябинск
46 Ярославская область 36 177 1 271 672 Ярославль

Автономные округа (4) и автономная область (1)

Автономные округа и область Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Ненецкий автономный округ 176 810 42 789 Нарьян-Мар
2 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 534 801 1 584 063 Ханты-Мансийск
3 Чукотский автономный округ 721 481 50 780 Анадырь
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 612 Салехард
1 Еврейская автономная область 36 266 172 671 Биробиджан

Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути

Актуальный перечень

Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:

  • Границы ЦФО сюда входят численно 17 областей. Их центрами, а точнее столицами являются города Белгород, Ярославль, Брянск, Тверь, Тула, Тамбов, Смоленск, Орел, Курск, Рязань, Москва, Кострома, Владимир, Иванов, Калуга, Воронеж, Курск, Липецк. Причем, город Москва является, как самостоятельным образованием в виде города федерального значения, так и дал название одноименной области – Московской, которая входит самостоятельным территориальным образованием.
  • В Южный федеральный округ (ЮФО) объединены следующие кавказские республики – Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чечни, а также, Крым. Помимо этого, в этой территориальной структуре объединился Краснодарский, Ставропольский края. Помимо этого, здесь присутствуют еще и 3 области – Астраханская, Волгоградская и Ростовская.
  • К Северо-западному ФО (СЗФО) относятся – республики Коми и Карелия, а также в состав входя территории следующих областных единиц – Псковской, Мурманской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской, Калининградской, Архангельской. А также еще и Ненецкий АО.
  • В Уральском ФО (УРФО) объединены территории Курганской, Тюменской, Челябинской и Свердловской обл. А также сюда входит Ханты-Мансийский АО – Югра и ЯНАО.
  • В Приволжском ФО объединили территории Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии в виде республик. А также Кировской, Оренбургской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Ульяновской обл. в комбинации с Пермским краем.
  • Территория Дальневосточного ФО объединила республику Саху, Камчатского, Хабаровского, Приморского краевых единиц. В качестве областей сюда вошли – Амурская, Сахалинская, Магаданская и кроме них Еврейская АО и Чукотский АО.
  • СФО объединяет территории Алтая, как республики, так и одноименного областного образования. Помимо этого, сюда включена Бурятия, Тыва, Хакасия в виде республиканских образования. Помимо них сюда входит Красноярский край. Также из областей – Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Читинская, Томская и Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский АО.
  • И 3 города фед.значения.

Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ

РФ, как и другие федерации, единое, а не союзное государство. Следовательно, республики, которые находятся в ее составе, не могут подписывать межгосударственные договора с ней на равных с зарубежными странами основаниях. Другое дело — двусторонние и многосторонние соглашения РФ и субъектов ее о распределении между ними полномочий. Договор от 31.03.1992 г. является именно таким соглашением. Он разграничивает полномочия и предметы ведения между федеральными органами и органами суверенных республик, находящихся в составе РФ. При этом формальное равенство всех субъектов обеспечивается тем, что у них есть признаки, общие для всех. К ним относятся следующие.

1. Административно-территориальное деление России характеризуется тем, что как в целом государство, так и субъекты (государствоподобные образования) имеют собственное население и территорию, на которой они проживают. Территория РФ включает земли отдельных регионов. Федерация при этом не имеет права менять по собственному усмотрению границы субъектов. Это можно сделать лишь с их взаимного согласия.

2. У субъектов есть свой высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).

3. У них имеется свой законодательный орган.

4. У субъектов есть право принимать собственные законы, которые действуют на их территории, если они не противоречат общефедеральным и Конституции РФ.

5. У них имеется своя система исполнительной власти и их главы — высшие должностные лица (президент — в республиках, губернатор — в областях, мэр — в городах федерального значения).

6. У субъектов есть собственные судебные органы, которые призваны защищать их статус.

7. Они обладают особыми формальными признаками. Центром субъекта является город (административный центр — в областях, столица — в республиках). У субъектов есть государственная символика (гимн, герб, флаг). Ниже представлен флаг Ярославской области.

РСФСР

После создания РСФСР, на её территории начали появляться первые национальные образования — автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области (АО) и национальные (впоследствии — автономные) округа (НО). Первые АССР образовывались чаще всего из губерний с преимущественным национальным населением, в дальнейшем в АССР преобразовывались соответствующие АО. АО и НО образовывались из части территории с преимущественным национальным населением с сохранением «родительской» территории.

С 1923 года по 1929 год была проведена реформа по укрупнению регионов, в результате чего к 1930 году все губернии и области РСФСР были объединены в 7 краёв, 6 областей и 8 АССР, в состав краёв и областей также входили АО и НО.

Начиная с 1930 года начался обратный процесс — разукрупнение регионов. В итоге, к 1959 году на территории РСФСР сформировалось территориальное деление, просуществовавшее без учёта номенклатурных изменений до 1992 года.

В период существования РСФСР изменялся и её территориальный состав. Так, в 1924 году из РСФСР были выведены территории современных Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в марте 1924 и декабре 1926 года части Витебской (с г. Витебском), Смоленской (с г. Оршей), Гомельской губернии (с г. Гомелем) губерний были переданы в состав Белорусской ССР, в 1936 году — Казахстана и Киргизии, в 1940 году была выведена Карело-Финская ССР, в 1944 году в состав Грузинской ССР были переданы ряд районов упразднённых Чечено-Ингушской АССР и Карачаевской автономной области, а в 1954 году в состав Украинской ССР был передан Крымский полуостров. В свою очередь, к РСФСР были присоединены территории Салла — Куусамо и часть полуострова Рыбачий из состава Финляндии (1940), в 1944 году в состав РСФСР вошла территория современной республики Тыва (была независимой Тувинской Народной Республикой), Карельский перешеек, который в 1940 году был уступлен Финляндией и включён в состав Карело-Финской ССР, также из состава Финляндии была включена территория Петсамо (включена в состав Мурманской области), из состава Латвийской ССР был передан Пыталовский район (ныне в составе Псковской области), в 1945 году в состав РСФСР вошли территории Калининградской области (была частью Германии), части Сахалинской области (Южный Сахалин и Курильские острова входившие в состав Японии), из состава Эстонской ССР были переданы Ивангород (вошёл в состав Ленинградской области) и Печоры (включены в состав Псковской области), в 1955 году Клухорский район был возвращён из состава Грузинской ССР, в 1956 году в состав РСФСР была возвращена Карелия, в 1957 году из состава Грузинской ССР (после реабилитации депортированных кавказских народов) были возвращены части Душетского района и Казбегского района.

3 февраля 1947 года частью РСФСР стал Сектор Янискоски — Нискакоски, до передачи СССР являвшийся частью Финляндии.

Формирование особого типа города

Выполнение многообразных
обязанностей крупного административного центра
способствовало быстрому росту и комплексному
развитию городов. Показательно, что в России
административный центр, возглавляющий
республику, край, область, — это обязательно
(исключения единичны) большой город. В XIX в.
картина была совершенно иная. Данные о
распределении по числу жителей: а) губернских
и областных центров (на территории РФ) в 1897 г. и
б) республиканских, краевых и областных
центров в 2000 г. — приводятся на с. 14.

В результате разностороннего развития
и значительного роста административных центров
сложился особый тип городов, обладающих
своеобразной функциональной структурой и
занявших стратегические точки в отраслевой и
территориальной структурах хозяйства России. Их
характерные черты кратко можно обрисовать
следующим образом.

— Первенствующие города своих
регионов, занимающие вершины городской иерархии,
— это прежде всего большие города, результат
последовательно нараставшего усложнения
деятельности, весьма динамичные и в развитии, и в
функционировании.

— Многофункциональные города,
представляющие собой концентрацию разнообразия,
с очень широким спектром деятельности.

— Сочетающие роль региональной
столицы
, активно взаимодействующей с
подшефной территорией, и отраслевого лидера
в тех или иных сферах народного хозяйства.

— Обладающие развитым третичным
сектором экономики
и блоком культуры, науки,
высшего образования
, то есть сочетанием тех
видов деятельности, которые в совокупности с
прогрессивными отраслями промышленности
формируют активную творческую среду города,
делают его лабораторией нового.

— Занимающие ключевое место
главных узлов в опорном каркасе расселения
,
организаторов территориально-хозяйственной и
территориально-культурной интеграции районов
России.

В течение столетий губернские города,
несомненно возвышавшиеся (исключения крайне
редки) над другими городами своих губерний и
сосредоточивавшие значительную, часто
подавляющую часть городского населения, в то же
время имели весьма скромную долю, в среднем около
3%, в общей численности населения своей губернии.

Столетие спустя картина кардинально
изменилась. Сейчас административные центры
субъектов РФ в совокупности сосредоточивают
одну треть населения России, а в некоторых
областях их доля в населении превышает 50%. Максим
Горький когда-то говорил, что Россия — страна
уездная. Теперь можно сказать, что Россия —
страна областная.

Динамика городов — административных центров
высокого порядка, траектория их экономического,
социального, культурного развития, рост числа
жителей и размеров территории, нарастающее
разнообразие деятельности, наличие блока
прогресса — генератора новаций, сочетание
отраслевого и территориального, материального и
духовного начал, возрастание потенциала,
особенно интеллектуального, — все это
показывает очень полно результаты урбанизации,
ее успехи (и изъяны также), основные свойства и
особенности. Рассматриваемые города надо
считать зеркалом российской урбанизации, важным
средством происшедшей в XX в. модернизации
страны и локомотивами ожидаемого нашим народом
подъема.

Распределение административных
центров по людности

1897 г.

Население, тыс. жителей

менее 10

10—20

20—50

50—100

Более 100

Более 1 000

Число городов

12

4

21

13

4

2

01.01.2000 г.

Население, тыс. жителей

менее 100

100—250

250—500

500—1 000

1 000—3 000

5 000—10 000

Число городов

3

15

28

18

10

2

* См.: С.А. Тархов. Изменение
административно-территориального деления
России за последние 300 лет//География, № 15, 21, 28/2001.
** Б.Б. Родоман. Территориальные ареалы и
сети. — М.,1999, с. 154.
*** Из числа субъектов РФ здесь исключены
Москва, Петербург и все автономные округа.
**** Он стал центром губернии с 1710 г.***** Заштатный город не выполнял роль
уездного центра; перевод «за штат» можно считать
серьезным предупреждением о неполном служебном
соответствии.
****** В конце XIX в. колыванские богатые
купцы сделали попытку обеспечить своему городу
экономический подъем. Они добивались, чтобы мост
через Обь строился близ Колывани. Но изысканиями
были выявлены преимущества строительства моста
там, где позже возник город Новониколаевск
(Новосибирск), и старания Колывани успеха не
имели.

Екатерининские губернии

Реформа Екатерины II

7 ноября 1775 года Екатерина II подписала указ, в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний внутри них были выделены области) и изменены границы уездов. Позже были учреждены наместничества. Екатерининская реформа была завершена в 1785 году, и в её результате территория Российской империи стала делиться на 38 наместничеств, 3 губернии (Петербургскую, Московскую и Псковскую) и 1 область на правах наместничества (Таврическую). К концу царствования Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область.

XIX век

По состоянию на 1847 год в Российской империи насчитывалось 55 губерний и 3 области.

С 1865 года часть губерний превратились в «земские» — в них был введён институт местного управления (земства).

По состоянию на 1914 год в административно-территориальном отношении Россия делилась на губернии и области, некоторые из которых входили в генерал-губернаторства. Существовало также одно наместничество — Кавказское, в состав которого также входили губернии и области. Губернии и области делились на уезды и округа, последние — на волости. В состав губерний входили также города: губернские, уездные, безуездные. Города Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Керчь, Севастополь, Николаев, Ростов-на-Дону имели особый статус градоначальств. Большая часть губерний и областей не входила в состав генерал-губернаторств. Не входили в состав генерал-губернаторств также три области — Тургайская область (г. Кустанай), Уральская область (г. Уральск), область Войска Донского (г. Новочеркасск).

Административно-территориальное деление Российской империи по состоянию на 1914 год см.

  • в статье Губернии и области Российской империи на 1914 и
  • в разделе Список генерал-губернаторств на 1914 год статьи Генерал-губернаторство (Российская империя).

«Фактически унитарное государство»

Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.

Также по теме


«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы

19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…

Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).

Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.

«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.

В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.

Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.

В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.

«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.

  • Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
  • РИА Новости

Законодательная власть

Органом законодательной власти РФ является парламент, который носит название «Федеральное собрание». Оно включает в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную думу.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента. Данный орган обладает обширными полномочиями, которые оговорены в 102-й статье Конституции. Среди них — утверждение распоряжения президента об объявлении чрезвычайного положения, утверждение границ субъектов Федерации в пределах России, объявление выборов президента и т. д. Но основной функцией данной структуры является представительство регионов в законодательной власти.

Общая численность членов Совета Федерации, или, как их ещё называют, сенаторов, составляет 170 человек. Они формируются путем делегирования двух представителей от каждого субъекта Федерации: одного — от законодательного органа, а другого — от административного. Кроме того, президент также вправе назначать сенаторов, но не более 10 % от общей их численности. За основу берется представительство не по партийному, а по территориальному принципу.

Государственная дума – нижняя палата парламента. Именно на неё возложена основная задача по принятию законов Российской Федерации. В отличие от Совета Федерации она формируется по политическому признаку. Данный орган состоит из 450 депутатов, которые избираются методом прямого голосования граждан по смешанному принципу раз в пять лет. Смешанный принцип предполагает избрание одной половины депутатов по мажоритарной системе (выдвижение конкретного депутата в избирательном округе), а другой половины – пропорциональным способом (по спискам партий).

Административно-территориальное деление

Российская Федерация также поделена на части территориально. И такая особенность неудивительна, достаточно посмотреть на карту — это самая большая по площади страна в мире.

Административное устройство России — метод организации территории. Подобное разделение имеет серьезные обоснования. В соответствии с ним происходит построение целой структуры, образованной государственными и муниципальными властями.

При разделении принимают во внимание:

  • историю местности;
  • культуру и традиции;
  • наличие инфраструктуры, экономических связей.

Такое деление обязательно имеет в своей главе государственный руководящий орган. Важным моментом является то, что единицы не должны быть слишком большими по площади, поскольку это сводит на нет основной смысл деления, заключающийся в простоте управления. Территория должна быть средней, только так управление будет эффективным.

Основные функции АТД:

  • поддержание единства и целостности территории государства;
  • создание эффективной контролирующей системы;
  • организация служб общегосударственного характера по территориальному признаку;
  • возможность быстро мобилизовать силы при возникновении чрезвычайной ситуации, войны, стихийных явлениях;
  • охват новых территорий;
  • обеспечение эффективной системы налогообложения.

Административно- территориальное деление

Для геоурбаниста важен вопрос о
городском каркасе единиц АТД и особенно об их
центрах. Между АТД и сетью городов-лидеров,
образующих, по выражению Н.Н. Баранского,
«командный состав страны», существует самая
непосредственная связь.

Распределение по территории ведущих
городов принималось во внимание при
конструировании сетки АТД. Можно считать, что
административное районирование, как правило,
велось по центрам

Город, возвышавшийся над
другими, обладавший значительной сферой
тяготения, назначался губернским или областным
центром. Появлялся центр, стремительно
выраставший на основе индустриализации и
приобретавший главенство в определенном районе,
— учреждалась во главе с ним новая единица АТД.
Это подтверждается многочисленными примерами.
Так возникли Брянская, Ивановская, Липецкая и
Сталинградская (теперь Волгоградская) области,
Алтайский край и другие.

Территориальное устройство
Московской губернии — пример рационально
устроенной губернии

В свою очередь, АТД, его изменения,
учреждение новых основных единиц способствовали
формированию сети ведущих центров, опорных узлов
экономического каркаса страны. Став
административным центром, город получал мощный
дополнительный стимул развития, становился
приоритетной точкой роста. В действие включался
административный ресурс развития, когда
город-центр использовал «служебное положение» в
собственных интересах. Весьма показателен
период существования областных совнархозов,
когда областные, краевые, республиканские центры
получили возможность сами принимать решения о
капитальных вложениях и постарались заметно
усилить свою экономическую базу, разместив у
себя промышленные и иные новостройки.

АТД на всех этапах истории являлось
средством совершенствования территориальной
организации страны, рационального устройства ее
частей. Учреждение губерний, как показала,
например, реформа 1775—1785 гг., сопровождалось
целой системой действий: назначался центр,
определялись уезды и их центры — уездные города;
не получившие такой должности города выводились
«за штат» или вовсе преобразовывались в села;
разрабатывались генеральные планы городов — и
вновь образованных, и старых, на основе которых
производилась их перепланировка; прокладывалась
система дорог, соединявших губернский центр с
уездными («екатерининские большаки»).

Административная реформа АТД
сопровождалась глубокой ревизией состава
городов и упорядочением их сети.

Предыстория

В XIV веке началось объединение Руси под властью Великого княжества Московского, приведшее к появлению в конце XV века единого Русского государства. Оно состояло из уездов, управляемых наместниками, а позднее — воеводами, и делившимися на станы и волости. Уезды стихийно сформировались из территорий бывших княжеств, а потому очень различались размерами.

В XVII веке в пограничных регионах получают распространение военно-административные округа — разряды — состоявшие из нескольких уездов. Целью их создания являлось более успешное управление отдалённым регионом в случае внешней угрозы.

Тем не менее, система была недостаточно централизованной — контроль из Москвы был слабым, не способным преодолеть произвол на местах, а сбор налогов страдал от недоимок. В частности, недостаточный контроль выразился в Астраханском (1705—1706) и Булавинском (1707—1708) восстаниях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector